ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ №1, 2018
АРМЯНОФОБИЯ В АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ АРМЯНСКОГО ГОСУДАРСТВА
АНЖЕЛА ЭЛИБЕГОВА, ОВИК АВАНЕСОВ
A. Актуальность темы: целей и задач темы
Это исследование было проведено в 2018 году. На основе сравнительного анализа результатов мониторинга, проведенного в марте-июле.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что рассматриваемое явление продолжает расширять и регулярно обновлять свой инструментарий. Целью исследования является изучение основ образовательных программ Министерства образования Азербайджанской Республики на базе учебных заведений Азербайджана и выявление их влияния на безопасность армянской государственности и механизмы их противодействия. Авторы попытались рассмотреть следующие вопросы
1. Механизмы проявления армянофобии в учебных заведениях;
2. Влияние антиармянской политики Азербайджана на безопасность армянской государственности.
Антиармянская политика является краеугольным камнем внутренней и внешней политики Азербайджана, которая в разные периоды имела разные формы;
- До приобретения Азербайджаном государственности она проявлялась в противопоставлении с мусульманским населением, на чем формировалось самосознание кавказских татар вокруг идеи «азербайджанства».
- 1918-1920 гг. Погромы армян на территории Азербайджана и Арцаха. Попытки выдавливания армянского элемента из региона.
- Советский период. Проявление антиармянской политики в виде демографического, экономического и культурно-исторического давления на население НКАО;
- 1988-1992 гг. Погромы армян на территории Азербайджана и Арцаха;
- Поствоенный период. Антиармянская политика Азербайджана приобрела программный, институциональный характер.
Армянофобия в Азербайджане носит институциональный характер. В нее вовлечены как официальные структуры и СМИ, так и научные круги, лидеры общественного мнения и представители интеллигенции. На официальном уровне армянофобия формируется как один из столпов, на котором строится идеологическая база правящего режима. Далее официальные «мессиджы» от первого лица ретранслируются в общество посредством коммуникаторов – депутатов парламента, министров и прочих чиновников ниже рангом. В качестве ретранслятора выступают средства массовой информации и официальная пропаганда. Следующим звеном в цепочке доведения «мессиджа» до общественности являются общественные деятели и эксперты, которые более понятным неформальным языком объясняют посыл. И на последнем уровне общество, как объект пропаганды потребляет информацию.
В этой схеме важную роль играет семья, как институт воспитания граждан. И, как следствие антиармянская пропаганда проникает также в учебные заведения дошкольного, школьного и вузовского уровня.
Политика армянофобии ведется начиная с детского сада и вплоть до вузов. Учебные заведения и студенты также активно участвуют в процессе вне учебных заведений, к примеру, в социальных сетях, распространение флешмоб XankandiniVur («Ударим по Степанакерту») учениками 9-го класса средней школы N 1имени
- 168 -
ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ №1, 2018
Н.Ахундова Бакинского района Насимин. Большое внимание уделяется армянофобии также в военных учебных заведениях Азербайджана.
Б.Механизмы распространения армянофобии в учебных заведениях:
1. Визуальный: театральные представления, картины, армянские флаги у входа в учебные заведения1 ;
2. вербальный: пропагандируемый тезис о том, что Армяне являются врагами Азербайджана и Азербайджанского народа2;
3. текстовой: для распространения армянофобии в учебных заведениях в качестве основных средств служат школьные и университетские учебники и учебные пособия, а так же пособия для учителей.
Несколько примеров из азербайджанских учебников по разным специальностям для младших классов:
Учебник по азербайджанскому языку для 2-ых классов3.
Детский стишок
Армяне не пустили Деда Мороза и Снегурочку в Лачин, Кельбаджар [..]
Моя мечта: пусть Дед Мороз Снегом покроет все горы И позовет нас в гости В Гарабаг в следующем году Пусть развеются над Нашими головами черные тучи и серые ветра[...]
Если кровь эта останется не отмщенной,
Отвернется от мира справедливость,
Горд Азербайджан
И он накажет виновных в этой трагедии!4
Объяснить детям: Ходжалинскую трагедию должен признать весь мир. Если армянские зверства не будут подвергнуты надлежащей оценке, если виновные не будут привлечены к ответственности, то вера в справедливость угаснет5.
Познание мира 3 класс6
Глава 29. "Наши соседи"
Территория, где в настоящее время расположена Республика Армения, исторически являлась родиной азербайджанских тюрок. Со временем их насильно изгнали оттуда. В настоящее время в Армении нет ни одного азербайджанца.
1 Армянофобия в азербайджанской школе, https://ok.ru/video/839448857270.
2 В азербайджанском дошкольном учреждении Doniz U§aq Bagjasi в Баку учат детей ненавидеть армян. Видео опубликовано на официальной странице учебного заведения в Facebook' https://www.facebook.com/denizushaqbagcasi/videos/ 1818473 398222884/.
3Исмаилов Р., Оруджова Г., Халилов З., Джафарова Д., Учебник по азербайджанскому языку для 2-ых классов, общеобразовательной школы Баку 2016, стр. 110.
4
Исмаилов Р., Оруджова Г., Халилов З., Джафарова Д., указанный источник, стр. 123.
5 Orucova G., Qaragozova N., Ismayilov R., Xolilov Z., Azorbaycan dili (2-ci sinif). Muollim ujun metodik vosait Baki, 2014 s 142.
6 Мехтиева Г., Байрамова Ф., Познание мира: учебник по предмету «Познание мира» для 3-го класса общеобразовательных школ, Баку 2017, стр. 63.
- 169 -
ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ №1, 2018
Одна девочка внимательно рассматривала вышивку нашей одноклассницы. Ее подруги, продолжая рассматривать работы выставки, значительно отдалились от неё. Ничего не замечая, девочка неподвижно стояла и никак не могла оторвать взгляд от вышивки. Мы подошли к ней. В её глазах были слёзы. Мы поинтересовались, что случилось. Она рассказала нам интересную печальную историю своей матери.
Мы узнали, что во время страшного геноцида в Ходжалы ее мать была школьницей. Ей было всего 12 лет. Очень любила вышивать. Она вышивала на ткани прекрасные узоры.
Однажды вечером, когда она вышивала, внезапно послышался страшный грохот. На небе свистели светящиеся пули. В доме все были в панике, не зная, что делать.
Все члены семьи вынуждены были покинуть дом. В холодную зимнюю ночь под градом пуль они вместе со всеми бежали по лесу. В ту ночь погибло много людей. Кое-как её семье удалось выбраться из деревни и уцелеть. Большинство детей на выставке, собравшись вокруг девочки, безмолвно слушали её историю. Девочка сказала, что недоконченная вышивка матери до сих пор хранится у них дома. Эта вышивка ей очень дорога. Её узоры в точности такие же, как на этой вышивке. Хотя с тех пор прошло много времени, её мать так и не докончила эту вышивку. Она говорит, что очень хочет докончить её, но не может. Как только берёт в руки, перед глазами оживают картины той страшной ночи1.
Русский язык 4 класс2
Красив и прекрасен наш независимый Азербайджан. Но он мог бы быть ещё прекраснее, если бы на протяжении столетий не подвергался постоянным набегам и захватам со стороны армян. Мы помним трагедию Ходжалы, захват наших земель в Карабахе. Помним и о том, сколько невинных людей пострадало от рук этих захватчиков.
31 марта - это ещё одна трагическая дата в истории нашей страны - День геноцида азербайджанцев. В 1918 году армяне совершили погромы, поджоги, террористические акты в городах и районах Азербайджана. В результате учинённого армянами геноцида только за свою национальную принадлежность были зверски убиты десятки тысяч мирных азербайджанцев: женщин, детей и стариков. Сожжены, разграблены дома, разрушены исторические памятники, места религиозного поклонения. Открыв огонь по мечети «Тезе пир», армяне сожгли здание «Исмаилийе», считающееся одним из сокровищниц мировой архитектуры. Армяне совершили массовые погромы в Баку и в отдельных районах Азербайджана. Полностью сожгли территорию Шамахи, где проживали мусульмане, мечети в 13 кварталах и известную мечеть «Джуме». Было убито 8077 азербайджанцев, среди которых были и женщины, и дети. Армяно-большевистские формирования разрушили в Губинском уезде 162 деревни, 35 из которых не восстановлены по сей день.
Начатый армянами 30 марта 1918 года погром длился несколько дней. В Баку с особой жестокостью армянами были убиты более двенадцать тысяч мирных людей. Во время этих событий были убиты не только азербайджанцы, но и представители других национальностей.
Мехтиева Г., Байрамова Ф., указанный источник, стр. 80-81.
2 Нуриева Б., Мустафа-заде Н., Русский язык 4: учебник по предмету «русский язык» (как язык обучения) для 4-го класса общеобразовательных школ, Баку 2017, стр. 131.
- 170 -
ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ №1, 2018
Зверства, учинённые армянскими формированиями против азербайджанцев в Баку и азербайджанских уездах весной 1918 года, расцениваются как геноцид.
По указу Гейдара Алиева «О геноциде против азербайджанцев 31 марта» от 27 марта 1998 года 31 марта объявлено Днём геноцида азербайджанцев.
Просклоняйте прилагательные: верный (друг), верные (друзья). Выделите окончания.
Данные примеры демонстрируют структурный и институциональный характер воспитания детей младших классов в духе армянофобии.
Антиармянская политика на государственном уровне - это прямая угроза безопасности армянской государственности. Ярким примером являются убийства и глумления над телами солдат и мирных жителей села Талиш, совершенные вооруженными силами Азербайджана во время войны в апреле 2016 года. Это также угроза физической безопасности армян из Диаспоры1 и граждан Армении, которые учатся в иностранных учебных заведениях или участвуют в различных международных программах. Ярким свидетельством этого является убийство армянского офицера Гургена Маргаряна Рамилем Сафаровым, который был передан властями Венгрии Азербайджану, где был помилован и героизирован.
С целью противостояния антиармянской политике Азербайджана авторы рекомендуют использовать следующие инструменты;
1. наблюдение и сбор фактов;
2 .обработка и анализ информации;
3. разработка стратегии противодействия;
4. консолидация специалистов и ответственных структур;
5. Создание каналов распространения информации.
Выводы
Подводя итоги исследования, авторы пришли к следующим выводам;
а) политика, проводимая Азербайджаном, негативно сказывается на мирном урегулировании конфликта;
б) через определенный период времени в Азербайджане придет к власти поколение, воспитанное антиармянскими идеями, которое будет проводить более антиармянскую политику, чем нынешние власти;
в) в случае, если власти Азербайджана уже сейчас предпримут попытку нейтрализации антиармянской пропаганды и армянофобии в стране, понадобится еще два поколения, чтобы данные установки были ликвидированы в обществе окончательно.
։Моя жизнь в опасности!, https://www.voutube.com/watoh?v=4i93U-rde3c&feature=voutu.be. Белорусский видеоблогер покинул страну из-за угроз со стороны Азербайджана, https://navinv.bv/new/20180714/1531571987-belorusskiv-videobloger-pokinul-stranu-iz-za-ugroz-so-storonv-azerbavdzhana.
- 171 -
ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ №1, 2018
Անժելա Էլիբեգովա, Հովիկ Ավանեսով ՀԱՅԱՏՅԱՑՈՒԹՅՈՒՆԸ ԱԴՐԲԵՋԱՆԱԿԱՆ ՈՒՍՈՒՄՆԱԿԱՆ ՀԱՍՏԱՏՈՒԹՅՈՒՆՆԵՐՈՒՄ ԵՎ ԴՐԱ ԱԶԴԵՑՈՒԹՅՈՒՆԸ ՀԱՅԿԱԿԱՆ ՊԵՏԱԿԱՆՈՒԹՅԱՆ ԱՆՎՏԱՆԳՈՒԹՅԱՆ ՎՐԱ
Բանալի բառեր' Հայատյաց քաղաքականություն, պետական
ավնտանգություն, ադրբեջանական ուսումնական հատատություններ, արցախյան հիմնախնիր, հակազդման ռազմավարություն
Հոդվածում անդրադարձ է կատարվում հայատյացությունը ադրբեջանական ուսումնական հաստատություններում և դրա ազդեցությունը հայկական պետական անվտանգության վրա, մատնանշվում ինչպես թեմայի
արդիականությունը այնպես էլ հայկական կողմի առջև դրված խնդիրներն ու նպատակները: Նկարագրված են այդ հայատյաց քաղաքականության դրսևորման եղանակները: Հեղինակների կողմից իրականացված մշտադիտարկման և
հետազոտության արդյունքների հիման վրա ներկայացվել են մի շարք առաջարկություններ Ադրբեջանի հայատյաց քաղաքականությանը հակազդելու համար:
Anzhela Elibegova, Hovik Avanesov
ANTI-ARMENIAN POLICY IN AZERBAIJAN EDUCATIONAL INSTITUTIONS AND ITS INFLUENCE ON SAFETY OF ARMENIAN STATEHOOD
Keywords: Anti-Armenian policy, state security, Azeri state institutions, Artsakh conflict, counteraction strategy
The article provides an insight to the anti-Armenian policy of Azerbaijan in its educational institutions and its influence on the safety of Armenian statehood. The article also points out the relevance of the topic and the challenges and goals posed ahead of Armenian side. The manifestations of the anti-Armenian policy are described. On the basis of observations and research conducted by the authors. a number of recommendations are presented to counter the anti-Armenian policy of Azerbaijan.
Анжела Элибегова, Овик Аванесов
АРМЯНОФОБИЯ В АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ АРМЯНСКОГО
ГОСУДАРСТВА
Ключевые слова: политика армянофобии, государственная безопасность, азербайджанские учебные заведения, Арцахская проблема, стратегия противодействия
В статье рассматриваются армянофобия в азербайджанских учебных заведениях и ее влияние на государственную безопасность Армении, а также задачи армянской стороны. Описаны методы использования этой антиармянской политики. На основе результатов мониторинга и исследований, проведенных авторами, представлен ряд рекомендаций для противодействия антиармянской политике Азербайджана.
- 172 -