ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
J
Л
Хачатрян Наталья Львовна
учитель начальных классов ГБОУ Школа №64 г. Москва
АНКЕТИРОВАНИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
V
г
Аннотация. В статье приводятся методика и результаты исследования состояния формирования общеучебных умений и навыков у учащихся начальной школы при помощи анкетирования учащихся. Результаты проведенных исследований были использованы для рекомендаций по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.
Ключевые слова: общеучебные умения и навыки, начальная школа, анкетирование учащихся, совершенствование учебно-воспитательного процесса.
80
На протяжении нескольких лет в нашей школе ио- 100 пользуется личностно ориентированный подход в обучении и воспитании. Все мы знаем, что осно 8-ные противоречия между начальным и средним зв е- 60
ном начинаются во время адаптационного периода в 5 классе. Это, прежде всего организационные труд0 40
ности и проблемы [6]. Учащиеся с трудом привыкают ^ к новой организации учебного процесса, что связано с неумением пятиклассников грамотно организовать 0
учебную деятельность. Всех учителей начальной школы волнуют вопросы, как научить ребенка самоорганизации, развить умения ставить перед собой задачу, планировать деятельность, как научить самоанализу и рефлексии. Ограниченное время урока не позволяет уделять этим важным задачам должного внимания [1].
В течение двух лет эксперимента мы изучали проблему состояния формирования общеучебных умений и навыков у учащихся начальной школы [4,5].
Использовался следующий диагностический инструментарий:
• анкетирование учащихся, учителей;
• наблюдение во время УВП;
• анализ контрольных работ.
Подробно остановлюсь на анкетировании учащихся. Анкетирование проводилось в первый год проведения эксперимента. Нами были подготовлены анкеты, в которых ученик оценивал уровень развития общеучебных умений и навыков (ОУУН). Из анкет стало видно, что ребенок пытается проанализировать то, что умеет. Все ученики получили инструкцию: «Оцени уровень овладения умениями. Прочитай внимательно все высказывания и оцени себя: 1 - не владею, 2 - частично владею, 3 - владею».
Причем учащиеся получили одинаковые анкеты: и четвероклассники, и первоклассники, и третьеклассники, и второклассники. Таким образом, ученики могли оценить свои умения в развитии.
Мы получили следующие результаты (рис. 1).
□ орган.
■ интел.
□ оцен.
□ коммун.
■ ОУУН
1а 1б 1в 2а 2б 2в 3а 3б 3в 4а 4б 4в
Рис.1. Уровень развития общеучебных умений и навыков учащихся начальных классов.
Сразу же обратим внимание, что в диаграмме по 4 классам уровень развития ОУУН не поднимается выше 80%. Проанализировав работу учителей на уроках и анкеты учащихся, мы пришли к выводу, что четвероклассники более объективно рассматривают себя, у них лучше развита система самоконтроля, сформирована самооценка. При заполнении анкеты они понимали, что от них требуется, и адекватно отвечали на вопросы. Результаты данной диагностики позволили сделать вывод, подтверждающий заключение психологов, что для определения начального уровня сформированно-сти ОУУН оптимальным является девятилетний возраст. Объясняется это тем, что у учащихся 1-2 классов еще не заложены диагностируемые умения. В 4 классе мониторинг был проведен, но для коррекции выявленных проблем было мало времени, тогда как третьеклассники вполне успевают компенсировать обнаруженные при диагностике проблемы. Основной проблемой учащихся 3 классов было неумение ставить перед собой цель, планировать свою деятельность, то есть слабое развитие организационных умений. Учителям будущих 4 классов были даны следующие рекомендации [3,4].
• В начале каждой недели обговаривать общую цель: сначала в форме диалога, а впоследствии дети будут самостоятельно ставить собственную цель (например: На этой не-
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2014
75
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
100 80 60 40 20
0
4а 4б 4в
Рис. 2. Уровень развития общеучебных умений и навыков учащихся 4-х классов.
деле мы будем стараться ... учиться делать домашние задания без ошибок, сосредоточить все усилия на контрольной работе по математике и т. д.).
• Обсуждать способы решения задачи (достижения цели).
• В конце недели оценивать, насколько каждый достиг цели (например «Я старалась при выполнении домашнего задания, получила хорошие отметки»).
В конце каждой четверти ученик оценивал развитие общеучебных умений. Он мог проанализировать то, что умеет. Соотнесение высказываний с мнением учителя помогает ему формировать адекватную самооценку. Такая работа служит и дополнительным источником мотивации ребенка и создает ситуацию успеха.
Работа велась в течение года и можно подвести итоги работы (рис. 2).
Наиболее высокий результат обнаружен в развитии организационных и оценочных умений. Такая целенаправленная работа принесла и свои результаты в период адаптации в 5 классе. У учащихся не возникло организационных проблем, они легко прошли адаптацию, показали те же результаты обучения, что и в начальной школе. Все они мотивированы на дальнейшую хорошую учебу.
Данная работа сейчас ведется во 2-4-х классах всей начальной школы.
Хотелось бы обратить внимание на работу учителей первых классов. Особое внимание они уделяют развитию организационных и оценочных умений. В начале каждого урока дети ставят вместе с учителем цель, проговаривают ее. В конце урока дети оценивают свои успехи и свое отношение к уроку с помощью цветных карандашей: красный цвет - задания казались сложными, желтый - было трудно, но я справился, зеленый - я очень доволен собой. Для развития самоконтроля и самооценки учителя в конце урока обязательно задают вопросы: «Что нового узнал на уроке? Какие задания показались сложными? Какие - очень трудные? Достиг ли ты поставленной в начале урока цели?» Первоклассники в силу своих возрастных особенностей охотно отвечают на поставленные вопросы, оценивают свою работу, испытывают при этом чувство удовлетворения от результатов любого уровня, увлеченно рассказывают о своих результатах, ошибках, быстро находят пути их исправления - иногда сами, иногда с помощью учителя.
Важно, чтобы каждый ученик прожил ситуацию заслуженного успеха, пусть маленькой, но его личной победы, за счет которой он может самоутвердиться в своих глазах и в глазах сверстников. Этому немало способствует и использование такой формы поощрений, как награж-
дение грамотами каждого ученика. Все ученики начальной школы при подведении итогов обучения за четверть получают грамоту за свои «маленькие победы».
В течение учебного года ученики вместе с учителями собирали «Портфель моих достижений», куда складывали лучшие письменные работы, тетради, контрольные и самостоятельные работы, поделки, рисунки, грамоты, благодарности и т.д. А в конце года с каждым учеником, его родителями и учителем было проведено собеседование. К собеседованию идет подготовка совместно с учителем по заранее составленному плану. Ученик рассказывал о том, что удалось ему достичь в этом учебном году: предметные умения, общеучебные умения и другие его успехи в школьной и внешкольной жизни. Во время выступления ученик опирается на собранные материалы, показывая результаты своих работ, чтобы не быть голословными. Анализируя свои успехи в учебном году, ученик фиксировал трудности, с которыми он сталкивался, и причину затруднения, а также планировал свою работу на следующий учебный год, а может быть даже работу на летние каникулы. При этом родители выступали в роли слушателей, а учитель -в роли координатора, который в случае необходимости направляет, подсказывает ученику. Благодаря данной работе наши родители представляют себе требования программы к знаниям и умениям детей, лучше знают чем учителя занимаются в школе совместно с детьми, и, соответственно, в дальнейшем будут помогать работе учителя по развитию общеучебных и предметных умений не только в школе, но и вне ее.
При этом хотелось бы отметить и тот факт, что у ученика идет развитие коммуникативных умений, он учится работать с информацией.
Литература
1. Воровщиков С. Г. К вопросу об универсальных учебных действиях, общеучебных умениях и «Бритве Оккама» // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 5. С.29-37.
2. Дунилова Р. А., Бобрикова Л. Г. Реализация требований ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников: организационно-методические аспекты // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 3. С.5-11.
3. Развитие общеучебных умений - путь к функционально-грамотной личности / Р Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, А. А. Вахрушев, А. В. Горячев, Д. Д. Данилов, С. А. Козлова, Е.Л. Мельникова. М.: Баласс, 2006.
4. Сальникова С. В., Ткаченко М. О. Уровень сформирован-ности универсальных учебных действий у первоклассников: стартовая диагностика // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 2. С.16-23.
5. Сиденко А. С., Сиденко Е. А. О начале эксперимента по обучению универсальным учебным действиям при введении ФГОС // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 1. С.40-48.
6. Шамало Т. Н., Усольцев А. П. Диагностика развития субъектной активности школьников // Образование и наука. № 6 (74). 2010. С.76-84.
□ орган.
■ интел.
□ оцен.
□ коммун.
■ ОУУН
76
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2014