УДК 37.013.78:316.6
Zavrazhnov V.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social Work, Service and Tourism, Arzamas branch of UNN (Arzamas, Russia), E-mail: [email protected]
Romanova G.A., 3d year student, Psycho-Pedagogical Faculty, Arzamas branch of UNN (Arzamas, Russia), E-mail: [email protected]
Smetanina S.M., 4th year student, Psycho-Pedagogical Faculty, Arzamas branch of UNN (Arzamas, Russia), E-mail: [email protected]
ANIMATED CARTOONS AS A MEANS OF TEACHING A CHILD INTERPERSONAL RELATIONSHIPS (THE CASE OF CARTOONS OF HAYAO MIYAZAKI). The article deals with psychological and pedagogical potential of modern animation as a means of immersion of the child in the space of interpersonal relations. The relevance of this topic is that the problem of the use of animated films in education is devoted to an extremely small number of domestic psychological and educational research. The novelty of this paper is to try to move away from the tradition of pedagogical criticism animation and striving to consider the possibility of using the individual pictures in the upbringing and development of the child. The work appeals to the Japanese animation due to the fact that it represents more complicated characters relations, it is compared to western animation, in whose tradition characters are simplified. The paper discloses methods for representation of values such as friendship, life choices, etc., and shows how they can be used in the process of raising a child in the family and the development of his personality.
Key words: cartoon, animation, anime, interpersonal relations, humanistic sense, social activity.
B.В. Завражнов, канд. пед. наук, доц. каф. социальной работы, сервиса и туризма Арзамасского филиала ННГУ, г. Арзамас, E-mail: [email protected]
Г.А. Романова, студентка 3 курса психолого-педагогического факультета, Арзамасского филиала ННГУ, г. Арзамас, E-mail: [email protected]
C.М. Сметанина, студентка 4 курса психолого-педагогического факультета, Арзамасского филиала ННГУ, г. Арзамас, E-mail: [email protected]
АНИМАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ЗНАКОМСТВА РЕБЁНКА С ПРОБЛЕМАТИКОЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ МУЛЬТФИЛЬМОВ ХАЯО МИЯДЗАКИ)
В статье рассматривается психолого-педагогический потенциал современной анимации как средства погружения ребёнка в пространство межличностных отношений. Актуальность данной темы заключается в том, что проблеме использования мультипликационных фильмов в воспитании посвящено крайне малое количество отечественных психолого-педагогических исследований. Новизна данной статьи заключается в попытке отойти от традиции педагогической критики анимации и стремлении рассмотреть возможности применения отдельных картин в воспитании и развитии ребёнка. Обращение к японской анимации связано с тем, что в ней представлен более сложный характер отношений героев, по сравнению с западной анимацией, которая стремится к их упрощению. В работе раскрываются способы репрезентации таких ценностей, как дружба, жизненный выбор и др., а также показывается, как они могут быть использованы в процессе воспитания ребёнка в семье и развития его личности.
Ключевые слова: мультфильм, анимация, аниме, межличностные отношения, гуманистический смысл, социальная активность.
Психолого-педагогические исследования особенностей анимации слабо представлены в современной отечественной научной литературе. Особенно явно это проявляется в недостатке эмпирических лонгитюдных исследований влияния современных мультфильмов на развитие личности ребёнка. В силу этих причин немногочисленные теоретические работы по данной проблематике посвящены обоснованию положений о влиянии анимации на детское развитие и необходимости использования мультипликации в целях воспитания. Такое обоснование становится возможным оттого, что мультипликация является очень действенным средством воздействия на сознание и поведение ребёнка из-за красочности используемых образов и необычности сюжета, воспроизводящего мотивы известных сказок. При этом среди авторов нет единства в описании критериев психолого-педагогической экспертизы современной анимации, а также в плане разработки методически обоснованных рекомендаций по её использованию в образовании.
В данной статье также не ставится цель предложить такие критерии и рекомендации, однако делается попытка оценить психолого-педагогический потенциал отдельных мультфильмов и наметить пути их применения в развитии межличностных отношений детей подросткового возраста. В соответствии с поставленной целью предметом теоретического анализа стали японские мультфильмы, произведенные Studio Ghibli, режиссером и продюсером которых является Хаяо Миядзаки.
Для понимания этого выбора нужно обратить внимание на отношение к современной мультипликации российского педагогического и родительского сообщества, которое во многом является негативным. Анализ публикаций школьных учителей и воспитателей детского сада на тематических сайтах сети Интернет, а также знакомство с содержанием форумов для родителей, показывает, что современные мультфильмы как отечественные,
так и зарубежные подвергаются осуждению. Можно указать на несколько претензий к современной анимации: несоответствие вида персонажей образу человека, высокий уровень агрессии в сюжетах картин, чрезмерное изобилие неестественных световых и звуковых эффектов, отсутствие явно выраженной морали в конце произведения [1].
Следует отметить, что подавляющее большинство участников таких обсуждений рассматривают анимацию как «детский» жанр, существенно ограничивая его художественные возможности [2]. Это можно объяснить исторически сложившимися обстоятельствами, поскольку в Советском Союзе мультипликация активно использовалась именно как средство воспитания, что порождало соответствующие требования к содержанию мультфильма. Однако в современной культурной действительности анимация является таким же направлением искусства как литература и кинематограф, что приводит к соответствующим трансформациям ее содержания в плане снятия сюжетных ограничений. Это означает, что ряд критических замечаний, делаемых по поводу современной анимации, вытекает из непонимания её жанрового своеобразия и незнания общемировой системы возрастного рейтинга, которая указывает, для какого именно возраста предназначен тот или иной мультипликационный фильм. Так, например, когда речь заходит о негативном влиянии анимации на развитие личности нередко делается ссылка на такие картины как The Simpsons (Симпсоны) или Family Guy (Гриффины). Однако по своему сюжету эти мультфильмы явно не предназначены для детской или подростковой аудитории, а их выразительные средства, такие как сарказм и гротеск, не могут быть понятны ребёнку.
Основным средством преодоления возможных негативных последствий просмотра современной анимации большинством исследователей признается совместный детско-родительский
просмотр мультфильма с последующим обсуждением. Это требование более чем оправдано особенно, если учесть, что система ценностей, представленная в современных отечественных и зарубежных мультфильмах не всегда соответствует нормативным представлениям. Следовательно, родители должны помочь ребёнку понять содержание мультфильма и эксплицировать его позитивный смысл. В то же время требование родительского контроля в плане выбора мультфильма для просмотра также должно быть соблюдено.
В современных исследованиях понятия «мультипликация» и «анимация» используются как синонимы, что объясняется общностью технологий их создания [3]. А.С. Мурадян приводит следующие технические интерпретации понятия «анимация»:
- способ создания серии снимков, рисунков, образов, силуэтов, в отдельных фазах движения, с помощью которого во время показа их на экране возникает впечатление движения существа или предмета;
- процесс придания способности двигаться или видимости жизни объектам и неодушевленным телам в художественных произведениях и играх;
- технология мультипликации, которая является разновидностью киноискусства;
- показ графических материалов, а также компьютерная имитация движения с помощью изменения формы объектов или показа последовательных изображений с фазами движения, что применимо для сферы образования и компьютерных технологий [4, с. 28].
Родственным по смыслу понятию «анимация» является понятие «аниме». Этот жанр японской культуры предполагает использование технических средств мультипликации, но отличается характером требований к внешнему виду персонажей, способам выражений их эмоций, а также сюжетным своеобразием. Выбранные нами для теоретического анализа, мультфильмы Хаяо Миядзаки непосредственно связаны с аниме, однако ввиду тем, поднимаемых в них, мы считаем, что они заключают позитивный педагогический смысл, который может быть понят ребёнком при помощи взрослого. Для примера мы рассмотрим вопрос о возможностях анимации как средства знакомства ребёнка с проблематикой межличностных отношений через сюжет следующих мультфильмов Хаяо Миядзаки: «Навсикая из долины ветров», «Небесный замок Лапута», «Унесенные призраками», «Шагающий замок Хаула», «Со склонов Кокурико» и «Шепот сердца».
В первую очередь нужно отметить гуманистический характер этих картин и их следование общечеловеческим ценностям за счет чего обеспечивается их доступность для понимания детьми и взрослыми, вне зависимости от принадлежности к той или иной культуре. Примером этого является тема дружбы, которая поднимается во всех мультфильмах без исключения и рассматривается как один из высших видов человеческих отношений. Схожим образом репрезентуется и тема уважения к старшим, которая является традиционной для Японии. В целом Д.Е. Липаева отмечает своеобразный характер японской анимации, поскольку в ней затрагиваются такие вопросы, как «бытие, жизнь и смерть, предопределение судьбы, блага любви, будущее человека, ответы на которые требуют знаний философии и психологии» [5, с. 55].
Библиографический список
В контексте нашего исследования следует отметить амбивалентность характеров персонажей мультипликации Хаяо Миядзаки. Выражается это в первую очередь в том, что среди героев не представлен явно выраженный архетип «злодея», как, например, в западной анимации. В зависимости от ситуации персонажи могут раскрываться как с плохой, так и с хорошей стороны, при этом всегда предполагается возможность исправления отрицательного героя. Обращение Хаяо Миядзаки к волшебным сюжетам сказок позволяет подчеркнуть эту особенность. Так в мультфильме «Шагающий замок Хаула» делается недвусмысленный намек на то, что причинение зла другим может приводить к потере человеческого облика. Примером этого являются маги, участвующие в войне, которые, по словам одного из героев, «...забудут, как превратиться в людей...». При этом убийство отрицательного героя не рассматривается как способ наказания за его дурные поступки. Основной акцент делается на убеждении изменить свое поведение, что служит позитивным примером гуманного отношения в социуме. Исключением можно считать мультфильм «Небесный замок Лапута», где отрицательный персонаж все-таки погибает, однако в данном случае здесь также можно увидеть определенную логику, поскольку его замысел подразумевал причинение вреда всем людям. Сходные мотивы обнаруживаются и в мультфильме «Навсикая из долины ветров», который в иной форме также говорит о недопустимости агрессии по отношению к живому.
Отдельное место в мультипликации Хаяо Миядзаки занимает тема социальной активности и ответственности, которая поднимается в мультфильмах «Со склонов Кокурико» и «Шёпот сердца». Их особенностью является полное отсутствие элементов волшебной сказки, а основа сюжета представлена бытовыми ситуациями. Так в мультфильме «Со склонов Кокурико» центром внимания становится дом, где школьники проводят свое свободное время, занимаясь в различных кружках. Когда администрацией принимается решение снести этот дом, подростки отправляются к главе попечительского совета, который отменяет это решение. В данном случае в качестве основной идеи можно отметить то, что наличие собственной активной позиции позволяет подростку более эффективно взаимодействовать с социальным окружением, решая жизненно важные вопросы. Сходная тема поднимается и в мультфильме «Шёпот сердца», в котором главная героиня сталкивается с необходимостью жизненного самоопределения. Здесь также делается упор на значимость межличностных отношений, поскольку именно через них показывается важность выбора собственного жизненного пути.
В целом мультфильмы Хаяо Миядзаки рассчитаны скорее на подростковую аудиторию, чем на младших школьников и дошкольников. При этом понимание смысла анимации требует участия взрослого, который поможет увидеть, заключенные в сюжете мультфильма идеи о высокой ценности дружбы, необходимости выбора собственного пути в жизни и положительного отношения к людям и миру в целом. Помощь взрослого заключается в том, что он способствует трансляции смыслов мультфильма из одной культуры в другую. Однако это не требует какой-либо профессиональной подготовки, а, значит, данные мультфильмы могут быть использованы в семейном воспитании как средство развития отношений ребёнка со сверстниками и взрослыми.
1. Шаханская А.Ю. Влияние мультипликационных фильмов на развитие детей младшего школьного возраста. Вестник Челябинского государственного университета. 2013; 22: 286 - 289.
2. Коник К.П. Японская анимация: причины развития феномена в России. Современные научные исследования и разработки. 2016; 3 (3): 298 - 303.
3. Бахметьев Д.А. Анимация как фактор формирования духовных и эстетических ценностей Поиск: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2015; 3 (50): 113 - 119.
4. Мурадян А.С. Анимация как эффективное средство общего медиаобразования Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2015; 59: 27 - 34.
5. Липаева Д.Е. Анимация в пространстве визуальной культуры Японии. Aspectus. 2015; 4: 54 - 60.
References
1. Shahanskaya A.Yu. Vliyanie mul'tiplikacionnyh fil'mov na razvitie detej mladshego shkol'nogo vozrasta. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013; 22: 286 - 289.
2. Konik K.P. Yaponskaya animaciya: prichiny razvitiya fenomena v Rossii. Sovremennye nauchnye issledovaniya i razrabotki. 2016; 3 (3): 298 - 303.
3. Bahmet'ev D.A. Animaciya kak faktor formirovaniya duhovnyh i 'esteticheskih cennostej Poisk: Politika. Obschestvovedenie. Iskusstvo. Sociologiya. Ku'tura. 2015; 3 (50): 113 - 119.
4. Muradyan A.S. Animaciya kak 'effektivnoe sredstvo obschego mediaobrazovaniya Lichnost', sem'ya i obschestvo: voprosy pedagogiki i psihologii. 2015; 59: 27 - 34.
5. Lipaeva D.E. Animaciya v prostranstve vizual'noj kul'tury Yaponii. Aspectus. 2015; 4: 54 - 60.
Статья поступила в редакцию 27.01.17