АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК - ПРОВОДНИК В МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО
Садикова Ш.Ж.
Садикова Шахло Жалоловна — преподаватель, кафедры интеграционногокурса английского языка-2, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: интеграция нашей республики в мировое сообщество выдвинула новые требования к изучению иностранных языков. Главный ориентир сделан на его практическое использование. Ключевые слова: иностранный язык, интеграция, ценность, позиция, учащаяся молодежь.
В культуре англоязычных стран можно выделить основные ценностные позиции, занимающие главное место в жизни каждого человека. К ним относится: личный успех и карьера; активность и упорный труд; эффективность и полезность; вещи как признак благополучия; предприимчивость и деловитость; прагматизм и расчетливость; патриотизм и гордость; подчинение закону и властям; соблюдение правил невмешательства в чужую жизнь; забота о физической форме; уважение к науке. Национальные ценностные ориентиры выражают не только характер, психологию и менталитет нации, но и имеют ярко выраженные коммуникативные ценности и лингвокультурологическую направленность.
Основными коммуникативными ценностями являются: дистантность (privacy), вежливость (politeness), эмоциональная сдержанность (restraint) и позитивность - позитивный взгляд на мир и на окружающих (positivity). Эти особенности коммуникативного поведения воплощают главные ценности представителей британской, американской, канадской, австралийской и новозеландской культур, что получает многостороннее обозначение в вариантах английского языка [1, с. 38].
Коммуникативные ценности являются источником богатой лингвокультурной информации. Их знание необходимо для адекватной интерпретации коммуникативного поведения. Следование им способствует предотвращению коммуникативных неудач в межкультурном диалоге. Знание этностереотипов наций кардинально повышает эффективность межкультурной коммуникации, позволяет строить предположение о причинах и возможных последствиях своих и чужих поступков, корректировать поведение, понимать ситуацию и действовать в соответствии с особенностями национального характера иноязычных коммуникантов [2, с. 53]. При изучении студентами филологического направления обучения основ языка, моделей делового общения, анализа конкретной профессиональной ситуации, форм межкультурной коммуникации и национальных этнокультурных особенностей крайне важно формировать систему практических знаний и видов соответствий этностереотипов и реальных ценностных ориентиров.
При воспитании у студентов ценностного отношения к жизни, обществу, миру в системе непрерывного образования можно использовать различные технологии обучения:
• технология контекстного обучения: студент получает осмысленные знания. Для того чтобы знание стало таковым, в процессе обучения студент должен совершить двойной переход: от знака (информации) - к мысли, а от мысли - к действию, поступку. Чтобы получить статус знания, осознанного отражения действительности, информация с самого начала должна примериваться к действию, усваиваться в его контексте по принципу: «делаю, учась, и учусь, делая»;
• технология проблемного обучения: основана на конструировании творческих учебных задач, стимулирующих познавательный процесс и повышающих общую активность обучающихся. Эта технология формирует познавательную направленность личности, способствует выработке психологической установки на преодоление познавательных трудностей. В процессе проблемного обучения у студентов формируется теоретический стиль мышления;
• технология проектного обучения: занятия не ограничиваются приобретением студентами определенных знаний, умений, навыков, а выходят на практические действия обучающихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация.
• игровые технологии обучения: игра обладает существенными признаками - четко поставленными целями обучения и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания преподавателем функций и классификации педагогических игр;
• обучение на основе изучения конкретных ситуаций: сущность данной технологии состоит в том, что учебный материал подается студентам в виде микропроблем, а знания приобретаются в результате их исследовательской и творческой деятельности по разработке решений.
Использование этих технологий научат студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.
Список литературы
1. Ощепкова В.В. Язык и культура Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии. М/СПб.: ГЛОССА/КАРО, 2006. 336 с.
2. Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию / Пер. с англ. 2-е изд. М.: Дело, 2001. 448 с.
НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Усманова Ф.Р.
Усманова Феруза Рахматжановна — преподаватель, кафедра аспектов теории английского языка, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: на основе усовершенствования государственного образовательного стандарта по изучению английского языка обеспечивается новый подход в его обучении. Используются современные технологии в обучении с учётом склонностей и потребностей студентов.
Ключевые слова: обучение английского языка, вуз, преподаватель, студент, новый подход в образовании.
Новым вектором в методике обучения иностранным языкам является подход, целеполагающим концептом которого является продуктивность.
Ключевые позиции приобретают проектирование и реализация продуктивной учебно-языковой среды, а также используются эффективные лингводидактические технологии. Они позволят обеспечить системную организацию продуктивного учебно-воспитательного процесса инновационного характера, соответствующего стандартам качества высшего образования. Данная педагогическая концепция позволяет обеспечить изменение взаимных позиций преподавателей и студентов; использовать гибкую высокоэффективную систему оценивания; расширить структурирование содержания обучения; качественно отбирать адекватные методы и приемы овладения иностранным языком, а также средства и формы обучения; обеспечить индивидуализацию обучения; создать наиболее благоприятные условия для развития личности студента посредством вариативности и гибкости содержания обучения, адаптировать лингводидактическую систему к индивидуальным потребностям обучающегося и уровню его базовой языковой подготовки.
Интенсивно развивающееся направление в методике преподавания английского языка - это использование информационно-коммуникационных технологий, которые имеют высокий лингводидактический потенциал и характеризуются полифункциональностью. Интерактивные методы преподавания не только позволяют проявиться способностям каждого студента, но и активно способствуют их формированию и совершенствованию.
Коммуникативные умения и навыки работы в группе во многом обеспечивают психолого-педагогическую компетентность личности и достижение ею жизненного успеха. В частности, они дают возможность создать ситуацию, в которой бы обучающиеся самостоятельно открывали и конструировали технологии преподавания. Ценность такого сформированного умения в процессе формирования профессиональных компетенций и в социальной практике не вызывает сомнения. Обычные формы образовательной работы имеют несколько ограниченные возможности в активизации позиции преподавателя, так как он всегда находится в состоянии обучения. Нетрадиционные же формы обучения в одном случае ставят его в позицию режиссера, в другом - в позицию преподавателя, в третьем - в позицию консультанта, в четвертом - ученого, в шестом -законодателя и т.д. Чем разнообразнее выполняемые студентом роли и занимаемая им в деятельности позиция, тем разнообразнее развивается личность будущего специалиста, его мыслительная деятельность приобретает системный характер, формируется творческий, заинтересованный подход к деятельности, вырабатывается гибкость мышления и действий.
Значение использования в образовательном процессе интерактивных методов обучения заключается, прежде всего, в повышении качества подготовки будущих специалистов. Выбор методов обусловливался целями подготовки, содержанием учебного материала, профессиональной мотивацией, необходимостью формирования коммуникативных навыков и умений, нужных в практической деятельности [1, с. 28]. Всем этим требованиям в наибольшей степени отвечают активные методы обучения, имеющие в своей основе психолого-педагогическую составляющую: чтение проблемных лекций и докладов с активным участием самих обучающихся, проведение