Научная статья на тему 'Законодательство английского парламента эпохи реставрации по отношению к религиозным меньшинствам'

Законодательство английского парламента эпохи реставрации по отношению к религиозным меньшинствам Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
615
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FIVE-MILE ACT (AN ACT FOR RESTRAINING NON-CONFORMISTS FROM INHABITING IN CORPORATIONS) / AN ACT TO PREVENT AND SUPPRESSE SEDITIOUS CONVENTICLES 1664 / RELIGIOUS POLITICS / CHURCH OF ENGLAND / RELIGIOUS MINORITIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шмелева О. Е.

В данной статье рассматривается отношение королевской власти к религиозным меньшинствам, на основании анализа законодательных актов 1661-1672 гг. Дается их анализ и подробная характеристика. Отображаются основные направления религиозной политики Англии эпохи Реставрации. Описывается положение Англиканской церкви и религиозных меньшинств в государстве. Излагается содержание некоторых статутов. Воспроизводится хронология событий, происходивших в Англии в это время. Анализируется историографическая база, посвященная эпохе Реставрации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of research religious minorities, on the basis of the analysis of acts of 1661-1672 is considered. The analysis of statutes and the detailed characteristic is given. The main directions of religious policy of England of Restoration are displayed. Position of Anglican church and religious minorities in the state is described. The contents of some statutes are stated. The chronology of the events, which were taking place in England at this time is reproduced. The historiographic base devoted to the Restoration of England is analyzed.

Текст научной работы на тему «Законодательство английского парламента эпохи реставрации по отношению к религиозным меньшинствам»

УДК. 342.537(410)

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО АНГЛИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА ЭПОХИ РЕСТАВРАЦИИ ПО ОТНОШЕНИЮ К РЕЛИГИОЗНЫМ МЕНЬШИНСТВАМ

THE LEGISLATION OF THE ENGLISH PARLIAMENT IN THE RESTORATION IN RELATION TO RELIGIOUS MINORITIES

О.Е. Шмелева O.E. Shmeleva

Ивановский государственный университет, Россия, 153025, г. Иваново, ул.Ермака,39.

Ivanovo State University, 39 Ermaka st., Ivanovo, 153025, Russia

e-mail: rector@ivanovo.ac.ru

Аннотация. В данной статье рассматривается отношение королевской власти к религиозным меньшинствам, на основании анализа законодательных актов 1661-1672 гг. Дается их анализ и подробная характеристика. Отображаются основные направления религиозной политики Англии эпохи Реставрации. Описывается положение Англиканской церкви и религиозных меньшинств в государстве. Излагается содержание некоторых статутов. Воспроизводится хронология событий, происходивших в Англии в это время. Анализируется историографическая база, посвященная эпохе Реставрации.

Resume. The article presents the results of research religious minorities, on the basis of the analysis of acts of 1661-1672 is considered. The analysis of statutes and the detailed characteristic is given. The main directions of religious policy of England of Restoration are displayed. Position of Anglican church and religious minorities in the state is described. The contents of some statutes are stated. The chronology of the events, which were taking place in England at this time is reproduced. The historiographic base devoted to the Restoration of England is analyzed.

Ключевые слова: Пятимильный акт; Акт о «Тайных молельнях» религиозная политика; Англиканская церковь, религиозные меньшинства.

Key words: Five-mile act (An Act for restraining Non-Conformists from inhabiting in Corporations); An Act to prevent and suppresse seditious Conventicles 1664; religious politics; Church of England; religious minorities

Время Реставрации в Англии является уникальным не только для Великобритании, но и для европейской истории в целом. Вторая половина XVII века определяется крупными изменениями, происходившими в мировоззренческом плане. Своеобразие этого периода обусловлено, прежде всего, переменами в английском обществе. Переход от республиканской формы правления к реставрации монархии способствовал новым изменениям во всех сферах жизни1.

Революция развенчивает идеалы пуританизма, и в 1660 г. англичане приветствуют возвращение старой англиканской церкви. Но идея свободы вероисповедания не теряла своей популярности. В религиозной сфере происходят изменения. В эпоху раннего Нового времени важность религиозной политики все больше проявляется в Европе.

Внутреннюю политику эпохи Реставрации изучали известные зарубежные и отечественные историки. Отечественная историография представлена рядом статей, монографий и диссертаций по пограничным темам. Достаточного внимания данному периоду в истории Англии специально не уделяли, хотя в общих работах встречается краткое описание событий эпохи и дается оценка этому периоду.

Характеристика реставрационного периода содержится уже в трудах Н.И. Кареева. Он отмечал, что именно при Карле II Стюарте окончательно оформились партии тори и вигов. Они, по его мнению, были идентичны партиям революции, изменились лишь их наименования2.

В советской историографии широкий спектр проблем периода Реставрации и раннего Просвещения отразился в работах Т.Л. Лабутиной. В монографии «Политическая борьба в Англии в период Реставрации Стюартов. 1660-1681 гг.» автор характеризует социально-экономическое положение в стране, раскрывает процесс формирования и парламентской борьбы партий тори и вигов и освещает их взгляды на важнейшие вопросы государственного устройства. Исследователь анализирует не только работы главных теоретиков партий, но и рассматривает также взгляды рядовых членов партий.3

1 Лабутина Т.Л. Политическая борьба в Англии в период реставрации Стюартов. 1660-1681 гг. М., 1982. 202 с.

2 Кареев Н.И. Две английские революции XVII века. Л., 1924. 271 с.

3 См. Лабутина Т.Л. Политическая борьба в Англии в период реставрации Стюартов. 1660-1681 гг. М., 1982.

Изучению значимых для нашего исследования проблем реставрационного периода также посвящены статьи Т.Л. Лабутиной «Идейно-политические воззрения вигов и тори в период реставрации»1; «Антикатолицизм в Англии в правление последних Стюартов. 1660-1714» 2.

Анализ социально-экономических и политических причин, которые привели к реставрации монархии Стюартов, даны в монографии Т.А. Павловой «Вторая английская республика. 1659-1660»3.

Говоря о современных работах, необходимо отметить труды Е.С. Волковой4. Именно благодаря ее трудам, мы узнаем о дискуссиях, существовавших в пуританизме. Рядом работ представлены и темы, посвященные религиозному вопросу. Статья М.Р. Гатиной посвящена анализу тезиса Мертона и развитию религиозных идей в контексте науки нового времени.5 С.М. Морозов в своей статье рассматривает импичмент против Кларендона и его значение для жизни Англии периода Реставрации.6

Отношениям правительства к католикам этого же периода занимается Т.В. Мосолкина.7 В своей статье она рассматривает положение католиков Англии при поздних Стюартах. Используя дневники современников того времени, автор пытается выяснить изменилось ли положение католиков Англии с возвращением на престол Карла II и Якова II.

Говоря о религиозной политике предшествующей по отношению к изучаемой эпохи, невозможно не отметить исследования А.Ю. Серёгиной, освещающей период XVI - первой половины XVII вв. Сферой ее интересов являются взаимоотношения духовной и светской властей, положения католиков 8.

Нельзя не упомянуть также и работы В.Н. Ерохина, он анализировал положение католиков в Англии в XVI - начале XVII вв. в оценке современной британской историографии9.

Изучением положения религиозных меньшинств во второй половине XVII века, занимались также и зарубежные историки. Эти исследования представлены монографиями Д. Миллера и Д. Босса10, а также некоторыми статьями К. Хейли11. В этих работах анализируется положение английского католического сообщества 1570-1850 гг., взаимоотношения папства и политических институтов 1660-1688 гг.

В 1970-80 годах историками исследовались различные аспекты истории церкви Англии. В частности, Э. Фостер занимался исследованием деятельности епископа Ричарда Нила.12 Заметный вклад в описании религиозной ситуации в Англии в правление Карла I внесла работа Дж. Дейвиса «Пленение церкви Карлом».13 В ней отображается характеристика как религиозной, так и политической ситуации в стране, дается ее описание. Э. Милтон исследует вопрос внутрицерковных споров о природе церкви Англии и обращает внимание на то, что огромное количество литературы по религиозному вопросу, опубликованной в 1600-1640 годах в Англии, до сих пор остается не изученным. Исследователь П. Уайт в своей работе «Предопределение, политика и полемика: конфликт и согласие в церкви Англии от Реформации до гражданской войны»14 представляет пример нового понимания доктрины церкви Англии.

В целом в современной британской историографии по теме изучения религиозной истории десятилетий XVII века продолжается исследовательская работа.

Возращение Карла II было встречено в Великобритании с радостью. Это не удивительно, ведь многие из католиков и пресвитериан надеялись на большие перемены, которые связывались с началом царствования нового монарха15. Хотя Карл II и взошел на престол, но, тем не менее, пар-

1 Лабутина Т.Л. Идейно-политические воззрения вигов и тори в период реставрации // Проблемы британской истории. М„ 1978. С. 159-168.

2 Лабутина Т.Л. Антикатолицизм в Англии в правление последних Стюартов. 1660-1714 // Религиозная политика в Европе в XVI-XX вв. Смоленск, 1998. С. 33-34.

3 Павлова T.A Вторая английская республика 1659-1660. М., 1974; Павлова Т.А. Чибисенкова В.С. Общество друзей // Вопросы истории. 1986. №12. С. 100-110.

4 Волкова Е.С. Идейные дискуссии в пуританизме Новой Англии в конце XVII - первой четверти XVIII вв. Дисс. ... к.и.н. М., 2013. 219 с.

5 Гатина М.Р. Религия и возникновение науки в Англии XVII века // Вестник Саратовского государственного технического университета. №1. т.2. 2010.

6 Морозов С.М. Импичмент против Кларендона и его значение для политической жизни Англии периода Реставрации // Известия Саратовского университета. Серия История. Международные отношения. 2013. №4.

7 Мосолкина Т.В. Отношение к католикам в Англии в период Реставрации // Известия Саратовского университета. Серия История. Международные отношения. 2013. №3

8 Серегина А.Ю. Политическая мысль английских католиков второй половины XVI - начала XVII вв. СПб., 2006; Серегина А.Ю. Англичане или католики? Католические памфлетисты XVI - начала XVII века в истории английской политической мысли // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып. 34. М., 2011; Серегина А.Ю. Английское католическое сообщество второй половины XVI - первой трети XVII веков. Дисс. ...д.и.н. М., 2013. 805 с.

9 Ерохин В.Н. Становление англиканской церкви в XVI - первые десятилетия XVII века в освещении современной британской историографии. Нижневартовск, 2009. 110 с.

10 Bossy J. The English Catholic Community, 1570-1850. L., 1975.

11 Haley K. No Popery in the reign of Charles II // Britain and the Netherlands. The Hague, 1975. Vol. 5. P. 102-119.

12 Foster A. The Function of a Bishop: the Career of Richard Neile, 1562-1640 // O' Day R. Heal F. (Eds.). Continuity and Change. Personnel and Administration of the Church in England, 1500-1642. Leicester, 1976. P. 33-54.

13 Davies J. The Caroline Captivity of the Church. Charles I and the Remoulding of Anglicanism, 1625-1641. Oxford, 1992. P. 49.

14 White P. Predestination, Policy and Polemic: Conflict and Consensus in the English Church from the Reformation to the Civil War. Cambridge, 1992.

15 Ibid. P. 108-110.

ламент по-прежнему был нацелен на всемерное ограничение прав короля. Парламент мог бы пойти на уступки, но для него предпочтительнее был путь дальнейшего раскола с христианами пуританского толка. Возможно, это нежелание искать компромисс объяснялось тем, что большинство членов парламента принадлежало к англиканской церкви.

Имя Эдварда Хайда, герцога Кларендона, ставшего лордом-канцлером и главным министром, столь же прочно и безосновательно ассоциируется с целым рядом законов, восстановивших доминирующее положение англиканской церкви и надолго поставивших пуритан, пресвитериан, анабаптистов, квакеров и всех остальных в оппозицию. Парламент признал существование религиозных организаций, стоящих вне национальной церкви, и твердо вознамерился если не искоренить их, то хотя бы серьезно осложнить их положение. Действуя таким образом, он способствовал тому, что диссентеры консолидировались как политическая сила. Этот кодекс, несомненно, был направлен на упрочение позиций англиканской церкви и ущемление религиозных меньшинств, таких как католики и пресвитериане1.«Кодекс Кларендона» должен был укрепить позиции англиканской Церкви, а в результате еще резче обозначил раздел между «придворной» и «сельской» партией (тори и вигами). В 1670-х гг. страну захлестнула истерия под названием «Папистский заговор», которую никто из английских историков почему-то не окрестил кровавой, хотя в результате фальсификаций Титуса Оутса и тех, кто за ним стоял, приняли мученическую смерть множество католиков.

В 1662 г. из-за принятия кодекса Кларендона были потеряны все шансы на создание единой национальной церкви. Епископат становится руководящим лишь одним из течений, но не занимает позицию лидера общенациональной церкви 2.

Пути официальной церкви и диссентеров разошлись. В основу развития государственной церкви были положены не национальные, а партийные принципы. Сельские джентльмены и землевладельцы должны были иметь собственную церковь и епископов, как уже имели свою милицию и мировых судей.

Кавалерский Парламент принял Акт «О корпорациях» в 1661 г. Этот акт был разработан, чтобы укрепить власть Карла II, и был частью политики реставрации. Закон был разработан, чтобы удалить из городских корпораций любых лиц, подозреваемых в нелояльности. Согласно этому акту, назначили комиссаров, которые могли бы удалить кого-либо из корпорации, если те отказывались от клятвы верности. Даже сам владелец корпорации мог пройти через это, он также мог быть отстранен от должности, если комиссар считал, что он не был верен правительству. Этот закон позволил всех подозреваемых в нелояльности к новому королю исключить и заменить на лояльных. В результате принятия этого закона роялисты стали контролировать деятельность корпораций в городах, расширяя, тем самым, свое влияние по всей Англии. Закон оказался весьма эффективным законодательным актом.

В акте 1661 г. «О корпорациях» говорилось, что лица, занимающие официальные должности в органах самоуправления, должны были публично осудить Ковенант (это было неприемлемо для пресвитериан) и минимум раз в год принимать причастие по англиканскому обряду (на это не могли пойти католики)3. Основной целью данного акта являлось обеспечение мест в корпорациях муниципалитетов, ведь именно оттуда в дальнейшем направлялись в парламент представители от городов.

В эпоху гражданской войны середины XVII в. и свержения монархии Акты о единообразии были отменены, но после Реставрации и восстановления официальной Англиканской Церкви Карл II принял очередной Акт (1662), уничтоживший надежды умеренного крыла пуритан на возможную реформу богослужения 4. Королевский парламент потребовал новой ординации священников, не получивших ее от епископов в период гражданской войны и республиканского правления, а также подписки о безусловном признании Акта о супрематии и Книги общих молитв. Акт 1662 г. открыл период «великого гонения» на пуританских священников. В день св. Варфоломея 24 августа 1662 г. около 2 тыс. пресвитерианских священников были лишены своих должностей. Их смещение положило начало нонконформистскому движению в Англии.

Акт 1662 г. был подкреплен рядом дополнительных статутов. В частности, в 1662 году был принят «Акт о предотвращении опасностей, которые могут возникнуть из-за лиц, называемыми квакерами» Первый пункт данного закона был направлен на обоснование целесообразности его принятия. В частности, в нем указывается следующее: «В последнее время лица, называющиеся квакерами и прочие взяли и поддерживают опасные мнения и взгляды; перед законным магистратом и вопреки слову Божьему указанные лица ежедневно отказываются принимать клятву, указанные лица под предлогом религиозного культа часто собираются в больших количествах, рассказывая о своих идеях, подвергая угрозе порядок. Лучше предотвратить многие происшествия и опасности, которые могут возникнуть из-за таких опасных устремлений и незаконных собраний»6.

1 Штокмар В.В. Пуритане и церковная политика английской монархии в конце XVI - нач. XVII вв. // Проблемы отечественной и всеобщей истории. Вып. 2. Л., 1974. С. 42-47.

2 Черчилль, Уинстон Спенсер. Британия в новое время. XVI - XVII века. Смоленск, 2005. C. 26.

3 The Corporation Act of 1661 is an Act of the Parliament of England // Statutes of the Realm. 1628-1680. L., 1819. V. 5. P.

769-770.

4 An Act for the Uniformity// Statutes of the Realm. 1628-1680. L., 1819. V. 5. P. 773-775.

5 An Act for preventing Dangers which may happen from quakers // Statutes of the Realm. 1628-1680. L., 1819. V. 5. P.

782-785.

6 Ibid. P. 783.

Особое внимание уделялось в пункте о клятве верности церкви. Лицо, отказавшееся давать данную клятву, должно было понести соответствующее наказание. Строго в данном акте регламентировалось и проведение самих квакерских собраний, а именно определялось количество участников встречи, а также и видов наказаний за превышение численности собравшихся: «Если так называемые квакеры будут собираться числом от 5 или 16 -ти человек под предлогом религиозного культа, признанным незаконным, тогда данная персона или персоны облагаются штрафом не более пяти фунтов, в случае доказательств вины. Если такое повторяется во второй раз, то штраф составляет не более 10 фунтов» Ч Необходимо отметить, что отказ и невыплата штрафов приводили к тюремному заключению, а если правонарушение совершалось в третий раз, то, в этом случае преступники лишались английского подданства и депортировались из страны в любую колонию Англии. Таким образом, основным видом наказания становились денежные штрафы и изгнание из страны.

Актом регламентировался порядок проведения судебных заседаний в отношении квакеров: «Мировые судьи и присяжные должны иметь все полномочия, сделать сессии слушаний открытыми и общими, чтобы узнать все о каждом совершенном преступлении. Необходимо оказывать всяческое содействие сотрудникам юстиции и правопорядка»2. Данный фрагмент иллюстрирует, что заседания должны были проходить открытыми и общими. Это свидетельствует о наличии демократичности и гласности в процессе судопроизводства. Однако, это же говорит и о желании властей придать широкой огласке судебные заседания против квакеров, чтобы дискредитировать данное религиозное течение.

Целью этих статутов являлась чистка рядов духовенства от «инакомыслия». Естественно, за этими законами последовали и другие.

В акте 1664 г. «О тайных молельнях» пресекалась проповедническая деятельность священников, не принадлежавших к англиканской церкви. В частности, в статуте описываются меры, применяемые к диссидентам. За первое нарушение закона преступник облагался штрафом размером 10 фунтов, за второе мог быть заключен под стражу и выплатить штраф свыше 10 фунтов, за третье -40 фунтов, причем нарушитель заключался под стражу до выездного судебного слушания с участием присяжных заседателей3. Более того, если уголовное обвинение было доказуемо, то преступник депортировался в одну из колоний Его величества, а расходы, связанные с депортацией, выплачивались путем продажи собственности преступника, если таковая имелась4. Стоит обозначить, что с любым владельцем корабля заключался контракт по перевозке правонарушителя, если же выплата транспортных расходов была невозможна, то преступник становился чернорабочим сроком на пять лет, пока своим трудом не компенсирует эти расходы. Было возможно отменить депортацию и заключение, для этого необходимо было заплатить 100 фунтов. В случае помещения под стражу и депортации преступника, его родственники не лишались своей собственности. Хозяин той местности, где проводилось тайное моление, облагался таким же штрафом, как и другие преступники, участвовавшие в молении, против него также заводилось уголовное дело.

Не признавшие акт о единообразии священники вынуждены были соблюдать «Пятимильный акт» 1665 г., в котором указывалось, что им запрещалось приближаться «к малому или любому другому городу, где они проповедовали или жили ближе, чем на пять миль»5.В этом акте также находился пункт, согласно которому священник или учитель не должен был «совершать попыток к религиозным и политическим изменениям». Этот акт еще раз подтверждал ранее принятые статуты, закрепляя за собой невозможность неприятия клятвы верности церкви.

Особое внимание в религиозной политике этих лет уделялось клятве верности церкви и в статуте от 1672 г. «Акт о предотвращении опасностей, происходящих от папских рекузантов»6. Там говорится о том, что люди, занимающие должности государственной службы, с отказом принесения клятвы верности церкви лишались своего поста. Отдельный пункт повествует нам о «лицах, проповедовавших папскую религию», им запрещалось посещать церковные службы, а их отказ от принесения клятвы, так же, как и в случаях с квакерами, грозил штрафом в размере 500 фунтов.

Необходимо отметить, что в данном статуте появляется новый пункт, согласно которому принесение клятвы должно было сопровождаться уплатой пошлины размером 20 пенсов и получением сертификата, в котором было прописано, когда и кем клятва была принята. Сертификат заверялся подписью двух лиц, гарантировавших проведение принесения клятвы данным человеком, под присягой.

Все эти статуты были направлены против диссентеров, на всех тех, кто не поддерживал Англиканскую церковь. После принятия кодекса ее позиции укрепились. Но инакомыслие все равно не было искоренено до конца. Методы, использовавшиеся парламентом для борьбы с религиозными меньшинствами, были разнообразными. Все зависело от степени нарушения статутов. Широко применялась система штрафов, отличающаяся по своим размерам. За повторные правонарушения некоторых законов применялась депортация из страны.

1 Ibid. P.784.

2 Ibid. P. 785.

3 Ibid. P. 790-793.

4 Ibid. P. 650-654.

5 Ibid. P. 654.

6 Ibid. P. 782-785.

Все эти методы являлись свидетельством того, что парламент всеми силами пытался упрочить положение церкви Англии, уничтожив всевозможные религиозные течения, противоречившие ей.

Библиография

Волкова Е.С. Идейные дискуссии в пуританизме Новой Англии в конце XVII - первой четверти XVIII вв. Дисс. ... к.и.н. М., 2013. 219 с.

Гатина М.Р. Религия и возникновение науки в Англии XVII века // Вестник Саратовского государственного технического университета. №1. т.2, 2010. С. 15-22.

Ерохин В.Н. Становление англиканской церкви в XVI - первые десятилетия VII века в освещении современной британской историографии. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2009. Кареев Н.И. Две английские революции XVII века. Л.: Гос. Кн. Изд., 1924.

Лабутина Т.Л. Антикатолицизм в Англии в правление последних Стюартов. 1660-1714 // Религиозная политика в Европе в XVI-XX вв. Смоленск: СГУ, 1998. С. 55-66.

Лабутина Т.Л. Политическая борьба в Англии в период реставрации Стюартов. 1660-1681 гг. М.: Наука,

1982.

Лабутина Т.Л. Идейно-политические воззрения вигов и тори в период реставрации // Проблемы британской истории. М.: Наука, 1978. С. 45-61.

Морозов С.М. Импичмент против Кларендона и его значение для политической жизни Англии периода Реставрации // Известия Саратовского университета. Серия История. Международные отношения. 2013. №4. С. 34-41.

Мосолкина Т.В. Отношение к католикам в Англии в период Реставрации // Известия Саратовского университета. Серия История. Международные отношения. 2013. №3. С. 54-65. Павлова T.A. Вторая английская республика 1659-1660. М.: МГУ, 1974-

Павлова Т.А. Чибисенкова В.С. Общество друзей / / Вопросы истории. 1986. №12. С. 100-110. Серегина А.Ю. Английское католическое сообщество второй половины XVI - первой трети XVII веков. Дисс. . д.и.н. М., 2013.

Серегина А.Ю. Политическая мысль английских католиков второй половины XVI - начала XVII вв. СПб.: Наука, 2006.

Серегина А.Ю. Англичане или католики? Католические памфлетисты XVI - начала XVII века в истории английской политической мысли // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып. 34. М., 2011. С. 73-88.

Черчилль, Уинстон Спенсер. Британия в новое время. XVI - XVII века. Смоленск: Русич, 2005. Штокмар В.В. Пуритане и церковная политика английской монархии в конце XVI - нач. XVII вв. // Проблемы отечественной и всеобщей истории. Вып. 2. Л.: ЛГУ, 1974. С. 45-61. Bossy J. The English Catholic Community, 1570-1850. L.: CC, 1975.

Davies J. The Caroline Captivity of the Church. Charles I and the Remoulding of Anglicanism, 1625-1641. Oxford: UP, 1992.

Foster A. The Function of a Bishop: the Career of Richard Neile, 1562-1640. Leicester: Ed., 1976. Haley K. No Popery in the reign of Charles II // Britain and the Netherlands. The Hague, 1975. Vol. 5. P. 123-144. White P. Predestination, Policy and Polemic: Conflict and Consensus in the English Church from the Reformation to the Civil War. Cambridge: UP, 1992.

References

Cherchill', Uinston Spenser. Britaniia v novoe vremia. XVI - XVII veka. Smolensk: Rusich, 2005. Erokhin V. N. Stanovlenie anglikanskoi tserkvi v XVI - pervye desiatiletiia VII veka v osveshchenii sovremen-noi britanskoi istoriografii. Nizhnevartovsk.: Izd-vo Nizhnevart. gumanit. un-ta, 2009.

Gatina M.R. Religiia i vozniknovenie nauki v Anglii XVI I veka // Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. №1 t.2, 2010. S. 15-23.

Kareev N.I. Dve angliiskie revoliutsii XVII veka. L.: Gos. Kn. Izd., 1924.

Labutina T. L. Antikatolitsizm v Anglii v pravlenie poslednikh Stiuartov. 1660-1714 // Religioznaia politika v Evrope v XVI-XX vv. Smolensk: SGU, 1998. S. 55-66.

Labutina T.L. Politicheskaia bor'ba v Anglii v period restavratsii Stiuartov. 1660-1681 gg. M.: Nauka, 1982. Labutina T.L. Ideino-politicheskie vozzreniia vigov i tori v period restavratsii // Problemy britanskoi istorii. M.: Nauka, 1978. S. 45-61.

Morozov S.M. Impichment protiv Klarendona i ego znachenie dlia politicheskoi zhizni Anglii perioda Restavratsii. // Izvestiia Saratovskogo universiteta. Seriia Istoriia. Mezhdunarodnye otnosheniia. 2013. №4. S. 34-41.

Mosolkina T.V. Otnoshenie k katolikam v Anglii v period Restavratsii // Izvestiia Saratovskogo universiteta. Seriia Istoriia. Mezhdunarodnye otnosheniia. 2013. №3. S. 54-65.

Pavlova T.A. Vtoraia angliiskaia respublika 1659-1660. M.: MGU, 1974. Pavlova T.A. Chibisenkova V.S. Obshhestvo druzej // Voprosy istorii. 1986. №12. S. 100-110. Seregina A. Iu. Anglichane ili katoliki? Katolicheskie pamfletisty XVI - nachala XVII veka v istorii angliiskoi politicheskoi mysli / / Dialog so vremenem. Al'manakh intellektual'noi istorii. Vyp. 34. M., 2011.

Seregina A. Iu. Politicheskaia mysl' angliiskikh katolikov vtoroi poloviny XVI - nachala XVII vv. SPb.: Nauka, 2006. Seregina A.Iu. Angliiskoe katolicheskoe soobshchestvo vtoroi poloviny XVI - pervoi treti XVII vekov. dis.d.i.n.. M., 2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Shtokmar V.V. Puritane i tserkovnaia politika angliiskoi monarkhii v kontse XVI - nach. XVII vv. // Problemy otechestvennoi i vseobshchei istorii. Vyp. 2. L., 1974. S. 45-61.

Volkova E.S. Ideinye diskussii v puritanizme Novoi Anglii v kontse XVII - pervoi chetverti XVIII vv.; dis.k.i.n. M., 2013. 219 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.