М. С. Бриткевич
(Москва)
Андрагогическое сопровождение педагогов в диссеминации инновационного педагогического опыта
В статье представлены результаты андрагогического сопровождения педагогов в процессе освоения инновационного опыта. Проанализирован процесс реализации программы, разработанной на основе принципов андрагогики, выявлены особенности взаимодействия с учителями, намечены перспективы работы в этом направлении
В условиях реформирования современного российского образования огромную роль приобретает распространение инновационного педагогического опыта, которое в соответствии с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» может рассматриваться в качестве одного из важнейших ресурсов модернизации системы образования в целом, в аспекте проблемы непрерывности педагогического образования, в частности. В соответствии с этим одной из важнейших задач является выявление условий оптимизации процесса распространения педагогического опыта, определение условий его творческой переработки педагогическим сообществом. На основании этих положений возможна разработка системы андрагогиче-ского сопровождения распространения инновационного опыта, которая обеспечивает эффективность трансляции и внедрения опыта на различных уровнях функционирования системы образования. При этом диссемина-ция профессионального педагогического опыта понимается как системно организованная деятельность по распространению инновационных идей, концепций, методов, технологий с целью развития и совершенствования педагогической деятельности учителей, не участвовавших в их разработке и апробации [4, 9, 10].
Следует отметить, что в процессе поддержки педагогов, осваивающих инновационный опыт, зачастую возникают затруднения, обусловленные в первую очередь тем, что технологическая основа этого процесса базируется на общепедагогических принципах, сформулированных в контексте проблемы обучения и воспитания детей, тогда как субъектами обучения в данном контексте являются взрослые люди, имеющие тот или иной
опыт профессиональной деятельности. В результате зачастую наблюдается низкая мотивация педагогов к освоению инновационного педагогического опыта, отсутствие интереса к повышению квалификации, низкая удовлетворенность процессом и результатом обучения [3, 5, 6, 8, 11], что, в свою очередь, приводит к снижению качества результатов повышения педагогической квалификации в целом.
Анализ работ показал, что решение этой проблемы возможно, если организация педагогического сопровождения учителей, осваивающих инновационный педагогический опыт, будет опираться на положения андра-гогического подхода к образованию, реализующего принципы самостоятельности обучения, опоры на опыт обучающихся, актуализацию результатов обучения, развитие образовательных потребностей [1, 2].
Решение этой проблемы предполагает разработку андрагогического сопровождения педагога в процессе диссеминации инновационного опыта, которая, с одной стороны, будет отвечать задачам модернизации системы повышения педагогической квалификации в соответствии с современными реалиями общественного развития и, с другой стороны, потребностям самих педагогов. С этой целью была разработана программа андрагогиче-ского сопровождения учителей в диссемина-ции опыта инновационной педагогической деятельности, направленная на осознание педагогами имеющегося инновационного опыта и обучение способам его структурирования и презентации.
Цель программы - создание условий эффективного андрагогического сопровождения учителя в диссеминации опыта инновационной педагогической деятельности.
Программа была реализована на базе Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования в 20112013 гг.
Первый блок программы направлен на формирование знаний и представлений о том, что такое инновационный педагогический опыт, на осознание и отработку умений определять специфику собственного педагогического опыта и опыта коллег. Блок включает следующие модули:
1) понятие инновационной педагогической деятельности. Виды и критерии оценки инновационного профессионального опыта;
2) знакомство с основными видами инновационной педагогической деятельности;
3) определение компонентов инновационной деятельности, используемой в собственном педагогическом опыте. Выделение основной идеи своего инновационного педагогического опыта.
Второй блок программы направлен на формирование представлений о диссемина-ции инновационного педагогического опыта, осознание значимости процесса диссемина-ции для профессиональной деятельности учителя, овладение основными технологиями диссеминации инновационного педагогического опыта, практическую отработку одной из технологий на примере собственного опыта. Модули второго блока:
1) определение понятия диссеминации;
2) о владение основными способами и принципами диссеминации инновационного педагогического опыта;
3) написание проекта диссеминации собственного инновационного профессионального опыта (составление плана выступления на методическом объединении учителей-предметников или конференции, написание плана статьи и т.д.).
Третий блок направлен на знакомство с андрагогическими принципами обучения, овладение ими и их практическую отработку. Модули третьего блока программы:
1) определение понятия андрагогика и андрагогические принципы обучения;
2) практическая отработка применения андрагогических принципов: разработка мини-занятия по обучению коллег на основе андрагогических принципов.
Для определения результативности обучения по программе андрагогического сопровождения учителей в диссеминации опыта ин-
новационной педагогической деятельности проводилось сравнение педагогов, проходивших и не проходивших обучение по программе. Для этого были сформированы две группы учителей:
- не проходивших обучение - 150 человек;
- прошедших обучение - 150 человек.
Результаты анализа достижений и активности педагогов в профессиональной деятельности за период 2012-2013 гг. позволили выявить достоверные различия по следующим параметрам:
- выступление на школьных семинарах в качестве докладчика или ведущего,
- выступление на районных семинарах в качестве докладчика или ведущего,
- выступление на школьной/районной конференции в качестве докладчика,
- публикация статьи по итогам участия в конференции,
- размещение разработанных методических материалов на сайте школы,
- участие в проектной группе по специализированной теме.
Данные различия говорят о том, что в целом обучение прошло эффективно и дало определенные результаты. Выступление учителей на различных мероприятиях является показателем того, что повысился уровень осознания ими собственного инновационного педагогического опыта, активизировалось умение его структурировать и презентовать коллегам на мероприятиях различного формата и уровня.
Повышение количества публикаций учителей после выступлений на конференциях разного уровня демонстрирует их умения описать те инновационные приемы, которые они применяют в практике школьного обучения. Также следует отметить увеличение показателей общей активности педагогов, о чем свидетельствует их участие в проектных группах и размещение разработанных методических материалов на сайте школы. Данные позитивные изменения можно рассматривать как шаг в расширении возможностей диссеминации собственного инновационного педагогического опыта.
В результате прохождения программы обучения также следует отметить изменения на уровне тенденций по параметрам:
- участие в городской конференции в качестве докладчика,
- участие во всероссийской конференции в качестве слушателя.
30
Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО
Вероятно, для учителей участие в городских и всероссийских конференциях - достаточно высокий уровень представления результатов собственной педагогической деятельности. Это может быть связано с относительно небольшим временным промежутком после окончания обучения по программе и тем, что учителя не успели проявить себя в данном направлении. Другой причиной могут выступать внутренние ограничения, так называемый «стеклянный потолок», когда существует представление, что определенный уровень достижений «не для меня».
Ниже перечислены сферы, которые по каким-то причинам остаются затруднительными для учителей даже после прохождения специального обучения. Это может быть связано как с внутренними барьерами, так и с недостаточной подготовкой для реализации себя в данном направлении:
- написание и публикация статьи в журнале,
- разработка образовательной программы по диссеминации опыта педагогического коллектива.
Также после обучения не выявлено достоверных различий по следующим параметрам:
- участие в районных семинарах в качестве слушателя,
- участие в школьной/районной конференции в качестве слушателя,
- участие в городской конференции в качестве слушателя,
- посещение открытых уроков коллег,
- проведение открытых уроков,
- выступление на школьных семинарах в качестве докладчика или ведущего,
- чтение статей об инновационных разработках коллег,
- чтение новой методической литературы.
Очевидно, в этом перечне представлены те
формы работы, которые привычны для учителей, в которых они регулярно участвуют и традиционно проявляют высокий уровень активности. Причем большинство описанных здесь форм носит пассивный характер и не требует обязательного переосмысления имеющегося педагогического опыта и трансляции его коллегам.
Также не выявлено достоверных различий по параметрам:
- участие во всероссийской конференции в качестве докладчика,
- написание коллективной монографии,
- написание монографии.
Можно предположить, что написание монографии - это сложная научная деятельность, требующая глубоких знаний по определенной проблематике, специальных компетенций, обеспечивающих системный анализ и грамотное изложение рассматриваемого вопроса.
Итак, в результате проведения программы андрагогического сопровождения педагогов в диссеминации опыта инновационной педагогической деятельности можно сделать следующие выводы.
Диссеминационная активность педагогов стала достоверно выше. Она связана с выступлениями на школьных и/или районных семинарах и конференциях в качестве докладчика, публикациями статей по итогам участия в конференции, размещением разработанных методических материалов на сайте школы и участием в проектной группе по специализированной теме.
Диссеминация стала восприниматься учителями в большей степени как осмысление собственной проделанной педагогической работы; результаты диссеминации педагогического опыта коллег необходимы как для них самих, так и для улучшения собственной педагогической деятельности. Участие в дис-семинации - это путь собственного профессионального роста.
Данные изменения можно рассматривать как результат участия в программе, направленной на осознание имеющегося инновационного опыта и обучение способам его структурирования и презентации, что может характеризовать программу как эффективную. Но при этом выход учителей на более высокий уровень осмысления и представления собственного опыта и более активное участие в процессах диссеминации является затруднительным. Можно предположить различные причины этих затруднений: отсутствие потенциала или необходимых профессиональных знаний по предмету, незнание инновационных технологий, внутренние барьеры и ограничения (страшно представлять собственный опыт на всеобщее обозрение, трудность того, что другие сочтут описание недостаточно грамотным; трудности, связанные с нехваткой сил и времени и др.).
В целом, полученные результаты говорят о том, что обучение по программе андрагоги-ческого сопровождения учителей в диссеми-нации опыта инновационной педагогической
деятельности было эффективным, но недостаточным. Требуется его продолжение (возможно, вторая ступень обучения), что позволит улучшить и расширить полученные зна-
ния, умения и навыки, необходимые учителям для эффективной диссеминации инновационного педагогического опыта и преодоления внутренних барьеров.
Литература
1. Вершловский С. Г. Непрерывное образование: Историко-теоретический анализ феномена. - СПб.: СПбАППО, 2008. - 155 с.
2. Змеев С. И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. - М. : Per Se, 2007. - 272 с.
3. Матвеева С. Е. Педагогический мониторинг инновационной деятельности в системе «школа - ссуз - вуз». - Казань : РИЦ «Школа», 2011. - 364 с.
4. Моисеев А. М. Диссеминация образовательных ресурсов, созданных в ходе осуществления Мегапроекта «Развитие образования в России» (Среднее образование) : методич. рекомендации.
- М.: МГОУ, 2003. - 127 с.
5. Найденова 3. Г., Лисицын С. А., Панасюк В. П. Становление и качество инновационных процессов в современном образовании // Человек и образование. - 2007. - № 1-2. - С. 3-7.
6. Пахомова Е. М. Проблемы выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта в работе учреждений методической службы // Методист. - 2005. - № 2. - С. 29-33.
7. Практическая андрагогика. Книга 5. Открытое образование взрослых: моногр. / под ред. А. Е. Марона. - СПб.: УРАО ИОВ, 2012.
- 400 с.
8. Сидоров С. В. Инновации в сельской школе: теория и практика. - Шадринск : Изд-во ПО «Исеть», 2006. - 266 с.
9. Слободчиков В. И. Очерки по психологии образования. - Биробиджан : Изд-во БГПИ, 2005. - 272 с.
10. Шкерина Г. А. Концептуализация педагогического опыта как инновационная форма повышения квалификации // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - №2. - С. 334-340.
11. Яковлева Г. В. Условия эффективности инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2010. - Т. 12. - № 5-1. - С. 94-97.
З2
Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО