Среднее специальное образование: опыт, проблемы
языка (речи), культуры и языка (речи) оказываются в числе актуальных проблем в щихся-татар русской школы, также студентов учреждений начального, среднего профессионального образования и рассматриваются в данной статье. Литературное произведение не становится здесь лишь материалом для культуроведческого анализа, а сохраняет свою значимость именно как явление художественной литературы, поскольку культурные реалии, включенные в образную систему, рассматриваются не сами по себе, а являются органической частью этой системы.
Литература:
1 Сорокин Ю.А. Переводоведение: статус переводчика и психогерменевтические процедуры. — М.: ИТДГК «Гнозис», 2003.— С.5.
2 Поварисов С. Мвктвптв вдвби эсер телен ейрену— Казан: Тат.кит.нешр., 1978. — С. 27.
3 Исмегыйлова С.Г. Мектепте драма есерлерен ейрену: Эдебият укытучалары ечен методик кулланма. — Казан: Тат.кит.нешр., 1983— 105 б.; Шул ук. Рус мектеплеренде белем алучы татар балаларына ана телен Ьем едебиятын укыту. — Казан: Мегариф, 1993. - 120 б.
4 Залялиева М.Ш., Адгамова Г.М., Сибгатуллина Д.Ш. Учебник-хрестоматия для 5 класса одиннадцителетней средней школы. -Казань: Мегариф, 1995; третье издание - 2000 г.; Яхин А.Г. 5 нче сыйныфта татар едебиятын укыту: Укытучылар ечен кулланма. - Казан, 1996; Ахмадуллин А. Татар едебиятыннан хрестоматия: 5 с-ф ечен ярдемлек. - Казан, 1999.
5 Эдебият: VI класс ечен дереслек-хрестоматия. / Ф.А.Ганиева, Ф.Ф. Исламов., Т.Ш.Гыйле^ев. - Казан, 1992. - 240 б.; Татар едебияты: Рус мектеплеренец 6 нчы сыйныфын-да укучы татар балалары ечен дереслек хрестоматия /Ф.Г.Галимуллин, Ф.К.Мифтиева, И.Г.Гыйле^ев. — Казан:, 1995. — 207 б.
6 Исламов ф., Закир^анов Э. Яца дереслек// Мегариф. - 1994.->9.-Б.26.
процессе обучения родной литературе уча
7 Читек - вид обуви. Кв^ул читек- высокие до колен сапожки из мягкой кожи с мягкой же подошвой изготовлялись из юфти, хрома и сафьяна. См.: Этнография татарского народа. - Казань: Магариф, 2004. - С. 97-98.
8 Там же. См.: Исламов Ф.Ф., Закир^анов Э.М. Татар вдвбияты: Рус мвктвплвренец 5 нче сый-ныфында укучы татар балалары ечен двреслек.
— Казан: Мвгариф, 1994. — Б. 58-70.
9 Хантимерова Г. Национальное своеобразие оригинала и проблема перевода. Исследование.-Казань: Тат.кн.изд., 1974, 34-36.
10 Сафиуллина Ф.С., Фатхуллова К.С. Татарский язык (интенсивный курс). — Казань: Хэтер, 1999. —С. 431-440.
11 Татар вдвбияты: Рус телендв урта гомуми белем бируче мвкт. 5 нче с-фы ечен двреслек / Ф.Ф.Исламов, Э.М.Закир^анов. — Яцадан эшлвнгвн 3 нче басма. — Казан: Мвгариф, 2004.
— Б. 206-211.
12 Иаджудж-Маджудж - легендарные народы Гог и Магог, запертые когда-то на севере будто бы стеной Зулькарнайна - Искандера - Александра Македонского. Об этом народе говорится в суре "Пещера" Корана, в "Путешествии Ибн Фадлана на реку Идель". Как следует из последнего, будто в стране булгар жил человек-великан из числа народа Гог и Магог, обитавших "между морем и горами", но ко времени прибытия посольства к болгарам, он умер. Из Корана становится известно то, что Зулькарнайн, по "милости Аллаха" и по просьбе людей "восхода солнца", построил преграду (воздвиг стену) на пути Иад-жуда и Маджуджа, которые "распространили нечестие на земле".
13 VIII часть произведения Антуана де Сент-Экзюпери "Планета людей" - "Люди" заканчивается словами: "Того, что меня мучит, не излечить бесплатным супом для бедняков. Мучительно не уродство этой бесформенной, измятой человеческой глины. Но в каждом из этих людей, быть может, убит Моцарт. Один лишь Дух, коснувшись глины, творит из нее Человека" (Сочине-ния.-М., 1964 /Пер. С.Галь).
АНДРАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ
Г.И.Салиева, научный сотрудник ИПППО РАО
Организация образования лиц пожилого или «третьего» возраста является актуальной социально-педагогической проблемой для России, возникновение которой связано с постарением населения и повышением культурного уровня старшего поколения. Кроме применяемых для граждан пожилого возраста в контексте образования терминов: «образование», «самообразование», «информирование» выделяется специальное понятие «образование взрослых» (Adult education) - процесс получения знаний, профессиональных навыков и ценностей у людей, вышедших из возраста получения общего образования [11].
Этим занимается андрагогика как самостоятельная область научного знания, рассматривающая образование в контексте жизненного пути взрослого человека. Анд-рагогический подход появился во многом в результате противопоставления образования взрослых - традиционному школьному образованию. Основные положения андра-гогического подхода в контексте технологии образования пожилых можно сформулировать следующим образом: обучающийся - субъект образовательного процесса, который стремится к самореализации, самостоятельности, самоуправлению и осознает себя таковым; обладает мудростью, социальной, профессиональной и личностной компетентностями, которые являются источником обучения других; пожилой человек обучается для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретной цели; его учебная деятельность в значительной степени детерминируется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо интенсифицируют процесс обучения; реализуется высокая степень свободы выбора всех параметров процесса обучения; форма организации обучения - совместная деятельность обучающегося и обучающего на всех его этапах: планирования, реализации, оценивания, коррекции; обучающий выполняет роль наставника, консультанта, фассилита-
тора, помогающего обучающемуся [3].
Наиболее глубокие и всесторонние исследования применительно к образованию взрослых людей представлены в работах С.И.Змеева, В.М.Васильчикова,
С.Г.Вершловского, Г.Ключарева,
Л.Н.Лесохиной, Э.М.Никитина,
В.А.Сластенина и др. [1]. Швейцарский исследователь П.Фюрте определяет андраго-гику как «науку о формировании человека на протяжении всей жизни» [4]. Европейская Концепция обучения в течение всей жизни выводит обучение из четких рамок институционального пространства, расширяя возможности получения образования неформальным и спонтанным обучением и предполагает как более разнообразные формы, так и нефиксированные временные границы его получения. В настоящее время теория образования в течение всей жизни получила официальное признание в России. Она заявлена как основная цель модернизации образования Российской Федерации и в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года [7].
С позиции С.Г.Вершловского образование пожилых людей рассматривается как важнейший инструмент их социализации. «Важно не столько количество лет обучения и корреляции между этими показателями и различными характеристиками жизнедеятельности человека, сколько направленность образования, его способность содействовать поиску решений в ситуациях социального выбора и, тем самым, преобразовать качество жизни» [3].
Права пожилых людей в области культуры и образования рассматриваются в контексте конституционных прав. Пожилым людям гарантируется вовлечение в активную культурно-досуговую и образовательную деятельность независимо от пола, национальности, происхождения, социального и имущественного положения, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства [2]. Нашли свое отражение вопросы образования пожилых людей и в проекте Концепции государственной социаль-
ной политики в отношении граждан старшего поколения на период до 2010 года [5]. Таким образом, российское законодательство и подходы государства к решению проблем, связанных с получением пожилыми людьми образования, не противоречат международным правовым актам, среди которых можно назвать Принципы Организации Объединенных Наций «Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста» (декабрь 1991 г.) [9], материалы Всемирной конференции ЮНЕСКО по образованию взрослых (июль 1997 г.) и второй Всемирной ассамблеи по проблемам старения (апрель 2002 г.).
В 1994 году приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию утверждена специальность «Андрагогика». Сферами деятельности спе-циалистов-андрагогов являются: преподавательская, научно-методическая, социально-педагогическая, культурно-
просветительская. Определение содержания андрагогической подготовки, методики и организации обучения, разработка соответствующих курсов - одна из важнейших исследовательских задач, реализация которых позволит повысить эффективность образования взрослых как социального института [1].
Потребность пожилых людей в образовании является сложной, глубоко личностной и, вместе с тем, социально обусловленной (прежде всего, принадлежностью человека к большим и малым социумам) полифункциональной структурой, имеющей тенденцию к постоянному развитию - хотя бы в силу того, что и сам человек, и среда его жизни, и окружение находятся в постоянном изменении и развитии [1].
Пожилое население обладает значительным жизненным и профессиональным опытом, которое оно приобрело во всех областях жизни, что позволяет им быстрее познавать новое. Отсюда можно предположить, что пожилые люди мотивированы к учебе. Задачей общества является помочь пожилому населению определиться с тем, в каком направлении совершенствовать свои знания,
как создать условия для реализации образовательного процесса, как обеспечить условия для включенности в общественно-полезный труд. Субъект процесса - пожилой человек - в рамках образовательной деятельности раскрывает свои потенциальные возможности и обнаруживает интерес к новым сферам деятельности, новым жизненным ориентирам и сферам общения.
Образование пожилых людей - это не образование в привычном понимании, поскольку речь идет о своеобразных формах обучения с иными целями. На курсах, в кружках, циклах лекций, практических занятиях, беседах пожилые люди не просто приобретают сумму знаний и навыков, а наряду с этим переосмысливают собственную биографию и самих себя, осваивают современную жизнь. Обучение пожилых людей выражается в процессе их личностного роста, осознания и получения знаний по современным наукам. Конечной целью такого образования является активное социальное и творческое долголетие, участие пожилого человека в экономической, социальной, культурной и личной жизни. Поэтому обучение и просвещение людей «третьего» возраста должно отвечать их конкретным потребностям и охватывать практически все области знаний.
Сегодня имеется возможность образовательными средствами преодолеть социально-психологические проблемы пожилых людей через создание специальных образовательных программ, организацию и проведение мероприятий, призванных помочь им лучше ориентироваться в современной жизни. Организационной базой для реализации образовательных программ, адаптированных в соответствии с потребностями пожилых людей, являются народные университеты, университеты «третьего» возраста, лектории, факультеты, геронтологические университеты. В результате пожилые люди получают возможность преодолеть социальную изоляцию, устанавливать новые контакты, хорошо проводить свой досуг и получать новые полезные знания [10].
Поскольку в образовании пожилых сам
обучающийся является главным субъектом образовательного процесса, для эффективного непрерывного образования взрослых необходимо знакомство каждого обучающегося с основами андрагогики. При этом каждый обучающийся должен иметь представление о том, что такое образовательный процесс и роли участников этого процесса; собственных потребностях и возможностях в обучении (психофизиологические, временные, бытовые), целях своего обучения; возможных моделях обучения, видах и формах обучения, методах и средствах обучения и самообучения, вопросах организации обучения, образовательных программах. Образовательные программы способствуют более активной интеграции политической и экономической жизни страны, города, района; пониманию и осмыслению быстро меняющейся жизни, социальной и психологической адаптации пожилых, продлению их творческой и физической активности; реализации культурно-образовательных направлений.
Содержательный компонент образования взрослых, связан с основными его функциями, среди которых главные: а) компенсаторная - восполнение ранее отсутствовавших или упущенных образовательных возможностей; б) адаптационная - приспособление к новым требованиям жизни в динамично меняющемся обществе; в) развивающая - поступательное обогащение деятельных способностей человека и его духовного мира [1]. На наш взгляд, вышеперечисленный ряд функций можно дополнить функцией коммуникативной, поскольку именно эта функция способствует установлению новых связей, социальных отношений, улучшению межличностных отношений пожилых людей.
Рассматривая предметно-
содержательный аспект образования взрослых, его особенности по сравнению со средним и вузовским образованием, можно выделить некоторые характерные для образования взрослых особенности, которые заключаются в:
1. актуальности предметного содержания
образования взрослых и системности в содержании образования, предполагающей известную базу теоретических представлений и опыта обучающегося, поэтому данное свойство присуще именно образованию взрослых;
2. проблемности содержания образования взрослых, рассматривающей образование как способ решения жизненных проблем взрослого человека; выявление значимых для обучающегося проблем как исходный пункт мотивации его образовательной деятельности;
3. контекстности образования, в соответствии с чем обучение преследует жизненно важные для обучающегося цели, ориентировано на выполнение им социальных ролей или совершенствование личности;
4. практикоориентированности - подходе к отбору содержания образования взрослых с приоритетом тех знаний и умений, которые находят непосредственное прямое применение в практике;
5. информативности в содержании образования взрослых, подразумевающей высокую информационную насыщенность учебного материала, и мобильности образования взрослых.
Мы рассматриваем образование пожилых людей в рамках общекультурного образования, которое можно подразделить на: 1) образование, удовлетворяющее потребности личности в своем развитии; 2) образование, направленное на поддержание и развитие своего здоровья; 3) образование, удовлетворяющее потребности человека в содержательном проведении досуга. Общекультурное (общеразвивающее) образование пожилых людей ориентировано на приобщение человека к общечеловеческим ценностям; познание собственной личности; приобретение знаний, необходимых для поддержания своего здоровья; овладение информацией, умениями и навыками содержательного проведения досуга. В пожилом возрасте обычно достигает максимального развития диалогическая компетентность личности: умение устанавливать и поддерживать диалогические отношения с
другим человеком, умение видеть и ценить его уникальность, его человеческие права, «всеобщую человечность» его глубинных переживаний.
Важным аспектом социально-педагогической работы с пожилыми людьми является организация образовательной деятельности, осуществляемой учреждениями социальной защиты населения. В рамках социально-педагогической деятельности центров социального обслуживания применяются следующие формы работы с пожилыми людьми: организация тематических лекториев, университетов «третьего» возраста, досуговых мероприятий; информационное обеспечение пожилых людей, трудотерапия, социокультурная работа с пожилыми людьми, общественная полезная деятельность и техническое творчество, нетрадиционные виды оздоровления, занятия икебаной и флористикой, клубная и кружковая работа, другие досуговые формы и технологии [8]. В зависимости от тематики лектория выбираются соответствующие формы работы: «круглый стол», дискуссия, игровой тренинг, анкетирование, конкурс, домашнее задание, мастер-класс, моделирование, разнообразные встречи и экскурсии и т.д.[8]. Результатом деятельности университетов «третьего» возраста можно считать позитивное изменение имиджа пожилых людей в глазах остальных членов общества; возросшую вовлеченность представителей старшего поколения в общественную жизнь; расширение круга общения; возможность применять полученные знания при решении практических вопросов трудоустройства; улучшение правового положения. Еще одним направлением, способствующим возвращению пожилых людей в социально-производственную жизнь общества, может служить широкое привлечение их к занятию художественным творчеством (всеми его видами), включение в систему организованного оздоровительного туризма, что поможет пожилым и старым людям в восстановлении эмоционально-образного, интуитивного мышления, быстро найти свою новую социальную нишу в жизни ок-
ружающего их общества и семьи.
Посредством социально-педагогической деятельности общество инициирует совершенно новый подход к общественной практике, согласно которому человек, его социальное здоровье и нравственное благополучие становятся центром педагогически ориентированной профессиональной деятельности учреждений образования, социальной защиты, культуры, здравоохранения, органов правопорядка, центров занятости, миграции. Такое понимание социально-педагогической деятельности пересматривает роль и функции традиционных социальных институтов, характер и механизм их взаимодействия. Этот подход усиливает воспитательную и социальную функции всех институтов общества, повышает ответственность государства и общества за воспитание подрастающего поколения, обеспечение социальной защиты личности. Все это, в свою очередь, делает актуальной разработку технологий социально-педагогической деятельности с гражданами пожилого возраста, направленных на усиление субъектности пожилого человека, помогающих им реально включиться в социальные отношения, то есть способствующих их позитивной социализации. Такие технологии способны оптимизировать организацию деятельности учреждений социального обслуживания и их специалистов, позволяя лучше учитывать разнообразные потребности клиентов [10]. Кроме того, участие пожилых людей в образовательных программах на базе учреждений социальной защиты населения позволяет реализовывать их потенциал, вовлекая их в волонтерские проекты, где пожилой человек включается в группы взаимопомощи, общественное, ветеранское, клубное движение. Таким образом, технологии образования, внедряемые в учреждениях социальной защиты, это, прежде всего, средства социальной поддержки, взаимопомощи и партнерства, позволяющие активизировать личностные ресурсы пожилого человека, способность быть субъектом в решении социальных проблем.
Образование пожилых людей мы рас-
сматриваем как один из важнейших источников формирования социально-психологического благополучия. Следует отметить, что образование и самообразование пожилых людей способно восполнить ранее отсутствующие или упущенные образовательные возможности (компенсаторная функция), позволяет пожилым людям приспособиться к новым требованиям жизни в динамично изменяющемся обществе (адаптационная функция), обеспечивает обогащение деятельных способностей пожилого человека и его духовного мира (развивающая функция), способствует установлению новых социальных контактов, связей и улучшению межличностных взаимоотношений (коммуникативная функция).
В образовании пожилых людей применяются такие технологии, как: проблемное обучение, исследовательские модели, модульное обучение, технология критического мышления, дистанционное обучение, технология творческих мастерских, информационные, диалоговые, игровые технологии и т.д. Среди основных концепций, подходов, применяемых в образовании пожилых людей, можно выделить следующие: аксиологический, культурологический, личност-но-ориентированный, прагматический, рефлексивно-проблемный, синергетический, человекоцентристский, мыследеятельност-ный. В образовании пожилых людей как элементе социально-педагогической деятельности применяются андрагогические принципы: обучение по-взрослому, добровольность, открытость, непрерывность, кон-текстность, самостоятельность, осмысленность, элективность, актуализация результатов обучения.
В «Концепции образования взрослых» Института образования взрослых РАО называется в качестве «приоритетной задачи -обеспечить человека пониманием жизни, знаниями и умениями, необходимыми для творческой и приносящей удовлетворение жизнедеятельности в современном обществе» [6].
Следует признать, что в целом проблема образования лиц пожилого возраста в стра-
не действительно существует и ее необходимо решать более быстрыми темпами. Для решения этой проблемы необходимо создание условий для полного использования образовательного потенциала, накопленного старшим поколением, и грамотно увязать проблему образования с проблемой воспитания подрастающего поколения. Для совершенствования системы образования в «третьем» возрасте необходимо обучение специалистов, занятых в этой сфере, приемам и формам работы с пожилыми людьми. Назрела задача создания учебных программ, ориентированных на образовательные потребности пожилых людей и включающих в себя знания по законодательству, особенно пенсионному, гражданскому; медицинские и социально-геронтологические знания, знания по психологии, компьютерной грамотности. Главное - повернуть взгляд общества на эту проблему, изменить мировоззрение людей в интересах этой многочисленной и социально значимой категории -граждан старшего поколения.
Литература:
1 Андрогогика: материалы к глоссарию / науч. ред. С. Г. Вершловский [и др.] - СПб., НОУ «Экспресс», 2004. Вып. 1. - С.100.
2 Васильчиков, В. М. Образование лиц третьего возраста: терминология, правовые основы, проблемы и подходы к их решению / В. М. Ва-сильчиков // Социальная политика и социология. - 2005. - > 7. С. 3-11.
3 Гарашкина, Н. В. Технологии образования пожилых: социально-педагогический подход: учебно-методическое пособие / Н. В. Гарашкина, Н. В. Курилович. М-во образования и науки Рос. Федерации, Тамбов. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. - Тамбов : ТГУ им. Г.Р. Державина; ООО «Центр-пресс», 2004. - 84 с.
4 Змеев, С. И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых / С. И. Змеев. -М.: ПЕРСЭ, 2003. - 207 с.
5 Концепция государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения на период до 2015 года (проект) // Социальная работа для пожилых людей: профессионализм, партнёрство, ответственность: мат. Общероссийского съезда социальных работников / под
общ. ред. Г.Н. Кареловой. - Саратов: ИППОЛиТ, 2003. - С. 201-213.
6 Концепция образования взрослых. Институт образования взрослых РАО. http://www.iov.ru/about/slovar.shtml.
7 Мухаметзянова, Г. В. Профессиональное образование: Проблемы качества и научно-методического обеспечения / Г. В. Мухаметзяно-ва. - Казань: Магариф, 2005. - 319 с.
8 Плюснина, Г. Н. Сборник методических материалов и опыта работы по организации образовательной и досуговой деятельности с гражданами пожилого возраста. / Г. Н. Плюснина, В. И. Коробанов - Киров: Департамент социального развития Кировской области, 2004. - 256 с.
9 Принципы Организации Объединенных Наций в отношении пожилых людей. Сделать полнокровной жизнь людей преклонного возраста:
приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи 16 декабря 1991 года / Возраст мудрости - возраст созидания: к международному году пожилых людей / Программа развития ООН в Российской Федерации // Новая занятость. - М., 1999. С. 8-9.
10 Салиева, Г. И. Педагогические основы социальной работы с пожилыми людьми / Г. И. Са-лиева // Социальная работа. - 2007. - > 1. -С.26-30.
11 Словарь терминов по социальной геронтологии / отв. ред. О.Г. Яковлев // научно-исследовательский институт «Международный центр по проблемам пожилых» главного управления здравоохранения администрации Самарской области. - М. - Самара: 1999. - 176 с.
12 Тшге, Ь. Andragogika / Ь. Тшге. - Warszawa, 1978.
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РОССИИ
Т.Н.Никитина, ст. преподаватель кафедрыг социальнойработыг АСО (КСЮИ)
Происходящие в социальной сфере изменения, появление категорий населения, особенно нуждающихся в социальной защите и поддержке со стороны государства, требуют проведения научных исследований в области социальной работы. Складывающаяся в России многогранная, целостная модель социальной работы, соответствующая конкретным нуждам населения, социально-экономическим условиям развития страны, национальному менталитету, базируется на научных исследованиях, теоретических положениях научных школ в области социальной работы.
Наиболее актуальны теоретические и методологические аспекты социальной работы, представленные в трудах Л.Г.Гусляковой, Е.И.Комарова,
В.А.Никитина, П.Д.Павленка, В.Н.Ярской. В последнее время появляются научные исследования в области управления системой социальной защиты, оценке эффективности работы учреждений социальной сферы. Этими вопросами занимаются В.А.Луков,
Л.В.Топчий, Е.И.Холостова. Вопросы эффективности социальной работы представлены в трудах Ж.Л.Магнабоско, Х.Ламперта, Л.Эрхарда и других.
Научные изыскания направлены на реализацию цели современной социальной работы, которая заключается в улучшении социального благополучия людей. Практическая социальная работа решает проблемы, связанные с бедностью и ухудшением состояния здоровья, психологическими травмами и трудными жизненными ситуациями. В настоящее время в связи с введением национальных проектов в социальной политике актуальны вопросы, связанные с обеспеченностью жильем, с решением социальных проблем молодой семьи. Всегда актуальны вопросы благополучной старости.
Социальная работа анализирует накопленный опыт не только России, где сильны традиции благотворительности, но и мирового сообщества. Введение инновационных технологий, развитие теории социальной работы, приход на социальную службу ди-