Научная статья на тему 'Андрагогический подход в контексте социально-педагогической работы с пожилыми людьми'

Андрагогический подход в контексте социально-педагогической работы с пожилыми людьми Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
605
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салиева Г. И.

An androgogical approach to the socio pedagogical work with elderly peopleю. The article deals with the problem of development of educational technologies in sociopedagogical work with elderly people. This article presents main principals of an androgogical approach to adult education. The author investigates the essence and contents of educational technologies and their role in socialization and forming socio psychological wellbeing of elderly people. The article has also reported basic forms and educational activity technologies of social care centers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Андрагогический подход в контексте социально-педагогической работы с пожилыми людьми»

Среднее специальное образование: опыт, проблемы

языка (речи), культуры и языка (речи) оказываются в числе актуальных проблем в щихся-татар русской школы, также студентов учреждений начального, среднего профессионального образования и рассматриваются в данной статье. Литературное произведение не становится здесь лишь материалом для культуроведческого анализа, а сохраняет свою значимость именно как явление художественной литературы, поскольку культурные реалии, включенные в образную систему, рассматриваются не сами по себе, а являются органической частью этой системы.

Литература:

1 Сорокин Ю.А. Переводоведение: статус переводчика и психогерменевтические процедуры. — М.: ИТДГК «Гнозис», 2003.— С.5.

2 Поварисов С. Мвктвптв вдвби эсер телен ейрену— Казан: Тат.кит.нешр., 1978. — С. 27.

3 Исмегыйлова С.Г. Мектепте драма есерлерен ейрену: Эдебият укытучалары ечен методик кулланма. — Казан: Тат.кит.нешр., 1983— 105 б.; Шул ук. Рус мектеплеренде белем алучы татар балаларына ана телен Ьем едебиятын укыту. — Казан: Мегариф, 1993. - 120 б.

4 Залялиева М.Ш., Адгамова Г.М., Сибгатуллина Д.Ш. Учебник-хрестоматия для 5 класса одиннадцителетней средней школы. -Казань: Мегариф, 1995; третье издание - 2000 г.; Яхин А.Г. 5 нче сыйныфта татар едебиятын укыту: Укытучылар ечен кулланма. - Казан, 1996; Ахмадуллин А. Татар едебиятыннан хрестоматия: 5 с-ф ечен ярдемлек. - Казан, 1999.

5 Эдебият: VI класс ечен дереслек-хрестоматия. / Ф.А.Ганиева, Ф.Ф. Исламов., Т.Ш.Гыйле^ев. - Казан, 1992. - 240 б.; Татар едебияты: Рус мектеплеренец 6 нчы сыйныфын-да укучы татар балалары ечен дереслек хрестоматия /Ф.Г.Галимуллин, Ф.К.Мифтиева, И.Г.Гыйле^ев. — Казан:, 1995. — 207 б.

6 Исламов ф., Закир^анов Э. Яца дереслек// Мегариф. - 1994.->9.-Б.26.

процессе обучения родной литературе уча

7 Читек - вид обуви. Кв^ул читек- высокие до колен сапожки из мягкой кожи с мягкой же подошвой изготовлялись из юфти, хрома и сафьяна. См.: Этнография татарского народа. - Казань: Магариф, 2004. - С. 97-98.

8 Там же. См.: Исламов Ф.Ф., Закир^анов Э.М. Татар вдвбияты: Рус мвктвплвренец 5 нче сый-ныфында укучы татар балалары ечен двреслек.

— Казан: Мвгариф, 1994. — Б. 58-70.

9 Хантимерова Г. Национальное своеобразие оригинала и проблема перевода. Исследование.-Казань: Тат.кн.изд., 1974, 34-36.

10 Сафиуллина Ф.С., Фатхуллова К.С. Татарский язык (интенсивный курс). — Казань: Хэтер, 1999. —С. 431-440.

11 Татар вдвбияты: Рус телендв урта гомуми белем бируче мвкт. 5 нче с-фы ечен двреслек / Ф.Ф.Исламов, Э.М.Закир^анов. — Яцадан эшлвнгвн 3 нче басма. — Казан: Мвгариф, 2004.

— Б. 206-211.

12 Иаджудж-Маджудж - легендарные народы Гог и Магог, запертые когда-то на севере будто бы стеной Зулькарнайна - Искандера - Александра Македонского. Об этом народе говорится в суре "Пещера" Корана, в "Путешествии Ибн Фадлана на реку Идель". Как следует из последнего, будто в стране булгар жил человек-великан из числа народа Гог и Магог, обитавших "между морем и горами", но ко времени прибытия посольства к болгарам, он умер. Из Корана становится известно то, что Зулькарнайн, по "милости Аллаха" и по просьбе людей "восхода солнца", построил преграду (воздвиг стену) на пути Иад-жуда и Маджуджа, которые "распространили нечестие на земле".

13 VIII часть произведения Антуана де Сент-Экзюпери "Планета людей" - "Люди" заканчивается словами: "Того, что меня мучит, не излечить бесплатным супом для бедняков. Мучительно не уродство этой бесформенной, измятой человеческой глины. Но в каждом из этих людей, быть может, убит Моцарт. Один лишь Дух, коснувшись глины, творит из нее Человека" (Сочине-ния.-М., 1964 /Пер. С.Галь).

АНДРАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ

Г.И.Салиева, научный сотрудник ИПППО РАО

Организация образования лиц пожилого или «третьего» возраста является актуальной социально-педагогической проблемой для России, возникновение которой связано с постарением населения и повышением культурного уровня старшего поколения. Кроме применяемых для граждан пожилого возраста в контексте образования терминов: «образование», «самообразование», «информирование» выделяется специальное понятие «образование взрослых» (Adult education) - процесс получения знаний, профессиональных навыков и ценностей у людей, вышедших из возраста получения общего образования [11].

Этим занимается андрагогика как самостоятельная область научного знания, рассматривающая образование в контексте жизненного пути взрослого человека. Анд-рагогический подход появился во многом в результате противопоставления образования взрослых - традиционному школьному образованию. Основные положения андра-гогического подхода в контексте технологии образования пожилых можно сформулировать следующим образом: обучающийся - субъект образовательного процесса, который стремится к самореализации, самостоятельности, самоуправлению и осознает себя таковым; обладает мудростью, социальной, профессиональной и личностной компетентностями, которые являются источником обучения других; пожилой человек обучается для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретной цели; его учебная деятельность в значительной степени детерминируется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо интенсифицируют процесс обучения; реализуется высокая степень свободы выбора всех параметров процесса обучения; форма организации обучения - совместная деятельность обучающегося и обучающего на всех его этапах: планирования, реализации, оценивания, коррекции; обучающий выполняет роль наставника, консультанта, фассилита-

тора, помогающего обучающемуся [3].

Наиболее глубокие и всесторонние исследования применительно к образованию взрослых людей представлены в работах С.И.Змеева, В.М.Васильчикова,

С.Г.Вершловского, Г.Ключарева,

Л.Н.Лесохиной, Э.М.Никитина,

В.А.Сластенина и др. [1]. Швейцарский исследователь П.Фюрте определяет андраго-гику как «науку о формировании человека на протяжении всей жизни» [4]. Европейская Концепция обучения в течение всей жизни выводит обучение из четких рамок институционального пространства, расширяя возможности получения образования неформальным и спонтанным обучением и предполагает как более разнообразные формы, так и нефиксированные временные границы его получения. В настоящее время теория образования в течение всей жизни получила официальное признание в России. Она заявлена как основная цель модернизации образования Российской Федерации и в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года [7].

С позиции С.Г.Вершловского образование пожилых людей рассматривается как важнейший инструмент их социализации. «Важно не столько количество лет обучения и корреляции между этими показателями и различными характеристиками жизнедеятельности человека, сколько направленность образования, его способность содействовать поиску решений в ситуациях социального выбора и, тем самым, преобразовать качество жизни» [3].

Права пожилых людей в области культуры и образования рассматриваются в контексте конституционных прав. Пожилым людям гарантируется вовлечение в активную культурно-досуговую и образовательную деятельность независимо от пола, национальности, происхождения, социального и имущественного положения, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства [2]. Нашли свое отражение вопросы образования пожилых людей и в проекте Концепции государственной социаль-

ной политики в отношении граждан старшего поколения на период до 2010 года [5]. Таким образом, российское законодательство и подходы государства к решению проблем, связанных с получением пожилыми людьми образования, не противоречат международным правовым актам, среди которых можно назвать Принципы Организации Объединенных Наций «Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста» (декабрь 1991 г.) [9], материалы Всемирной конференции ЮНЕСКО по образованию взрослых (июль 1997 г.) и второй Всемирной ассамблеи по проблемам старения (апрель 2002 г.).

В 1994 году приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию утверждена специальность «Андрагогика». Сферами деятельности спе-циалистов-андрагогов являются: преподавательская, научно-методическая, социально-педагогическая, культурно-

просветительская. Определение содержания андрагогической подготовки, методики и организации обучения, разработка соответствующих курсов - одна из важнейших исследовательских задач, реализация которых позволит повысить эффективность образования взрослых как социального института [1].

Потребность пожилых людей в образовании является сложной, глубоко личностной и, вместе с тем, социально обусловленной (прежде всего, принадлежностью человека к большим и малым социумам) полифункциональной структурой, имеющей тенденцию к постоянному развитию - хотя бы в силу того, что и сам человек, и среда его жизни, и окружение находятся в постоянном изменении и развитии [1].

Пожилое население обладает значительным жизненным и профессиональным опытом, которое оно приобрело во всех областях жизни, что позволяет им быстрее познавать новое. Отсюда можно предположить, что пожилые люди мотивированы к учебе. Задачей общества является помочь пожилому населению определиться с тем, в каком направлении совершенствовать свои знания,

как создать условия для реализации образовательного процесса, как обеспечить условия для включенности в общественно-полезный труд. Субъект процесса - пожилой человек - в рамках образовательной деятельности раскрывает свои потенциальные возможности и обнаруживает интерес к новым сферам деятельности, новым жизненным ориентирам и сферам общения.

Образование пожилых людей - это не образование в привычном понимании, поскольку речь идет о своеобразных формах обучения с иными целями. На курсах, в кружках, циклах лекций, практических занятиях, беседах пожилые люди не просто приобретают сумму знаний и навыков, а наряду с этим переосмысливают собственную биографию и самих себя, осваивают современную жизнь. Обучение пожилых людей выражается в процессе их личностного роста, осознания и получения знаний по современным наукам. Конечной целью такого образования является активное социальное и творческое долголетие, участие пожилого человека в экономической, социальной, культурной и личной жизни. Поэтому обучение и просвещение людей «третьего» возраста должно отвечать их конкретным потребностям и охватывать практически все области знаний.

Сегодня имеется возможность образовательными средствами преодолеть социально-психологические проблемы пожилых людей через создание специальных образовательных программ, организацию и проведение мероприятий, призванных помочь им лучше ориентироваться в современной жизни. Организационной базой для реализации образовательных программ, адаптированных в соответствии с потребностями пожилых людей, являются народные университеты, университеты «третьего» возраста, лектории, факультеты, геронтологические университеты. В результате пожилые люди получают возможность преодолеть социальную изоляцию, устанавливать новые контакты, хорошо проводить свой досуг и получать новые полезные знания [10].

Поскольку в образовании пожилых сам

обучающийся является главным субъектом образовательного процесса, для эффективного непрерывного образования взрослых необходимо знакомство каждого обучающегося с основами андрагогики. При этом каждый обучающийся должен иметь представление о том, что такое образовательный процесс и роли участников этого процесса; собственных потребностях и возможностях в обучении (психофизиологические, временные, бытовые), целях своего обучения; возможных моделях обучения, видах и формах обучения, методах и средствах обучения и самообучения, вопросах организации обучения, образовательных программах. Образовательные программы способствуют более активной интеграции политической и экономической жизни страны, города, района; пониманию и осмыслению быстро меняющейся жизни, социальной и психологической адаптации пожилых, продлению их творческой и физической активности; реализации культурно-образовательных направлений.

Содержательный компонент образования взрослых, связан с основными его функциями, среди которых главные: а) компенсаторная - восполнение ранее отсутствовавших или упущенных образовательных возможностей; б) адаптационная - приспособление к новым требованиям жизни в динамично меняющемся обществе; в) развивающая - поступательное обогащение деятельных способностей человека и его духовного мира [1]. На наш взгляд, вышеперечисленный ряд функций можно дополнить функцией коммуникативной, поскольку именно эта функция способствует установлению новых связей, социальных отношений, улучшению межличностных отношений пожилых людей.

Рассматривая предметно-

содержательный аспект образования взрослых, его особенности по сравнению со средним и вузовским образованием, можно выделить некоторые характерные для образования взрослых особенности, которые заключаются в:

1. актуальности предметного содержания

образования взрослых и системности в содержании образования, предполагающей известную базу теоретических представлений и опыта обучающегося, поэтому данное свойство присуще именно образованию взрослых;

2. проблемности содержания образования взрослых, рассматривающей образование как способ решения жизненных проблем взрослого человека; выявление значимых для обучающегося проблем как исходный пункт мотивации его образовательной деятельности;

3. контекстности образования, в соответствии с чем обучение преследует жизненно важные для обучающегося цели, ориентировано на выполнение им социальных ролей или совершенствование личности;

4. практикоориентированности - подходе к отбору содержания образования взрослых с приоритетом тех знаний и умений, которые находят непосредственное прямое применение в практике;

5. информативности в содержании образования взрослых, подразумевающей высокую информационную насыщенность учебного материала, и мобильности образования взрослых.

Мы рассматриваем образование пожилых людей в рамках общекультурного образования, которое можно подразделить на: 1) образование, удовлетворяющее потребности личности в своем развитии; 2) образование, направленное на поддержание и развитие своего здоровья; 3) образование, удовлетворяющее потребности человека в содержательном проведении досуга. Общекультурное (общеразвивающее) образование пожилых людей ориентировано на приобщение человека к общечеловеческим ценностям; познание собственной личности; приобретение знаний, необходимых для поддержания своего здоровья; овладение информацией, умениями и навыками содержательного проведения досуга. В пожилом возрасте обычно достигает максимального развития диалогическая компетентность личности: умение устанавливать и поддерживать диалогические отношения с

другим человеком, умение видеть и ценить его уникальность, его человеческие права, «всеобщую человечность» его глубинных переживаний.

Важным аспектом социально-педагогической работы с пожилыми людьми является организация образовательной деятельности, осуществляемой учреждениями социальной защиты населения. В рамках социально-педагогической деятельности центров социального обслуживания применяются следующие формы работы с пожилыми людьми: организация тематических лекториев, университетов «третьего» возраста, досуговых мероприятий; информационное обеспечение пожилых людей, трудотерапия, социокультурная работа с пожилыми людьми, общественная полезная деятельность и техническое творчество, нетрадиционные виды оздоровления, занятия икебаной и флористикой, клубная и кружковая работа, другие досуговые формы и технологии [8]. В зависимости от тематики лектория выбираются соответствующие формы работы: «круглый стол», дискуссия, игровой тренинг, анкетирование, конкурс, домашнее задание, мастер-класс, моделирование, разнообразные встречи и экскурсии и т.д.[8]. Результатом деятельности университетов «третьего» возраста можно считать позитивное изменение имиджа пожилых людей в глазах остальных членов общества; возросшую вовлеченность представителей старшего поколения в общественную жизнь; расширение круга общения; возможность применять полученные знания при решении практических вопросов трудоустройства; улучшение правового положения. Еще одним направлением, способствующим возвращению пожилых людей в социально-производственную жизнь общества, может служить широкое привлечение их к занятию художественным творчеством (всеми его видами), включение в систему организованного оздоровительного туризма, что поможет пожилым и старым людям в восстановлении эмоционально-образного, интуитивного мышления, быстро найти свою новую социальную нишу в жизни ок-

ружающего их общества и семьи.

Посредством социально-педагогической деятельности общество инициирует совершенно новый подход к общественной практике, согласно которому человек, его социальное здоровье и нравственное благополучие становятся центром педагогически ориентированной профессиональной деятельности учреждений образования, социальной защиты, культуры, здравоохранения, органов правопорядка, центров занятости, миграции. Такое понимание социально-педагогической деятельности пересматривает роль и функции традиционных социальных институтов, характер и механизм их взаимодействия. Этот подход усиливает воспитательную и социальную функции всех институтов общества, повышает ответственность государства и общества за воспитание подрастающего поколения, обеспечение социальной защиты личности. Все это, в свою очередь, делает актуальной разработку технологий социально-педагогической деятельности с гражданами пожилого возраста, направленных на усиление субъектности пожилого человека, помогающих им реально включиться в социальные отношения, то есть способствующих их позитивной социализации. Такие технологии способны оптимизировать организацию деятельности учреждений социального обслуживания и их специалистов, позволяя лучше учитывать разнообразные потребности клиентов [10]. Кроме того, участие пожилых людей в образовательных программах на базе учреждений социальной защиты населения позволяет реализовывать их потенциал, вовлекая их в волонтерские проекты, где пожилой человек включается в группы взаимопомощи, общественное, ветеранское, клубное движение. Таким образом, технологии образования, внедряемые в учреждениях социальной защиты, это, прежде всего, средства социальной поддержки, взаимопомощи и партнерства, позволяющие активизировать личностные ресурсы пожилого человека, способность быть субъектом в решении социальных проблем.

Образование пожилых людей мы рас-

сматриваем как один из важнейших источников формирования социально-психологического благополучия. Следует отметить, что образование и самообразование пожилых людей способно восполнить ранее отсутствующие или упущенные образовательные возможности (компенсаторная функция), позволяет пожилым людям приспособиться к новым требованиям жизни в динамично изменяющемся обществе (адаптационная функция), обеспечивает обогащение деятельных способностей пожилого человека и его духовного мира (развивающая функция), способствует установлению новых социальных контактов, связей и улучшению межличностных взаимоотношений (коммуникативная функция).

В образовании пожилых людей применяются такие технологии, как: проблемное обучение, исследовательские модели, модульное обучение, технология критического мышления, дистанционное обучение, технология творческих мастерских, информационные, диалоговые, игровые технологии и т.д. Среди основных концепций, подходов, применяемых в образовании пожилых людей, можно выделить следующие: аксиологический, культурологический, личност-но-ориентированный, прагматический, рефлексивно-проблемный, синергетический, человекоцентристский, мыследеятельност-ный. В образовании пожилых людей как элементе социально-педагогической деятельности применяются андрагогические принципы: обучение по-взрослому, добровольность, открытость, непрерывность, кон-текстность, самостоятельность, осмысленность, элективность, актуализация результатов обучения.

В «Концепции образования взрослых» Института образования взрослых РАО называется в качестве «приоритетной задачи -обеспечить человека пониманием жизни, знаниями и умениями, необходимыми для творческой и приносящей удовлетворение жизнедеятельности в современном обществе» [6].

Следует признать, что в целом проблема образования лиц пожилого возраста в стра-

не действительно существует и ее необходимо решать более быстрыми темпами. Для решения этой проблемы необходимо создание условий для полного использования образовательного потенциала, накопленного старшим поколением, и грамотно увязать проблему образования с проблемой воспитания подрастающего поколения. Для совершенствования системы образования в «третьем» возрасте необходимо обучение специалистов, занятых в этой сфере, приемам и формам работы с пожилыми людьми. Назрела задача создания учебных программ, ориентированных на образовательные потребности пожилых людей и включающих в себя знания по законодательству, особенно пенсионному, гражданскому; медицинские и социально-геронтологические знания, знания по психологии, компьютерной грамотности. Главное - повернуть взгляд общества на эту проблему, изменить мировоззрение людей в интересах этой многочисленной и социально значимой категории -граждан старшего поколения.

Литература:

1 Андрогогика: материалы к глоссарию / науч. ред. С. Г. Вершловский [и др.] - СПб., НОУ «Экспресс», 2004. Вып. 1. - С.100.

2 Васильчиков, В. М. Образование лиц третьего возраста: терминология, правовые основы, проблемы и подходы к их решению / В. М. Ва-сильчиков // Социальная политика и социология. - 2005. - > 7. С. 3-11.

3 Гарашкина, Н. В. Технологии образования пожилых: социально-педагогический подход: учебно-методическое пособие / Н. В. Гарашкина, Н. В. Курилович. М-во образования и науки Рос. Федерации, Тамбов. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. - Тамбов : ТГУ им. Г.Р. Державина; ООО «Центр-пресс», 2004. - 84 с.

4 Змеев, С. И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых / С. И. Змеев. -М.: ПЕРСЭ, 2003. - 207 с.

5 Концепция государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения на период до 2015 года (проект) // Социальная работа для пожилых людей: профессионализм, партнёрство, ответственность: мат. Общероссийского съезда социальных работников / под

общ. ред. Г.Н. Кареловой. - Саратов: ИППОЛиТ, 2003. - С. 201-213.

6 Концепция образования взрослых. Институт образования взрослых РАО. http://www.iov.ru/about/slovar.shtml.

7 Мухаметзянова, Г. В. Профессиональное образование: Проблемы качества и научно-методического обеспечения / Г. В. Мухаметзяно-ва. - Казань: Магариф, 2005. - 319 с.

8 Плюснина, Г. Н. Сборник методических материалов и опыта работы по организации образовательной и досуговой деятельности с гражданами пожилого возраста. / Г. Н. Плюснина, В. И. Коробанов - Киров: Департамент социального развития Кировской области, 2004. - 256 с.

9 Принципы Организации Объединенных Наций в отношении пожилых людей. Сделать полнокровной жизнь людей преклонного возраста:

приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи 16 декабря 1991 года / Возраст мудрости - возраст созидания: к международному году пожилых людей / Программа развития ООН в Российской Федерации // Новая занятость. - М., 1999. С. 8-9.

10 Салиева, Г. И. Педагогические основы социальной работы с пожилыми людьми / Г. И. Са-лиева // Социальная работа. - 2007. - > 1. -С.26-30.

11 Словарь терминов по социальной геронтологии / отв. ред. О.Г. Яковлев // научно-исследовательский институт «Международный центр по проблемам пожилых» главного управления здравоохранения администрации Самарской области. - М. - Самара: 1999. - 176 с.

12 Тшге, Ь. Andragogika / Ь. Тшге. - Warszawa, 1978.

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РОССИИ

Т.Н.Никитина, ст. преподаватель кафедрыг социальнойработыг АСО (КСЮИ)

Происходящие в социальной сфере изменения, появление категорий населения, особенно нуждающихся в социальной защите и поддержке со стороны государства, требуют проведения научных исследований в области социальной работы. Складывающаяся в России многогранная, целостная модель социальной работы, соответствующая конкретным нуждам населения, социально-экономическим условиям развития страны, национальному менталитету, базируется на научных исследованиях, теоретических положениях научных школ в области социальной работы.

Наиболее актуальны теоретические и методологические аспекты социальной работы, представленные в трудах Л.Г.Гусляковой, Е.И.Комарова,

В.А.Никитина, П.Д.Павленка, В.Н.Ярской. В последнее время появляются научные исследования в области управления системой социальной защиты, оценке эффективности работы учреждений социальной сферы. Этими вопросами занимаются В.А.Луков,

Л.В.Топчий, Е.И.Холостова. Вопросы эффективности социальной работы представлены в трудах Ж.Л.Магнабоско, Х.Ламперта, Л.Эрхарда и других.

Научные изыскания направлены на реализацию цели современной социальной работы, которая заключается в улучшении социального благополучия людей. Практическая социальная работа решает проблемы, связанные с бедностью и ухудшением состояния здоровья, психологическими травмами и трудными жизненными ситуациями. В настоящее время в связи с введением национальных проектов в социальной политике актуальны вопросы, связанные с обеспеченностью жильем, с решением социальных проблем молодой семьи. Всегда актуальны вопросы благополучной старости.

Социальная работа анализирует накопленный опыт не только России, где сильны традиции благотворительности, но и мирового сообщества. Введение инновационных технологий, развитие теории социальной работы, приход на социальную службу ди-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.