Вестник Омской юридической академии. 2012. № 2 (19)
УДК 343 АНАЛОГИ СИЛЬНОДЕЙСТВУЮЩИХ
И ЯДОВИТЫХ ВЕЩЕСТВ КАК ПРЕДМЕТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ Analogues of Potent Efficient and Poisonous Substances as Subject of Crime
М. Г. Ермаков - старший оперуполномоченный УФСКН России по Омской области
M. G. Yermakov - Authorized Operative of the Russian Federation Federal Service Administration on Drug Traficking Control in the Omsk region
Аннотация. Статья посвящена проблемам определения аналогов сильнодействующих и ядовитых веществ и внесения их в списки веществ, запрещенных к обороту на территории Российской Федерации. Автором предложен ряд мер, направленных на улучшение контроля за оборотом запрещенных средств.
The article deals with the problems of determining potent efficient and poisonous substances analogues and insertion them in the list of substances forbidden for circulation on the territory of the Russian Federation. The author has offered a number of measures to improve the control for spread offorbidden remedies.
Ключевые слова: сильнодействующие и ядовитые вещества, аналоги наркотических и психотропных веществ, списки запрещенных средств
Potent efficient and poisonous substances, analogues of narcotic and psychotropic substances, a list of forbidden remedies.
Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) предусматривает возможность привлечения к ответственности только за противоправные действия с аналогами наркотических или психотропных веществ. В отношении сильнодействующих или ядовитых веществ такое указание отсутствует, в связи с чем возникает вопрос о причинах данного пробела законодательства.
Федеральный закон от 8 января 1998 г. N° 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»1 определяет понятие аналогов наркотических средств и психотропных веществ, под которыми понимаются запрещенные для оборота в Российской Федерации вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических
средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят1 2.
Разработка новых видов или исследование и открытие новых свойств уже известных веществ может носить как законный, так и незаконный характер. Если в сфере легального оборота создание аналогов фактически осуществляется в фармацевтической промышленности, которая нацелена на получение более эффективных лекарственных препаратов, то в сфере нелегального оборота поиск аналогов сильнодействующих
1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 2, ст. 219.
2 Сформулированное в указанной статье определение аналогов наркотических средств и психотропных веществ являлось предметом исследования многих специалистов и требует доработки. См., напр.: Вопросы совершенствования федерального законодательства о наркотических средствах и психотропных веществах // Наркомания и наркобизнес: проблемы противодействия : материалы науч.-практ. конф. / под общ. ред. В. П. Сальникова [и др.]. СПб. 1999. С. 6 ; Табаков А. В. Правовые проблемы борьбы с контрабандой аналогов наркотических средств и психотропных веществ // Ученые записки С.-Петерб. филиала Рос. тамож. академии им. В. Б. Бобкова. СПб. 2002. № 1. С. 14-32 ; Его же. Правовые проблемы борьбы с незаконным оборотом аналогов наркотических средств и психотропных веществ в практике таможенных органов Российской Федерации // Поиск : сб. ст. по проблемам правоохранит. деят. М., 2003. Вып. 2. С. 62-90.
132
Противодействие преступности: вопросы теории и практики
или ядовитых веществ ведется дельцами различных наркогруппировок, для которых данные вещества как предмет незаконной торговли представляют повышенный интерес в силу достижения, казалось бы, нереальной цели - получения максимальной прибыли от незаконного оборота при отсутствии уголовной ответственности. В результате данной деятельности создаются вещества, которые отличаются молекулярным составом от уже известных сильнодействующих и ядовитых веществ, но имеют схожие свойства.
Аналоги сильнодействующих и ядовитых веществ фактически не запрещены к обороту. Под определение аналогов могут подходить лишь вещества, схожие с теми, которые указаны в Списке I постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации»3, то есть оборот которых запрещен на территории РФ, в то время как оборот веществ из других списков, в том числе сильнодействующих и ядовитых, только органичен и в отношении них установлены меры контроля. При появлении новых сильнодействующих или ядовитых веществ уголовная ответственность по ст. 234 УК РФ за противоправные действия с ними может наступать только после того, как эти вещества будут включены в установленном порядке в соответствующие списки. Основным плюсом наличия списков сильнодействующих и ядовитых веществ, а также внесения в них изменений и дополнений представляется оперативность принятия решений. Такими качествами несколько обделен действующий сегодня механизм пересмотра списков. Внесение изменений и дополнений в него требует больших временных и организационных затрат. Кроме того, списки контролируемых веществ не могут быть расширены настолько, чтобы считаться исчерпывающими, так как оборот сильнодействующих веществ приобретает новые формы и данная ситуация меняет-
ся чрезвычайно быстро. Появляются новые вещества, либо начинают использоваться в целях злоупотребления различные свойства существующих веществ, еще не включенных в списки.
Дополнение ст. 234 УК РФ указаниями на ответственность за действия с аналогами сильнодействующих или ядовитых веществ, а также определение порядка отнесения вещества или препарата к категории аналогов, на наш взгляд, способствовало бы наиболее скорому и адекватному отражению происходящих в обществе изменений. При этом юридическое признание какого-либо вещества аналогом сильнодействующего или ядовитого необходимо устанавливать не путем включения в официальные списки, что, по сути, является их простым расширением, а путем установления экспертной организацией наличия у конкретного вещества совокупности необходимых и достаточных признаков, прямо указанных в законе как присущих аналогам. Ранее такие функции в части отнесения контролируемых веществ к различным категориям выполнял независимый экспертный орган - Постоянный комитет по контролю наркотиков при Минздраве России, и представляется, что проблема определения аналогов должна решаться с привлечением и непосредственным участием подобной организации, создание и полномочия которой должны определяться Правительством РФ.
В целях удобства правоприменения возможна последующая систематизация экспертных заключений об отнесении представленных на экспертизу объектов к аналогам наркотических средств и психотропных веществ, т. е. составление данной организацией отдельного списка аналогов. В дальнейшем при получении и обобщении данных о судебной практике по делам, где фигурируют эти вещества, организация формирует предложения о включении в списки сильнодействующих и ядовитых данных веществ, что формально будет заключаться во внесении дополнений в существующие списки Правительством РФ в установленном порядке.
3 Доступ из СПС «Гарант».
133