УДК 376.3+376.4
АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ С ОВЗ
Е. Ф. Сайфутдиярова1, Л. Ф. Фатихова2
1 Бирский филиал Башкирский государственный университет, г. Бирск 2Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа
В статье дается анализ результатов апробации и внедрения зарубежными исследователями (Австралии, Великобритании, США, Испании, Кореи, Филиппин и Шри-Ланки) компьютерных технологий в системе образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), начиная с 80-х годов XX века. Осуществляется попытка выделить требования, предъявляемые к разнообразным типам компьютерных образовательных программ для учащихся с ОВЗ. Выявлены достоинства применения компьютерных технологий в обучении учащихся с ОВЗ, к которым относятся: возможность осуществления индивидуального подхода, усиление обратной связи, что особенно необходимо при повторении пройденного материала, возможность повышения концентрации внимания учащихся через визуальные и звуковые сигналы и др. В современной системе коррекционного образования активно разрабатываются и применяются разнообразные формы компьютерных технологий - презентации, обучающие игры, программы с применением 2D и 3D-технологий, которые содержат анимацию, звуковое и видеосопровождение, что значительно облегчает и обогащает процесс ознакомления учащихся с нарушениями в развитии с новым материалом. Авторами статьи установлено, что во многих странах, несмотря на активное внедрение разнообразных компьютерных технологий для обучения лиц с ОВЗ, остаются проблемы, связанные с их дороговизной, соответственно, и недоступностью, как для педагогов специальных образовательных учреждений, так и родителей детей с ОВЗ. Кроме того, некоторые компьютерные программы не всегда учитывают особенности учащихся данной категории, так как в большинстве своем разрабатываются программистами, не владеющими необходимыми теоретическими и методологическими знаниями.
Ключевые слова: компьютерные технологии, развивающие компьютерные игры, вспомогательные технологии, образование учащихся с ОВЗ.
Благодарности: статья публикуется при финансовой поддержке РФФИ и Республики Башкортостан в рамках научного проекта № 16-16-02001 «Усвоение учащимися с нарушением интеллекта естественнонаучных знаний в условиях использования 2D- и 3D-графики: на материале уроков биологии».
ANALYSIS OF FOREIGN STUDIES ON THE USE OF COMPUTER TECHNOLOGIES IN CORRECTIONAL AND EDUCATIONAL WORK WITH STUDENTS WITH DISABILITIES
E. F. Sajfutdiyarova, L. F. Fatihova
1Birsk Branch of Bashkir State University, Birsk 2Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmullah, Ufa
The article analyzes the results of the testing and introduction of computer technologies in the education system for persons with disabilities (PwD), since the 1980s, by foreign researchers (Australia, Great Britain, the United States, Spain, Korea, the Philippines and Sri Lanka). The authors make an attempt to identify the requirements for various types of computer educational programs for students with disabilities. The authors identified the advantages of using computer technologies in teaching students with disabilities, which include the possibility of implementing an individual approach, strengthening feedback, which is especially necessary in the repetition of the material passed, the possibility of increasing the concentration of students through visual and audio signals, etc. Various forms of computer technologies are actively developed and applied in the modern system of correctional education: presentations, training games, programs using 2D and 3D technologies that contain animation, sound and video support, which greatly facilitates and enriches the process of familiarizing students with developmental disabilities with new material. The authors of the article found that in many countries, despite the active implementation of a variety of computer technologies for teaching people with disabilities, there are problems associated with their high cost
© Сайфутдиярова Е. Ф., Фатихова Л. Ф., 2017
and inaccessibility both for teachers of special educational institutions and parents of children with disabilities. In addition, some computer programs do not always take into account the peculiarities of students in this category, since they are mostly developed by programmers who do not possess the necessary theoretical and methodological knowledge.
Keywords: computer technologies, developing computer games, auxiliary technologies, education of students with disabilities.
Acknowledgment: the article is published with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research and the Republic of Bashkortostan in the framework of the scientific project No. 16-16-02001 "The learning of students with intellectual disabilities of natural science knowledge in the conditions of using 2D and 3D graphics: on the basis of lessons in biology".
Современные образовательные учреждения на сегодняшний день нельзя уже представить без компьютерных технологий, которые активно внедряются в систему как образования нормально развивающихся лиц, так и лиц с ОВЗ. Согласно анализу научных исследований, проведенному P.-L. Weng и его коллегами, применение компьютерных технологий в системе образования начал осуществлять в 50-х годах XX века B. F. Skinner, который продемонстрировал возможности электронного устройства в целях экономии труда учителя на этапе ознакомления учащихся с новым материалом. Однако свое широкое распространение, по заключению авторов, компьютерные технологии получили только в 70-х гг. [23]. Исследование проблемы применения компьютерных технологий в коррекционно-образовательной работе с учащимися, имеющими ОВЗ, в зарубежных странах осуществляется, начиная с 80-х годов XX века [7; 9; 11; 22]. Уже в период, когда компьютерные технологии внедрялись в систему образования, исследователи отмечали, что данные технологии позволяют осуществлять индивидуальный подход к каждому учащемуся, позволяют каждому работать в своем собственном темпе. С другой стороны, как отмечают австралийские исследователи B. Warren и A. S. Rosebery, они беспристрастны, разрешают проблему немедленной и усиленной обратной связи, позволяют расширить возможности повторения материала [22]. В некоторых странах применение информационных и компьютерных технологий в образовании лиц с ОВЗ является еще новой тенденцией, например, в Шри-Ланке. Исследователи связывают некоторое запаздывание в их внедрении не только с экономическими барьерами, но и с недостаточным количеством учителей в сфере образования учащихся с ОВЗ, которые готовы применять в своей работе компьютерные технологии. Выходом из создавшейся ситуации N. T. Perera с соавторами видят в адаптации имеющихся компью-
терных обучающих игр, разработанных для нужд образования лиц с ОВЗ в других странах [14].
В плане технических преобразований, как отмечает американский исследователь P.-L. Weng, внедрение и применение в системе образования компьютерных технологий проходило в три этапа:
1) период микрокомпьютеров (с конца 1970-х годов) когда компьютеры выполняли своего рода роль «репетиторов»;
2) период применения компьютера с выходом в Интернет (с начала 2000-х годов), где последний использовался в качестве основного учебного ресурса, расширяющего доступ к учебному материалу как нормально развивающихся учащихся, так и учащихся с ОВЗ;
3) период мобильных планшетных компьютеров, которые позволяют учащимся фактически с любым уровнем развития и отклонениями в развитии легко управлять устройством; помимо этого, они позволяют эффективно использовать различные образовательные приложения [23].
В отличие от более ранних традиционных компьютерных программ, современные их варианты, как отмечают американские исследователи J. Kwon и Y. Lee & C. J. Vail, содержат звуковое и видео-сопровождение, анимацию, что позволяет значительно дополнить традиционные формы обучения детей с нарушениями развития и расширить возможности применяемых программ как на уроке, так и во внеурочное время, например, в целях закрепления пройденного материала [9; 10].
В современных исследованиях испанских, британских, австралийских, американских и сингапурских ученых обсуждаются вопросы апробации в системе образования лиц с ОВЗ обучающих и развивающих компьютерных игр [1; 6; 12; 14], использования презентаций как самими педагогами, так и их создание учащимися по заданной теме [3], применяются 2-D и 3D-технологии [20] и т. п. Исследователи акцентируют внимание
на использовании компьютерных технологий в целях формирования у детей с ОВЗ когнитивных процессов, пространственно-временных представлений, практических и социальных навыков [2; 12; 13; 17]. Отмечается, что, несмотря на быстрый темп развития разнообразных компьютерных технологий в целях обучения, в том числе и коррекционного, педагоги недостаточно активно их используют в своей работе по формированию навыков учащихся в различных предметных областях [4; 15]. Тем не менее в совместных исследованиях корейских и американских ученых особое внимание уделяется разработке образовательных программ с применением компьютерных технологий при обучении учащихся с ОВЗ чтению и простейшим математическим представлениям [2; 5; 8; 16]. Так, L. Anderson-Inman с соавторами описывают результаты использования компьютерной программы SALT (Student Assistant for Learning from Text), применяемой в целях обучения учащихся с интеллектуальными нарушениями чтению [2]. В разработанной программе предусмотрены три вида помощи учащимся: 1) компенсационная помощь в целях повышения беглости чтения; 2) стратегическая помощь, которая состоит в возможности использования учащимися специальных познавательных и мета-когнитивных стратегий чтения; 3) основная помощь, направленная на улучшение понимания содержания прочитанного текста.
В английской терминологии компьютерные технологии, используемые в обучении учащихся с ОВЗ, называют «assistive technology», что переводится как «вспомогательные технологии». Еще в 1985 году ученые из США J. Lieber и M. I. Semmel подчеркивали эффективность использования компьютерных технологий в процессе обучения учащихся с умеренной умственной отсталостью. Однако авторы отмечают, что компьютерные технологии не должны полностью заменять учителя, они выступают как дополнительное средство в традиционной методике обучения [11]. Другими словами, компьютерные технологии как вспомогательное средство обучения позволяют дополнить или расширить возможности, повысить успешность усвоения нового материала или закрепления ранее усвоенного учащимися с ОВЗ. Следует учитывать, однако, что их применение требует их индивидуализации к каждой категории учащихся, имеющих те или иные нарушения развития.
В современных условиях развития разнообразных компьютерных технологий исследователи
стали активно обсуждать проблему эффективности разнообразных технологий и возможные их позитивные и негативные последствия. N. T. Perera с соавторами отмечают положительные результаты применения адаптированных и апробированных компьютерных обучающих игр, охватывающих три тематические области - цвет, количество и речевые навыки, на экспериментальных группах учащихся с интеллектуальными нарушениями [14]. Корейский исследователь J. Kwon также делает акцент на позитивных возможностях компьютерных развивающих игр, отмечая сходство используемых педагогами в образовании лиц с ОВЗ методов с теми стратегиями, которые заложены в основу компьютерных игр. В качестве таких позитивных критериев исследователи выделяет практику повторений, наличие немедленной обратной связи, возможность повышения концентрации внимания учащихся через визуальные и звуковые сигналы, обеспечение закрепления опыта успеха и индивидуального подхода [6; 9]. Современные компьютерные игры, с точки зрения британского исследователя M. Griffiths, способствуют привлечению внимания и длительному его сосредоточению не только у детей без нарушений в развитии, но и у детей с ОВЗ [6]. Благодаря этому компьютерные игры выступают как один из методов инновационного обучения детей с нарушениями в развитии: через игру они приобретают навыки работы на компьютерах, что в условиях развития современных технологий является одним из критериев адаптации к интерактивным технологиям, которые все активнее внедряются во все сферы жизнедеятельности человека. Кроме того, компьютерные видеоигры, как отмечает M. Griffiths, в своей основе содержат элементы интерактивности, которые могут стимулировать обучение. Автор отмечает особую эффективность использования видеоигр в преодолении социальных и эмоциональных трудностей детей дошкольного возраста с расстройствами аутистиче-ского спектра. Осуществляются попытки использовать видеоигры и в работе с гиперактивными детьми и подростками, однако, большинство исследователей, как пишет M. Griffiths, склонны рассматривать их как негативный фактор для развития данной категории детей.
Анализ исследований по применению в образовании лиц с ОВЗ компьютерных игр, проведенный в Австралии S. Main и ее коллегами, позволил им выделить несколько существенных критериев, которых необходимо придерживаться при их разработке:
1) игра должна быть адаптирована к уровню обучения детей (их зоны ближайшего развития) с доступом к различным уровням сложности;
2) игра должна предусматривать возможность повторения инструкции к игре для учащегося;
3) в игре должно быть предусмотрено наличие немедленной положительной обратной связи по отношению к действиям, предпринятым учащимся;
4) программное обеспечение игры должно включать автоматическую регистрацию ответов учащегося;
5) программа игры должна давать возможность просмотреть отчеты о ходе работы учащегося;
6) задания на мониторе компьютера должны быть последовательными, ясно изложенными и лаконичными;
7) программа должна быть разработана таким образом, чтобы учитывать минимальные навыки работы учащегося на компьютере [12].
M. Griffiths и J. Kwon отмечают, что, несмотря на наличие большого количества разнообразных компьютерных игр, игры для образования лиц с ОВЗ разрабатываются в значительно меньшем количестве и представляют собой дорогостоящий продукт, не всегда доступны как для педагогов специальных образовательных учреждений, так и родителей детей с ОВЗ. Еще одной проблемой разрабатываемого программного обеспечения для специальных учреждений является, то, что они часто не учитывают особенностей учащихся данной категории, т. к. в большинстве своем создаются программистами, не владеющими необходимыми теоретическими и методологическими знаниями. В то же время, как отмечает J. Kwon, компьютерные технологии на сегодняшний день достигли такого уровня, что позволяют даже непрофессиональному пользователю, а значит, и педагогу, совершенно бесплатно самостоятельно разрабатывать методологически правильные игры в соответствии с потребностями и спецификой учащихся, для которых они предназначаются [6; 9].
Особое внимание исследователи Великобритании, США и Австралии обращают на разработку компьютерных программ для детей с расстройствами аутистического спектра [12; 18; 19; 21]. Исследования показали, что компьютеризированная программа с использованием интерактивных игровых модулей способствует улучшению у этих детей навыков распознавания лиц других людей [12].
Анализ методики обучения учащихся с ОВЗ в США с применением компьютерных технологий позволил P.-L. Weng и его коллегам сделать
вывод о необходимости учета особенностей внимания, уровня когнитивной нагрузки и наличия обратной связи при разработке обучающих программ с применением компьютерных технологий по формированию у учащихся ОВЗ когнитивных навыков [23]. Снижения когнитивной нагрузки, по их мнению, можно достигнуть путем разбивки сложной и объемной информации на небольшие сегменты либо посредством совмещения текстовой информации с ее графическим представлением. Авторами также предлагается минимально использовать аудиосопровождение, подключая его только по мере необходимости, например, при закреплении рассмотренного материала. Применение обратной связи зависит от этапа занятия. Выделяют два его типа: немедленная (непосредственная) и задержанная. Непосредственную обратную связь следует использовать в процессе усвоения нового материала, пошагово. Задержанная обратная связь осуществляется на завершающем этапе усвоения целой темы, построенной на объединении частей информации, относящейся к данной теме.
Исследователи отмечают не только позитивные аспекты влияния компьютерных технологий на развитие детей с ОВЗ, но и некоторые их недостатки. Так, чрезмерная стимуляция, подаваемая мультимедийными технологиями, является фактором, нарушающим способность к сосредоточению внимания учащихся с интеллектуальными нарушениями, то есть они становятся невосприимчивыми к информации, идущей в это же время от педагога [10]. Технология компьютерных игр, с точки зрения M. Griffiths, очень быстро изменяется во времени, соответственно, эти игры постоянно модифицируются, в них появляются новые элементы, возможности, что затрудняет своевременную оценку их воспитательного и обучающего воздействия [6]. Исследования, проведенные M. L. Balmeo с коллегами в филли-пинском городе Багио, также позволили им выделить возможные барьеры, возникающие на пути эффективного использования компьютерных технологий педагогами в обучении детей: недостаточная доступность современных технологий, затраты времени как на их освоение, так и процесс подготовки к занятиям, в которых планируется их использование, отсутствие опыта их интеграции в процесс традиционного обучения, негативное отношение части педагогов к их внедрению в учебный процесс [4].
В заключение следует отметить, что большинство исследователей отмечают необходимость внедрения компьютерных технологий в образовательную
работу с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, указывая на повышение эффективности образовательного процесса, мотивации обучения, возможности учета индивидуального темпа работы каждого учащегося, их адаптации в социум. Несмотря на достаточно большое количество разнообразных исследований, посвященных применению компьютерных технологий в образовании лиц с ОВЗ, до сих пор не разработаны четкие методологические принципы их использования при обучении детей с нарушениями развития. Кроме того, отсутствуют обобщенные данные о различиях в применении разных типов компьютерных технологий, предназначенных для обучения учащихся с ОВЗ, учитывающих специфику их нарушенного развития.
Таким образом, наряду с интенсивным внедрением компьютерных технологий в систему образования лиц с ОВЗ, существуют барьеры как объективного, так и субъективного характера, которые затрудняют процесс их интеграции в образовательный процесс этой категории учащихся:
1) большая скорость обновления технологий, за которыми не успевают следить педагоги, способствует интуитивному применению этих технологий в образовательном процессе, что не всегда приводит к желаемым результатам;
2) у многих педагогов мало опыта применения этих технологий; некоторые их них сознательно отказываются от их внедрения, усматривая в них больше недостатков, чем достоинств;
3) существует проблема экономического характера - затраты на приобретение как оборудования, так и специализированных компьютерных программ, которые к тому же не всегда учитывают специфику нарушений развития детей с ОВЗ.
Литература
1. Alcalde C., Navarro J. I., Marchena E., and Ruiz G. Acquisition of basic concepts by children with intellectual disabilities using a computer-assisted learning approach // Psychological Reports. 1998. 82. Pp. 1051-1056.
2. Anderson-Inman L., Knox-Quinn C., and Horney M. A. Computer-Based Study Strategies for Students with Learning Disabilities: Individual Differences Associated with Adoption Level // Journal of learning disabilities. 1996. Vol. 29. № 5. Pp. 461-484.
3. Ang K. H., Wang Q. A case study of engaging primary school students in learning science by using Active Worlds // Proceedings of The First International LAMS Conference: Designing the Future of Learning. 2006. Pp. 5-14.
4. Balmeo M. L., Nimo E. -M. A., Pagal A. M., Puga S. C., Quiño A. D., Sanwen J. L. Integrating Technology in Teaching Students with Special Learning Needs in the SPED Schools in Baguio City // The IAFOR Journal of Education. 2014. Vol. 2 № 2.
5. Ciullol S., Falcomata T. S., Pfannenstiel K., Billingsley G. Improving learning with science and social studies text using computerbased concept maps for students with disabilities // Behavior Modification. 2015. Vol. 39 (1). Pp. 117-135.
6. Griffiths M. The educational benefits of videogames // Education and Health. 2002. Vol. 20. № 3. Pp. 47-51.
7. Hearne J. D., Poplin M. S., Schoneman C. and O'Shaughnessy E. Computer Aptitude: An Investigation of Differences Among Junior High Students with Learning Disabilities and Their Non-Learning-Disabled Peers // Journal of Learning Disabilities. 1988. Vol. 21. № 8. Pp. 489-492.
8. Kim A.-H., Vaughn Sh., Klingner J. K., Woodruff A. L., Reutebuch C. K. and Kouzekanani K. Improving the Reading Comprehension of Middle School Students With Disabilities Through Computer-Assisted Collaborative Strategic Reading // Remedial and Special Education. 2006. Vol. 27. № 4. Pp. 235-249.
9. Kwon J. The Development of Educational and/or Training Computer Games for Students With Disabilities // Intervention in School and Clinic. 2012. Vol. 48(2). Pp. 87-98.
10. Lee Y. & Vail C. J. Computer-Based Reading Instruction for Young Children with Disabilities // Journal of Special Education Technology. 2005. Vol. 20(1). Pp. 5-18.
11. Lieber J. and Semmel M. I. Effectiveness of computer application to instruction with mildly handicapped learners: a review // Remedial and Special Education. 1985. Vol. 6 (5). Pp. 5-12.
12. Main S., O'Rourke J., and Morris J. Focus on the journey, not the destination: Digital games and students with disability // Issues in Educational Research. 2016. Vol. 26 (2). Pp. 315-331.
13. O'Handley R. D., Ford W. B., Radley K. C., Helbig K. A. and Wimberly J. K. Social Skills Training for Adolescents With Intellectual Disabilities: A School-Based Evaluation // Behavior Modification. 2016. Vol. 40(4). Pp. 541-567.
14. Perera N. T., Wijerathne I. S. D., Wijesooriya M. M., Dharmarathne A. T., Weerasinghe A. R. A Game Based Learning Approach to Enrich Special Education in Sri Lanka // International Journal on Advances in ICT for Emerging Regions. 2014. Vol. 07 (2).
15. Scruggs A. Effctive Reading Instruction Strategies for Students with Signifiant Cognitive Disabilities // Electronic Journal for Inclusive Education. 2008. Vol. 2. № 3. Article 8.
16. Shin M. and Bryant D. P. Improving the Fraction Word Problem Solving of Students With Mathematics Learning Disabilities: Interactive Computer Application // Remedial and Special Education. 2006. Vol. 27. № 4. Pp. 235-249.
17. Siberski J., Shatil E., Siberski C., Eckroth-Bucher M., French A., Horton S., Loefflad R. F., and Rouse Ph. Computer-Based Cognitive Training for Individuals With Intellectual and Developmental Disabilities: Pilot StudyAmerican // Journal of Alzheimer's Disease & Other Dementias. 2014. Vol. 30. № 1. Pp. 41-48.
18. Silver M. and Oakes P. Evaluation of a new computer intervention to teach people with autism or Asperger syndrome to recognize and predict emotions in others // Autism. 2001. № 5. Pp. 299-316. Doi: 10.1177/1362361301005003007
19. Stromer R., Kimball J. W., Kinney E. M., and Taylor B. A. Activity schedules, computer technology, and teaching children with autism spectrum disorders // Focus on autism and other developmental disabilities. 2006. Vol. 21. № 1. Doi: 10.1177/10883576060210010301
20. Vasquez E., Nagendran A., Welch G. F., Marino M. T., Hughes D. E., Koch A., Delisio L. Virtual Learning Environments for Students with Disabilities: A Review and Analysis of The Empirical Literature and Two Case Studies // Rural Special Education Quarterly. 2015. Vol. 34. № 3. Pp. 26-32.
21. Wainer A. L., Ingersoll B. R. The use of innovative computer technology for teaching social communication to individuals with autism spectrum disorders // Research in Autism Spectrum Disorders. 2011. № 5. Pp. 96-107.
22. Warren B. and Rosebery A. S. Theory and Practice: Uses of the Computer in Reading // Remedial and Special Education, 1988, Vol. 9, 2. Pp. 29-38.
23. Weng P. -L., Maeda Yu., and Bouck E. C. Effectiveness of Cognitive Skills-Based Computer-Assisted Instruction for Students With Disabilities: A Synthesis // Remedial and Special Education. 2014. Vol. 35. № 3. Pp. 167-180.
Статья поступила в редакцию 20.05.2017 г.
Submitted 20.05.2017.
Для цитирования: Сайфутдиярова Е. Ф., Фатихова Л. Ф. Анализ зарубежных исследований по проблеме использования компьютерных технологий в коррекционно-образовательной работе с учащимися с ОВЗ // Вестник Марийского государственного университета. 2017. № 3 (27). С. 75-80.
Citation for an article: Sajfutdijarova E. F., Fatihova L. F. Analysis of foreign studies on the use of computer technologies in correctional and educational work with students with disabilities. Vestnik of the Mari State University. 2017, no. 3 (27), pp. 75-80.
Сайфутдиярова Елена Фаварисовна,
кандидат психологических наук, доцент, Бирский филиал Башкирский государственный университет, г. Бирск, saifi@inbox.ru
Фатихова Лидия Фаварисовна, кандидат педагогических наук, доцент, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа, lidiajune@mail. ru
Sayfutdiyarova Elena F., Ph. D. (Psychology), associate professor, Birsk Branch of Bashkir State University, Department of Social Education and Social Work, Birsk,
saifi@inbox. ru
Fatikhova Lidiya F., Ph. D. (Pedagogy), associate professor, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmullah, Ufa, lidiajune@mail.ru