Научная статья на тему 'Анализ закономерностей взаимодействия между структурными элементами гидротранспортной системы'

Анализ закономерностей взаимодействия между структурными элементами гидротранспортной системы Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
74
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ закономерностей взаимодействия между структурными элементами гидротранспортной системы»

© В.П. Докукин, 2002

УДК 622.693.4

В.П. Докукин

АНАЛИЗ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ СТРУКТУРНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ГИДРОТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ

С

ложные системы оптимизируют в два этапа: на стадии проектирования и при эксплуатации. Оптимальный проект системы, выполненный по осредненным значениям параметров, не означает, что режимы ее работы в реальных условиях будут соответствовать наилучшим значениям критериев оптимальности. Поэтому важно в реальных условиях оперативно поддерживать такие режимы работы системы, которые соответствовали бы изменившимся внешним условиям среды и внутренним ресурсам системы. Постановка задачи оптимизации в таком виде требует более четкого подхода к формированию оптимизируемой системы. Формирование системы означает строгое обоснование границ оптимизируемой системы и разделение ее на структурные части [1].

У всех технических систем можно выделить два основных уровня внутренних процессов. К первому уровню - производственнотехнологическому - относится описание производственных возможностей анализируемой системы. При математическом моделировании производственных возможностей технической системы ее разбивают на структурные части. После этого описывают производственные возможности каждой части и процедуры обмена ресурсами производства и энергии между частями. Производственные возможности описывают при помощи производственных функций определенного типа, а процедуры обмена ресурсами - с помощью балансовых соотношений. Ко второму уровню относят управляющие воздействия или управления. На этом этапе устанавливается механизм выбора управляющих воздействий и используется крите-

рий оценки результата. Экстремальное значение критерия соответствует оптимальному состоянию системы.

Проведенные исследования [2] с помощью методов функционального анализа позволили установить границы и структурные части системы трубопроводного гидротранспорта (см. рисунок). В состав системы оказалось необходимым включить оборудование, обеспечивающее операции по укладке сыпучих материалов на складе (хвостохранилище), очистке и возврату оборотной воды.

Далее необходимо установить функцию описания состояния каждого структурного элемента системы (производс-твенные функции) и вид закономерностей взаимодействия структурных элементов (балансовые соотношения). На их основе решают задачу поиска оптимальных значений параметров структурного элемента и всей технической системы, соответствующих конкретной эксплуатационной ситуации.

Задачей структурного элемента (СЭ) 1 (см. рисунок) является формирование потока пульпы с заданными свойствами. Для этого в него поступает некоторое количество твердого материала ^т) и несущей жидкости ^в) в заданном соотношении (концентрации), различные полимерные добавки ^д) для снижения трения в потоке и повышения устойчивости пульпы, производится электромагнитная обработка и т.д. По сути здесь формируется режим работы всей системы. Выходом является вещественный поток определенного объема ^п) и заданной концентрации в реальном времени (Ц:

Qп = А^т, Qв, Qд, Ц Преобразований энергии в этом СЭ нет. Таким образом, Qп - производственная функция этого СЭ.

Далее поток пульпы поступает на вход в СЭ 2, задачей которого является в соответствии с классификацией проф. Р. Коллера соединение вещественного потока и энергии. На выходе получается вещественный поток с энергией, необходимой для преодоления сопротивлений движению:

Н = А^п, Vп, L, ш),

где Vп - скорость потока, L - длина трассы, ш - удельное сопротивление движению пульпы.

Задачей СЭ 3 является направление потока пульпы по трассе без потерь (экологичес-кая безопасность). Преобразование выражается в виде снижения энергии потока, вызванной ее расходом на преодоление сил трения и перепадов высоты на восходящих участках трассы. Взаимодействие элементов 2 и 3 должно обеспечивать равенство расхода и

Нтр = А^п, L, ш).

После этого поток пульпы поступает в хвостохранилище. Энергетических преобразований здесь нет. Укладка твердых материалов может быть описана в виде балансового соотношения частей вещественного потока

Qп = Е ^тд, Qв),

где Qт,i - фракции твердого материала, укладываемые в разных частях хвостохранилища.

Путем построения функциональных структур вещественных и энергетических потоков можно разделить параметры каждого структурного элемента на группы: постоянные, рабочие и управляемые. Постоянные параметры отражают состояние СЭ в текущий момент, рабочие показывают реакцию СЭ на внешние воздействия взаимодействующих частей системы, управляемые - это параметры, которые можно произвольно изменять, и от их значения будет изменяться состояние СЭ. Разделение на группы происходит с помощью оценки степени влияния параметра на состояние элемента, возможности его изменения и влияния на другие параметры элемента.

Qт Qв Qд ОБОРОТНОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ

І І ^ 2 Г ' ' .

пульпо-

подготовки

Рабочий и резерв.

Хвостохранилище

“Распред Торцевой выпуск I трубоп

а і ! Модуль 1 линейной части і і і і і і

5 ,

система монито-

ринга и управле- < ІГ

ния ' К-

Рис. 1. Блок-схема обобщенной трубопроводной системы гидротранспорта сыпучих материалов

Взаимодействие между структурными частями реализуется через общие параметры на основе обеспечения материального или энергетического баланса.

Информационные потоки строятся подобным же образом и отражают информацию о состоянии каждого элемента и реакции его на изменение ситуации. В управляющем элементе 5 происходит сравнение реакции СЭ с плановым состоянием и выработка управляющих решений в соответствии с программой оптимизации.

Далее составляется прогнозирующая модель технической систе-

мы, включающая производственные функции структурных элементов. Модель может быть записана в дифференциальной форме, если считать, что все переменные меняются непрерывно.

Таким образом, методика установления закономерностей взаимодействия между структурными элементами системы содержит следующие шаги:

• описание задач СЭ и формирование производственной функции;

• установление важнейших параметров элемента, разбиение их на группы, выявление вида связей ме-

жду параметрами для описания состояния СЭ;

• установление общих параметров взаимодействия между соседними СЭ;

• построение прогнозной модели (системы дифференциальных уравнений) оптимизируемой технической системы.

В дальнейшем модель решается относительно критерия оптимальности с целью получения зависимостей для расчета оптимума технической системы.

------------------------------------------------------------------ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Докукин В.П. Формирование системы для оптими- 2. Докукин В.П. Системный подход при оптимизации

зационного исследования//Горные машины и электромеха- трубопроводного гидротранспорта//Горная механика, № 2-3, ника, №3, 2000 2000

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ

Докукин В.П. — Санкт-Петербургский государственный горный институт (ТУ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.