91
ЭПИДЕМИОЛОГИЯ
УДК 613.693
АНАЛИЗ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ СРЕДИ ЛЕТНОГО СОСТАВА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Ф.Б. Бисмильдин, Д.Б. Дюсетаев
РГУ «Департамент по защите прав потребителей на транспорте Комитета по защите прав потребителей Министерства национальной экономики Республики
Казахстан», г. Астана
Данная статья посвящена изучению заболеваемости среди летного состава гражданской авиации Республики Казахстан, которая является актуальнейшей проблемой авиационной медицины, направленной на увеличение профессионального долголетия летчиков с максимальным сохранением их социальной активности и обеспечением безопасности полетов.
Ключевые слова: заболеваемость, гражданская авиация, летчики, профессиональная заболеваемость
Решение проблемы сохранения профессионального здоровья летного состава авиации является актуальнейшей проблемой авиационной медицины, направленной на увеличение профессионального долголетия летчиков с максимальным сохранением их социальной активности и обеспечением безопасности полетов.
Специфика летной работы оказывает существенное влияние на течение заболеваний у летчиков. Вследствие этого уменьшается летное долголетие, происходит раннее списание летчиков с летной работы, до 85% лётного состава дисквалифицируется по медицинским показаниям в возрасте 31-45 лет.
Профессиональные заболевания среди работников гражданской авиации встречаются во всех странах мира с развитой системой гражданской авиации. В России профессиональные заболевания среди работников гражданской авиации занимают I место среди всех отраслей экономики. В подавляющем большинстве случаев причиной профессиональной дисквалификации является хроническая нейросенсорная тугоухость.
В Казахстане с начала 2000 года по разным причинам не регистрируются профессиональные заболевания среди летного состава. Основной причиной этого явления является переход на использование с этого периода новых воздушных судов западного образца, а также отсутствие принципиального подхода среди работодателей и самих летчиков.
ISSN 1727-9712
Гигиена труда и медицинская экология. №4 (49), 2015
92
В тоже время условия труда летного состава (пилоты, штурманы, радисты, бортпроводники) крайне неблагоприятны, а состояние их здоровья требует пристального внимания медицинских работников.
Существует следующий комплекс основных факторов неблагоприятного воздействия на организм летного состава: шум (действует на летном поле и в кабине воздушного судна); инфразвук (в кабине воздушного судна); ультразвук (на летном поле, вблизи воздушного судна с работающими двигателями); вибрация общая и локальная, воздействие ускорений и перегрузок; резкие колебания барометрического давления; пониженное парциальное давление кислорода во вдыхаемом воздухе; загрязнение воздушной среды кабины воздушного судна токсичными веществами; неблагоприятные параметры микроклимата (температурный дискомфорт, низкая относительная влажность воздуха); электромагнитные излучения радиочастотного диапазона, электростатика; фиксированная рабочая поза; нервно-эмоциональное напряжение, низкая разборчивость речи; ненормированный рабочий день, ночные полеты; частая смена часовых поясов, переаклиматизация; высокая ответственность за жизнь других людей, за сохранность дорогостоящего оборудования [11].
На условия труда и выраженность факторов трудового процесса влияют следующие параметры: тип воздушного судна; эффективность авиагарнитуры; дальность и частота полета; количество взлетов и посадок; высота эшелона; ночные полеты, используемое оборудование для радиолокации, навигации и связи; выполняемые должностные обязанности, в т.ч. расположение рабочего места; длительность эксплуатации типа воздушного судна; в отдельных случаях не возможность использования средств индивидуальной защиты органа слуха [11].
Проблема сохранения профессионального здоровья летчиков предполагает исследование основных неблагоприятных факторов летной деятельности и разработку соответствующих лечебно-профилактических мероприятий, направленных на повышение профессиональной работоспособности и уровня здоровья летчиков. Контроль уровня профессионального здоровья летного состава является необходимым условием обеспечения его профессиональной надежности, обоснованного прогнозирования эффективности и безопасности реализации задач летной деятельности.
Заболевания, выявленные среди летного состава гражданской авиации Республики Казахстан в результате системно-структурного анализа, определяющие состояние здоровья пилотов, позволяют создать целостное представление о феномене - «профессиональное здоровье летчика», которое крайне необходимо для разработки комплекса мероприятий по совершенствованию медицинского обеспечения полетов.
Целью исследования было проведение анализа состояния здоровья и заболеваемости среди летного состава гражданской авиации в Республике Казахстан в период 2000-2014 гг. Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
ISSN 1727-9712
Гигиена труда и медицинская экология. №4 (49), 2015
93
1) Изучить заболеваемость с временной утратой трудоспособности среди летного состава гражданской авиации Республики Казахстан за 2000-2014 гг.;
2) Изучить заболеваемость среди лиц летного состава гражданской авиации Республики Казахстан, находящихся на диспансерном учете за 2000-2014 гг.;
3) Разработать рекомендации по снижению заболеваемости среди летного состава гражданской авиации Республики Казахстан.
Материалы и методы. Статистические данные для изучения заболеваемости среди лиц летного состава гражданской авиации Республики Казахстан с временной утратой трудоспособности за 2000-2014 гг., а также заболеваемости среди лиц летного состава гражданской авиации Республики Казахстан, находящихся на диспансерном учете за 2000-2014 гг. были предоставлены медицинским центром РГП «Казаэронавигация». Объектом исследования явилось 1341 лиц летного состава в среднем в год за период 2000-2014 гг. Методы исследования: статистический (анализ полученных данных).
При структурировании состоянии здоровья летный состав гражданской авиации Республики Казахстан был разделен по нозологическим формам заболеваний.
Наиболее часто встречающимися нозологическими формами заболеваний с временной утратой трудоспособности и преобладающими в структуре заболеваемости среди летного состава явились болезни органов дыхания в т.ч. острые респираторные инфекции верхних дыхательных путей (таблицы 1, 2).
Таблица 1 - Заболеваемость с временной утратой трудоспособности среди летного состава гражданской авиации Республики Казахстан (показатель на 100 работающих чел.)
Годы 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
По классам заболев аемости (МКБ- 10) случаи случаи случаи случаи случаи случаи случаи случаи случаи случаи случаи случаи случаи случаи случаи
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Всего 11,1 6,1 9,6 3,9 0,94 1,09 1,18 1,49 1,4 2,7 3,1 3,0 2,2 4,3 6,5
Болезн и системы кровоо бращен ия 0,1 0 0 1,10 0 0,07 0 0,14 0,1 0,06 0 0,4 0 0 0,12
Болезн и органов пи-щеваре ния 0,1 0,4 0,4 0,15 0 0 0,38 0,7 0,07 0,13 0,1 0,13 3,0 0,4 0,37
ISSN 1727-9712
Гигиена труда и медицинская экология. №4 (49), 2015
94
Продолжение таблицы 1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Болезни органов дыхания в т.ч. острые респира торные инфекци и верхних дыхательных путей 4,1 2,2 4,7 4,6 0,48 0,5 0,3 0,56 0,35 1,52 1,85 1,6 1,09 2,8 3,9
Травмы, отравле ния и некоторые другие последс твия воздейст вия внешни х причин ИН 1,2 0,9 1,0 0,3 0,97 0,07 0,07 0,14 0,07 0,27 0,6 0,13 0,2 0,4 0,43
Болезни уха и сосцеви дного отростк а 0,1 0,6 0 0,15 0,48 0 0,15 0 0,07 0,06 0 0,1 0 0,1 0,3
Болезни глаза и его придато чного аппа- рата 0,2 0,4 0,2 0 0 0 0 0 0,14 0,06 0,06 0,1 0,07 0,2 0,1
Болезни нерв- ной системы 0,1 0 0,6 0 0 0 0 0,14 0 0,06 0,06 0,4 0 0,1 0,12
Болезни почек 0,1 0,2 0,4 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
ISSN 1727-9712
Гигиена труда и медицинская экология. №4 (49), 2015
95
Таблица 2 - Структура заболеваемости с временной утратой трудоспособности среди лиц летного состава гражданской авиации Республики Казахстан за 2014гг. (в абс.ч. и %)
Забо лева ния ССС Заболева ния ЖКТ Острые респира- торные инфекции Бытовые травмы Болезни уха Болезни глаза Болезни периферичес кой нервной системы Всего
абс.ч. 3 7 69 7 6 2 2 114
% 2,6 6,1 60,5 6,1 5,2 1,7 1,7 100
Рассматривая структуру заболеваемости у лиц летного состава, находящихся на диспансерном учете, по данным диспансеризации за 2000-2014 гг. наиболее часто встречающимися заболеваниями являются: болезни системы кровообращения (31%), болезни нервной системы (16,8%), болезни органов пищеварения (14 %) (таблица 3).
Таблица 3 - Структура диспансеризации по нозологическим формам заболеваемости среди летного состава гражданской авиации Республики Казахстан (в %)
По классам заболеваемо сти (МКБ-10) 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Болезни системы кровообра щения 36,1 30 28,3 33,5 27,5 40,9 32,7 30,4 32,6 30,3 30,9 32 26,9 26,6
Болезни органов пищеварен ия 19,4 13,9 12,3 15,7 12,7 12,9 12,6 11,7 14 14,6 14,5 14,3 14,2 14,3
Болезни мочеполов ой системы 4,6 3 4,1 4 3,9 3,4 3,4 3,18 3,2 4,2 4 4 5,2 4,4
Болезни уха и сосцевидно го отростка 10,3 4,3 9,7 3,4 5,1 4,7 4 4,5 2,1 3,6 3,4 3,7 3,7 3
Болезни глаза и его придаточн ого аппарата 8,9 4,7 4,1 4,9 6,7 5,7 8,5 4,6 8,3 7,3 7,6 10,6 11,2 12,6
Болезни эндокринн ой системы, 8,5 5,9 6,4 7,3 7,7 7 5,3 7,4 6,2 5,5 5,5 5,8 6,2 10,4
ISSN 1727-9712
Гигиена труда и медицинская экология. №4 (49), 2015
96
Продолжение таблицы 3
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
расстройст ва питания и нарушения обмена веществ
Болезни нервной системы (учет с 2009 г.) 16,5 15,6 14,7 18,9 17,7
Наиболее часто встречающимися заболеваниями среди летного состава находящихся на диспансерном учете, за 2014 год являются: болезни системы кровообращения (27,2%), болезни нервной системы (17,8%), болезни органов пищеварения (14,1 %) (таблица 4).
Таблица 4 - Структура диспансеризации по нозологическим формам заболеваемости среди летного состава гражданской авиации Республики Казахстан за 2014год (в абс.ч. и %)
Болезни системы кровооб- ращения Болезни органов пищева- рения Болезни мочеполо- вой системы Болезни уха и сосцевидного отростка Болезни глаза и его придаточного аппарата Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ Болезни нервной системы (учет с 2009 года)
абс.ч. 476 247 81 58 222 168 312
% 27,2 14,1 4,6 3,3 12,7 9,6 17,8
Результаты вышеизложенного выявили, что преобладающей нозологической формой заболеваний с временной утратой трудоспособности среди летного состава гражданской авиации Республики Казахстан с 2000-2014 гг. явились болезни органов дыхания в т.ч. острые респираторные инфекции верхних дыхательных путей.
Наиболее часто встречающей нозологической формой заболеваний среди лиц летного состава гражданской авиации Республики Казахстан с 2000-2014 гг., находящихся на диспансерном учете, явились болезни органов кровообращения (31%), на втором месте болезни нервной системы (16,8%), то есть, те заболевания, которые могут быть причиной резкой потери сознания или смерти, соответственно играют первостепенную роль в обеспечении безопасности полетов. Лица, находящиеся в этих диспансерных группах, не должны быть допущены к полету в качестве единственного пилота, управляющего воздушным судном.
ISSN 1727-9712 Гигиена труда и медицинская экология. №4 (49), 2015
97
В целях снижения заболеваемости, сохранения здоровья среди пилотов гражданской авиации Республики Казахстан, а также по результатам проведенных исследований мы предлагаем следующие рекомендации:
1. В процессе медицинского обеспечения лётчиков основное внимание уделить профилактике болезней органов кровообращения, а также органов пищеварения. В каждой части с участием медицинской службы разработать комплекс мероприятий по профилактике вышеуказанных заболеваний.
2. Центральная врачебно-летная экспертная комиссия (ЦВЛЭК) и врачебно-летная экспертная комиссия (ВЛЭК), работающим с летным составом, более целенаправленно выявлять лиц летного состава с заболеваниями органа слуха и другими заболеваниями, которые могут быть профессиональными, с углубленным медицинским обследованием в условиях специализированной клиники с учетом профессионального маршрута.
3. В процессе медицинского обеспечения полётов широко использовать оценку полётного переутомления, послеполётной и профессиональной дезадаптации с целью индивидуализации лётной нагрузки и совершенствования психофизиологической подготовки лётчика к полётам.
4. Казахстанским авиакомпаниям не допускать к управлению воздушными судами в качестве единственного пилота лиц, находящихся на диспансерном учете по болезням органов кровообращения и нервной системы.
5. Непосредственно в авиакомпаниях силами медицинской службы и психологов проводить мероприятия психофизиологической коррекции лётного состава с учётом личностных особенностей и функционального состояния организма.
5. Обеспечить ежегодное санаторно-курортное лечение и реабилитацию летного состава.
6. С учетом условий труда и причин повышенной заболеваемости лётного состава совершенствовать профилактику заболеваний и своевременно проводить коррекцию выявленных неблагоприятных изменений в функциональном состоянии организма лётчиков.
Литература
1. Байкова И.А., Терещук Е.И. Психосоматика: учеб.-метод. пособие -Минск: БелМАПО, 2009. - 39 с.
2. Крапивницкая Т.А. Совершенствование врачебно-лётной экспертизы при сердечно-сосудистой патологии: метод. рекомендации для врачебно-лётных экспертных комиссий гражданской авиации. - М.: Российская медицинская академия последипломного образования МЗ РФ, 2004. - 38 с.
3. Разсолов Н.А., Рудовский А.А. Способ прогнозирования риска развития психосоматических заболеваний у лиц опасных профессий: метод. рекомендации. - М., 2009. - 25 с.
ISSN 1727-9712
Гигиена труда и медицинская экология. №4 (49), 2015
98
4. Сандомирский М. Психосоматика и телесная психотерапия: практ. рук. -М.: Независимая фирма «Класс», 2007. - 592 с.
5. Сечко А.В. Профессиональное «выгорание» лётного состава или почему уходят из авиации // Вестник МНАПЧАК. - 2006. - № 4(23). - С.29-37.
6. Сиваш О.Н. Личностно-ориентированная экспертиза профессиональной пригодности лётчиков: автореф. ... канд. псих. наук: 19.00.03. Институт психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. - М., 2009. - 21 с.
7. Измеров Н.Ф., Свирская Г.П. Социальная ответственность работодателя за здоровье работающихи роль медицины труда в современных условиях // Медицина труда и пром. экология. - 2003. - № 12. - С. 17-19.
8. Кулкыбаев Г.А. Медицина труда в Казахстане // Медицина труда и пром. экология. - 2002. - № 2. - С.26-28.
9. Российская энциклопедия по медицине труда / главн. ред. Н.Ф. Измеров. - М.: Медицина, 2005.
10. Тарасов А.А., Соркина Н.С. Современные формы профессиональных заболеваний // Медицина труда и пром. экология. - 2003. - № 5. - С.9.
11. Бухтияров И.В. Современное состояние и перспективы профпатологической помощи в гражданской авиации (гигиенические и клинико-экспертные вопросы).
Тұжырым
Аталмыш мақала Қазақстан Республикасы азаматтық авиациясының ұшу құрамының арасындағы аурушаңдықты зерттеуге арналған. Ұшқыштардың ба-рынша әлеуметтік белсенділігін сақтай отырып, олардың кәсіптік ұзақ жасауына және ұшу кезіндегі қауіпсіздікті қамтамасыз етуге бағытталған авиациялық меди-цинаның өзекті мәселелерінің бірі болып саналады.
Түйінді сөздер: аурушаңдық, азаматтық авиация, ұшқыштар, кәсіптік аурушаңдық
Summary
This article is devoted to the study of disease among aircrew of civil aviation of the Republic of Kazakhstan, which is the urgent problem of aviation medicine aimed at increasing of professional longevity pilots with maximum preservation of their social activity and providing safety oversight.
Key words: incidence, civil aviation, pilots, professional disease
ISSN 1727-9712
Гигиена труда и медицинская экология. №4 (49), 2015