Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ БИЗНЕС-ЕДИНИЦЫ СО СТЕЙКХОЛДЕРАМИ'

АНАЛИЗ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ БИЗНЕС-ЕДИНИЦЫ СО СТЕЙКХОЛДЕРАМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
НЕФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / СТЕЙКХОЛДЕРЫ / КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Багословская Ю. Н.

В рамках данной статьи рассматривается проблематика взаимоотношений бизнес-единицы со стейкхолдерами, актуальность данной темы связана с тем, что взаимоотношения со стейкхолдерами являются важнейшим аспектом корпоративной социальной ответственности, которая в свою очередь выступает даже в текущей ситуации глобальным трендом. Взаимоотношения бизнес-единицы со стейкхолдерами, выступают важной частью бизнес-процессов и коммуникаций компании, что актуализируют процесс изучения данного феномена. Цель работы - теоретический анализ взаимоотношений бизнес-единицы со стейкхолдерами. Методы исследования - сравнительный анализ литературных источников, индукция, дедукция. Итоговым выводом исследования является вывод о том, что важнейшим аспектом взаимодействия со стейкхолдерами является интегрированная и нефинансовая отчетность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ БИЗНЕС-ЕДИНИЦЫ СО СТЕЙКХОЛДЕРАМИ»

растворов для бурения скважин в сложных геологических условиях / сборник трудов института «NeЫtgazylmytaslama» 2 (29) выпуск. - А: ТДНГ, 2012. - стр. 315-319.

© Deryaev A. R., 2022

УДК 330

Багословская Ю.Н.

СКФУ

Научный руководитель: Буценко Л.С.

доктор. экон. наук, профессор СКФУ, г. Ставрополь, РФ

АНАЛИЗ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ БИЗНЕС-ЕДИНИЦЫ СО СТЕЙКХОЛДЕРАМИ

Аннотация

В рамках данной статьи рассматривается проблематика взаимоотношений бизнес-единицы со стейкхолдерами, актуальность данной темы связана с тем, что взаимоотношения со стейкхолдерами являются важнейшим аспектом корпоративной социальной ответственности, которая в свою очередь выступает даже в текущей ситуации глобальным трендом. Взаимоотношения бизнес-единицы со стейкхолдерами, выступают важной частью бизнес-процессов и коммуникаций компании, что актуализируют процесс изучения данного феномена.

Цель работы - теоретический анализ взаимоотношений бизнес-единицы со стейкхолдерами.

Методы исследования - сравнительный анализ литературных источников, индукция, дедукция.

Итоговым выводом исследования является вывод о том, что важнейшим аспектом взаимодействия со стейкхолдерами является интегрированная и нефинансовая отчетность.

Ключевые слова:

Нефинансовая отчетность, интегрированная отчетность, стейкхолдеры, корпоративная социальная ответственность.

Проблематика взаимоотношений бизнес-единицы со стейкхолдерами связана прежде всего с тем, как реализуется концепция корпоративной социальной ответственности как в рамках отдельной компании, так и в рамках отрасли и страны в целом. Рассмотрим эту связь более детально.

Само появление концепции корпоративной социальной ответственности (КСО) связано с тем, что с развитием экономики возрастают внимание к социальным и экологическим аспектам деятельности хозяйствующих субъектов и требования к прозрачности бизнеса, в результате чего происходит видоизменение корпоративной стратегии, корпоративной отчетности и корпоративного управления. Данные направления деятельности бизнеса, исходя из концепции устойчивого развития в наибольшей степени связаны с КСО, в частности с группами интересантов, стейкхолдерами, которые в современном мире могут активно влиять на ряд аспектов деятельности любой компании (такими стейкхолдерами, либо группами интересантов могут выступать любые влиятельные группы, от государства, до НКО и поставщиков).

Поскольку эффективность бизнес-единицы теперь оценивается не только по объему услуг и способности генерировать прибыль, но также по уровню воздействия, оказываемого на окружающую среду, широкое распространение получила публичная нефинансовая отчетность, отражающая, помимо финансовой, нефинансовую информацию о деятельности предприятий, а также различные виды интегрированной отчетности [6]. Именно нефинансовая и интегрированная отчетность во многом

выступает как одно из ключевых направлений реализации принципов КСО на современном этапе/

С развитием экономики возрастают внимание к социальным и экологическим аспектам деятельности хозяйствующих субъектов и требования к прозрачности бизнеса, в результате чего происходит видоизменение корпоративной отчетности. Тенденции распространения публичной нефинансовой отчетности как инструмента информирования общества о различных аспектах деятельности организации свидетельствует о признании менеджментом организации необходимости обмена информацией с теми, кто способен повлиять на принимаемые им решения.

Таким образом, развитие публичной нефинансовой отчетности объясняется теорией стейкхолдеров (теория заинтересованных сторон), предметом исследования которой является взаимодействие различных групп и индивидов, преследующих свои интересы в рамках деятельности компании и способных оказывать влияние на направления ее развития [3]

Концепция стейкхолдеров получила широкое распространение с 1984 года, когда вышла работа Роберта Эдварда Фримена «Стратегический менеджмент: концепция заинтересованных сторон», в которой автор вводит понятие заинтересованных сторон и приводит их упрощенный перечень. Так заинтересованные стороны - любые индивидуумы, группы или организации, существенно влияющие на принимаемые фирмой решения и (или) оказывающиеся под воздействием этих решений [7]. То есть к заинтересованным сторонам относятся как субъекты хозяйственной деятельности, состоящие в прямых экономических отношениях с организацией, так и отдельные члены общества: собственники, работники, поставщики, потребители, конкуренты, средства массовой информации, защитники окружающей среды, государственные органы [7].

Согласно Бабановой Ю.В. становление и развитие концепции стейкхолдеров имеет более длительную историю, в рамках которой можно выделить три этапа [1].

Первый этап связан с выходом сферы ответственности бизнеса за рамки производственно-технологической деятельности за счет расширения перечня заинтересованных сторон - наряду с собственниками, поставщиками и потребителями к заинтересованным сторонам стали относиться представители местного сообщества.

Второй этап развития стейкхолдерской теории — легитимация бизнеса, представляющая собой процесс, в рамках которого организация оправдывает перед другими организациями или перед вышестоящей системой свое право на существование.

Третий этап развития концепции заинтересованных сторон связан с процессом глобализации, изменившей соотношение внутренних и внешних факторов развития национальных хозяйств в пользу последних.

В настоящее время стейкхолдерская концепция представляет собой инструмент стратегического управления долгосрочной устойчивостью компании, в основе которого лежит понимание того, что взаимодействие внешних и внутренних стейкхолдеров оказывает непосредственное влияние на деятельность организации. Притом роль такого взаимодействия настолько высока для развития бизнеса, что стейкхолдерская теория приобретает все большую популярность и вытесняет концепцию акционерной стоимости [4]. Сравнение концепций акционерной стоимости и заинтересованных сторон представлено в таблице 1.

Таблица 1

Сравнение концепции акционерной стоимости и теории заинтересованных сторон

Критерий сравнения Концепция акционерной стоимости Концепция заинтересованных сторон

Цель деятельности организации Максимизация прибыли Увеличение рыночной стоимости

Заинтересованные стороны Собственники Широкий круг заинтересованных сторон: собственники, покупатели, поставщики, работники, местное сообщество, государство

Формат отчетности, раскрываемые показатели Финансовая отчетность, финансовые показатели Нефинансовая отчетность, финансовые и нефинансовые показатели

Сфера принимаемых решений Финансовые решения, связанные с использованием капитала Стратегические решения различных направлений

Ключевым положением стейкхолдерской теории является утверждение, что цели фирмы гораздо шире, чем создание прибыли для ее собственников, поскольку должны учитывать интересы более широкого круга лиц, также оказывающих влияние на развитие бизнеса. Таким образом, стоимость не формируется исключительно внутри организации, а находится под влиянием внешних факторов, формирующих среду, в которой работает компания, то есть создается через взаимоотношения со стейкхолдерами [4]

В соответствии с теорией стейкхолдеров открытость для различных групп заинтересованных сторон является основным фактором повышения общественного доверия к деятельности компании и укреплению ее деловой репутации, а соразмерное удовлетворение интересов стейкхолдеров способствует максимизации стоимости, что на сегодняшний день выступает основной стратегической целью бизнеса. Учет интересов заинтересованных сторон, несмотря на увеличение явных издержек и снижение бухгалтерской прибыли, обеспечивает минимизацию рисков будущих конфликтов и тем самым рост экономической прибыли. Следовательно, управление стоимостью организации в контексте концепции заинтересованных сторон позволяет обеспечивать благосостояние собственников наряду с удовлетворением законных потребностей других участников бизнес- процессов[2].

Основной формой информационного взаимодействия с заинтересованными сторонами выступает публичная отчетность экономического субъекта, раскрывающая основные результаты его деятельности и текущее состояние.

Поскольку в настоящее время наибольший интерес со стороны широкого круга стейкхолдеров вызывают нефинансовые показатели (показатели в области экологии и социальной ответственности, показатели использования человеческого капитала и репутации на рынке), наблюдается широкое распространение и развитие публичной нефинансовой отчетности, отражающей наряду с привычными финансовыми иные представляющие интерес показатели и, в результате, способной отвечать ожиданиям и потребностям любых заинтересованных сторон в отношении информации о деятельности компании [5].

Схема взаимодействия организации с ее заинтересованными сторонами, преследующими разнообразные цели в рамках бизнеса, посредством публичной нефинансовой отчетности представлена на рисунке 1 [3].

Рисунок 1 - Взаимодействие организации и заинтересованных сторон

Таким образом, публичная нефинансовая отчетность играет ключевую роль в процессе взаимодействия хозяйствующих субъектов с заинтересованными сторонами и повышения их конкурентоспособности на рынке.

Список использованной литературы:

1. Бабанова, Ю.В. Социальная теория бизнеса в свете теории заинтересованных сторон / Ю.В. Бабанова, Л.И. Макарова, Е.П. Растворова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. - № 21 (350). - С. 21-25.

2. Грешонков, А.М. Стратегическое управление фирмой (корпорацией) на основе теории стейкхолдеров / А.М. Грешонков, М.А. Шибаев, О.М. Конопкина // Современное общество и власть. - 2016. - № 2 (8). - С. 72-75.

3. Дуденков, Д.А. Корпоративная социальная ответственность бизнеса и развитие теории стейкхолдеров / Д.А. Дуденков // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - с. 400 - 408.

4. Ефимова, О.В. Анализ устойчивого развития компании: стейкхолдерский подход / О.В. Ефимова // Экономический анализ: теория и практика. - 2013. - № 45 (348). - С. 41-45.

5. Жукова, Т.В. Стейкхолдерский подход к формированию отчетности / Т.В. Жукова // Бухгалтерский учет и аудит: прошлое, настоящее и будущее: сборник научных статей региональной научно-практической конференции. - 2016. - С. 79-83.

6. Российский Союз промышленников и предпринимателей (официальный сайт) Совет РСПП по нефинансовой отчетности [Электронный ресурс]. - Точка доступа: http://www.rspp.ru/activity/social/

7. Freeman, R. E. Strategic Management: A Stakeholder Approach / R. E. Freeman. - Marshfield: Pitman Publishing, 1984. - 276 p.

© Багословская Ю.Н., 2022

УДК 336.011

Вольхина О.Л.

аспирант 3 курса УРГЭУ г. Екатеринбург, РФ Научный руководитель: Юрьева Л.В.

доктор экономических наук, профессор кафедры «Бухгалтерский учет и аудит»,

доцент, УрГЭУ г. Екатеринбург, РФ

ДОСТОВЕРНОСТЬ БУХГАЛТЕРСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В ТЕОРИЯХ БАЛАНСОВОГО УЧЕТА

Аннотация

В современных реалиях все больше требований предъявляется к содержанию и достоверности бухгалтерской отчетности. Основой современного бухгалтерского учета являются теории балансового учета. В статье рассмотрены статическая, динамическая и органическая балансовые теории. Изучены вопросы достоверности бухгалтерской информации в каждой из рассматриваемых теорий, приведены примеры взаимосвязи современного бухгалтерского учета с балансовыми теориями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.