стратегии и стратегической позиции на рынке с возможностью корректировки в зависимости от изменения внешней среды.
Дополнительно, модель предоставляет:
- инструменты для мониторинга и адаптации: постоянный мониторинг внешних условий и механизм адаптации стратегий обеспечивают возможность быстрого реагирования на изменения в рыночной среде;
- возможность интеграции современных технологий: модель позволяет интегрировать современные технологические решения и инновации, что способствует повышению конкурентоспособности предприятий;
- поддержка принятия решений на основе данных: использование количественной информации и аналитических инструментов помогает принимать обоснованные и эффективные управленческие решения;
- стимулирование устойчивого развития: модель способствует устойчивому развитию предприятий за счет оптимизации внутренних процессов и эффективного использования ресурсов;
- применимость в международной среде: модель учитывает глобальные тенденции и может быть адаптирована для работы на международных рынках, что особенно важно для туристического бизнеса.
К недостаткам модели можно отнести: статическую позицию ассортиментных позиций предприятия, которая определяется на первом этапе. Однако данный недостаток можно легко отстранить, если периодически фиксировать изменения и передвижение Ассортиментных позиций бизнеса по параметрическому полю их расположение; модель нуждается в определенном уровне знаний руководящего состава предприятия теории управления, опыта работы среди конкуренции.
Источники:
1. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента / И.А. Бланк. - К.: Эльга, Ника-Центр, 2001 - 592 с.
2. Родионова Н.В. Основы финансового анализа: математические методы. Системный поход / Н.В. Родионова, С.П. Родионов. -СПб.: Альфа, 1999. - 592с.
3. Шеремет А.Д. Финансы предприятий / А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 343 с.
4. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / Г.В. Савицкая. - Минск.: Новое знание, 2002. - 704 с.
5. Оценка и диагностика финансовой устойчивости предприятия : Монография / [М.О.Кизим, В.А. Забродський, В.А.Зинченко, Ю.С. Копчак]. - Х.: Вид. дiм «1НЖЕК», 2003. - 144 с.
6. Оценка и обеспечение финансовой безопасности, устойчивого развития на уровне предприятия, региона, государства / Н. В. Апа-това, О. Г. Блажевич, Т. К. Блохина [и др.] ; Севастопольский государственный университет. - Симферополь : Полипринт, 2023. -280 с. - ISBN 978-5-605-10310-3. - EDN EROLLL.
7. Бондаренко Д.В., Бондаренко Е.И., Кубышкин А.В. Анализ мирового рынка инжиниринговых услуг и перспективы развития инжиниринговых центров в России и Республике Крым // В сборнике: Труды Крымской академии наук. 30 лет в пути. Сборник научных трудов. Симферополь, 2023. С. 48-54.
EDN: RJRSOL
М.М. Волков - к.э.н., доцент государственных закупок, менеджмента и государственного управления, Государственный университет просвещения, Москва, Россия, [email protected],
M.M. Volkov - candidate of economic sciences, associate professor of Department of public procurement, management and public fdministration, Federal State University of Education, Moscow, Russia;
А.С. Снурников - аспирант кафедры проектного и функционального менеджмента, Государственный университет просвещения, Москва, Россия, [email protected],
A.S. Snurnikov - post-graduate student of Federal State University of Education, Moscow, Russia.
АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ВНЕШНЕЙ МАКРОСРЕДЫ НА СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ РЫБНОЙ ОТРАСЛИ ANALYSIS OF THE INFLUENCE OF MODERN EXTERNAL MACRO ENVIRONMENT ON THE STRATEGIC DEVELOPMENT OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY OF THE FISH INDUSTRY ENTERPRISE
Аннотация. Статья посвящена исследованию влияния современных факторов внешней макросреды на стратегическое развитие внешнеэкономической деятельности предприятий рыбной отрасли. Рассматриваются ключевые аспекты, которые формируют рыночную среду, а также их воздействие на стратегии компаний в условиях глобальных изменений. Подчеркивается необходимость адаптации к новым условиям для достижения конкурентоспособности и устойчивого роста в сфере международной торговли. В статье были проанализированы товарная структура импорта и экспорта замороженной рыбы и динамике, динамика внутреннего потребления рыбы в России, а также изменения в стратегии РХК и сделаны выводы о перспективных направлениях развития внешнеэкономической деятельности предприятий рыбной отрасли.Результаты исследования показывают, что предприятия рыбной промышленности должны активно адаптироваться к изменениям в экономической, экологической и политической макросреде для обеспечения конкурентоспособности и устойчивого развития в условиях глобальных вызовов, в том числе через развитие аквакультуры и расширения ассортимента экспортируемой продукции.
Abstract. The article is devoted to the study of the influence of actual factors of external macroenvironment on the strategic development of foreign economic activity of enterprises in the fishing industry. The key aspects which form the market environment are studied, as well as their impact on the strategies of companies in the context of global transformations. The necessity of adaptation to new environment to achieve competitiveness and sustainable growth in global trade is emphasized. The article analyzed the product structure and trends of frozen fish export\import, the dynamics of domestic fish consumption on Russia, as well as changes in the strategy of Russian fishery complex. The conclusions were made about the perspectives of fish industry enterprises foreign trade development. The results of the study show that the fish industry enterprises should actively adapt to changes in the economic, environmental and political macro environment to ensure competitiveness and sustainable development in the context of global challenges, including through the development of aquaculture and expanding the range of exported products.
Ключевые слова: управление стратегическим развитием, международная торговля, современная внешняя макросреда, рыбная отрасль.
Keywords: strategic development management, international trade, modern external macro environment, fishing industry.
Начиная с 2018 года международная торговля прошла через ряд трансформаций, связанных с резким изменением международной макросреды, в качестве примеров событий, вызвавших эти изменения, можно привести торговую войну США и Китая, связанную с повышением пошлин на товары китайского экспорта, ковидные ограничения и связанные с ними колебания мирового спроса, логистический кризис и реорганизацию направ-
лений товарных и финансовых потоков, начавшиеся после 2022 года.
Рыбная отрасль имеет стратегическое значение для России, поскольку влияет как на продовольственную безопасность, так и за сохранность и воспроизводство биологических объектов водного промысла. Вместе с тем, доля рыболовства и рыборазведения в ВВП России невелика и по оценкам экспертов GLOBEFISH, подразделения Департамента рыболовства и аквакультуры Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), не превышает 0,25 % [7].
В условиях турбулентной внешней среды рыбным предприятиям приходится методом проб и ошибок менять подходы к ведению бизнеса, что отражается на их эффективности. Внешняя среда включает в себя те элементы экономической системы, которые находятся во вне организации. Обычно выделяются макросреда и микросреда. К макросреде глобальные внешние факторы, влияющие на организацию, такие как экономические, политические, социальные, научно-технические, правовые, культурные, природные, демографические, идеологические, географические. К микросреде относятся частные внешние факторы, такие как потребители, партнёрские отношения, поставщики, посредники, конкуренты, рекламная деятельность, отношения с союзами и обществами, отношения с государственными органами. Факторы макросреды определяют направления влияния факторов микросреды, которые уже непосредственно влияют на организацию и необходимость адаптации как ее внутренней среды, так и направлений стратегического развития [1].
Необходимость синтеза вариантов направлений развития стратегического развития внешнеэкономической деятельности вытекает из результатов системного анализа вышеуказанных факторов. Это играет ведущую роль в управлении промышленными предприятиями, обеспечивая достижение главной цели хозяйственной деятельности [6]. Кроме того, анализ осложняется необходимостью учитывать факторы разных рынков и разных стран в их взаимосвязи, а влияние этих факторов может быть разнонаправленным. При этом целью разработки любой стратегии развития внешнеэкономической деятельности является обеспечение получения организацией максимальной прибыли в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Важное внимание при этом должно быть уделено системе внешнеторговых тарифов и лицензий [8].
Как правило, современное предприятие рыбной промышленности, участвующее во внешнеэкономической деятельности, представляет собой частично или полностью интегрированный холдинг, обслуживающий как внешние, так и внутренний рынки.
По данным Росстата, годовое потребление рыбы и морепродуктов с 2014 по 2021 год снизилось на 1.2кг\человека (с 22.3 кг/человека до 21.1кг\человека в год). В 2022-2024г тенденция сохранилась и государство отказалось от одной из целей - довести потребление рыбы до 25кг\человека в год. При дальнейшем анализе данных необходимо учесть, что в соответствии с методологией Росстата, потребление считают в живом виде продукта [7]. Учитывая, что около 35-40 % рыбы - это отход (кишки, кровь, чешуя, голова), то можно предположить, что потребление рыбы в реальных величинах снизилось с 13.38кг до 12.72 кг в реальном весе потребляемой продукции. Например, учитывая что население РФ составляет 143.4млн. человек, то страна потребила в 2021 г. порядка 3млн.т рыбы в живом весе или 1.8млн.т в реальном весе. Снижение потребления в абсолютных значениях составило 186тт. в живом весе или 111 тт. в реальном весе. Потребление рыбы и морепродуктов в 2022-2023 г. снижалось по всему миру, причиной чему является снижение располагаемых доходов населения по всему миру, вследствие геополитической ситуации (инфляция в ЕС и США, волатильность рубля, высокие расходы бюджета, санк-ционное давление на РФ, жилищный кризис и стагнация в Китае, слабая йена в Японии и.т.д.) и в целом высокие цены на морепродукты, по сравнению с прочими продуктами питания. При этом тренд на увеличение потребления продукции, готовой к употреблению (readytoeat), указывает нам на область и перспективу стратегического развития, так как кризисы рано или поздно заканчиваются, а тренды потребления длятся десятилетия [7].
Российская Федерация - по сути практически нетто-экспортер рыбы и морепродуктов, когда при годовом потреблении 1.8 млн.т страна экспортирует 2.5млн.т/год, а импорт составлял максимум 30% от потребления в 2021 г. [4,5]. Валютная выручка российских экспортеров, при относительно стабильном физическом объеме экспорта, находящемся на уровне 2.5-2.6млн.т/год, не отличалась стабильностью, и например, в 2022г. снизилась на 18 % по сравнению с 2021г., но при этом на все равно на 26 % выше, чем в 2018 году. При этом средняя цена импорта составляла 4.5$/кг, а средняя цена экспорта составляла 2.5$/кг в 2022г., а значит, рыбопромышленные предприятия продолжают продавать за рубеж продукцию с низкой добавленной стоимостью, при этом закупая продукцию глубокой переработки и/или дорогостоящую/деликатесную рыбную продукцию.
Таблица 1 - Динамика экспорта и импорта рыбы и морепродуктов РФ за 2018-2022 гг.
ТТ Физ Объем 2018 2019 2020 2021 2022
ИМПОРТ 461 525 446 537 365
ЭКСПОРТ 1 962 1 975 2 065 2 079 2 162
Общий итог 2 423 2 500 2 512 2 615 2 527
% Импорта 19% 21% 18% 21% 14%
% Экспорта 81% 79% 82% 79% 86%
Млрд$ Стоимость 2018 2019 2020 2021 2022
ИМПОРТ 1,65 1,70 1,48 1,96 1,67
ЭКСПОРТ 4,82 5,34 5,09 6,49 5,54
Общий итог 6,47 7,04 6,57 8,45 7,21
% Импорта 26% 24% 23% 23% 23%
% Экспорта 74% 76% 77% 77% 77%
Составлено авторами по данным ФТС РФ, группа 03
Географическая структура импорта в РФ сбалансирована, причем более 90 % всего импорта происходит из 10 стран. Снижение импорта из Китая больше чем на 50% связано с тем, что в 2019 году начался очередной цикл смены популяции сайры на популяцию иваси, соответственно китайским рыбодобывающим предприятиям стало нечего предложить рынку РФ и таким образом физические объемы импорта из Китая сократились.
Снижение импорта в РФ с Фарерских островов и из Гренландии в 2022г. связано с появившимся нежеланием многих европейских ловцов поставлять атлантическую скумбрию и северную креветку. В перспективе, импортная атлантическая скумбрия будет заменена отечественной атлантической и тихоокеанской скумбриями, а место импортной сайры уже заняла отечественная иваси. В свою очередь импортеры организовали параллельный импорт креветки из Дании (Гренландии) через Армению, Казахстан и Китай.
Более чем двухкратное увеличение импорта из Турции обусловлено тем, что в 2017 -2018 гг. в Турции развилось производство форели, недорогой по цене и хорошей по качеству, что позволило это рыбе заместить часть импорта из Чили и увеличить потребление красной рыбы в нашей стране.
Таблица 2 - Географическая структура импорта и экспо
)та рыбы и морепродуктов в РФ за 2018-2022 г.
Импорт РФ по странам (тт) 2018 2019 2020 2021 2022
Фарерские острова 140 171 117 159 71
Китай 81 100 52 49 44
Чили 65 63 53 49 36
Вьетнам 22 27 28 44 44
Турция 15 19 28 43 48
Эквадор 12 17 23 42 26
Аргентина 15 27 26 27 21
Гренландия 27 14 17 35 8
Индия 19 19 14 23 19
Перу 11 13 10 21 11
Прочие 53 54 79 45 36
Общий итог 461 525 446 537 365
Составлено авторами по данным ФТС РФ, группа 03
Рисунок 1 - Импорт РФ по странам в 2022 г.
(*составлено авторами по данным ФТС, группа 03)
Товарная структура импорта замороженной рыбы в РФ также очень диверсифицирована. Более 25 % общего объема импорта относятся к «прочим» продуктам - которых насчитается более 50, а 75 % импорта приходится на 12 продуктов, объемы импорта которых относительно соразмерны. Рассмотрим их более подробно. Импорт лосося уменьшился с 78 т. в 2018 г. до 35 тт. в 2022 гг. или более чем в 2 раза. Причина заключается в том, что в РФ начался проект по разведению аквакультурного местного лосося, который, несмотря на отличия по качеству от импортного лосося занял неплохую долю рынка за счет более низкой цены. Кроме того, более дорогой лосось также был частично замещен более дешевой форелью, импорт которой увеличился с 15 тт. в 2018 г. до 42 тт. в 2022 г.
Импорт сайры почти сошел на нет из-за биологических причин, а именно популяция сайры в очередной раз сменилась популяцией иваси. Импорт сельди и скумбрии уменьшился кратно из-за нежелания европейских экспортеров поставлять рыбу в РФ в связи с геополитической напряженностью, что в том числе является шансом и освобождением доли рынка для российских производителей.
Импорт пангасиуса увеличился более чем в 2 раза, что связано с его низкой ценой и увеличения спроса на недорогую продукцию, связанным со снижением покупательной способности населения и увеличения доли потребления готовой продукции.
Таблица 3 - Динамика товарной структуры импорта рыбы в РФ за 2018-2022 гг.
Товарная структура импорта рыбы в РФ (тт) 2018 2019 2020 2021 2022
Прочее 112 104 93 134 89
Лосось 78 76 66 67 35
Сельдь 59 91 61 65 42
Скумбрия 60 72 64 77 28
Креветки 43 48 53 82 59
Форель 15 23 26 38 42
Продолжение таблицы
Товарная структура импорта рыбы в РФ (тт) 2018 2019 2020 2021 2022
Хек 20 26 25 25 21
Сайра 28 43 19 7 5
Пангасиус 9 7 9 18 20
Сардины 19 12 11 5 5
Тунец 7 12 9 10 11
Тилапия 9 7 5 6 6
Кижуч 3 4 6 3 4
Итого 461 525 446 536 365
Составлено авторами по данным ФТС РФ, группа 03
В отличие от товарной структуры импорта, где представлен большой ассортимент продукции, каждый продукт в ней имеет небольшой вес в общей массе товара и таким образом страна обеспечивается теми морепродуктами, которые имеют спрос на рынке и потребляются населением, но при этом не имеют аналогов местного вылова, товарная структура экспорта представлена теми позициями, вылов которых кратно превышает уровень внутреннего потребления.
Более 50 % экспорта РФ занимает минтай, который поставляется в Китай, филетируется китайскими фабриками и готовый продукт поставляется на рынки ЕС и США. Важной позицией является краб, который мало потребляется на внутреннем рынке из-за высокой цены, но обладает высоким потенциалом потребления на рынках Китая, Корее, США, Канады и почти все вылов идет на экспорт. Экспорт иваси вырос в разы по тем же причинам, что в разы снизился импорт сайры - биологическая смена популяций. Также важной частью экспорта рыбы является красная дикая рыба, а именно нерка, кета и горбуша, которые вместе занимают около 7 % от общего объема экспорта.
Таблица 4 - Динамика товарной структуры экспорта рыбы из РФ за 2018-2022 гг.
Товарная структура экспорта рыбы из РФ (тт) 2018 2019 2020 2021 2022
Минтай 899 941 954 905 1 020
Сельдь 234 227 268 247 293
Прочее 216 199 212 214 186
Треска 163 155 166 206 203
Горбуша 178 115 81 98 88
Иваси 24 54 132 185 164
Краб 80 85 98 88 75
Скумбрия 45 52 59 44 66
Нерка 32 43 20 33 24
Кета 40 37 20 12 19
Кальмар 19 34 30 22 9
Креветки 15 21 13 11 10
Палтус 18 12 12 12 6
Итого 1 962 1 975 2 065 2 079 2 162
Составлено авторами по данным ФТС РФ, группа 03
Географическая структура экспорта рыбы также незначительно диверсифицирована. Так, 78 % приходится на Корею и Китай. Такая ситуация сложилась вследствие отсутствия инфраструктуры для хранения уловов в РФ, российские компании складируют их в Южной Корее, продавая ее оттуда по всему миру, следовательно данные таможенной статистики по географическому распределению РФ экспорта не будут корректными, так как товар, поставленный в Корею будет распределяться по всему миру в обход официальных данных ФТС.
Санкции США и ЕС по запрету покупки российской рыбы и морепродуктов негативно повлияли также на российские рыбопроизводственные минтаевые предприятия. В 2020г. из-за закрытия китайских рыбоперерабатывающих заводов по ковидным причинам, российские компании попробовали занять нишу рынка ЕС и начали инвестировать в производство филе минтая, что позволило нарастить производство в 2021г., но в 2022 г. производство упало в несколько раз из-за отсутствия возможности поставлять товар на высокодоходные рынки. Филе минтая морской заморозки может заготавливаться в объемах только в сезон лова минтая, с января по март месяц, а в прочие месяцы объемы производства падают кратно и в РФ отсутствует инфраструктура для хранения и береговой переработки 2 млн.т. минтая.
В итоге, изменения макросреды застали весь рыбопромышленный комплекс РФ неожиданно, с неподготовленной инфраструктурой, отсутствием учета современных трендов потребления и в зависимости от оставшихся покупателей-перерабочиков сырья из дружественных стран. Вследствие данных изменений маркосреды 12 мая 2022 года была уточнена государственная стратегия развития рыбохозяйственного комплекса России, где были обозначены следующие задачи.
1. Обеспечение национальной' продовольственной' безопасности в части повышения среднедушевого потребления рыбопродуктов и поддержания удельного веса отечественной рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов.
2. Увеличение валовой добавленной стоимости.
3. Увеличение суммарного объема долгосрочных финансовых вложений.
4. Развитие аквакультуры.
5. Модернизация рыбопромыслового флота.
6. Развитие отечественного судостроения.
7. Увеличение количества рабочих мест в РХК.
8. Повышение темпов роста производительности труда.
9. Укрепление позиций на мировых рынках рыбной и иной продукции из ВБР [2].
Исходя из общих направлений стратегического развития, сформулированных для всего рыбопромышленного комплекса, можно выделить 2 направления, которые критически важны для внешнеэкономической деятельности предприятий рыбной промышленности, а именно:
1) создание системы производства продукции глубокой переработки на территории РФ;
2) развитие потребления готовой продукции из российской рыбы в странах, где они ранее не потреблялись.
Рассмотрим эти 2 направления более подробно. В досанкционной стратегии развития рыбохозяйственно-
го комплекса на период до 2030 г. указывали шесть комплексных проектов, которые содержали в себе основные направления развития: «Новая тресковая индустрия», «Морские биотехнологии», «Пищевая пелагика», «Лосо-севодство», «Ценные морепродукты» и «Проекты сопровождения для развития рыбной отрасли». [7] Каждый из этих комплексных проектов включает в себя внешнеэкономическую компоненту, связанную с выполнением двух вышеупомянутых пунктов.
Так, например, проект «Новая тресковая индустрия» имеет самую большую сырьевую базу (минтай, треска, пикша, сайда) которая составляет 50% от общего объема добычи и составляет около 2.5млн. долларов США. Рыба, которая является продуктом глубокой переработки (филе, фарш, полуфабрикаты) широко распространена на мировом рынке. География ее распространения охватывает страны АТР и ЕС, а также страны Северной и Латинской Америки. По плану к 2025 году Россия сможет производить до 125 тысяч тонн такого рода продукции. Принятие данного проекта позволит создать на территории России систему глубокой переработки рыбной продукции, что позволит предприятиям лучше конкурировать на мировом рынке, а также даст возможность им более эффективно использовать новые направления в своей деятельности [7].
Проект «Морские биотехнологии» сосредоточен на производстве рыбной муки, жира и комбикормов для аквакультуры. Также планируется использование переработанного рыбьего жира в фармацевтической, косметической и парфюмерно-косметической отраслях [7].
По оценкам экспертов Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии и Всероссийского научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства, упущенная экономическая выгода рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих компаний от неиспользования вторичных ресурсов составляет примерно 5,5-9,6 миллиарда рублей ежегодно. Это негативно сказывается не только на экономике рыбной отрасли, но и на природных экосистемах. Внедрение инноваций в работу организаций рыбо-хозяйственного комплекса станет ключевым шагом к решению данной проблемы [7].
Таким образом, данный проект также увеличит уровень глубины переработки рыбопродукции на территории РФ и за счет более полного использования сырья снизит себестоимость всех продуктов, что позволит российским компаниям более успешно конкурировать на международном рынке.
Проект «Пищевая пелагика» направлен на модернизацию рыболовного флота для добычи востребованных пелагических рыб, таких как сельдь, скумбрия и другие. Учитывая среднегодовое потребление, превышающее 550 тыс. тонн, этот проект имеет потенциал для удовлетворения как внутреннего спроса, так и экспортных возможностей.
Проект «Лососеводство» сосредоточен на развитии аквакультуры лососевых рыб в Северо-Западе России и Северном Кавказе. Однако темпы роста пока недостаточны для покрытия внутреннего рынка, что открывает возможности для дальнейшего расширения и инвестиций.
Проект «Ценные морепродукты» фокусируется на марикультуре, включая мидий, устриц и другие виды. Несмотря на ограничения внутреннего спроса из-за высоких цен, эти продукты обладают значительным экспортным потенциалом, особенно на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона.
В рамках «Проектов сопровождения для развития рыбной отрасли» рассматриваются решения различных проблем, включая технологические и организационные аспекты. Эти проекты играют ключевую роль в создании устойчивой и эффективной рыбной отрасли, способной адаптироваться к современным вызовам и требованиям рынка [7].
Однако, уже 8 сентября 2022 года отдельная стратегия развития рыбопромышленного комплекса перестала существовать и появилась одна общая стратегию развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов на период до 2030 г. Существенных изменений в сути стратегии развития рыбопромышленного комплекса не произошло, но идеи развития были сформулированы в более общем виде, а именно среди перспективных направлений развития была указана необходимость получить и развивать технологии производства, выход на новые рынки сбыта, а зависимость от сбыта рыбопромышленного сырья в страны Азиатско-тихоокеанского региона была заявлена угрозой, наряду с санкционными рисками.
В любом случае, все шесть вышеперечисленных проектов будут определять стратегические направления развития внешнеэкономической деятельности предприятий рыбной промышленности в среднесрочной перспективе, обеспечивая как систему производства на территории РФ, так и экспорт продукции на новые перспективные рынки сбыта в соответствии с обновленной стратегией развития. При этом каждый из них в целом учитывает текущую макроэкономическую и политическую ситуацию и ориентирован в первую очередь на обеспечение продовольственной безопасности страны и инновационное, опережающее развитие отрасти. В части внешнеэкономической деятельности проекты направлены на диверсификацию рынков сбыта и географического распределения торговли за счет развития потребления на рынках дружественных стран, изменение струк-
туры экспорта за счет увеличения доли продукции глубокой переработки (проекты «Новая тресковая индустрия», «Пищевая пелагика», «Ценные морепродукты»), а также снижение себестоимости экспортируемой продукции за счет более полного использования сырья (проект «Морские биотехнологии»). Возможно, что в будущем Россия достигнет самообеспеченности красной аквакультурой рыбой (Лосось, Форель, Кижуч) и проект «Лососеводство» также приобретет внешнеэкономический потенциал.
Источник:
1. Горбенко Л.И. Анализ внутренней и внешней среды. Комплексный подход // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия Экономика, 2008. - 312 с.
2. Колончин К.В. Сохранение экологии и природных экосистем - основной приоритет государственной политики для будущего развития рыбохозяйственного комплекса России / К.В. Колончин // Пищевая промышленность. - 2020. - No4. - С. 26-33.
3. Официальный сайт Федеральной таможенной службы https://customs.gov.ru/.
4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.https://rosstat.gov.ru/.
5. Официальный сайт продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединённых Наций. https://www.fao.org.
6. Рябиченко, С. А. Управление программами развития промышленных предприятий Московского региона / С. А. Рябиченко, М. М. Волков // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. - 2018. - № 1. - С. 77-83. -DOI 10.18384/2310-6646-2018-1-77-83. - EDN YSYMTJ.
7. Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года - Официальный сайт Росры-боловстваhttps://fish.gov.ru.
8. Таскаева Н. Н., Волков М. М. Функции и инструментарий государственного регулирования экономики // Экономика и предпринимательство. 2018. № 3(92). С. 46-49. EDN: YWWDFQ.
EDN: PZICNK
Диоманде Мусса Исмаэл - аспирант Высшей школы производственного менеджмента, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия, [email protected],
Diomande Moussa Ismael - post-graduate student of the Graduate School of Industrial Management, Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University, Saint Petersburg, Russia.
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ КАК ФАКТОРОМ БИЗНЕС-СРЕДЫ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ INNOVATION MANAGEMENT AS A BUSINESS ENVIRONMENT FACTOR FOR IMPROVING SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION
Аннотация. В современном мире постоянно совершенствуются процессы, касающиеся цифровизации предприятий, инвестиций в повторяющиеся исследования и разработки и учета инноваций в механизмах улучшения условий жизни людей и окружающей среды. В эпоху цифровой трансформации широкое использование цифровых технологий определяет конкурентоспособность организаций. Все отмеченные элементы делают вопросы управления инновациями весьма актуальными в цифровую эпоху. В статье рассматривается влияние управления инновациями на улучшение бизнес-среды организаций и выявляется их роль в социально-экономическом развитии в контексте цифровой трансформации. Отмечено значение ряда инновационных продуктов или их систем для деятельности компаний и отдельных отраслей. Подчеркнуты экономические и социальные последствия, которые влечет за собой совершенствование управления инновациями и улучшение бизнес-среды организаций. Исследование основано на статистических данных об инвестициях в исследования и разработки ряда стран и производственно-хозяйственной деятельности компаний, использующих инновационные технологии.
Abstract. In the modern world, processes related to the digitalization of enterprises, investments in repetitive research and development, and the integration of innovations into mechanisms for improving people's living conditions and the environment are constantly being improved. In the era of digital transformation, the widespread use of digital technologies determines the competitiveness of organizations. All these elements make the issues of innovation management very relevant in the digital age. The article examines the impact of innovation management on improving the business environment of organizations and identifies their role in socio-economic development in the context of digital transformation. The importance of a number of innovative products or their systems for the activities of companies and individual industries is noted. The economic and social consequences of improving innovation management and improving the business environment of organizations are highlighted. The study is based on statistical data on investments in research and development in a number of countries and the production and economic activities of companies using innovative technologies.
Ключевые слова: управление инновациями, бизнес-среда, социально-экономическое развитие, цифровая трансформация, цифровые технологии.
Keywords: innovation management, business environment, socio-economic development, digital transformation, digital technologies.
Введение
Бум Интернета за последние 25 лет внёс в развитие мировой экономики существенные перемены, в частности, количество пользователей сети, которое в 2000 г. составляло 305 млн человек, или 6,7 % населения мира, выросло к 2023 года до 5,16 млрд пользователей, или 64,4 % населения (рисунок 1) [1].
Столь значительный рост пользователей оказал существенное влияние не только на продвижение и массовое внедрение инновационных технологических и цифровых продуктов, но и затронул всю человеческую экосистему и деловую среду компаний, обусловив то, что в настоящее время называется эпохой цифровых преобразований.
Цифровая трансформация, которая согласно [3] определяется как «процесс, использующий цифровые технологии для создания новых бизнес-процессов или изменения существующего процесса, культуры и клиентского опыта для удовлетворения меняющихся требований бизнеса и рынка», в настоящее время воспринимается как новая парадигма успеха и социально-экономического развития. Возникает гипотеза исследования - возможно ли, внедряя инновации в деловую среду организаций, улучшить условия жизни людей и способствовать социально-экономическому развитию стран.
Целью данной работы является анализ влияния инновационного менеджмента на улучшение бизнес-среды организаций и выявление его роли в социально-экономическом развитии в эпоху цифровой трансформации.