Научная статья на тему 'Анализ влияния промышленной политики на развитие национальной экономики'

Анализ влияния промышленной политики на развитие национальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
502
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Краснюк Людмила Владимировна

Промышленная политика неразрывно связана с основной государственной политикой модернизации национальной экономики. Результаты промышленной политики отражают основные показатели социально-экономического развития. Процесс модернизации национальной экономики должен включать государственную политику, направленную на модернизацию экономики страны, промышленную политику, необходимую для развития отраслей экономики, регулирование финансовой системы России, инновационные технологии, что будет способствовать повышению уровня жизни населения.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ndustrial policy is inextricably linked to the basic state policy of modernization of the national economy. Industrial policies reflect the main indicators of social and economic development. The main goal of industrial policy is industrial growth, competitiveness of products, specific industries, regions, and as a result is making sustainable balanced development of the region. The process of modernization of the national economy should include public policies aimed at modernizing the economy of the country's industrial policy, necessary for the development of industries, regulation of the financial system in Russia, innovative technologies that will enhance the quality of life.

Текст научной работы на тему «Анализ влияния промышленной политики на развитие национальной экономики»

УДК 338; 658

Л.В. Краснюк

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ НА РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

В современных условиях термин «промышленная политика» означает создание условий для повышения конкурентоспособности производителей, выпускаемой продукции, отраслей экономики, регионов и в то же время понимается как результат всей национальной экономики в целом.

Процесс исследования проблем модернизации России, дискуссии о которой в настоящее время ведутся постоянно, является актуальной задачей, так как императивы и направления модернизации недостаточно разработаны и конкретизированы. В современной России сказывается влияние последствий глобального финансового и экономического кризиса, вследствие которого значительно осложнился процесс модернизации в отраслях экономики.

Промышленная политика неразрывно связана с основной государственной политикой модернизации Российской экономики и должна придерживаться основных принципов экономической политики. Основные принципы экономической политики включают создание равных условий конкуренции для всех предприятий, открытый характер экономики, необходимость прогрессивных структурных сдвигов, необходимость реформы секторов, связанных с развитием человеческого потенциала, необходимость развития инновационной сферы, взвешенного государ -ственного регулирования, создания и поддержки объектов промышленной инфраструктуры.

О результатах промышленной политики можно судить по основным показателям социально-экономического развития. Для оценки динамики социально-экономических изменений экономики в Республике Северная Осетия — Алания проведен корреляционно-регрессионный анализ зависимости изучаемых показателей от фактора времени за 1999—2009 гг. [4, с. 30].

По средним значениям сопоставимых характеристик основных социально-экономических показателей развития республики наблюдается динамичное увеличение валового регионального продукта (ВРП) после дефолта 1998 г. Так постепенное увеличение происходило с 1999—2002 гг. в среднем на 8539 млн р., с 2003—2005 гг. — на 8908 млн р., с 2006—2009 гг. происходит значительное увеличение — на 11 856 млн р., в 2009 г. изменение также в сторону увеличения — на 2971 млн р., что свидетельствует о планомерном улучшении и стабилизации экономического состояния республики.

Промышленное производство (ПП) Республики Северная Осетия — Алания развивалось поступательно. Так, в период в 1999— 2002 гг. в республике произошло увеличение промышленного производства на 2226 млн р., а в период с 2002—2005 гг., после того как резервы постфедолтового развития закончились — на 1523 млн р. С 2005—2008 гг. промышленное производство выросло на 2106 млн р., а в 2009 г. — на 1037 млн р. Тенденцию социально-экономического развития промышленного производства в республике можно назвать одной из самых позитивных из числа анализируемых основных показателей.

Анализ изменений продукции сельского хозяйства по периодам показал постепенное увеличение в динамике с 1999—2009 гг. Так, к 2002 г. увеличение произошло на 781 млн р., это связано с кризисом 1998 г. Далее, к 2005 г., увеличение произошло уже на 1300 млн р., и к 2008 г. объем продукции сельского хозяйства вырос на 1272 млн р. В 2009 г. изменение в сторону увеличения произошло на 2539 млн р.

Среднегодовая численность занятых в экономике при самом низком уровне в 1999 г., равном 230 тыс. чел., далее менялась позитивным образом: к 2002 г. увеличилась на

28 тыс. чел., к 2005 г. — на 29 тыс. чел., к 2008 г. в результате влияния экономического кризиса в республике — всего на 9 тыс. чел., а в 2009 г. — на 3 тыс. чел. [4, с. 32].

Рассмотрим подробнее конкретные зависимости основных показателей развития республики — валового регионального продукта и промышленного производства — от фактора времени.

В результате анализа динамики сопоставимых характеристик ВРП от фактора времени выявлены три возможных регрессионных модели.

В первом случае это линейная регрессионная модель, которая характеризует оптимистическое развитие:

У = 23248,1 + 4150,72(0; Я = 0,712;

Б = 0,507; ¥ = 22,21.

Полученный коэффициент корреляции и критерий Фишера свидетельствуют о зависимости ВРП от фактора времени, которым, как это заметно по коэффициенту детерминации, объясняется 50,7 % колеблемости анализируемого результативного признака. Можно определить расчетные характеристики ВРП, подставляя в полученную функцию те или иные значения фактора времени как за анализируемые годы, так и на перспективу.

В качестве второй модели представлена логарифмическая регрессионная модель инерционной направленности:

У = 21055,5 + 17030,1 • ]п(<); Я = 0,605;

Б = 0,366; ¥ = 13,76.

Высокий коэффициент корреляции свидетельствует о тесной связи ВРП республики от фактора времени, которым, судя по коэффициенту детерминации, объясняется 36,6 % колеблемости анализируемого результативного признака.

Третья модель представлена кубической регрессионной моделью, для которой свойственна пессимистическая направленность:

У = 37463,4 — 8066,1 • (¡) + + 2507,84 • (О2 — 142,11 • (О3; Я = 0,759; Б = 0,576; ¥ = 7,36.

Весьма высокий коэффициент корреляции свидетельствует о тесной связи темпов роста

ВРП республики за 1999—2009 гг. и фактора времени, которым объясняется 57,6 % колеблемости анализируемого результативного признака.

Путем подстановки в полученные функции тех или иных значений фактора времени можно определить расчетные характеристики ВРП как за анализируемый период времени, так и на будущую перспективу. Сравнение регрессионных моделей, отражающих динамику ВРП, свидетельствует об адекватности проведенных расчетов реальной действительности. На период до 2012 г. параметры инерционного прогноза составляют 65 998,91 млн р., пессимистического — 26 124,8 млн р., оптимистического — 81 358,18 млн р.

Самое высокое значение ВРП, судя по линейной регрессионной модели, для которой характерно оптимистическое развитие, наблюдалось в 2002 г. (6271,92 млн р.), при минимуме в кризисном 2008 г. (—1203,4 млн р.) и в посткризисном 2009 г. (—3765,32 млн р.). Логарифмическая регрессионная модель, характеризующая инерционную направленность, показала самое высокое значение ВРП в 1999 г. — 11 811,70 млн р. и в 2007 г. — 4824,25 млн р., при снижении в 2003 г. (—911,69 млн р.) и минимуме в 2004 и 2005 гг. (—1258,64 и —1116,74 млн р. соответственно). Пессимистический характер развития демонстрирует кубическая регрессионная модель. Так, самое высокое значение ВРП наблюдалось в 2002 г. (9893,50 млн р.) при минимуме в 2005 г. (—2063,33 млн р.) и снижении в кризисном 2008 г. (—1924,5 млн р.).

За период 1999—2009 гг., судя по трем последовательным трехлетиям, можно сделать вывод о динамике состояния ВРП в республике. Оптимистический сценарий развития отражен в линейной регрессионной модели. Так, наблюдается улучшение в период 2000— 2002 гг. (с 5656,16 до 6271,92 млн р.). Ухудшение начинается с 2003—2005 гг. (с 3551 млн р. до 774,66 млн р.) и с 2006 г. (3205,64) до кризисного 2008 г. (—1203,40 млн р.). Кризис 2008 г. оказал негативное влияние на ухудшение состояния ВРП и в 2009 г. (—3765,32 млн р.). В результате анализа логарифмической регрессионной модели, характеризующей инерционный характер развития, можно сделать вывод, что ухудшение

значения ВРП началось в 2003—2006 гг. (—911,69 млн р. и —1259,64 млн р. соответственно на начало и конец периода) с минимумом в 2004 г. (—1258,64 млн р.). Об улучшении свидетельствует значение ВРП за 1999 г. (11 811,7 млн р.). Судя по результатам кубической регрессионной модели, которая показала возможное пессимистическое развитие, можно говорить об улучшении значения ВРП начиная с 2000 и 2001 г. (6980,02 млн р. и 8890,41 млн р. соответственно) до максимального значения в 2002 г. (9893,5 млн р.), при минимальном значении в 2005 г. (2063,33 млн р.) и последующем снижении в третьем трехлетии — 2006—2008 гг. (—1016,54 млн р. и —1924,5 млн р. соответственно на начало и конец периода). В 2009 г. наблюдается увеличение значения ВРП (2104,17 млн р.) [4, с. 32].

В целом по указанным трехлетним периодам наблюдается тенденция увеличения ВРП в республике: в период 2000—2002 гг. его значение равно 8539 млн р., в следующий период — 2003—2005 гг. величина ВРП соответствовала 8908 млн р., в завершающий период — 2006—2008 гг. средняя величина ВРП была равна 11 856 млн р., а в 2009 г. увеличилась на 2971 млн р.

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности (промышленное производство) республики, включает добычу полезных ископаемых, обрабатывающие производства и распределение электроэнергии, газа и воды. Наибольший рост промышленного производства наблюдается в 2001 г. (14 035,5 млн р.), незначительное увеличение отмечено в 2005 г. (16 046,73 млн р.) и тенденция роста в 2007—2008 гг. (17 982 млн р. и 18 737,3 млн р. соответственно).

В период 1999—2009 гг. в анализируемой динамике зависимости сопоставимых (в оценке по 2012 г.) объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности в республике (У, млн р.) от фактора времени годы по хронологическому порядку) среди возможных регрессионных моделей, как показали расчеты, выявлены линейная, логарифмическая и кубическая модели.

В первом случае представляется линейная регрессионная модель, которая характеризует инерционное развитие:

У = 11246,3 + 685,775 (0; Я = 0,912;

Б = 0,832; ¥ = 93,82.

Полученный коэффициент корреляции и критерий Фишера свидетельствуют о зависимости ПП от фактора времени, которым, как это заметно по коэффициенту детерминации, объясняется 83,2 % колеблемости анализируемого результативного признака. Можно определить расчетные характеристики ПП, подставляя в полученную функцию те или иные значения фактора времени как за анализируемые годы, так и на перспективу.

В качестве второй модели представлена логарифмическая регрессионная модель пессимистической направленности:

У = 10674,7 + 2945,29 1П(0; Я = 0,849;

Б = 0,721; ¥ = 50,8.

Высокий коэффициент корреляции свидетельствует о тесной связи промышленного производства республики от фактора времени, которым, судя по коэффициенту детерминации, объясняется 72,1 % колеблемости анализируемого результативного признака.

И третьей представлена кубическая регрессионная модель, для которой свойственна оптимистическая направленность:

У = 10550,4 + 1223,03 (¡) —101,69 (О2 + + 5,4292 (О3; Я = 0,916; Б = 0,839; ¥ = 25,42.

Весьма высокий коэффициент корреляции, свидетельствует о тесной связи темпов роста ПП республики за 1999—2009 гг. от фактора времени, которым объясняется 83,9 % колеблемости анализируемого результативного признака.

Подставляя в полученные функции те или иные значения фактора времени, можно определить расчетные характеристики объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности как за анализируемые годы, так и на перспективу.

Прогнозные характеристики промышленного производства республики на период до

2012 г. определены на основе экстраполяция выявленной закономерности на перспективу с учетом стандартной ошибки. Так, по инерционному сценарию объем ПП в 2012 г. составит 20 847,15 млн р., по пессимистическому — 18 447,49 млн р., по оптимистическому — 22 639,3 млн р.

Инерционный характер развития показан в линейной регрессионной модели. Так, в по-слекризисном 1999 г. наблюдается ухудшение объемов отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности (11 508,6 — 11 932,08 = = —423,47 млн р.). Однако в 2001 г. отмечен максимальный подъем ПП (731,575 млн р.). Падение его отмечено в 2003 г. (13 946,8 — — 14 675,18 = —728,37 млн р.). Наибольшее ухудшение ситуации в этой области приходится на 2006 г. (15 369,3 — 16 732,5 = = —1363,2 млн р.). С 2007 по 2008 г. наблюдается рост объемов отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности (563,72 млн р. и 633,25 млн р. соответственно на начало и конец периода), что можно расценивать как положительную динамику. Правда, из-за кризиса ожидаемый результат в области ПП в 2008 г. оказался ниже фактического результата (—389,82 млн р.). Как показали результаты логарифмической регрессионной модели, отразившей пессимистический характер развития, наименьшего значения ПП достигло в 2003 г. (—1468,16 млн р.), а наибольшего — в 2007—2008 гг. (835,83 млн р. и 1280,82 млн р. соответственно). В посткризисный 2009 г. последнее значение уменьшилось до 662,8 млн р. Оптимистический характер развития наблюдается в кубической регрессионной модели, где наибольшее значение ПП наблюдается в 2005 г. (16 705,7 — 15 991,02 = = 714,68 млн р.), наименьшее — в 2006 г. (15 369,3 — 16 606,23 = 1236,93 млн р.), а в 2009 г., если судить по оптимистическому развитию, фактическое значение не добирает 525,5 млн р.

Анализ динамики развития ПП по трехлетиям исследуемого периода выявил наличие и размеры негативных (снижение, по сравнению с тенденцией, объемов ПП) или

позитивных (их увеличение) отклонений, а также уровня стабильности. Наблюдаемые различия свидетельствуют, с одной стороны, о значительных резервах в данном направлении, с другой — об определенном недоиспользовании возможностей развития промышленности в регионе.

Судя по трехлетиям, в целом за анализируемый период наблюдается увеличение объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности в период 2000—2002 гг. Так, в 2000 г. данные фактические практически совпадали с расчетными данными линейной регрессионной модели (12 486,8 млн р. и 12 617,85 млн р. соответственно), а в 2002 г. фактический объем ПП увеличился на 731,57 млн р., по сравнению с расчетными данными инерционного развития. Среднее значение объема ПП в первый период (2000—2002 гг.) составило 2226 млн р.

Во второй период — с 2003 г. средняя величина объема ПП уменьшилась (13 946,8 млн р.), сто связано с его уменьшением в период 2002—2003 гг. (14 680,8 — 13 946,8 = 734 млн р.). В период 2005—2006 гг., т. е. перед третьим анализируемым периодом, произошло фактическое уменьшение объемов ПП на 1462,6 млн р. (16 705,7 — 15 369,3 = = 1336,4 млн р.).

В третьем периоде (2006—2008 гг.) наблюдается увеличение объемов ПП. Максимум прироста промышленной продукции, по сравнению с расчетными характеристиками, наблюдался в 2007—2008 гг. (17 982 млн р. и 18 737,3 млн р. соответственно). Все расчетные модели показывают минимальное значение ПП в 2006 г. Так, согласно линейной регрессионной модели произошло снижение на 1362,2 млн р., согласно логарифмической регрессионной модели уменьшение составило 1429,96 млн р. и согласно кубической регрессионной модели произошло снижение на 1236,93 млн р. В 2009 г. согласно инерционному сценарию развития ПП (18 400 млн р.) недобрало 389,82 млн р., согласно оптимистическому сценарию — 525,5 млн р., однако согласно пессимистическому сценарию, наоборот, его объем увеличился на 662,8 млн р. В целом объем ПП увеличился по сравнению

с последним трехлетием на 1037 млн р. Сравнивая данные 2009 г. и два последних трехлетия, замечаем, с одной стороны, некоторое снижение уровня стабильности ПП республики, с другой — наличие неиспользованных возможностей, которые в ближайшее время могут быть реализованы.

Таким образом, можно сделать вывод, что промышленный рост, обеспечение конкурентоспособности выпускаемой продукции, конкретных отраслей, регионов и в результате устойчивое, сбалансированное развитие региона — главная цель промышленной политики в регионе [13].

В настоящее время при формировании промышленной политики необходимо учитывать, что модернизация ПП предполагает не только модернизацию технической и производственной базы, но и модернизацию самого процесса труда, организацию управленческой деятельности и самого продукта как результата деятельности. Процесс эффективного управления развитием промышленного комплекса можно осуществлять с применением научно-модернизированного подхода.

Модернизация ПП предполагает решение определенных задач. Задачи модернизации включают сохранение научно-технического, кадрового, промышленного потенциалов, обеспечение надежного функционирования производства, своевременное внедрение инновационных технологий для повышения конкурентоспособности в соответствии с целями промышленной политики региона.

В соответствии с классической теорией под модернизацией понимается переход от традиционного общества к современному. В теории модернизации выделено два отличительных направления: в первом случае речь идет об оригинальной модернизации, такая модернизация была характерна для США и стран Западной Европы, которые осуществляли переход к рациональному общественному устройству на протяжении продолжительного развития внутри своей страны; во втором случае под модернизацией понимается «вторичная модернизация», которая характерна для стран, пытающихся «догнать» передовые страны и на основе опыта развитых стран улучшиться в своем развитии [3, с. 30].

Под модернизацией экономики понимается процесс улучшения состояния экономики на основе системы мер по управлению ею, принимаемых государством, действующих в рамках одной общественно-экономической формации без какого-либо изменения экономических базовых основ управления. Модернизация экономики включает в себя государственную инвестиционную и социальную политику, меры по локальному совершенствованию налоговой системы, государственному управлению структурой экономики, изменению структуры органов управления экономикой и др. Модернизацию экономики проводят при обнаружении регулярных, систематических недостатков в области экономического развития и способствующих снижению темпов социально -экономического развития.

В 2009 г. Указом Президента РФ создана Комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики России [1]. Комиссия призвана заниматься рассмотрением вопросов, касающихся выработки государственной политики в области модернизации и технологического развития экономики России, координировать деятельность исполнительных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, предпринимательского и экспертного сообществ в области модернизации и технологического развития экономики России, определять приоритетные направления, формы и методы государственного регулирования в целях модернизации и технологического развития экономики всей страны.

В начале 2012 г. (18 января) на совещании по экономическим вопросам Д. А. Медведев заявил, что в условиях сохраняющихся внутренних проблем и условиях глобальной нестабильности экономическая политика государства, как и прежде, должна быть сбалансированной, выверенной и детально просчитанной. По его словам, экономическая политика страны должна быть рассчитана на значительную перспективу и создавать условия для решения самых сложных, включая социальные, вопросов, которые обеспечивают высокое качество жизни людей [10].

Д. А. Медведев акцентировал внимание на необходимости построения модели, которая будет стимулировать развитие, приток капиталовложений, технологическую модернизацию предприятий, создание современных производств.

Таким образом, процесс модернизации экономики должны включать государствен-

ную политику, направленную на модернизацию экономики страны, промышленную политику, необходимую для развития отраслей экономики, регулирование финансовой системы, инновационные технологии, что в итоге приведет к социальным инновационным изменениям и будет способствовать повышению уровня жизни населения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. О Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России [Текст] : Указ Президента РФ № 579 от 20.05.2009 г.

2. О долгосрочной государственной экономической политике [Текст] : Указ Президента РФ № 596 от 07.05.2012 г.

3. Краснюк, Л.В. Императивы и направления модернизации Российской экономики [Текст] / Л.В. Краснюк // Модернизация Российской экономики: проблемы и перспективы : матер. Меж-дунар. науч.-практ. конф. 15 апреля 2011 г. — Ростов н/Д: Ростовский международный институт экономики и управления, 2011. — С. 29—32.

4. Краснюк, Л.В. Оценка динамики и прогноз развития экономики Республики Северная Осетия — Алания [Текст] / Л.В. Краснюк // Финансовая аналитика. — 2011. — № 45 (87). — С. 30—38.

5. Политика модернизации в современной России («круглый стол») [Текст] // Социально-гуманитарные знания. — 2009. — № 1.

6. Промышленность Республики Северная Осетия — Алания 2009 [Текст] : стат. сб. — Владикавказ: Северная Осетиястат, 2009.

7. Северная Осетия — Алания в цифрах [Текст] : краткий стат. сб. — Владикавказ: Госкомстат РСО — Алания, 2009.

8. Социально-экономическое положение республики Северная Осетия-Алания в январе-декабре 2009 г. [Текст]. — Владикавказ: Северная Осетиястат, 2010.

9. Статистический ежегодник РСО — Алания. 2009 [Текст]. — Владикавказ: Северная Осетиястат, 2009.

10. Модернизация экономики для России — вопрос выживания [Электронный ресурс] / Д.А. Медведев. — Режим доступа: http://www.aif.ru/ politic/news/42030

11. Мониторинг публикаций в СМИ о Гайдаровском форуме 2012 «Россия и мир: 2012—2020» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. iep.ru/files/ Gaidarovskij_Forum2012/Monitoring_18.pdf

12. Глухов, В.В. Особенности функционирования промышленности в условиях открытой экономики [Текст] / В.В. Глухов, В.Ф. Звагельский // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия «Экономические науки». — № 2-1 (144). — 2012. — С. 7—12.

13. Бабкин, А.В. Проблемы и направления формирования промышленной политики региона (на примере Санкт-Петербурга) [Текст] / А. В. Бабкин, Т.Ю. Кудрявцева, А.В. Бахмуцкая // Известия Санкт- Петербургского государственного университета экономики и финансов. — 2011. — № 4 (70). — С. 27—34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.