УДК 332.02
DOI:10.18413/2411-3808-2018-45-1-15-23
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
ECONOMIC DEVELOPMENT OF RUSSIA'S REGIONS AND MODERN
INDUSTRIAL POLICY
О.В. Михеенко, А.Б. Титов O.V. Miheenko, A.B. Titov
Брянский государственный инженерно-технологический университет,
Россия, г. Брянск
Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Россия, 191023, Санкт-Петербург
Bryansk State Technological University of Engineering, 3 St. Dimitrov Pr, Bryansk, 241037, Russia Saint-Petersburg state University of Economics, 21 Sadovaya St, Saint-Petersburg, 191023, Russia
E-mail: [email protected], [email protected]
Аннотация
В статье исследуются вопросы развития промышленного производства в России, приводится аналитика по передовым зарубежным странам-лидерам промышленного роста, дается оценка региональной дифференциации промышленных производств, излагаются концептуальные подходы к разработке региональной промышленной политики. Актуальность темы исследования определяется стратегическими целями национальной экономики на долгосрочную перспективу, задаваемыми руководством страны, среди которых главными являются переход на новый технологический уклад, изменение структуры экономики и развитие импортозамещения как непременные условия обеспечения экономического роста и повышения качества и уровня жизни населения. На основе статистического, нормативно-законодательного и аналитических материалов рассмотрены разнообразные аспекты формирования основных приоритетов, принципов и задач региональной промышленной политики.
Abstract
The article explores the development of industrial production in Russia. Analytical data describing industrial growth in leading foreign leading countries is presented. An assessment is given of regional differences in the structure of industrial production. The authors outline conceptual approaches to the development of regional industrial policies. The relevance of the research topic is determined by the strategic goals of the national economy for the long term, given by the country's leadership. The main ones are the transition to a new technological structure, a change in the structure of the economy and the development of import substitution. These are indispensable conditions for ensuring economic growth and improving the quality and living standards of the population. The work uses statistical, regulatory, legislative and analytical materials. Various aspects of the formation of the main priorities, principles and tasks of the regional industrial policy are considered.
Ключевые слова: дебиторская задолженность, кредиторская задолженность, сбалансированность, спонтанное финансирование, факторинг.
Keywords: accounts receivable, accounts payable, balances, spontaneous financing, factoring.
Введение
Согласно данным официальной статистики, основные показатели, характеризующие экономику и промышленное производство России, стали расти,
преодолев докризисные значения. В число наиболее развитых отраслей российской промышленности включаются: самолетостроение, нефтяная и газовая добыча, переработка и добыча драгоценных металлов и камней, производство вооружения и военной техники, автомобильная промышленность, электротехника, космическое производство, авиационная, легкая (текстильная), пищевая, угольная, агропромышленный комплекс (животноводство, растениеводство, пшеница).
Однако, состояние национальной экономики по-прежнему характеризуется резким дисбалансом промышленного производства в пользу сырьевых отраслей и отраслей первичной переработки, что неприемлемо в контексте принятой правительством страны стратегии долгосрочного социально-экономического развития и противоречит современным тенденциям развития мировых экономик. Наиболее вескими причинами торможения российской экономики эксперты называют нарастающую нехватку квалифицированных промышленных кадров и утрату значительной части национального промышленного потенциала в следствие устаревания преобладающей доли основного капитала [Бухвальд Е.М., 2015]. Решение обозначенных проблем является актуальной задачей органов государственной власти и рассматривается в рамках реализации современной промышленной политики.
В настоящее время в России происходит усиление роли региона как самостоятельного субъекта рыночных отношений, в связи с чем осуществляется децентрализация управления экономикой и промышленным развитием. Полномочия центра в части разработки основных направлений социально-экономического развития территории передаются субъектам РФ.
Основные результаты исследования
Промышленность России по данным за 2016 год составляет около 29% ВВП. На 387 тыс. промышленных предприятиях занято около 19% работающего населения страны.
Анализ состояния промышленной сферы России свидетельствует об улучшении ее динамики (спад 2015 г. сменился ростом в 2016-2017 гг.). Таким образом, промышленное производство России преодолело рецессию 2013-2014 гг. и вышло в плюс. Аналитики отмечают увеличение удельного веса промышленного производства в валовом внутреннем продукте и доли занятого населения на предприятиях промышленности [Промышленное производство в России. 2016; Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ. Итоги 2016 года]. По данным Росстата, в 2016 году индекс промышленного производства составил 101,1% (в том числе по видам экономической деятельности: 102,5% - в сфере добычи полезных ископаемых, 100,1% по обрабатывающим производствам, 101,5% по производству и распределению электроэнергии, газа и воды), а в 2017 году ожидается на уровне 102,1 (таблица 1).
Таблица 1 Table 1
Динамика основных показателей промышленного развития России в 2012-2016 гг. Dynamics of the main indicators of industrial development in Russia in 2012-2016
Наименование показателя 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
1 2 3 4 5 6
Валовой внутренний продукт (в текущих рыночных ценах), млн руб. 66 926 863 71 016 729 77 945 072 80 804 310 86 043 649
Индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической 103,4 100,4 102,0 97,6 101,1
деятельности
Удельный вес промышленного производства в ВВП, процентов 26,1 25,9 25,6 26,7 29,3
Основные фонды в промышленном производстве, млрд руб. 31 865 36 171 41 126 46 563 52 142
Окончание табл. 1
Наименование показателя 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
1 2 3 4 5 6
Среднегодовая численность занятых в
промышленном производстве, млн 13,2 13,1 12,8 12,8 13,4
человек
Удельный вес занятых в промышленном
производстве в общей численности 19,4 19,3 18,9 18,8 18,5
занятых, процентов
По данным международных аналитических центров Россия в 2016 году входит в пятерку стран-лидеров по объёму промышленного производства по ППС, занимая четвертую строку рейтинга после Китая, США и Индии. При этом участие страны в мировом производстве товаров и услуг оценивается лишь в 3,61%, а объем промышленного производства на человека в абсолютном и относительном выражениях ниже, чем у ряда стран, расположенных в рейтинге ниже (таблица 2).
Таблица 2 Table 2
Лидеры стран по объёму промышленного производства по ППС за 2016 г.
Leaders of countries in terms of industrial production for PPP for 2016
Позиция в рейтинге Страна Объём промышленного производства по ППС, млн. долл. США Объём промышленного производства, % Население на 01.01.2017, млн. чел. Объём промышленного производства в $ по ППС на человека Объём промышленного производства по ППС на человека в %
1 2 3 4 5 6 7
Весь Мир 37 142 139 100,00 7 515,3 4 942 100%
1 Китай 9 082 290 24,45 1 388,2 6 542 132%
2 США 3 860 480 10,39 326,5 11 825 239%
3 Индия 2 572 695 6,93 1 342,5 1 916 39%
4 Россия 1 340 710 3,61 143,4 9 351 189%
5 Япония 1311 912 3,53 126,0 10 408 211%
Исследуя промышленность России необходимо учитывать высокую степень неравномерности экономического развития страны в территориальном разрезе, что определяется обеспеченностью природными ресурсами, исторически сложившейся инфраструктурой, природно-климатическими условиями, менталитетом населения и другими факторами объективного характера [Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ. Итоги 2016 года]. Влияние вышеназванных факторов определяет сложившуюся специализацию регионов страны, что задает вектор их развития. Так, принято выделять финансовые центры, добывающие, промышленные и аграрно-промышленные регионы.
Современную промышленность РФ невозможно представить в виде единого промышленного комплекса. Одна часть, включающая в себя топливно-энергетический комплекс, часть военно-промышленного комплекса и сырьевое производство, в значительной мере ориентирована на экспорт и зависима от финансовых и технологических поставок западных стран. Вторая часть представлена гражданским сектором промышленного производства и ориентирована на внутренний рынок [Щанкин
С.А., 2015.]. Объем производства промышленной продукции в разрезе федеральных округов России распределяется следующим образом: наибольший удельный вес (около трети от общего объема промышленной продукции страны) приходится на Центральный федеральный округ, на втором месте - Приволжский федеральный округ, а на третьем -Уральский. Наименьший объем производства промышленной продукции зафиксирован в Северо-Кавказском Федеральном округе (около 1%) (см. рисунок 1).
Рис. 1. Структура промышленного производства по федеральным округам РФ в 2016 г., % к итогу Fig.1. The structure of industrial production in the federal districts of the Russian Federation in 2016, %
of the total
Промышленное производство в региональном разрезе характеризуется высоким уровнем неравномерности и значительной степенью концентрации производства. В 2016 году диапазон значений индекса промышленного производства варьировался от 140,7% в Алтайском крае до 87,1% в Республике Северная Осетия - Алания. Что касается концентрации, то на первые десять регионов в рейтинге промышленности приходится 47,1% всей отгруженной продукции, а на первые двадцать - 67,1%. В целом, промышленное производство по итогам 2016 года выросло в 65 регионах РФ, и по сравнению с прошлым годом их количество увеличилось на 15, что, безусловно, можно расценивать как позитивную тенденцию. [Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ. Итоги 2016 года].
Распределение отгруженной промышленной продукции в разрезе федеральных округов наглядно отражает сложившуюся концентрацию производства по видам экономической деятельности (рис. 2).
Согласно данных, подготовленных аналитиками российского союза промышленников и предпринимателей, основными причинами, сдерживающими рост промышленных предприятий в регионах России, являются недостаток оборотных средств (48,9% в общем числе опрошенных представителей промышленных предприятий), неплатежи со стороны контрагентов - 31,9%, снижение спроса на продукцию - 27,7%, недоступность заемных финансовых ресурсов - 23,4% и др. При этом среди мер по повышению эффективности хозяйственной деятельности наиболее популярными являются сокращение расходов предприятия - 78,7%, реализация программ по внедрению энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий, продажа непрофильных активов -27,7%. Сокращение расходов предприятий преимущественным образом осуществляется за счет экономии на сырье, комплектующих, потребляемых услугах (в том числе консалтинг). Оптимизация расходов на персонал предприятий реализуется главным образом на основе сокращения найма и перевода сотрудников на неполный рабочий день [Российский союз промышленников и предпринимателей, 2017].
12000
10841. L
Центральный Северо-Западный Южный Северо-Кавказский Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный
федеральный федеральный федеральный федеральный федеральный федеральный федеральный федеральный
округ округ округ округ округ округ округ округ
■ Дооыча полезных ископаемых Обрабатывающие производства
■ Производство и распределение электроэнергии, газа и еоды
—*— Индекс промышленного производства, % к предыдущему году
Рис. 2. Объем производства промышленной продукции по федеральным округам РФ по видам экономической деятельности в 2016 г., млрд. руб.
Fig. 2. The volume of industrial production by federal districts of the Russian Federation by types of
economic activity in 2016, billion rubles
В то же время, судить о степени развития промышленности регионов страны следует не только по количественным показателям, отражающим итоги производства продукции. Существенное влияние на развитие промышленного производства в субъектах РФ оказывают региональная экономическая политика и условия ведения бизнеса. В этой связи возрастает актуальность активизации государственного стимулирования промышленной сферы, содействие в вопросах нейтрализации комплекса угроз деиндустриализации национальной экономики, усиление роли регионов в формировании конкурентоспособных промышленных производств. Решение обозначенных проблем прежде всего опирается на нормативно-законодательную базу в данной области.
Современное промышленное развитие России регламентируется федеральным законом № 488-ФЗ от 31.12.2014 г. «О промышленной политике в Российской Федерации», в соответствии с которым под промышленной политикой понимается совокупность мер воздействия на укрепление промышленного потенциала России и создание условий повышения конкурентоспособности производимой на территории страны промышленной продукции [Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ].
В связи с этим основными целями реализуемой промышленной политики видятся:
- создание конкурентоспособной промышленности на основе преимущественного использования высокотехнологичных производств, что позволит осуществить переход от экспортно-сырьевого к инновационно ориентированному технологическому укладу развития;
- укрепление обороны и безопасности России;
- рост занятости населения и, как следствие, повышение уровня жизни граждан
РФ.
Достижение обозначенных целей предполагается на основе решения следующих первоочередных задач:
- формирование сети развитой инфраструктуры, способствующей повсеместному развитию промышленного производства;
- обеспечение благоприятных условий создания и осуществления деятельности в сфере промышленности, адекватных современным мировым тенденциям;
- стимулирование субъектов промышленности к внедрению инноваций и инновационных технологий в производственные процессы, а также к выпуску инновационных товаров и услуг;
- регулирование образовательных программ на основе привлечения частных и государственных инвестиций в обеспечение расширенного воспроизводства человеческого капитала, соответствующего современному инновационному уровню производства;
- использование механизмов государственного регулирования сферы инновационного производства в целях определения приоритетных направлений научно-технического потенциала региона в соответствии с характером общей структуры региональной экономики [Ваганова О.В., 2017.]
- обеспечение обновления основных фондов предприятий промышленности;
- формирование технологической независимости национальной экономики и др.
Среди основных мер государственной поддержки законом определяются такие, как
оказание финансовой помощи, информационно-консультационных услуг, содействие в реализации научно-технической, инновационной, внешнеэкономической деятельности в сфере промышленности, а также поддержка развития кадрового потенциала.
Заключение
Принятый Государственной Думой РФ в декабре 2014 г. закон № 488-ФЗ по большей части представляет собой рамочный закон, устанавливающий цели и задачи современной промышленной политики, инструменты ее реализации и т.п., тогда как основная роль отводится регионам страны, органы государственной власти которых призваны разрабатывать нормативно-законодательную базу промышленного развития субъектов РФ. Помимо этого, в соответствии с основными положениями федерального закона, органы государственной власти субъектов РФ осуществляют разработку и реализацию региональных научно-технических и инновационных программ и проектов, оказывают содействие развитию межрегионального и международного сотрудничества субъектов деятельности в сфере промышленности [Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ].
Тем не менее, новая промышленная политика России подвергается общественной критике по ряду основных положений. Исследователь Г.Б. Коровин отмечает, что среди целей новой промышленной политики России отсутствуют как целенаправленное изменение структуры национальной экономики, так и стимулирование со стороны государства развития отдельных ее секторов, видов деятельности либо технологических направлений [Коровин Г.Б., 2016.]. Бухвальд Е.М. указывает на отсутствие целостного регулирования всей системы действующих институтов и инструментов промышленной политики на федеральном и региональном уровнях, а также гибкого адресного подхода к объектам законодательного регулирования. Кроме того, законом не охватывается деятельность некоторых существующих институтов промышленного развития страны (особые экономические зоны, территории опережающего развития и т.п.), отсутствует связь с научными центрами и наукоградами, не делается ставка на малое и среднее промышленное предпринимательство, а также государственно-частное партнерство в сфере промышленности. В целом, наиболее существенная критика новой промышленной политики России заключается в отсутствии системного подхода, при котором индустриализацию одних отраслей национальной экономики предпочтительнее осуществлять на основе их модернизации, других - на основе частичного восстановления, а третьих - с воссоздания практически с нуля [Бухвальд Е.М., 2015].
Ю.Б. Винслав сетует на отсутствие в федеральном законе положений, усиливающих ориентацию коммерческих банков на кредитование приоритетных программ и проектов развития промышленности, что в настоящее время, по его мнению, является крайне значимой для реализации промышленной политики проблемой. Также
нуждается в более четкой и подробной характеристике система государственных регуляторов промышленной деятельности [Винслав Ю.Б., 2015]. Согласно взглядам С.А. Щанкина, принятая федеральным центром промышленная политика не в полной мере отвечает современным потребностям развития экономики страны по таким направлениям как станкостроение, электроника, фармацевтика, высокотехнологичное машиностроение и др., где зависимость от импорта составляет 90% [Щанкин С.А., 2015].
По мнению заведующего центром федеративных отношений и регионального развития института экономики РАН Е.М. Бухвальда, успех политики промышленного развития в России определяется двумя факторами: системностью этой политики и ее децентрализацией, когда, во-первых, сформирована система взаимодействующих институтов, каждый из которых решает определенные цели и задачи в сфере промышленности, а, во-вторых, осуществляется четкое разграничение полномочий федерального, регионального и муниципального управления [Бухвальд Е.М., 2015].
Передовой международный опыт наиболее развитых в промышленном плане стран свидетельствует о преобладающей роли трех ключевых институтов: государственные программы, государственные закупки и специализированные разнопрофильные институты промышленно-инновационного развития [Бухвальд Е.М., Погребинская В.А.
2014].
Разработка региональной промышленной политики должна строиться на следующих основных этапах [Анисимов В.Ф., 2016]:
- выявление угроз и возможностей промышленного развития;
- выработка решений в части координации федеральной и региональной промышленных политик;
- учет внутритерриториальных и внешних аспектов промышленной политики региона.
Методика стратегического анализа в целях разработки эффективной промышленной политики региона должна отражать следующие основные направления:
1. Виды экономической деятельности региона, относящиеся к промышленности; их оценка с точки зрения обеспечения перспективной промышленной конкурентоспособности субъекта РФ.
2. Ключевые предприятия каждого из промышленно ориентированных видов экономической деятельности региона (аффилированные лица, дислокация); развитие внутрирегиональной производственной кооперации; наличие стратегически значимых для территориальной промышленности предприятий за пределами региона.
3. Инфраструктура развития промышленности (обеспеченность, дислокация, связь с производственным сектором).
4. Ретроспективный анализ динамики основных объемных и качественных показателей работы промышленности за последние 3-5 лет в разрезе видов экономической деятельности региона. Экстраполяция тренда на период 3-5 лет. Определение угроз развития промышленности в имеющихся условиях.
5. Оценка ресурсной базы региона с точки зрения достаточности для устойчивого развития промышленности на перспективу.
Перспективными направлениями развития российской промышленности в регионах эксперты называют: во-первых, техническое перевооружение и применение новой техники, во-вторых, быстрое развитие перерабатывающих отраслей в сравнении со скоростью развития сырьевых производств и, в-третьих, курс на импортозамещение. Указанные направления следует подкрепить нормативно-законодательной базой, адекватной современным условиям и тщательно проработать реально функционирующую систему: Федеральная программа - регион - предприятие. При этом в регионах необходимо создание центров координации промышленной политики и решения проблемы импортозамещения совместно с федеральными органами власти. [Щанкин С.А.
2015].
Таким образом, промышленная политика, представляющая собой воздействие государства на отраслевую структуру экономики, призвана способствовать развитию национальной экономики на основе повышения ее конкурентоспособности в сложившихся условиях мирового рынка. Принятие федерального закона о промышленной политике ориентировано на децентрализацию государственного управления. Этим определяется усиление роли регионов как самостоятельных, активных субъектов промышленной политики. Для реализации выбранных приоритетов важно в наибольшей мере ориентироваться на ключевую роль региональных программ и институтов развития как основного инструмента промышленно-инновационного развития различных территорий страны.
Список литературы References
1. Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О промышленной политике в Российской Федерации»
Federal'nyy zakon ot 31.12.2014 № 488-FZ (red. ot 13.07.2015) «O promyshlennoy politike v Rossiyskoy Federatsii»
2. Анисимов В.Ф. 2016. Актуальные проблемы реализации федерального закона «О промышленной политике Российской Федерации» // Креативный менеджмент. 2016. № 3. С. 70-87.
Anisimov V.F. 2016. Aktual'nyye problemy realizatsii federal'nogo zakona «O promyshlennoy politike Rossiyskoy Federatsii» // Kreativnyy menedzhment. 2016. № 3. p. 70-87.
3. Бухвальд Е.М. 2015. Трудные пути становления промышленной политики в России // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2015. № 1-2. С. 10-33.
Bukhval'd Ye.M. 2015. Trudnyye puti stanovleniya promyshlennoy politiki v Rossii // Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra. 2015. № 1-2. р. 10-33.
4. Бухвальд Е.М., Погребинская В.А. 2014. Стратегическое планирование в России: исторический опыт и реалии экономики // Федерализм. 2014. № 4. С. 21-36.
Bukhval'd Ye.M., Pogrebinskaya V.A. 2014. Strategicheskoye planirovaniye v Rossii: istoricheskiy opyt i realii ekonomiki // Federalizm. 2014. № 4. р. 21-36.
5. Ваганова О.В. 2017. Динамика научного потенциала и изменение технологической структуры Белгородской области// В сборнике: социально-экономическое развитие организаций и регионов беларуси: Эффективность и инновации материалы докладов Международной научно-практической конференции. Витебский государственный технологический университет. 2017. С. 142-147.
Vaganova O.V. 2017. The dynamics of scientific potential and the technological structure of the Belgorod Region // In the collection: socio-economic development of organizations and regions of Belarus: Efficiency and innovation materials of the reports of the International Scientific and Practical Conference. Vitebsk State Technological University., 2017. С. 142-147.
6. Ваганова О.В. 2018. Управление инвестиционным портфелем: учебник/ О.В. Ваганова, Н.И. Быканова.- Белгород : ИД «Белгород» НИУ «БелГУ, 2018.- 136 с.
Vaganova O.V. 2018. investment portfolio Management: textbook/ O. V. Vaganova, N. And. Bykanova.- Belgorod : publishing house "Belgorod" NIU "Belgu, 2018. 136 p.
7. Винслав Ю.Б. 2015. Федеральный закон «О промышленной политике»: Снова об актуальности законодательной новации как таковой, о системных изъянах и направлениях доработки конкретной версии документа (Окончание) // Российский экономический журнал. 2015. № 4. С. 12-33.
Vinslav YU.B. 2015. Federal'nyy zakon «O promyshlennoy politike»: Snova ob aktual'nosti zakonodatel'noy novatsii kak takovoy, o sistemnykh iz"yanakh i napravleniyakh dorabotki konkretnoy versii dokumenta (Okonchaniye) // Rossiyskiy ekonomicheskiy zhurnal. 2015. № 4. р. 12-33.
8. Доклад о целях и задачах Минпромторга России на 2017 год и основных результатах деятельности за 2016 год // Минпромторг России. 2017. - 208 с.
Doklad o tselyakh i zadachakh Minpromtorga Rossii na 2017 god i osnovnykh rezul'tatakh deyatel'nosti za 2016 god // Minpromtorg Rossii. 2017. - 208 р.
9. Коровин Г.Б. 2016. Законодательное регулирование развития промышленности в индустриальных регионах России // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2016. Т. 26. № 3. С. 97-106.
Korovin G.B. 2016. Zakonodatel'noye regulirovaniye razvitiya promyshlennosti v industrial'nykh regionakh Rossii // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya Ekonomika i pravo. 2016. T. 26. № 3. р. 97-106.
10. Министерство промышленности и торговли России // Официальный сайт. - Режим доступа: http://minpromtorg.gov.ru/
Ministerstvo promyshlennosti i torgovli Rossii // Ofitsial'nyy sayt. - Rezhim dostupa: http: //minpromtorg .gov.ru/
11. Промышленное производство в России. 2016: Стат.сб. / Росстат. - М., 2016. - 347 р.
Promyshlennoye proizvodstvo v Rossii. 2016: Stat.sb. / Rosstat. - M., 2016. - 347 c.
12. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ. Итоги 2016 года. 2017. // РИА Рейтинг. - ООО «Рейтинговое агентство РИА Рейтинг». - 2017. - 50 с.
Reyting sotsial'no-ekonomicheskogo polozheniya sub"yektov RF. Itogi 2016 goda.2017 // RIA Reyting. - OOO «Reytingovoye agentstvo RIA Reyting». - 2017. - 50 р.
13. Российский союз промышленников и предпринимателей 2017 // Официальный сайт. -Режим доступа: httpV/рспп.рф
Rossiyskiy soyuz promyshlennikov i predprinimateley 2017// Ofitsial'nyy sayt. - Rezhim dostupa: http://rspp.rf
14. Щанкин С.А. 2015. Основные приоритеты промышленной политики // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 13 (388). С. 47-59.
Shchankin S.A. 2015. Osnovnyye prioritety promyshlennoy politiki // Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. 2015. № 13 (388). р. 47-59.