УДК 711.4
Е.В. Горбенкова
Белорусско-Российский университет, г. Могилёв
АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ПРИБЛИЖЕННОСТИ ОБЛАСТНЫХ ЦЕНТРОВ НА УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ БЕЛАРУСИ
Приведены мероприятия по развитию социальной сферы села в соответствии с Государственной программой устойчивого развития села на 2011—2015 гг. Рассмотрены демографические, социально-экономические и экологические предпосылки и условия развития Республики Беларусь. Представлены типы административных районов Беларуси, принципы дифференцированного подхода к развитию поселений. Анализ развития сельских поселений был проведен для четырех районов, относящихся к разным функциональным зонам: Минский район - относится к урбанизированной зоне столичного региона, Могилевский район - к урбанизированной зоне, Славгородский район - к особой зоне, Глусский район - к сельскохозяйственной зоне. В результате исследований были построены графики изменения основных показателей развития за период с 2005 по 2012 г. Анализ проведен по двум группам социально-экономического развития (численность населения и занятость, уровень жизни и социальная сфера) с учетом следующих показателей развития: численность населения; численность трудоспособного населения; общий коэффициент естественного прироста; численность занятого населения; средняя заработная плата; обеспеченность населения жильем; число дневных учреждений среднего образования; число учащихся в учреждениях среднего образования; численность врачей-специалистов; количество мест в больничных организациях. По результатам исследования сделаны выводы о влиянии приближенности областных центров на уровень социально-экономического развития сельских поселений Беларуси: приближенность областных центров к сельским поселениям оказывает положительное влияние главным образом на демографические показатели. Что касается уровня жизни и социальной сферы, то более комфортные условия наблюдаются в сельских поселениях, удаленных от областных центров.
Ключевые слова: сельское поселение, агрогородок, показатели развития, социально-экономическое развитие, уровень жизни, социальная сфера.
Одними из основных целей Государственной программы устойчивого развития села на 2011-2015 гг. являются повышение экономической эффективности агропромышленного комплекса, повышение доходов сельского населения, укрепление престижности проживания в сельской местности и на этой основе обеспечение устойчивости социально-экономического развития села.
Одно из направлений устойчивого развития села - реализация мероприятий по развитию социальной сферы села, в том числе: обеспечение занятости населения; развитие системы социального обслуживания; строительство жилья; обеспечение безопасности жизнедеятельности; предоставление коммунальных услуг; развитие электроэнергетики и газификации; развитие связи и информации; совершенствование сети ав-
томобильных дорог общего пользования; развитие образования, здравоохранения, культуры, физической культуры, спорта и туризма, развитие бытового обслуживания, розничной торговли и общественного питания; юридическое обслуживание населения.
До настоящего времени отсутствуют формулировки вопросов о комплексном подходе к исследованию агрогородков как единой системы всех аспектов их функционирования, что не позволяет увидеть проблемы их практической хозяйственной деятельности. Таким образом, существует реальная потребность в том, чтобы теоретически и на практических примерах обосновать необходимость комплексного подхода к развитию агрогородков, что будет способствовать решению проблемы дальнейшего повышения их социально-экономического статуса [1, 2].
Комплексная оценка базируется на следующих принципах:
- комплексном подходе, обеспечивающем учет важнейших составляющих социально-экономического развития административных образований;
- достижении максимальной информативности результатов оценки с позиций принятия адекватных решений на местном и областном уровнях управления;
- достоверности исходных данных при выборе базовых показателей развития [3].
Условия развития региональных систем во многом определяются с учетом их территориального потенциала, который включает в себя как природно-климатические ресурсы, так и материально-технические. Оценить уровень развития той или иной региональной системы можно с различных позиций. Однако, как показывают отечественные и зарубежные исследования, направления этих оценок можно условно классифицировать по сферам региональных систем: экономическая, социальная, экологическая, институциональная, демографическая и т.д. [4].
Рассмотрим демографические, социально-экономические и экологические предпосылки и условия развития Республики Беларусь.
Основными демографическими тенденциями являются:
- низкий уровень рождаемости, не обеспечивающий простое воспроизводство населения и ведущий к депопуляции;
- рост заболеваемости и смертности населения во всех возрастных группах, снижение ожидаемой продолжительности жизни;
- снижение миграционной активности населения;
- деформация возрастной структуры населения - увеличение доли лиц старше трудоспособного возраста и уменьшение доли лиц младше трудоспособного возраста.
Основными экологическими тенденциями являются:
- рост загрязнения атмосферного воздуха от автотранспортных средств;
- увеличение загрязнения подземных вод из-за слабой гидрологической защищенности эксплуатируемых горизонтов части территорий республики;
- влияние Чернобыльской экологической катастрофы на систему расселения. Уменьшение площади зон радиологического загрязнения вследствие естественного распада радионуклидов;
- увеличение площади территорий охраны биологического и ландшафтного разнообразия. Формирование национальной экологической сети.
Основными экономическими тенденциями являются:
- перераспределение занятости населения, увеличение занятых в сфере услуг;
- приоритетное развитие конкурентоспособных, импортозамещающих производств;
- ресурсо- и энергосбережение, вовлечение в хозяйственный оборот вторичных ресурсов;
- формирование качественно новой структуры сельского хозяйства.
Функциональное районирование Беларуси предусматривает отнесение административных районов к одному из четырех типов регионов на основе доминирующей функции, определенной развитием планировочного каркаса, территориальным зонированием Республики Беларусь.
Функциональное районирование Республики Беларусь включает следующие типы районов:
- урбанизированные, 23 %;
- сельскохозяйственные, 31 %;
- природные, 34 %;
- особые, 12 % [5].
Основные направления политики государства в области территориального развития и градостроительства ориентированы на обеспечение устойчивого развития городских и сельских поселений, систем транспортного, инженерно-технического, культурно-бытового и ком-
мунального обслуживания, отдыха и оздоровления населения, охрану и рациональное использование историко-культурных и природных ценностей.
В связи с исторически сложившимися различиями в достигнутом уровне развития регионов, городов и сельских поселений задачи устойчивого территориального планирования основаны на принципах дифференцированного подхода к их развитию, в том числе:
- стимулирования развития поселений и территорий, обладающих значительным экономическим, научно-техническим, демографическим, социальным потенциалом и возможностями роста;
- консолидированного развития, преодоления тенденций стагнации поселений и территорий со скрытыми возможностями роста, содействия реализации имеющегося потенциала саморазвития;
- государственного регулирования развития поселений и территорий с кризисной экологической, социально-демографической, экономической обстановкой, охраны территорий с ценным историко-культурным наследием, природным, курортно-рекреационным потенциалом;
- прямого государственного управления развитием территорий в зонах особых государственных интересов.
В настоящее время средствам реализации государственной политики в области устойчивого территориального развития и градостроительства отводится особая роль, поскольку этот вид деятельности позволяет реально оценить природные, экономические, социальные условия и проработать варианты наиболее эффективного территориального развития, социального и экономического прогресса, охраны природных и историко-культурных ценностей. Очевидно, что несбалансированное пространственное, градостроительное планирование может привести к огромным негативным экономическим, социальным и экологическим последствиям.
На региональном уровне, в соответствии со сложившимися особенностями, внешними условиями и потенциальными возможностями территорий, развитием планировочного каркаса республики, административные районы республики образуют соответствующие группы регионов:
- Минский регион;
- регионы влияния опорных городов национальной системы расселения;
- агропромышленные регионы;
- природные регионы;
- особый регион.
Урбанизированный район
Формируется на базе крупных, больших и активно развивающихся средних городов, включает также малые городские поселения, агро-городки и другие сельские населенные пункты, территории разнообразного функционального использования. Характеризуется преобладающей долей городского, высокими показателями ежедневной миграции населения, связанной с трудовой деятельностью, социальным обслуживанием, отдыхом, движением от и к месту жительства. На базе г. Минска формируется урбанизированный столичный регион.
Регионы влияния опорных городов включают территории, находящиеся в зоне влияния опорных городов национальной системы расселения. Социально-экономический потенциал городских и сельских поселений, перспективы их развития имеет тесную зависимость от потенциала и темпов развития опорного города-центра. Данным регионам свойственна активная подвижность населения, связанная с трудовой деятельностью, социальным обслуживанием, отдыхом, движением к месту жительства.
Сельскохозяйственный район
Характеризуется преобладанием земель сельскохозяйственного и лесохозяйственного назначения. Формируется на базе средних и малых городских поселений, включает в себя агрогородки и другие сельские населенные пункты, территории разнообразного функционального использования. Основными ресурсами экономического развития сельскохозяйственных районов являются земля и ее недра, ведущими функциями - производство и переработка товарной сельскохозяйственной и лесохозяйственной продукции, добыча и первичная переработка полезных ископаемых, включая строительное минеральное сырье.
Особый регион
К данному региону отнесены территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие экологической катастрофы на Чернобыльской АЭС. Регионы, которые в соответствии с законодательством включают территории с правом на отселение, первоочередного и последующего отселения, зоны эвакуации.
Для анализа развития сельских поселений были использованы статистические данные четырех районов:
1. Минский район - относится к урбанизированной зоне столичного региона.
2. Могилевский район - относится к урбанизированной зоне.
3. Славгородский район - относится к особой зоне.
4. Глусский район - относится к сельскохозяйственной зоне.
В ходе проведенных исследований были построены графики изменения основных показателей развития за период с 2005 по 2012 г.
Анализ проведен по двум группам социально-экономического развития:
1. Численность населения и занятость включают следующие показатели развития:
- численность населения, тыс. чел.;
- численность трудоспособного населения, тыс. чел.;
- общий коэффициент естественного прироста;
- численность занятого населения, тыс. чел.
2. Уровень жизни и социальная сфера включают следующие показатели развития:
- средняя заработная плата, у. е.;
- обеспеченность населения жильем, м2 общей площади на жителя;
- число дневных учреждений среднего образования, ед.;
- число учащихся в учреждениях среднего образования, тыс. чел.;
- численность врачей-специалистов на 10 тыс. человек населения;
- количество мест в больничных организациях на 10 тыс. человек населения.
Численность населения и занятость
Динамика изменения численности населения приведена на рис. 1. Восходящая линия тренда наблюдается только для урбанизированной зоны столичного региона, для остальных районов - нисходящие линии тренда.
Аналогичная тенденция прослеживается и в динамике численности трудоспособного населения (рис. 2). Это может быть связано, вероятно, с миграционными процессами.
В то же время общий коэффициент естественного прироста населения для всех четырех районов в последний год вырос (рис. 3). Линии тренда для всех районов показывают увеличение коэффициента естественного прироста.
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 Минский р-н Могилевский р-н Славгородский р-н ^^ Глусский р-н
Рис. 1. Динамика изменения численности населения, тыс. чел.
Минский р-н Могилевский р-н Славгородский р-н ^^ Глусский р-н
Рис. 2. Динамика численности трудоспособного населения, тыс. чел.
В динамике численности занятого населения можно наблюдать разные тенденции: в Минском районе - стабильное увеличение, в Мо-гилевском - незначительный рост, в Славгородском и Глусском -уменьшение (рис. 4).
Минский р-н Могилевский р-н ^^^ Славгородский р-н ^^ Глусский р-н
Рис. 3. Изменение общего коэффициента естественного прироста
120,0' 100,0' 80,0' 60,0' 40,0' 20,0' 0
2004 2005 2006 ^2007^2008 ^"2009^°2010 ^ 2012 2013 2014 2015
Минский р-н ^^^ Могилевский р-н ^^^ Славгородский р-н ^^ Глусский р-н
Рис. 4. Динамика численности занятого населения, тыс. чел.
Уровень жизни и социальная сфера
Характер изменения уровня заработной платы для разных районов отличается силой восходящего тренда: самая крутая линия присуща Минскому району (рис. 5).
В обеспеченности населения жильем можно отметить следующие тенденции: постепенное увеличение обеспеченности для Славгород-
01 68 98,18
75,91 82,80 88,09
69,09
16,69 17,58 18,10 18,87 19,79 19,85
— -ш— 4,03 —и— 3,93 - 3,80 -■ 3,72 3,73 3,63
ского и Могилевского районов, стабильный рост для Минского и Глусского районов (рис. 6).
Минский р-н ^^^ Могилевский р-н ^^^ Славгородский р-н ^^ Глусский р-н Рис. 5. Изменение средней заработной платы, у.е.
Рис. 6. Обеспеченность населения жильем, м общей площади на жителя
В сфере образования наблюдается уменьшение числа дневных учреждений среднего образования во всех районах (рис. 7). Численность учащихся в этих учреждениях также снижается, за исключением Минского района (рис. 8).
Минский р-н Могилевский р-н ^^^ Славгородский р-н ^^ Глусский р-н
Рис. 7. Число дневных учреждений среднего образования, ед.
Рис. 8. Численность учащихся в учреждениях среднего образования, тыс. чел.
На основании данных о числе учреждений образования и численности учащихся была определена обеспеченность учреждениями среднего образования.
В отношении обеспеченности населения медицинской помощью следует отметить, что в последнее время наблюдается уменьшение численности врачей и количества койко-мест в Минском районе и некоторое увеличение в остальных районов (рис. 9, 10).
85,0 75,0 65,0 55,0 45,0 35,0 25,0 15,0
73,0 74,8 74,7 75,1 75,6 74,1
• ч О / • Э ^
\57д/ --- 62 5
--1 1— -- 60,2
54,7 56,2 56,5 57,6 57,7 56,0
21.4 22,5 24,0 23,8 23,0 22,0 71,0 ¿4 J*-
г I -1 I I г 1111
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 Минский р-н Могилевский р-н Славгородский р-н ^^ Глусский р-н
Рис. 9. Численность врачей-специалистов на 10 тыс. человек населения
Рис. 10. Количество мест в больничных организациях на 10 тыс. человек населения
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Для демографических показателей развития: - рост численности населения (в том числе в трудоспособном возрасте) характерен для сельских поселений, расположенных на территории урбанизированных районов столичного региона, для остальных районов наблюдается снижение этих показателей;
- коэффициент естественного прироста в последнее время вырос во всех изучаемых районах;
- динамика численности занятого населения - рост наблюдается только для урбанизированных районов.
2. Для показателей уровня жизни:
- заработная плата увеличивается во всех сельских поселениях с различным темпом роста;
- наиболее высокий темп роста обеспеченности жильем наблюдается в сельскохозяйственном районе, далее - урбанизированный район и район особого назначения
3. Для показателей социальной сферы:
- уменьшение количества учреждений среднего образования наблюдается для всех районов, а в численности учащихся положительная динамика наметилась в последние годы только для урбанизированного района столичного региона;
- увеличение численности врачей-специалистов наблюдается для урбанизированного и сельскохозяйственного районов, а обеспеченность местами в больничных организациях незначительно увеличивается лишь в сельских поселениях сельскохозяйственного и особого районов.
Таким образом, приближенность областных центров к сельским поселениям оказывает положительное влияние главным образом на демографические показатели (население и занятость). Что касается уровня жизни и социальной сферы, то более комфортные условия наблюдаются в сельских поселениях, удаленных от областных центров (расположенных в сельскохозяйственных районах).
Библиографический список
1. Алявдина З.Н. Социальная направленность развития агрогород-ков: комплексный подход // Экономика и управление. - 2013. -№ 1 (33). - С. 48-50.
2. Щербина Е.В., Горбенкова Е.В. Значение социально-демографических факторов для устойчивого развития агрогородков [Электронный ресурс] // Научное обозрение. - № 9. - С. 128-131. -URL: http://www.sced.ru/ru/index.php7opti on=com_content&view=articl e &id=8:2010-02-08-13 -59-28&catid=29&Itemid=2.
3. Заруцкий C.A. Комплексная оценка уровня социально-экономического развития административных районов брестской области // Вестник Беларус. гос. ун-та. Сер. 2. - 2008. - № 3. - С. 116-119.
4. Омельченко Е.В. Критериальные показатели устойчивого развития региональных экономических систем // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 5: Экономика. - 2012. - № 4. - С. 79-84.
5. Государственная схема комплексной территориальной организации Республики Беларусь: Основные положения / Мин-во архитектуры и строительства Республики Беларусь. - Минск, 2001. - 70 с.
References
1. Aliavdina Z.N. Sotsial'naia napravlennost' razvitiia agrogorodkov: kompleksnyi podkhod [Social orientation of development of agrosmall towns: the complex approach]. Ekonomika i upravlenie, 2013, no. 1 (33), pp. 48-50.
2. Shcherbina E.V., Gorbenkova E.V. Znachenie sotsial'no-demograficheskikh faktorov dlia ustoichivogo razvitiia agrogorodkov [Value socially-demographic factors for a sustainable development of agrosmall towns]. Nauchnoe obozrenie, no. 9, pp. 128-131, available at: http://www.sced.ru/ru/index.php?option=com_content&view=article&id=8: 2010-02-08-13-59-28&catid=29&Itemid=2.
3. Zarutskii C.A. Kompleksnaia otsenka urovnia sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia administrativnykh raionov Brestskoi oblasti [Complex estimation of level of social and economic development of administrative areas of the Brest area]. Vestnik Belorusskogo gosudarstven-nogo universiteta. Seriia 2, 2008, no. 3, pp. 16-119.
4. Omel'chenko E.V. Kriterial'nye pokazateli ustoichivogo razvitiia re-gional'nykh ekonomicheskikh sistem [Criterion indicators of a sustainable development of regional economic systems]. Vestnik Adygeiskogo gosudar-stvennogo universiteta. Seriia 5: Ekonomika, 2012, no. 4, pp. 79-84.
5. Gosudarstvennaia skhema kompleksnoi territorial'noi organizatsii Respubliki Belarus': Osnovnye polozheniia [The state scheme of the complex territorial organisation of Byelorussia: Substantive provisions]. Minsk: Ministerstvo arkhitektury i stroitel'stva Respubliki Belarus, 2001, 70 p.
E.V. Gorbenkova
THE ANALYSIS OF INFLUENCE OF NEARNESS OF THE REGIONAL CENTERS ON LEVEL OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE RURAL SETTLEMENTS OF BELARUS
Actions for development of the social sphere of the village according to the State program of a sustainable development of the village for 2011-2015 are given. Demographic, social and economic and ecological premises and conditions of development of Republic of Belarus are considered. Types of the administrative regions of Belarus, the principles of differentiated approach are brought to development of settlements. The analysis of development of rural settlements was carried out for four regions relating to different functional zones: The Minsk region - belongs to the urbanized zone of the capital region, the Mogilyov region - belongs to the urbanized zone, the Slavgorod region - belongs to a special zone, the Glussky region - belongs to an agricultural zone. During the conducted researches diagrams of change of the main indexes of development from 2005 for 2012 were constructed. The analysis is carried out on two groups of social and economic development (population and employment, a standard of living and the social sphere), considering the following indexes of development: population; number of able-bodied population; general coefficient of a natural increase; number of the busy population; average salary; security of the population with housing; number of day establishments of secondary education; number of pupils in establishments of secondary education; number of specialists doctors; quantity of places in the hospital organizations. By results of research outputs are drawn on influence of nearness of regional centers on level of social and economic development of the rural settlements of Belarus: nearness of regional centers to rural settlements has the positive impact mainly on demographic indexes. As for a standard of living and the social sphere, more comfortable conditions are inherent in rural settlements, remote from regional centers.
Keywords: rural settlement, agro town, development indexes, social and economic development, standard of living, social sphere.
Об авторах
Горбенкова Елена Владимировна (Могилёв, Беларусь) - аспирант, старший преподаватель кафедры «Автомобильные дороги» Белорусско-Российского университета (e-mail: [email protected]).
About the authors
Gorbenkova Elena Vladimirovna (Mogilev, Belarus) - Postgraduate student, Senior Lecturer, Department of Highways, Belarusian-Russian University (e-mail: [email protected]).
Получено 28.12.2013