Влияние физических упражнений на организм студентов 1 курса 2-ой функциональной
группы
Influence of physical exercises on an organism of students of 1 course of the second
functional group
Шурупова А.В.
Студентка 2 курса Института Авиамашиностроения и транспорта Иркутский национальный исследовательский технический университет
г Иркутск, Российская Федерация e-mail: [email protected], e-mail: [email protected],
Shurupova A. V.
Student 2 courses of Institute of Aviamechanical engineering and transport
Irkutsk national research technical university Irkutsk, Russian Federation e-mail: [email protected], e-mail: [email protected],
Научный руководитель Коновалова Т.Г.
Старший преподаватель
Иркутского национального исследовательского технического университета
РФ, г Иркутск
Scientific adviser Konovalova T. G.
Senior teacher
Irkutsk national research technical university Russian Federation, Irkutsk
Аннотация.
В статье рассматривается влияние физических упражнений на организм обучающихся в высших учебных заведениях.
Annotation.
The article discusses the influence of physical exercises on the organism of students in higher educational institutions.
Ключевые слова: физическая подготовленность, студенты, нормативы, заболевание, здоровье, проблемы, функциональная группа, нагрузка
Key words: physical fitness, students, standards, disease, health, problems, functional group, loading
В настоящее время специалисты многих стран направляют свои усилия на решение задачи улучшения физического состояния молодежи и взрослого поколения. Особенно актуальна это проблема для современной России.
По данным различных исследований, около 10 % детей и молодежи имеют уровень физического здоровья, близкий к норме. За период обучения в ВУЗе, как правило, увеличивается количество студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и к концу обучения параметры здоровья и физической подготовленности у студентов оказываются ниже, чем у абитуриентов. Почти треть юношей по медицинским показаниям не годятся для службы в Вооруженных Силах, а те, которые признаны годными, редко отличаются
хорошим здоровьем. За период прохождения военной службы течение многих хронических заболеваний осложняется, возможность их излечения в дальнейшем становится маловероятной.
В настоящее время специалистами проводятся исследования состояния уровня физического здоровья студентов, а также изменения характеризующих его показателей в процессе обучения в вузе [2,3]
В данном исследовании приняли участие 24 студента, из них 12 девушек и 12 юношей первого курса ИРНИТУ. Для 2-ой функциональной группы был представлен перечень упражнений, которые необходимо было выполнить и сделать заключение, для каких заболеваний данные физические упражнения полезны, а для каких наносят вред организму.
Перечень упражнений для студентов:
- бег 1000 метров (мин.сек.);
- вис на согнутых руках (девушки) (сек.);
- подъем туловища за 30 секунд (кол-во раз);
- прыжок в длину с места (см);
- подтягивание (кол-во раз) (юноши).
В таблице 1 предоставлен перечень заболеваний у студентов 2-ой функциональной группы.
Таблица 1
Заболевание Девушки (кол-во) Юноши (кол-во)
Эндокринной системы 0 1
Опорно-двигательный аппарат 2 1
Глазные 3 1
Нервные 0 2
Дыхательной системы 2 4
Сердечно-сосудистые 3 2
Прочие 2 1
Для привлечения студентов в нашем университете функционирует тренажерный зал, включающий различные тренажеры, штанги, гири, имеется хорошая материальная база: спортивный инвентарь (мячи, гантели, маты, скакалки), а также работают такие секции, как волейбол, баскетбол, футбол, бокс. Активное участие в массовых оздоровительных физкультурных и спортивных мероприятиях также является неотъемлемой частью учебного процесса.
В представленной ниже таблице приведены результаты тестирования физической подготовленности студентов (юноши), которые показывают позитивную или негативную динамику здоровья с сентября 2014 года по май 2015.
Таблица 2
Результаты физической подготовленности студентов (юноши)
студент диагноз подтягивание Подъем туловища Бег 1000м (мин.сек) Прыжок в длину с места (см)
сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
1 Сердечнососудистые 8 10 28 29 3.56 3.46 232 258
2 Дыхательной системы 7 8 27 29 3.50 3.48 225 222
3 Сердечнососудистой 14 15 32 32 5.30 5.18 220 243
4 Прочие 15 12 31 30 4.23 4.04 273 265
5 Нервные 14 20 25 27 5.08 5.05 220 250
6 Дыхаельной системы 15 20 27 26 3.37 3.33 230 247
7 Эндоринной системы 5 7 25 25 4.26 4.20 227 220
8 Глазные 2 5 20 25 4.23 4.01 238 210
9 Дыхательной системы 16 18 27 35 4.15 4.09 226 233
10 Дыхательной системы 1 3 20 25 5.07 5.01 207 235
11 Нервные 10 12 28 30 4.06 4.11 247 238
12 Опорно-двигательной системы 17 16 36 33 4.00 4.03 220 205
В данной таблице можем наблюдать, что у молодых людей, которые имеют заболевания с дыхательной системой, результаты выполненных упражнений улучшились, следовательно, применяемые в ходе учебных занятий упражнений вызывают положительные сдвиги в уровне физической подготовленности. У юношей, имеющих заболевания опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы наблюдается ухудшение результатов, следовательно применяемые упражнения являются неэффективными для повышения уровня физической подготовленности данной группы занимающихся.
В таблице 3 представлены результаты тестирования физической подготовленности у девушек.
Таблица 3
Результаты физической подготовленности студентов (девушки)
студент диагноз Вис (сек.) Подъем туловища Бег 1000м (мин.сек) Прыжок в длину с места (см)
сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
1 Сердечнососудистые 2,36 1,18 16 19 7.52 6.57 135 152
2 Дыхательной системы 1,00 3,00 13 20 8.20 7.02 152 152
3 Глазные 1,34 1,20 16 14 5.55 5.42 138 145
4 Прочие 10,00 13,05 10 9 7.53 6.17 158 133
5 Опорно- двигательный аппарат 11,09 20,00 19 30 7.44 7.25 200 170
6 Прочие 2,32 0,12 14 13 4.43 6.17 157 156
7 Глазные 1,54 2,32 17 15 7.36 7.02 140 155
8 Дыхательной системы 4,15 4,05 17 25 6.51 6.55 185 170
9 Сердечнососудистые 4,13 2,05 15 12 4.30 4.40 121 165
10 Опорно- двигательный аппарат 1,18 3,00 17 24 8.05 6.59 145 155
11 Глазные 1,23 5,05 14 14 7.07 6 135 152
12 Сердечнососудистые 5,06 4,05 16 20 7.35 6.52 190 180
У девушек, имеющих заболевания опорно-двигательной и дыхательной систем, а также глазные заболевания результаты выполненных упражнений улучшились, следовательно, применяемые в ходе учебных занятий упражнения, вызывают положительные сдвиги в уровне физической подготовленности у девушек данной группы.
Вывод
В ходе проведения исследования выявлено, что применяемая методика физического воспитания оказывает положительное влияние на уровень физического здоровья студентов, имеющих заболевания дыхательной системы, а также опорно-двигательного аппарата.
При этом, отмечается ее негативное влияние на уровень физического здоровья студентов, имеющих заболевания с сердечно-сосудистой системой.
Список используемой литературы:
1. Анализ влияния физической культуры на умственную работоспособность студентов / И.В. Чернышева, М.В. Шлемова, Е.В. Егорычева, С.В. Мусина // Современные исследования социальных проблем. - 2011. - №
1. - C. 74-77.
2. Ахматгатин А.А. Физиометрические характеристики здоровья студентов технического вуза / А.А. Ахматгатин, Э.Г. Шпорин, Е.А. Власов //Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6.; URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view//?id=25861 .
3. Игнатьева Е.П. Результаты анализа физического развития и физической подготовленности юношей по группам заболеваний / Е.П.Игнатьева, В.Ю. Лебединский // Вестник ИрГТУ. - 2013. - №1.- С. 226- 232.
4. Койпышева Е.А. Мониторинговые технологии в оценке физической подготовленности студенток технического вуза / Койпышева, Л.Д. Рыбина, В.Ю. Лебединский // Теория и практика физической культуры. -2015. - № 9. - С. 11-13.
5. Рыбина Л.Д. Анализ физического развития студенток технического вуза первой функциональной группы здоровья в течение учебного года / Л.Д. Рыбина, Е.А. Койпышева, В.Ю. Лебединский // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2014. - № 2 (85). - С. 312-316.