в том числе инновационных технологий современного рыночного хозяйства.
На региональном уровне государственная поддержка инновационного развития должна всесторонне учитывать конкретные социальноэкономические проблемы и решать их в системе программно-целевого управления.
Наиболее определенной формой реализации программно-целевого подхода в управлении, самым универсальным его инструментом служат региональные целевые программы. Важнейшей особенностью целевых программ является определение, исходя из народнохозяйственной значимости, экономической и социальной целесообразности состава приоритетных направлений развития и очередности их реализации с учетом возможностей финансирования. Опыт реализации целевых программ в аграрном секторе Брянской области позволяет сделать вывод, что целевые программы являются средством повышения научной обоснованности планово-управленческих решений благодаря тому, что усиливают их целевую ориентацию, углубляют проработку способов и вариантов путей достижения долговременных целей, позволяют полнее увязать цели с ресурсными возможностями, дают более детальное представление об этапах последовательного решения проблем.
Таким образом, государственная поддержка инновационной деятельности в сель-
ском хозяйстве обеспечит следующие преимущества отрасли:
— сформируется основа интеллектуализации трудовой деятельности, повышения ее наукоемкости;
— с помощью инноваций расширится круг производимой сельскохозяйственной продукции, улучшится ее качество и прежде всего параметры экологической чистоты, что способствует более полному удовлетворению потребностей;
— появится возможность вовлекать в производство новые производительные силы, производить товары и услуги с меньшими затратами труда, материалов, энергии;
— станет возможным провести в соответствие структуры воспроизводства, изменившиеся потребности населения и внешнюю среду.
Следовательно, поддержка инноваций является непременным элементом реализации основных законов развития аграрной сферы, условием ее динамичности, выживания и устойчивого развития.
Источник
1. Социальная инноватика в управлении: муниципальные финансово-производственные группы: учеб. пособие для вузов / В.Н. Иванов и др.; под общей ред. В.Н. Иванова, С.Б. Мельникова. -М.: Муниципальный мир, 2006. - 260 с.
АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОДДЕРЖКИ НА РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
Д.Ю. Самыгин, ст. преп. Пензенского государственного университета
Сельское хозяйство является безальтернативной сферой экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг по обеспечению населения продовольствием и промышленности сырьем, содействию устойчивому развитию сельских территорий. Сохраняя земли сельскохозяйственного назначения и сельские поселения, культурную самобытность страны, нравственные ценности и духовные истоки нации, оно по праву считается средой обитания сельского человека, укладом и способом его жизнедеятельности.
В России формирование рыночной инфраструктуры сельского хозяйства в условиях специфики и особенностей его развития происходит довольно сложно и противоречиво. Большинство сельскохозяйственных товаропроизводителей не получает доходов для возобновления и накопления материально-техни-
ческих и трудовых ресурсов. Действующий уровень цен на сельскохозяйственную продукцию в сочетании с размерами выделяемой бюджетной поддержкой не покрывает даже текущие производственные затраты, а следовательно, не обеспечивают товаропроизводителям не только расширенного, но и простого воспроизводства. Происходит свертывание их предпринимательской деятельности, что приводит к исчезновению основного источника дохода местного населения.
Массовая занятость сельского населения в сельскохозяйственном производстве и низкое социально-экономическое и финансовое развитие последнего в период продолжающегося реформирования аграрной экономики явились причиной неудовлетворительного качества жизни граждан в сельской местности. Последствием этого стала миграция наиболее
трудоспособной и квалифицированной части жителей села, деградация сельских поселений. За время реформ из 150 тыс. российских деревень 30 тыс. прекратили свое существование.
В настоящее время ключевым вопросом государственной политики в отношении села должно стать значительное повышение уровня жизни местных граждан, составляющих более 30% жителей Российской Федерации. Бесспорность этой декларации доказана опытом развитых стран, где государственная поддержка имеет не только экономическую, но и социальную значимость, создавая человеку условия для жизнедеятельности на селе.
Сегодня аграрная политика России, зафиксированная в концепции ПНП «Развитие АПК» и ФЗ «О развитии сельского хозяйства», предполагает развитие сельского хозяйства в основном за счет формирования взаимоотношений аграрного и финансового секторов экономики. В рамках государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.» предполагаемая доля поддержки на субсидирование процентной ставки по кредитам в 2008 г. составит более 50%, а с учетом ПНП «Развитие АПК» - около 80%.
В Пензенской области в 2006 г. в рамках реализации национального проекта более 50% средств поддержки было выделено на субсидирование части процентной ставки по кредитам, более 42% - на приобретение основных средств по лизингу и лишь около 7% - на обеспечение жильем молодых специалистов на селе.
Развитие названных форм бюджетной поддержки в условиях убыточности и неплатежеспособности большинства товаропроизводителей приводит к концентрации основной доли поддержки (80%) в группе экономически сильных хозяйств, которые составляют всего лишь 17% всех хозяйств, у них сосредоточено чуть более 13% сельхозугодий и они производят немногим более 20% товарной продукции региона. Одновременно основная масса предприятий сокращает производство и увеличивает долги.
Стимулирование привлечения в аграрный сектор средств банковского капитала приводит к развитию поляризации в уровне доходов как сельскохозяйственных товаропроизводителей, так и сельских территорий. Известно, что и без этого ведение сельскохозяйственного производства происходит в особых, отличных от других сфер экономической деятельности природно-экономических условиях, которые существенно различаются между хо-
зяйствами. В Пензенской области кадастровая стоимость 1 га сельхозугодий колеблется от 400 р. до 23 890 р. В этом показателе выражены: плодородие земли, количество осадков за вегетационный период, наличие силовых машин и оборудования, рабочей силы на единицу земельной площади, применение удобрений, расстояние до рынков сбыта и др.
В России 55-60% сельхозпредприятий функционируют в худших, по сравнению с другими хозяйствами, природно-экономических условиях, в связи с чем себестоимость их продукции выше средней по стране. В Пензенской области разница в уровнях затрат и выходе продукции между хозяйствами достигает 10 и более раз.
Разнообразие условий деятельности определяет различную эффективность живого и овеществленного труда, что, по существу, отражается на формировании объема вновь созданного продукта. Неоднородность природных и экономических условий хозяйствования влечет дифференциацию в уровне развития сельскохозяйственного производства и сельских территорий, способствует возникновению так называемого дифференцированного дохода (табл. 1), который представляет собой доход, получаемый в результате использования обладающих большей отдачей ресурсов, т.е. добавочную прибыль, возникающую в качестве разницы в производительности труда на средних и лучших землях или при добавочных капиталовложениях на одном и том же земельном участке.
В группе хозяйств с лучшими условиями деятельности дифференцированный доход составляет положительную величину - 19,14 тыс. р. на 100 га сельхозугодий, а в группе с худшими условиями наблюдается отрицательный дифференцированный доход - 21,48 тыс. р. на 100 га сельхозугодий.
Следует заметить, что средства поддержки в большей степени сосредоточены в хозяйствах, которые имеют лучшие условия производственной деятельности, что, однако, не свидетельствует об эффективности использования бюджетных средств. Это способствует усилению дифференциации между товаропроизводителями по уровню экономического развития, и, в конечном счете, сказывается на уровне социально-экономического благосостояния работников, занятых в сельском хозяйстве (рис. 1).
1. Дифференцированный доход в группах хозяйств Пензенской области (тыс. р. на 100 га сельхозугодий)
Г руппа хозяйств по кадастровой стоимости 1 га сельхозугодий Группа хозяйств по объему поддержки Товарная продук- ция Себестоимость товарной продукции Окупаемость затрат на производство товарной продукции (гр. 3: гр. 4) Товарная продукция при средней окупаемости затрат по области (гр. 4x1,09) Диффе-ренци-рован-ный доход (гр. 3-гр. 6) Объем поддерж- ки
До 8,00 Без поддержки 45,8 59,4 0,77 64,96 -19,2 0,00
С поддержкой 161,9 169,3 0,96 185,02 -23,1 5,6
Итого по группе 113,6 123,6 0,92 135,10 -21,5 3,3
От 8,00 до 16,00 Без поддержки 107,9 102,9 1,05 112,44 -4,6 0,0
С поддержкой 240,1 215,9 1,11 235,93 4,2 8,0
Итого по группе 197,5 179,4 1,10 196,13 1,8 5,4
Свыше 16,00 Без поддержки 122,9 111,2 1,11 121,54 1,4 0,0
С поддержкой 314,3 262,8 1,20 287,21 27,2 8,4
Итого по группе 255,0 215,8 1,18 235,86 19,1 5,8
По области Без поддержки 95,5 93,9 1,02 102,64 -7,1 0,0
С поддержкой 240,0 216,3 1,11 236,39 3,6 7,69
Всего по области 191,2 174,9 1,09 191,17 0,0 3,5
Таким образом, в хозяйствах, расположенных в разных природно-климатических условиях, объективно существуют различия в затратах и, соответственно, в выходе продукции и конечных результатах. Кроме того, хозяйства, находящиеся в одинаковых природно-климатических условиях, резко различаются по стартовым экономическим условиям. Поэтому в целом природно-экономические условия предпринимательства в сельском хозяйстве влияют
не только на производственно-финансовые, но и на социально-экономические показатели, определяя тем самым как объем производства продукции, прибыль и рентабельность, так и размер заработной платы работников, занятых в сфере сельскохозяйственной деятельности. Это надо учитывать при предоставлении бюджетных средств, анализе эффективности их использования и влияния на результаты деятельности в сельском хозяйстве.
Группы хозяйств по кадастровой стоимости 1 га сельхозугодий, тыс. р. I I Среднемесячная заработная плата одного рабочего, тыс. р.
Рентабельность, %
Рис. 1. Влияние природно-экономических условий и бюджетной поддержки на экономические и социальные показатели развития сельского хозяйства Пензенской области