родов, О.В. Белобородова, А.М. Садовникова, Н.Г. Богданович, Е.В. Воробьева. - 2014. - № 6. -URL: //http://apriori-journal.ru/seria1/6-2014/Beloborodov-Beloborodova-Sadovnikova-Drugie.pdf (дата обращения: 01.10.2020).
8. Сингина, Н.Ф. Анализ объективности судейства в танцевальном спорте статистическими методами / Н.Ф. Сингина // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 1. - URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=29505 (дата обращения: 01.10.2020).
REFERENCES
1. Akerlof, G. and Kranton, R. (2000), "Economics and identity", The Quarterly Journal of Economics, Vol. 115, pp. 715-753.
2. Zitzewitz, E. (2014), "Does transparency reduce favoritism and corruption? Evidence from the reform of figure skating judging", Journal of Sports Economics, Vol. 15, pp. 3-30.
3. Leskovsek, B., Cuk, I., Pajek, J., Forbes, W., and Buvcar-Pajek, M. (2012), "Bias of judging in men's artistic gymnastics at the European championship 2011", Biology of Sport, Vol. 29, pp. 107-113.
4. Whissell, R., Lyons, S., Wilkinson, D., and Whissell, C. (1993), "National bias in judgements of Olympic-level skating", Perceptual and Motor Skills, Vol. 77, pp. 355-358.
5. Zitzewitz, E. (2006), "Nationalism in winter sports judging and its lessons for organizational decision making", Journal of Economics and Management Strategy, Vol. 15, pp. 67-99.
6. Looney, M. (2012), "Judging anomalies at the 2010 Olympics in men's figure skating", Measurement in Physical Education and Exercise Science, Vol. 16, pp. 55-68.
7. Beloborodov V.V., Beloborodova O.V., Sadovnikova A.M., Bogdanovich N.G., and Voro-byova Ye.V. (2014), "Factors affecting the objectivity of the judges' assessment in dance sport competitions", Electronic scientific journal APRIORI. Series: Humanities, No. 6, available at: apriori-journal.ru/seria1/6-2014/Beloborodov-Beloborodova-Sadovnikova-Drugie.pdf (date of access: 01.10.2020).
8. Singina, N.F. (2020), "Analysis of judging' objectivity in dance sport by statistical methods", Modern problems of science and education, No. 1, available at: www.science-education.ru/article/view?id=29505 (date of access: 01.10.2020).
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.10.2020
УДК 796.011.3
АНАЛИЗ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ АБИТУРИЕНТОВ, ПОСТУПАВШИХ В ВУЗ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА», ПО КРИТЕРИЯМ ВФСК ГТО
Владимир Абрамович Собина, доктор педагогических наук, профессор, ректор, Михаил Владимирович Алаев, доцент, декан, Юлия Ивановна Дудкина, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный институт физической культуры, спорта и туризма имени Ю.А. Сенкевича; Елена Юрьевна Сысоева, старший преподаватель, Иван Петрович Кульгачев, кандидат философских наук, доцент, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Московский государственный институт физической культуры, спорта и туризма имени Ю.А. Сенкевича
Аннотация
В статье анализируется уровень физической подготовленности абитуриентов, поступавших в высшее учебное заведение Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский государственный институт физической культуры, спорта и туризма имени Ю.А. Сенкевича» (далее - МГИФКСиТ) по направлению подготовки «Физическая культура». В качестве критерия оценки уровня физической подготовленности авторами статьи были взяты нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО (далее - ВФСК ГТО). Проведенный мониторинг уровня физической подготовленности абитуриентов показал, что результаты по отдельным показателям («уровень развития силы» и «уровень развития скоростных возможностей») у поступавших в ходе проведения вступительных испытаний существенно разняться.
Проведенное исследование выявило следующие факты. Во-первых, одностороннее развитие физических качеств. Во-вторых, недостаточный уровень физической подготовленности поступавших согласно установленных нормативов ВФСК ГТО.
Ключевые слова: уровень физической подготовленности, показатель «уровень развития силы», показатель «уровень развития скоростных способностей», нормативы ВФСК ГТО, знаки ГТО «золотой», «серебряный», «бронзовый», направление подготовки «Физическая культура».
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p338-343
ANALYSIS OF THE LEVEL OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF APPLICANTS WHO ENTERED THE UNIVERSITY FOR THE DIRECTION OF TRAINING "PHYSICAL CULTURE", ACCORDING TO THE CRITERIA OF VFSK GTO
Vladimir Abramovich Sobina, the doctor of pedagogical Sciences, professor, rector, Mikhail Vladimirovich Alaev, the senior lecturer, dean, Yuliya Ivanovna Dudkina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow (Senkevich) State Institute of Physical Culture, Sports and Tourism; Elena Yurievna Sysoeva, the senior teacher, Ivan Petrovich Kulgachev, the candidate of philosophical sciences, senior lecturer, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow; Moscow (Senkevich) State Institute of Physical Culture, Sports and Tourism
Abstract
The article analyzes the level of fitness of applicants entering a higher educational institution Sienkiewicz J.A. Moscow State institute of physical culture, sports and tourism in the training course called "Physical culture". As a criterion for assessing the level of fitness, the authors of the article took the standards of the All-Russian physical culture and sports complex of the RLD (hereinafter - the VFSK RLD). The monitoring of the level of physical readiness of applicants showed that the results for individual indicators ("strength" and "speed") among applicants during the entrance examinations differ significantly. The conducted research revealed the following aspects of the observed phenomenon, on the one hand, a significant differentiation of these indicators is explained by the sports specialization of sportsmen, and, on the other hand, by the insufficient level of general physical training of those who entered according to the established standards of the VFSK RLD.
Keywords: level of fitness, characteristic «development of the strength level», characteristic «the level of development of speed capability», standards of the VFSK RLD, signs of the RLD "gold" / "silver" / "bronze", training course called "Physical culture".
ВВЕДЕНИЕ
В России целенаправленно анализируется состояние физической активности населения, его вовлеченность в занятия спортом. Растет численность населения, занимающихся спортом и физической культурой (2016 г. - 46, 659 млн человек; 2019 г. - 58, 540 млн человек [8]). В то же время уровень физической подготовленности граждан РФ никакими критериями не определяется. Нет соответствующих критериев и для студенческой молодежи. По убеждению авторов статьи, критериями определения уровня физической подготовленности населения страны, в том числе абитуриентов, могут быть нормативы ВФСК ГТО.
Исследования в названной предметной области вызваны необходимостью разработки новых, а в отдельных случаях возвращения к ранее апробированным подходам к организации деятельности по физическому воспитанию населения, в том числе, с применением возможностей ВФСК ГТО [1, 2, 5, 6, 7]. Кроме того, отмечается отсутствие научных исследований, анализирующих состояние уровня физической подготовленности сегмента людей, выбирающих путь служения физической культуре и спорту, поступивших в учебные заведения по направлению подготовки «Физическая культура». Этим обстоятельством и обусловлена актуальность исследования, проведенного в ходе вступительных испытаний среди поступавших и поступивших молодых людей в высшее учебное заведение, готовящее специалистов для работы в сфере физической культуры и спорта.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Определить уровень физической подготовленности молодежи, избирающую профессию специалиста в области физической культуры и спорта по критериям нормативов ВФСК ГТО.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В рамках проведенного исследования были использованы методы анализа и синтеза фактических данных, проведенных вступительных испытаний по физической культуре абитуриентов, статистические методы, а также анализ актуальных научных исследований по аспектам физической культуры и спорта. Исследование проводилось поэтапно. На первом этапе в ходе вступительных испытаний был проведен анализ состояния уровня физической подготовленности по показателям «уровень развития силы» и «уровень развития скоростных возможностей» [4] абитуриентов, поступающих в МГИФКСиТ. На втором этапе научного исследования проанализировано состояние физической подготовленности поступающих в вуз по критериям нормативов ВФСК ГТО. Каждый этап исследования проводился с учетом тендерного признака: юноши и девушки. В заключении сделаны обобщающие выводы и даны рекомендации по аспектам внедрения ВФСК ГТО в образовательный процесс и повседневную жизнь высшего учебного заведения.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Практическое тестирование уровня физической подготовленности абитуриентов, поступающих в МГИФКСиТ, было организовано в рамках дополнительного вступительного испытания (далее - ДВИ). На поступление в вуз было подано 552 заявления. 68 человек (12,3%), из числа подавших заявление, ранее сдали нормативы ВФСК ГТО на золотой, серебряный и бронзовый знак в центрах тестирования ВФСК ГТО.
Непосредственное участие в ДВИ на дневную форму обучения приняло 227 человек (134 юношей и 93 девушки), из которых 34 человека были обладателями знаков ГТО. 106 человек подали заявления для поступления на заочную форму обучения (62 юноша и 44 девушки), из которых 16 человек были обладателями знаков ГТО. Учитывая фактор долговременной самоизоляции, связанный с пандемией СОУГО-19, тестирование уровня развития выносливости (дистанция 2000 метров у девушек и 3000 метров у юношей) была заменена на дистанцию 1000 метров. Поэтому анализ проводился по двум основным обязательным тестам: «уровень развития силы» и «уровень развития скоростных возможностей».
Таблица 1 - Количество абитуриентов, выполнивших нормативы ВФСК ГТО на «золотой», «серебряный» и «бронзовый» знаки, из числа поступавших на дневную форму обучения_
Количество абитуриентов «золотой знак» «серебряный знак» «бронзовый знак» не выполнили нормативы
ЮНОШИ
Показатель «уровень развития силы»
134 38 25 26 45
Показатель «уровень развития скоростных возможностей»
134 28 56 22 28
ДЕВУШКИ
Показатель «уровень развития силы»
93 25 33 12 23
Показатель «уровень развития скоростных возможностей»
93 39 48 3 3
Приведенные фактические данные (таблица 1) свидетельствуют, что 66,4% юношей (89 человек), из числа сдававших вступительные испытания по показателю «уровень развития силы», выполнили требования норматива ВФСК ГТО. Результаты по показате-
лю «уровень развития скоростных возможностей» оказались ещё выше - 79,1% (106 человек). Поступающие из числа девушек отличились более высокими результатами: «уровень развития силы» - 75,3% (70 человек), «уровень развития скоростных возможностей» 96,8% (90 человек). Учитывая возможность абитуриентов подавать документы для поступления в несколько вузов, ряд поступающих, прошедших по конкурсу, сделали свой выбор в пользу других учебных заведений. Результаты тестирования по нормам ВФСК ГТО поступившего контингента представлены в (таблица 2).
Таблица 2 - Количество абитуриентов, выполнивших нормативы ВФСК ГТО на «золотой», «серебряный» и «бронзовый» знак, из числа поступивших на дневную форму обучения
Количество абитуриентов «золотой знак» «серебряный знак» «бронзовый знак» не выполнили нормативы
ЮНОШИ
Показатель «уровень развития силы»
28 10 8 5 5
Показатель «уровень развития скоростных возможностей»
28 5 15 3 5
ДЕВУШКИ
Показатель «уровень развития силы»
11 7 2 - 2
Показатель «уровень развития скоростных возможностей»
11 8 3 - -
Анализ результатов вступительных испытаний из числа зачисленных в институт, показывает более высокую физическую подготовленность, как юношей, так и девушек в сравнении с не поступившим контингентом. Для анализа взят критерий «Количество абитуриентов, не выполнивших нормативы ВФСК ГТО. По показателю «уровень развития силы» результат поступивших юношей на 19,9%, девушек на 7,5% выше, чем у не поступивших абитуриентов в вуз. По показателю «уровень развития скоростных возможностей» поступившие в вуз юноши на 3,8%, девушки на 3,6% превышают результаты не поступивших абитуриентов.
Таблица 3 - Количество абитуриентов, выполнивших нормативы ВФСК ГТО на «золотой», «серебряный» и «бронзовый» знак, из числа поступивших на заочную форму обучения
Количество абитуриентов «золотой знак» «серебряный знак» «бронзовый знак» не выполнили нормативы
ЮНОШИ
Показатель «уровень развития силы»
16 3 4 3 6
Показатель «уровень развития скоростных возможностей»
16 2 7 2 5
ДЕВУШКИ
Показатель «уровень развития силы»
11 2 2 3 4
Показатель «уровень развития скоростных возможностей»
11 5 2 4 -
Мониторинг физической подготовленности абитуриентов юношей (таблица 3), поступивших на заочную форму обучения, показал более низкий уровень физической подготовки в сравнении с поступившими на дневную форму обучения. 37,5% юношей не выполнили норматив по показателю «уровень развития силы» и 31,2% по показателю «уровень развития скоростных возможностей». Соответственно у девушек, поступивших на заочную форму обучения, 45,4% не выполнили норматив показателя «уровень развития силы» и 18,1% не выполнили норматив показателя «уровень развития скоростных возможностей».
Примечателен тот факт, что из числа поступивших юношей в вуз только два человека сдали все виды испытаний на «золотой» знак ВФСК ГТО (один человек - очное обучение и один человек - заочное обучение). Среди девушек их оказалось пять человек (все девушки - очная форма обучения). Несмотря на более высокие показатели девушек по аспектам анализируемых составляющих, в вуз их поступило значительно меньше чем юношей (44 юноши и 22 девушки).
ВЫВОДЫ
На основании полученных результатов можно сделать следующие заключения:
1. Выбор 552-х абитуриентов, подававших заявление на поступление в спортивный вуз с целью приобретения профессии в области физической культуры и спорта, свидетельствует о высокой востребованности специалистов в данной сфере деятельности.
2. Проведенное исследование показало, что из числа абитуриентов, принявших участие во вступительных испытаниях, более чем у 70% уровень их физической подготовленности соответствует критериям, предложенных для анализа нормативов ВФСК ГТО. В то же время, около 30% абитуриентов, поступавших на обучение по направлению «Физическая культура», не смогли показать результаты по установленным критериям.
Стоит предположить, что низкий уровень подготовленности по отдельным упражнениям свидетельствует о некоторых последствиях режима самоизоляции. Нельзя не отметить факт одностороннего развития физических качеств, который можно объяснить узконаправленной спортивной специализацией спортсменов.
3. Представленное количество документов о наличии знаков ГТО свидетельствует об отсутствии интереса молодежи к данному сегменту физической культуры и спорта, даже для лиц, выбирающих профессию в этом виде деятельности.
4. Сравнительный анализ показателей: «уровень развития силы» и «уровень развития скоростных возможностей» свидетельствует о более высоких результатах по первому показателю, как у юношей, так и у девушек. В первом показателе по требованиям ВФСК ГТО среди юношей успешно выполнили 66,4% поступающих, во втором показателе 79,1%. Среди девушек 75,3% и 96,8% соответственно.
5. В целях оптимизации работы по аспектам внедрения ВФСК ГТО в повседневную жизнь института целесообразно предусмотреть:
- заключение договоров с «центрами тестирования ГТО» для массового приобщения к здоровому образу жизни студентов, профессорско-преподавательского и административного состава института, оценки их уровня физической подготовленности;
- включение в «эффективный контракт преподавателей» поощрительных баллов за сдачу норм ГТО и наличие знаков комплекса ВФСК ГТО.
Безусловно, проведенный анализ уровня физической подготовленности выпускников школ и средних профессиональных учебных заведений по критериям двух показателей ВФСК ГТО требует дальнейших исследований.
Исходные данные мониторинга, включая результаты собеседования, позволят работать над качеством образования в рамках учебной дисциплины физическая культура, в решении вопросов преемственности, измеримости, прогнозируемости и методики реализации данных аспектов в учебном процессе вуза [3].
ЛИТЕРАТУРА
1. Оценка физической подготовленности студентов вуза на основе нормативов комплекса ГТО / А.В. Воронков, И.Н. Никулин, А.А. Колесников, Д.Е. Никулина // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 5. - С. 37-38.
2. Коданева, Л.Н. Динамика состояния здоровья студентов, занимающихся спортом / Л.Н. Коданева // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 12. - С. 66.
3. Миронов, В.В. Менеджмент качества реализации учебно-методических задач физического воспитания в вузе / В.В. Миронов, М.В. Алаев, А.А. Прохоренко // Актуальные проблемы фи-
зической и специальной подготовки силовых структур. - 2016. - № 3. - С. 74-77.
4. Об утверждении положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) : Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. № 540. - URL: https://base.garant.ru/70675222/ (дата обращения: 26.09.2020).
5. Факторы, препятствующие подготовке и выполнению нормативов ВФСК ГТО студентами вузов / Л.Г. Рыжкова, В.В. Бобков, М.А. Кузьмин, Т.С. Игнатенко // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 5. - С. 39-41.
6. Сергеев А.В. Физическое воспитание студентов как объект государственной политики РФ / А.В. Сергеев // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 5. - С. 55.
7. Популяризация Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в системе физического воспитания обучающихся в вузе / Т.Е. Симина, В.В. Логачёва, Т.А. Ведищева, Т.А. Качалова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 8 (174). -С. 206-209.
8. Физическая культура и спорт // Министерство спорта Российской Федерации : [сайт]. -URL: https://minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/ (дата обращения: 26.09.2020)
REFERENCES
1. Voronkov, A.V., Nikulin, I.N., Kolesnikov, A.A. and Nikulina, D.E. (2019), "Assessment of physical fitness of University students based on the standards of the GTO complex", Theory and practice of physical culture, No, 5, pp. 37-38.
2. Kodaneva, L.N. (2019), "Dynamics of the state of health of students engaged in sports", Theory and practice ofphysical culture, No. 12, pp. 66.
3. Mironov, V.V., Alaev, M.V. and Prokhorenko, A.A. (2016), "Management of quality of realization of educational-methodical problems of physical education in higher school", Actual problems of physical and special training of law enforcement agencies, No. 3, pp. 74-77.
4. Government of the Russian Federation (2014), "On approval of the Regulations on the all-Russian sports complex "Ready for labor and defense" (GTO)", Decree of 11.06.2014 No. 540, available at: https://base.garant.ru/70675222/.
5. Ryzhkova, L.G., Bobkov, V.V., Kuzmin, M.A. and Ignatenko, T.S. (2019), "Factors that hinder the preparation and implementation of the standards of the WFSK TRP by University students", Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp. 39-41.
6. Sergeev, A.V. (2019), "Physical education of students as an object of state policy of the Russian Federation", Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp. 55.
7. Simina, T.E., Logacheva, V.V., Vedishcheva, T.A. and Kachalova, T.A. (2019), "Popularization of the all-Russian sports complex "Ready for work and defense" in the system of physical education of students at the University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (174), pp. 206-209.
8. Russian Ministry of sports website. - URL: https://minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/ (accessed 26.09.2020).
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.10.2020
УДК 796.342
СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА ТЕННИСИСТОВ 14-15 ЛЕТ
Борис Павлович Сокур, кандидат педагогических наук, профессор, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
Аннотация
В статье представлены методологические подходы, относящиеся к особенностям скоростно-силовой подготовки теннисистов 14-15 лет. Рассматривается подбор специальных средств и методов для развития скоростно-силовых качеств теннисиста, включая его способность развивать большое усилие за короткий промежуток времени, применительно к перемещениям по площадке и ударным действиям. Экспериментально обосновывается положительное влияние плиометрических упражнений на повышения уровня скоростно-силовой подготовленности теннисистов 14-15 лет, и