«Уральский государственный педагогический университет», проспект Космонавтов, дом 26, Екатеринбург, Россия, 620017, e-mail: [email protected]
Пиратинский Александр Ефимович - кандидат педагогических наук, профессор, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н Ельцина», ул. Мира, дом 19, г. Екатеринбург., Россия, 620002, e-mail: [email protected] Дайнега Евгения Михайловна - студентка магистратуры, Институт физической культуры, спорта и молодежной политики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уральский федеральный университет», ул. Мира, дом 19, , Екатеринбург, 620002, e-mail: [email protected], Тимофеева Елена Максимовна - студентка магистратуры, Институт физической культуры, спорта и молодежной политики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уральский федеральный университет», ул. Мира, дом 19, Екатеринбург, 620002, e-mail: [email protected]
Для цитирования: Моисеева Л.В., Пиратинский А.Е., Дайнега Е.М., Тимофеева Е.М. Обеспечение безопасности на занятиях скалолазанием на комплексах искусственных трасс для студентов I курса // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2018. - Т. 13. - №1. - С.93-101. DOI 10/14526/01_2018_287
DOI 10/14526/01_2018_288 УДК 796.011
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ 13-15 ЛЕТ НА ОСНОВЕ ИСПЫТАНИЙ IV СТУПЕНИ КОМПЛЕКСА ГТО
А.В. Фурсов - кандидат педагогических наук, доцент Н.И. Синявский - доктор педагогических наук, профессор Н.Н. Безноско - кандидат педагогических наук, доцент М.Ю. Глухова - кандидат педагогических наук, старший преподаватель БУ «Сургутский государственный педагогический университет», ул. Артема, дом 9, г. Сургут, Россия, 628400
E-mail: physical [email protected]
Аннотация. В настоящее время одной из форм проверки уровня физической подготовленности и сформированности базовых двигательных умений и навыков у обучающихся школьного возраста является норматив «Готов к труду и обороне». Критерии оценки физической подготовленности детей школьного возраста по всем контрольным тестам (испытаниям) проводятся на основе выполнения норм ВФСК ГТО на знаки отличия (золотой, серебряный, бронзовый, без знака), согласно установленным государственным требованиям. Материалы. В данной работе представлены результаты сравнительного анализа физической подготовленности учащихся 13-15 лет на основе испытаний комплекса ГТО IV ступени Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, измерение испытаний нормативов комплекса ГТО учащихся 13-15 лет на основе испытаний комплекса ГТО IV ступени с использованием разработанной онлайн-технологии www.rosinwebc.ru, расчет знаков отличия, сравнительный анализ, методы математической статистики. Результаты. Для решения поставленной задачи было
101
проведено исследование физической подготовленности учащихся 13-15 лет на основе испытаний комплекса ГТО IV ступени Полученные данные о физической подготовленности 3395 учащихся (1974 мальчиков и 1421 девочка) свидетельствуют, что доля мальчиков, способных выполнить испытания ступени комплекса ГТО на золотой знак, составляет 9,1%, на серебряный знак - 25,0%, на бронзовый знак - 6,7%; у девочек: на золотой знак -5,8%, на серебряный знак - 18,3%, на бронзовый знак - 8,0%. Заключение. Сопоставляя полученные результаты исследования физической подготовленности учащихся 13-15 лет с государственным требованиям комплекса ГТО IV ступени, установили, что наиболее проблемными испытаниями у мальчиков являются тесты в оценке скоростно-силовых и скоростных способностей, а у девочек проблемными явились испытания скоростно-силовых и силовых способностей.
Ключевые слова: физическая подготовленность, учащиеся 13-15 лет, испытания комплекса ГТО, IV ступень.
PHYSICAL READINESS OF 13-15 YEAR-OLD STUDENTS ON THE BASIS OF TESTS
OF THE IV STAGE OF RLD COMPLEX
Alexsey V. Fursov — Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Nikolay I. Sinyavskiy — Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Nikolay N. Beznosko — Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Mariay Yu. Glukhova — Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer Surgut State Pedagogical University, House 9, Artem str., Surgut, 628400, Russia
E-mail: physical [email protected]
Annotation. Nowadays one of the forms of checking the level of physical readiness and the level of base physical abilities and skills formation among schoolchildren is "Ready for Labor and Defense" (RLD) normative. Evaluation criteria of physical readiness among schoolchildren according to all control tests (trials) are held on the basis of APSC (All-Russian physical-sports complex) RLD norms fulfillment for badges of merit (gold, silver, bronze, without a badge), according to set state demands. Materials. This work presents the results of comparative analysis of physical readiness among 13-15 year-old schoolchildren on the basis of tests of RLD complex of the IV stage. Research methods: scientific literature analysis and summarizing, tests of RLD complex estimation among 13-15 year-old schoolchildren using created online-technology www.rosinwebc.ru, badges of merit estimation, comparative analysis, methods of mathematical statistics. Results. In order to solve the set objectives physical readiness of 13-15 year-old schoolchildren was studied on the basis of RLD complex tests of the IV stage. The received results about physical readiness of3395 pupils (1974 boys and 1421 girls) prove that the part of boys, who are able to fulfill the tests of RLD complex getting a gold badge, is 9,1%, silver badge - 25,0%, bronze badge - 6,7%; among girls: gold badge -5,8%, silver badge - 18,3%, bronze badge - 8,0%. Conclusion. Comparing the received results of physical readiness study among 13-15 year-old schoolchildren with state demands of RLD complex of the IV stage, we revealed that the most problem forming tests among boys are the tests, concerning speed-weight-lifting and speed abilities estimation, among girls problem form the tests of speed-weight-lifting and weight-lifting abilities estimation.
Keywords: physical readiness, 13-15 year-old schoolchildren, RLD complex tests, the IV stage.
Введение. С 2016 года повсеместно в образовательных организациях ведется подготовка к внедрению комплекса ГТО.
Одной из форм определения уровня физической подготовленности у учащихся школьного возраста являются нормативы
комплекса «Готов к труду и обороне». Данная система нормативов (испытаний) предполагает комплексную оценку учащихся в соответствии с их возрастными особенностями (возможностями)[1, 6]. Также нормы ВФСК ГТО имеют преемственность по возрастным периодам и содержат организационно-методические рекомендации общего характера для построения образовательного процесса по физическому воспитанию [2,3,]. На основе полученных результатов по испытаниям можно сравнивать физическую
подготовленность как отдельных детей школьного возраста, так и групповую, формировать команды для участия в фестивалях по ГТО, осуществлять педагогический контроль за кондициями школьников, выявлять недостатки и преимущества применяемых форм, методов и средств в подготовке учащихся к выполнению нормативов ГТО [4].
Целью данной работы является получение объективной информации об уровне физической подготовленности учащихся 13-15 лет г. Сургута на основе испытаний комплекса ГТО IV ступени.
Задачей нашего исследования являлась оценка физической
подготовленности учащихся 13-15 лет г. Сургута на основе испытаний комплекса ГТО IV ступени с применением онлайн-технологии.
Методы и организация исследования. Разработанная онлайн-технология предназначена для решения задач по оптимизации обработки результатов тестирования физической подготовленности населения с учетом государственных требований Комплекса ГТО, ведения в режиме реального времени органами управления и организациями мониторинга физической
подготовленности населения, а также построения кондиционного профиля развития физических качеств граждан с учетом государственных требований, предъявляемых к уровню физической подготовленности населения по нормативам комплекса ГТО с целью дальнейшей автоматизации построения
индивидуальных тренировочных программ коррекции развития физических качеств пользователей сервиса в рамках подготовки к выполнению нормативов Комплекса ГТО и улучшения собственного физического состояния.
Выполнение испытаний IV ступени комплекса ГТО учащимся 13-15 лет г. Сургута проводилось с 01.01.2017 по 31.12.2017. Испытания (тесты)
проводились центром тестирования МБУ ЦФП «НАДЕЖДА» на 32 площадках для приема нормативов в
общеобразовательных учреждениях г. Сургута. Полученные данные по испытаниям Комплекса ГТО были обработаны при помощи онлайн-технологии www.rosinwebc.ru [5]. Выборка тестирования составила 1976 учащихся мужского пола и 1422 женского пола, принявших добровольное участие в выполнении испытаний Комплекса ГТО по программе IV ступени.
Результаты исследования и их обсуждение. На рисунке 1 представлены данные физической подготовленности учащихся 13 -15 лет г. Сургута по результатам испытаний IV ступени комплекса ГТО. С испытанием скоростных способностей (бег 60 м.) на золотой знак отличия у мальчиков справились 37,8%, или 481 испытуемый, у девочек - 24,4%, или 189 испытуемых. С испытанием на серебряный значок справились 552 мальчика (43,3%). У девочек на серебряный знак отличия справились с испытаниями 386 испытуемых (49,7%); на бронзовый значок - 73 мальчика, или 5,7%, и 85 девочек, или 11,0%. Не выполнивших данный норматив комплекса ГТО - 168 мальчиков и 116 девочек, или 13,2% и 15,0% соответственно.
Рисунок 1 - Результаты физической подготовленности учащихся 13-15 лет г. Сургута (IV
ступень комплекса ГТО)
В испытаниях по проверке силовых способностей у мальчиков норматив золотого знака ГТО выполнили 647 участников, что соответствует 56,1%, выполнивших нормативы серебряного знака ГТО -273 мальчика, или 23,7%. У девушек нормативы золотого знака ГТО выполнили 363 участницы, или 49,7%; нормативы серебряного знака ГТО -170 участниц, что соответствует 23,3%. С испытаниями справились на бронзовый знак, соответственно, 130 мальчиков (11,3%) и 76 девочек (10,4%). Не справились с испытаниями 103 мальчика (8,9%) и 121 девочка (16,4%).
При выполнении испытания на выносливость нормы золотого знака отличия выполнили: у мальчиков -98,9%, или 1217 испытуемых, у девочек - 80,9%, или 614 испытуемых. С испытаниями на серебряный знак справились 9 мальчиков, или 0,7%. У девочек на серебряный знак отличия справились 7,3%, или 55 испытуемых. На бронзовый значок справились 2 мальчика и 29 девочек, или 0,1% и 3,8% соответственно. Не выполнили данное испытание комплекса ГТО 2 мальчика и 61 девочка - 0,2% и 8,0% соответственно.
В тесте, характеризующем гибкость, получены следующие результаты: 680 мальчиков (55,1%) и 764 девочек (100%) выполнили норматив на золотой знак; на серебряный знак - 553 мальчика (44,8%). Не выполнили данный норматив комплекса ГТО 2 мальчика (0,2%).
В испытании, характеризующем скоростно-силовые способности,
получены следующие результаты: 546 мальчиков (38,2%) и 270 девочек (30,1%) выполнили норматив золотого значка; 347 мальчиков (24,3%) и 281 девочка (31,4%) справились с испытанием на серебряный знак; результаты 286 мальчиков (20,0%) и 148 девочек (16,5%) соответствовали нормативу бронзового знака. Не справились испытанием комплекса ГТО 252 мальчика (17,6%) и 197 девочек (22,0%).
С испытаниями по проверке прикладных умений и навыков у мальчиков норматив золотого знака ГТО выполнили 816 участников, что соответствует 56,8%, выполнивших нормативы серебряного знака ГТО -304 мальчика, или 21,2%. У девушек с испытаниями на норматив золотого знака ГТО справились 623 участницы,
104
или 77,8%; на серебряный значок - 70 участниц, что соответствует 8,7%. С испытаниями на бронзовый значок справились 88 мальчиков (6,1%) и 27 девочек (3,4%). Не справились с испытаниями 228 мальчиков и 811
девочек (15,9% и 10,1% соответственно).
На рисунке 2 представлены результаты физической
подготовленности мальчиков 13-15 лет по выполнению испытаний IV ступени комплекса ГТО
Рисунок 2 - Результаты физической подготовленности мальчиков 13-15 лет г. Сургута по итогам выполнения испытаний IV ступени комплекса ГТО
Из них на золотой знак справились с испытаниями 9,1% мальчиков, на серебряный знак выполнили нормативы 25,0%, на бронзовый знак - 6,7%. Не
справились с нормативами общего числа участников.
59,2% от
Рисунок3 - Результаты физической подготовленности девочек 13-15 лет по итогам выполнения испытаний IV ступени комплекса ГТО
На рисунке 3 представлены результаты физической подготовленности девочек 13-15 лет. С испытаниями IV ступени комплекса ГТО на золотой знак справились 5,8% девочек, на серебряный знак выполнили нормативы 18,3%, на бронзовый знак - 8,0%. Не справились с
нормативами 67,9% от общего числа участниц.
Заключение. Таким образом,
полученные в ходе исследования данные о физической подготовленности учащихся 13-15 лет свидетельствуют о том, что доля участников, способных выполнить
испытания IV ступени комплекса ГТО на знаки отличия, у мальчиков составляет 40,8%, из них на золотой знак - 9,1%, на серебряный знак - 25,0%, на бронзовый знак - 6,7%; у девочек - 32,1%, из них на золотой знак - 5,8%, на серебряный знак -18,3%, на бронзовый знак - 8,0%. Наиболее проблемными испытаниями IV ступени комплекса ГТО для учащихся 1315 лет являются испытания скоростно-силовых и скоростных способностей у мальчиков, а также испытания силовых способностей у девочек. Учителям физической культуры необходимо внести коррективы в образовательный процесс по предмету «Физическая культура» для подготовки учащихся 13-15 лет к выполнению нормативов IV ступени комплекса ГТО.
Литература
1. Аршинник, С. П. Степень готовности детей школьного возраста к выполнению нормативов комплекса ГТО / С. П. Аршинник, Г. Н. Дудка, К. В. Малашенко и др. // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2015. - № 11(129). - С. 19-27.
2. Васенин, Г. А. Параметры недельного двигательного режима учащихся, готовящихся к сдаче норм ГТО Ш-1У ступени / Г. А. Васенин, Г. Н. Германов, И. В. Машошина // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2015. - № 2 (120). - С. 26-31.
3. Ревенко, Е. М. Индивидуальные особенности возрастного развития и мотивация к реализации двигательной активности учащихся 10-11-х классов / Е. М. Ревенко // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 2. -С. 33-35.
4. Синявский, Н. И. Самоанализ режима двигательной активности учащихся 11 -12 лет с учетом требований комплекса ГТО / Н. И. Синявский, А. В. Фурсов, Е. В. Дмитриева. К. Г. Иванов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017. - № 4. - С. 5557.
5. Фурсов, А. В. Оценка выполнения нормативов III ступени комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) учащимися образовательных организаций / А. В Фурсов, Н. И. Синявский, Р. И. Садыков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017. - № 2. - С. 6264.
6. Хамитов, М. И. Оценка эффективности методики подготовки школьников к выполнению нормативов IV ступени комплекса ГТО / М. И. Хамитов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и
спорта. - 2017. - Т. 12. - № 2. - С. 107-116. Режим доступа: http://iournal-science.org/ru/article/793.html. DOI: 10.14526/01_2017_211.
7. Черкасов, В. В. Исследование физической подготовленности школьников выпускных классов на основе испытаний комплекса ГТО / В. В. Черкасов // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. -2017. - № 1 (143). - С. 215-218.
8. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes preparation based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus)
9. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Recerve Capacity of young Athletes' Organizm. In
Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus).
References
1. Arshinnik, S.P., Dudka G.N., Malashenko K.V School age pupils' degree of readiness to fulfill the standards of complex "Ready for Labor and Defense". Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2015, no 11(129), pp. 19-27 (in Russian).
2. Vasenin, G.A., Germanov G.N., Mashoshina I.V. Parameters of the week motor regime of pupils preparing for passing the norms of "Ready to Work and Defense"complex of the III-IV step / G.A. Vasenin, // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, 2015, No 2. (120) pp. 26-31. (in Russian).
3. Revenko, Ye.M. Individual features of age development and motivation to physical activity implementation of students of X-XI grade // Theory and Practice of Physical Culture, 2018, No 2.- Pp. 33-35(in Russian).
4. Sinyavskiy N.I. Fursov A.V., Dmitrieva E.V., Ivanov K.G. Motor activity self-rating analysis by 11-12 year-old pupils in context of GTO complex tests // Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka, 2017, No 4.- С. 55-57(in Russian).
5. Fursov, A.V. Sinyavsky N.I., Sadykov R.I. Rating schoolchildren''s physical fitness for Ready for Labour and Defence (GTO) Complex Stage III tests at general education schools / // Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka, 2017 , No 2.- С. 62-64(in Russian).
Khamitov, M.I. "Evaluation of the effective eness of methods of training students to meet the requirements of the IV stage of the complex RLD", Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports, 2017, Vol. 12, No. 2, pp. 107-116. Availed at: http://iournal-science.org/ru/article/793 .html. DOI: 10.14526/01 2017 211.
6. Cherkasov, V.V., Contents and structure of regional complex system of physical education in leisure activities of children and youth // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, 2017, No 1 (143). p. 215-218(in Russian).
7. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes preparation based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport
Подано: 27.03.2018 Принято: 30.03.2018
Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus)
8. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Recerve Capacity of young Athletes' Organizm. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus).
Синявский Николай Иванович - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики физической культуры, Бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры БУ «Сургутский государственный педагогический университет», ул. Артема, дом 9, г. Сургут, Россия, 628400, e-mail: physical scienceasurgpu.ru
Фурсов Алексей Валерьевич - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры, Бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры БУ «Сургутский государственный педагогический университет», ул. Артема, дом 9, г. Сургут, Россия, 628400, e-mail: FursovAV@bk. ru
Безноско Николай Николаевич - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры, Бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры БУ «Сургутский государственный педагогический университет», ул. Артема, дом 9, г. Сургут, Россия, 628400 Глухова Марина Юрьевна - кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры теории и методики физической культуры, Бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры БУ «Сургутский государственный педагогический университет», ул. Артема, дом 9, г. Сургут, Россия, 628400
Для цитирования: Фурсов А.В., Синявский Н.М., Безноско Н.Н., Глухова М.Ю. Физическая подготовленность учащихся 13-15 лет на основе испытаний IV ступени комплекса ГТО // Педагогико-психологические проблемы физической культуры и спорта. - 2018. - Т. 13. -№1. - С. 101-107. DOI 10/14526/01 2018 288
Б01 10/14526/01_2018_289 УДК 796.7.012.68
ФАКТОРЫ ЗАВИСИМОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ КУРСАНТОВ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ВЫПОЛНЕНИЯ БОЕВЫХ ЗАДАЧ
С.А. Пауесов - старший преподаватель ФГКВОУВО «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской
Федерации»,