экономические науки
Бодрова Екатерина Григорьевна АНАЛИЗ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ...
УДК 338.51
АНАЛИЗ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ЮВЕЛИРНОГО ПРОИЗВОДСТВА (НА ПРИМЕРЕ БРЕНДА WISHING ON A STAR JEWELRY)
© 2018
Бодрова Екатерина Григорьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и управление» Русско-Британский Институт Управления (454014, Россия, Челябинск, ул. Ворошилова, 12, e-mail: [email protected])
Аннотация. Авторы статьи анализируют ценовую политику ювелирного производства на примере конкретного предприятия. Статья дает характеристику элементов ценообразования в области ювелирного производства. Отрасль ювелирного производства является перспективной с нескольких точек зрения. Во-первых, сейчас на рынке мы видим интерес к инвестициям не только в золотые слитки, но и в интересные ювелирные изделия. Во-вторых, производство ювелирных изделий - это высокодоходный бизнес, представляющий интерес для частных инвесторов. В-третьих, до сих пор на рынке есть некоторые затруднения по оценке и определению стоимости конечного изделия, что дает возможность для анализа. Таким образом, некоторые вопросы анализа ценовой политики ювелирного производства требуют тщательной проработки и внимания со стороны владельца бизнеса. Правильное обоснование ценообразования в ювелирном производстве кроме представленных статей имеют под собой совокупность факторов, которые определяют стоимость конкретного изделия. Наиболее важными элементами ценовой политики ювелирной компании являются: производственные затраты; спрос и предложение на рынке ювелирных изделий; на рынке драгоценных камней; государственное регулирование цен на драгоценные металлы; трудовые затраты; альтернативные издержки; инфляционная составляющая; оценка стоимости бренда. На конкретном примере приведен расчет стоимости ювелирного изделия бренда - серег «Падающие звезды». В результате были сформулированы рекомендации для предприятий, которые осуществляют свою деятельность в сфере ювелирного производства: внимательно подходить к оценке доли производственных затрат в общей стоимости изделия; осуществлять позиционирование цены изделия в разрезе соотношения цены и качества товара; проводить анализ коммерческих расходов и находить новые пути продвижения товара на рынке.
Ключевые слова: ювелирное производство, ценовая политика, ценообразование, драгоценные металлы, себестоимость, ювелирное изделие, торговля ювелирными изделиями.
ANALYSIS OF THE PRICING POLICY OF JEWELRY PRODUCTION (FOR EXAMPLE, BRAND WISHING ON A STAR JEWELRY)
© 2018
Bodrova Ekaterina Grigorievna, PhD (Economics), Associate Professor Russian-British Institute of Management (454014, Russia, Chelyabinsk, Voroshilov street, 12, e-mail: [email protected])
Abstract. The authors analyze the pricing policy of jewelry production on the example of a particular enterprise. The article characterizes the elements of pricing in the field of jewelry production. The jewelry industry is potential from several points of view. We see interest in investments not only in gold, but also in interesting jewelry on the market. Jewelry production is highly profitable business interest to private investors. There are still some difficulties on the market in assessing and determining the cost of the final product, which makes it possible to analyze. Thus, some issues of analysis of the price policy of jewelry production require careful study and attention from the business owner. Analysis of the pricing policy of jewelry production "Wishing on the stars jewelry". The correct pricing on jewelry production in addition to the presented articles have a set of factors that determine the value of a particular product. The most important elements of the price policy of the jewelry company are: production costs; supply and demand in the jewelry market; the market of precious stones; state regulation of prices for precious metals; labor costs; alternative costs; inflation component; evaluation of the brand value. A specific example of the calculation of the cost of jewelry-brand - earrings "Falling Stars". As a result, were formulated recommendations for enterprises that operate in the field of jewelry production: to carefully assess the share of production costs in the total cost of the product; to position the price of the product in terms of price and quality of the goods; to analyze commercial costs and find new ways to promote the product in the market.
Keywords: jewelry production, pricing, cost, precious metals, cost, jewelry, jewelry sale.
Введение. Ювелирное производство на данный момент является отраслью, которая занимает важное значение в формировании представления о состоянии рынка и экономики в целом. Оно включает в себя обработку, как драгоценных камней, так и драгоценных и цветных металлов [1].
Данная отрасль является перспективной с нескольких точек зрения. Во-первых, сейчас на рынке мы видим интерес к инвестициям не только в золотые слитки, но и в интересные ювелирные изделия [2]. Во-вторых, производство ювелирных изделий - это высокодоходный бизнес, представляющий интерес для частных инвесторов. В-третьих, до сих пор на рынке есть некоторые затруднения по оценке и определению стоимости конечного изделия, что дает возможность для анализа. Таким образом, некоторые вопросы анализа ценовой политики ювелирного производства требуют тщательной проработки и внимания со стороны владельца бизнеса [3].
В ювелирной отрасли есть несколько законов и подзаконных актов, на которые необходимо опираться в процессе работы [4; 5]. Но этой информации недостаточно для успешной и прибыльной работы в выбранной сфере.
Цель статьи проанализировать ценовую политику предприятия ювелирного производства (на примере бренда Wishing on a Star Jewelry). Указанная цель определила постановку следующих задач:
- определить компоненты, которые составляют себестоимость ювелирного изделия;
- обозначить факторы, оказывающие влияние на цену ювелирного изделия;
- произвести расчет стоимости ювелирного изделия бренда на конкретном примере.
Интерпретация результатов и их анализ. Рассмотрим основные составляющие, которые определяют себестоимость ювелирного изделия.
Правильное обоснование ценообразования в ювелирном производстве кроме представленных статей имеют под собой совокупность факторов, которые определяют стоимость конкретного изделия. За основу мы взяли классификацию факторов, предложенную в работах российского ювелира, специалиста в области оценки драгоценных камней и ювелирных изделий, доктора технических наук, кандидата геолого-минералогических наук Н.Д. Дроновой, но немного специфировали ее для конкретного производства [6-8].
Bodrova Ekaterina Grigorievna ANALYSIS OF THE PRICING .
economic sceinces
Рисунок 1 - Схема статей себестоимости на ювелирном производстве
Факторы, оказывающие влияние на ценовую политику ювелирной компании.
Мода является основополагающим фактором ценовой политики. Ювелирное производство не так подвержено сменам модных тенденций, однако стоит заметить, что за последние годы дизайн ювелирных изделий стал играть решающую роль, появились более сложные конструкции, стала цениться индивидуальность и неповторимый стиль. За это люди готовы платить свою собственную стоимость и об этом важно не забывать при формировании цены изделия. Дизайнеры ювелирных украшений рассказывают свою историю, свое видение мира. Современный потребитель заинтересован в эксклюзивном подходе, в уникальном стиле и готов платить за это немалую цену.
По степени «модности» ювелирные изделия можно разделить на следующие группы [6-8]:
сти использования самого изделия и тех драгоценных металлов, которые использованы в качестве сырья. В случае использования драгоценных металлов и камней в виде сырья необходимо определить, подлежат ли закрепленные в изделии драгоценные камни реставрации, какими будут трудозатраты на реставрацию, изменятся ли вес камней, их качественные и цветовые характеристики [9; 10].
Из первых двух факторов можно сделать обобщающую характеристику и обозначить ее как фактор престижного потребления. Это очень важная составляющая определения цены изделия, потому что именно здесь кроются все те затраты на продвижение бренда, позиционирование его как по-настоящему эксклюзивного, уникального, люксового.
Зачастую эти затраты довольно сложно калькулируются и относятся на конкретное изделие. Но в смете важно не забывать учесть весь тот комплекс затрат на маркетинговую составляющую, который был понесен в процессе продвижения товара на рынке ювелирных изделий.
Необходимо учитывать экономические законы существования товара на рынке и основой здесь будет закон спроса и предложения. Спрос на необычные и уникальные дизайнерские решения в ювелирном производстве растет, что позволяет говорить об увеличении цены на изделие.
Фактор репутации. Здесь речь идет о доверии к бренду, который выпускает качественную ювелирную продукцию. С помощью правильного позиционирования себя на рынке, можно увеличивать продажи и устанавливать конкурентные цены на свой продукт. Заказчик готов оплачивать гарантию такого качества продукта и тот образ, которому он доверяет.
Оценка репутации фирмы заключается в той наценке, которую покупатель готов платить за выбор конкретного производителя, что приносит прибыль, которая необходима и для окупаемости всего сложного комплекса затрат и для того, чтобы этот бизнес приносил удовлетворение владельцу [6-8; 11].
Данные факторы позволяют определить то, что будет влиять на стоимость конкретного изделия и учесть все моменты, которые необходимы для повышения экономической эффективности производства. На основании этих факторов необходимо также разработать сложный комплекс этапов ценообразования и определить все элементы ценовой политики [6; 12].
На рисунке 3 представлены наиболее важные элементы ценовой политики ювелирной компании на примере бренда Wishing on a Star Jewelry.
Рисунок 2 - Группы ювелирных изделий
Один из решающих факторов определение цены изделия - это возможность инвестиций в ювелирное изделие. То есть фактор инвестиционной привлекательности.
Здесь важно определить соотношение возможно-
Рисунок 3 - Элементы ценовой политики ювелирной компании на примере бренда Wishing on a Star Jewelry
Таким образом, мы рассмотрели факторы ценовой политики и ее основные составляющие. Теперь рассмотрим на конкретном примере расчет стоимости ювелирного изделия бренда.
За основу возьмем ювелирное изделие серьги под фирменным названием "Falling stars" , представленное
экономические науки
Бодрова Екатерина Григорьевна АНАЛИЗ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ...
на рисунке 4.
Рисунок 4 - Ювелирное изделие серьги "Falling stars" [3]
Представим пример расчета стоимости, цены и прибыли для серёг из серебра 925 пробы со вставками из сапфиров и родиевым покрытием [13; 14].
Таблица 1 - Основные и вспомогательные материалы
Дополнительная зарплата составляет
5200 х 0,15 = 780 рублей (15 % от основной заработной
платы).
Страховые взносы составят 1794 рубля (30 % от суммы основной и дополнительной зарплаты).
Затраты на топливо и энергию рассчитаем при стоимости 1 кВт/час на 2017 г. в размере 3,03 руб.
Таблица 3 - Расчет затрат на электроэнергию на технологические цели
Далее приведем некоторые прочие расходы, которые по разным причинам не отразили ранее. Результаты представим в таблице 4.
Таблица 4 - Прочие расходы
Наименование расходов Ставка Затраты, руб.
Упаковка 1 шт. 100
НДФЛ 13 % от зарплаты 777,4
Прочие налоги и сборы - 1 200,00
Амортизационные отчисления - 1 023,85
Расходы на подготовку и освоение производства 10 % от основных материалов 511,92
Итого - 3 613,17
Таким образом, производственная себестоимость составит 18 812,25 рублей. Важной частью затрат являются коммерческие расходы. Сюда включаются расходы на продвижение в социальных сетях (Facebook, Instagram); оплата услуг пиар-агенства, оплата публикаций в СМИ, расходы на создание портфолио, коммерческие съемки и так далее. Поэтому ставка коммерческих расходов составит 30 % от производственной себестоимости и составит 5 643,67 рублей.
Представим конечный вариант себестоимости ювелирного изделия в таблице 5.
Таблица 5 - Конечный вариант себестоимости серёг «Falling stars"
Наименование расходов Сумма затрат, руб.
Основные материалы и сырье 5119,20
Вспомогательные материалы 2298,00
Основная и доп. заработная плата основных производственных рабочих 5980,00
Страховые взносы 1794,00
Затрат на электроэнергию 7,878
Расходы на подготовку и освоение производства 511,92
Амортизация 1023,85
Прочие 2077,40
Итого производственная себестоимость 18812,25
Коммерческие расходы 5643,67
Итого себестоимость 24455,92
Норму прибыли на изделие мы определим в 25 % от полной себестоимости. Тогда стоимость готового ювелирного изделия составит (24455,92 х1,25) = 30569,9
рублей
Согласно действующему законодательству НДС 18 %, что составляет 5502,58 рублей. Следовательно, окончательная цена изделия составит 36 072,49 рубля.
В данном случае мы рассмотрели вариант самостоятельной продажи готового изделия: через сайт и/или через социальные сети. Если владелец бизнеса принимает решение обратиться к услугам магазина, то необходимо также посчитать себестоимость, розничную цену и прибыль. Обратим внимание, что в этом случае значение коммерческих затрат несколько изменится, потому что часть расходов на продвижение товара возьмет на себя магазин [15-18]. Расчет представим в таблице 6.
Основные результаты и выводы. Ювелирные изделия с драгоценными металлами являются такими предметами интереса, которые аккумулируют в себе высокую стоимость наряду с относительно маленьким весом. В соответствии с существующим законодательством, которым регулируются вопросы формирования себестоимости ювелирных изделий и ценообразования в ювелирной отрасли, участники рынка вправе самостоятельно определять показатели, которые необходимы для учёта и анализа эффективности в ювелирном деле. Существующие пробелы в законодательстве устраняются бизнесом самостоятельно в рамках разработанного
оборудования Мощность, кВт вр™^™ мощность Затраты, руб.
Hovt6vk HP Stream 0,3 5 0,15 0,4545
Г алтовка б ар ас анная КТ-б S 0S 0 Л 2 0,4 1,212
Ультразвуковая ванна DSA50-SK1 с нагревом, с таймером ОД 2 0,4 1,212
Бормашина Foiedom 0,75 1 0,75 2,2725
Станокполнровальный двух ст ор онний В ench Lathe ТМ-2 0,36 0,5 0,4 1,212
Прочее 2 0,5 1,515
Итого 7,878
Сырье, основные, Расходование на 1 пару Цена единицы материала. Затраты на 1 пару серёг.
материалы, потери по серег руо. руб.
металл"'
Сырье и основ? [ые материалы
Серебро 925 пробы 13,5 г 28,49 384,6
Потери по металлу 9% 34.6
Топаз голубойбриолет 10 шт. 400,0 4000,0
Родий 700 700,00
Итого 5119,2
Вспомогательные материалы
Ср е д ство для пр омывки 50 ыл 560,00 280,00
Соль для обезжиривания передгальваннкой 60 г 1600 96,00
Электр о лит р о дир о ваши для ванны белый 100 мл 2000,00 2000,00
Бензин 200 мл 42,00 8,4
Итого 2298,00
Посчитаем трудовые затраты, состоящие из заработной платы работников ювелирного цеха, дополнительной заработной платы и страховых взносов. Таблица 2 - Трудовые затраты на 1 изделие
Специализация Расходование времени на 1 изделие, час. Тарифная ставка, руб./ час. Зарплата специалиста, руб.
Конструктор 3D 4 500 2000,0
Фрезеровщик 2 400 800,0
Монтировщик 3 400 1200,0
Закрепщик 1 400 400,0
Литейщик 2 400 800,0
Итого - - 5200,0
Bodrova Ekaterina Grigorievna ANALYSIS OF THE PRICING .
economic sceinces
управленческого учёта.
Таблица 6 - Основные показатели
Наименование показателя Значение показателя, руб.
Самостоятельная продажа Ритейл
Материалы и сырье 7417,20 7417,20
Трудовые затраты и страховые взносы 7774,00 7774,00
Расходы на подготовку и освоение производства и электроэнергия 519,798 519,80
Амортизационные затраты 1023,85 1023,85
Прочие 2077,40 2077,40
Итого производственная себестоимость 18812,25 18812,25
Коммерческие расходы 5643,67 2257,47
Итого себестоимость 24455,92 21069,72
Норма прибыли, 25 % 6113,98 5267,43
Оптовая цена 30569,90 26337,15
Налог на добавленную стоимость, 18 % 5502,58 4740,69
Скидка для магазина, 20 % - 6215,57
Розничная цена 36072,49 37293,40
Прибыль от продажи 1 изделия 4891,18 4213,94
Проведенное исследование позволило сформулировать рекомендации по оптимизации ценовой политики для предприятий, которые осуществляют свою деятельность в сфере ювелирного производства:
1. Внимательно подходить к оценке доли производственных затрат в общей стоимости изделия.
2. Анализировать структуру рынка драгоценных металлов и драгоценных камней.
3. Осуществлять позиционирование цены изделия в разрезе соотношения цены и качества товара.
4. Проводить анализ коммерческих расходов и находить новые пути продвижения товара на рынке.
5. Оценивать такие макроэкономические показатели как спрос и предложение на ювелирные изделия, а также инфляционные процессы в текущем моменте.
Ценовая политика ювелирного производства должна способствовать достижению всех целей владельца бизнеса, а именно: высокоэффективной работе и удовлетворению всех запросов покупателей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Шибаева Н.А. Система контроля за ценообразованием и себестоимостью на базе управленческого учета в ювелирном производстве // Управленческий учет. - Москва. - ЗАО «Финпресс». - 2007. - № 1
2. Пешков А. В. Драгоценные металлы как способы инвестиций/Бухгалтерский учет. 2015. № 8
3. Ювелирный бренд Wishing on a Star Jewelry [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wishingo-nastar.m/ (дата обращения 02.03.2018)
4. Федеральный закон от 26.03.1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Режим доступа: http://www.consultant.m/document/cons_doc_ LAW_18254/ (дата обращения 09.02.2018)
5. Инструкция по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на ювелирных предприятиях. Утв. приказом Комитета Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням от 10.09.1996 г. № 131. Режим доступа: (дата обращения 02.03.2018)
6. Дронова Н.Д. Что надо знать об успехе на ювелирном рынке. М.: НЦСО, 2008.
7. Дронов Д. С., Дронова Н. Д. Влияние социально-экономических факторов на инвестиционную привлекательность драгоценных камней и ювелирных изделий// Имущественные отношения в Российской Федерации. -2010. -№ 8. -С. 96-102
8. Дронова Н.Д., Дронов Д.С. Инновации в ювелирных технологиях и их влияние на социальную динамику современной ювелирной культуры//Общество: философия, история, культура. 2012. -№ 4. -С. 69-73.
9. Золотова С., Николичева С. Ювелирный рынок РФ в условиях вступления в ВТО//Федерализм. -2014. -№ 2 (74). -С. 143-154.
10. Read, Peter G. Gemmological instruments. - 2nd ed. Butterworth & Co., 1983, 549 p.
11. Mohamad Pauzi Ismail. Ultrasonic inspection of fake gold jewelry, 2018 IOP Conf. Ser.: Mater. Sci., pp 5-11.
12. Викулина В.В., Вотчель Л.М. Предпосылки предпринимательской активности индивида и условия их ре-ализации//Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. -2017. -№ 1 (28). -С. 12-16.
13. Экономический раздел выпускной квалификационной работы бакалавров: Методические указания. / Сост. Иващенко Н.С., Оленева О.С. - М.: МГУДТ, 2014. - 40 с.
14. Карх Д.А., Царегородцева С.Р., Гаянова Венера Медетовна, Фадеева З.О. Анализ рынка ювелирных изделий // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. 2015. №3 - 107с.
15. Андреюк Н.В., Загайнова Н.Л. Теория инноваций и теория конкуренции: сущностное содержание и реалии новой экономики//Вестник Поволжского государственного технологического университета. Сер.: Экономика и управление. -2013. -№3. - С. 25.
16. 16.Chepurenko A. Entrepreneurship theory: new challenges and future prospects // Foresight-Russia. 2015. Vol. 9. No 2. P. 44-57.
17. Карцева, Н. С. Банковские операции с драгоценными металлами и металлические счета /Н.С. Карцева// Молодой ученый. -2014. -№ 18. -С. 376-378.
18. Хохлов В. В., Чайкина Е. В. Моделирование процесса ценообразования на рынке золота с учетом влияния наиболее существенных показателей//Научное обозрение. 2015. № 10-1.
Статья поступила в редакцию 05.02.2018
Статья принята к публикации 24.03.2018