Научная статья на тему 'Анализ требований федерального государственного образовательного стандарта в области физического развития детей дошкольного возраста'

Анализ требований федерального государственного образовательного стандарта в области физического развития детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1520
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / PHYSICAL DEVELOPMENT / PHYSICAL EDUCATION / PHYSICAL CULTURE / PRE-SCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербак Александр Павлович, Смирнов Евгений Анатольевич

В настоящей статье анализируются требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к «физическому развитию» детей. Прежде всего, указывается на стратегически правильный ориентир Стандарта об уникальности дошкольного возраста, необходимости развития саморегуляции детей и выполнения физических упражнений, не наносящих вред здоровью. В то же время при столь важных задачах, поставленных в Стандарте, не употребляются такие базовые понятия, как «физическая культура», «физическое воспитание» и «формирование физической культуры личности». Приходится констатировать некорректное использование терминологии из сферы физической культуры и спорта («физические качества», «двигательные способности», «основные виды движений», «крупная и мелкая моторика»). В результате в статье проанализировано каждое слово абзаца, посвященного описанию содержания образовательного направления «физическое развитие». Кроме того, указаны ошибки и варианты их замены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щербак Александр Павлович, Смирнов Евгений Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of Modern Requirements of the Federal State Educational Standard in Physical Development of Preschool Age Children

This article analyzes the requirements of the Federal state educational standards of preschool education to the «physical development» of children. First of all, it points to the correct strategic benchmark of the Standard the uniqueness preschool age, the need to develop children's self-control and physical exercise is not harmful to health. At the same time when such important tasks are set by the Standard there are not such basic concepts as «physical culture», «physical education» and «formation of the person’s physical culture». We have to state the incorrect use of terminology from the sphere of physical culture and sports («physical qualities», «moving abilities», «main kinds of movements», «fine and gross motor skills». As a result, every word of the paragraph dedicated to the description of the content of the educational direction «physical development» has been analyzed in the article. Besides, the errors have been pointed out and options for their replacement have been presented.

Текст научной работы на тему «Анализ требований федерального государственного образовательного стандарта в области физического развития детей дошкольного возраста»

УДК 796.078; 373.24

А. П. Щербак, Е. А. Смирнов

Анализ требований федерального государственного образовательного стандарта в области физического развития детей дошкольного возраста

В настоящей статье анализируются требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к «физическому развитию» детей. Прежде всего, указывается на стратегически правильный ориентир Стандарта об уникальности дошкольного возраста, необходимости развития саморегуляции детей и выполнения физических упражнений, не наносящих вред здоровью. В то же время при столь важных задачах, поставленных в Стандарте, не употребляются такие базовые понятия, как «физическая культура», «физическое воспитание» и «формирование физической культуры личности». Приходится констатировать некорректное использование терминологии из сферы физической культуры и спорта («физические качества», «двигательные способности», «основные виды движений», «крупная и мелкая моторика»). В результате в статье проанализировано каждое слово абзаца, посвященного описанию содержания образовательного направления «физическое развитие». Кроме того, указаны ошибки и варианты их замены.

Ключевые слова: физическое развитие, физическое воспитание, физическая культура, дети дошкольного возраста. A. P. Shcherbak, E. A. Smirnov

Analysis of Modern Requirements of the Federal State Educational Standard in Physical Development of Preschool Age Children

This article analyzes the requirements of the Federal state educational standards of preschool education to the «physical development» of children. First of all, it points to the correct strategic benchmark of the Standard the uniqueness preschool age, the need to develop children's self-control and physical exercise is not harmful to health. At the same time when such important tasks are set by the Standard there are not such basic concepts as «physical culture», «physical education» and «formation of the person's physical culture». We have to state the incorrect use of terminology from the sphere of physical culture and sports («physical qualities», «moving abilities», «main kinds of movements», «fine and gross motor skills». As a result, every word of the paragraph dedicated to the description of the content of the educational direction «physical development» has been analyzed in the article. Besides, the errors have been pointed out and options for their replacement have been presented.

Keywords: physical development, physical education, physical culture, pre-school children.

В течение трех лет деятельность дошкольных организаций выстраивается в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, приуменьшить значимость которых в стратегическом плане невозможно. Стандарт разработан на основе нормативно -правовых актов Российской Федерации и международных договоров по правам ребенка. Сделан акцент на «понимании детства как периода жизни, значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду» [3]. Это существенное отличие от уже сложившейся ранее практики подготовки ребенка к школе.

В тактическом плане ФГОС ДО включает требования к структуре образовательной программы дошкольного образования, ее объему, условиям реализации и результатам освоения. Содержание образовательной программы должно охватывать пять направлений развития и образо-

вания детей, названных в Стандарте образовательными областями. В рамках настоящей статьи будет обсуждаться только «физическое развитие».

Прежде всего, вызывает недоумение, почему авторы Стандарта назвали физиологический процесс физического развития «образовательным». Позволим напомнить наиболее традиционные формулировки этого понятия. Физическое развитие - это «динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма) и биологического созревания ребенка в определенном периоде детства» [1]. «Процесс развития совокупности морфологических и функциональных свойств организма (скорость роста, прирост массы тела, определенная последовательность увеличения различных частей организма и их пропорций, а также созревание различных органов и систем на определенном этапе развития) в основном запрограммирован наследственными механизмами и

© Щербак А. П., Смирнов Е. А., 2016

реализуется по определенному плану при оптимальных условиях жизнедеятельности» [7].

Традиционно в сфере образования используется термин «физическое воспитание - процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры» [3]. Тем более, данная трактовка полностью соответствует основным принципам, целям и задачам, прописанным в общих положениях Стандарта.

Подмена одного термина другим становится очевидной при тщательном разборе перечня того, что включает «физическое развитие» ребенка по Стандарту:

1. «Приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны)» [3].

Вероятно, данный перечень упражнений не самый удобный для систематизации содержания образовательного процесса:

Во-первых, возникают подозрения, что авторы Стандарта не знают о существования пяти физических качеств (силе, быстроте, выносливости, гибкости и ловкости) и отсутствии сензи-тивных периодов их развития в дошкольном возрасте. Традиционно они развиваются в данный период комплексно - без специального акцента на каком-либо из них.

Во-вторых, авторы путают физические качества и двигательные способности, трижды упоминая, по сути, одни и те же координационные способности в разбираемом перечне («координация», «равновесие», «координация движения»).

В-третьих, не существует «крупной моторики обеих рук». Навыки крупной моторики включают выполнение таких действий, как переворачивание, наклоны, ходьба, ползание, бег, прыжки и т. п. К действиям рук можно отнести только мелкую моторику - способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук

в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.

В-четвертых, практически анекдотичен перечень основных видов движений. Нет мягких прыжков - есть прыжки на мягком покрытии. Общеразвивающее упражнение «повороты в стороны» почему-то отнесено к основным видам движений. В то же время забыто ползанье, лазанье, метание.

Пожалуй, плюсом к рассматриваемому выше предложению относится замечание о необходимости выполнения движений, не наносящих ущерба организму ребенка. Надо полагать, это разумное противостояние увлечению формой, а не содержанием физического упражнения, когда детям с еще не сформированным опорно-двигательным аппаратом предлагается выполнять эффектные двигательные действия.

2. «Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта» [3].

Данное положение Стандарта можно только приветствовать. К сожалению, как показывает практика инструктора по физической культуре, либо сами ранее занимавшиеся спортом начинают подменять физическое воспитание спортивной подготовкой, либо совсем не понимают, что такое «спорт». «Спорт - сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним» [2]. При всем уважении к педагогам дошкольных учреждений, они не имеют ни знаний, ни юридических прав на подготовку детей к соревнованиям.

Спортивную подготовку могут осуществлять только физкультурно-спортивные организации [2]. Кроме того, в принятых в 2013 г. федеральных стандартах по спортивной подготовке [4, 5, 6] самым ранним возрастом для спортивных занятий плаванием, легкой атлетикой и гимнастикой является возраст 7 лет. Указание в качестве примера именно этих видов спорта связано с тем, что они наиболее приближены к основным видам движений, осваиваемых ребенком в дошкольном учреждении. Таким образом, мы можем и должны лишь знакомить детей со спортивной культурой страны и с возможностями занятий спортом в их дальнейшем будущем.

3. «Овладение подвижными играми с правилами» [3].

Данное положение Стандарта не вызывает сомнений, поскольку, согласно всем учебникам, «подвижная игра» является и средством, и мето-

Анализ требований федерального государственного образовательного стандарта в области физического развития детей дошкольного возраста

дом, и формой физического воспитания детей. Не совсем понятно уточнение «с правилами», так как возникает вопрос: а что есть подвижные игры без правил?

4. «Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере» [3].

С одной стороны, это практически новое требование в рамках физического воспитания детей. С другой - о необходимости такового становления указывалось еще более десяти лет назад [8, 9]. Для инструкторов по физической культуре это наиболее трудная задача. Они сами смутно представляют себе саморегуляцию как общий контур активности субъекта, подразделяющийся на непроизвольный, произвольный и волевой уровни регуляции (причем целенаправленность -это один из показателей произвольности движений). Бесспорно, для решения данного требования Стандарта необходимо повышение квалификации педагогов дошкольных учреждений.

5. «Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)» [3].

Снова не самый удачный перечень.

Во-первых, «становление» ценностей происходит в данном обществе в данное время, то есть на социальном уровне. Для ребенка, надо полагать, целесообразнее говорить о личностном «усвоении и распространении» на свою жизнедеятельность ценностей здорового образа жизни.

Во-вторых, в скобочках через запятую перечисляются «красивые» слова, смысл которых не совсем понятен. Что подразумевается под «полезными привычками»? Что за загадочное «и др.»?

Не следует воспринимать вышеперечисленный анализ раздела «физическое развитие» как критику. Это Стандарт, в котором не то что слово, а точка и запятая имеют большое значение. Это ориентир для деятельности миллионов людей в нашей стране.

В итоге, на вопрос о том, «что же делать: физически развивать или физически воспитывать?», ответ, безусловно, однозначен: «Необходимо физически воспитывать ребенка с учетом особенностей его физического развития». Для успешности осуществления этого процесса в ближайшее время необходимо

— скоординировать терминологию, употребляемую в Стандарте, с терминологией теории, методики и технологии физического воспитания

для исправления, прежде всего, досадных неточностей и двоякого толкования одного и того же вопроса;

— обеспечить различные формы повышения квалификации и переподготовки инструкторов по физической культуре.

Библиографический список

1. Мазурин, А. В., Воронцов, И. М. Пропедевтика детских болезней [Текст] / А. В. Мазурин, И. М. Воронцов. - 1-е изд. - М. : Медицина, 1986. -С. 29-30. - 432 с.

2. Российская Федерация. Законы. О физической культуре и спорте в Российской Федерации от 4 декабря 2007 года № 329-Ф3 [Текст] : федер. закон: [принят Гос. Думой 16 ноября 2007 г. : одобр. Советом Федерации 23 ноября 2007 г.] // Собрание законодательств Российской Федерации. - 2007. - № 50. - Ст. 6242.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] : [утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155] // Российская газета. - 2013. - 25 ноября.

4. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта легкая атлетика [Текст] : [утв. приказом Министерства спорта РФ от 24 апреля 2013 г. № 220]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70295084/

5. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта плавание [Текст] : [утв. приказом Министерства спорта РФ от 3 апреля 2013 г. № 164]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70291034/

6. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта спортивная гимнастика [Текст] : [утв. приказом Министерства спорта РФ от 30 августа 2013 г. № 691]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70369752/

7. Физическое развитие [Текст] // Большая советская энциклопедия : в 30 т. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.

8. Щербак, А. П. Развитие саморегуляции собственной активности детей средствами физического воспитания [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / А. П. Щербак. - Ярославль, 2003. - 170 с.

9. Щербак, А. П. Технология физкультурного образования дошкольников «Маленький дом большого здоровья» [Текст] / А. П. Щербак // Инструктор по физкультуре. - 2013. - № 3. - С. 80-92.

Bibliograficheskij spisok

1. Mazurin, A. V., Voroncov, I. M. Propedevtika

detskih boleznej [Tekst] / A. V. Mazurin,

I. M. Voroncov. - 1-e izd. - M. : Medicina, 1986. -S. 29-30. - 432 s.

2. КоББузк^а Federacija. 2акоиу. О ГшсИезко] ки1'1иге i 8рог1е V Rossijskoj Federacii о1 4 dekabrja 2007 goda № 329-Р2 [Tekst] : feder. zakon: [prinjat во8. Dumoj 16 nojabrja 2007 g. : odobr. Sovetom Federacii 23 nojabrja 2007 g.] // Sobranie zakonodate1'stv Rossijskoj Federacii. - 2007. - № 50. - st. 6242.

3. Federa1'nyj gosudarstvennyj obrazovate1'nyj standart doshko1'nogo obrazovanija [Tekst] : [utv. pri-kazom Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Fed-eracii ot 17 oktjabrja 2013 g. № 1155] // Rossijskaja gazeta. - 2013. - 25 nojabrja.

4. Federa1'nyj standart sportivnoj podgotovki ро vidu sporta 1egkaja at1etika [Tekst] : prikazom Ministerstva sporta RF ot 24 apre1ja 2013 g. № 220]. - Rezhim dostupa: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70295084/

5. Federa1'nyj standart sportivnoj podgotovki po vidu sporta p1avanie [Tekst] : [utv. prikazom Ministerstva spor-

ta RF ot 3 apre1ja 2013 g. № 164]. - Rezhim dostupa: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70291034/

6. Federa1'nyj standart sportivnoj podgotovki po vidu sporta sportivnaja gimnastika [Tekst] : prikazom Ministerstva sporta RF ot 30 avgusta 2013 g. № 691]. -Rezhim dostupa: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70369752/

7. Fizicheskoe razvitie [Tekst] // Bo1'shaja sovetskaja jencik1opedija : v 30 t. - M. : Sovetskaja jencik1opedija, 1969-1978.

8. Shherbak, А. Р. Razvitie samoregu1jacii sobstven-noj aktivnosti detej sredstvami fizicheskogo vospitanija [Tekst] : dis. ... kand. ped. nauk / А. Р. Shherbak. - ^ш-s1av1', 2003. - 170 s.

9. Shherbak, А. Р. Tehno1ogija fizku1'turnogo ОЬШ-zovanja doshkol'nikov «Ма1еп'ку dom bol'shogo zdo-rov'ja» [Tekst] / А. Р. Shherbak // 1Ш^Ш:ОГ po fizku1'ture. - 2013. - № 3. - 8. 80-92.

Анализ требований федерального государственного образовательного стандарта в области физического развития детей дошкольного возраста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.