АНАЛИЗ ТОРГОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
А.А. Кривова, магистрант Научный руководитель: М.К. Останин, доцент Новосибирский государственный аграрный университет (Россия, г. Новосибирск)
Б01: 10.24411/2411-0450-2019-11115
Аннотация. В статье рассмотрены понятия инфраструктуры потребительского рынка, приведена динамика оборота розничной и оптовой торговли и структура объектов торговли по Новосибирской области, даны комментарии на 2019 год. Раскрыт такой показатель как обеспеченность населения площадями торговых объектов. Приведены основные направления, которые помогут развитию инфраструктуры регионального потребительского рынка Новосибирской области.
Ключевые слова: потребительский рынок региона, инфраструктура потребительского рынка, сектор розничной торговли, сектор оптовой торговли, торговая площадь, ярмарки.
Залог эффективно действующей экономики - это инфраструктура, которая обеспечивает комплексное и длительное взаимодействие между субъектами рынка.
Основная функция развития инфраструктуры - это создать конкурентную рыночную среду и активизировать предпринимательство.
«Инфраструктура рынка» - это совокупность объектов и институциональных структур, обеспечивающих формирование материальных, финансовых и информационных связей между субъектами рынка [3].
Особенностью современного этапа формирования рыночной системы страны является повышение роли инфраструктуры и обострение проблемы ее дальнейшего развития и совершенствования.
Первопричиной появления инфраструктуры и её выделения как самостоятельной сферы экономики стало общественное разделение труда. На основе методологии исследования генезиса экономических систем в развитии инфраструктуры можно выделить следующие этапы:
- формирование предпосылок возникновения сферы услуг на основе частного и единичного разделения труда;
- зарождение и становление инфраструктуры по мере усиления взаимосвязей между различными субъектами рыночного
хозяйства и возникновение недостающих элементов в этой системе.
В современных условиях происходит возникновение новых элементов инфраструктуры, расширение функций, в том числе и на территориальном уровне, что влечет за собой усложнение инфраструктурного компонента экономики. В результате трансформируются как общая схема функционирования инфраструктуры, так и ее значение в обеспечении создания условий существования и развития соответствующих видов экономической деятельности и институтов рынка.
От состояния инфраструктуры зависит формирование спроса и насыщенности в регионе товаров собственного производства. Она непосредственно связана с системой самообеспечения, что особенно важно для регионов, отличающихся низким уровнем социально-экономического развития. На рисунке 1 представлены элементы инфраструктуры потребительского рынка. В рамках инфраструктуры потребительского рынка центральное место занимает именно торговая инфраструктура. Ее можно отнести к основным элементам инфраструктуры потребительского рынка. К ним относятся оптовые и розничные торговцы.
Рис. 1. Схема инфраструктуры потребительского рынка
Рассмотрим анализ динамики основных показателей торговли, а также анализ статистических показателей (динамического ряда) и уровня обеспеченности населения Новосибирской области объектами торговой инфраструктуры. Торговля подразде-
ляется на две крупные области - оптовую и розничную. Именно показатели оборота оптовой и оборота розничной торговли являются ключевыми в любом исследовании сферы торговли.
2000 1S00 1600 1400 1200 1000 S00 600 400 200 0
461,7
2014
444,3
1348,03
1739,2
449,9
473,4
501,4
2015 2016 2017
• Оптовая торговля > Розничная торговля
201S
Рис. 2. Динамика оборота розничной и оптовой торговли Новосибирской области за 20142018 гг.
Оптовая торговля стабильно набирает 2014 по 2018 год. Оборот розничной тор-обороты и возрастает за промежуток с говли за этот же промежуток стабилен.
Краткая справка за последние 6 месяцев 2019 года. Оборот оптовой торговли оставил 793,2 млрд. рублей. Можно сказать, что с индексом физического объема оборота в сопоставимых ценах к аналогичному периоду 2018 года - 93,8%. Оборот розничной торговли составил 254,4 млрд.
рублей, с индексом физического объема оборота в сопоставимых ценах к аналогичному периоду 2018 года - 102,3%.
Для осреднений полученной информации проведем расчеты по системе статистического анализа коэффициентов вариации и стабильности.
Таблица 1. Анализ показателей вариации по обороту розничной и оптовой торговли Новосибирской области в 2014-2018 гг._
Показатель, формула
Методика расчета, значение
Оптовая торговля
Розничная торговля
Среднее значение признака _п_
2330,89 . ,,
x =-— =466,17
5805,92
x =-=1161,19
Среднее квадратическое отклонение
(7 =
-х)2
a =
3028697
= 778,29
a =
3474,82
= 650,96
Коэффициент вариации Квар=^*100
_А._
Квы = ^2*1 00=166,95
Вар 466.17
^вар
650,96 1161,19
* 100 = 56,06
Коэффициент стабильности Кгт = 100 - Кв
Кст = 100 - 166,95 = 66,95
Кст = 100 - 56.06 = 43,94
vBap
в
Итак, за промежуток 2014-2018 год оборот оптовой торговли был подвержен вариации на 166,95% и по большей части был стабилен (66,95%). Расчет коэффициентов вариации и стабильности по рознич-
ной торговле показал немного другую ситуацию, показатель подвергся вариации на 56,0%, что говорит о том, что не было сильного разброса в обороте, и он был стабилен.
Таблица 2. Численность объектов торговли Новосибирской области за 2014-2018 гг., ед.
Год Всего Объекты торговли
Стационарные магазины Торговые центры Киоски Павильоны
Ед. % Ед. % Ед. % Ед. %
2014 16879 11 765 69,7 237 1,4 2938 17,4 1939 11,5
2015 16894 11958 70,8 256 1,5 2775 16,4 1905 11,3
2016 16989 12043 70,9 260 1,5 2784 16,4 1902 11,2
2017 16967 12146 71,6 273 1,6 2640 15,5 1908 11,2
2018 16851 12213 72,5 279 1,7 2381 14,1 1978 11,7
Исследуя данные таблицы 2 можно сделать выводы, что общая численность объектов торговли в анализируемом периоде колеблется, но незначительно. Одновременно, с постоянным ростом количества торговых центров, стационарных магазинов и павильонов, на территории области идет постоянное сокращение количество
торговых киосков, как объектов, не выдерживающих конкуренцию в условиях жесткой рыночной экономики.
Рассмотрим структуру типов розничных торговых предприятий более подробно. Структура объектов торговли по Новосибирской области за 2018 год отображена на рисунке 3.
Павильоны; 11,7; 12%
Киоски; 14,1; 14%
Торговые центры; 1,7; 2%
Стационарные магазины Торговые центры Киоски Павильоны
Стационарные магазины; 72,5; 72%
Рис. 3. Структура объектов торговли по Новосибирской области за 2018 год
Преимущество по количеству объектов имеют стационарные магазины. Менее всего представлены торговые центры, что на самом деле не является показателем, так как миллионные обороты крупных торговых центров не идут в сравнение с выручкой многих стационарных магазинов Нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объек-
В результате полученных данных на 2018 год в Новосибирской области на 1 тысячу жителей приходилось около 4 магазинов, менее 1 киоска и еще менее павильона (0,7).
Важным показателем развития потребительского рынка является обеспеченность населения площадями торговых объектов. На 2019 года этот показатель на 1000 жителей в области составляет 1226,4 кв.м. (при нормативе минимальной обеспеченности площадью торговых объектов
тов являются основными критериями оценки доступности продовольственных и непроводольственных товаров для населения и удовлетворения спроса на такие товары, поэтому следующим коэффициентом, который мы рассчитаем, будет коэффициент обеспеченности населения Новосибирской области различными объектами торговой инфраструктуры на 2018 год.
552 кв.м.). Самые высокие показатели сложились в:
- г. Новосибирске - 1555,3 кв.м (при нормативе - 593,7 кв.м);
- г. Бердске - 1273,8 кв.м (при нормативе - 516,1 кв.м);
- г. Искитиме - 1109,1 кв.м (при нормативе - 519,2 кв.м);
- Карасукском районе - 985,5 кв.м (при нормативе - 536,0 кв.м);
- Ордынском районе -928,8 кв.м (при нормативе - 495,0 кв.м);
Таблица 4. Показатели обеспеченности населения Новосибирской области различными объектами торговой инфраструктуры на 2018 год_
Объект торговли Численность, ед. Численность населения, тыс.чел. Коэффициент обеспеченности
Стационарные магазины 12213 2788,8 4,4
Торговые центры 279 0,1
Киоски 2381 0,9
Павильоны 1978 0,7
- Татарском районе - 936,3 кв.м (при нормативе 520,6 кв.м).
Лишь в Северном районе фактическая обеспеченность не достигает уровня установленного норматива (88,5% к нормативу).
Важной составляющей инфраструктуры потребительского рынка являются ярмарки, проводимые в области. В 2019 году с учетом предложений администраций муниципальных районов в регионе запланировано 11 зональных оптово-розничных универсальных ярмарок: г. Искитим, г. Барабинск, р.п. Ордынское, р.п. Сузун, р.п. Колывань, г. Карасук, р.п. Маслянино, г. Куйбышев, р.п. Краснообск, р.п. Чаны, р.п. Краснозерское.
На данный момент состоялось уже пять ярмарок и товарооборот превысил 21,0 млн. рублей. Также на территории г. Новосибирска реализуются два социальных проекта:
1. Областная социальная ярмарка (ул. Красных Зорь, 1/3)
2. Городские социальные ярмарки (ул. Петухова, 69 и ул. Большевистская, 131 к. 2)
На сегодняшний день в Новосибирской области сформирована развитая торговая отрасль, характеризующаяся современными форматами торговли с широким товарным ассортиментом, высокой обеспеченностью населения торговыми площадями. На территории области торговое обслужи-
вание населения осуществляет 34 тыс. объектов потребительского рынка, в том числе 12,2 тыс. стационарных розничных предприятий, 2,6 тыс. общедоступных предприятий общественного питания, 1,1 тыс. предприятий оптовой торговли, около 4,4 тыс. нестационарных объектов, 2 крупных социальных проекта и 11 зональных оптово-розничных универсальных ярмарок.
В целях развития базовых элементов потребительского рынка Новосибирской области основные направления развития инфраструктуры регионального потребительского рынка должны быть следующими:
- создание сети крупных оптовых рынков, гарантирующих производителям стабильный спрос на основную часть продукции;
- дальнейшее развитие таких форм взаимосвязи спроса и предложения, как выставки, ярмарки;
- стимулирование развития новых высокотехнологичных форм торговли - автолавки, по образцам, торговые сети в Интернете;
- развитие системы консалтинговых и маркетинговых услуг для субъектов потребительского рынка;
- поддержка местных товаропроизводителей;
- развитие сети рекламно-информационных агентств.
Библиографический список
1. Граф Н. Сибирские торговые сети переформатируют бизнес // Российская газета -Экономика Сибири. № 7484 (21) - 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2018/02/01/reg-sibfo/sibirskie-torgovye-setipereformatiruiut-biznes.html.
2. Официальный сайт города Новосибирска. [Электронный ресурс]. URL: http://novo-sibirsk.ru/
3. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области. [Электронный ресурс]. URL: http://novosibstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/novosibstat/ru/
4. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru
ANALYSIS OF THE TRADE INFRASTRUCTURE OF THE CONSUMER MARKET IN
THE NOVOSIBIRSK REGION
A.A. Krivova, Graduate Student Supervisor: M.K. Ostanin, Assistant Professor Novosibirsk State Agrarian University (Russia, Novosibirsk)
Abstract. The article discusses the concepts of consumer market infrastructure, presents the dynamics of retail and wholesale trade turnover and the structure of trade facilities in the Novosibirsk Region, and comments are provided for 2019. An indicator is disclosed as the provision of population with retail space. The main directions that will help develop the infrastructure of the regional consumer market of the Novosibirsk region are given.
Keywords: regional consumer market, consumer market infrastructure, retail sector, wholesale sector, retail space, fairs.