Научная статья на тему 'Анализ торговой инфраструктуры, как составляющего элемента инфраструктуры потребительского рынка Красноярского края'

Анализ торговой инфраструктуры, как составляющего элемента инфраструктуры потребительского рынка Красноярского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
304
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ / ИНФРАСТРУКТУРА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА / ТОРГОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / RETAIL / WHOLESALE / INFRASTRUCTURE / CONSUMER MARKET / TRADE INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Токолова Анастасия Андреевна

В статье рассматривается понятие «инфраструктура рынка» и понятие «потребительский рынок», проанализирован один из элементов инфраструктуры потребительского рынка Красноярского края торговая инфраструктура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An analysis of trade-related infrastructure, as a component of the infrastructure of the consumer market of the Krasnoyarsk Territory

The article discusses the concept of "market infrastructure" and the concept of "consumer market", analyzed one of the elements of the infrastructure of the consumer market of the Krasnoyarsk Territory trading infrastructure.

Текст научной работы на тему «Анализ торговой инфраструктуры, как составляющего элемента инфраструктуры потребительского рынка Красноярского края»

УДК 339.13.017

АНАЛИЗ ТОРГОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, КАК СОСТАВЛЯЮЩЕГО ЭЛЕМЕНТА ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Токолова Анастасия Андреевна

1 курс магистратуры кафедры Маркетинга в АПК Красноярский государственный аграрный университет Россия, город Красноярск Юшкова Людмила Валерьевна Научный руководитель к. э. н., наук, доцент кафедры Маркетинга в АПК Красноярский государственный аграрный университет Россия, город Красноярск

Аннотация: В статье рассматривается понятие «инфраструктура рынка» и понятие «потребительский рынок», проанализирован один из элементов инфраструктуры потребительского рынка Красноярского края - торговая инфраструктура.

Ключевые слова: розничная торговля; оптовая торговля; инфраструктура потребительского рынка; торговая инфраструктура.

AN ANALYSIS OF TRADE-RELATED INFRASTRUCTURE, AS A COMPONENT OF THE INFRASTRUCTURE OF THE CONSUMER MARKET OF THE KRASNOYARSK TERRITORY

Anastasia A. Tokolova

1 course of a magistracy of chair of Marketing in agrarian and industrial complex Krasnoyarsk state agricultural university Russia, city of Krasnoyarsk Yushkova Lyudmila Valeryevna Research supervisor

the associate professor, Candidate of Economic Sciences of chair of Marketing in agrarian

and industrial complex Krasnoyarsk state agricultural university Russia, city of Krasnoyarsk

Abstract: The article discusses the concept of "market infrastructure" and the concept of "consumer market", analyzed one of the elements of the infrastructure of the consumer market of the Krasnoyarsk Territory - trading infrastructure.

Keywords: retail; wholesale; infrastructure; consumer market; trade infrastructure.

Эффективное развитие экономики региона в значительной степени определяется системой рынков, которые обеспечивают кругооборот материальных ресурсов, кредитно-финансовых средств, информационных ресурсов, а также регулируют экономические отношения между субъектами производства, обращения, непроизводственной сферы и населением региона.

Важной составляющей систему рынков является потребительский рынок. Это динамично развивающаяся часть рыночной экономики, направленная в первую очередь на удовлетворение

нужд населения региона. «Потребительский рынок» - это отдельные лица и домохозяйства, приобретающие товары и услуги для личного потребления, особое внимание при этом уделяется покупателю. [1] В сложившихся условиях для потребительского рынка стало характерным проявление таких сторон как стихийно складывающаяся система обеспечения населения продовольственными и не продовольственными товарами, снижение платёжеспособности спроса, низкий уровень культуры рыночных отношений. Всё это снижает эффективность рыночных механизмов, непосредственно связанных с инфраструктурой рынка, что сдерживает усиление воздействия рынка на воспроизводственный процесс в регионе. В свою очередь инфраструктура является неотъемлемой частью эффективного развития экономики. «Инфраструктура рынка» - это совокупность объектов и институциональных структур, обеспечивающих формировании материальных, финансовых и информационных связей между субъектами рынка.[3]. От состояния инфраструктуры зависит формирование спроса и насыщенности в регионе товаров собственного производства. Она непосредственно связана с системой самообеспечения, что особенно важно для регионов, отличающихся низким уровнем социально-экономического развития. На рисунке один представлены элементы инфраструктуры потребительского рынка.

В рамках инфраструктуры потребительского рынка центральное место занимает именно торговая инфраструктура. Ее можно отнести к основным элементам инфраструктуры потребительского рынка. К ним относятся оптовые и розничные торговцы.

Рисунок 1 - Схема элементов инфраструктуры потребительского рынка.

Таким образом, в данной статье проводится анализ торговой инфраструктуры, который включает в себя анализ динамики основных показателей торговли, а также анализ статистических показателей (динамического ряда) и уровня обеспеченности населения Красноярского края объектами торговой инфраструктуры. Торговля подразделяется на две крупные области - оптовую и розничную. Именно показатели оборота оптовой и оборота розничной торговли являются ключевыми в любом исследовании сферы торговли.

Таблица 2 - Динамика оборота розничной и оптовой торговли в Красноярском крае за 20092015гг. (*-Январь-сентябрь 2015 года.)

По результатам стоит отметить, что с 2010 года наблюдается развитие, сопровождающееся ростом объема оборота. Темпы роста в 2011-2014 годах по обоим показателям заслуживают положительной оценки, но в 2015 наблюдается тенденция спада по показателям оптовой и розничной торговли.

Для осреднения полученной информации целесообразно провести расчеты по системе статистического анализа коэффициентов вариации и стабильности.

Таблица 1 - Анализ показателей вариации по обороту розничной и оптовой торговли в Красноярском крае в 2009-2015 гг._

Показатель, формула Методика расчета, значение

Оптовая торговля Розничная торговля

Среднее значение признака п 2789,9 х = —-— = 398,6 2694,6 У = = 384,9

Среднее квадратическое отклонение 6 к(х1-х)2 ^ п (51741,43 6 = 1---= 85,97 >1 7 |36078,1 6 = 1-= 71,8 >1 7

Коэффициент вариации 6Х Квар = ~ * 100 85,97 Квар = —— * 100 = 21,6 вар 398,6 71,8 Квар 100 = 18,7 вар 384,9

Коэффициент стабильности Кст = 100 - Квар Кст = 100 - 21,6 = 78,4 Кст = 100 - 18,7 = 81,3

Таким образом, по ряду последних лет оборот оптовой торговли был подвержен вариации на 21,6% и по большей части был стабилен (78,4%). Расчет коэффициентов вариации и стабильности по розничному товарообороту показал примерно аналогичную ситуацию, показатель подвергся вариации только на 18,7%.

Также представляется возможным исследовать численность предприятий и организаций торговли в зависимости от типов тех или иных розничных торговых предприятий на различной территории. В таблице 16 отображена численность объектов торговли на территории всего Красноярского края и Красноярска в частности в разрезе их типа: магазины, павильоны, палатки, киоски, аптеки и аптечные пункты.

Таблица 2 - Численность объектов торговли Красноярского края за 2015 г.

Объекты торговли

Аптеки,

Территория Магазины Павильоны Палатки, киоски аптечные киоски и Всего

магазины

ед. % ед. % ед. % ед. % ед. %

Красноярский

край 14741 100,0 4808 100,0 2186 100,0 1083 100,0 22818 100

в том числе:

Красноярск 3171 21,5 2228 46,4 956 43,7 244 22,5 6599 29,1

По причине отсутствия данных в динамике не представляется возможным отразить динамику данного показателя. Однако следует рассмотреть структуру типов розничных торговых предприятий более подробно. Структура объектов торговли по Красноярскому краю отображена на рисунке 3.

Палатки,

киоски...

Павильона V Магазины

ы... 64,6%

Рисунок 3 - Структура объектов торговли в Красноярском крае на начало 2015 г.

Абсолютное преимущество по количеству объектов торговли имеют магазины (64,6%), менее всего представлены в крае аптеки - 4,5%.

Поскольку нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов являются основными критериями оценки доступности продовольственных и непродовольственных товаров для населения и удовлетворения спроса на такие товары, в следующей таблице рассчитаем коэффициент обеспеченности населений Красноярского края различными объектами торговой инфраструктуры на начало 2015 года.

Таблица 4 - Показатели обеспеченности населения Красноярского края различными объектами торговой инфраструктуры на начало 2015 года._

Объект торговли Численность, ед. Численность населения, тыс. чел. Коэффициент обеспеченности

Магазины 14741 2 858,8 5,2

Павильоны 4808 1,7

Палатки, киоски 2184 0,8

Аптеки и т.д. 1083 0,4

В соответствии с полученными данными, в начале 2015 года в Красноярском крае на 1 тысячу жителей приходилось около 5 магазинов, менее 2 павильонов, менее чем 1 палаток и киосков, в также 0,4 аптеки (аптечные киоски и магазины).

Список литературы:

1.Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс.: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2003.- 656 с.

2.Мохамад, А.С. Финансирование инфраструктуры в современных условиях / А.С. Мохамад // Экономические науки. - 2013. - № 3 (100). - С. 182-187.

3..Новоселов, А.С. Региональная рыночная инфраструктура: учеб. пособие / А.С. Новоселов. - Новосибирск, «СибГУТИ», 2011. - 91с

4.Официальный сайт федеральной службы государственной статистики Красноярского края [Электронный ресурс]. URL: http://www.krasstat.gks.ru/index.html (дата обращения 10.12.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.