Научная статья на тему 'Анализ тенденций развития торговой отрасли'

Анализ тенденций развития торговой отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
635
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ ТОРГОВЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кольган Мария Владимировна, Михайличенко Кристина Игоревна

Статья основана на анализе существующих статистических данных, основная цель состоит в анализе имеющихся данных, а также изучения степени удовлетворения потребностей населения путем торговли (качество товаров и услуг, физическая доступность, ценовая политика).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кольган Мария Владимировна, Михайличенко Кристина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ тенденций развития торговой отрасли»

УДК 339.1

АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ТОРГОВОЙ ОТРАСЛИ Кольган Мария Владимировна, к.э.н., доцент Донской Государственный технический университет, г.Ростов-на-Дону, Россия (Е-mail: [email protected]) Михайличенко Кристина Игоревна, студентка Донской государственный технический университет, г.Ростов-на-Дону, Россия (Е-mail: [email protected])

Статья основана на анализе существующих статистических данных, основная цель состоит в анализе имеющихся данных, а также изучения степени удовлетворения потребностей населения путем торговли (качество товаров и услуг, физическая доступность, ценовая политика).

Ключевые слова: торговля, малый бизнес, интеграция, интернет торговля.

Трансформация российской торговой отрасли в значительной степени дублирует направления развития мировой торговли, но результаты и механизмы функционирования могут вносить в картину свои особенности, которые еще не до конца понятны и изучены. Поэтому цель данной статьи заключается в выявлении закономерностей и специфику развития розничной отечественной торговли в современных условиях глобализации и диверсификации мировой экономики.

Следует отметить, что в розничной торговле России сформировались два основных сегмента организации бизнеса, это малый бизнес, в лице индивидуальных предпринимателей и микропредприятий и крупные. средние предприятия с региональной или федеральной направленностью. Крупные торговые организации представляют, как правило сетевую торговлю, организованную по западному подобию или же работающему по франшизе, а следовательно имеющие в своем арсенале выверенные технологии торговли, эффективные организационные построения, эффективные стратегии управления. Таким образом, формируется конкурентоустойчивость данного сегмента, вытесняя при этом немаловажный сегмент малого бизнеса. Экспансия федеральных розничных сетей, а за ними и транснациональных производственных корпораций в российские регионы, выстраивание ими цепочек поставок, исключающих местного предпринимателя (в том числе посредника, перекупщика), резко меняет предпринимательский климат и снижает эффективность малого бизнеса.

Свою коммерческую деятельность предприниматель пытается перепрофилировать, продать или сдавать в аренду помещения, ранее используемые для бизнеса. Для создания грамотно функционирующей товаропроводящей системы необходимо увеличение числа торговых площадей, для этого необходима государственная поддержка малого бизнеса, распределение торговых сетей, а также развитие дистанционной торговли.

Малый и средний бизнес играет немаловажную роль в развитии и становлении торговой отрасли. В среднем около 96% рынка представлены подобными предприятиями, предоставлено около 47% рабочих мест, обеспечивается важная доля оборота розничной торговли.

Рисунок 1 - Доля малого бизнеса от оборота продовольственной розничной

торговли 2017 г.

Сегодня, доходы отрасли торговли демонстрируют один из самых быстрых темпов роста, он составляет порядка 29,7% роста по отношению к 2014 году. По состоянию на 1 января 2016 года сектор торговли РФ насчитывал 2,7 млн. хозяйствующих субъектов - 65% индивидуальные предприниматели. По состоянию на 1 августа 2017 года, сектор торговли насчитывал 2,9 млн., следовательно, прирост числа хозяйствующих субъектов составил8% в период с 1 января 2016 г. по 1 августа 2017 г. (20 месяцев).

Социальная значимость малого бизнеса в России также важна. Ежегодно потребности общества растут: появляется необходимость в расширении ассортимента, возрастают требования к качеству реализуемой продукции, географический охват, ценовая политика.

Торговая отрасль -основная отрасль по производству и подготовке рабочих мест. На 1 августа 2017 года, число занятых составило 14,2 млн. человек, или 19% от всего занятого населения страны.

На рисунке 2изображена среднегодовая численность занятых в экономике по видам деятельности, при условии, что 100%=93,3 млн. человек.

др.

Транспорт Имущественные операции Гос. Управление Строительство Сельское хозяйство Торговля

V ^ ■/ У ^ У ~7_^_/

0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40%

Рисунок 2 - Среднегодовая численность занятых в экономике по видам

деятельности 2017 г.

Показатель производительности труда в период с 2000 года рос примерно на 4,5% в год. Данный показатель считается нереализованным, так как по сравнению с зарубежным опытом, потенциал данного показателя для успешного функционирования системы равен 10%-22,5%. Из чего следует вывод о недостаточной эффективности российской сферы торговли. Данная проблема обусловлена недостаточным проникновением современных тенденций. Интернет магазины и прилавки, веб страницы, автоматизация производственной структуры и складской, крипто валюта, электронные кошельки и т.д - все это методы покупки-продажи современного общества.

Еще несколько лет назад из всего разнообразия 1Т ритейл использовал технологии автоматизации касс, логистики, складского учета и хранения данных, которые позволяли повысить эффективность управления сбытовой сетью. Сегодня конкуренция в среде ритейла достаточно высока и большинство компаний стремятся максимально повысить эффективность своей деятельности. Это во многом зависит от степени оснащенности предприятия современными информационными системами и программными продуктами по оперативной обработке больших объемов информации. Спрос всегда рождает предложение - производители и вендоры, стараясь удовлетворить потребности своих клиентов, работают над разработкой новых специализированных программных продуктов с расширенными возможностями. Осознавая, какое конкурентное преимущество кроется в информационных технологиях, ритейл вступает в «гонку вооружений» 1Т-системами. Это характеризуется тем, что торговая сеть первой, внедрившая тот или иной технологический продукт, получает временное преимущество перед своими конкурентами. Вот почему 1Т-решения становятся одной из самых серьезных статей расходов для розничных компаний.

На рисунке 3 демонстрируется внедрение интернет сервисов в сферу торговли.

Рисунок 3 - Внедрение интернет сервисов в сферу торговли

В среднем, в России рост оборота торговли через интернет составляет 16,7% в год. Сравнив данные показатели со статистическими данными других стран, стало известно, что для эффективного построения товаропроводящей системы, показатель должен быть равен 68,8%. Для сравнения в Испании - 69,2%, в Португалии - 82,4%, в Германии - 72%.

Недостаточная развитость интернет торговли характеризуется несколькими факторами:

1. Географическая доступность - один из главных факторов успешной торговли. Дистанционная торговля является альтернативой традиционным методам продажи, так как территориальное расположение торгового предприятия не всегда удобно клиентам.

2. Торговая инфраструктура - благодаря дистанционной торговле, нет необходимости в поддержке дорогостоящего персонала, минимизируются затраты на арендные ставки, отсутствует содержание торгового персонала.

3. Ценовая доступность - в следствие максимального отсутствия посреднических услуг, ценовая политика торгового предприятия отличается от ценовой политики конкурентов (цены ниже).

Таким образом, проанализировав текущее состояние торговой отрасли Российской Федерации, можно заключить, что сектор торговли находится в стадии роста. Развитие малого и среднего бизнеса, увеличение торговых площадей, распределение торговых сетей и внедрение полномасштабной дистанционной торговли - это основные инструменты для роста и развития торговой отрасли.

Кроме этого глобализация экономики способствовала трансформации не только розничной, но и оптовой торговли, изменению форм и методов их взаимодействия, логистизации всей системы товародвижения, формированию современных форматов торговли, что следует учитывать при разработке концептуальных положений развития торговой сферы.

Список литературы

1. Алексейчева, Е.Ю. Экономика организации (предприятия): Учебник для бакалавров / ЕЮ.

2. Алексейчева, М.Д. Магомедов. - М.: Дашков и К, 2016. - 292 c

3. Короленок Г. А., Г. Г. Гоцкий. Менеджмент в торговле: учебник - Минск: БГЭУ, 2012. - 334 с

4. Крымов С.М. Организация в системе менеджмента. Томск: Издательство ТГПУ, 2002. 88 с.

5. Крымов С.М., Дудакова И.А. Актуальные проблемы организации производства, экономики и маркетинга: монография; Донской государственный технический университет. Ростов-на-Дону, 2011. 140 с.

6. Дудакова И.А. Формирование инвестиционной политики на предприятиях машиностроительного комплекса: автореф. дисс. канд. экон. наук; ГОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет» (РИНХ). - Ростов-на-Дону, 2004. 27 с.

7. Федько В.П., Дудакова И.А. Маркетинговая составляющая развития розничной торговли //Российский внешнеэкономический вестник. 2009. № 5. С. 55-64.

8. Крымов С.М., Кириллова Т.В. Методика оценки эффективности системы мерчан-дайзинга предприятия розничной торговли //Экономика и предпринимательство. 2016. № 10-2 (75-2). С. 621-627.

9. Крымов С.М., Кольган М.В. Экономико-организационные аспекты формирования информационной системы промышленного предприятия: монография. Ростов-на-Дону: ООО «ДГТУ-Принт», 2016. 122 с.

10. Крымов С. М., Рогачева Ж. С. Модернизация предприятий на основе реализации стратегических изменений // Экономика и предпринимательство. 2014. № 5-1 (46-1). С.356-360.

11. Крымов С. М. Развитие маркетинговых процессов в деятельности организаций: информационная модель // Предпринимательство. 2010. № 4. С. 114-117.

Kolgan Maria Vladimirovna, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department Marketing andengineering economy, Don State Technical University Mickholichenko Kristina Igorevna Student Don State Technical University ANALYSIS OF DEVELOPMENT TRENDS IN THE TRADING INDUSTRY.

Abstract: the Article is based on analysis of existing statistical data, the main goal is to analyze available data and examine the level of satisfaction of the population through trade (quality of goods and services, physical accessibility, pricing). Key words: trade, small business, integration, Internet Commerce.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.