УДК 339.138
АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО PR-РЫНКА Забара Анна Александровна, студент Россия, г.Сочи, Сочинский государственный университет
Аннотация: В данной работе рассматриваются основные тенденции развития российского PR-рынка. Приведен анализ состояния российских PR-агентств на 2013 год.
Ключевые слова: PR-рынок, PR-агентства, интернет-PR, PR-специалисты.
ANALYSISOF DEVELOPMENTTRENDS OF RUSSIAN PR-MARKET
Zabara Anna Aleksandrovna, student Russian Federation, Sochi, Sochi state university
Annotation: This paper examines the main trends of the Russian PR-market. This article analysis of Russian PR-agencies for 2013.
Keywords: PR-market, PR-agency, Internet-PR, PR-experts.
Рынок PR в России отличается от зарубежных рынков PR. PR в России выступает как эффективное средство создания деловой репутации. Структура российского рынка PR состоит из пяти групп: сетевые PR-агентства, крупные российские агентства и коммуникационные группы, средние рекламные агентства, мелкие PR-агентства или специализированные PR-агентства. Такая структура рынка PR позволяет развиваться более крупные российским агентствам, а мелким агентствам заниматься один специализированным направлением для достижения каких-либо результатов и поддержания конкурентоспособности на рынке.
Российский рынок PR-услуг к сентябрю 2013 года подрос - примерно в $1,1 млрд. На российском PR-рынке существует множество PR-агентств. Анализируя рынок PR 2 в 2013 году, можно выделить рейтинг отечественных PR-агентств, используя такие критерии как доверие в бизнес-среде, а также в профессиональном медиа-сообществе.
Российские PR-агентства по рейтингу доверия:
1. SPN Ogilvy.
2. АГТ.
3. TWIGA PR.
4. Р.И.М. Портер Новелли.
5. Группа ИМА.
6. Социальные Сети.
7. Никколо М.
8. КРОС.
9. Fleishman-Hillard Vanguard.
10. Михайлов и партнеры.
Несмотря на то, что «Михайлов и партнеры» было одно из первых PR-агентств, которые начали успешно функционировать в России, по рейтингу доверия они замыкают 10 строчку, однако если судит по объему выручки за 2011-2012 годы, то здесь принципиально видно, что агентство занимает третье место и в 2012 году его выручка составила 490,7 млн.руб., хотя и видно что выручка упала в сравни с 2011 годом. Ведущую роль на рынке PR занимает компания SPN Ogilvy у нее самый большой рейтинг доверия со стороны заказчиков.
Если рассматривать долю на рынке компаний исходя из выручки за 2011-2012 годы, то смело можно говорить о том, что агентство «АТГ» занимает лидирующие позиции, поскольку даже по рейтингу доверия в 2013 году они занимают почетное второе место.
Довольно известные на сегодняшний день такие PR-агентства, как
КРОС, Социальные Сети, Маркет Групп, а также TWIGA PR, которые занимают значительное место на рынке PR.
Однако в данном PR-рынке есть одна важнейшая особенность, поскольку основная масса головных офисов PR-агентств расположена в самом сердце страны - в Москве. Немногие из компаний, попадающие в рейтинг и на рынок базируются за пределами столицы. Например, Априори - Казань, ФРОС Région PR - Воронеж, Newton PR and Communications - Екатеринбург. Все эти PR-Агентства имеет незначительную выручку и замыкают 20ку рейтинга по выручке за 2011-2012 годы.
Можно утверждать, что это одна из проблем на сегодняшний день, которая доминирует на рынке PR. Рынок совсем не разветвленный, а имеет четко территориальные границы, что является огромным препятствием для развития и вовлечения в эту область все большего числа фирм.
На сегодняшнем этапе российских рынок PR переживает бум спроса на услуги данной области, поэтому важно занимать лидирующие позиции на рынке PR.
В последнее время наблюдает тенденция PR-агентств к выбору специализации. Это происходит в том случае, когда агентство не может претендовать на позиции лидера по всем направлениям. Поэтому для агентство грамотно выбрать одно направление и представить свое агентство в выгодном положении. В последнее время в столице появилось очень много агентств, специализирующихся на тим-билдинге, медийном освещении шоу-бизнеса, обслуживании сферы высоких технологий и т. д. Причем, если раньше большинство PR-специалистов работали в проектном режиме, то сейчас заметно возрос спрос на абонементное обслуживание - постоянную PR-поддержку деятельности компании на рынке. Заказчику нужен PR-продукт иного качества.
бизнеса в конце 2012 года, выручка от PR-деятельности, млн. руб.[2]
В последнее время наблюдает тенденция PR-агентств к выбору специализации. Это происходит в том случае, когда агентство не может претендовать на позиции лидера по всем направлениям. Поэтому для агентство
грамотно выбрать одно направление и представить свое агентство в выгодном положении. В последнее время в столице появилось очень много агентств, специализирующихся на тим-билдинге, медийном освещении шоу-бизнеса, обслуживании сферы высоких технологий и т. д. Причем, если раньше большинство РЯ-специалистов работали в проектном режиме, то сейчас заметно возрос спрос на абонементное обслуживание - постоянную РЯ-поддержку деятельности компании на рынке. Заказчику нужен РЯ-продукт иного качества.
Многие участники рынка РЯ уже начали предпринимать конкретные шаги, которые направлены на повышение репутации профессии. Особое развитие получила сфера интернет-РЯ. Это обусловлено прежде всего тем, что для многих стал очевиден огромный потенциал интернета как информационного канала. Информация становится доступна в любой точке земного шара, что позволяет профессионалам в сфере РЯ активно использовать интернет в своих целях. Но существует и ряд проблем: пока непонятно, что считать средством массовой информации в Сети, как действуют авторское право и другие правовые нормы и т.п.
Рынок РЯ в России довольно молодой, однако развивающийся. Поэтому существует множество тенденций развития данного рынка. Внедрение крупных зарубежных компаний на рынке РЯ является одной из тенденций развития. Возможно нехватка РЯ-специалистов и РЯ-агентств в будущем, поскольку значимость РЯ растет. На рынке просматривается тенденция к созданию отраслевых корпораций в данной области. Мелкие РЯ- агентства становятся специализированными в конкретном направлении. Также растет значимость интернет РЯ. Происходит создание синдикатов и ассоциаций, что присуще России в большей мере, чем странам запада.
Литература:
1. Лещенко, Т. А. Связи с общественностью как системообразующий элемент субкультуры бизнес-общества: социологический аспект / Т. А. Лещенко, Н. Я. Павлюк ; Т. А. Лещенко, Н. Я. Павлюк // Вестник Московского университета. Сер. 18 : Социология и политология. - 2010. - N 4. - С. 177-190.
2. Электронный ресурс - http://www.tadviser.ru/ - Интернет-портал. «Государство. Бизнес. ИТ».