случае многочисленные теории ренты) следует рассматривать как модели и субъективные реальности. Порой взаимоисключающие трактовки тем не менее обеспечивают синергетический эффект применения различных методологических принципов для задач конструирования саморазвивающейся интеллектуальной среды экономической науки вообще и экономической теории в частности. В конечном счете знания становятся активными. Рефлексивно-активная самораз-вивающаяся среда должна способствовать как новым теоретическим обобщениям, так и внедрению теоретических знаний в практику.
Таким образом, предпринятая попытка анализа взаимосвязи сугубо теоретической категории «финансовая рента» и реальной ситуации в финансовой сфере России с позиций экономической безопасности страны позволяет сделать следующий вывод. Сверхприбыли, получаемые отдельными субъектами в результате финансовых операций, значимы для экономической безопасности
России. Невозможно полностью вернуть народу ренту, но необходимо отстаивать государственные экономические интересы России не только в связи с неизбежной межгосударственной конкуренцией, но и с целью контроля направляемого оттока рентного финансового капитала из страны через банковскую сферу.
1. Горбунов В.С. Влияние спекулятивной составляющей на развитие российского срочного рынка // Вестник СГСЭУ. 2010. № 5 (34).
2. Комолева С.А. Особенности перераспределения рентных доходов в социально ориентированной экономике // Вестник СГСЭУ. 2009. № 3 (27).
3. Лепский В.Е. Субъектноориентированные принципы организации саморазвивающихся интеллектуальных систем // Естественный и искусственный интеллект: методологические и социальные проблемы / под ред. Д.И. Дубровского и В.А. Лекторского. М.: Канон+; РООИ «Реабилитация», 2011.
4. Россия в цифрах: крат. стат. сб. М., 2011.
5. Стиглиц ДжЮ. Ревущие девяностые. Семена развала / пер. с англ. М.: Современная экономика и право, 2005.
удк339.564 Константин Александрович Фролов,
__ аспирант кафедры менеджмента,
[Safe [email protected] СГСЭУ
АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ В ЭКСПОРТЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
Исследуются современные пути развития машиностроительной отрасли в глобальных условиях. Проводится анализ рынка, структурирование, выявление перспективных направлений развития рынка машиностроения. Анализируются примеры развития ведущих предприятий отрасли, выделяются основные проблемы, с которыми они сталкиваются под воздействием факторов глобализации. Исследуются позитивные и негативные факторы глобализации в рамках глобального рынка экспорта машиностроения.
Ключевые слова: глобализация, экспорт, машиностроение.
K.A. Frolov
ANALYSIS OF GLOBALIZATION RELATED TREND IN THE EXPORT OF ENGENEERING PRODUCTION
The paper studies the development of the modern engineering industry in a global environment. The author shows the relevance of globalization which is increasingly starting to affect the economies of developed and in particular developing countries. The analysis of market structure and segmentation is given promising areas of engineering development are identified. The paper considers competitive industries with high growth potential. The examples of the development of the leading enterprises in the industry, the main features and the challenges they face under the influence of globalization, are shown. The paper examines positive and negative forces of globalization in the export of engineering products.
Keywords: globalization, export, engineering.
Экспорт капиталов, развитие международного бизнеса, трансграничное перемещение товаров и услуг, активный обмен информацией и технологиями, миграция рабочей силы - эти и многие другие факторы неизбежно влекут за собой установление взаимозависимости экономик различных стран мира и, соответственно, усиление процессов глобализации.
В настоящее время отсутствует единое, общепринятое определение понятия глобализации. Так, американский экономист Дж. Даннинг под глобализацией подразумевает взаимосвязь индивидуумов и различных институтов в рамках мирового пространства, осуществляемую в личных или институциональных интересах, экономических, культурных или политических целях [5, с. 40].
Профессор социологии Калифорнийского университета США М. Кастельс определил глобализацию как «новую капиталистическую экономику», а в качестве ее отличительных особенностей выделил информацию, знания и информационные технологии, являющиеся основными источниками роста и конкурентоспособности. Эта новая экономика организуется преимущественно через сетевую структуру менеджмента, производства и распределения, а не посредством отдельных фирм, как раньше, и является глобальной [3, с. 68].
Глобализация - это многогранный процесс, охватывающий самые разнообразные аспекты общественной жизни. В связи с этим глобализацию можно охарактеризовать как степень интернационализации хозяйственной
жизни, при которой реализуется свободное перемещение товаров и основных факторов производства. Многоступенчатый процесс глобализации заключается в усилении взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер и процессов в рамках мирового пространства, превращении мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, знаний и технологий, формировании единой сети информационных и инвестиционных потоков.
Влияние глобализации на развитие национальных экономик долгое время находится в центре внимания как теоретических, так и прикладных экономических исследований. Как правило, эти исследования показывают, что глобализация повышает общую эффективность мировой экономики как за счет более глубокого разделения труда и, соответственно, более эффективного распределения ресурсов, так и за счет более быстрой передачи знаний, технологий, навыков. Принято считать, что на уровне фирм процессы глобализации создают, с одной стороны, дополнительные конкурентные стимулы к инновациям и повышению эффективности, а с другой - новые возможности для бизнеса за счет проникновения на новые рынки и доступа к новым технологиям [4, с. 34].
Следует, впрочем, отметить, что эмпирические доказательства позитивного влияния глобализации на поведение и эффективность фирм основаны на данных экономики развитых стран. В переходных и развивающихся странах ситуация не столь однозначна, а в России эмпирических исследований этих процессов не так много. Ряд исследователей полагают, что в 1990-е гг. внешняя торговля российских фирм продолжала носить черты старых дореформенных отношений и поэтому глобализация не влияла на процессы трансформации фирм. Более поздние исследования указывают на гетерогенную реакцию фирм на стимулы от глобализации [1, с. 68]
На сегодняшний день принято выделять следующие положительные черты глобализационного процесса:
- обострение международной конкуренции;
- экономия на масштабах производства;
- выигрыш от торговли на взаимовыгодной основе;
- повышение производительности труда в результате рационализации производства на глобальном уровне и распространения передовой технологии.
Обратимся к статистическим исследованиям по вопросам изменения экспорта машиностроения в условиях глобализации. За 2009 г. из России было экспортировано 41,9 тыс. легковых автомобилей. В 2010 г. экспорт легковых машин из России увеличился на 5,4%. За 2010 г. на иностранные рынки было отправлено 42,7 тыс. автомобилей. Было экспортировано 10,4 тыс. грузовиков (254,3 млн дол. в денежном выражении). Для сравнения: за 2001 г. на экспорт из России было поставлено 98,6 тыс. легковых автомобилей, из которых на страны дальнего зарубежья пришлось 65,4 тыс. автомобилей, на общую сумму в 300 млн дол., а также 19,8 тыс. грузовиков [2, с. 112]. Таким образом, по сравнению с 2001 г. в 2010 г. экспорт легковых автомобилей сократился на 57,04%.
Иначе обстоит ситуация с тяжелым машиностроением: объем экспорта продукции тяжелого машиностроения из России за 2003 - 2008 гг. вырос в 5,4 раза - с 207,3 млн дол. до 1131,8 млн дол. При этом в натуральном выражении за период 2003 - 2007 гг. рост составил 1,45 раз - с 85 тыс. т до 124 тыс. т (Стратегия развития
тяжелого машиностроения Российской Федерации на период до 2020 года).
В настоящее время практически весь мировой рынок железнодорожной техники поделен между семью крупными многопрофильными транснациональными корпорациями (ТНК), в составе которых выделены подразделения, работающие в транспортном машиностроении. Эти семь компаний в сумме занимают более 70% мирового рынка продукции транспортного машиностроения, в том числе на тройку лидеров (Bombardier, Siemens, Alstom) приходится более 50% мирового рынка. В 2005 г. в десятку лидеров мирового транспортного машиностроения вошла и российская компания (ЗАО «Трансмашхолдинг»), объем продаж которой увеличился за счет роста объемов производства и приобретения новых производственных активов.
Стоит обратить внимание на тот факт, что в последние годы в развивающихся странах наблюдается стабильный рост ( около 10% в год) емкости рынка продукции транспортного машиностроения, который в несколько раз превосходит средние темпы роста мирового рынка (около 3 - 4% в год). Это является следствием опережающего роста экономик развивающих стран, а следовательно и ускоренного развития в них железнодорожного и городского рельсового транспорта.
Также выросли объемы экспорта энергетического оборудования из России: с 190 млн дол. в 2003 г. до 342 млн дол. в 2008 г. В 2009 г. доля экспорта в объеме производства по разным видам энергетического оборудования составляла: паровые турбины - 38%, гидравлические турбины и водяные колеса - 63%, газовые турбины - 28%, паровые котлы и их составные части -10% (Стратегия развития тяжелого машиностроения Российской Федерации на период до 2020 года).
Согласно прогнозу социально-экономического развития РФ на 2013 - 2015 гг., подготовленному Министерством экономического развития РФ, экспорт российской продукции энергетического машиностроения в 2015 г. должен возрасти в 2,7 раза к уровню 2011 г. [10]. Это объясняется контрактами компаний отрасли на поставку оборудования большой единичной мощности для строительства электростанций за рубежом (Индия, Казахстан, Белоруссия и др.). При этом с учетом итогов работы предприятий энергомашиностроения в I полугодии 2012 г. рост производства основных видов продукции энергетического машиностроения оценивается в 2012 г. к уровню 2011 г. по паровым турбинам - в 2,9%, газовым турбинам - в 10,2%, гидравлическим турбинам - в 2,1% и паровым котлам - в 1% [10].
В числе основных факторов, ограничивающих развитие отечественного энергомашиностроения, Министерство экономического развития называет разомкну-тость цикла инновационного развития отрасли (включающего научные разработки, опытно-конструкторские работы, опытно-промышленную эксплуатацию, серийное производство и реализацию продукции потребителям с возвратом средств в научные разработки). Также в числе негативных факторов выделяются наличие сильных зарубежных конкурентов на рынке, оборот каждого из которых существенно выше объема производства российских компаний.
Что касается географии экспорта российского машиностроения, то за последние годы около 80% от общего экспорта было реализовано в странах ближнего зарубе-
жья, в том числе в Казахстане - 30%, на Украине - 17%, в Белоруссии - 12%, в странах Прибалтики - 14%, 20%
- в Китае, США, Венгрии и других странах (Стратегия развития транспортного машиностроения Российской Федерации в 2007 - 2010 годах и на период до 2015 года).
Потенциальными зарубежными рынками для российских производителей продукции транспортного машиностроения являются рынки, на которые ранее осуществлялись поставки российской техники, а также новые развивающиеся рынки отдельных стран Азии и Африки. Причем поставки техники могут осуществляться как для организации железнодорожных перевозок в рамках всей страны, так и для нужд отдельных предприятий. Следует обратить внимание на то, что основной объем внешнеторгового оборота продукции транспортного машиностроения приходится на страны СНГ.
В Роспроме полагают, что рост экспорта машиностроения стал результатом консолидации активов и создания в области машиностроения мощных холдингов, способных осуществлять крупные инвестиции в модернизацию производства: в энергетике - ОАО «Силовые машины» (компания занимает 4-е место в мире по объему установленного оборудования [6]), в тяжелом машиностроении - ЗАО «Трансмашхолдинг» (мировой лидер железнодорожного машиностроения по физическим объемам производств), в автопроме - «Группа ГАЗ», в тракторостроении - НП «Тракторные заводы». Таким образом, эксперты отмечают, что потенциал машиностроительного рынка заключается именно в формировании крупных холдингов. Глобализация различных отраслей машиностроения, в том числе инновационных, - это общемировая тенденция.
Рассмотрим несколько примеров удачного формирования крупных холдингов. Так, в 2008 г. слияния и укрупнения компаний весьма интенсивно происходили в Уральском регионе. Например, группа «Синара» купила 100% долей в ООО «Уральский дизель-моторный завод» (УДМЗ, Екатеринбург). Предприятие вошло в дивизионный холдинг «Синара - Транспортные машины». В 2007 г. группа приобрела ОАО «Людиновотепловоз» (ЛТЗ), чтобы выйти на рынок транспортного машиностроения. До сих пор для магистральных и маневровых тепловозов в Людиново их поставляли ОАО «Волжский дизель» и ОАО «Коломенский завод», принадлежащий «Трансмашхолдингу» - главному конкуренту «Синары» на этом рынке. Немаловажный факт: УДМЗ ведет разработку новой модели дизель-генераторов мощностью 630 - 1000 кВт [9].
Другой пример. ЗАО «Римера» (объединяет нефтесервисные активы «Группы ЧТПЗ») увеличила долю акций в ГК «Алнас» (Татарстан) с 20,1% до 75%. «Алнас»
- один из лидеров нефтяного машиностроения России. Приобретенные производства специализируются на выпуске погружных центробежных насосов для добычи нефти и создают в этом сегменте 30% российского рынка. Формирование нефтесервисного дивизиона «Группа ЧТПЗ» продолжила летом, купив компании «Юганскнефтегазгеофизика» и «Томскнефтегазгеофи-зика» (34% рынка Югры и 60% рынка Томской области соответственно), а также ЗАО «Таймырнефтеразведка» (Красноярский край), которое занимается строительством скважин в сложных геологических условиях. Кроме того, в августе «Римера» приобрела 24,8% голосующих акций ОАО «Ижнефтемаш» (Удмуртия), крупного производителя нефтепромыслового оборудования в
России. Теперь ЧТПЗ сможет предложить рынку полный спектр насосного оборудования [8, с. 76].
Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что за последние годы заметно усилился процесс консолидации предприятий. На рынке машиностроительной продукции появились крупные игроки, что позволило промышленникам конкурировать и адаптироваться к кризисным явлениям. Помимо рыночных слияний реальным выходом из кризисной ситуации становится развитие межрегиональной кооперации и специализации.
Как уже упоминалось, глобализация, будучи объективной тенденцией развития человеческой цивилизации, открывает дополнительные возможности и сулит немалые выгоды отдельным странам. Благодаря этому объективному процессу достигается экономия на издержках производства, оптимизируется размещение ресурсов в мировом масштабе, расширяется ассортимент и повышается качество товаров на национальных рынках, становятся широко доступными достижения науки, техники и культуры.
Однако следует отметить, что глобализация чревата негативными последствиями или потенциальными проблемами, в которых некоторые ее критики усматривают большую опасность. Лидирующую роль в глобальной системе играет лишь небольшое количество государств, главным образом объединенных в рамках «Большой семерки» (07) - США, Англия, Германия, Италия, Канада, Франция, Япония. Они и определяют политику ключевых межгосударственных организаций, им в первую очередь достаются плоды экономической глобализации. Удел же подавляющего числа остальных государств -пытаться приспособиться к формирующимся практически без их участия условиям международных торговых и валютных отношений.
Определенные опасения вызывает влияние глобализации на занятость населения: проблема безработицы может стать потенциальным источником глобальной нестабильности. «Слабым местом» глобализации является также возможное игнорирование нравственно-культурной ментальности народов, а также ослабление собственных экономик менее развитых стран.
1. Азроянц Э. Глобализация: катастрофа или путь к развитию? Современные тенденции мирового развития и политические амбиции. М.: Новый век, 2005.
2. Белоусов А.Р. Эволюция системы воспроизводства российской экономики: от кризиса к развитию. М.: Макс-Пресс, 2010.
3. Владимирова И.Г. Глобализация мировой экономики: проблемы и последствия // Менеджмент в России и за рубежом. 2011. № 3.
4. Голикова В.В., Гончар К.Р., Кузнецов Б.В. Влияние глобализации на поведение российских промышленных предприятий // Экономический журнал ГУ-ВШЭ. 2011. № 8.
5. Дементьева А.Г. Современные условия глобализации и роль транснациональных корпораций // Инициативы XXI века. 2010. № 1.
6. Компетенция. Опыт. Масштаб. и^: Ь|йр:/Л«\«\«.ро\«ег-т. ги (дата обращения: 05.10.2012).
7. Новости Исследовательского центра рекрутингового портала superjob.ru. 1^1.: http://www.superjob.ru (дата обращения: 02.10.2012).
8. Порошин Ю.Б., Карташев Б.А. Диверсификация экспортной специализации промышленности - основа устойчивого развития отечественной экономики // Вестник СГСЭУ. 2008. № 3 (22).
9. Уральское машиностроение: пути выхода из кризиса. Аналитика. иР1_: http://www.abercade.ru (дата обращения: 02.10.2012).
10. Экспорт продукции энергетического машиностроения из РФ. иР1_: http://www.quote.rbc.ru (дата обращения: 01.10.2012).