УДК 339.727.22
АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ И ПРОБЛЕМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ РОССИЙСКИХ ТНК В МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ
Л.В. Матраева, Ю.М. Филатова
Рассматриваются актуальные вопросы анализа тенденций и проблем осуществления прямых иностранных инвестиций из Российской Федерации.
Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции, интеграция, российские ТНК
Важнейшим проявлением активного включения России в глобальную экономику стала зарубежная экспансия российского бизнеса, которая свидетельствует о росте его конкурентоспособности на мировых рынках и способствует повышению национальной конкурентоспособности в целом. Российские компании заявляют о своих намерениях стать транснациональными и делают реальные шаги в этом направлении, приобретая активы за рубежом. Расширяется присутствие международных компаний в российской экономике, все большее число иностранных инвесторов вкладывает средства в российские бизнес структуры, которые таким образом становятся многонациональными.
Экономическое развитие и относительная политическая стабильность России положительно влияют на развитие рынка слияний и погло -щений и повышают привлекательность российского бизнеса для иностранных инвесторов. Согласно последним статистическим данным, Россия становится одним из лидеров среди растущих рынков по масштабам экспортированных прямых иностранных инвестиций (ПИИ). По данным Центрального банка, экспорт прямых инвестиций в 2011 г. достиг рекордного уровня - 67,3 млрд. долл., что почти на 30% выше, чем в предыдущем году (51,9 млрд. долл.). Основные потоки экспорта ПИИ направлялись в дальнее зарубежье - 93,7%, а удельный вес СНГ составил 6,7%. [1]
Для сравнения: по данным Росстата, использующего другую методику учета ПИИ, объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец 2011 г. составил 106,7 млрд. долл., в том числе ПИИ - 70 млрд. долл. Всего за границу было направлено 151,7 млрд. долл. в виде иностранных инвестиций, что на 57,6% больше, чем в 2010 г. Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, составил 133,0 млрд. долл. - на 46,3% выше уровня предыдущего года.
В 2011 г. суммарные показатели 20 ведущих российских нефинансовых ТНК, среди которых есть как частные, так и подконтрольные государству компании, были следующими [2]:
• Зарубежные активы - 111 млрд. долл. США,
• Зарубежные продажи - 383 млрд. долл. США,
• Зарубежный персонал - 229,4 тыс. чел.
Причем, каждый из этих трех показателей вырос за 2009-2011 годы, при том, что радикальных изменений в списке ведущих российских нефинансовых ТНК не произошло. Крупнейшие российские экспортеры нефтегазовой и металлургической продукции, обычно использующие ПИИ для поддержки своей заграничной деятельности, по-прежнему занимают ведущие позиции в списке крупнейших российских ТНК. Вместе с тем, как и в прошлые годы, в список попали ТНК, представляющие другие отрасли -химическую промышленность, электроэнергетику, транспорт.
Многие компании в составленном в ИМЭМО РАН списке остаются по характеру «региональными» ТНК. Так, более 66% совокупных зарубежных активов 20 ведущих российских нефинансовых ТНК сосредоточены в государствах Европы и Центральной Азии, причем доля республик бывшего Советского Союза составляет 28%. Вследствие популярности у российских ТНК оффшорных юрисдикций некоторые острова Карибского бассейна и Кипр привлекают значительное количество дочерних структур российских ТНК. Накопленные (а не перераспределяемые в третьи страны) активы в таких оффшорных фирмах не слишком велики, однако большинство компаний не сообщают данные по данной статье.
В таблице 1 представлена структура российских ПИИ по основным видам инвестиций в географическом разрезе. Как видно из представленных данных, если в странах СНГ в 2010-2011 гг. доминирует участие в капитале (т.е. новые капиталовложения) отечественных компаний, то в государствах дальнего зарубежья преобладают прочие инвестиции (т.е. кредиты российского бизнеса своим иностранным «дочкам»). Однако «участие в капитале» - свыше трети ПИИ в этой группе стран - в целом находится на приемлемом уровне.
Таблица 1
Структура прямых инвестиций банковского сектора и сектора небанковских корпораций России за границу в 2007-2011 гг. (млн. долл.)
Группа стран 2007 2008 2009 2010 2011
1 2 3 4 5 6
Всего по странам 45897 55540 43632 51886 67221
Страны дальнего зарубежья 3474 3563 3898 1268 4473
Страны СНГ 42423 51977 39734 50618 62748
В том числе: участие в капитале
Всего по странам 17770 29355 26823 19620 23255
Страны дальнего зарубежья 1382 2425 2883 945 3305
Страны СНГ 16388 26930 23940 18675 19950
реинвестированные доходы
1 2 3 4 5 6
Всего по странам 16667 24654 7571 14049 15831
Страны дальнего зарубежья 902 874 468 587 823
Страны СНГ 15775 23780 7103 13462 15008
Прочий капитал
Всего по странам 11450 1532 9238 18216 28136
Страны дальнего зарубежья 1190 263 546 -264 344
Страны СНГ 10259 1269 8692 18481 27792
Источник: Центральный банк, по данным платежного баланса Российской Федерации - сальдо операций.
К приведенным данным о географическом распределении накопленных российских ПИИ по странам (таблица 2) следует относиться достаточно осторожно, поскольку она демонстрирует не фактическое распределение капиталовложений, а формальные потоки ПИИ, что неминуемо приводит к лидерству Кипра и других оффшоров. В результате, несмотря на то, что доля одного Кипра в зарегистрированном объеме накопленных российских ПИИ достигает 25%, роль псевдоиностранных инвестиций оценивается на уровне 1/5 отраженных в статистике Российской Федерации российских ПИИ.
Таблица 2
Распределение стран по объему прямых накопленных инвестиций из России в 2011 г. (млн. долл.)[3]
Накоплено на конец 2011г. В том числе Справочно: направлено в 2011 году
всего в % к итогу прямые портфельные прочие
Всего инвестиций 106706 100 70010 4418 32278 151673
Из них: в страны - крупнейшие получатели инвестиций 92320 86,5 62872 3059 26389 128904
Нидерланды 27043 25,3 25376 48 1619 10774
Кипр 26214 24,6 15448 1355 9411 19951
США 8240 7,7 6701 115 1424 1460
Швейцария 7045 6,6 2901 5 4139 49353
Беларусь 5563 5,2 5194 0,1 369 9232
Виргинские о-ва (Брит.) 5554 5,2 2030 904 2620 3444
Сент-Китс и Невис 4594 4,3 - - 4594 4591
Великобритания 3835 3,6 2563 627 645 7042
Люксембург 2461 2,3 2194 2 265 1785
Австрия 1771 1,7 465 3 1303 21272
Источник: данные Росстата «Об иностранных инвестициях в 201
году»
Высокие позиции некоторых стран как получателей российских ПИИ объясняются также масштабными капиталовложениями в недвижимость (главным образом некоммерческую). На них приходится около 1/4 накопленных российских ПИИ. При этом речь идет не только о роскошных особняках олигархов в Великобритании или Франции, но и о небольших квартирах и домиках представителей среднего класса на морских и горнолыжных курортах. Ежегодно россияне тратят в Болгарии, Черногории, Испании, Турции, Г ерма-нии, на Кипре, Украине и в некоторых других странах по 10-12 млрд. долл. Еще примерно 1/5 российских ПИИ приходится на капиталовложения принадлежащих россиянам фондов прямого инвестирования. В отличие от ТНК такие фонды обычно приобретают не контроль над зарубежной фирмой, а лишь право участия в ее управлении (путем покупки 10-30% акций). То есть лишь чуть больше трети всех российских ПИИ осуществлены классическими ТНК.
В 2011 г. в ИМЭМО РАН был обнародован второй рейтинг российских нефинансовых ТНК по величине зарубежных активов. Хотя уже свыше 100 российских компаний обзавелись зарубежными дочерними структурами, на детально рассмотренную экспертами ИМЭМО РАН первую двадцатку пришлась основная часть прямых инвестиций классических российских (см. табл. 3).
Таблица 3
Рейтинг 20 крупнейших российских ТНК по величине зарубежных активов на конец 2009 г. (млн. долл.)[4]
№ Название Основные виды деятельности Зарубежные активы
1 2 3 4
1 «Лукойл» Добыча, переработка, сбыт нефти, газа, нефтепродуктов 28038
2 «Г азпром» Добыча нефти и газа, сбыт газа, электроэнергетика 19420
3 «Евраз» Черная металлургия 10363
4 «Северсталь» Черная металлургия 9907
5 «Мечел» Черная металлургия, электроэнергетика ~5100
6 «Норильский никель» Цветная металлургия ~5000
7 «Совкомфлот» Морской транспорт ~ 4745
8 АФК «Система» Конгломерат с доминированием телекоммуникаций ~ 4300
9 НЛМК Черная металлургия ~ 4000
10 «Вымпелком» Телекоммуникации 3756
11 «Ренова» Конгломерат ~ 2972
12 тмк Черная металлургия (трубная промышленность 2248
13 Интер РАО ЕЭС Электроэнергетика 1338
14 «Зарубежнефть» Добыча и переработка нефти ~ 1300
15 ОК «Русал» Цветная металлургия ~ 1100
1 2 3 4
16 «Атомэнергопром» Добыча урановых руд, производство ядерных материалов 812
17 ДВМП (Fesco) Морской и железнодорожный транспорт 712
18 «Полюс Золото» Добыча золота ~ 500
19 ОМЗ Энергомашиностроение 478
20 «Акрон» Производство минеральных удобрений 440
Всего 106 529
сточник: Презентация «Экспор г российских прямых инвестиций стабилизировался по мере
окончания мирового кризиса». 23 июня 2010 г. М.: ИМЭМО РАН. С. 4.
Масштабы экспорта капитала российских компаний в последние годы растут впечатляющими темпами. Резкий рост активности российских ТНК как на внутреннем, так и на внешнем рынке не могло быть не отмечено в последних докладах ООН по транснациональным корпорациям. По объему зарубежных активов некоторые российские компании имеют действительно большие показатели, и даже по мировым меркам (см. табл. 4). В конце 2009 г. на 20 ведущих нефинансовых российских ТНК в целом приходилось около 107 млрд. долл. зарубежных активов, 198 млрд. долл. продаж за пределами России, 202 тыс. человек заграничного персонала и около 800 зарубежных филиалов (дочерних предприятий и т.п.) в 87 странах [5].
В целом для российских компаний характерно широкое представительство в различных регионах мира (см. табл. 4). Лидером здесь является «Лукойл», который имеет дочерние структуры в 35 государствах, а горнометаллургические компании располагают активами и филиалами в среднем в 15-20 странах. Довольно разнообразна заграничная география некоторых металлургических ТНК — 19 стран у «Норильского никеля», 18 — у «Северстали», по 16 — у «Мечела» и «НЛМК». С ними могут сравниться лишь «ВымпелКом» (дочерние структуры в 17 странах) и «Атомэнерго-пром» (15 стран).Наличие многочисленных филиалов и их географическая разветвленность является важным показателем транснационализации деятельности компании и степени ее включенности в глобальные цепочки производства добавленной стоимости.
Однако, следует отметить, что в силу закрытости корпоративной информации в рейтинги наиболее крупных российских ТНК, регулярно публикуемые в докладах о мировых инвестициях ЮНКТАД [6], попадают далеко не все российские компании, ведущие активную зарубежную деятельность. Так, например, в 2005 году в связи с отсутствием данных по объему зарубежных активов «Газпрома», первое место среди российских ТНК по этому показателю в 2005 году занимал «ЛУКойл».
Таким образом, российские ТНК начали международную экспансию используя свое главное преимущество - доступ к различным природ-
ным ресурсам, в результате чего, отраслевая специализация крупнейших инвесторов этого региона в большей степени определилась большими запасами природных ресурсов.
Таблица 4
География зарубежного бизнеса 20 ведущих российских ТНК
Доля в общем числе зарубежных дочерних структур, %
Компания Восточная Европа и Центральная Азия Прочая Европа Северная Америка Латинская Америка и Карибские о-ва Северная Африка и Ближний Восток Африка южнее Сахары Южная Азия Тихоокеанская Азия (без Японии) Япония, Австралия, Новая Зеландия
«Лукойл» 11 65 11 7 3 3 0 0 0
«Г азпром» 24 67 0 4 4 0 0 1 0
«Евраз» 33 33 21 0 0 13 0 0 0
«Северсталь» 11 52 31 0 0 4 0 2 0
«Мечел» 13 66 2 20 0 0 0 0 0
«Норильский никель» 0 60 7 15 0 7 0 4 7
«Совкомфлот» 0 78 0 0 0 11 0 11 0
АФК «Система» 58 21 7 0 7 0 7 0 0
НЛМК 3 83 6 5 0 0 0 3 0
«Вымпелком» 36 29 14 14 0 3 0 4 0
«Ренова» 10 50 20 0 0 20 0 0 0
тмк 10 50 20 0 0 20 0 0 0
Интер РАО ЕЭС 44 50 0 3 3 0 0 0 0
«Зарубежнефть» 25 37 0 13 0 0 0 25 0
ОК «Русал» 17 39 5 28 0 11 0 0 0
«Атомэнергопром» 28 36 11 0 0 11 0 7 7
ДВМП (Fesco) 2 56 4 9 0 0 0 25 4
«Полюс Золото» 47 32 5 16 0 0 0 0 0
ОМЗ 13 50 0 37 0 0 0 0 0
«Акрон» 0 42 29 0 0 0 0 29 0
Средневзвешенный показатель 18 56 9 8 1 3 0 4 1
Источник: Исследование ИМЭМО РАН, проведенное в начале 2011 г. в рамках международной программы по изучению ТНК развивающихся и постсоциалистических стран (EMGP).
Таким образом, успешная работа российских ТНК отмечается практически во всех регионах мира. Российские ТНК приобретают все больше активов за рубежом. Для одних компаний причиной этому является стрем-
ление расширить ресурсную базу, для других - получение выхода на новые мировые рынки. Следует отметить, что ведущими ТНК России являются корпорации, главным образом, нефтяной и металлургической промышленности. Это обусловлено наличием ресурсных конкурентных преимуществ, а также формированием стратегий основанных на этих преимуществах. Однако в последние годы отмечается активизация российских ТНК телекоммуникационной отрасли, об этом говорят крупные приобретения компаний данной отрасли на зарубежных рынках.
Следует отметить, что стремительный рост инвестиций России в зарубежные страны отчасти стимулируется мировой тенденцией к консолидации, которая особенно ощутима в секторе природных ресурсов и секторе телекоммуникаций.
В советские времена крупные государственные предприятия России выступали больше в роли вертикально интегрированных многонациональных образований, осуществлявших практически полный контроль над цепью поставок через всю сеть государств-сателлитов. Вся система была нарушена в связи с выходом стран из торгового соглашения СЭВ и распадом Советского Союза, что вскоре разрушило цепь поставок и ликвидировало существовавшие отношения между субъектами хозяйствования. В результате одной из первостепенных задач, с которой столкнулись российские компании с начала переходного периода, стало восстановление цепи поставок и поиск новых рынков сбыта.
Топливно-энергетические компании быстро двинулись за границу, чтобы восстановить свое присутствие на рынках и усилить участие в ценовой политике, взяв в свои руки руководство каналами распределения в странах СНГ и Восточной Европы. Действительно, до 2000 года «Газпром» и «Лукойл» отвечали почти за 90% активов России за рубежом. Сначала металлургическая промышленность была больше сконцентрирована на консолидации внутри страны, скупая активы с целью воссоздания вертикально интегрированной цепи поставок, от добычи сырья до переработки и сбыта.
Следует отметить, что существует два препятствия, не позволяющие нарастить объемы экспорта российских компаний. Во -первых, они сталкиваются с гораздо большими препятствиями на рынках развитых стран, чем крупнейшие иностранные компании, в связи с тем, что РФ долго не становилась членом ВТО, для российских ТНК возникали барьеры в виде квот и антидемпинговых расследований на рынках ЕС и США. Одним из способов, позволяющих обойти эти ограничения, является приобретение активов в тех странах, куда экспортируется продукция. В табл. 5 представлены крупнейшие иностранные приобретения российских ТНК.
Таблица 5
Крупнейшие иностранные приобретения российских ТНК
I II III IV V VI VII
Алтимо Turkcell Турция Телеком- муникации 13,2 3200 2005
Амтел Vredestein Нидерланды Шины 100 289 2005
ЕвразХолдинг Vitkovice Steel Чехия Черная металлургия /горнодобы ча 100 287 2006
Palini e Bartoli Италия 75,1 678 2006
Strategic Minerals Corporation США 73 110 2006
Highveld Steel ЮАР 79 678 2006
Oregon Steel Mills Inc США 91 2088 2007
IPSCO Канада 100 4025 2008
Лукойл Nelson Resources Канада Нефть и газ 100 2000 2005
Teboil & Suomen Petrooli Финляндия 100 270 2005
Mobil США 100 266 2004
ISAB Италия 49 2120 2008
МТС Y3flyHop6HTa Узбеки- стан Телеком- муникации 74 121 2004
Норильский никель Gold Fields ЮАР Горнодо- бывающая промыш- ленность 20 1200 2004
LionOre Mining Int Канада металлургия/ горнодобыча 100 6 287 2007
ОМЗ Skoda Steel u Skoda JS Чехия Тяжелое машино- строение 100 200 2004
Ренова United Manganese of Kalahari ЮАР Горнодо- бывающая промыш- ленность 49 2004
Русал Queensland Aluminia Австралия Алюминий 20 460 2005
Aluminia Company of Guinea Гвинея 100 2006
Alscon Нигерия 77,5 250 2006
AMC Гайана 90 22 2005 /06
Северсталь Rouge Steel США Черная металлургия 100 286 2004
Lucchini Group Италия 62 574 2005
Esmark Steel США 1285 2008
Окончание табл.5
I II III IV V VI VII
Вымпелком KaP-Ten Казахстан Телеком- муникации 100 425 2005
URS Украина 100 235 2005
Mobitel Грузия 51 13 2006
Kyiv star Украина 100 5500 2009
Wind Telecom Египет 51 5000 2011
«Сургутнефте- газ» MOL Венгрия ТЭК, нефтехи- мия 21,2 1900 2009
«Роснефть» Ruhr Oel GmbH Германия нефтепере- работка 50 1600 2010
«Руспромавто» (Группа ГАЗ) Magna International Канада автомоби- лестроение 18 1537 2007
«Мечел» Oriel Resources Велико- британия металлур- гия 1500 2008
Трубная металлургическая компания (ТМК) IPSCO Tubulars u NS Group Inc Канада металлур- гия 100 и 51 1200 2008
«Еврохим» BASF Германия производство удобрений 100 1100 2012
Атомэнергопром Uranium One Канада добыча урана 37,3 1055 2010
ГК «Росатом» Mantra Resources Австра- лия добыча урана 100 1002 2011
П р и м е ч а н и е. IV - сектор, V - доля
- российская компания, II - приобретенная компания, III VI - стоимость сделки (млн. долл.)^П - год.
- страна,
Среди корпораций по два крупнейших приобретения совершили «Норникель», «Вымпелком», «Евраз», «Лукойл» и структуры Росатома. В отраслевом разрезе превалируют проекты в сфере металлургии и горнодобычи, нефтехимии и телекоммуникаций. В страновом распределении здесь достаточно неожиданно лидирует Канада, что свидетельствует о ее особом положении в корпоративных планах российских ТНК, прежде всего добывающего сектора и металлургии.
Во-вторых, большинство российских компаний находятся на низшей ступени, выпуская дешевую, технологически примитивную продукцию. Поэтому российские ТНК, приобретая зарубежные компании, получают доступ к запатентованным технологиям и к рынку специализированной высококачественной продукции. Кроме того, они стремятся получить “ноу-хау” в области менеджмента.
Доходы от экспорта нефти и газа способствовали росту внутреннего спроса, улучшению состояния российских предприятий (вне ТЭК), зависимых от колебаний конъюнктуры внутреннего рынка. Этим объясняется рост числа компаний - операторов мобильной связи, являющихся региональными лидерами в странах СНГ, а также российских розничных торго-
вых компаний и производителей пищевых продуктов, пытающихся завоевывать рынки государств СНГ.
В результате ведущие российские компании могут увеличить капитализацию в РФ и на мировых рынках ценных бумаг (например, на Лондонской или Нью-Йоркской биржах). Так, “Вымпелком” в 1996 г. выпустила в обращение акции в Нью-Йорке, открыв дешевый источник ликвидности для финансирования приобретения компаний в странах СНГ. К 2005 г. российские компании привлекли на биржах 5 млрд. долл., а в 2006 г. “Роснефть” разместила свои акции на сумму более 10 млрд. на Лондонской фондовой бирже.
Некоторые российские компании учредили собственные структуры корпоративного управления. Например, компания “Алтимо” основала в Лондоне консультативный комитет с целью внедрения международных стандартов корпоративного управления, используя опыт западных экспертов.
“Лукойл” формирует собственную систему корпоративного управления совместно со стратегическим партнером - компаний “Conoco Philips”. “Русал” при поддержке ЕБРР и МФК также разработала программу совершенствования корпоративного управления.
Анализ данных крупнейших российских ТНК, отмеченных в отчете ЮНКТАД о состоянии мировых инвестиций [6] позволил все компании распределить на четыре группы в зависимости от характера конкурентных преимуществ и отраслей промышленности. В результате анализа определены формы интернационализации национальных производителей по группе отраслей в зависимости от характера преимуществ (табл.6).
Таблица 6
Формы интернационализации российских производителей по группам отраслей в зависимости от характера преимуществ
Конкурентные преимущества
Слабые
Сильные
а
в
т
с
е
ще
у
м
и
е
р
п
е
ы
н
ь
л
е
т
и
н
в
а
р
О
ы
н
ь
л
и
О
е
ы
б
а
л
о
Г руппа 1
1. Экспорт
2. Создание стратегических альянсов
3. Создание производства
1. Экспорт Группа. 3
2. Создание торговых представительств
3. Создание стратегических альянсов
4. Создание НИОКР
Г руппа 2
1. Экспорт
2. Создание торговых представительств
1. Экспорт Группа 4
2. Создание торговых представительств
3. Создание производств
4. Создание НИОКР
Отрасли группы 1 характеризуются наличием сравнительных преимуществ размещения в национальной экономике (доступ к сырьевым ре-
сурсам в результате выгодного географического расположения), в то время как фирмы в этих отраслях не являются носителями выраженных конкурентных преимуществ. Благодаря сильным сравнительным преимуществам интернационализация компаний данной группы проходит по экспортному варианту. Кроме того, отрасли данной группы весьма привлекательны для притока ПИИ зарубежных ТНК, направленных на реализацию стратегии обратной интеграции (на ресурсные рынки). К данной группе можно отнести: добыча и первичная переработка минеральных ресурсов, черная и цветная металлургия.
Производители в отраслях группы 2 характеризуются слабыми и конкурентными и сравнительными преимуществами и находятся в относительно невыгодном положении по сравнению с зарубежными компаниями. Наиболее типичные отрасли: пищевая промышленность, машиностроение, телекоммуникации. Так, компании этих отраслей чаще всего работают по стратегии горизонтальной интеграции.
Отрасли группы 3 занимают самые сильные позиции в условиях глобальной конкуренции. Здесь представлены фирмы, производящие товары с более высокой добавленной стоимостью, чем в группе 1. Обслуживание зарубежного рынка осуществляется через экспорт товаров и услуг, что обуславливает дальнейшее расширение выпуска. Крупные компании в процессе выхода на международный рынок могут создавать производственно-сбытовые филиалы по модели горизонтальной интеграции. В группу вошли производители железнодорожной, авиационной и космической техники, а также компании, оказывающие транспортные услуги.
Группа 4 включает отрасли с относительно сильными конкурентными позициями отдельных компаний, но проигрывающие иностранным конкурентам во внешней торговле. Способом сохранения местного производства может стать приток иностранного капитала и технологий в создание совместных предприятий, стратегических альянсов, либо филиалов зарубежных ТНК. Также возможен отток капитала из страны в создание совместных производственных филиалов за рубежом. Наиболее типичным представителем группы является автомобильная промышленность.
Интенсификации процесса российских ПИИ будут способствовать следующее:
1. Снижение барьеров для размещения частного капитала;
2. Разработка системы защиты участников рынка капитала;
3. Снижение инфляционных процессов в экономике. [7]
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Российские ТНК находятся только на начальных стадиях интернационализации своей деятельности. В российской экономике будет наблюдаться стремительный рост числа компаний, стремящихся принять участие в мировых процессах интернационализации. По-прежнему основными направлениями их экспансии остаются страны СНГ (прежде всего
Казахстан и Украина), Евросоюза (главным образом Великобритания, Италия и Г ермания), а также богатые сырьем государства Азии, Африки и Латинской Америки. Следует отметить, что наличие СНГ становится важным стимулом для развития российских ТНК, потому что рынки соседних с Россией стран Содружества в большинстве случаев отличаются низким уровнем конкуренции, их предпринимательская и культурная среда близка к российским условиям.
2. В перспективе зарождающиеся российские ТНК по-прежнему будут стремиться осуществлять ПИИ в странах ЕС и СНГ (тем более что сохранение благоприятной конъюнктуры на мировых рынках будет приносить в ближайшее время ведущим российским компаниям-экспортёрам всё новые свободные средства, вкладывать которые на родине у них не всегда есть желание). По своей важности европейских вектор инвестиционной экспансии будет уступать только одному направлению - СНГ, поскольку наличие предприятий в Евросоюзе облегчает российским фирмам экспорт, удешевляет привлечение зарубежного финансирования и в целом благоприятно воздействует на их имидж и внутри России, и за её пределами (впрочем, сходные мотивы существуют и при инвестировании в США).
3. Консолидация бизнеса внутри страны в основном происходит по пути СиП, в следствие чего увеличиваются объемы экспорта, что является первой формой интернационализации и предпосылкой к росту компаний за пределами страны базирования.
4. Увеличивается число российских компаний, стремящихся увеличить свою капитализацию, путем размещения своих акций на мировых рынках ценных бумаг.
5. Основными причинами, определяющими процесс интенсификации российских прямых иностранных инвестиций является стремление реализовать конкурентные преимущества месторасположения и масштабов деятельности. Так, компании нефтегазовой и металлургической отрасли России имеют доступ к колоссальным запасам сырья, что является преимуществом местоположения. В свою очередь телекоммуникационные компании принимают участие в процессах транснационализации, обладая преимуществами масштабов деятельности в российской экономике, что обусловливает стремительное увеличение прибылей.
Стабилизационные процессы в экономике России, формирование конкурентной среды и рыночной инфраструктуры изменяют характер ведения бизнеса и приоритета принятия управленческих решений. Трансформация экономики привела к необходимости изменения стратегии, направленной на выживание в условиях экономического кризиса, на формирование и реализацию новой стратегии, ориентированной на достижение целей предприятий в соответствии с требованиями экономической реальности. Правильно разработанная стратегия в рыночной системе хозяйствования выступает в качестве залога перспективного развития предприятий.
Список литературы
1. Официальный сайт Центрального банка РФ. URL: http: //www.cbr.ru/
2. Официальный сайт Институт мировой экономики и международных отношений Российской академии наук. URL:http://www.imemo.ru/
3. Данные Росстата. URL:http://www. gks.ru/bgd/free/b04 03/
IssWWW.exe/Stg/d03/42inv27.htm
4. Презентация «Экспорт российских прямых инвестиций стабилизировался по мере окончания мирового кризиса». 23 июня 2010 г. М.: ИМЭМО РАН. С. 4. URL: http: //www. imemo. ru/ru/publ/2011/23062011/
23062011_pr.pdf
5. Investment from Russia stabilizes after the global crisis. 23 June 2011. URL: http://www.imemo.ru.
6. Официальный сайт статистических данных UNCTAD. - URL: http: //unctadstat.unctad. org/ReportF olders/reportF olders. aspx
7. Матраева Л.В. Анализ инвестиционной позиции России на мировом рынке прямых иностранных инвестиций // Вопросы региональной экономики. 2013. Т. 15. № 2. С. 55-62.
Матраева Лилия Валериевна, канд. экон. наук, доц., matraeva@rambler.ru, Россия, Тула, Российский государственный торгово-экономический университет, Тульский филиал,
Филатова Юлия Михайловна, канд. физ.-мат. наук, доц., yumff@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.
ANALYSIS OF TENDENCIES AND PROBLEMS OF DIRECT FOREIGN INVESTMENTS REALIZATION IN THE PROCESS OF RUSSIAN TNC INTEGRATION INTO WORLD
ECONOMY
L.V. Matraeva, Y.M.Filatova
The article deals with current issues analyze trends and challenges for foreign direct investments from the Russian Federation.
Key words: foreign direct investments, integration, Russian TNC.
Matraeva Liliа Valerievna, candidate of economic science, docent, matrae-va@rambler.ru, Russia, Tula, Russian State University of Trade and Economics, Tula branch,
Filatova Yulia Michailovna, candidate of physical and mathematical science, docent, yumff@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University.