sional orientation in social adaptation of studying youth”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 49, No. 3, pp. 79-82
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.12.2012.
УДК 796.413/.418
АНАЛИЗ ТЕХНИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ГИМНАСТИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА «МАДЬЯР» НА КОНЕ - МАХИ
Равиль Михайлович Тухватулин, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой ТиМ гимнастики,
Сергей Анатольевич Антонов, старший преподаватель,
Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и
туризма (СГАФКСТ)
Аннотация
В данной статье дается анализ временных характеристик техники выполнения одного из базовых гимнастических элементов на коне - махи «круговые перемещения поперек снаряда с одной части тела на другую» названного по имени «Мадьяр» - первого исполнителя данного элемента.
Анализ двухопорных и одноопорных положений гимнаста на снаряде позволяют по временным параметрам сделать соответствующие, объективные выводы по технике изучаемого элемента. Таким образом, анализируя все действия гимнаста в исследуемом гимнастическом элементе «Мадьяр» мы выявили, что главные двухопорные положения (ДОП) гимнаста выполняются очень быстро и мощно, задающие оптимальный темп движения и создающие условия для сохранения устойчивых одноопорных положений (ООП) на левой и правой руке. При выполнении всех семи кругов, особенно при перемещении на ручки и между ручек, одноопорное положение на левой руке занимает больше времени, чем ООП на правой руке - это указывает на важность действий гимнаста в этом положении, когда необходимо выполнить главные двигательные действия для удержания правильной технической осанки на данном снаряде и в последующем следить за этой осанкой - прямым положением тела по ходу выполнения всего упражнения в целом.
Ключевые слова: круги, техническое исполнение, техническая осанка, двухопорное положение (ДОП), одноопорное положение (ООП) на снаряде.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.12.94.p132-136 TECHNICAL ANALYSIS OF THE PERFORMANCE OF THE GYMNASTICS ELEMENT “MAGYAR” ON THE POMMEL-HORSE
Ravil Mikhailovich Tukhvatulin, the candidate of pedagogical sciences, professor,
head of the faculty Sergey Anatolevich Antonov, the senior teacher,
Smolensk State Academy of Physical Education, Sport and Tourism
Annotation
This article gives the analysis of temporary characteristics of performance technique of one of the basic gymnastic elements on a horse - moves "circular movements across implement from one part of a body on another" called by name "Magyar" - named after the first performer of this element.
The analysis of two-basic and one-basic positions of the gymnast on implement allows drawing by temporary parameters the corresponding, objective conclusions on technique of the trained element. Thus, analyzing all actions of the gymnast in the studied gymnastic Magyar element we revealed that the main two-basic positions of gymnast are carried out very quickly and powerfully, providing optimum speed and creating conditions for securing the steady one-basic positions on the left and right hand. When performing all seven circles, especially when moving on handles and between handles, one-basic position on the left hand is held by more time, than on the right hand that points to importance of actions of the gymnast
in this situation when it is necessary to execute the main motion actions for holding the correct technical bearing on this implement and subsequently to observe this bearing - direct position of a body along the course of performance of all exercise as a whole.
Keywords: circles, technical performance, technical bearing, two-fulcrum position (DOP), one-fulcrum position (OOP) on the pommel-horse.
ВВЕДЕНИЕ
Техника исполнения гимнастического упражнения представляет собой целесообразный способ или совокупность способов управления движениями, обеспечивающими успешное выполнение поставленной двигательной задачи. Особенности техники всех круговых движений двумя ногами (кругов продольно и поперек) на коне - махи определяются моментом преодоления силы тяжести тела, которое стремиться опустить тело гимнаста в вертикальное положение, прижать к снаряду. Усилиями рук, мышц плечевого пояса и спины гимнаст противодействует этому опусканию. Благодаря набранному гимнастом ускорению по горизонтали, прямое тело принимает наклонное положение на коне
- махи [1,2,3].
При анализе движения определяют положение тела в пространстве, в различные моменты времени и сравнивают между собой [4,5]. В этой связи, в исследованиях, проведенных на кафедре ТиМ гимнастики, с помощью видеосъемки цифровой видеокамерой нами анализировались временные характеристики техники выполнения одного из базовых гимнастических элементов на коне - махи - круговые перемещения поперек снаряда с одной части тела на другую, называемый по имени первого исполнителя «Мадьяр». Элемент является на данный момент профилирующим для гимнастов и от качества его освоения зависит мастерство и будущий успех юных спортсменов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Анализируя видеоциклограмму техники выполнения гимнастического элемента так называемой «проходки» через все тело коня (мадьяр), следует особо остановиться на 2-х кругах, которые являются «разгоночными» для придания начального ускорения к последующему перемещению гимнаста с одной части тела на другую т.к. одного круга явно не достаточно, чтобы набрать необходимую скорость для выполнения данного элемента (Рис 1).
В целом, время выполнения (t) 1-го круга равно - 0,88 сек (кадры 2-7) , 2 круга -0,64 сек. (8-11 кадры) заметно увеличение скорости выполнения, которое составляет -
0,24 сек. На 3-м круге гимнаст перемещается на ручки (12-15 кадр), скорость перемещения составляет - 0,64 сек, т.е. со скоростью 2 круга на теле, что указывает на то, что скорость выполнения круга является оптимальной. Нахождение гимнаста на одной ручке скоротечно и составляет (15-16 кадр) - 0,40 сек, далее гимнаст переходит на тело коня между ручками, время перехода в это положение составляет - 0,38 сек (18-21 кадр), т.е. почти такое же как при переходе гимнаста на одну ручку. Переход с тела коня снова, но уже на дальнюю ручку составляет - 0,72 сек (22-24 кадры) увеличение времени выполнения связанно с трудностью перехода на дальнюю ручку в связи с тем, что гимнаст должен высоко удерживать тело в горизонтальном упоре, чтобы не задеть ногами ручку коня. Последующий переход с ручек на дальнюю часть тела коня занимает - 1,20 сек (25-30 кадры) это еще больше, чем предыдущий круг на ручке, что также связанно с возрастающей нагрузкой на мышцы гимнаста, удерживающие горизонтальное положение в самой низкой посадке, т. е. в упоре на теле коня, когда все тело должно проходить через обе ручки.
Таким образом, время выполнения всего элемента «Мадьяр» с двумя начальными разгонными кругами выполняется в течение - 9,16 сек, не учитывая время выполнения приземления со снаряда. За данный период времени гимнаст выполняет в общей сложности - 7 кругов, находясь в разных положениях упора на теле и ручках.
-140- -145- -150- -155-
Рис. 1. Видеоциклограмма техники выполнения элемента «Мадьяр»
на коне-махи
Особо следует обратить внимание на то, что для выполнения данного элемента
необходимо выполнить 2 разгонных круга в упоре поперек, причем на 2-ом круге достигается большая скорость выполнения круга и создания наилучших условий для перемещения гимнаста с тела коня на его ручки. Из представленной видеоциклограммы видна высокая посадка гимнаста над снарядом, прямое положение тела на всех кругах, что говорит о высокой технике исполнительского мастерства гимнаста.
Анализируя технику выполнения данного элемента очень важным являются нахождение гимнаста в двухопорном (ДОП) и одноопорном (ООП) положении. Двухопорное положение позволяет гимнасту набрать начальную скорость движения, от которой зависит точный временной ритм двигательных действий гимнаста в одноопорных положениях. Так, в начальном, исходном двухопорном положении гимнаст находится -
4, 4 сек (1-2 кадры). Одноопорное положение на левой руке составляет - 0,32 сек (3 кадр). Время выполнения двухопорного положения, когда тело находится спереди, над телом коня - незначительное - 0,18 сек (4 кадр), затем наступает одноопорное положение на правой руке, гимнаст находится в этом положении - 0,24 сек (5-6 кадры). Завершается 1 цикл (1 круг) приходом снова в ДОП., время выполнения с момента наскока на снаряд составляет - 5,24 сек. (1-6 кадры).
Во 2-м цикле (2-й круг , 7-11 кадры), ООП на левой руке составляет - 0,32 сек . (78 кадры) тоже, что и на 1-м круге, ДОП. - 0,18 сек (9 кадр) повторяет 1-й круг, ООП на правой руке - 0,4 сек. (9-10 кадры) несколько продолжительнее, т.к. гимнаст начинает смещаться ближе к ручкам.
Время ДОП на 3-м цикле (3-й круг) равен - 0,16 сек (10 кадр) почти такое же, что и на 2-м круге, ООП на левой руке составляет - 0,40 сек (11-12 кадры). ДОП тело гимнаста спереди - 0,16 сек (12 кадр) почти остается неизменным, ООП на правой ручке - 0,24 сек (13 кадр) короче, т. к. следующее действие идет постановка левой руки на ручку, начинается вхождение гимнаста в ручки.
ОП (14 кадр) составляет - 0,24 сек. Является началом 4-ого цикла (4 круг) ООП на левой руке уже на первой ручке составляет - 0,24 сек (15 кадр), далее ДОП тело гимнаста спереди - 0,4 сек ( 16 кадр) в 2 раза продолжительнее, чем аналогичное положение на 3-м круге , т.к. гимнаст находится на одной ручке, далее ООП на правой руке составляет -
0,16 сек. (17 кадр). Двухопорным положением (ДОП) , завершается 4 -й цикл
(4 круг) - 0,4 сек (18 кадр). Опора гимнаста о снаряд - сложная, правой рукой опирается на ручку, а левой рукой о тело коня между ручками, поэтому оно несколько продолжительнее ДОП предыдущего 3-его цикла (3 круга).
5-й цикл (5 круг), временные параметры следующие: ООП на левой руке - 0,4 сек. (19 кадр), двухопорное положение (ДОП)- тело гимнаста спереди -0,12 сек.(20 кадр) , ООП на правой руке - 0,24 сек (21 кадр) . ДОП тело гимнаста сзади коня - 0,24 сек. (22 кадр ) и левая рука находится на дальней ручке - является началом 6-го цикла (6 круга) .
6-й цикл (6 круг, 23 кадр) временные характеристики: ООП на левой руке - 0,48 сек - продолжительнее, т.к. гимнаст должен сместиться вперед на ручку. ДОП тело гимнаста спереди - 0,16 сек.(24 кадр), ООП на правой руке Ф- 0,24 сек. (25 кадр). ДОП тело гимнаста сзади - (26 кадр) , начало 7-го цикла (7 круга) - 0,16 сек.
7-ой цикл (7 круг , 26 кадр), ООП на левой руке - 0,4 сек. ( 27 кадр ), ДОП тело спереди - 0,12 сек. (28 кадр), ООП на правой руке - 0,24 сек. (29 кадр ) и ДОП тело гимнаста сзади - 0,16 сек.(30-31 кадры ) и приземление гимнаста - 0,48 сек. (32 кадр ).
Время выполнения всего упражнения - «проходки» «Мадьяр» с 1 по 7 циклы (1-7 круги) с фазой приземления составляет в общем временном диапазоне - 11,52 сек.
ВЫВОДЫ
Таким образом, анализируя все действия гимнаста в исследуемом гимнастическом элементе «Мадьяр» мы выявили, что главные двухопорные положения (ДОП) гимнаста выполняются очень быстро и мощно, задающие оптимальный темп движения и создаю-
щие условия для сохранения устойчивых одноопорных положений (ООП) на левой и правой руке. При выполнении всех семи кругов, особенно при перемещении на ручки и между ручек, одноопорное положение на левой руке занимает больше времени, чем ООП на правой руке - это указывает на важность действий гимнаста в этом положении, когда необходимо выполнить главные двигательные действия для удержания правильной технической осанки на данном снаряде и в последующем следить за этой осанкой - прямым положением тела по ходу выполнения всего упражнения в целом.
Двухопорные положения (ДОП) гимнаста являются ключевыми и следует особо обратить внимание исполнителя на эти положения, когда тело гимнаста на данном снаряде находится в упоре и в упоре сзади.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гавердовский, Ю.К. Гимнастическое многоборье. Мужские виды / Ю.К. Гавердовский. - М. : Физкультура и спорт, 1987. - 479 с.
2. Говердовский, В.И. Программирование при обучении базовым упражнениям на гимнастическом коне : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Говердовский В.И. - Л., 1986.
- 21 с.
3. Гавердовский, Ю.К. Техника гимнастических упражнений / Ю.К. Гавердовский. - М. : Терра - Спорт, 2002. - 512 с.
4. Сучилин, Н.Г. Техническая структура гимнастических упражнений / Н.Г. Су-чилин // Метод. прилож. к журн. «Гимнастика». Вып. 1. - М. : Советский спорт, 2010. -С. 5-13.
5. Сучилин, Н.Г. Биомеханические основы спортивной техники / Н.Г. Сучилин, А.Ф. Родионенко, Ю.В. Шевчук // Метод. прилож. к журн. «Гимнастика». Вып. 2. - М. : Советский спорт, 2011. - С. 5-28.
REFERENCES
1. Gaverdovski, Yu.K. (1987), Gymnastic all-round. Man’s types, publishing house “Physical culture and sports”, Moscow, USSR.
2. Goverdovski, V.I. (1986), Programming when training in basic exercises on a gymnastic horse: dissertation, Leningad, USSR.
3. Gaverdovski, Yu.K. (2002), Equipment of gymnastic exercises, publishing house “Terra-Sport”, Moscow, Russian Federation.
4. Suchikin, N.G. (2010), “Technical structure of gymnastic exercises”, Methodical annexes to the “Gimnastika" journal, Vol. 1, pp, 5-13., publishing house :Soviet Sport, Moscow, Russian Federation.
5. Suchikin, N.G., Rodinenko, A.F. and Shevchuk, Yu.R. (10110, “Biomechanical bases of sports equipment”, Methodical annexes to the “Gimnastika" journal, Vol. 12, pp, 5-28., publishing house :Soviet Sport, Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.12.2012.
УДК 378.147
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Артем Александрович Фортунатов, кандидат педагогических наук, доцент, Магнитогорский государственный университет (МаГУ)
Аннотация
Рассматриваются педагогические условия формирования ответственного отношения личности к окружающей социо-природной среде. Раскрываются особенности формирования экологиче-