Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования экологической культуры студентов вуза'

Педагогические условия формирования экологической культуры студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛОВИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ОБУЧАЮЩИХСЯ / CONDITIONS / PEDAGOGICAL CONDITIONS / ECOLOGICAL CULTURE OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фортунатов Артем Александрович

Рассматриваются педагогические условия формирования ответственного отношения личности к окружающей социо-природной среде. Раскрываются особенности формирования экологического и творческого потенциала студента в процессе обучения, способствующего его осознанной ориентации в системе экологических ценностей и перехода их в жизненные ценности. Описывается научно-методическое обеспечение в условиях модернизации организационных основ образовательного процесса вуза, являющиеся приоритетным фактором целостности преобразований в развитии экологической культуры обучающихся. Таким образом, мы проанализировали наиболее важные педагогические условия, апробированные в опытной работе, влияющие на развитие экологической культуры студентов вуза, их взаимное влияние друг на друга, связь с внешней средой. Доминирование отдельных конструктов в определенном временном отрезке необходимо анализировать, что возможно при формировании ответственного отношения личности к окружающей социоприродной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фортунатов Артем Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions for the university students` eco-culture formation

The work analyzes the pedagogical conditions for formation of personal responsible attitude to the socio-natural environment. The peculiarities of the formation of ecological and creative potential of the student within the educational process, contributing to his conscious orientation in the environmental values with further transformation into the values of life. The scientific and methodological support in the conditions of modernization of the organizational framework of the university`s educational process, is a priority factor of the integrity of the transformations in the development of ecological culture of the students. Thus, we analyzed the most important pedagogical conditions, tested in experimental work, influencing on the development of ecological culture of higher school`s students, and their mutual influence on each other, the relationship with the environment. The dominance of separate constructs within a certain time interval is to be analyzed, which is possible under formation of the responsible attitude of the individual to the surrounding socio-natural environment.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования экологической культуры студентов вуза»

щие условия для сохранения устойчивых одноопорных положений (ООП) на левой и правой руке. При выполнении всех семи кругов, особенно при перемещении на ручки и между ручек, одноопорное положение на левой руке занимает больше времени, чем ООП на правой руке - это указывает на важность действий гимнаста в этом положении, когда необходимо выполнить главные двигательные действия для удержания правильной технической осанки на данном снаряде и в последующем следить за этой осанкой - прямым положением тела по ходу выполнения всего упражнения в целом.

Двухопорные положения (ДОП) гимнаста являются ключевыми и следует особо обратить внимание исполнителя на эти положения, когда тело гимнаста на данном снаряде находится в упоре и в упоре сзади.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гавердовский, Ю.К. Гимнастическое многоборье. Мужские виды / Ю.К. Гавердовский. - М. : Физкультура и спорт, 1987. - 479 с.

2. Говердовский, В.И. Программирование при обучении базовым упражнениям на гимнастическом коне : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Говердовский В.И. - Л., 1986.

- 21 с.

3. Гавердовский, Ю.К. Техника гимнастических упражнений / Ю.К. Гавердовский. - М. : Терра - Спорт, 2002. - 512 с.

4. Сучилин, Н.Г. Техническая структура гимнастических упражнений / Н.Г. Су-чилин // Метод. прилож. к журн. «Гимнастика». Вып. 1. - М. : Советский спорт, 2010. -С. 5-13.

5. Сучилин, Н.Г. Биомеханические основы спортивной техники / Н.Г. Сучилин, А.Ф. Родионенко, Ю.В. Шевчук // Метод. прилож. к журн. «Гимнастика». Вып. 2. - М. : Советский спорт, 2011. - С. 5-28.

REFERENCES

1. Gaverdovski, Yu.K. (1987), Gymnastic all-round. Man’s types, publishing house “Physical culture and sports”, Moscow, USSR.

2. Goverdovski, V.I. (1986), Programming when training in basic exercises on a gymnastic horse: dissertation, Leningad, USSR.

3. Gaverdovski, Yu.K. (2002), Equipment of gymnastic exercises, publishing house “Terra-Sport”, Moscow, Russian Federation.

4. Suchikin, N.G. (2010), “Technical structure of gymnastic exercises”, Methodical annexes to the “Gimnastika" journal, Vol. 1, pp, 5-13., publishing house :Soviet Sport, Moscow, Russian Federation.

5. Suchikin, N.G., Rodinenko, A.F. and Shevchuk, Yu.R. (10110, “Biomechanical bases of sports equipment”, Methodical annexes to the “Gimnastika" journal, Vol. 12, pp, 5-28., publishing house :Soviet Sport, Moscow, Russian Federation.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 30.12.2012.

УДК 378.147

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Артем Александрович Фортунатов, кандидат педагогических наук, доцент, Магнитогорский государственный университет (МаГУ)

Аннотация

Рассматриваются педагогические условия формирования ответственного отношения личности к окружающей социо-природной среде. Раскрываются особенности формирования экологиче-

ского и творческого потенциала студента в процессе обучения, способствующего его осознанной ориентации в системе экологических ценностей и перехода их в жизненные ценности. Описывается научно-методическое обеспечение в условиях модернизации организационных основ образовательного процесса вуза, являющиеся приоритетным фактором целостности преобразований в развитии экологической культуры обучающихся. Таким образом, мы проанализировали наиболее важные педагогические условия, апробированные в опытной работе, влияющие на развитие экологической культуры студентов вуза, их взаимное влияние друг на друга, связь с внешней средой. Доминирование отдельных конструктов в определенном временном отрезке необходимо анализировать, что возможно при формировании ответственного отношения личности к окружающей со-циоприродной среде.

Ключевые слова: условия, педагогические условия, экологическая культура обучающихся. DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.12.94.p136-141

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE UNIVERSITY STUDENTS' ECOCULTURE FORMATION

Artyom Alexandrovitch Fortunatov, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Magnitogorsk Federal State Budget University

Annotation

The work analyzes the pedagogical conditions for formation of personal responsible attitude to the socio-natural environment. The peculiarities of the formation of ecological and creative potential of the student within the educational process, contributing to his conscious orientation in the environmental values with further transformation into the values of life. The scientific and methodological support in the conditions of modernization of the organizational framework of the university's educational process, is a priority factor of the integrity of the transformations in the development of ecological culture of the students. Thus, we analyzed the most important pedagogical conditions, tested in experimental work, influencing on the development of ecological culture of higher school's students, and their mutual influence on each other, the relationship with the environment. The dominance of separate constructs within a certain time interval is to be analyzed, which is possible under formation of the responsible attitude of the individual to the surrounding socio-natural environment.

Keywords: conditions, pedagogical conditions, ecological culture of students.

В научной литературе встречаются различные определения понятия «условие» и «педагогическое условие». Выявление условий в философском понимании имеет смысл в отношении к предмету, явлению, процессу или системе, т.к. в данном случае оно рассматривается в отношении существования, функционирования и развития того или иного предмета, явления, состояния.

В педагогике предмет исследования тесным образом связан с постановкой цели выделения педагогических условий. Поэтому остановимся на ключевом определении педагогического условия, на котором базируется наше исследование. Это понятие определено в работе А.Я. Найна, который под педагогическим условием понимает: «Совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, педагогических приемов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных в исследовании задач» [3, с. 153].

Ниже более подробно раскроем педагогические условия, направленные на формирования экологической культуры обучающихся.

Рассмотрим первое условие развития экологической культуры студентов вуза: формирование экологического и творческого потенциала студента в процессе обучения, способствует его осознанной ориентации в системе экологических ценностей и перехода их в жизненные ценности, которые отражаются в основных принципах жизнедеятельности разного уровня.

В настоящее время законом «Об образовании» обусловлена такая профессиональная норма, как творчество в деятельности учителя. Кроме того оно выступает в качестве

механизма аттестации педагогических кадров и сертификации образовательных программ. Исходя из этого, в процессе подготовки обучающихся должны формироваться личностные качества и умения осуществлять и развивать собственный процесс творчества в целом, а так же раскрыть их эколого-творческий потенциал.

Использование творческого процесса в процессе обучения, способствует формированию у студента творческого экологического потенциала, а также своеобразного креативно-пространственного поля деятельности, где он может самореализоваться. В процессе этого у студента складывается нормальный режим экологического творчества.

Опираясь на работы И.Я. Лернера, Л.И. Логинова, Н.Н. Нечаева, Л.С. Рубинштейна, Г.Селье , И.Н. Семенова и др., посвященных описанию процесса научного творчества, нами были выделены следующие этапы развития непрерывного процесса экологического творчества, представленные на рисунке:

Рис. Этапы развития процесса непрерывного экологического творчества обучающихся

1. Этап - мотивационный, проявляется в желании узнать новое. Это либо проявление интереса к экологическому явлению, либо недопонимание его.

2. Этап - ознакомление с заинтересовавшим явлением. Заключается в сборе о экологическом явлении информации. Происходит путем изучения литературы, привлечения знаний из своего собственного опыта или путем непосредственного обследования объек-

та.

3. Этап - осмысление полученной информации о экологическом явлении и попытка понять выделенное явление на основе уже имеющихся знаний и способов преобразования информации. Если задача не слишком сложна то, сопоставив известное с неизвестным, поняв явление и найдя простое решение можно уже на этой стадии творчества. Если явление до конца не понято, обучающийся может выдвигать гипотезу, пытаясь угадать конечный результат и перейти на седьмой этап к ее проверке.

4. Этап - формирование на основе осмысления интуитивной картины экологического явления в целом. Данный этап тесно связан с включением в решение данной проблемы бессознательных процессов. Сопоставляя некоторые факты с имеющимися знаниями по решаемой задаче, обучающийся постепенно продвигается в своем понимании.

5. Этап - появление чувства близости решения и поиска путей его выражения. Как правило, выражение этого происходит в некотором чувстве напряжения, беспокойства, дискомфорта. Если обучающийся останавливается на этом этапе, то творчество прекращается.

6. Этап - появление идеи. Как отмечает Г. Гельмгольц, идея может возникнуть внезапно, в минуты рассеянного внимания [2, с. 85]. На смену напряжения приходит сильно или слабо выраженные положительные эмоциональные реакции.

7. Этап - изложение идеи и ее проверка. Полученную идею необходимо рассмотреть, проверить, уточнить, установить связь с другими уже имеющимися представлениями. Завершается данный этап написанием статьи, курсовой или дипломной работы, т. е. созданием продукта творчества с уточненными формулировками и логикой доказательств.

На этом этапе может наблюдаться возврат к исходному в результате недостаточной эффективности идеи, т.е. обучающийся снова переходит на первый этап.

8. Этап - жизнь идеи, воплощенной в творческий процесс обучающихся. Изложенная, опубликованная, представленная в виде доклада, внедренная в практику идея начинает существовать совместно с другими идеями, иногда вступая с ними в борьбу.

Представленные этапы развития непрерывного процесса экологического творчества не имеют строгой иерархии. Они могут сдвигаться (если задача решена на третьем этапе, то сразу идет седьмой этап), или обучающийся может возвратиться к первому этапу, для того, чтобы снова ознакомиться с явлением, если существует недостаток информации.

Для более полного раскрытия данного условия следует рассмотреть ценности, которые формируются в процессе обучения у студентов вуза.

Ядром культуры, как отмечают А.Г. Здравомыслов, Е.Л. Руднева, В.Н. Худяков и др., являются ценности. Ценность можно рассматривать, как внутренний стержень культуры общества, объединяющее звено всех отраслей духовного производства, всех форм общественного сознания. Система ценностей, присущая той или иной исторической формации - это действенная сторона общественного сознания, взятого в совокупности всех его форм. Развитие личности человека происходит за счет приобщения к культуре и освоения ценностей. При этом у каждого человека существует индивидуальная иерархия личностных ценностей. Данная иерархия является связующим звеном между духовным миром личности и духовной культурой общества. Сам процесс формирования ценностей, как известно, происходит задолго до прихода студентов в высшую школу, где в свою очередь он продолжается и подвергается корректировке.

Как показало наше исследование, в вузе этот процесс происходит в форме культуры межличностного общения студентов, культуры мышления и речи, поведения и отношений, рефлексивного отношения к окружающему миру и себя в этом мире, то есть в том, что характеризует социальную среду.

Жизненные ценности студентов являются субъективным элементом образа жизни

и представляют собой относительно постоянные стремления, проявляющиеся в ситуации выбора и являющиеся своеобразной системой жизненных целей и средств их реализации. Заимствованная нами информационная нагрузка помогла понять то, что в основе разделения таких понятий, как ценностные ориентации и жизненные ориентации лежит категория деятельности. Так, например ценностные ориентации включают в себя системы признаваемых ценностей, а жизненные ориентации представляют собой воспринимаемые ценности, которые отражают действия объекта.

Остановимся на рассмотрении второго педагогического условия формирования экологической культуры студентов вуза: научно-методическое обеспечение в условиях модернизации организационных основ образовательного процесса вуза, является приоритетным фактором целостности преобразований в развитии экологической культуры обучающихся.

Система управления научно-методической работой в условиях модернизации организационных основ образовательного процесса вуза изменяет природу взаимодействия управляющего и управляемого. Такое взаимодействие принимает характер динамически подвижного равновесия, так как субъекты управленческого процесса, выполняя разные роли и функции в управляющей системе, постоянно меняются функциональными местами. Как отмечает коллектив авторов, это приводит к оптимизации соотношения централизации и децентрализации в управлении. Каждый субъект данной системы (руководитель, педагог, обучающийся и др.) в зависимости от ситуации должен выполнять много разных ролей, одна из которых является ролью управленца. Объем сотрудничества и вза-имокоординации возрастает постепенно переходя в непрерывное регулирование связей, отношений, взаимодействия субъектов управления, а доля единоличного распорядительства в управлении научно-методической работой уменьшается [4, с. 61-62].

Научно-методическое обеспечение модернизации образовательного процесса происходит путем отражения всех основных, системозначимых характеристик и качеств процесса обучения, его инновационных элементов, а также средств и педагогических условий практической реализации данной модернизации.

Технологический инструментарий, предложенный К. Я. Вазиной, способствует организации четкого алгоритмичного процесса обучения в условиях любого учебного курса, исходя из природно-рефлексивной технологии саморазвития человека, а также единые правила создания комплекса методического обеспечения такого обучения [1, с. 102].

Эти разработки были положены нами в основу создания авторской программы спецкурса по проблеме развития экологической культуры студентов вуза, которая отражает переструктурирование учебного материала курса на модульной системодеятельностной основе. Содержание наиболее адекватному отражению по форме системного строения предметного поля курса, как части, фрагмента общечеловеческой культуры, способствует модульная структура. Тем самым способствует формированию основы системного усвоения студентами учебного материала.

Создание авторской программы обучения по предмету, адаптированной в учебном процессе, предполагает следующие правила алгоритма действий:

- определить цель создания авторской программы;

- исследовать структуру государственной образовательной программы (образовательного стандарта);

- определить общее в структуре государственной программы и логике понимания предмета преподавателем;

- выявить различие между структурой государственной программой и логикой понимания предмета преподавателем;

- определить принципы переструктурирования программы;

- разработать новую структуры программы (найти аргументы ее эффективности и доказать их состоятельность);

- оформить авторскую программу;

- установить ее идентичность по объему содержания с государственным стандартом.

Сохранение в содержании познания сущностных характеристик (качества, функцию системы), происходит путем движения от одного его уровня к другому. Это в итоге приводит к его постепенному углублению и конкретизации. Основой содержания природно-рефлексивной технологии саморазвития человека является программная часть, которая заложена в модуле.

В качестве основы в ходе разработки модуля мы опирались на всеобщий закон движения, обеспечивающий непрерывное взаимодействие некоторых трендов. Человек, как и любая система мира, подчиняется этому закону. Именно взаимодействие человека с другими системами и обеспечивает его познавательно-творческую деятельность.

Таким образом, мы проанализировали наиболее важные педагогические условия, апробированные в опытной работе, влияющие на развитие экологической культуры студентов вуза, их взаимное влияние друг на друга, связь с внешней средой. Доминирование отдельных конструктов в определенном временном отрезке необходимо анализировать, что возможно при формировании ответственного отношения личности к окружающей социоприродной среде.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вазина, К.Я. Природно-рефлексивная технология саморазвития человека / К.Я. Вазина. - М. : Изд-во Московского гос. ун-та, 2002. - 145 с.

2. Гельмгольц, Г. О цели и об успехе естествознания / Г. Гельмгольц - М. : Ком-Книга, 2011. - 152 с.

3. Найн, А.Я. Инновации в образовании / А.Я. Найн. - Челябинск : Изд.-во Че-ляб. филиал Ин-та проблем образования Минобр. РФ, 1995. - 288 с.

4. Матрос, Д.Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга / Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев, Н.Н. Мельникова. - М. : Педагогическое общество России, 2001. - 128 с.

REFERENCES

1. Vazina, K.Y. (2002), Natural Reflexive Technology of Self-Development of a Human, Moscow University Press, Moscow, Russian Federation.

2. Gelmgolz, G. (2011), About the Goal and Success of Natural Science, publishing house “KomKniga”, Moscow, Russian Federation.

3. Nayn, A.Y. (1995), Innovation in Education, publishing house “ChFIRPO MO RF”, Chelyabinsk, Russian Federation.

4. Matros, D.Sh., Polev, D.M. and Melnikova N.N. (2001), New Information Technologies and Educational Monitoring in Education Quality Coordination, publishing house “Russian Pedagogical Society”, Moscow, Russian Federation.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 10.12.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.