Научная статья на тему 'Анализ сущности и содержания внутрифирменного обучения персонала субъекта предпринимательства'

Анализ сущности и содержания внутрифирменного обучения персонала субъекта предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
832
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ПЕРСОНАЛ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ / TRAINING / THE PERSONNEL / METHODS OF TRAINING / TRAINING SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рулевский В. И.

В статье рассмотрены подходы к определению сущности, целей и задач внутрифирменного обучения, проблемы развития и обучения работников организации. Рассмотрена категория компетентности и их составляющие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF ESSENCE AND THE MAINTENANCE OF INTRAFIRM TRAINING OF THE PERSONNEL OF THE SUBJECT OF BUSINESS

In article approaches to definition of essence, the purposes and problems of intrafirm training, a problem of development and training of workers of the organization are considered. The category of competence and their components is considered.

Текст научной работы на тему «Анализ сущности и содержания внутрифирменного обучения персонала субъекта предпринимательства»

Таблица 1. Стратегии адаптации товара и его продвижения на зарубежном рынке

Стратегии Описание

Прямое распределение Предложение внешнему рынку товара без каких-либо изменений

Адаптация товара Адаптация товара в соответствии с условиями конкретной страны и предпочтений местных потребителей

«Обратное» изобретение или новые изобретения Предложение устаревшего товара в развивающихся странах, либо разработка и предложение на внешнем рынке нового товара

Таблица 2. Основные варианты модификации продукции

Изменения в товаре Изменения в коммуникациях

Полная стандартизация нет нет

Модификация товара есть нет

Модификация коммуникационных связей нет есть

Модификация товара и коммуникационных связей есть есть

• использование ранних версий товара, соответствующих потребностям данной страны,

• создание новой версии товара, соответствующего потребностям страны, в которой этот товар будет продаваться.

Основные варианты модификации продукции рассмотрим в табл.2

Средства рекламы нуждаются в адаптации для каждого конкретного рынка, поскольку доступность того или иного средства массовой информации меняется от страны к стране.

В процессе деятельности на международном рынке фирма стремится к достижению поставленных целей, реализуя стратегии.

1. Атакующую стратегию, когда действия компании, направлены на завоевание и расширение рыночной доли. По данным маркетинговых исследований, увеличение рыночной доли на 10% сопровождается ростом нормы её прибыли в среднем на 5%.

Компания может выбрать атакующую стратегию на международном рынке, если:

• её доля на рынке ниже необходимого минимума или резко сократилась в результате действий конкурентов и не обеспечивает достаточного уровня прибыли,

• компания выпускает на рынок новый оригинальный товар,

• компания осуществляет расширение производства, которое окупится лишь при значительном увеличении объёма товара,

• конкуренты теряют свои позиции, и создаётся возможность расширить рыночную долю за счёт небольших затрат.

2. Оборонительную стратегию, которая предполагает сохранение компанией имеющейся рыночной доли и удержание своих позиций на международном рынке. Такая стратегия может быть выбрана, если:

• рыночная позиция компании удовлетворительна или для проведения атакующей агрессивной политики нет средств,

• предвидятся ответные меры конкурентов или государства и компания к ним готовится.

3. Стратегию отступления, которая вынужденной мерой. Эта стратегия предполагает 2 варианта действий: постепенное свёртывание операций или ликвидация бизнеса на международном рынке.

Основу стратегии международного маркетинга составляют : сегментация рынка, выбор целевых рынков, поиск путей выхода компании на рынок, выбор и применение методов и средств маркетинга, определение времени выхода на рынок.

Подводе итог можно сказать,что в комплекс маркетинга входит все, что фирма может предпринять для оказания воздействия на спрос своего товара. Важно согласовать способ приспособления маркетингового комплекса компании к местным условиям рынка.

АНАЛИЗ СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИЯ ВНУТРИФИРМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА СУБЪЕКТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Рулевский В.И., аспирант МФПА

В статье рассмотрены подходы к определению сущности, целей и задач внутрифирменного обучения, проблемы развития и обучения работников организации. Рассмотрена категория компетентности и их составляющие.

Ключевые слова: обучение, персонал, методы обучения, системы обучения

THE ANALYSIS OF ESSENCE AND THE MAINTENANCE OF INTRAFIRM TRAINING OF THE PERSONNEL OF THE SUBJECT OF BUSINESS

Rulevsky V., The post-graduate student, MFPA

In article approaches to definition of essence, the purposes and problems of intrafirm training, a problem of development and training of workers of the organization are considered. The category of competence and their components is considered.

Keywords: training, the personnel, methods of training, training system

До возникновения концепции стратегического развития челове- навыков и подходов к профессиональной деятельности, необходимых

ческих ресурсов типичным являлось определение, предлагавшееся работнику компании для обеспечения должного уровня выполнения

Списком терминов Департамента занятости Великобритании (1981 г.): его служебных обязанностей и решения проблем, возникающих в про-

«Внутрифирменное обучение - это систематическое развитие знаний, цессе его профессиональной деятельности»1.

1 Bramley P.. Evaluating training effectiveness (2-d edition). London. The McGraw-Hill Companies. 1997

Ключевыми моментами этого определения являются указания на: «систематическое развитие» качеств каждого работника компании, а также направленность на обеспечение соответствующего уровня выполнения служебных обязанностей. Однако, это определение исключает из рассмотрения аспект группового и командного обучения.

На наш взгляд наиболее точным представляется следующее определение: «Внутрифирменное обучение - это систематический процесс, вписанный в общую политику развития человеческих ресурсов и направленный на изменения поведения работника в целях наилучшего достижения целей организации»2.

«Внутрифирменное обучение - уточняют авторы монографии «Управление персоналом» - это целевое обучение, обеспечивающее организацию достаточным количеством работников, чьи профессиональные качества в полной мере соответствуют производственно-коммерческим целям организации»3.

Содержание внутрифирменного обучения раскрывается через его основные функции, которые на основе обобщения, по нашему мнению, могут быть сформулированы следующим образом:

• Выявление и анализ потребностей в тех или иных знаниях и навыках для определенных работников компании в зависимости от стратегии ее развития и текущих задач, решаемых компанией.

• Анализ возможностей и определение наиболее адекватных форм и методов внутрифирменного обучения.

• Организация и проведение внутрифирменного обучения для целевой группы работников компании, его кадровое, материальное и техническое обеспечение.

• Создание условий и мотивация реализации результатов обучения в процессе профессиональной деятельности обученных работников.

• Оценка результатов обучения.

Особенность внутрифирменного обучения, на наш взгляд, состо-

ит в том, что оно интегрирует два процесса, протекающих в организационной среде: процесс целевого обучения и процесс профессиональной деятельности. Таким образом, результатами внутрифирменного обучения одновременно являются и результаты обучения, и, косвенно, результаты профессиональной деятельности, точнее их изменение по результатам обучения. Поскольку объектом внутрифирменного обучения является человек - работник организации, изменяемым параметром в результате осуществления внутрифирменного обучения должно быть такое качество работника, которое было бы максимально связано и содержательно, и формально с результатами его профессиональной деятельности. Этим условиям отвечает такая категория как компетентность работника. В связи с этим в качестве целевого параметра процесса внутрифирменного обучения целесообразно рассматривать уровень компетентности работника.

В настоящем исследовании нам представляется целесообразным рассматривать компетентность как совокупность и знаний, и навыков, т.к. обе эти составляющие необходимы для успешной реализации компетенций. Причем, одно не является абсолютным производным другого: навыки могут быть выработаны не на основе знаний, а, нередко на основе подражания и заучивания; также как не всегда и не все знания формируют навыки.

Учитывая многоаспектность данного понятия, мы предлагаем рассматривать компетентность работника организации как совокупность:

• общих знаний;

• профессиональных знаний;

• профессиональных навыков;

• коммуникативных навыков;

• управленческих навыков, в том числе инновационности и устойчивости к изменениям, являющихся разновидностью навыков, и также требующих оценки и развития (см.табл. 1).

Таким образом, принимая компетентность в качестве целевого па-

Таблица 1. Категории компетентности и их составляющие4

Категории компетентности Составляющие

Общие знания Знания, полученные в результате базового образования и самообразования.

Профессиональные знания Знания, полученные в процессе профессиональной деятельности, имеющие непосредственное к ней отношение.

Профессиональные навыки Навыки, необходимые для осуществления функциональных обязанностей, соответствующих занимаемой должности.

Коммуникативные навыки Навыки презентации и самопрезентации; навыки ведения переговоров и делового общения; навыки работы в команде навыки управления конфликтами.

Управленческие навыки, в том числе инновационность и устойчивость к изменениям Навыки управления временем; навыки планирования; навыки управления проектами; навыки управления информацией; лидерство; навыки принятия решений; навыки творчества; навыки адаптации к изменениям; навыки управления стрессом.

Таблица 2. Сопоставление методов обучения и категорий компетентности6

Развиваемые категории компетентности Рекомендуемые методы обучения

Общие и профессиональные знания Лекции, презентации, дискуссии, интерактивное обучение и обучающее консультирование, анализ конкретных деловых ситуаций, конференции и семинары, обучение во внешних организациях по стандартным образовательным программам.

Профессиональные навыки Ролевые игры, моделирующие игры, имитационные игры, анализ конкретных деловых ситуаций.

Коммуникативные навыки Ролевые игры, моделирующие игры, обучение работе в команде.

Управленческие навыки, в том числе инновационность и устойчивость к изменениям Ролевые игры, моделирующие игры, имитационные игры, анализ конкретных деловых ситуаций, обучение работе в команде, мозговой штурм.

раметра внутрифирменного обучения, цель последнего можно определить как повышение компетентности персонала, осуществляемое на средства, выделяемые организацией, в рамках общей стратегии развития человеческих ресурсов, ориентированной на наилучшее достижение целей организации.

В соответствии с подходом, предлагаемым автором, в каждом конкретном случае задачей внутрифирменного обучения является развитие тех категорий компетентности работника, которые соответствуют текущим потребностям организации, что определяется ее кадровой политикой.

Виды и направления внутрифирменного обучения определяют его формы. Обычно выделяются следующие формы внутрифирменного обучения:

1. Обучение на рабочем месте в процессе работы (на западе применяется термин - on the job training). Эта форма подготовки является наиболее оперативной, т.к. обеспечивает тесную связь непосредственно с процессом деятельности работника. Обычно данная форма реализуется через наставничество и кураторство с использованием методов усложняющихся заданий, направляемого приобретения опыта, производственного инструктажа, ротации, использования работника в качестве ассистента, делегирования полномочий - функций и ответственности.

2. Обучение с отрывом от работы - (на западе применяется термин - off the job training). Данная форма обучения может быть реализована следующим образом:

• обучение на территории организации, осуществляемое внутренними специалистами самой организации.

• обучение на территории организации, осуществляемое внешними, приглашенными экспертами.

• обучение на территории внешней образовательной организации. Британские исследователи Д.Кенни и М.Рэйд5 выделяют пять форм внутрифирменного обучения и называют их «стратегиями». Стратегии, по их мнению, предоставляют возможность развития и подразумевают тщательно спланированное и систематическое обучение:

Внутренние курсы обучения - максимально эффективны, если одновременно обучается ряд работников, связанных общей профессиональной деятельностью при участии руководства. Возможна альтернатива обучения с использованием информационных технологий: обучающих пакетов программ, экспертных систем и т.д., в таком случае обучение может проходить прямо на рабочем месте.

Планируемое изучение деятельности других организаций - подразумевает участие работника в деятельности других организаций, связанных в процессе функционирования: например, в организациях- партнерах или в организациях-покупателях товаров или услуг и т.д.

Внешние программы обучения - распространено два основных вида программ обучения во внешних организациях:

• краткосрочные программы с отрывом от профессиональной деятельности - обычно осуществляются консалтинговыми и тренинговыми компаниями, школами бизнеса;

• долгосрочные программы обучения, регламентируемые государственными стандартами, результатом которых является получение квалификации - обычно проводятся с частичным отрывом от профессиональной деятельности, предлагаются университетами и школами бизнеса.

Методы обучения выбираются в зависимости от того, какая категория компетентности подлежит развитию и углублению в результате обучения. Анализ методического и статистического материала в рамках данного диссертационного исследования позволил автору прийти к выводу, что наибольший эффект обеспечивает следующее соответствие между категориями компетентности и методами обучения (табл. 2)

Процесс внутрифирменного обучения инициируется, формируется и осуществляется его заказчиками и участниками, что схематично может быть представлено следующим образом:

1. Руководство организации определяет общую стратегию развития организации и осуществляет контроль реализации этой стратегии.

2. Работники кадровых служб определяют стратегию развития человеческих ресурсов организации, выявляют потребности в обучении, осуществляют организацию и контроль процесса обучения, стимулирование его участников, оценку результатов.

Работники организации определяют для себя свои цели и задачи в работе, на индивидуальном уровне определяют свои проблемы и потребности в обучении, разрабатывают планы индивидуального развития, несут индивидуальную ответственность за результативность обучения.

Осуществление процесса внутрифирменного обучения проходит через ряд обязательных этапов, в которых принимают участие представители вышеописанных групп работников организации. Этапы внутрифирменного обучения отражают его сложную неоднородную многопроцессную структуру. Их цель - учесть все значимые, узловые моменты в организации процесса обучения, в которых процесс может изменить свое направление (точки бифуркации).

Подход специалистов Государственного Университета Управления8:

• определение потребностей в обучении;

• распределение ресурсов;

• составление плана обучения;

• составление учебной программы;

• реализация учебной программы;

• обоснование обучения;

• оценка процесса обучения.

Рассмотренные этапы обучения отражают классический подход, в соответствии с которым оценка эффективности является заключительным этапом внутрифирменного обучения, она осуществляется после завершения обучения, по критериям, выделенным в начале процесса при определении целей обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Линейные руководители:

Поддержка

Мотивация

Контроль

Наставничество

Работники организации: Индивидуальные цели и задачи

Планы индивидуального развития и Индивидуальная ответственность

Процесс развития человеческих ресурсов организации

Работники кадровой службы: Стратегия развития Анализ потребностей в обучении и развитии Организация процессов обучения;

Контроль и Мотивация

► Руководство организации:

► Общая стратегия развития Контроль

Рис. 1. Участники процесса развития человеческих ресурсов организации7

2 Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом, Москва, Финстатинформ, 199б, стр.359

3 Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом. М., Финстатинформ, 1996, стр.388

4 Сафонова М.Ю. «Оценка эффективности внутрифирменного обучения» - Дисс. Канд. Экон. Наук - М: - 2003 г.

5 Kenney J., Reid M. Training intervantions, London, IPM, 1988

6 Сафонова М.Ю. «Оценка эффективности внутрифирменного обучения» - Дисс. Канд. Экон. Наук - М: - 2003 г

7 Сафонова М.Ю. «Оценка эффективности внутрифирменного обучения» - Дисс. Канд. Экон. Наук - М: - 2003 г

8 Кибанов А.Я. Управление персоналом организации, Москва, Инфра-М, 1999

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.