Научная статья на тему 'Анализ структурно-функциональной модели системы материально-технического обеспечения'

Анализ структурно-функциональной модели системы материально-технического обеспечения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
380
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / СИСТЕМА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / LOGISTICS / THE SYSTEM OF LOGISTICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайцев Андрей Александрович

В данной статье представлен анализ структурно-функциональной модели системы материально-технического обеспечения, который позволяет выявить наиболее эффективные способы и приемы ее модернизации и развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of structural and functional model of logistic

This paper presents an analysis of structural and functional model of logistics, which allows you to identify the most effective methods and techniques of its modernization and development.

Текст научной работы на тему «Анализ структурно-функциональной модели системы материально-технического обеспечения»

Чтобы доказать свою эффективность и функциональность в условиях конкурентной борьбы, данная компания должна будет постоянно предпринимать определенные шаги для повышения уровня своей производительности. Проблемы повышения эффективности производства операций, усиления конкурентоспособности результативно можно решить при помощи подходов, базирующихся на реинжиниринге бизнес -процессов. Проект реинжиниринга процессов материального обеспечения может быть осуществлен с использованием общей методики [1, 2 и др.], включающей четыре этапа.

I. Разработка образа-видения будущей организации процессов. На этом этапе строится общая картина того, как следует развивать систему материального обеспечения, чтобы достичь стратегических целей ее функционирования.

II. Анализ существующей организации деловых процессов (проводится исследование компании и составляются схемы ее работы в настоящий момент).

III. Разработка новой модели организации бизнес-процессов (создаются новые и (или) изменяются прежние процессы и поддерживающая их информационная система, тестируются новые процессы).

IV. Внедрение проекта нового бизнеса.

Применительно к исследованной нами системе материального обеспечения была адаптирована указанная методика и конкретизированы отдельные ее элементы. Структурная схема предложенной методики реинжиниринга процессов вещевого обеспечения военного учебного заведения на основе замены специализированных воинских подразделений гражданскими структурами приведена на рис. 2. Частичное внедрение ее в практику материального обеспечения в рамках экспериментальной апробации показало, что предложенная методика обладает достаточно высокой эффективностью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Верещагин В.Е. Логистические стратегии реорганизации цепей поставок строительных материалов // Известия СПбУЭФ. 2010. № 3.

2. Делюкин Л.А. Моделирование логистических процессов в продовольственных сетях в условиях движения товаров через распределительные центры // Известия СПбУЭФ. 2010. № 3.

3. Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса: Реинжиниринг организаций и современные информационные технологии. М.: Финансы и статистика, 1997. 336 с.

4. ХаммерМ., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. 332 с.

А.А. ЗАЙЦЕВ

Андрей Александрович ЗАЙЦЕВ — адъюнкт Военной академии тыла и транспорта.

В 2004 г. окончил Вольский филиал Военной академии тыла и транспорта.

Автор 3 публикаций.

Область научной специализации — логистика, экономика материально-

технического снабжения.

^ ^ ^

АНАЛИЗ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ*

Система материально-технического обеспечения (МТО) относится к категории сложных систем, состоящих из ряда структурно-функциональных элементов, которые выполняют определенные задачи [1; 2 и др.]. Рассмат-

ГРНТИ 81.88.51 © А.А. Зайцев, 2011 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. М.И. Козина.

ривая модель МТО как сложную систему, реализующую ряд кибернетических принципов управления (обратная связь, преобразование входящих потоков, следящая система и др.) материальными и сопутствующими с ними потоками, необходимо учитывать, что реально существующая система МТО на практике функционирует как некая организационно завершенная экономическая структура. Управление объектами и процессами может быть построено на принципах управления логистическими системами, одним из которых является адаптивность управления, предполагающая изменение программы, параметров или структуры системы под воздействием факторов внутреннего состояния, внешних возмущений окружающей среды, а также наличие обратной связи.

В этом контексте систему МТО с позиций логистики можно определить как сложную, организационно завершенную (структурированную) экономическую систему, состоящую из взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками элементов — звеньев, совокупность которых, границы и задачи функционирования объединены внутренними целями организации и внешними целями [4].

Системе МТО как сложной системе присуща сложность, которая характеризуется такими признаками, как

[3]:

• наличие большого числа элементов (звеньев), сложный характер взаимодействия между отдельными элементами, сложность функций, выполняемых системой, наличие сложно организованного управления;

• воздействие на систему большого количества стохастических факторов внешней среды, иерархичность, т.е. подчиненность элементов более низкого уровня в плане линейного или функционального управления;

• эмерджентность (целостность), т. е. свойство системы выполнять заданную целевую функцию, реализуемую только в логистической системе МТО в целом, а не отдельными ее звеньями или подсистемами;

• структурированность — предполагает наличие определенной организационной структуры системы МТО, состоящей из взаимосвязанных объектов и субъектов управления, реализующей законную цель.

Система МТО состоит из совокупности элементов-звеньев, между которыми установлены определенные функциональные связи и отношения. Звеном системы МТО называется некоторый функциональный обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции и выполняющий свою локальную целевую функцию. С позиций кибернетического подхода систему МТО можно представить как «черный ящик», преобразующий входящие в него материальные (финансовые, информационные) потоки (рис.1):

Совокупность X, Я, С представляет собой векторы параметров входных материального Х = {хьх2,...,хп}, информационного Я = {гьг2,...,гп} и финансового С = {сьс2,...,сп} потоков. Б = {^^...ДП} представляет собой вектор внешних возмущений (воздействий окружающей среды); Ъ = ^^...^л} — вектор параметров состояния системы МТО. Выходная совокупность X, С представляет выходные векторы параметров, соответственно, материального (Х), информационного (Я) и финансового (С) потоков, размерность которых в общем случае может не совпадать с размерностью входных потоков. Часть параметров вектора Я представляет собой управленческую информацию, поступающую от субъектов управления системы МТО.

X -N---► X'

к -^ СМТО -^ К'

С -►__► С'

Рис. 1. Система МТО как преобразователь потоков

Для рассмотрения системы МТО с позиции логистики представим ее в виде двух систем: управляемой, представляющей процесс движения потоков имущества, и управляющей — с ее органами управления. Потоки материальных средств всегда порождают информационные потоки, которые, сопутствуя им, могут отставать, идти параллельно или опережать материальные потоки. Информация несет данные о количестве поставщиков, потребителей, складов, куда движется материальный поток, остатках имущества на складах и у потребителя и т. д.

Управление МТО является по существу управлением потоками в сфере обращения, распределения в границах самой системы и представляет собой планомерный процесс наиболее рационального доведения их от поставщиков до потребителей. Схематично структурно-функциональная модель системы управления МТО представлена на рис. 2. Этот рисунок представляет собой детализированную структуру системы МТО, изображенной на рис. 1. Здесь схематично изображена организационная структура системы МТО с внутренними функциональными связями, которые воздействуют на звенья системы, их взаимообусловливают и создают единую целостность.

Как видно из рис. 2, в системе управления МТО реализуется кибернетический принцип «следящей» системы управления. Согласно этому принципу управляющая подсистема непрерывно отслеживает входные параметры материальных (информационных, финансовых) потоков, сравнивая их с заданной настройкой, определяемой целевой функцией и накладываемыми на управление ограничениями, т. е. с выходными параметрами. Таким обра-

зом, предметом изучения становится «вход» и «выход» системы, ограничения, влияния внешней среды, виды обеспечения, а также внутренние, внешние и обратные связи.

ДХ

Х

Поставщик

входящим пото

Отчетная информация

Органы управления тылом

Регулирующа я подсистема

Управления

Управляющий сигнал

У П Р А В Л Я Ю Щ А Я

УПРАВЛЯЕМАЯ ПОДСИ СТЕМА

П О Д С И С Т Е М А

закупка поставка

----> U.----- ----» U.-----

торгЬ!

транспор тировка

склады

складирование, управление запасами

О Б С Л У Ж И В А Ю Щ А Я

Финансовое ЗЛС

хране- распре-

ние деление

раб

транспортное ЗЛС

П О Д С И С Т Е М А ---->

кадровое ЗЛС

ДХ*

Х*

выходящим поток

потребитель

^^^^ Поток материальных ср-в

____^ Возвратные мат-е потоки

-^ Информационные потоки

_^ Обратная связь системы

---> Финансовые поток!

грузопере

Информационно-компьютерное обслуживание

Рис.2. Организационно-функциональная структура системы МТО

К управляющим воздействиям в рассматриваемой системе относятся следующие мероприятия:

— ускорение продвижения потоков от поставщиков к потребителям;

— изменение транспортировки движения материальных потоков;

— использование резервов — страхование поставок за счет имеющихся запасов;

— управление совокупными запасами на основе оперативного маневрирования ресурсами посредством межскладских перевозок;

— дробление потока на более мелкие партии поставки;

— изменение частоты поставок по принципу «точно в срок»;

— регламентация использования имущества строго по назначению и нормам расхода;

— осуществление гибкой ценовой политики при закупках имущества.

Проведенный анализ структурно-функциональной модели системы материально-технического обеспечения позволяет выявить наиболее эффективные способы и приемы ее модернизации и развития, направленного на повышение качества функционирования системы, выражающегося в обеспечении бесперебойного, своевременного, полного и с соблюдением установленных бюджетных ограничений снабжения потребителей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Верещагин В.Е. Логистические стратегии реорганизации цепей поставок строительных материалов // Известия СПбУЭФ. 2010. № 3.

2. Делюкин Л.А. Моделирование логистических процессов в продовольственных сетях в условиях движения товаров через распределительные центры.

3. ЗалмановаМ.Е. Логистика. Саратов: Изд-во СГТУ, 1995.

4. СмеховА.А. Логистика. М.: Знание, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.