УДК 614
информационные технологии в управлении материально-техническими ресурсами
И. М. Тетерин, Н. Г. Топольский, А. П. Сатин, И. Ю. Святенко
Аннотация
В статье кратко рассмотрены возможные пути повышения эффективности управления в сфере материально-технического обеспечения. Дано обоснование необходимости создания автоматизированной информационно-управляющей системы материально-технического обеспечения МЧС России, рассмотрены возможные этапы ее создания и основные функции.
Ключевые слова: материально-техническое обеспечение, автоматизированная информационно-управляющая система, оптимизация, учет, контроль, финансирование.
Information Technology in Management of Material Resources
I. Teterin, N. Topolskiy, A. Satin, I. Svyatenko
Abstract
In article possible techniques of management in sphere of material support and algorithm of creation of the automated managing director of system for the Ministry of Emergency Cases (Emercom) of Russia in short considered. The substantiation of necessity of creation computer-aided system of material support is given, possible stages of its creation and the basic functions are considered.
Key words: The material support, the computer-aided system, optimization, the account, the control, financing.
В современных условиях развития и функционирования экономики, в том числе опасных производств, когда возможность возникновения техногенных и природных катастроф имеет высокую степень вероятности, особую роль играет организация взаимодействия и управление силами и средствами как при ликвидации чрезвычайных ситуаций, так и обеспечении условий по их предотвращению. При выработке новых методик и алгоритмов управления следует также уделять внимание и управлению в сфере материально-технического обеспечения подразделений, так как от его эффективности зависит возможность выполнения подразделениями поставленных задач.
С точки зрения методологии повышения эффективности управления материально-технического обеспечения выделяют следующие направления:
1. Изменение концептуальных принципов деятельности организации, связанное с высокой динамичностью внешней среды, смещение акцентов с управления использованием отдельных природных ресурсов к организации динамических деловых процессов. Переход на процессно-ориентированный подход к организации деятельности, управление деловыми процессами и всеобщее управление качеством (business-process management-BMP, total quality management-TQM) [7—15].
2. Акцент на логистический подход в управлении снабжением и запасами, создание логистических систем управления потоками [16—18]. Переход от управления отдельными закупками к управлению интегрированными цепочками поставок (integrated supply chain management (IsCM)) [19—21].
3. Внедрение стандарта планирования потребностей в материалах (MRP) Manufacturing Resource Planning) и концепции корпоративного планирования (MRP II Manufacturing Resource Planning) в деятельности производственных организаций [21].
4. Активная интеграция открытых информационных технологий, в том числе таких, как системы управления ресурсами предприятий (enterprise resource planning — ERP), системы электронных закупок (e-procurement — EP).
Совокупность существующих подходов и методов позволяет оптимизировать систему управления материально-техническим обеспечением как при производстве технического обслуживания и ремонта техники и вооружения, так и при организации поставок и снабжении подразделений в различных режимах функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Предложен и обоснован метод рационального распределения ресурсов как средство поддержания устойчивого функционирования системы управления. Построена и исследована математическая модель управления ресурсами в виде линейных алгебраических уравнений, которая строится по графу причинно-следственных связей. Поскольку использование традиционных подходов при разработке алгоритмов распределения ресурсов приводит к сложным, трудно реализуемым вычислительным схемам в ЦУКС и ЕДДС, то для поиска решения задачи управления ресурсами предложен подход, суть которого изложена в работе [22] и заключается в составлении и решении системы линейных алгебраических уравнений.
Разработан пошаговый алгоритм, реализующий данный метод, отличающийся простотой и сходимостью, что важно для СППР, используемых в ЦУКС мегаполисов.
Таким образом, предложенный подход позволяет эффективно решать задачу последнего, важнейшего, иерархического уровня принятия решения и управления — задачу распределения ресурсов в ЦУКС мегаполиса, возникающую при управлении силами и средствами пожарно-спасательных формирований, планировании их действий и т. д.
В связи с повсеместным внедрением информационных технологий в сферу управления, созданием системы национального центра управления в кризисных ситуациях, возникает необходимость внедрения таких технологий и в сферу управления материально-техническим обеспечением. Одним из способов внедрения информационных технологий в сферу управления материально-техническим обеспечением МЧС России является разработка и внедрение автоматизированной информационно-управляющей системы материально-технического обеспечения (АИУС МТО) [1—6].
Многочисленные управленческие задачи по оптимизации управления материально-техническим обеспечением не могут быть успешно решены без применения автоматизированных систем по следующим причинам:
— необходимостью управления и координации изменения денежных потоков для закупки имущества при возникновении и ликвидации ЧС;
— большими объемами обрабатываемой информации;
— необходимостью высокой скорости обработки информации и обеспечения оперативности управления;
— необходимостью взаимодействия службы тыла федерального, регионального уровней, муниципальных образований, учета их совместного имущества, сил и средств, которые должны привлекаться при ликвидации ЧС, учета операторов, способных работать на оборудовании;
— необходимостью налаживания системы взаиморасчетов и др.;
— необходимостью функционирования системы МТО как управляющей системы интегрированных систем МТО объектов, муниципальных образований, организаций, снижения издержек за счет оптовых поставок.
Функции АИУС МТО определяются исходя из основных функций управления материально-техническим обеспечением в различных режимах функционирования РСЧС. Схематично эти функции изображены на рис. 1.
В целях выполнения функций по автоматизированному управлению системой материально-технического обеспечения МЧС России предлагается:
— автоматизировать финансовый и материальный учет по всем уровням управления тыловой службы;
— автоматизировать процесс закупок и подготовки конкурсной документации на все территории России. Ввести автоматизированный учет поставщиков товаров и услуг;
— математическими методами при заданной вероятности возникновения чрезвычайной ситуации в автоматизированном режиме прогнозировать дополнительные потребности подразделений и вносить изменения в региональные и федеральные целевые программы по финансированию подразделений. Автоматизированную систему для управления МТО
предлагается создавать в три этапа.
На первом этапе создания автоматизированной информационно-управляющей системы материально-технического обеспечения предлагается решить задачу по разработке концепции использования информационных технологий в деятельности тыловых служб и структурных подразделений, определить пилотную зону с опытными участками системы: федеральный орган управления (департамент, курирующий тыловое обеспечение, строительство и капитальный ремонт) — региональный центр (управление материально-технического обеспечения) — субъект Российской Федерации (управление МТО) — дежурная служба и руководитель дежурной смены — начальник Главного управления по административному округу или по муниципальному образованию (служба тыла) — помощник по МТО — начальник части (заместитель по служ-
Управление тыловым обеспечением
Рис. 1. Функции АИУС МТО
бе), старшина части (складской учет в части) — начальник караула (ежедневный отчет о состоянии имущества, техническом обслуживании и ремонте техники и оборудования, остатках огнетушащих средств и эксплуатационных материалов).
АИУС МТО МЧС России на первом этапе должна представлять многофункциональную информационно-поисковую систему, предназначенную для:
— оперативного доступа к базам данных учета материальных средств и вооружения, технического состояния техники в режиме реального времени (например, как часть центральной базы данных национального или регионального ЦУКС), а также к базам данных сопредельных государств при возникновении трансграничных ЧС с целью рационального применения техники и вооружения и сокращения людских и материальных потерь, подготовки необходимых документов для комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности, разработки целевых программ и проекта смет расходов на будущие периоды исходя из опыта применения сил и средств;
— формирования и ведения федеральной, региональной и территориальной баз данных по МТО и вооружению, включая вещевую, продовольственную, медицинскую, РХБЗ, автомобильную, инженерную, пожарную, службу РАВ и т. д. по объектам учета;
— поиска информации по установочным данным в базах оперативного доступа.
Архитектуру системы предлагается построить по иерархическому принципу исходя из требований по обеспечению управленческой деятельности департамента тыла и вооружения, департамента инвестиций и капитального строительства и территориальных органов МЧС. Архитектура должна обеспечить возможность применения сил и средств в режиме реального времени в условиях чрезвычайной ситуации на заданной территории.
Разработка и эксплуатация АИУС МТО должна основываться на использовании следующих принципов:
— комплексность: ориентация на повышение эффективности системы за счет автоматизации всего взаимосвязанного комплекса используемых аппаратно-программных средств, решение проблем соединения информационных потоков и создание единого нормативного и информационного пространства;
— развитие: АИУС МТО должна создаваться с учетом возможности пополнения и обновления функций и состава системы без нарушения ее функционирования;
— совместимость: при создании системы должны реализоваться стандартизированные информационные интерфейсы, благодаря которым она может взаимодействовать с другими системами в соответствии с общепринятыми стандартами;
— преемственность существующих программных продуктов, архивов и баз данных (АИУС МТО МЧС России должна строиться таким образом, чтобы обеспечить использование программных средств, накопленных архивов и информации из имеющихся баз данных);
— унификация: при создании системы должны быть рационально применены типовые, унифицированные и стандартизованные элементы и модели, проектные решения, программно-аппаратный комплекс прикладных программ, например программы 1-С, программы, разработанные Всероссийским НИИ противопожарной обороны (ВНИИПО) МЧС России и другими организациями.
ВНИИПО МЧС России в настоящее время разработал ряд программ, которые могут быть использованы тыловыми службами. Данные программные продукты приобретаются подразделениями самостоятельно и могут быть включены в состав программно-аппаратного комплекса.
На втором этапе подводятся итоги первого этапа, оценивается эффективность системы и принимается
решение о создании единой системы в масштабах страны как подсистемы Национального центра управления в кризисных ситуациях под руководством и контролем департамента тыла и вооружения и департамента инвестиций и капитального строительства.
На третьем этапе производится повсеместный ввод системы, ее отладка и совершенствование с учетом местных особенностей конкретных подразделений. Также параллельно отлаживается система контроля на всех уровнях управления. Перерабатываются бланки необходимых документов и отчетов.
В состав АИУС МТО МЧС России на территориальном уровне должны входить:
— МТО территории (база данных по подразделениям, поставщикам, производителям продукции и услуг на территории);
— МТО уровня инженера, оперативного дежурного (программа для быстрого поиска оптимальных алгоритмов снабжения и привлечения сил и средств, установленная в дежурной части ЦУКС и доступная оперативным дежурным при принятии решений на сбор сил и средств при ликвидации чрезвычайных ситуаций);
— МТО начальника части, бухгалтера, кладовщика (программы, доступные начальникам частей и другим лицам, ответственным за готовность подразделений к выполнению задач, учитывающая материальные и финансовые ресурсы, база данных в которой заполняется: по финансовым ресурсам — бухгалтерами, по материальным ресурсам — бухгалтерами материальных групп, кладовщиками и старшинами пожарных частей и производственно-технических центров, другими лицами, ведущими учет и подписавшими договор о материальной ответственности);
на уровне субъекта:
— МТО субъекта (общая база данных по субъекту РФ);
— МТО «Конкурс» (программно-аппаратный комплекс, позволяющий автоматизировать конкурсные торги в масштабах субъекта РФ, вести реестр поставщиков продукции, претензии и рекламации, отслеживать недобросовестных поставщиков товаров и услуг);
на региональном уровне:
— МТО региона;
— МТО «Конкурс» (программно-аппаратный комплекс позволяющий автоматизировать конкурные торги в масштабах регионального центра РФ, вести реестр поставщиков продукции, претензии и рекламации, отслеживать недобросовестных поставщиков товаров и услуг);
на федеральном уровне:
— МТО «Центр» (департаменты);
— МТО «Конкурс»;
— МТО «Лицензирование, производство, рационализация».
АИУС МТО МЧС России должна использовать программное обеспечение, совместимое с применяемой в автоматизированной информационно-управляющей системе Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (АИУС
РСЧС), общесистемное ПО (Microsoft Windows), технические средства (протоколы, стандарты и т. д.), применяемые в АИУС РСЧС, специальное ПО (СУБД) Oracle.
АИС в качестве основного средства телекоммуникационного обмена должна использовать ведомственные каналы и сети связи МЧС России.
В качестве резервных (дополнительных) средств телекоммуникационного обмена АИС должна использовать каналы и сети связи общего пользования. Общие требования к АИУС МТО АИУС МТО МЧС России на первом этап должна обеспечить:
— поиск информации по установочным данным в базах оперативного доступа;
— осуществление поиска по установочным данным в основных базах территориальных органов;
— синхронизацию базы данных оперативного доступа с территориальными базами данных на станциях синхронизации;
— осуществление запроса в удаленные территориальные базы данных для формирования федеральной базы данных;
— учет, анализ и обработку полученных сведений с последующим обобщением их в виде итоговых документов и дальнейшим доведением этих документов до территориальных органов;
— автоматизированный контроль выполнения управленческих решений, сроков проведения ТО и ремонта, введение в боевой расчет техники и вооружения своевременное и качественное использование ресурсов;
— возможность расширения номенклатуры и объема получаемой и передаваемой информации, используемой в деятельности органов МТО МЧС России;
— возможность систематизировать данные по требуемому и имеющемуся имуществу, ведения единого каталога продукции и автоматизированного распознавания продукции в общероссийских каталогах;
— возможность интеграции в единую базу данных национального ЦУКС, совместной и параллельной работы с другими АИС;
— активную интеграцию открытых информационных технологий, таких как системы управления ресурсами предприятиями (enterprise resource planning — ERP), системы электронных закупок (e-procurement — EP) и др.
В соответствии с иерархическим принципом на первом этапе АИУС МТО должна включать в себя следующие основные комплексы:
— «МТО — центр» — подсистема федерального мониторинга и управления МТО (локальная вычислительная сеть, объединяющая программно-аппаратные комплексы);
— «МТО — регион» — подсистема регионального мониторинга, программно-аппаратный комплекс (программно-аппаратный комплекс) в региональных центрах;
— «МТО — субъект» — подсистема субъектового мониторинга управления субъектами, программно-аппаратный комплекс формирования и хранения базы
данных (БД) и мониторинга (84 программно-аппаратных комплекса в краевых и областных управлениях МЧС России);
— «МТО — территория» — программно-аппаратный комплекс оперативного уровня стационарного формирования БД и проверки учетных данных для отдельно работающих руководителей частей и подразделений технической службы, командиров воинских формирований ГО, спасателей и сотрудников ГИМС;
— «МТО — инженер» — программно-аппаратный комплекс оперативного уровня мобильного формирования базы данных и проверки учетных данных с использованием общедоступных каналов связи в режиме выездных проверок сотрудников;
— «МТО — начальник части» — программно-аппаратный комплекс оперативного уровня мобильного формирования БД и проверки учетных данных с помощью программно-аппаратного комплекса — портативного терминала начальника части, в режиме реального времени;
— «МТО — кладовщик (старшина)» — нижнее звено, ответственное за прием, хранение, выдачу и сохранность имущества — программно-аппаратный комплекс оперативного уровня стационарного формирования базы данных и заявок в рамках нормативной и штатной положенности;
— телекоммуникационная система, обеспечивающая прием и передачу данных между федеральным, региональным, территориальным уровнями управления и подсистемами оперативного уровня управления по общедоступным каналам связи. Основные блоки, входящие в программно-аппаратный комплекс АИУС МТО территориального уровня, и функции, реализацию которых они обеспечивают, приведены в работах [1-6].
В период перехода к информационному обществу система управления материально-техническим обеспечением МЧС России требует трансформации с учетом существующих информационных технологий. При ликвидации ЧС, определении потребности в силах и средствах с учетом динамично меняющихся условий внешней среды руководители структурных подразделений на местах должны иметь достоверные данные о тактических возможностях подразделений с учетом имеющегося тылового обеспечения и определять возможные резервы с учетом соседних регионов и областей, что существенно сократит срок принятия ими обоснованных решений.
АИУС МТО должна быть способна координировать расходы материальных средств по материальным статьям, перераспределять их в автоматизированном режиме в зависимости от оперативной обстановки (вида ЧС, реальных угроз, потребностей текущей деятельности), для приобретения и поставки необходимых предметов снабжения. Внедрение данной системы позволит повысить оперативность управления при распределении ресурсов, вести автоматизированный учет материальных средств и получать формализованные отчеты по всем необходимым службам и в конечном счете повысить эффективность мероприятий МЧС России по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожаров.
литература
1. Топольский Н. Г., Симаков В. В., Сатин А. П. Совершенствование материально-технического обеспечения МЧС России с использованием современных информационных технологий// Материалы пятнадцатой научно-технической конференции «Системы безопасности», СБ-2006. М.: Академия ГПС МЧС России, 2006. С. 67—69.
2. Топольский Н. Г., Сатин А. П., Маркин А. А. Решение некоторых проблем материально-технического обеспечения математическими методами// Материалы пятнадцатой научно-технической конференции «Системы безопасности», СБ-2006. М.: Академия ГПС МЧС России, 2006. С. 69—72.
3. Топольский Н. Г., Сатин А. П. Совершенствование системы материально-технического обеспечения МЧС России на основе поэтапного внедрения информационных технологий, № 3. 2007.
4. Сатин А. П. Некоторые пути материально-технического обеспечения государственного пожарного надзора. Материалы шестнадцатой научно-технической конференции «Системы безопасности». СБ-2007. М.: Академия ГПС МЧС России, 2007. С. 195—197.
5. Топольский Н. Г, Сатин А. П. Логистический подход к организации материально-технического обеспечения служб и подразделений МЧС России. Материалы семнадцатой научно-технической конференции «Системы безопасности». СБ-2008. М.: Академия ГПС МЧС России, 2008. С. 102—105.
6. Топольский Н. Г., Сатин А. П. Энтропийная характеристика системы материально-технического обеспечения МЧС России с использованием смешанных способов доставки. Материалы семнадцатой научно-технической конференции «Системы безопасности». СБ-2008. М.: Академия ГПС МЧС России, 2008. С. 109—111.
7. ГОСТ Р. ИСО 9001-2001 Системы менеджмента качества ГОСТ Р. Требования. Издание официальное. М.: Изд-во стандартов» , 2001. С. 21.
8. Данчул А. Н. Домрачеев С. А. Процессно-ориентированные методы анализа систем: Учеб.-метод. пособие. М.: Изд-во РАГС, 1997. С. 49.
9. Зиндер Е. Новое системное проектирование: информационные технологии и бизнес-реинжиниринг. Часть 2: бизнес-реинжиниринг. СУБД, № 1, 1996.
10. Тетерин И. М., Топольский Н. Г., Прус Ю. В., Климовцов В. М. Системы поддержки принятия управленческих решений при тушении пожаров. М.: АГПС МЧС России, 2008.
11. Мазур И. И. Управление качеством: Учеб. пособие, И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. Под ред. И. И. Мазура. М.: Высш. шк., 2003. С. 334.
12. Ойхман Е. Р. Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организации и информационные технологии. М.: Финансы и статистика, 1997. С. 335.
13. Спицнадель В. Н. Системы качества (в соответствии с международными стандартами ISO семейства 9000): Учеб. пособие. СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2000. С. 336.
14. Davenport, T. H., 1992, Process Innovation Reengineering Work Through Information Technology, Boston, Massachusetts.
15. Hammer, M. and Champy, J., 1993, Reengineering the Corporation: a Manifesto for Business Revolution, Nicolas Brealey Publishing, London.
16. Гаджинский А. М. Логистика: Учебник для высших и средних учебных специальных заведений. М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999. С. 228.
17. Родкина Т. А. Информационная логистика. М.: Экзамен, 2001. С. 288.
18. Хэссинг К., Арнольд М. Информационная логистика и менеджмент потока работ. Теория и практика управле-ния.1998. № 3.
19. Линдерс Р. М., Фирон Х. Е. Управление снабжением и запасами. Логистика. Пер. с англ. СПб.: Полигон, 1999. С. 768.
20. Beamon, B. M. Supply Chain Design and Analysis: Models and Methods, International Journal of Production Economics, 55,1998, p. 281-294.
21. Berry, D., Naim, M. M. and Towill, D. R. Business Process Reengineering an Electronics Products Supply Chain, IEE Proceedings of Science Measurement Tecnology. Vol. 142, No. 5, 1995, p. 395-403.
22. Колесников С. Н. Стратегия бизнеса: системы управления ресурсами предприятия — от MRP II к ERP и CSRP. М.: СОКАП, 2000. С. 341.
23. Святенко И. Ю., Трефилов Г Б., Сатин А. П., Ярош В. Л. Методика рационального распределения ресурсов для управления ликвидацией последствий ЧС. Труды НТК «Системы и средства обеспечения пожарной безопасности» XII международного форума «Технологии безопасности» МФТБ-2007, М.: МВЦ «Крокус Экспо», 2007.
Сведения об авторах
тетерин иван Михайлович, к.с.н., доцент, АГПС МЧС России.
топольский николай Григорьевич, д.т. н., профессор, ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). Святенко инна Юрьевна, к.т. н., доцент, консультант МГСУ.
Сатин Алексей Петрович, адъюнкт АГПС МЧС России.