Научная статья на тему 'Анализ структур стратегического управления предприятем'

Анализ структур стратегического управления предприятем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / STRUCTURE OF STRATEGIC MANAGEMENT / STRATEGIC PLANS / ORGANIZATIONAL CULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филь А. Д.

Рассматривается один из основных принципов стратегического управления предприятием. Также проблемы видения основ стратегического управления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF STRUCTURES OF STRATEGIC MANAGEMENT PREDPRIYATEM

One of the basic principles of strategic business management is considered. Also problems of vision of bases of strategic management

Текст научной работы на тему «Анализ структур стратегического управления предприятем»

УДК 65

АНАЛИЗ СТРУКТУР СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТЕМ

А. Д. Филь Научный руководитель - А. В. Кукарцев

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Рассматривается один из основных принципов стратегического управления предприятием. Также проблемы видения основ стратегического управления

Ключевые слова: структура стратегического управления, стратегические планы, организационная культура.

ANALYSIS OF STRUCTURES OF STRATEGIC MANAGEMENT PREDPRIYATEM

A. D. Fil

Scientific supervisor - A. V. Kukartsev

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: [email protected]

One of the basic principies of strategic business management is considered. Also problems of visión of bases of strategic management

Keywords: structure of strategic management, strategic plans, organizational culture.

Современное понимание стратегического управления очень разнообразно и неоднозначно. Для большинства исследователей оно устойчиво ассоциируется с долгосрочным планированием и формализованной системой управления организационными процессами [1], для других стратегическое управление заключается в своде определенных принципов и правил, которыми руководствуются менеджеры при принятии управленческих решений [2]. В научной сфере серьезное внимание уделяется содержанию процесса стратегического управления, при этом значительно меньше внимания уделяется характерным особенностям стратегического управления, которые сами по себе имеют практическую ценность для предпринимательства. Правильный подход к их пониманию и использованию способен создавать уникальные конкурентные преимущества на основе тех ресурсов, которые имеются в распоряжении любой коммерческой организации, независимо от количества ее сотрудников, структурных подразделений и объема денежного обращения.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что никакая организация не может успешно выживать в конкурентной среде, если она не имеет четко разработанной системы стратегического управления, определенных ориентиров, направлений, которые задают то, к чему она стремится, чего она хочет добиться в своей деятельности.

Основной проблемой Российского менеджмента крупных предприятий, является не должное внимание к характерным особенностям стратегического управления. А также не совсем приоритетные задачи в построении грамотной организационной структуры, отвечающей за один из основных принципов стратегического управления - это всеобщий характер воздействия.

Важнейшей задачей, которую необходимо решать руководителям российских предприятий, является задача выделения приоритетных особенностей структуры стратегического управления организацией.

Секция «Управление современными предприятиями, отраслями, комплексами»

Для ее решения необходимо научиться анализировать стратегическую ситуацию, в которой находится предприятие, выявлять возможные варианты развития, анализировать их достоинства и недостатки, формировать цели организации, выбирать пути их достижения. [2-3].

Дальновидность или стратегическое мышление является очень ценным качеством для любой единицы хозяйствующего субъекта. Распространение стратегического мышления на уровне компании позволяет аккумулировать ресурсы в сфере деятельности каждого структурного подразделения. С течением времени такое приращение ресурсов обеспечивает благоприятные условия для стратегического роста и создает возможности для крупномасштабных преобразований. Принцип ценности человеческих ресурсов является характерным признаком современного и цивилизованного управления персоналом. Такой подход к организации работы с человеческими ресурсами давно признается успешным направлением в рыночной экономике. С точки зрения руководства компании, важной задачей в этом направлении является создание такой организационной культуры, которая создавала бы комфортные условия для персонала, позволяла человеческому потенциалу эффективно раскрываться и применять имеющийся опыт, а также была согласована с внешней политикой компании.

Особенностью стратегического управления является всеобщий характер его воздействия. Этот принцип заключается в том, что каждый уровень управления компании подчиняется общим принципам и действует в едином направлении. Единый вектор функционирования позволяет скорректировать систему целей таким образом, что каждая из целей нижестоящего уровня способствует достижению вышестоящих целей. Всеобщий характер управления может обеспечивать такой уровень управления в организации, при котором каждый сотрудник отлично понимает ту роль, которую он играет в системе организации, и какой значимостью обладает каждое его действие. Согласованность деятельности структурных подразделений, уровней управления и отдельных сотрудников снижает вероятность возникновения конфликтных ситуаций и повышает скорость организационных процессов, что напрямую отражается на эффективности деятельности компании. Как и многие другие факторы, всеобщий характер управления основывается на организационной культуре и ее уникальных особенностях.

Практически любой современный руководитель стремится к тому, чтобы его компания получала максимальную прибыль при минимальных затратах. Часто для этого необходимо как можно лучше понимать и угадывать желания потребителя. Ориентация на интересы потребителей является одним из неявных, но очень важных принципов стратегического управления. Стремление удовлетворять интересы своих клиентов стимулирует компанию к активным действиям в области разработки конкурентных преимуществ и совершенствования качеств товара. Используя данный принцип, компания акцентирует свое внимание на тех факторах и свойствах товара, которые максимально соответствуют запросам потребителей, тем самым приносят наибольший положительный эффект для фирмы. С точки зрения внешней среды, грамотная ориентация на интересы потребителей позволяет скорректировать организационную структуру компании таким образом, что ее естественное функционирование будет способствовать повышению лояльности клиентов компании. Построение деятельности организации с учетом потребностей клиентов также обеспечит необходимую надежность позиций на рынке.

Актуальной задачей для руководства современной организации становится достижение гибкости при взаимодействии с внешней средой. Некоторые исследователи называют данное понятие стратегической гибкостью [4]. Как показывает история стратегического управления, жесткое долгосрочное планирование производства, разработка уникальных стратегий и тщательное исследование рынка не гарантируют компании стабильности и безопасности в будущем. Перечисленные факторы, несомненно, важны и активно используются, но они не обеспечивают стратегической гибкости компании, которая позволила бы максимально обезопасить фирму от возможных рисков внешней среды. Непостоянство и нестабильность экономической ситуации в сумме с динамичностью современных социально-экономических и политических процессов представляют собой агрессивную по отношению к организации внешнюю среду [5].

Организационная культура организации занимает центральное место в деятельности современной предпринимательской структуры и обеспечивает создание важнейшей особенности стратегического управления — гибкости при взаимодействии с внешней средой. Именно органи-

зационная культура является наиболее актуальным фактором для данной особенности, так как с течением времени и при грамотном руководстве ценность корпоративной культуры может расти. Тогда как большинство материальных ресурсов со временем обесцениваются. Для современного предпринимателя важно понимать, что успех его бизнеса в долгосрочной перспективе будет зависеть от его стратегической гибкости, которая формируется за счет умения руководителя выделять уникальные особенности своей компании и формировать такую организационную культуру, которая будет их поддерживать и приумножать.

Библиографические ссылки

1. Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа / А. А. Томпсон, А. Д. Стрикленд / пер. с англ. А.Р. Ганиева, Э.В. Кондукова. - М.: Вильямс, 2015. -928 с.

2. Маркова, В.Д. Стратегический менеджмент. Курс лекций: учебник / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 288 с

3. Горлевский К.И., Кукарцев А.В., Огурченок И.В. Управление Инновационной деятельностью Предприятия Ракетно-Космической Промышленности на основе процессного подхода. Экономика и менеджмент систем управления. 2014. Т. 11. № 1.3. С. 358-367.

4. Лаптева М. В. Проблема эффективного делегирования в компании / М. В. Лаптева. // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2017. - № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru (дата обращения: 13.04.2017).

5. Принципы проектирования процессно-ориентированных структур управления. Бойко А.А., Бахмарева Н.В. Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева. 2009. № 1-1 (22). С. 189-192.

© Филь А. Д., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.