УДК 336.71
АНАЛИЗ СТРАТЕГИИ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ КОМПАНИЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ промышленности
Н.С. Рычихина, А.А.Рябцова
Ивановский государственный химико-технологический университет
Новизна понятия «финансовое оздоровление» в отечественной практике, недостаточно накопленный опыт в его проведении, нестабильная макроэкономическая ситуация выдвигают определенные трудности при разработке стратегии финансового оздоровления у руководителей предприятий и у антикризисных управляющих. В статье обобщен и систематизирован практический опыт финансового оздоровления крупнейших компаний автомобильной промышленности за 2008-2009 гг.
Ключевые слова: финансовое оздоровление, антикризисное управление, автомобильная промышленность.
В условиях рыночной нестабильности проблема разработки стратегии и тактики финансового оздоровления приобретает особую значимость для отечественных и зарубежных компаний. От правильности выбора стратегии, оперативности ее внедрения, в первую очередь зависит выживаемость компании.
На фоне развития макроэкономического кризиса в крайне тяжелом финансовом состоянии оказались предприятия различных сфер экономики, в том числе и представители успешной, на протяжении ряда лет, автомобильной отрасли. Анализ ситуации на мировом рынке позволил выявить следующие последствия развития кризиса в автомобильной промышленности: спад спроса на новые автомобили, сдвиг спроса в сторону малолитражек, рост цен на бензин и др.
В данных условиях крупные автомобильные компании заняты разработкой стратегии финансового оздоровления и мероприятий, позволяющих стабилизировать финансовое положение, выйти из кризиса и занять лидирующие позиции на рынке.
Финансовое оздоровление хозяйствующего субъекта представляет собой комплекс мероприятий и методов приведения финансовых обязательств и требований
данного юридического лица в состояние, которое позволяет своевременно и в полном объеме исполнять денежные обязательства и платежи, обеспечивать надлежащий оборот, поток финансовых ресурсов, исключающий их дисбаланс и проявление признаков неплатежеспособности [4]. Ключом к достижению положительного результата финансового оздоровления является своевременное начало и системный характер соответствующих мероприятий.
Анализ отечественного и зарубежного рынка автомобильной промышленности показал, что в настоящий момент основными направлениями финансового оздоровления предприятий являются: реструктуризация бизнеса, государственная поддержка, реструктуризация кредиторской задолженности, интеграция бизнеса, оздоровление в процедурах банкротства и др. Рассмотрим примеры реализации стратегий финансового оздоровления.
• Стратегия финансового оздоровления за счет внутренней реструктуризации компании и перераспределения имеющихся производственных, финансовых и трудовых ресурсов. К известным компаниям автомобильной промышленности, применяющим данную стратегию, относятся: среди зарубежных - Nissan Motor, Toyota,
Ford (табл. 1), среди отечественных -Группа Газ и КАМАЗ (табл. 2). Компания Nissan [2] и автопроизводитель Ford [3] реализуют стратегию финансового оздоровления путем сокращения затрат, оптимизации масштабов производства и пересмотра продуктового портфеля (табл. 1). Антикризисная программа "Группы ГАЗ" направлена на сокращение издержек, обеспечение безубыточности операционной деятельности и на формирование положительного денежного потока по расчетам с кредиторами [1].
• Стратегия финансового оздоровления за счет государственной поддержки. Основными причинами поддержки государством компаний являются: сохранение рабочих мест, источников налоговых поступлений, производства и соответствующего вклада в национальный совокупный валовой продукт. В отечественной практике ярким примером такой стратегии является поддержка государством ОАО "АВТОВАЗ" путем льготного кредитования и предоставления ему займа от ГК «Ростехнологии». Мероприятия по реструктуризации ОАО "АВТОВАЗ" представлены в табл.2. Среди зарубежных компаний следует отметить компанию GM, которая получила в
2008 году 13,4 миллиарда долларов в виде правительственного кредита на проведение реструктуризации [5]. Этих средств оказалось недостаточно для поддержания компании. По итогам первого квартала 2009 года чистые убытки GM выросли до шести миллиардов долларов (9,78 доллара в пересчете на одну обыкновенную акцию). Руководство компании приняло решение о реструктуризации кредиторской задолженности. В апреле 2009 года автопроизводителем GM и Минфином США был согласован план реструктуризации, в рамках которого компания, по схеме «долг в обмен на акции», намеревалась конвертировать долговые обязательства объемом 27 миллиардов долларов в акции вновь создаваемой компании. В этом плане содержались и иные мероприятия по реструктуризации
концерна (табл. 1 этап 1). К сожалению, автоконцерн не смог обменять долговые обязательства на акции. Неблагоприятный исход тендера по обмену фактически означал, что компанию объявят банкротом.
• Реструктуризация через банкротство. В июне 2009 года стало известно о намерении правительства США выделить на поддержку компании GM дополнительно 30 миллиардов долларов при условии немедленного начала процедуры банкротства. Банкротство GM фактически означает переход ее под госконтроль и реструктуризацию компании под руководством государственных органов (таблица 1 этап 2).
• Стратегия финансового оздоровления за счет интеграции бизнеса. Примером реализации стратегии финансового оздоровления за счет интеграции бизнеса является слияние Volkswagen и Porsche, которое должно завершиться к 2011 году. В результате появится единая интегрированная компания, объединяющая 10 автобрендов: Volkswagen, Audi, Skoda, Bentley, Seat, Lamborghini, Bugatti, Scania, Porsche. Для Porsche это вынужденный шаг, связанный с финансовыми трудностями (долг Porsche образовался в результате скупки им части акций Volkswagen), но предполагается, что в перспективе это принесет прибыль и Porsche и Volkswagen. Если посчитать общий сбыт группы Volkswagen-Porsche в Германии, то в 2008 году их доля в люксо-вом сегменте составила 34,1%, а если сюда же отнести и модель Porsche-Panamera, которая поступила в продажу с сентября
2009 г., то эта доля может возрасти до 40% (по мнению эксперта, профессора из университета Дуйсбурга - Эссена Фердинанда Дуденхеффера). Это однозначно определяет доминирование концерна в люксовом сегменте, в котором Volkswagen без Porsche в среднем имеет 20% [8]. Слияние этих двух компаний носит чисто технический характер, поскольку сотрудничество между ними давно уже было тесным.
Примером реализации стратегии финансового оздоровления за счет интегра-
Приложение к журналу «СОВРЕМЕННЫЕ НАУКОЕМКИЕ ТЕХНОЛОГИИ» №1 2010
Основные направления антикризисной программы зарубежных предприятий автомобильной отрасли [2, 3, 7, 8]
Предпри- ятие Nissan Motor Со.+ Renault General Motors Рогс1 Volkswagen +Porsche
Период реализации заявленных мероприятий 2009 г. - до улучшения ситуации 2009-2010 гг. 2009г. 2009-2011гг.
Заявленные мероприятия по финансовому оздоровлению 1. Сокращение затрат на рабочую силу (на 20 %) - снижение на 10% зарплаты членам Совета директоров, на 5% -зарплаты менеджерам; - совмещение обязанностей для сотрудников; - сокращение штата сотрудников. 2. Детальное изучение существующих возможностей углубления синергии с компанией Renault. 3. Тщательный контроль над товарными запасами. 4. Оптимизация масштабов производства. 5 .Уменьшение объемов капитальных вложений. 6. Пересмотр продуктового портфеля. 7. Эффективное использование оборотного капитала, правильное соотношение дебиторской и кредиторской задолженности. 8. Изменение структуры высшего руководства компании, с ориентацией на региональную и функциональную деятельность. I этап. Реструктуризация кредиторской задолженности по схеме "долг в обмен на акции". Мероприятия, входящие в план по реструктуризации: -сокращение 20 тысяч рабочих мест в США; - сокращение числа предприятий (с 47 до 34); - закрытие 11 заводов; - сокращении на 40% своей дилерской се-ги; - продажа брендов: Pontiac, Saturn, Saab и Hummer. II этап. Реструктуризация через банкротство: -возбуждение процедуры банкротства; - предоставление правительственного кредита (30 миллиардов долларов); - регулирование администрацией США действий компании по реструктуризации; - переход компании под госконтроль (государство планирует получить 60% акций GM). 1. Сокращение 2 тысяч рабочих мест в США. 2. Сокращение производства легких грузовиков и внедорожников, ориентация на выпуск мик-ролит-ражек. 3. Сокращение объемов производства. 1. Слияние Volkswagen и Porsche в интегрированную компанию. 2. Сокращение производства. 3. Сокращение инженеров Porsche и передача инжиниринговых функций в группу Volkswagen.
Экономические науки
Приложение к журналу «СОВРЕМЕННЫЕ НАУКОЕМКИЕ ТЕХНОЛОГИИ» №1 2010
Основные направления антикризисной программы отечественных предприятий автомобильной отрасли [1,6]
Предприятие Группа ГАЗ, владельцем которой является Соллерс АвтоВАЗ+ Кепаик КАМАЗ+ Daimler
Период реализации заявленных мероприятий 2009-2012 гг. 2009-2014 гг. 2008г.-до окончания кризиса
Заявленные мероприятия по финансовому оздоровлению 1.Снижение себестоимости продукции за счет оптимизации технологических процессов. 2.Снижение энергозатрат за счет балансировки рабочих смен. 3.Снижение стоимости комплектующих. 4.Создание «бюджетных» модификаций продукции. 5 .Предложение дополнительных услуг потребителю. 6.Активизация продаж. 7.Увеличение доли прямых отгрузок с территории завода в дилерскую сеть, минуя склады готовой продукции. 8.Снижение запасов сырья, материалов, готовой продукции. 9.Повышение квалификации персонала и др. 1. Мероприятия, входящие в план по реструктуризации: -сокращение инвестиционной программы на 2010-2014 гг. вдвое; -смена управленческой команды; -повышение качества продукции; -снижении стоимости комплектующих, пересмотр компонентной базы; -сокращение административных и накладных расходов на 30%; -запуск новых моделей бюджетных автомобилей. 2. Выпуск новых моделей автомобилей на платформе Яспаик. 3. Создание автохолдинга "Росавто", в который войдут "АвтоВАЗ", "КАМАЗ" и "Автодизель". 4. Государственная поддержка, полученная в виде займа от ГК "Ростехнологии" в размере 25 млрд. рублей. 1. Сокращение затрат и повышение эффективности производства. 2 .Ужесточение контроля над состоянием и оборотом операционного капитала. 3.Оптимизация численности персонала. 4.Перевод производственных подразделений на 32-часовую рабочую неделю. 5. Консервация избыточных производственных площадей. 6.Вывод непрофильных производств в аутсорсинг. 7.Развитие кредитования конечного потребителя, в том числе и по лизинговым системам. 8. Сотрудничество с Daimler в области двигателестроения.
Экономические науки
ции бизнеса в отечественной практике является заявление о создании холдинга на базе активов в автопроме: 25% акций АВТОВАЗа, 37,8% акций КамАЗа и 30% акций завода "Автодизель"[6]. Реализация идеи создания единой автомобилестроительной корпорации поможет государству решить вопросы более экономного финансирования предприятий, а также осуществить на остановившем конвейер АВТОВАЗе кадровые перестановки. Увеличенный баланс нового общества позволит автозаводам привлекать более дешевые займы, а сами заводы смогут сэкономить за счет объединения систем закупок.
В условиях кризиса стратегия углубления синергии стала преобладающей, об этом говорит большое количество заявлений автопроизводителей о сотрудничестве: Nissan Motor с Renault, Porsche с Sh^da, АВТОВАЗ с Renault, КАМАЗ с Daimler (табл.1 и табл.2).
Рассмотрев мероприятия по финансовому оздоровлению российских и зарубежных автопроизводителей и автодилеров, можно отметить, что они носят прежде всего оборонительный характер (сокращение производства, консервация неиспользуемых площадей, вывод непрофильных активов, сокращение затрат на рабочую силу, реструктуризация кредиторской задолженности и смена руководства). Это обусловлено, прежде всего, тяжелой финансовой ситуацией компаний, спадом в автомобильной отрасли и макроэкономическим кризисом. В настоящее время в управлении компаниями руководители используют подход «минимализма», который заключается в сокращении затрат и освобождении процесса производства от всего «лишнего» (сокращение рабочих мест,
снижение заработной платы работникам; уменьшение запасов сырья, материалов и готовой продукции; сокращение масштабов производства и снижение энергозатрат). Среди активных мероприятий, используемых в управлении руководителями автомобильных компаний, можно отметить: пересмотр продуктового портфеля, создание «бюджетных» модификаций автомобилей, углубление синергии с производителями, выпускающими аналогичную продукцию, активизация продаж путем кредитования конечного потребителя.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антикризисная программа "Группы ГАЗ" позволит выйти на безубыточный уровень // Режим доступа: http://rosfincom.ru/market/engineering/analytics/44676.ht ml (дата обращения 29.10.2009г.).
2. Антикризисные меры Nissan // Режим доступа: http://www.avtohome.com/news/?id=767 (дата обращения 29.10.2009г.).
3. Мировой автопром в условиях финансового кризиса // Режим доступа: http://www.rian.ru/crisis/
20090601/172898501.html (дата обращения 29.10.2009г.).
4. Окрушко В.Я. Содержание управленческих решений по выводу организации из кризиса (Россия, Санкт-Петербург) // Проблемы современной экономики, 2009. N 3. С 172-175.
5. Щербо Галина. Половинчатое решение // Эксперт Волга, 2009. №38 (153).
6. Российский автопром в условиях финансового кризиса // Режим доступа: http://www.rian.ru/
economy/20090828/182679730.html (дата обращения 29.10.2009г.).
7. General Motors ожидает новая реструктуризация //
Режим доступа: http://www.rb.ru/topstory/
business/2008/05/29/145606.html (дата обращения 29.10.2009г.).
8. Volkswagen и Porsche одобрили план слияния в
единую компанию // Режим доступа:
http://www.belta.by/ru/news/cis_balt?id=408565 (дата обращения 29.10.2009г.).
THE ANALYSIS OF FINANCIAL RECOVERY STRATEGY OF THE DOMESTIC AND FOREIGN MOTOR INDUSTRY COMPANIES
N.S.Rychihina, A.A.Rjabtsova
Novelty of "financial recovery" concept in the domestic practice, insufficiently stored experience in its carrying out, an unstable macroeconomic situation puts forward certain difficulties by working out of financial recovery strategy at enterprises heads and at anti-recessionary managing directors. The article integrates and systematizes the practical experience of financial recovery of the motor industry largest companies for 2008-2009 years.
Keywords: financial recovery, anti-recessionary management, motor industry.