УДК 338.45.01
АВ. Ря(5цев ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ
ПРЕДПРИЯТИЙ ОТЕЧЕСТВЕННОГО АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ
Аннотация. В статье анализируются основные тенденции реструктуризации российских предприятий автомобилестроения. Акцентируется внимание на важности развития отрасли для экономики. Отмечается, что переход на инновационный путь развития экономики возможен путем проведения существенных реструктуризационных изменений на предприятиях отрасли. Рассматриваются причины и предпосылки необходимости реализации стратегии реструктуризации на примере российских предприятий автомобилестроения, а также этапы развития отрасли в российской истории. Анализ позволил сделать вывод, что российский рынок автопроизводителей за анализируемый период несколько раз находился в состоянии кризиса, что требовало от руководства предприятий немедленных мер, главной из которых является реализации стратегии реструктуризации. Ключевые слова: автомобилестроение, реструктуризация, стратегия, этапы, машиностроительное предприятие, реализация.
Aieksey RyaMsev MAIN TRENDS IN RESTRUCTURING THE DOMESTIC
AUTOMOTIVE INDUSTRY
Annotation. The article analyzes the main trends of restructuring of Russian enterprises of the automotive industry. Focuses on the importance of the development of the machinery industry for economic development. It is noted that the transition to the innovative way of economic development is possible by undertaking a significant restructuring changes in the industry. Examines the causes and prerequisites necessary for the implementation of restructuring strategies on the example of Russian automotive companies, as well as the stages of the industry development in Russian history. The analysis allowed to conclude that the Russian market of automobile manufacturers during the period analyzed several times was in a state of crisis that required management of the enterprises immediate measures, chief of which is the implementation of the restructuring strategy. Keywords: automotive, restructuring, strategy, stages, engineering enterprise, implementation.
Состояние российского автомобилестроения в условиях санкционного давления со стороны стран Запада, а также кризисных явлений в российской экономике, в 2015 г. резко ухудшилось. По данным статистики, за 2014 г. было продано около 2,3 млн автомобилей, что на 500 тыс. меньше, чем в 2012 г. В первом квартале 2015 г. продажи снизились наполовину от аналогичного уровня 2014 г. Такая негативная тенденция, безусловно, требует принятия немедленных мер руководством предприятий и страны. Меры поддержки отечественных производителей уже не способны поддерживать требуемый уровень спроса, необходимо проведение качественных изменений в отрасли и на отдельных предприятиях [4].
При этом главной целью перехода к качественным изменениям в отрасли является достижение технического уровня промышленности, который аналогичен уровню в современных развитых странах, где национальные экономики соответствуют пятому технологическому укладу. Это свидетельствует о том, что необходимо качественное опережающее развитие машиностроения с темпами роста более 10 % в год, что требует внедрения инновационных методов управления, а также реализации стратегии реструктуризации предприятий автомобилестроения.
Дальнейшее укрепление экономики России будет зависеть во многом от эффективности реструктуризации машиностроительного комплекса. Так, оборудование и машины, в том числе станки, приборы, продукция электронной промышленности и другие, будут требовать наличия конечного потребителя в различных областях производства, в том числе сельского хозяйства и у населения. При этом успешное функционирование предприятий машиностроения способно обеспечить стабильное положение в большинстве сфер жизни [1, с. 69-72].
© Рябцев А.В., 2015
Для выявления основных причин и предпосылок необходимости проведения стратегии реструктуризации на российских предприятиях автомобилестроения рассмотрим опыт некоторых предприятий данной отрасли. В связи с этим целесообразно выделить этапы, характеризующие отдельные особенности и тенденции реализации стратегий реструктуризации отечественных предприятий.
Прежде всего, необходимо остановиться на этапе начала девяностых гг. ХХ в., когда процесс реструктуризации был тесно связан с процессами приватизации предприятий и их выживаемости в непростых условиях перехода к рынку.
Машиностроительные предприятия России в непростую эпоху начала 90-х гг. ХХ в. в большинстве своем требовали тщательно взвешенной и проработанной реализации стратегии реструктуризации в различных направлениях деятельности предприятий. Особое место в этот период занимали предприятия машиностроения [3].
В целом характеризуя этап начала рыночных реформ в 1992 г., автомобилестроение России находилось в ситуации затяжного кризиса. К середине 1990-х гг. производство грузовых автомобилей снизилось в 5,5 раз, автобусов - в 10 раз, легковых автомобилей -в 1,5 раза. Существенное обновление производственных программ отечественных автозаводов становилось невозможным по причине слабой финансовой системы, высокой стоимости заемных средств и усиленного давления на производство затрат по социальной сфере.
Кроме того, значительный негативный эффект усиливался за счет морального старения и физического износа избыточных производственных мощностей. Итогом этого стала остановка таких крупнейших предприятий, как АЗЛК и ИЖ, на долю которых приходился выпуск более чем 150 тыс. легковых автомобилей.
Однако в эти же годы лидеры автомобилестроительной отрасли, включая АвтоВАЗ, ГАЗ и ЗИЛ выпускали новые модели: ВАЗ-2110, ГАЗ 3110 Волга, ГАЗ-3302/-2705/-3221 «Газель» и ЗИЛ-5301 «Бычок», чтопозволило этим предприятиям пережить тяжелую фазу кризиса.
Завершается данный этап дефолтом и девальвацией рубля 1998 г., после чего российские автопроизводители, как и другие отечественные предприятия, получили кратковременную передышку, когда выпускались новые модели ВАЗ-1118 «Калина», ГАЗ-31105 «Волга», ГАЗ-2217/2752 «Соболь» и ГАЗ-3310 «Валдай», однако при всем при этом негативная тенденция снижения доли рынка отечественных производителей сохранилась.
Таким образом, анализ первого этапа позволяет выявить тенденции реструктуризации, состоящие в попытках выхода неконкурентоспособных предприятий машиностроения из кризиса, сопровождаемого отсутствием сбыта, путем выпуска новых моделей автомобилей. Это позволило реализовать стратегию реструктуризации, основанную на инновациях, ровняясь на мировые тенденции в сфере машиностроения.
Следующий этап характеризуется посткризисным периодом начала 2000 г., когда большая часть российских автомобильных и моторных заводов претерпела серию структурных реорганизаций и объединений в холдинги «Руспромавто» («Группа ГАЗ») и «Северсталь-авто» («Соллерс»).
Другой тенденцией этого периода можно назвать рост сборки иномарок на территории Российской Федерации (в 2008 - 618,2 тыс. из 1 790 тыс. всех произведенных). Таким образом, доля производства иностранных моделей среди легковых автомобилей составила 41,3 %, за счет увеличения производства на 29 % к 2007 г., а среди грузовых автомобилей - 7,9 % (+19,6 %) и среди автобусов 9,8 % (+12,7 %) [5, с. 121-122].
В этот же период активизировались и немецкие автопроизводители. Так, немецкий автомобильный концерн Daimler AG приобрел 10 % акций ОАО «КАМАЗ», о чем подписано соглашение между «КАМАЗ» и «Daimler» в сфере совместных проектов и обмена технологиями. В марте 2010 г. концерн Daimler увеличил долю в КАМАЗе с 10 % до 11 %. Председатель совета директоров КАМА-
За отмечал, что к 2018 г. немецкая компания может довести свою долю в ОАО «КАМАЗ» до контрольной [5, с. 120-123].
На данном этапе реструктуризации основными тенденциями являются стратегия консолидации нескольких крупных игроков на рынке, а также частичного замещения отечественных автомобилей иностранными. При этом, с одной стороны, предоставляется поле для деятельности иностранных производителей в России, а, с другой, поддерживается необходимый уровень выживаемости отечественных предприятий машиностроения.
И, наконец, третий этап реструктуризации предприятий отечественного машиностроения начинается после 2010 г. и продолжается по настоящее время. Данный период характеризуется показателями сборки свыше 1 млн автомобилей иностранных брендов в год. В таких условиях отечественные автопроизводители вынуждены искать поддержку у органов власти. Так, при выработке стратегии развития российских машиностроителей Правительство РФ в марте 2010 г. принимает решение о закреплении принципов сотрудничества с иностранными компаниями. Одним из ключевых принципов работы является расширение локализации производства на территории Российской Федерации. В июне 2011 г. соответствующее соглашение было подписано с действующими в российском автопроизводстве предприятиями Sollers-Ford, Volkswagen, GeneralMotors, с одной стороны, и компаниями АвтоВАЗ, Renault-Nissan, «ИжАвто», КамАЗ и ОАГ.
На пороге нового тысячелетия в отечественном автомобилестроении сделана попытка проведения масштабной стратегии реструктуризации, в результате которой в 2000-е гг. в России открыто несколько десятков автомобильных заводов, выпускающих автомобили под марками иностранных производителей, включая Volkswagen, Skoda, BMW, Ford, Renault, Toyota, Chevrolet, Peugeot-CitroenMitsubishi, Nissan, Opel, Kia, VolvoTruck и другие.
Таким образом, основная тенденция последнего этапа состоит во все большем экспортозаме-щении в сфере автомобилестроения в России.
В общем виде динамика отечественного автомобилестроения за период с 2008 по 2014 гг. выглядит следующим образом (см. рис. 1).
2
МЛН.ШТУК 1,5
1
0,5
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 прог
Рис. 1. Динамика производства автомобилей в России в 2008-2014 гг. [2]
Пик производства легковых автомобилей в России пришелся на 2012 г., когда было выпущено 1,97 млн шт. В 2013 г. наметилось снижение производства. В 2014 г. объем производства продолжил сокращаться до 1,75 млн шт.
Характеризуя новейший этап реструктуризации отечественного машиностроения, а именно, этап ввода санкций со стороны стран Запада, необходимо отметить, что в непростых экономических условиях отрасль сталкивается, с одной стороны, с очередным кризисом, а, с другой, тенденцией к появлению новых возможностей увеличения доли рынка отечественных автопроизводителей в России.
В современных условиях становится очевидным, что сотрудничество с иностранными автопроизводителями не решают проблем российского машиностроения, особенно неэффективность подобной стратегии реструктуризации выявилась в условиях санкций со стороны стран Запада. Поэтому на сегодняшний день все также остро стоит вопрос повышения конкурентоспособности российских производителей автомобилей, а также импортозамещения в сфере машиностроения.
Тенденции, которые выявлены в рамках анализа в данном исследовании, показывают, что на современном этапе предприятия отечественного автомобилестроения сталкиваются с факторами, влияющими на возникновение новых кризисных ситуаций, а именно, невысокой конкурентоспособностью на внутреннем и внешнем рынках и недостаточным объемом заказов, давлением со стороны производителей импортной продукции и ограниченностью инвестиционных средств для закупки нового оборудования. Кроме того, необходимо отметить жесткую конкуренцию на внешнем и внутреннем рынке, что требует снижения себестоимости и цен на конечную продукцию. Также необходимо техническое перевооружение имодернизация оборудования.
При этом традиционные инструменты реструктуризации (консолидация, экспортозамещение, равнение на западные рынки в сфере инноваций), используемые в отрасли последние 25 лет, как показывает анализ, не способствуют формированию видения реальной ситуации, отсутствуют адекватные современным условиям методики диагностирования кризисных предприятий, основанные на учете влияния временного и ресурсного факторов на процесс реструктуризации, а также не учитывает хаотичность его реализации. Таким образом, отрасли требуется программа поэтапной реструктуризации отечественных предприятий автомобилестроения, носящая системный и законченный характер.
Библиографический список
1. Обзор российского машиностроения. Влияние санкций Запада. Перспективы развития. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.mashport.ru/annonce/show/2717/Obzor_rossiyskogo_mashinostroeniya_ Vliyanie_sankciy_Zapada_Perspektivy_razvitiya (дата обращения : 01.11.2014).
2. Производство автомобилей в России 2008-2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.autostat.ru/news/view/18609/ (дата обращения : 10.11.2014).
3. Сайфиева, С. Н. Проблемы развития российского машиностроения [Электронный ресурс] / С. Н. Сайфие-ва, Д. А. Ермилина. - Режим доступа : http://www.ipr-ras.ru/articles/sajf-erm08-7.pdf (дата обращения : 05.05.2015).
4. Стреженкин, А. М. ВАЗ дождался своего звездного часа [Электронный ресурс] / А. М. Стреженкин. - Режим доступа : http://www.pravda.ru/economics/industry/carindustry/05-05-2015/1258904-auto-0/ (дата обращения : 05.05.2015).
5. Daimler увеличил свою долю в КАМАЗе до 11 % [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://top.rbc.ru/economics/12/03/2010/379265.shtml (дата обращения : 12.03.2015).