Научная статья на тему 'Анализ спроса и предложения труда на территориальном рынке Краснодарского края'

Анализ спроса и предложения труда на территориальном рынке Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3386
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / СПРОС / ПРЕДЛОЖЕНИЕ / РАБОЧАЯ СИЛА / ЗАНЯТОСТЬ / БЕЗРАБОТИЦА / АНАЛИЗ / УРЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРОГРАММЫ ПО СОДЕЙСТВИЮ В ТРУДОУСТРОЙСТВЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крачковская В. Г.

В работе рассматривается анализ спроса и предложения труда на территориальном рынке Краснодарского края. Выявлен дисбаланс спроса и предложения. Наличие противоречий рынка труда региона обусловлены несоответствием совпадения ожидания от реальности и со стороны работодателя, и со стороны потенциальных работников. Диспропорция спроса на рабочую силу и ее предложение обуславливают, с одной стороны, вынужденную незанятость, с другой стороны кадровый дефицит. Необходимо активное участие органов государственной власти, служб занятости населения и общественных организаций в урегулировании рынка труда посредством создания и выполнения социально-значимых программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ спроса и предложения труда на территориальном рынке Краснодарского края»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 331

В.Г. Крачковская

Магистрант Академии маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ (г. Краснодар)

АНАЛИЗ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТРУДА НА ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ РЫНКЕ

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Аннотация

В работе рассматривается анализ спроса и предложения труда на территориальном рынке Краснодарского края. Выявлен дисбаланс спроса и предложения. Наличие противоречий рынка труда региона обусловлены несоответствием совпадения ожидания от реальности и со стороны работодателя, и со стороны потенциальных работников. Диспропорция спроса на рабочую силу и ее предложение обуславливают, с одной стороны, вынужденную незанятость, с другой стороны - кадровый дефицит. Необходимо активное участие органов государственной власти, служб занятости населения и общественных организаций в урегулировании рынка труда посредством создания и выполнения социально-значимых программ.

Ключевые слова

Рынок труда, спрос, предложение, рабочая сила, занятость, безработица, анализ, урегулирование,

программы по содействию в трудоустройстве

Важнейшим объектом изучения экономико-политической жизни общества является рынок труда. Рынок труда - это динамическая система, которая включает в себя комплекс социально-трудовых отношений, регулирующих условия найма, использования и обмена рабочей силы, механизм его самореализации, механизм спроса и предложения, функционирующий на основе информации, поступающей в виде изменений цены труда (заработной платы). В широком смысле рынок труда - это система отношений, возникающих в рамках социального мира и согласия между работодателями и наемными работниками с участием государственных и общественных организаций на основе спроса и предложения по поводу оплаты и условий труда, социальных гарантий, социальной защиты и поддержки [ 1, с. 62].

Рынок труда подчиняется законам спроса и предложения. Однако из-за сложности, многогранности и неоднозначности принципов и механизма своего функционирования он представляет собой рынок особого рода, на который оказывают влияние не только макро- и микроэкономические факторы, но и социальные и социально-психологические факторы. В реальной жизни на динамику рынка труда действует особый ряд факторов, влияющих как на предложение рабочей силы, так и на ее спрос [ 2, с. 12]. Предложение рабочей силы определяется в первую очередь факторами демографическими. К ним относятся уровень рождаемости, темпы роста трудоспособного населения, половозрастная структура населения. Помимо этого важным фактором динамики рынка является степень экономической активности различных демографических и этнических групп трудоспособного населения. Например, активизация социальной роли женщин в жизни общества привела к их быстрому вовлечению в состав рабочей силы, вследствие этого на рынке труда возросло количество предложений рабочей силы.

На рынок труда Краснодарского края оказывают влияние многие факторы, в первую очередь его уникальное географическое положение, положительная динамика в работе органов государственного и муниципального управления по развитию экономики и социальной сферы, активные инвестиционные вложения в краевую экономику. Все это делает регион привлекательным для увеличения числа мигрантов. По данным Территориального органа Федеральной службы статистики Краснодарского края за январь-сентябрь 2015 г., миграционный прирост населения края по сравнению с аналогичным периодом 2014г. увеличился на 11589 человек, или на 34,8%. Это произошло за счет увеличения числа прибывших мигрантов в край на 7841 человека, или на 8,0%. Число мигрантов внутри края увеличилось на 3013 человек, или на 6,4% [3].

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

Таблица 1

Общие итоги миграции населения в Краснодарском крае за январь-сентябрь 2015г.

Январь-сентябрь

2015г. 2014г.

Число прибывших Число выбывших Миграционный прирост (+), снижение (-) Число прибывших Число выбывших Миграционный прирост (+), снижение (-)

Миграция - всего 156143 111287 +44856 145289 112022 +33267

Из нее: в пределах России 139232 105221 +34011 130523 105511 +25012

В том числе: 50300 50300 - 47287 47287 -

внутрирегиональная

Межрегиональная 88932 54921 34011 83236 58224 +25012

Международная миграция 16911 6066 +10845 14766 6511 +8255

В том числе: 14532 4827 +9705 12380 4931 +7449

с государствами-участниками СНГ

с другими зарубежными странами 2379 1239 +1140 2386 1580 +806

Внешняя для края 105843 60987 +44856 98002 64735 +33267

миграция

По данным Территориального органа Федеральной службы статистики численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет по итогам выборочного исследования по проблемам занятости в среднем в III квартале 2015г. составила 2724,8 тыс. человек, или 49,5% от общей численности населения края. Из них 2557,2 тыс. человек (93,8%) были заняты в экономике и 167,6 тыс. человек (6,2%) не имели работы или доходного занятия, но активно искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю. Однако в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицировались как безработные [3]. В таблице 2 приведена динамика численности незанятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в государственных учреждениях службы занятости [3] по данным Департамента труда и занятости населения Краснодарского края [4].

Таблица 2

Динамика численности незанятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учет в государственных учреждениях службы занятости

Численность незанятых трудовой деятельностью граждан, тыс. человек Из них имеют статус безработного

тыс. человек в % к

соответствующему месяцу предыдущего года предыдущему месяцу

2014 январь 30,5 18,2 88,0 101,2

февраль 31,3 18,7 87,6 102,8

март 29,5 18,5 86,4 98,9

апрель 28,9 18,6 89,6 100,5

май 27,4 17,4 90,8 93,6

июнь 26,2 16,2 90,7 93,0

июль 28,5 15,9 91,2 98,2

август 28,8 15,6 92,1 98,0

сентябрь 29,4 15,2 94,2 97,6

октябрь 30,3 15,5 98,7 101,7

ноябрь 31,4 16,1 97,1 103,6

декабрь 31,8 18,3 101,5 113,9

2015 январь 35,8 19,0 104,2 103,9

февраль 39,1 20,5 109,5 108,0

март 37,4 20,4 109,9 99,2

апрель 37,0 20,4 109,4 100,1

май 35,2 19,3 110,7 94,8

июнь 33,4 17,8 109,7 92,2

июль 33,6 17,6 110,7 99,1

август 32,8 17,2 110,0 97,4

сентябрь 33,4 16,7 109,9 97,5

октябрь 32,3 16,9 109,1 101,0

По данным Территориального органа Федеральной службы статистики потребность работодателей в работниках превышает заявленную безработицу. Это наглядно представлено в таблице 3 [3].

Таблица 3

Динамика потребности работодателей в работниках, заявленных в государственные учреждения

службы занятости населения

Потребность работодателей в работниках, заявленная в государственные учреждения службы занятости населения, тыс. человек Нагрузка незанятого трудовой деятельностью населения на одну заявленную вакансию

человек в % к

предыдущему месяцу соответствующему месяцу предыдущего года

2014 январь 67,5 0,45 81,8 132,4

февраль 78,1 0,40 88,9 133,3

март 102,8 0,29 72,5 100,0

апрель 102,6 0,28 96,6 107,7

май 97,0 0,28 100,0 112,0

июнь 96,5 0,27 96,4 112,5

июль 98,5 0,29 107,4 87,9

август 92,6 0,31 106,9 91,2

сентябрь 84,0 0,35 112,9 100,0

октябрь 77,5 0,39 111,4 100,0

ноябрь 66,6 0,47 120,5 114,6

декабрь 40,2 0,79 168,1 143,6

2015 январь 45,2 0,79 100,0 175,6

февраль 43,0 0,91 115,2 в 2,3р.

март 47,2 0,79 86,8 в 2,7р.

апрель 47,5 0,78 98,7 в 2,8р.

май 57,6 0,61 78,2 в 2,2р.

июнь 53,0 0,63 103,3 в 2,3р.

июль 50,2 0,67 106,3 в 2,3р.

август 48,1 0,68 101,5 в 2,2р.

сентябрь 45,4 0,74 108,8 в 2,1р.

октябрь 41,8 0,77 104,1 197,4

Из приведенных данных следует, что в Краснодарском крае на сегодняшний день наблюдается несоответствие спроса и предложения рабочей силы. На фоне превышения спроса на рабочую силу численность ищущих работу или безработных сокращается весьма незначительно. По всей вероятности, причиной несостоявшегося найма является несоответствие совпадения ожидания от реальности с обеих сторон: и со стороны работодателя, и со стороны потенциальных работников. Выявленная диспропорция спроса на рабочую силу и ее предложение обуславливают, с одной стороны, вынужденную незанятость, а другой стороны кадровый дефицит [5, с. 51.].

По состоянию на 1 декабря 2015г. в органы службы занятости заявлено 30,7 тыс. вакансий для трудоустройства на постоянные рабочие места. На 1 декабря численность безработных граждан составляет 17,7 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы достиг 0,7% (на 1 декабря 2014г. - 16,1 тыс. человек и 0,6% соответственно) [4]. Поскольку емкость рынка труда определяется спросом на рабочую силу [6, с. 289.], поэтому динамика спроса работодателей Краснодарского края на рабочую силу выступает одним из показателей оценки состояния рынка труда и экономики региона в целом. По данным Департамента труда и занятости населения Краснодарского края за январь-ноябрь 2015г. в рамках государственной программы Краснодарского края «Содействие занятости населения» службой занятости населения трудоустроены 123,5 тыс. человек. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года составил 4,6%. За этот же период в оплачиваемых общественных работах приняли участие 7910 человек. На временные рабочие места с материальной поддержкой за счет средств краевого бюджета были трудоустроены 1749 человек, испытывающих трудности в поиске работы, 36,1 тыс. несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (прирост 5,9%), а также 463 безработных из числа выпускников учреждений среднего профессионального образования, которые впервые ищут работу. В программах социальной адаптации приняли участие 9897 безработных. В рамках программы «Содействие занятости населения» проведена 971 ярмарка вакансий, позволяющая работодателям напрямую предложить рабочие места безработным. Число участников ярмарок вакансий в 2015 г. достигло 151,1 тыс. человек, количество выставок по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 4,1% [4].

Анализ спроса и предложения рабочей силы на рынке труда Краснодарского края показывает, что в 2015г. в плане занятости населения Краснодарский край остается относительно стабильным регионом. В крае отмечается также низкий уровень официально зарегистрированной безработицы. Однако в регионе имеются проблемы, связанные с как нехваткой определенных рабочих мест, так и конкретных специалистов, в которых нуждаются работодатели. Фактически имеющиеся предложения на рынке труда не удовлетворяют работодателей, поэтому остается стабильным спрос на конкретных специалистов. В то же время рост количества безработных свидетельствует об имеющемся трудовом потенциале, который необходимо использовать для развития экономики региона. Для того, чтобы этот потенциал был востребован, необходимо, чтобы безработные приобрели те трудовые навыки, которые нужны работодателям.

Состояние трудового потенциала Краснодарского края напрямую связано его стратегией социально-экономического развития [7, с. 70]. Развитие рынка труда зависит не только от взаимоотношений между работниками и работодателями, но и от государственной политики, которая проводится на сегодняшний момент Органы государственной власти, службы занятости населения, общественные организации для снятия социальной напряженности и дальнейшего экономического развития региона должны содействовать трудоустройству населения. Они должны принимать активное участие в урегулировании рынка труда посредством создания и выполнения социально-значимых программ по содействию в трудоустройстве, профессиональном обучении, социальной адаптации населения. Для этих целей необходимо привлекать

средства как государства, так и работодателей, заинтересованных получать специалистов, в которых нуждается их предприятие.

Список использованной литературы:

1. Егорова Е.А., Кучмаева О.В. Экономика труда. М.: Московская финансово-промышленная академия, 2004. 80 с.

2. Агабекян Р.Л. Российский рынок труда: особенности, проблемы и перспективы. Краснодар: Издательский Дом-Юг, 2014. 208 с.

3. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю. [Электронный ресурс]. URL: http://www.krsdstat.gks.ru (дата обращения 06.12.2015).

4. Интерактивный портал Департамента труда и занятости населения Краснодарского края. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kubzan.ru (дата обращения 02.12.2015).

5. Вукович Г.Г., Горланова А.Э. Противоречия системы функционирования рынка труда региона на примере Краснодарского края // Общество: политика, экономика, право. 2011, №4. С.50-54.

6. Вукович Г.Г. Проектирование кадровой политики предприятия как условие повышения его конкурентоспособности // Аудит и финансовый анализ. 2009, №2. С. 286-289

7. Черникова А.Г., Давыденко Т.В. Трудовой потенциал Краснодарского края: оценка и перспективы развития // Вестник ИМСИТ. 2014, № 1-2. С. 66-70.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Крачковская В.Г., 2016

УДК 338.45

И.В.Круглов

К.э.н., доцент Экономический факультет Липецкий государственный технический университет Г.Липецк, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ

МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Аннотация

На основании анализа ряда методик и выявления их недостатков предлагается поэтапная схема определения конкурентоспособности продукции машиностроительных предприятий по качественно-ценовым, эстетическим характеристикам

Ключевые слова

Конкурентоспособность продукции, методы оценки конкурентоспособности продукции, качественно-ценовые, эстетические характеристики конкурентоспособности продукции

В экономической литературе и промышленной практике существует множество методик оценки конкурентоспособности продукции. Такое разнообразие методических подходов обусловлено необходимостью поиска оптимальной методики оценки, которая бы удовлетворяла современным требованиям машиностроительного производства. Однако до сих пор экономисты не достигли согласия в этом вопросе, главным образом потому, что каждая из методик, в той или иной степени удовлетворяя ряду выдвигаемых к ней требований, имеет и существенные недостатки.

Так, при очевидной простоте и точности расчетов дифференциальный метод [1,с.148] не представляется достаточно приемлемым в силу ограниченности параметров оценки, что обуславливает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.