Научная статья на тему 'Рынок труда в республике Марий Эл'

Рынок труда в республике Марий Эл Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1485
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Низова Людмила Михайловна, Малинкина Ирина Владимировна

В статье рассмотрены проблемы трансформирования рынка труда в Республике Марий Эл. Предложена модель прогнозирования занятости населения, проведены прогнозные расчеты индикаторов регионального рынка труда. Намечены пути достижения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы в современных экономических условиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок труда в республике Марий Эл»

РЫНОК ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ

В статье рассмотрены проблемы трансформирования рынка труда в Республике Марий Эл. Предложена модель прогнозирования занятости населения, проведены прогнозные расчеты индикаторов регионального рынка труда. Намечены пути достижения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы в современных экономических условиях

В соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. №199-ФЗ управление политикой занятости осуществляется на четырех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном и локальном. Если на федеральном уровне разрабатываются государственные программы содействия занятости на основе национальных инвестиционных проектов, то на региональном уровне территориальные программы содействия занятости населения увязываются с региональными программами социально-экономического развития, на муниципальном и локальном уровнях обеспечивается деятельность координационных комитетов и советов содействия занятости населения, создание и сохранение эффективных рабочих мест, возрождение учебных комбинатов для подготовки квалифицированных кадров.

За годы экономических реформ в России сформировалась бесплатная государственная структура, отвечающая за реализацию активных мероприятий по содействию занятости населения, своевременное и в полном объеме предоставление гарантированных государством услуг и социальных выплат безработным гражданам.

Поэтапное изменение статуса органов управления занятостью. В 1992-2000 гг. мероприятия содействию занятости населения, социальной поддержки безработных граждан, а также содержание территориальных органов Минтруда России по вопросам занятости населения финансировались за счет средств внебюджетного Государственного фонда занятости населения РФ. До 2001 г. в рамках этого фонда действовала система страхования от безработицы, в соответствии с которой работодатель был обязан ежемесячно перечислять страховые взносы в размере 1,5% фонда заработной платы организации. Позднее эту функцию взяло на себя Правительство РФ и увеличило эти расходы до 0,6% фонда заработной платы по стране [1]. В условиях неплатежеспособности хозяйствующих субъектов государственное финансирование в лице Государственного фонда занятости населения РФ находилось в хроническом кризисе. Не были до конца реализованы страховые принципы его функционирования, распределение средств осуществлялось вне зависимости от объемов отчислений. Слабо использовались активные формы содействия занятости населения, так как средства фонда преимущественно направлялись на пассивную политику. Это привело к росту уровня безработицы и напряженности на рынке труда

К 1997 г. общая численность безработных в Республике Марий Эл достигла 60 тыс., в том числе зарегистрированных - 17,0-19,3 тыс. чел. (на начало и на конец года). Уровень общей безработицы превысил 18%. Коэффициент напряженности достигал свыше 60 чел., претендующих на вакансию. Поэтому не случайно Республика Марий Эл была отнесена к территориям с напряженной ситуацией.

С 1 января 2001 г. был упразднен Государственный фонд занятости, и финансирование политики занятости осуществлялось за счет средств федерального бюджета [2]. В расчет необходимых затрат включались: прогнозируемая численность безработных граждан; средняя стоимость каждой услуги на одного участника программы; средний размер пособия и стипендии; прожиточный минимум; средний период ока-

зания услуги; годовая численность человеко-выплат. С 2001 по 2005 г. ситуация на рынке труда характеризовалась повышением уровня занятости, снижением напряженности и уровня регистрируемой безработицы. Этому способствовали стабилизация экономики Республики Марий Эл, открытие новых производств в военно-промышленном и строительном комплексах республики, создание 3,47 тыс. новых рабочих мест, увеличение заявленной потребности работодателями вакансий с 1049 до 3246 чел. и снятие с учета 4,2 тыс. безработных в связи с их трудоустройством.

В период 2007-2011 гг. в соответствии с Программой антикризисных мер Правительства РФ субсидии из федерального бюджета перечислялись в регионы в зависимости от ситуации на региональных рынках труда и принятия регионами дополнительных мер реагирования на возникающий риск роста безработицы [3]. Ужесточались требования к региональным программам занятости, в которых предусматривалось финансово-экономическое обоснование объемов субсидий на каждую государственную услугу с указанием целевых показателей эффективности реализации этих программ. Субсидии из федерального бюджета предоставлялись лишь тем субъектам РФ, где были приняты нормативно-правовые акты, устанавливающие расходное обязательство самого субъекта по реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения. Критериями отбора являлись: наличие работников, находящихся под угрозой увольнения, а также градообразующих предприятий и монопрофильных населенных пунктов.

Мировой финансовый кризис негативно отразился на состоянии занятости населения в республике. В 2009 г. возросла общая численность безработных (42,5 тыс. чел.), а ее уровень возрос до 11,6%, что вновь послужило критерием отнесения Республики Марий Эл к территориям с напряженностью на рынке труда.

В условиях современного экономического кризиса и международных санкций изменилась система расходования средств федерального бюджета, нацеленная на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ, на оказание содействия в трудоустройстве многодетных семей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов, а также незанятых инвалидов на оборудованные для них рабочие места. В 2014 г. в Республике Марий Эл снизились уровень общей и регистрируемой безработицы и ее средняя продолжительность, спала напряженность на рынке труда. Проведенный мониторинг показал положительное влияние на состояние рынка труда. За исследуемый период оказана государственная поддержка более 50-ти предприятиям, реализующим свыше 20-ти инвестиционных проектов. На вновь созданные рабочие места было принято более 6 тыс. чел. [4]. Кроме того, в республике активно реализуются мероприятия по поддержке малого и среднего предпринимательства. Темпы роста среднесписочной численности на предприятиях малого и среднего предпринимательства в 2014 к уровню 2013 г. составили 100,5% в Республике Марий Эл; доля занятых в них составила 34,5% общей численности в республике, оборот товаров и услуг возрос на 121,2 %, его доля в общем обороте составила 113,0%, среднемесячная заработная плата увеличилась на 115,1%, налоговые начисления составили 104,5%, инвестиции в основной капитал - 110,6% [5].

Все это позволило за период действия Федерального закона №199-ФЗ, т.е. 2006-2014 гг., снизить общий уровень безработицы с 10 до 5%, сократить среднюю продолжительность регистрируемой безработицы с 5 до 4 мес., увеличить прием на работу на дополнительно введенные рабочие места с 2,1 до 2,4 тыс. чел., снизить напряженность на рынке труда с 2,6 до 0,6 незанятых на рабочее место (табл. 1).

Вместе с тем проведенный мониторинг позволил выявить сохраняющиеся проблемы на рынке труда Республики Марий Эл. Так, удельный вес общего трудоустройства граждан при содействии органов службы занятости с 2010 по 2014 г. снизился почти

вдвое (на 46%), в том числе незанятых граждан - на треть (35,6%). Удельный вес участвующих в общественных работах сократился вдвое (на 49%) (рис. 1).

Таблица 1

Индикаторы рынка труда в Республике Марий Эл

Показатель 1992 г. 2000 г. 2005 г. 2009 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г 2014 г.

Уровень занятости насе-

ления, % 66,4 58,4 61,4 58,7 61,9 64,1 65,0 64,5

Уровень общей безрабо-

тицы по МОТ, % 4,7 11,3 9,9 11,5 10,1 6,5 5,2 4,8

Уровень регистрируемой

безработицы , % 1,4 2,2 1,7 1,8 1,4 1,0 0,81 0,84

Напряженность на рынке

труда (число незанятых

на вакансию) 19,1 3,4 2,6 4,3 1,6 0,6 0,6 0,6

Средняя продолжитель-

ность безработицы , мес. 5,0 4,9 4,3 4,2 4,9 4,6 4,3 4,0

Рис. 1. Динамика трудоустройства безработных граждан в РМЭ: —♦— общее при содействии СЗН, —□— трудоустройство незанятых граждан, —▲— организация общественных работ (чел.)

Наиболее снизились показатели содействия самозанятости безработных граждан. В 2014 г. было направлено на самозанятость 59 чел. (снижение по сравнению с 2013 г. (212 чел.) в 4 раза, а с 2010 г. (1499 чел.) в 25 раз).

Особое место в повышении конкурентоспособности трудовых ресурсов занимает профессиональное обучение. Однако этот показатель имел отрицательную динамику: численность направленных на обучение за последние пять лет сократилась почти на три четверти (72,6%), т.е в 3,6 раза. При этом положительный результат состоял также в том, что данную услугу получили 558 женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения трехлетнего возраста. Объем услуг по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда также показал тенденцию к росту (рис.2).

Снижение объемов услуг характерно для таких направлений, как психологическая поддержка безработных граждан (на 37,4%), информирование о положении на рынке труда (на 42,3%), профессиональная ориентация граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования (на 56,2%). Главная причина - сокращение объемов финансирования из бюджета Республики Марий Эл в условиях современного экономического кризиса в России. В 2015 г. уро-

вень регистрируемой безработицы увеличился на 0,25%, средняя продолжительность безработицы - на 1,3 мес., коэффициент напряженности возрос в 2,1 раза.

Тыс. чел.

3

2,5 -2 1,5 1

0,5 0

Рис. 2. Динамика профессионального обучения и психологической поддержки безработных граждан в РМЭ: —♦— профессиональное обучение безработных граждан; —▲— профессиональное обучение женщин в период по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет; —•— адаптация граждан на рынке труда; —□—психологическая поддержка безработных граждан.

Повышение эффективности занятости, по мнению авторов, возможно путем создания инновационной системы прогнозирования рынка труда. Наличие структурных дисбалансов, фиксируемых на региональных рынках труда, требует решения задачи согласования спроса на рабочую силу и ее предложения.

Модель прогнозирования спроса и предложения рабочей силы. На рис. 3 показаны четыре прогноза занятости населения:

- прогноз предложения рабочей силы

Е рга = ат + от + а:к + атр + апп + а* + а?*, (1)

где Е РГ - объем предложения рабочей силы в г-м субъекте (остальные обозначения см. на рис. 3);

- прогноз спроса на рабочую силу

S = V . + Уг"гт + О* , (2)

о га' тт- т/ пгт

где дг - сумма спроса; Уг - вакансии на начало прогнозного периода; Vг - потребность в работниках на создаваемых новых рабочих местах; - потребности

в работниках на замену выбывающих по собственному желанию и другим причинам, не связанным с сокращением численности персонала;

- прогноз сбалансированности спроса и предложения на рабочую силу (формулы (3)-(5) и табл. 2);

- прогноз распределения рабочей силы (традиционные и нетрадиционные формы трудоустройства).

Сопоставление данных по сбалансированности спроса и предложения рабочей силы в определенной мере показывает степень напряженности на рынке труда. Однако неопределенность социально-экономического развития и связанная с этим нестабильность профессиональной конъюнктуры снижают достоверность динамики соотношения «спрос - предложение» рабочей силы. В связи с этим данный показатель носит оценочный характер.

* * А А А

2010 2011 2012 2013 2014

Рис. 3 . Модель прогнозирования занятости населения

В третьем блоке можно вывести следующие показатели:

1. Уровень общей безработицы в i-м субъекте РФ (в процентах к экономически активному населению):

U0b = Nob/(E + Nob), (3)

где U°b - уровень общей безработицы в i-м субъекте РФ; Nob - общая численность безработных; E - общая численность занятых.

2. Уровень регистрируемой безработицы (в процентах к экономически активному населению)

Uf = N„b/(E + Nb), (4)

где Urb - уровень регистрируемой безработицы в i-м субъекте РФ; Nrb - численность зарегистрированных безработных.

3. Напряженность на рынке труда (отношение количества незанятых граждан к числу вакансий):

Nrt = Nnn / Nv, (5)

где Nr - напряженность на рынке труда в i-м субъекте (число незанятых граждан, претендующих на одну вакансию); Ninn - количество незанятых граждан; Niv -число вакансий.

Средняя продолжительность безработицы определяется как средняя в интервальном ряду, который представлен в виде периодов продолжительности безработицы путем умножения середины интервалов на количество безработных в этих

интервалах. Полученные произведения суммируются и делятся на общее количество зарегистрированных безработных:

Нами выполнены прогнозные расчеты индикаторов рынка труда на период 2015-2016 гг. (табл. 2). При этом использованы результаты микропереписи населения, проводимые территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл [5].

Таблица 2

Прогноз индикаторов рынка труда в Республике Марий Эл

Показатель 2014 г. 2015 г. 2016 г.

факт оценка прогноз

Уровень безработицы по методологии МОТ в среднем за год,

%, формула (3) 4,80 9,30 9,20

Уровень регистрируемой безработицы, % формула (4) 0,84 1,33 1,21

Коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда

(число незанятых на одну вакансию), формула (5) 0,60 1,50 1,30

Средняя продолжительность поиска работы безработными, мес. 4,00 4,60 4,50

Прогнозируемое повышение уровня безработицы основано на ожидаемом увольнении работников в связи с ликвидацией организаций, либо сокращением численности работников. На основании данных, представляемых работодателями в соответствии с приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 26 июня 2013 года № 281, численность уволенных может составить свыше 4,8 тыс. чел. Это - потенциальные безработные, которые могут обратиться за содействием в поисках работы в органы государственной службы занятости.

В настоящее время в республике предложение рабочей силы вдвое превышает спрос на рабочую силу. Так, на 1 января 2015 г. в органы службы занятости республики обратилось 12103 незанятых граждан (предложение), а численность зарегистрированных вакансий составляло 5189 (спрос).

Одной из основных причин качественного несоответствия спроса на рабочую силу и ее предложения как в Марий Эл, так и РФ в целом, является несогласованное развитие рынка труда и системы профессионального образования, отсутствие между ними должной степени координации [6].

Прогноз распределения рабочей силы предполагает установление численности следующих групп населения, уже вовлеченных в сферу рынка труда (на основе среднегодовых расчетов показателей рынка труда за последние пять-десять лет):

- трудоустраивающихся самостоятельно;

- обратившихся в службу занятости по поводу трудоустройства;

- признанные безработными, в том числе: получающие пособие по безработице; трудоустроенные с помощью службы занятости; направленные на профессиональную подготовку и переподготовку, оплачиваемые общественные работы, самозанятость, социальную адаптацию.

В условиях современной экономической системы государственные услуги по содействию занятости населения условно делятся на две группы: традиционные и нетрадиционные (инновационные) (см. рис. 3).

Традиционные услуги имеют отработанные технологии, систему контроля и оценки в соответствии с административными регламентами. Они сочетают в себе формы активной и пассивной политики. Однако, как показывает практика, в кризисный и посткризисный периоды снижается их эффективность: они теряют актуальность и значимость, так как слабо адаптированы к современной экономической системе, ограничены гибкостью в условиях рыночных отношений, не стимулируют

экономической активности безработных, напротив, провоцируют их иждивенчество. Это требует использования новых, нетрадиционных форм активной политики в условиях инновационной экономики.

Особую значимость в условиях современного кризиса имеют такие нетрадиционные формы занятости как: опережающее обучение работников в случае угрозы массового увольнения, организация общественных работ граждан, в условиях потенциального риска сокращения штатов, стажировка выпускников образовательных учреждений, развитие технопарков и бизнес-инкубаторов, переселение в другую местность и др.

Представляется целесообразным создание дополнительных институциональных структур в региональной системе управления занятостью: центров профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных, бирж временных и сезонных работ, учебных центров, центров профессиональной реабилитации и содействия занятости инвалидов. В этих целях государством в плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г. предусмотрены следующие меры:

- реализация дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда. На предоставление субсидий из федерального бюджета в этих целях бюджетам субъектов РФ было выделено до 52,2 млрд. руб.;

- резервирование бюджетных ассигнований на предоставление из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов РФ для социальных выплат гражданам,

признанным в установленном порядке безработными, в сумме до 30 млрд. руб.

* * *

Исследование политики занятости за годы экономических реформ позволило выявить общезначимые проблемы на рынке труда, зависящие как от внешних факторов (демографические, экономические и социальные), так и внутренних (использование активных форм содействия занятости, эффективность деятельности органов службы занятости, индивидуальная работа с безработными и незанятами гражданами и т. д.). По нашему мнению, в целях смягчения ситуации на рынке труда, сбалансированности спроса и предложения рабочей силы в современных условиях целесообразно принять меры на двух уровнях.

На федеральном уровне (в рамках полномочий федеральных органов) важно, с одной стороны, предусмотреть возможность перехода на страховой принцип защиты от безработицы, разработать в масштабах страны условия добровольного страхования на случай потери работы. С другой - совершенствовать стандарты качества оказания государственных услуг в сфере занятости населения, подготовки и переподготовки специалистов, в рамках учебного процесса прививать молодежи практические навыки по ориентации в мире профессий, овладению методикой трудоустройства, конкурентоспособности на рынке труда.

На региональном уровне (в рамках полномочий органов Республики Марий Эл) актуальны меры по повышению эффективности содействия занятости социально незащищенных категорий граждан: трудоустройство инвалидов на специализированные рабочие места, родителей многодетных семейств, а также воспитывающих детей-инвалидов, повышение квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком, планирующих возвращение к трудовой деятельности.

Учитывая, что Республика Марий Эл относится к индустриально-аграрным территориям, особого внимания требует создание рабочих мест в военно-промышленном, лесопромышленном и агропромышленном комплексах.

Назрела необходимость внедрять в практику на рынке труда нетрадиционные формы содействия занятости населения: организация общественных работ, временное трудоустройство работников, находящихся под угрозой увольнения с системообразующих предприятий.

Чрезвычайно актуальны меры по расширению возможностей занятости молодежи, в их числе:

- стажировка выпускников образовательных учреждений и молодых специалистов в целях приобретения ими опыта работы и последующего трудоустройства; реализация программы «Первое рабочее место»;

- создание молодежных бирж труда в целях содействия трудоустройству молодежи и выпускников учебных заведений, повышение конкурентоспособности и организации временной студенческой занятости;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- создание малых инновационных предприятий при высших учебных заведениях и научно-исследовательских институтах, например, при Поволжском государственном технологическом университете создано более 20 малых инновационных предприятий, в основном промышленного профиля, где студенты и выпускники имеют возможность продолжить научную работу после окончания вуза (например, в 2014 г. создано 103 рабочих места на Марийском машиностроительном заводе для выпускников вуза);

- содействие в переезде в другие регионы в связи с направлением на работу или учебу.

Реализация вышеназванных мер будет способствовать смягчению напряженности на рынке труда Республики Марий Эл, снижению безработицы и повышению эффективных форм занятости.

Литература

1. Низова Л.М. Государственное регулирование занятости населения в современной экономической системе. Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2012. 364 с.

2. Федеральный закон от 05.08.2000 № 118 ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской федерации о налогах». Режим доступа: http://base.consultant.гu/cons/cgг/onlгne.cgг?гeq=doc;base=LAW;n=122230;fld=134;fГom=28126-13;ГПШ=203280.3706808364304439;;'=0203280009152888174507101

3. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год //Российская газета. 2009. № 4872 (20.03.2009).

4. Постановление Правительства Республики Марий Эл от 03.10.2012 № 382 «О государственной программе Республики Марий Эл "Содействие занятости населения Республики Марий Эл на 2012-2020 годы "». Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/422451543

5. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл. Режим доступа: http://maristat.gks.ru/

6. Коровкин А.Г. Динамика занятости и рынка труда в РФ в перспективе до 2030 г. //Проблемы прогнозирования. 2013. № 4. С. 79-96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.