124
Теория и технологии сферы услуг
УДК 338.48 ББК 65.49
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РЫНКА КРУИЗНОГО ТУРИЗМА
Е.С. Ефремова
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
191023, Санкт-Петербург, Садовая улица, 21
Круизный туризм, столь популярный во всем мире, пришел на российский рынок сравнительно недавно, не больше 10 лет назад и считается одним из самых быстрорастущих секторов рынка. Надо сказать, что ежегодный прирост в среднем в мире не менее 7%. Принято считать, что в условиях кризиса морской туризм остается единственным прибыльным сектором туризма. За последние 30 лет круизная индустрия динамически развивалась, в основном за счет спроса в Северной Америке, растущего спроса на европейском рынке и недавно в регионе Австралия - Азия. Табл.1 показывает рост международного круизного сектора в период с 2003 по 2013 гг.
Таблица 1. Международный спрос на рынке круизов, 2003 - 2013 гг. ____________________(млн пассажиров) ________________
Регион 2003 2008 2009 2010 2011 2012 2013 Рост за 10 лет
Северная Америка Европа5 8,23 10,29 10,4 11 11,44 11,64 11,82 43,60% 2,71 4,47 5,04 5,67 6,15 6,23 6,4 136,20%
Всего 10,94 14,76 15,44 16,67 17,59 17,87 18,22 66,50%
Остальной мир6 1,08 1,54 2,15 2,4 2,91 3,03 3,09 186,10%
Итого 12,02 16,3 17,59 19,07 20,5 20,9 21,31 77,30%
Сост. на основании данных Всемирной туристской организации, опубликованных в сентябре 2014 г. в ежегодном справочнике организации.
На основании исследований международного маркетингового агентства TMI Consultancy можно сделать вывод о росте пассажирооборота в течение 10 лет (с 2003 по 2013) с 12 млн до 21,3 млн пассажиров (77%). За такой же период общее число туристов в мире, в основном наземные туры, возросло на 57% и привело к показателям 1,087 млрд туристов в 2013 г. По данным UNWTO, за 2013 г (рис.1) водный туризм в мире (по типу транспорта: круизы и паромы) составил 5% (прибытие туристов к месту дестинации). С 2003 года пассажиропоток из Северной Америки вырос на 44%, и данный рынок по-прежнему доминирует среди основных источников пассажиропотока. В результате становления новых рынков доля северо-американского рынка достигла 55,5% в 2013 г. В то же время доля европейского рынка возросла с 22,5% в 2003 г до 30,0% в 2013 г. На остальной мир приходится рост с 9,0% до 14,5% за последнее десятилетие. Иллюстрацией динамического роста пассажирооборота в круизной индустрии могут служить следующие цифры: с 2003 по 2008 гг. пассажиропоток из Европы вырос на 65%, тогда как остальной мир увеличил показатели на 43%. В следующие 5 лет рост европейского рынка замедлился до 43%, тогда как рост рынка остального мира составил 101%. Пассажировместимость, заявленная круизной индустрией и измеряемая койко-днями, также показала рост. Общее число койкодней с 2003 по 2013 гг. возросло на 84,2% и составило 134,5 млн по сравнению с 73 млн в 2003 г.Карибский регион - основное круизное направление для пассажиров из Северной Америки. Даже с учетом того, что доля данного региона в мировом круизном сегменте снизилась с 48% в 2003 г до 36% в 2013, данный регион до сих пор остается самым популярным туристическим круизным направлением с 48,1 млн койко-дней в 2013 г.
5Включая Российскую Федерацию и Восточную Европу, кроме 27 стран Евросоюза.
6 Остальной мир, начиная с 2009 г (в южном полушарии), по оценкам, показал значительный рост.
Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 4 (22). 2014.
125
Въездной туризм по типу транспорта, 2013 г
■ наземный транспорт
■ воздушный транспорт
■ железнодорожный транспорт
■ водный транспорт
Рис.1. Въездной туризм по типу транспорта, 2013.
Европейский регион показал за десятилетие рост числа койко-дней на 172%, с 18,2 млн до 49,6 млн. Рост рынка Северной Европы значительно превысил показатели Средиземноморья. Сегодня Карибы и Европа насчитывают более 70% мирового размещения в круизной индустрии. Помимо Северной Америки, рынок остальных регионов показал рост порядка 300% с 2003 г. и составил около 16% от мирового размещения в 2013 г., что обусловлено и интенсивным ростом региона Австралии - Азии. Среди основных глобальных тенденций развития круизного туризма можно выделить следующие факторы:
1) Уменьшение среднего возраста туриста (турист «молодеет»). Если ранее основной состав круизных путешественников представляли туристы от 60 лет и старше, то средний возраст туриста за последние 5 лет составляет 35-50 лет. Это связано с популяризацией круизного туризма среди молодежи и семей с детьми, а также с тем, что разные виды отдыха становятся доступны любому гражданину.
2) Сокращение или даже отсутствие глубины продаж. Круизный туризм характеризуется большой глубиной продаж. В среднем по статистике каждая вторая продажа круиза - заезд с отправлением не ранее, чем через полгода - девять месяцев. Однако ситуация, возникшая на российском рынке летом 2014 года (череда банкротств туроператоров), изменила данную тенденцию. В настоящее время почти каждая продажа - заезд с отправлением в течение одного - трех месяцев (рис.2). Все чаще стал появляться запрос на «горящий круиз» - определение, ранее вообще отсутствовавшее в терминологии круизных операторов.
Продажи осень 2014:
■ отправление в ближайшие 1-3 месяца
■ отправление через 9 месяцев и более
Рис. 2. Глубина продаж морских круизов
126
Теория и технологии сферы услуг
3) Кадровый состав. Продажи круизов требуют большого количества знаний и опыта, который формируется годами. Среди прочих составляющих обучения каждого менеджера - персональный наставник, посещение и осмотр лайнеров в порту, рекламные туры, сопровождение групп и пр. В среднем обучение занимает не менее года, именно поэтому велика ценность и востребованность качественно подготовленного продающего менеджера по морским круизам.
4) Вложение в будущие круизы можно рассматривать как своеобразный способ инвестиций для ВИП-туристов. Тенденция нескольких последних месяцев показывает, что все больше и больше состоятельных круизных туристов вкладывают средства в круизы с отправлением в 2015-2017 гг. Это связано с продолжающимся ростом курса валют. Если круиз на 2016 год полностью оплачивается сейчас, то курс в рублях остается зафиксированным и не подлежит изменениям.
5) Падение региональных продаж. Основные причины - аннуляция большого числа чартеров, обеспокоенность туристов вероятностью неполучения виз ввиду политической ситуации, нежелание турагентов принимать новых туроператоров, входящих на региональные рынки.
Прогнозируемый рост рынка морских круизов 2015-2019 гг
120 100 80 60 40 20 0
Юго-Восточная Азия и Австралия Европа и Средиземное море
Рис.3. Прогнозируемый рост рынка морских круизов
6) Визовый вопрос. СМИ способствуют повышению общей паники на рынке, многие туристы боятся даже пробовать подавать документы на визу, однако на деле число отказов в визе не увеличилось, более того, многие страны увеличивают сроки действия виз, например Италия теперь выдает визы сроком до 3-х лет, уменьшают стоимость визового оформления, как, например ОАЭ.
7) Важная тенденция последнего полугодия - региональное смещение предпочтений туристов. Если прошлые новогодние праздники характеризовались предпочтениями региона США и Карибского бассейна, то уже сейчас очевидно, что грядущий Новый год -это страны Юго-Восточной Азии (предположительно ввиду менее сложного визового оформления) и зимняя Европа, включая Канарские о-ва, Западное Средиземноморье. Согласно исследованиям маркетингового агентства TMI Consultancy в течение следующих 5 лет рост рынка морских круизов Австралии/Азии составит 107%, между тем рост европейского рынка составит 43% (рис.3).
Подводя итоги, несомненно, трудного для всей туристской сферы завершающегося 2014 года, нельзя не отметить, что современное положение дел на рынке - наиболее яркий из возможных примеров, который можно привести для анализа актуальных тенденций. Насыщенный событиями и переменами, 2014 г стал для выездного туризма России поистине переломным.
Среди основных причин, сдерживающих выездной круизный туризм в 2014 году:
Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 4 (22). 2014.
127
- события в Восточной Европе и, как следствие, запрет на заход иностранных судов в украинские порты и порты Крыма, отмена осенних круизов с посадкой / высадкой в Сочи;
- череда громких банкротств туроператоров (всего за период с июля по сентябрь рынок покинули около трех десятков туроператоров) на фоне запрета выезда из России ряда представителей силовых и правоохранительных структур, демпинга в борьбе за клиентов, то есть продажи туров по искусственно заниженным ценам и, как следствие, невозможности платить по обязательствам перед контрагентами (среди туроператоров, имеющих круизные подразделения «ЭкспоТур», «Верса», «Нева»).
- кризис в отрасли и общий экономический спад;
- вследствие двух вышеуказанных причин - снижение глубины продаж;
- большое число «туроператоров-пиратов» из Европы и Канады, вторгающихся на российский рынок (продажи круизов через сеть Интернет российским гражданам).
- оптимизация туроператорами издержек на фоне падения глубины продаж и экономического кризиса (уменьшение штата и количества офисов, сдача наемных помещений в субаренду);
- в связи с банкротством ряда крупных туроператоров ущерб страховых компаний превысил 1,9 млрд рублей и возникла необходимость предварительной оплаты взносов в Ассоциацию «ТУРПОМОЩЬ» за 2015 год. Ввиду того что речь идет о необходимости нарастить резервы фонда на случай новых банкротств, существует вероятность многократного увеличения взносов на будущий год.
- значительный рост курса валют и нестабильность ситуации на валютном рынке.
В условиях сложной экономической ситуации все более важным аспектом становится маркетинговая деятельность, направленная на продвижение и популяризацию круизного продукта. Для анализа современных маркетинговых тенденций в продвижении круизного туризма важно ответить на два основных вопроса «Что мы продаем?» и «Как мы продаем?»
В первую очередь нужно помнить, что круизы - это высококачественный продукт. Маркетинговая политика должна быть построена соответствующим образом. Основным инструментом специалиста по работе с агентами является детальное представление о предлагаемых турах. Посещая новое агентство, специалист объясняет, насколько простой в продаже и насколько качественный продукт предлагает туроператор. Во-вторых, важной составляющей продажи является надежность и долгосрочность партнерских отношений туроператор - турагент, туроператор - турист. Растет круизный флот, совершенствуются конструкции пассажирских судов, повышается их комфортабельность, разрабатываются новые маршруты. Крупнейшие круизные лайнеры вмещают до 6000 туристов. Круизная индустрия XXI века характеризуется позитивным ростом и диверсификацией рынка. В большей степени этому способствуют бесконечные слияния и поглощения небольших компаний круизными холдингами. Такие гиганты, как Carnival Corporation (23 лайнера), Royal Caribbean Cruises LTD (22 лайнера), Holland America Cruise Line (15 лайнеров) приобретают круизные компании, строят новые лайнеры, передают уже не новые суда в пользование развивающимся компаниям или небольшим дочерним компаниям. Современные круизные лайнеры обеспечивают комфортабельное проживание, качественное питание, организованный досуг. Они оборудованы бассейнами, спортплощадками, полем для гольфа, ресторанами, кинозалами, музыкальными салонами, помещениями для дискотек, вертолетными площадками и другими помещениями и сооружениями для разнообразного и комфортабельного отдыха. Большинство круизных линий приводят статистику, согласно которой процент возвратности туриста - более 80%.
Отвечая на вопрос «Как мы продаем?» - необходимо помнить, что условия диктует рынок, а туроператоры постоянно ищут новые возможности для вывода продукта на рынок, для его популяризации и увеличения продаж. Необходимо выделить несколько актуальных маркетинговых ходов: оптимизированный сайт компании с системой бронирова-
128
Теория и технологии сферы услуг
ния и личным кабинетом; установка фрейма на сайт агента; вебинары по тематике; баннеры на популярных туристических площадках; адресное информировании агентов-партнеров; контекстная реклама; структурированная рассылка по агентской базе; поддержка ежедневного взаимодействия с агентом; анализ регионального деления предпочтений туриста. Необходимо отметить тенденцию уменьшения важности таких аспектов маркетинга, как:
А) комиссионная шкала. Агент в современных условиях приходит к пониманию, что оператор не может демпинговать бесконечно, оператор же в свою очередь понимает, что демпинг на рынке уже привел к тем последствиям, которые мы наблюдаем на рынке сегодня;
Б) участие в выставках и воркшопах. Многие туроператоры в этом году исключили данную статью расходов ввиду тяжелой экономической ситуации и неопределенности на туристическом рынке. Сейчас отсутствие стенда на выставке уже не воспринимается агентами и иными туроператорами как плохое финансовое положение туроператора.
Проведя анализ современных тенденций круизного рынка, мы выделяем несколько основных направлений развития круизного туризма. Во-первых, при сегодняшнем положении дел целесообразно сосредоточиться на MICE и корпоративном обслуживании. Даже учитывая тенденцию сокращения расходов на проведение корпоративных выездных мероприятий, данный сектор по-прежнему держится особняком. Кроме того, круиз как вариант проведения выездного семинара или конференции значительно экономит средства ввиду отсутствия необходимости оплачивать отдельно питание, аренду конференц-залов и др. Во-вторых, это технологичность. В век компьютеров и высоких технологий агент требует от туроператора новаторских решений. Все, от системы бронирования и личного кабинета до приложения для смартфона и даже инновационной сувенирной продукции, должно быть технологичным и современным. Сюда же можно отнести и креативность маркетинговых решений. Чтобы быть лидером на рынке, нужно быть всегда на два шага впереди. Далее, как уже говорилось выше, кадровый состав. Прочные постоянные отношения с агентом, качественный подход, образование, опыт, умение выгодно представить продукт. Front-office sales, как называют данную категорию сотрудников многие круизные компании, - одна из наиважнейших составляющих продажи.
Однако, несмотря на перечисленные факторы, каждый туроператор должен помнить, что в глобальном смысле шанс на выживание определяет не кадровый состав, технологичность, креативность маркетинговых решений и т.д., а условия и стабильность финансирования бизнеса. Грамотное планирование и распределение доходов - основа бизнеса. Являясь частью туристской индустрии, круизный туризм в мире развивается большими темпами. Годовой оборот в 15 миллиардов долларов, более 100000 рабочих мест в море и 15000 на берегу - явные показатели достаточной самостоятельности отрасли. Востребованность круизного продукта остается значительной даже в условиях глобального кризиса. Российский выездной туризм эксперты относят преимущественно к «взрослеющему рынку», и как на любом «взрослеющем рынке» временные убытки расцениваются здесь как инвестиции в рост, как актив.
ЛИТЕРАТУРА
1. Официальный сайт туроператора Инфлот Круз энд Ферри. URL: http://www.inflottravel.ru/ (дата обращения 09.11.14 г.)
2. TMI Consultancy. URL: http://www.tmiconsultancy.com/(дата обращения 08.11.14 г.)
3. Туристический портал ТУРПРОМ. URL: http://www.tourprom.ru/news/26752/ (дата обращения 08.11.14 г.)
4. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 09.11.14 г.)