свою деятельность, выявлять недостатки разработанной стратегии и причины различного восприятия целевых групп общественности.
В настоящее время метод ситуационно-ролевых игр используется в Самарском государственном техническом университете на факультете гуманитарного образования при проведении лабораторных работ по предмету «Теория и практика связей с общественностью».
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Волкова В.Н. Из истории теории систем и системного анализа. - СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004.
2. Маркова В.Н. Концептуальный подход технического вуза к воспитанию студентов // НТБ. - 2002. - №12. - С. 51-56.
3. Мельник Н.М.Информационная поддержка процесса подготовки специалиста к инновационной деятельности // Человек и образование. - 2008. - №3. - С. 19-25.
4. ПоспеловД.А. Ситуационное управление: теория и практика. - М.: Наука, 1986.
Поступила в редакцию 14/Х/2009; в окончательном варианте - 1/Х/2009.
UDC 378
FORMATION OF PROFESSIONAL MEANINGFUL QUALITIES IN PR-
SPECIALISTS
N. V. Smirnova
Samara State Technical University
244 Molodogvardeiskaya str., Samara, 443100
E-mail: [email protected]
Article deals with the method of situation-role-playing games in the learning process of PR-specialist. We analyzed the structure of the method and studied the benefits of students using this method.
Key words: public relations, professional quality of the specialist, a model offormation.
Original article submitted 14/IX/2009; revision submitted - 1/Х/2009.
Natalya V. Smirnova Lecturer, Dept. Psychology and Pedagogy УДК 378
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ Н.Ф. Чумак1
Самарский государственный технический университет (филиал в г. Сызрани),
446001, Сызрань, ул. Советская, 45 E-mail: [email protected]
Рассматривается вопрос необходимости введения новых методик и технологий обучения в вузах, общеобразовательных школах и структурах дополнительного образования, приведена классификация инновационных образовательных систем и технологий обучения, обусловленных потребностями развития личности.
Ключевые слова: технология обучения, сопоставительный анализ, педагогические инновации.
1 Чумак Нина Федоровна инженер, деканата дополнительного образования. 112
Динамизм развития современного общества с настоятельной необходимостью ставит задачи обновления и реформирования образовательной сферы. Эти задачи непосредственно связаны с разработкой новых, более совершенных, научнообоснованных методов управления учебно-познавательной деятельностью, мобилизующих творческие способности личности. Ситуация обновления обучения требует приоритета деятельностного подхода, при котором учащиеся обучаются способам получения знаний, погружаются в реальную действительность, позволяющую каждому обучаемому овладевать соответствующими технологиями, проявлять свою индивидуальность. Информационные методы, предусматривающие сообщение готовых знаний, не реализуют стремление школьников включиться в творческий процесс, подавляют их творческое начало. Поэтому на всех уровнях обучения важную роль играют формы и методы, направленные на то, чтобы «разбудить» творческую активность учащихся.
Иными словами, вооружение учащихся новыми знаниями, умениями творчески применять их на практике, в повседневной жизни становится актуальной задачей современного образования. Решение этой задачи напрямую связано с совершенствованием содержания учебного материала, введением новых методик и технологий обучения в вузах, общеобразовательных школах, дополнительном образовании.
В Концепции модернизации российского образования ставится задача создания системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.
Никогда еще так не формулировалась миссия образования, как сегодня: «Образование корректирует способы деятельности поколения и помогает овладеть новыми способами деятельности для будущих поколений» [3. С. 18].
Какой тип образования и какой подход помогут решить проблему профильного обучения? Концепция модернизации российского образования таким подходом определяет компетентностный, который выступает в качестве альтернативы утвердившейся в советской педагогике понятийной триаде: знания - умения - навыки. Как утверждает А.Л. Андреев, «зуновская парадигма иногда прямо сопрягается с образом «закрытого», тоталитарного общества, организованного по типу гигантской фабрики, в которой человеку отведена незавидная роль «винтика», а компетентностная модель образованности соотносится с динамичным «открытым» обществом, в котором продуктом процессов социализации, обучения, общей и профессиональной подготовки к выполнению всего спектра жизненных функций должен стать ответственный индивид, готовый к осуществлению свободного гуманистически ориентированного выбора» [1. С. 24].
Анализируя ситуацию, в которой может оказаться подросток в старшей школе в связи с введением системы профильного обучения, необходимо особое внимание уделить образовательному процессу с учетом специфики возрастного развития старшеклассников, связанной с поиском ими собственной идентичности, а также типичным проблемам их школьного образования: ориентации на качественную подготовку в вуз, дифференцированному отношению к школьным предметам и т.д.
В связи с этим перед современной школой, системой дополнительного (довузовского) образования поставлена задача переосмысления имеющегося опыта применения различных технологий обучения с целью обеспечения доступности качественного образования, его индивидуализации и дифференциации.
В известной педагогической литературе нет единых, унифицированных понятий и определений технологии обучения. Но все они в той или иной мере отражают наиболее существенные характеристики процесса обучения [5. С. 61]. Рассмотрим
некоторые определения технологии обучения с целью выявления необходимых и достаточных признаков этого понятия (табл. 1).
Таблица 1
Современные определения понятия «технологии обучения»
Автор (источник) определения Педагогическая технология - ... Наиболее существенные признаки педагогической технологии
ЮНЕСКО (1986 г.) .. .это систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования. 1. Технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основу которого положена определенная методологическая, дидактическая, психологическая, философская позиция ее авторов или авторского коллектива. 2. Технологическая цепочка составляющих ее действий, операций и связей реализуется в полном соответствии с принятыми целевыми установками и конкретными ожидаемыми результатами. 3. Технология обучения предусматривает взаимосвязанную деятельность педагога и обучаемого с учетом возможностей индивидуализации и дифференциации обучения, использования их общения и диалога, технических, в том числе компьютерных, средств обучения. 4. Любая технология обучения разрабатывается и реализуется как решение многокритериальной задачи с получением максимальных планируемых результатов при минимуме затрачиваемых на это средств и труда. 5. Педагогические технологии планируются с учетом того, что они могут быть воспроизведены любым педагогом и обеспечат достижение намеченных результатов всеми учащимися. 6. Технологии обучения непременно включают в себя различные диагностические (дидактические, психологические, социометрические и др.) процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности субъектов педагогического процесса.
Савельев А.Я., профессор .это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляет собой систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей.
Бусурин В.Н., профессор; Козлов В.Н., профессор .это совокупность образовательных структур учебных заведений, организованных мероприятий, методов, приемов, системных средств и психологических установок, направленных на передачу известных знаний, системное формирование осознания информации и эффективное усвоение знаний в процессе обучения или деятельности.
Шамова Т.И., д.п.н. .это комплекс знаний, умений и навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия как на отдельных воспитанников, так и на детский коллектив в целом.
Степанов В.А., профессор .это научно обоснованная система методов, способов, приемов и технических средств, обеспечивающая обучение с заданными показателями определенной категории учащихся данному предмету в условиях, учитывающих временные и финансово-экономические ограничения.
Гузеев В.В. (РИПКРО) .это комплекс, состоящий из некоторого представления планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых, набора моделей обучения, критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.
Успешность реализации педагогических технологий во многом зависит от соответствующего методического обеспечения учебного процесса. Методика обучения - это система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, профессора и студентов, обеспечивающих усвоение содержания образования. Она отражает цель обучения, обоснование выбора содержания учебной информации, способ ее усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения [4. С. 148]. В то же время методика и технология обучения - не тождественные понятия. Методика обучения - это система организации учебного процесса в целом, а технология обучения - важнейшая составная часть методики.
Различные педагогические технологии по-разному решают вопросы, связанные с восприятием, пониманием и усвоением учебной информации, однако все они предусматривают использование специальных методов и приемов, направленных на оптимизацию структуры учебной информации, повышение объема долговременной памяти обучаемых и уменьшение скорости забывания учебного материала.
Использование в обучении инновационных образовательных технологий обусловлено тремя основными группами образовательных потребностей:
- социальные образовательные потребности определяются необходимостью обеспечения социальной поддержки определенных групп населения в получении общего и специального профессионального образования, удовлетворения потребностей социума в определенных видах образовательных услуг;
- личностные потребности определяются необходимостью развития личностных свойств ученика, студента, аспиранта и любого другого субъекта обучения, а также удовлетворения их образовательных интересов;
- дидактические потребности определяются необходимостью или желанием совершенствования внутренней структуры и содержания учебно-воспитательного процесса.
В табл. 2 представлены некоторые из видов социальных потребностей и примеры инновационных образовательных систем и технологий обучения, которые реализуют эти потребности.
Таблица 2
Социальные потребности в разработке и использовании педагогических инноваций
Виды потребностей Примеры инновационных образовательных систем и технологий обучения
Обеспечение непрерывности образования детей и взрослых Обучение на расстоянии школьников, студентов, специалистов Сокращение времени (сроков) обучения Двуязычие Повышение функциональной грамотности Обучение одаренных детей, учащихся и студентов Обучение учащихся, студентов с дефектами слуха, зрения, речи и др. - интегрированные образовательные системы «школа - вуз», «колледж - вуз», «профессиональный лицей - колледж», «детский сад - школа» и др.; - технологии структурно-содержательной интеграции учебных программ разных образовательных и квалификационных уровней - системы и технологии дистанционного обучения; - технологии корреспондентского обучения; - кейс-технологии обучения - интеграция знаний в образовательных полях, интеграция (монодисциплинарная, трансдисциплинарная) учебных дисциплин; - интенсивные, в том числе и компьютерные, технологии обучения - школы диалога культур, системы мультикультурной интеграции; - суггестопедические методы обучения; - технологии билингвального обучения; - технология обучения «Кластери» - технологизация (политехнизация) процесса обучения - специальные технологии индивидуального обучения одаренных - специальные, в том числе, компьютерные, педагогические технологии обучения
Внедрение инновационных образовательных систем и технологий обучения -это ориентация на личность. Главной педагогической целью при этом является создание условий, способствующих тому, чтобы при усвоении любого компонента содержания образования развивалась сфера личностных функций учащихся. В
табл. 3 приведены некоторые из потребностей развития личности и примеры инновационных образовательных систем, технологий и методов обучения, которые способны реализовать эти личностные потребности.
Таблица 3
Педагогические инновации, обусловленные потребностями развития личности
Виды потребностей Примеры инновационных образовательных систем и технологий обучения
Развитие общих способностей Развитие творческих способностей (креативности) Развитие академических способностей Развитие лидерских, художественных способностей Обучение в специализированных образовательных учреждениях, профиль которых соответствует предметным и профессиональным наклонностям и интересам учащихся Удовлетворение образовательных интересов личности - технологии развивающего обучения (Занкова Л.В., Эльконина Д.Б., Давыдова В.В. и др.); - школы свободного воспитания (российская школа Толстого Л.Н., вальдорфская педагогика, педагогика М. Монтессори и др.) - технологии креативной педагогики; - исследовательские методы обучения; - ТРИЗ-педагогика - рациональные технологии обучения и самообучения; - системы и технологии многоуровневого обучения по предметам - технологии развития специальных видов способностей учащихся - национальные и региональные образовательные системы, обеспечивающие свободный выбор типа профильной школы (общеобразовательной, лицея, гимназии); - образовательные системы, позволяющие делать свободный выбор типа учреждения профессионального (начального, среднего и высшего) образования - системы обучения, позволяющие делать свободный выбор элективных курсов и вариативных программ; - технология группового дифференциального обучения по интересам («неградуированные школы» и др.); - система учреждений дополнительного образования
Учет стилей обучения (психологической типологии личности) учащихся - технология индивидуального личностноориентированного обучения; - технология личностной дифференциации обучения в гомогенных группах (технология А.С. Потапова и др.); - технология личностно-ориентированного обучения в гетерогенных группах (технология Б. Лу Ливер и др.).
Расширилась сфера поиска и реализации в педагогической практике обновленных подходов, обеспечивающих построение учебного процесса не с точки зрения видов деятельности учителя, а с точки зрения создания условий и разработки содержания учебной деятельности учащихся. Особенностями дополнительного образования, способствующего развитию умений, составляющих основу ключевых компетентностей, и достижению образовательных целей старшеклассников, являются: личностная ориентация, профильность, практическая направленность, мобильность, многофункциональность, разноуровневость, добровольность, индивидуализация методик как необходимое условие спроса, возможность выбора темпа деятельности.
Профессионально-направленное обучение предполагает видоизменение целей обучения и видов деятельности учителя и обучающихся. Педагогическая деятельность преподавателя, как и любая другая деятельность, характеризуется определенным стилем. Стиль деятельности - устойчивая система способов, приемов, проявляющаяся в разных условиях ее существования. В табл. 4 представлен перечень дидактических потребностей в использовании новых педагогических
технологий и примеры их реализации в практике российских и зарубежных школ и вузов.
Таблица 4
Дидактические потребности в разработке и использовании инновационных технологий
Виды потребностей Примеры инновационных педагогических технологий и методов обучения
Повышение уровня усвоения знаний Сокращение времени на освоение учебного материала Повышение уровня мотивации обучения Повышение уровня эмоционально-чувственного восприятия Повышение эффективности самостоятельной работы, процесса самообучения - высокие технологии обучения; - метод «погружения» в предмет; - технология укрупнения дидактических единиц; - стержневая, междисциплинарная и монодисциплинарная интеграция знаний; - методика «генерализации» знаний - интенсивные технологии, в том числе компьютерные; - технология использования опорных сигналов, сверхсимволов; - использование дедуктивных методов взамен индуктивных - технология проблемного обучения; - имитационные, деловые и т.п. игры; - «викторинные» методы обучения. - мультимедиа-технологии обучения; - ролевые игры; - уроки-спектакли, уроки-аукционы, уроки-КВН - технологии модульного обучения (Монахова В.М., Шамовой Т.И., Третьякова П.И., Чошанова А.С., Юцявичене П.А. и др.); - технология «Дальтон-план»; - кейс-технология обучения; - метод коллективного обучения в «динамических парах»
Одним из важных факторов, влияющих на развитие инновационных процессов, является индивидуальность преподавателя, его творческие способности, его восприимчивость к нововведениям. Этот субъективный фактор играет заметную роль и на этапе разработки или заимствования новшества, и на этапе его локального использования, и на этапе широкого распространения. Творческая индивидуальность педагога не позволяет ему автоматически, без всяких изменений, тиражировать известный педагогический опыт. Поэтому педагог-новатор одновременно выступает и в роли носителя конкретного новшества, и в роли творца или модификатора процесса его внедрения. Таким образом, успех реализации любого нововведения во многом определяется инновационным поведением педагога, его личностным отношением к происходящим переменам.
Активное внедрение инновационных педагогических технологий и методов обучения в систему дополнительного образования позитивно влияет на развитие информационной компетентности старшеклассников и направлено на реализацию их образовательных целей [2. С.5].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Андреев А.Л.Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-
методологического анализа. - М.: Педагогика, 2005.
2. Бузина Е.В. Организация учебной деятельности старшеклассников в условиях дополнительного образования // Автореферат дисс. - Омск, 2006.
3. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме. - М.: Педагогика, 2003.
4. Махмутов М.И. Проблемное обучение (основные вопросы теории). - М.: Педагогика, 1975.
5. Михелькевич В.Н., Полушкина Л.И., Мегедь В.М.Справочник по педагогическим инновациям / Самар. гос. техн. ун-т. - Самара, 1998.
Поступила в редакцию 11/IX/2009; в окончательном варианте - 11/Х/2009.
UDC 378
ANALYSIS OF HIGH TECHNOLOGY LEARNING N.F. Chumak
Samara State Technical University, Syzran Branch 45 Sovetskaya str., Syzran, Samara region, 446001 E-mail: [email protected]
The question is given to the need of introducing of new techniques and technology education in high schools, secondary schools and further education structures; a classification of innovative education systems and learning technologies due to the developmental needs of the individual is shown.
Key words: education technology, comparative analysis, pedagogical innovations.
Original article submitted 11/IX/2009; revision submitted - 11/Х/2009.
Nina F. Chumak Engineer, Deanery of Additional Education.
УДК 342.683
ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ БАЗ ДАННЫХ ПО ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
А.И. Шимаров1
Самарский государственный технический университет,
4430100, Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E -mail: [email protected]
Рассматриваются вопросы разработки электронных баз данных (ЭБД) с использованием видеофильмов, снятых преподавателями, а также фрагментов оцифрованных фильмов, имеющихся в фондах учебных заведений. Приведены сравнительные характеристики форматов записи учебных видеофрагментов, даны рекомендации по структуре ЭБД на их основе.
Ключевые слова: электротехническая дисциплина, базы данных, методика
проектирования базы данных.
В наши дни в учебных заведениях растет спрос на качественно новые учебные средства, создаваемые на основе компьютерных технологий, в том числе мультимедийные учебные пособия. Они позволяют студенту активно обучаться и в значительной мере компенсировать дефицит общения с преподавателем. Однако эти пособия не имеют широкого распространения в учебном процессе вузов России. Одной из причин такого положения является трудоемкость процесса их создания. В связи с этим является актуальной разработка электронных баз данных (ЭБД) по отдельным учебным дисциплинам с использованием фильмов, снятых коллективом преподавателей одной или нескольких кафедр вуза, а также фрагментов оцифрованных видеофильмов, имеющихся в фондах учебных заведений.
1 Александр Иванович Шимаров (к.т.н., доцент), доцент, каф. теоретических основ электротехники