Научная статья на тему 'Анализ современных исследований психологии профессиональной мотивации личности'

Анализ современных исследований психологии профессиональной мотивации личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1066
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ / ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ / ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ / ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / PROFESSIONAL MOTIVATION / THE FACTORS OF SUCCESS / THE GENDER-SPECIFIC PERSONALITY / THE ORIENTATION OF THE PERSONALITY / GENDER IDENTITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мусатова О. А.

Научные исследования в области психологии профессиональной мотивации и изучение влияния гендера пой сей день весьма разрознены и фрагментарны; проблемы мотива и мотивации, находятся в различных плоскостях фундаментальных и прикладных научных изысканий, что обусловлено методическими трудностями, возникающими при изучении этой проблемы. В зарубежной психологии отсутствует адекватная теория, на основе которой можно вести исследование, но имеются методики, позволяющие исследовать мотивацию, а в отечественной школе имеются достаточные теоретические предпосылки для изучения проблематики, но налицо недостаток в конкретных методах исследования мотивации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF MODERN RESEARCHES OF THE PSYCHOLOGY OF THE PROFESSIONAL MOTIVATION OF THE PERSONALITY

The scientific researches in psychology of professional motivation and studding of the influence of gender are very scattered and fragmentary to this days it means the the problems of the motive and motivation are situated in the different planes of basic and applied scientific researches. This is du e to the methodological difficulties that arising in the study of this problem and in foreign psychology is no adequate theory on which you can conduct research. But there are techniques that allow to research the motivation and in the national school has sufficient theoretical background for the studding the problems. As a result we can see a lack of specific methods of motivation research.

Текст научной работы на тему «Анализ современных исследований психологии профессиональной мотивации личности»

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПСИХОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ЛИЧНОСТИ

О.А. МУСАТОВА,

старший преподаватель кафедры юридической психологии Московского университета МВД России, методист Колледжа индустрии гостеприимства и менеджмента №23 Департамента образования города Москвы 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика

muoxa@mail.ru

Аннотация. Научные исследования в области психологии профессиональной мотивации и изучение влияния гендера пой сей день весьма разрознены и фрагментарны; проблемы мотива и мотивации, находятся в различных плоскостях фундаментальных и прикладных научных изысканий, что обусловлено методическими трудностями, возникающими при изучении этой проблемы. В зарубежной психологии отсутствует адекватная теория, на основе которой можно вести исследование, но имеются методики, позволяющие исследовать мотивацию, а в отечественной школе имеются достаточные теоретические предпосылки для изучения проблематики, но налицо недостаток в конкретных методах исследования мотивации.

Ключевые слова: профессиональная мотивация, факторы успешности, гендерные особенности личности, ориентации личности, гендерная идентичность.

THE ANALYSIS OF MODERN RESEARCHES OF THE PSYCHOLOGY OF THE PROFESSIONAL MOTIVATION OF THE PERSONALITY

O.A. MUSATOVA, the senior teacher of chair of legal psychology of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the methodologist of College of the industry of hospitality and management №23 Departments of formation of a city of Moscow

Annotation. The scientific researches in psychology of professional motivation and studding of the influence of gender are very scattered and fragmentary to this days it means the the problems of the motive and motivation are situated in the different planes of basic and applied scientific researches. This is du e to the methodological difficulties that arising in the study of this problem and in foreign psychology is no adequate theory on which you can conduct research. But there are techniques that allow to research the motivation and in the national school has sufficient theoretical background for the studding the problems. As a result we can see a lack of specific methods of motivation research.

Keywords: professional motivation, the factors of success, the gender-specific personality, the orientation of the personality, gender identity.

Многообразие современного общества создает обширные предпосылки для реализации личностного потенциала для каждого человека исходя из его индивидуальных особенностей, в том числе и мотива-ционной сферы.

Наиболее актуальны для общества исследования профессиональной мотивации личности, так как именно их результаты лежат в основе социализации человека и реализации его потенциала, что непосредственно связано с гендерными особенностями личности. К сожалению, знания эти весьма разрознены и фрагментарны, т.е. проблемы мотива и мотивации, по сей день находятся в различных плоскостях фундаментальных и прикладных научных изысканий, что обусловлено методическими трудностями, возника-

ющими при изучении этой проблемы. В зарубежной психологии отсутствует адекватная теория, на основе которой можно вести исследование, но имеются методики, позволяющие исследовать мотивацию, а в отечественной школе созданы достаточные теоретические предпосылки для изучения проблематики, но налицо недостаток в конкретных методах исследования мотивации.

В настоящее время научные исследования в области психологии профессиональной мотивации и изучение влияния гендера продолжаются так же активно, как и ранее. Такие исследования ведут: Е.К. Маркова, О.М. Мишагина, А.В. Аксенова, А.А. Леженина, Р.А. Айвазян, И.В. Сыромятников, В.В. Белоусова, К.О. Меджидова, Д.Ю. Правник, Л.М. Новикова,

В.С. Горгома, Е.В. Стасенко, Л.В. Гурылёва, С.А. Бут-ковская, Э.Г. Зеленина, Ж.В. Бадулина, Е.Л. Жукова, О.Ю.Черняева, Ю.А.Дежкина, О.В.Малыгина, В.А. Кениг, И.В. Арендачук, М.Н. Рыбникова, С.Н. За-гуменов, Т.В. Сучкова, Т.А. Цергой, И.Ю. Кононен-ко, М.Ю. Бояркин, И.Н. Росколодько, П.А Тропо-тяга, В.С. Шевцов, И.Л. Соломин, М.М. Фетисова, Н.В. Кулагина, Т.А. Загузова, А.В. Баранова, А.В. Челнокова, А.Л. Лебедева, А.И. Мруг, А.Д. Швецова, Л.Н. Зыбина и др.

Современные научные деятели психологии за последние годы внесли весомый вклад в развитие теории профессиональной мотивации личности и теории гендерных отличий. Так, в исследовании П.А. Тропотягина (2009), посвященном «Психологическим детерминантам профессиональной успешности будущего специалиста», уделено внимание как самому понятию «профессиональная успешность», так и тому факту, что «учащиеся, которые при выборе профессии ориентируются на внешние мотивы, значительно чаще других испытывают затруднения при построении отдаленной и дальней временной перспективы.» Результатом эксперимента, осуществленного в рамках диссертационного исследования явился специальный тренинг, задача которого состояла в создании благоприятных условий для активизации внутренних психологических детерминант.

В исследовании «Динамика личностных особенностей в процессе профессионального становления сотрудников силовых структур» А.В. Барановой (2009) экспериментально получило свое подтверждение положение о том, что характер изменений, происходящих в ценностных ориентациях сотрудников силовых структур, связан с направлением выполняемой профессиональной деятельности.

В исследовательской работе И.А Бобровой (2006) были сформулированы системообразующие факторы успешности служебной деятельности женщин-сотрудников органов внутренних дел:

1) фактор коммуникативной компетентности, подразумевающий высокую готовность к сотрудничеству, активность в установлении контактов с людьми, склонность к добродушию, эмоциональному выражению, легкую приспособляемость, щедрость в личных отношениях, отсутствие боязни критики;

2) фактор саморегуляции, сущностью которого является способность понимать изменение значения сходных вербальных реакций человека в зависимости от контекста вызвавшей их ситуации, уверенность, смелость в общении, интеллектуальность и беспечность;

3) фактор социального интеллекта с эмпатически-ми способностями, характеризующийся уровнем развития социального интеллекта, мягкости, интеллектуальности и беспечности;

4) фактор способности к логическому обобщению, включающему в себя интерпретацию значимых со-

бытий как результата своей собственной деятельности, высокий самоконтроль над разнообразными жизненными ситуациями;

5) фактор тревожности и напряженности.

В работе А.Л. Лебедевой (2009) «Проявление моти-вационно-смысловых ориентаций личности в профессиональной сфере: на примере сотрудников государственных и коммерческих организаций» выявлено наличие интергрупповых различиий в выраженности мотивационно-смысловых ориентаций личности у работников государственных и коммерческих организаций; при этом у госработников больше развито самообвинение и стремление к стабильности, чем у работников коммерческих организаций.

Реализация личностного потенциала госработников в профессиональной сфере, с точки зрения авторов диссертационного исследования, связана с возможностью служения, объединения в коллектив и функцией организации по достижению общей цели. У сотрудников коммерческих организаций больше выражены внутренний локус контроль, готовность к переменам, стремления к автономности, независимости, самодостаточности. Поэтому самореализация представителей коммерческих фирм чаще проявляется в стремлении к социальному престижу, к достижению поставленной цели, в возможности предпринимательства - создания принципиально новой концепции, организации собственного дела. А профессиональная успешность личности связана с проявлением различных, мотивационно-смысловых ориентаций личности у сотрудников государственных и коммерческих организаций.

Изучая гендерные отличия профессиональной мотивации, А.И. Мруг (2009) в работе: «Психологические составляющие гендерной идентичности студентов младших курсов» выявил наличие психологической закономерности, свидетельствующей о том, что у студентов, проживающих в селе, проявляется преимущественное следование традиционной ген-дерной роли, в отличие от студентов, проживающих в городе.

Рассматривая гендерные различия между мужчиной и женщиной, А.Д. Швецова (2009) в исследовании «Различия смысловой сферы мужчины и женщины с разной гендерной идентичностью» изучала профессиональную деятельность преподавателей высшей школы и подтвердила научное предположение о том, что в мировоззренческих представлениях, образующих ядро индивидуального образа мира у респондентов разных гендерных типов существуют различия.

Одной из работ, представляющей наибольший интерес для исследования профессиональной мотивации женщин-сотрудников, учащихся в образовательных учреждениях МВД России, стала работа Малыгиной О.В. (2009) «Специфика и динамика личностных осо-

бенностей женщин-сотрудниц уголовного розыска органов внутренних дел». В ходе исследования, проведенного в рамках данной научно-исследовательской работы, было выдвинуто и получило свое подтверждение предположение о том, что имеются значительные отличия в личностных особенностях женщин-сотрудниц оперативных подразделений и женщин, работающих на гражданских специальностях, а так же факт наиболее интенсивных личностных изменений в первые пять лет службы в ОВД.

В результате анализа кандидатских и докторских диссертационных работ были выявлены следующие общие актуальные тенденции, которые необходимо учесть при оптимизации профессиональной мотивации сотрудников МВД России:

1) в настоящее время, при достаточном интересе к психологии мотивации и гендера, систематизация исследований, соответственно отраслям психологической науки осуществлена недостаточно. Существует множество фрагментарных исследований отдельно взятых направлений, а общий системообразующий подход отсутствует. Именно этот факт негативно сказывается на развитии научной теории не только профессиональной мотивации, но психологии ген-дера, что не позволяет окончательно сформировать целостный образ научной теории;

2) исследования профессиональной мотивации учащихся образовательных учреждений носит односторонний характер, большинство работ освещают содержание отдельных структур личности и их взаи-

мосвязь с мотивационной направленностью учащегося и гендером, что не позволяет в настоящее время констатировать наличие унифицированных методов исследования формирующего, коррекционного и развивающего воздействия на данную сферу личности человека в целях ее оптимизации;

3) особого внимания заслуживает степень разработанности и длительная история исследований проблематики профессиональной мотивации учащихся образовательных учреждений, осуществляющих военную подготовку, так как в уже имеющихся диссертационных исследованиях отразились все основные стадии формирования, динамика и условия становления личности профессионала военного дела;

4) исследование психологии гендерных особенностей мотивации мужчин и женщин не имеет столь длительной истории и обширного характера в силу ряда социальных, экономических, политических и культурных причин, но при этом вызывает большой интерес у современных ученых, что способствует активному развитию широкой исследовательской деятельности и перспективы дальнейшего развития;

5) исследования психологии профессионального мотива и мотивации деятельности сотрудников Министерства внутренних дел, в отличие от мотивации военных профессий, не имеют столь длительной истории и глубины, что связано с общественно-историческим развитием современного общества и объективной необходимостью развития данной проблематики.

СТАНОВЛЕНИЕ КУРСАНТА-ПСИХОЛОГА КАК СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И.В. СЕМЧУК,

преподаватель кафедры юридической психологии Московского университета МВД России 19.00.03 - психология труда, инженерная психология, эргономика

Semchirina10@yandex.ru

Аннотация. Анализируются вопросы подготовки психологов к будущей профессиональной деятельности; предлагается теоретическая модель подготовки курсанта-психолога на этапе профессионального обучения. Представлены результаты исследования готовности к профессиональной деятельности курсантов-психологов в Московском университете МВД России.

Ключевые слова: образование, практический психолог, специалист, профессионально важные качества, теоретическая модель, факторная модель.

FORMATION OF THE CADET PSYCHOLOGIST AS SUBJECT OF

PROFESSIONAL ACTIVITY

I.V. SEMCHUK, lecturer in legal psychology of Moscow University of the Russian Interior Ministry

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.