Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 10. №3. 2024
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/100
УДК 364.1 https://doi.org/10.33619/2414-2948/100/58
JEL classification: H40; H50
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
©Хамзаева А. М., ORCID: 0000-0001-7575-6150, SPIN-код: 5734-4780, канд. экон. наук, Ошский технологический университет им. М.М. Адышева, г. Ош, Кыргызстан, [email protected] ©Арзыбаева М. А., SPIN-код: 3671-6332, канд. экон. наук, Ошский технологический университет им. М.М. Адышева, г. Ош, Кыргызстан, [email protected]
©Ташибеков Т. Ч., ORCID: 0000-0001-6481-8758, SPIN-код: 7362-1036, Scopus: 58762890800, канд. экон. наук, Ошский технологический университет им. М.М. Адышева, г. Ош, Кыргызстан, [email protected] ©Дехконов У. А., канд. экон. наук, Сулюктюнский гуманитарно-экономический институт,
Баткенский государственный университет, г. Баткен, Кыргызстан, [email protected]
ANALYSIS OF THE CURRENT STATE AND DEVELOPMENT TRENDS OF SOCIAL INFRASTRUCTURE IN THE KYRGYZ REPUBLIC
©Khamzaeva M., ORCID: 0000-0001-7575-6150, SPIN-code: 5734-4780, Ph.D., Osh Technological University named after M. Adyshev, Osh, Kyrgyzstan, [email protected] ©Arzybaeva M., SPIN-code: 3671-6332, Osh Technological University named after M. Adyshev, Osh, Kyrgyzstan, [email protected] ©Tashibekov T., ORCID: 0000-0001-6481-8758, SPIN-code: 7362-1036, Scopus: 58762890800, Ph.D., Osh Technological University, named after M. Adyshev,
Osh, Kyrgyzstan, [email protected] ©Dehkonov U., Ph.D., Sulukta humanitarian-economical institute, Batken State University, Batken, Kyrgyzstan, [email protected]
Аннотация. Исследованы современное состояние объектов социальной инфраструктуры Кыргызской Республики и тенденции их развития за последние 5 лет. Цели исследования: определить проблемы и приоритетные направления развития социальной инфраструктуры. Произведен анализ статистических данных основных показателей здравоохранения Кыргызской Республики с 2018 по 2022 годы включающий численность среднего медицинского персонала, число больничных учреждений, центры семейной медицины, группы семейных врачей, число фельдшерско-акушерских пунктов, и станции скорой медицинской помощи. Основным видом благоустройства, охватывающим всю территорию республики, является электричество. В 2022 году доступ к сети водопровода имело 71,3%, к системе канализации — 62,2% жилищного фонда, оба показателя имеют тенденцию стабильного роста. Выводы: важным приоритетом в регионах должно стать создание инфраструктуры населенных пунктов, которое обеспечивает улучшение условий жизни населения.
Abstract. Research relevance: the article examines the current state of the social infrastructure of the Kyrgyz Republic and the trends of its development over the past 5 years. Research objectives: to identify problems and propose priority directions for the development of social infrastructure. The analysis of statistical data of the main indicators of healthcare of the Kyrgyz Republic from 2018 to 2022, including the number of secondary medical personnel, the number of hospitals, centers of family medicine, groups of family doctors, the number of paramedics and
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 10. №3. 2024
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/100
midwives, and first aid stations. Research results: electricity is the main type of improvement covering the entire territory of the republic. In 2022, access to the water supply network will be 71.3%, and to the sewage system — 62.2% of the housing stock, both indicators tend to grow steadily. Conclusions: an important priority in the regions should be the creation of the infrastructure of settlements, which ensures the improvement of the living conditions of the population.
Ключевые слова: социальная инфраструктура, здравоохранение, образование, жилищное обеспечение, благоустройство.
Keywords: social infrastructure, healthcare, education, housing, improvement.
Создание возможностей для достойной жизни и трудовой деятельности, получения образования, охраны здоровья населения, защиту его уязвимых категорий входит в число приоритетных задач государственной политики Кыргызской Республики. Развитие и эффективное функционирование социальной инфраструктуры, повышение доступности ее объектов является важным условием создания комфортной среды проживания населения и обеспечения благоприятных условий ведения бизнеса, повышения уровня и качества жизни населения. В состав социальной инфраструктуры входят объекты образования, здравоохранения, культурно-досуговой сферы, жилищно-коммунальной сферы, сферы услуг, торговли и т.д. Анализ показателей инфраструктуры социального назначения целесообразно начинать со сферы здравоохранения.
По данным официальной статистики, в последние годы наблюдается тенденция сокращения численности врачей, среднего медицинского персонала, больничных учреждений и учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. Так, в 2022 году 10 тысяч населения приходилось 19 врачей, что меньше по сравнению с 2018 годом на 3 врача, численность среднего медицинского персонала за рассматриваемый период уменьшилась с 56 до 49 (Таблица 1).
Таблица 1
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
в 2018-2022 гг. (на конец года).
Показатели 2018 2019 2020 2021 2022 В 2022 г. в % к 2018 г.
Численность врачей- всего, тыс. 14,1 14,3 14,2 14,0 13,5 95,7
на 10 000 населения 22 22 21 21 19 86,4
Численность среднего медицинского 35,6 35,0 35,4 34,6 34,4 96,6
персонала -всего, тыс.
на 10 000 населения 56 54 53 51 49 87,5
Число больничных учреждений 187 183 185 177 180 96,3
Число больничных коек - всего, тыс. 26,6 26,6 26,9 27,6 27,5 103,4
на 10 000 населения 42 41 41 41 39 92,9
Число учреждений, оказывающих 146 102 103 40 52 35,6
первичную медико-санитарную помощь
центры семейной медицины 64 49 49 11 17 26,6
в них группы семейных врачей 582 543 543 155 151 25,9
Число фельдшерско-акушерских пунктов 1 045 1 053 1 057 1 059 1 067 102,1
Станции скорой медицинской помощи 141 142 141 143 147 104,3
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 10. №3. 2024
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/100
Показатели 2018 2019 2020 2021 2022 В 2022 г. в % к 2018 г.
Дома ребенка 3 3 3 3 3 100,0
Источник: составлено автором по данным [1]
Материалы и методы исследования Так, в 2022 году на территории республики функционировали 180 медицинских учреждений, в том числе 17 центров семейной медицины, где работала 151 группа семейных врачей. В динамике наблюдается сокращение числа больничных учреждений на 7 единиц и обеспеченности населения больничными койками в расчете на 10 тыс. человек с 42 больничных коек в 2018 году до 39 в 2022 году С 2021 года резко сократилось число учреждений первичной медицинской помощи, центров семейной медицины и группы семейных врачей в них (более чем в 3 раза).
Результаты и обсуждение Вместе с тем, следует отметить положительную динамику показателей ввода в действие больниц и поликлинических учреждений за 2018-2022 годы (Рисунок 1).
1587
2018 2019 2020 2021 2022
■ Ввод в действие амбулаторно- поликлинических учреждений (посещений в смену)
■ Ввод в действие больниц (коек)
Рисунок 1. Динамика ввода в действие амбулаторно- поликлинических учреждений и больниц по Кыргызской Республике. Источник: составлено автором по данным [1]
Так, с 2018 года по 2022 год было введено в действие 2203 больничных коек и 5092 посещений в смену. В разрезе регионов республики положение с обеспеченностью больничными учреждениями особенно уязвимо в Ошской и Джалал-Абадской областях, где показатель в расчете на 10 тыс. человек составляет лишь 6,6% республиканского уровня. Кроме этого, в Ошской области санаторных мест в 4,5 раз меньше среднереспубликанского уровня. К проблемам развития отрасли следует отнести недостаточную оснащенность медицинских учреждений (особенно государственных) современным оборудованием, устаревшую инфраструктуру, недостаточную укомплектованность кадрами, низкий уровень менеджмента и низкое качество оказания медицинских услуг. Особенно остро стоит проблема в отдаленных сельских регионах. Преобладающая часть больниц (свыше 85%) функционируют более 50 лет, новые здания строятся в основном на средства международных доноров, дорогостоящее оборудование также закупается на средства доноров. При этом следует отметить, что современные технологии диагностики и лечения имеются только в частных медицинских центрах в городах Бишкек, Ош [2, 6].
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 10. №3. 2024
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/100
В настоящее время в стране реализуется государственная программа по охране здоровья населения и развитию системы здравоохранения на 2019-2030 годы «Здоровый человек - процветающая страна», в ней определены основные направления дальнейшего развития системы здравоохранения и охраны здоровья населения. Приоритетными направлениями в ней отмечены модернизация службы общественного здравоохранения; повышение кадрового потенциала; эффективное управление ресурсами здравоохранения; обеспечение доступности услуг и всеобщий охват здравоохранением для всех, независимо от возраста, пола, места проживания; обеспечение государственных гарантий и ответственности в получении качественной, безопасной медицинской помощи и услуг общественного здравоохранения; защита прав пациентов; сокращение неравенства в отношении здоровья и доступа к услугам здравоохранения [3].
Главной задачей в сфере здравоохранения должно стать создание новой системы управления посредством внедрения системы профилактика заболеваний и создание безопасной для здоровья среды, обеспечение населения бесплатными качественными услугами общественного здравоохранения, первичной медико-санитарной и скорой медицинской помощи. Необходимо сделать упор на строительство и реконструкцию учреждений здравоохранения, совершенствования материально-технической базы. Мы согласны с мнением [7] о том, что система здравоохранения должна адаптироваться к новым реалиям обязательного социального дистанцирования, поэтому требуется внедрение некоторых элементов электронного здравоохранения.
Одним из приоритетных направлений развития Кыргызской Республики остается повышение уровня и качества образования. Правительством страны предпринимаются меры по сохранению инфраструктуры и финансовому урегулированию деятельности учреждений образования. Несмотря на то, что в Кыргызстане сохраняется высокий уровень доступа образованию, совокупный коэффициент охвата населения образованием (в %ах к численности населения в возрасте 7-24 лет) на начало 2022-2023 учебного года составила 79,9%. В Таблице 2 приведены данные по расходам государственного бюджета республики на образование, которые имеют динамику устойчивого роста.
Таблица 2
ДИНАМИКА РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА НА ОБРАЗОВАНИЕ
за 2018-2022 годы
Показатели 2018 2019 2020 2021 2022 В 2022 г. в % к 2018 г.
Расходы государственного бюджета на образование, млн. 37518,6 39719,6 42345,6 48320,5 73175,6 195,0
сомов
в %ах к ВВП 6,6 6,1 6,6 6,2 7,5 113,6
в %ах к общим расходам 23,8 23,7 24,6 22,8 23,5 98,7
государственного бюджета
Источник: составлено автором по данным [4]
Данные Таблицы 2 показывают рост расходов государства на образование почти в 2 раза, но при этом в доли расходов на образование в структуре расходов государственного бюджета и в процентах к ВВП остались практически неизменными. Важным звеном системы образования было и остается школьное образование, состоящее из трех ступеней: начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. На начало 2021/2022 учебного года в республике насчитывалось 2,3 тыс. дневных общеобразовательных
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.ru
Т. 10. №3. 2024 https://doi.org/10.33619/2414-2948/100
организаций, число которых по сравнению с 2017/2018 учебным годом увеличилось на 71 организацию (Таблица 3).
Таблица 3
ЧИСЛО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИИ В КР
(на начало учебного года, единиц).
Показатели 2018 2019 2020 2021 2022 В 2022 г. в % к 2018 г.
Дошкольные организации 1467 1617 1648 1712 1834 125,0
Дневные общеобразовательные организации 2265 2283 2296 2333 2350 103,8
Образовательные организации начального профессионального образования 98 99 99 99 100 102,0
Образовательные организации среднего профессионального образования 148 144 138 141 142 95,9
Образовательные организации высшего профессионального образования 51 55 57 60 61 119,6
Источник: составлено автором по данным [4].
Наиболее острой остается проблема дошкольного образования. В 2022 году по республике насчитывалось 1834 учреждений дошкольного образования (увеличение за последние 5 лет на 25%), их посещали 220 тыс. детей, что соответствует 26% от общей численности детей дошкольного возраста (сокращение за последние 5 лет на 8%). Данный показатель выше в городских поселениях — в 2022 году составил 41%.
Государством поддерживается развитие дошкольных учреждений, центров детского творчества и раннего развития с помощью создания системы налоговых льгот и преференций, поощрения инноваций и инвестиций. Планируется активное продвижение детских садов на базе местных сообществ в качестве альтернативной модели государственных детских садов.
В 2022 году в Республике функционировали 2350 организаций среднего общего образования, в которых обучались 1459276 учащихся. Число организаций высшего профессионального образования увеличилось с 51 в 2018 году до 61 в 2022 году, из них 18 являются государственными. Отрицательной тенденцией характеризуется число организаций среднего профессионального образования, они сократились 8 единиц или 4,1% [4].
Вместе с тем, в настоящее время 245 школ по республике находятся в аварийном состоянии, большинство из них были построены в советские годы, и во многих из них не проводился капитальный ремонт.
В последние годы государством проводятся меры по сохранению и развитию инфраструктуры, внедрению инновационных программ дошкольного и школьного развития и финансовому урегулированию деятельности организаций образования.
Культурные учреждения также являются компонентами социальной инфраструктуры. В Кыргызской Республике имеется широко разветвлённая сеть библиотек: общедоступные, школьные библиотеки, библиотеки высших и средних учебных заведений, медицинские, сельскохозяйственные, технические библиотеки, а также библиотеки, относящиеся к Национальной академии наук КР, сведения об их численности отражены в Таблице 4.
По данным Таблицы видим, что в 2022 году осуществляли деятельность 21 профессиональных театров (в 2018 году - 20), 69 музеев (в 2018 году - 67), а число библиотек, клубов, кинотеатров в стране за 2017-2022 годы оставалось практически неизменным. Здесь необходимо отметить, что с каждым годом увеличивается число объектов культуры в частной форме собственности. Важным направлением социальной
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 10. №3. 2024
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/100
обеспеченности является наличие, доступность и благоустройство жилья. Данные официальной статистики свидетельствуют об улучшении показателя обеспеченности жильем и жилищных условий в Кыргызской Республике (Таблица 5).
Таблица 4
ЧИСЛО УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА В КР (ЕДИНИЦ)
Годы 2018 2019 2020 2021 2022 В 2022 г. в% к 2018 г.
Общедоступные библиотеки 1063 1062 1066 1067 1068 100,5
Клубные учреждения 716 710 715 716 718 100,3
Театры 20 20 19 19 21 105,0
Музеи 67 67 68 68 69 103,0
Кинотеатры 46 46 45 47 46 100,0
Источник: составлено автором по данным [4]
Таблица 5
ПОКАЗАТЕЛИ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ЖИЛЬЕМ за 2017-2021 годы
Обеспеченность населения 2018 2019 2020 2021 2022 В 2022 г. в % к 2018 г.
Жилищный фонд, всего (тыс. м2) 83574 85002 86463 87886 89873 107,5
Жилищный фонд, находящийся в 2) 11,1 28,0 25,9 19,8 10,5 94,6
ветхом и аварийном состоянии (тыс. м'
Обеспеченность населения жильем, м2 13,1 13,3 13,0 13,0 12,8 97,7
общей площади на 1 жителя
Ввод в действие жилых домов городских поселениях, тыс. м2 в 910,4 704,2 739,3 439,4 445,1 48,9
в т.ч. населением за свой счет 293,3 369,4 417,4 253,3 356,8 121,7
Ввод в действие жилых домов сельской местности, тыс. м2 в 561,3 607,4 640,8 623,9 673,1 119,9
в т.ч. населением за свой счет 559,8 592,3 631,1 598,7 672,3 120,1
Число граждан, состоящих на учете в 15,1 15,4 15,6 15,6 11,9 78,8
улучшении жилищных условий, тыс.
Число граждан, получивших жилье и 0,4 0,1 0,3 0,2 0,1 25,0
улучшивших жилищные условия, тыс.
Источник: составлено автором по данным [4]
Так, обеспеченность жильем на душу населения в 2022 году составила 12,8 тыс. м2, показатель остается почти неизменным в течении последних 5 лет. Представляет интерес анализа ввод в действие жилых домов, данный показатель заметно сократился в городских поселениях, тогда как в сельской местности характеризуется положительной тенденцией. По способу получения жилье приобреталось населением следующими способами: 46,2% домохозяйств построили жильё индивидуально, 30% приобрели в результате покупки или обмена, 4,1% получили по ордеру, 15,7% унаследовали и приобрели в связи с дарением [1].
Уровень благосостояния домохозяйства и наличие инфраструктуры, позволяющей использовать основные блага цивилизации характеризует благоустройство жилья. Отметим, что основным видом благоустройства, охватывающим всю территорию республики, является электричество. В 2022 году доступ к сети водопровода имело 71,3%, к системе канализации -62,2% жилищного фонда, оба показателя имеют тенденцию стабильного роста (Рисунок 2).
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 10. №3. 2024
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/100
Централизованным отоплением в 2022 году были оснащены 34,3% жилой площади, следует отметить исключительно городской характер данной услуги (лишь 0,5 % — сельских домохозяйств имеют доступ к системе центрального отопления). Удельный вес площади, оборудованной газопроводом, составляет около 42% всего жилищного фонда, при этом практически все сельское население республики не имеет доступ к централизованному газоснабжению. Уровень благоустройства жилых помещений значительно отличается между городскими и сельскими домохозяйствами.
2018 2019 2020 2021 2022
■ Удельный вес общей площади, оборудованной водопроводом
■ Удельный вес общей площади, оборудованной канализацией
■ Удельный вес общей площади, оборудованной центральным отоплением
■ Удельный вес общей площади, оборудованной газом
■ Удельный вес общей площади, оборудованной горячим водоснабжением
■ Удельный вес общей площади, оборудованной ваннами (душем)
Рисунок 2. Благоустройство жилищного фонда в Кыргызской Республике (на конец года; %) [1]
Большое внимание должно уделяться строительству и реконструкции системы водоснабжения и водоотведения, сети распределительных газопроводов, тепловых сетей, муниципальных автодорог. Необходимо обеспечить максимальный доступ населения к услугам водоснабжения, водоотведения и санитарии посредством проектирования, строительства и развития централизованных систем питьевого водоснабжения. При этом государственная политика должна быть основана на принципах ресурсосбережения и рационального использования водных ресурсов.
Децентрализация системы теплоснабжения снимет проблему расширения территорий без потери качества жизни в них. Требуется активизировать газификацию страны, что способствует улучшению условий жизни населения, и в то же время индустриальному развитию регионов.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 10. №3. 2024
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/100
Вывод
Конечная цель нынешней социальной и экономической политики Кыргызской Республики, деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления всех уровней заключается в обеспечении достаточного уровня жизни, точнее социального благосостояния населения [5].
Считаем необходимым реализацию государственной региональной политики в части повышения уровня жизни населения, сокращения уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни. Главным приоритетом региональной политики должно стать создание инфраструктуры населенных пунктов, обеспечивающей улучшение условий жизни населения.
Список литературы:
1. Кыргызстан в цифрах, 2023: Стат. Сборник. Бишкек, 2023.
2. Молдоисаева С., Калиев М., Сыдыкова А., Мураталиева Э., Исмаилов М., Madureira Lima J., Rechel B., Zimmermann J. Кыргызстан: краткое описание системы здравоохранения, 2022.
3. Программа Правительства КР по охране здоровья населения и развитию системы здравоохранения на 2019-2030 годы «Здоровый человек - процветающая страна» утверждена постановлением Правительства Кыргызской Республики от 20 декабря 2018 года № 600.
4. Образование и наука в Кыргызской Республике, 2018-2022: Стат. Сборник. Бишкек,
2023.
5. Хамзаева А. М. Приоритетные направления социальной политики государства // Известия Вузов Кыргызстана. 2017. №10. С. 9-12. EDN: YWNGFN
6. Zulpueva A. M., Kutmanbekova A. A., Kayipkulova A. S., Khamzaeva A. M., Astanova S. U. Improvement of the Development of the Social Infrastructure of the Regions on the Basis of Public-Private Partnership // Digital Economy: Complexity and Variety vs. Rationality 9. Springer International Publishing, 2020. P. 133-136. https://doi.org/10.1007/978-3-030-29586-8_15
7. Турдубаев С. К., Кенешбаева З. М., Давыдов И. У Возможности развития предпринимательство в сфере здравоохранения в Кыргызской Республике // Вестник филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный социальный университет» в г. Ош Киргизской Республики. 2021. №1. С. 130-135. EDN: JXWLZD
References:
1. Kyrgyzstan v tsifrakh, 2023: Stat. Sbornik (2023). Bishkek. (in Russian).
2. Moldoisaeva, S., Kaliev, M., Sydykova, A., Muratalieva, E., Ismailov, M., Madureira, Lima J., Rechel, B., Zimmermann, J. (2022). Kyrgyzstan: kratkoe opisanie sistemy zdravookhraneniya. (in Russian).
3. Programma Pravitel'stva KR po okhrane zdorov'ya naseleniya i razvitiyu sistemy zdravookhraneniya na 2019-2030 gody "Zdorovyi chelovek - protsvetayushchaya strana" utverzhdena postanovleniem Pravitel'stva Kyrgyzskoi Respubliki ot 20 dekabrya 2018 goda № 600. (in Russian).
4. Obrazovanie i nauka v Kyrgyzskoi Respublike, 2018-2022: Stat. Sbornik (2023). Bishkek. (in Russian).
5. Khamzaeva, A. M. (2017). Prioritetnye napravleniya sotsial'noi politiki gosudarstva. Izvestiya Vuzov Kyrgyzstana, (10), 9-12. (in Russian).
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.ru
Т. 10. №3. 2024 https://doi.org/10.33619/2414-2948/100
6. Zulpueva, A. M., Kutmanbekova, A. A., Kayipkulova, A. S., Khamzaeva, A. M., & Astanova, S. U. (2020). Improvement of the Development of the Social Infrastructure of the Regions on the Basis of Public-Private Partnership. In Digital Economy: Complexity and Variety vs. Rationality 9 (pp. 133-136). Springer International Publishing. https://doi.org/10.1007/978-3-030-29586-8_15
7. Turdubaev, S. K., Keneshbaeva, Z. M., & Davydov, I. U. (2021). Vozmozhnosti razvitiya predprinimatel'stvo v sfere zdravookhraneniya v Kyrgyzskoi Respublike. Vestnik filiala federal'nogo gosudarstvennogo byudzhetnogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego obrazovaniya "Rossiiskii gosudarstvennyi sotsial'nyi universitet" v g. Osh Kirgizskoi Respubliki, (1), 130-135.
Работа поступила в редакцию 01.02.2024 г.
Принята к публикации 10.02.2024 г.
Ссылка для цитирования:
Хамзаева А. М., Арзыбаева М. А., Ташибеков Т. Ч., Дехконов У. А. Анализ современного состояния и тенденций развития социальной инфраструктуры Кыргызской Республики // Бюллетень науки и практики. 2024. Т. 10. №3. С. 452-460. https://doi.org/10.33619/2414-2948/100/58
Cite as (APA):
Khamzaeva, M., Arzybaeva, M., Tashibekov, T., & Dehkonov, U. (2024). Analysis of the Current State and Development Trends of Social Infrastructure in the Kyrgyz Republic. Bulletin of Science and Practice, 10(3), 452-460. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/100/58