МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-1/2017 ISSN 2410-6070
Таблица 2
Плюсы и минусы nanoCAD
Плюсы Минусы
Невысокая цена Невозможно встроить в nanoCAD, приложения и средства адаптации, основанные на технологии VBA
Привычный интерфейс
Уникальные инструменты по работе с растрами
Под nanoCAD можно разрабатывать собственные приложения
Российская разработка
Прямая поддержка формата DWG
Системные требования в 4 раза ниже, чем у конкурентов
На рис. 3 представлено сравнение ценовой политики двух программных комплексов за год использования.
60 000,00 Р 50 000,00 Р 40 000,00 Р 30 000,00 Р 20 000,00 Р 10 000,00 Р 0,00 Р
NanoCAD AutoCAD
Продвинутая версия программы
Простая версия программы
Рисунок 3 - Ценовая политика программных комплексов
Проведенный анализ свидетельствует, что главным критерием при выборе систем автоматизированного проектирования строительных систем, конструкций и узлов при возведении недвижимости на российском рынке будет - цена и соответствие ГОСТ Р.
Список использованной литературы: 1. Страхова А.С., Унежева В.А. Инновационные технологии в строительстве как ресурс экономического развития и фактор модернизации экономики строительства // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2016.№ 6. С. 263-272.
© Губарев С.А., Абакумов Р.Г., 2017
УДК 338
Г.Р. Гумерова
К.э.н., доцент
«Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)»
г. Набережные Челны, Российская Федерация
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИНТЕРНЕТА В РОССИИ
Аннотация
В статье представлены результаты исследования особенностей использования Интернета в России. Осуществлены международные сопоставления показателей, характеризующих использование Интернета, проанализировано влияние факторов, препятствующих развитию Интернета, выявлены тенденции и особенности использования. Результаты анализа могут быть использованы в реализации приоритетных направлений деятельности в области эффективного формирования информационного общества РФ.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-1/2017 ISSN 2410-6070_
Ключевые слова
Использование Интернета организациями, домашними хозяйствами, веб-сайты организациями, барьерные факторы использования Интернета, особенности использования Интернета
Активным потребителем информационных технологий в Российской Федерации выступает государство. Как и в развитых зарубежных странах, доля спроса государства в течение последних лет в отрасли информационных технологий достигала 95%, являясь существенным стимулом роста отрасли. Значительный объем спроса приходится на несколько крупнейших компаний, находящихся под контролем государства (ПАО «Газпром», ОАО «Российские железные дороги», РАО «ЕЭС России», ПАО «Аэрофлот»).
В современных условиях высокий уровень использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в бизнесе - одно из ключевых условий готовности стран к сетевому обществу. Совершенствование ИКТ-знаний и умений способствует повышению эффективности ведения бизнеса, развитию коммуникаций, обеспечению доступа к различным видам информации и получению услуг.
Сегодня использование Интернета представляет собой массовое явление, и дифференциация населения (по возрасту, уровню образования) и организаций (по форме собственности, видам экономической деятельности, численности работников), стала менее выраженной. В 2014 г. использовали Интернет в коммерческих целях более двух третей организаций (68,8% от общей численности опрошенных), причем с 2005 г. их количество увеличилось почти в два раза (36% в 2005 г.). Что касается домашних хозяйств, то использовали Интернет также более двух третей (72,7% - в 2015 г.). Интенсивность обращения к сети Интернет варьируется среди разных социально-демографических групп. Практика выхода в глобальную сеть в большей степени это прерогатива для городских жителей - 76,8%, сельские - 60,3%. Масштабы распространения практики использования Интернета в период с 2005 по 2015 гг. претерпели значительные изменения, увеличившись почти в три раза с 2005 г. (рис.1).
100
80
60
40
20
2005 2009 2011 2013 2015
□ Удельный вес домояозяйств, имевших персональный компьютер
□ Удельный вес домояозяйств, имевши* доступ к сети Интернет
□ Удельный вес организаций испэльзовгЕшия персональные компьютеры
^Удельный вес организаций использовгЕшия Интернет
Рисунок 1 - Динамика использования персональных компьютеров и Интернета в домашних хозяйствах и организациях в период с 2005-2015 гг.
Источник: составлено по данным [4, С.536], [5, С.506], [6, С.516-517], [7, С.463],[8, С.469]
Показатель использования Интернета организациями Российской Федерации на 13 процентных пункта ниже аналогичного показателя по странам ЕС и ОЭСР. Лидерство принадлежит Исландии, Литве, Люксембургу, Нидерландам и Финляндии (100%). Россия занимает предпоследнее место по использованию интернета среди стран ЕС и ОСЭР, опережая лишь Румынию (85%).
Тенденции развития отрасли информационно-коммуникационных технологий перевели персональный компьютер из разряда роскоши в разряд неотъемлемого атрибута повседневной жизни. Об этом
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-1/2017 ISSN 2410-6070_
свидетельствуют данные Федеральной службы государственной статистики, согласно которым в 2005 г. удельный вес домохозяйств, имевших персональный компьютер, составлял 25,3%, спустя десять лет в 2015 г. количество таких домохозяйств увеличилось почти в 3 раза и составило 72,5% от общего числа. На протяжении всего периода исследования с 2005 г. по 2015 г. наблюдается тесная взаимосвязь данного показателя с показателем удельного веса домохозяйств использовавших сеть Интернет. В 2005 г. их доля составила 25%, в 2015 - 71%. Не смотря, на значительное увеличение показателей за исследуемый период их ежегодный прирост сокращается и имеет тенденцию к уменьшению. Так доля домашних хозяйств, имевших персональный компьютер имеет ежегодный прирост в среднем на 4-5 процентных пункта. Аналогичная тенденция интенсивности использования Интернета в домашних хозяйствах.
В данном случае причинами снижения темпов прироста показателей могут быть самые разные барьерные факторы:
- отсутствие денежных средств на приобретение персонального компьютера;
- высокие затраты на подключение к интернету;
- отсутствие необходимости в использовании;
- отсутствие навыков работы с персональным компьютером (нежелание пользоваться, отсутствие интереса);
- недостаток навыков для работы в интернете;
- доступ к персональному компьютеру или интернету есть в другом месте (на работе, у знакомых, в центрах общественного доступа и др.);
- из соображения безопасности и конфиденциальности;
- неудовлетворительное качество связи;
- неудовлетворительная защита информации;
- развитие мобильных средств связи, позволяющих выполнять аналогичные операции;
- риски, связанные со злоупотреблением при осуществлении электронных платежей.
Высокая стоимость подключения
Рисунок 2 - Факторы, сдерживающие использование интернета в организациях: 2010, 2013 гг. Источник: [2]
Исследование показателей использования персональных компьютеров для организаций за исследуемый период также выявило тенденцию к снижению темпов прироста. Так в 2005 г. доля организаций использующих персональный компьютер составила 84,6%, в 2015 удельный вес организаций увеличился на 7,7 процентных пунктов и составил 92,3%. В период с 2003 по 2006 гг. ежегодный прирост составлял 2-3 процентных пункта, далее наблюдается существенное снижение - в среднем 0,1 процентных пункта. Что касается удельного веса организаций использовавших Интернет, то их число с 2003 года увеличилось двое: с 43,6% в 2003 г. до 88,1% в 2015 г. При этом интенсивность применения Интернета в организациях также
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-1/2017 ISSN 2410-6070_
значительно сокращается и составляет 3-4 процентных пункта (рис.1).
Аналогичная ситуация наблюдается и с удельным весом организаций, имеющих веб-сайт. В 2014 г. доля таких организаций в России составила 40%, среди стран ЕС и ОСЭР наша страна находится на последнем месте, уступая Румынии и Болгарии со значениями 44% и 49% соответственно. По доле организаций, имеющих веб-сайт, Россия находится в одном ряду с Румынией и Болгарией. Значения показателей по России в 1,5-2,5 раза ниже, чем у Исландии, Литвы, Люксембурга, Нидерландов, Финляндии, Германии, Великобритании и других стран ЕС и ОСЭР.
Не смотря на то, что наша страна в 2014 г. занимала последнее место среди анализируемых стран, организации которых имели собственные веб-сайты, нельзя говорить, что значение данного показателя негативное (рис.3). Еще сравнительно недавно в 2003 г. лишь 13,5% организаций имели веб-сайты. За последнее десятилетие ситуация значительно изменилась. В 2015 г. показатель наличия веб-сайта организации увеличился более чем в трое - до 42,6%. Сегодня наличие веб-сайта организации представляет собой массовое явление, и дифференциация по видам экономической деятельности и формам собственности стала менее выраженной.
• Удельный вес организаций, использовавших Интернет ■ Удельный вес организаций, имевших веб-сайты в сети Интернет
Рисунок 3 - Динамика использования интернета и наличия веб-сайтов организаций
в РФ в период с 2003-2015 гг.
Источник: [8]
За исследуемый период с 2005 по 2015 гг. удельный вес организаций, имеющих веб-сайт, выросла в три раза, причем абсолютное большинство из них 49,1% это организации с государственной собственностью. Значительное увеличение показателя за исследуемый период выявлено среди муниципальных организаций. Наблюдается стабильный ежегодный прирост показателя. Так 2005 г. на долю муниципальных организации, имеющих веб-сайт приходилось 4,3% , в 2013 г. уже 30,9%. По всем остальным формам собственности: частной, смешанной, прочих, наблюдается аналогичная положительная динамика.
Это свидетельствует об устойчивой тенденции значительного увеличения организаций, имеющих вебсайт. Формирование данной тенденции может быть связано с тем, что современная экономика требует от компаний все большей информационной открытости. Это повышает доверие к контрагенту, а, следовательно, и эффективность ведения бизнеса. Сегодня основную информацию по положению компании (отчетные данные, планы, результаты и т.д.) можно получить на официальном сайте компании, для удобства эта информация группирована и адресована конкретным заинтересованным сторонам. Анализ информационной открытости компаний показал наличие тенденции увеличения числа компаний, имеющих веб-сайт, от всего числа организаций РФ.
Работа с электронной почтой - самая востребованная сегодня возможность использования Интернета: в 2014 г. к ней прибегали 87% организаций. Еще 85,6% применяли Интернет для поиска информации, 83,7% -
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-1/2017 ISSN 2410-6070_
осуществляли обмен информацией в электронном виде, 30,3% - использовали Интернет для профессиональной подготовки персонала. Прочие цели (внутренний или внешний наем персонала, телефонные переговоры через Интернет/VoIP, проведение видеоконференций, подписка на доступ к электронным базам данных, электронным библиотекам на платной основе) распространены в меньшей степени. Каждый из этих показателей увеличился в среднем в два раза, начиная с 2005 г.
90 80 70 60 50 40 30 20 10
67,1
67,9 —
69,8 —Ф—
68,8 —Ф—
29,18
33,96
36,52
41,1
43,4
13,52
7,78
16,84
20,58
23,82
9,18 10,06
11,28 11,94 13,44
15,78
17,3
18
18,9
17,6
69,4 —♦
41,7 41,3
18,2
0
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 • Организации, использовавшие сеть Интернет
■ Удельный вес организаций, использовавших Интернет для связи с поставщиками А Удельный вес организаций, использовавших Интернет для связи с потребителями
Рисунок 4 - Удельный вес организаций, использующих сеть Интернет, % Источник: составлено по данным [4, С.536], [5, С.506], [6, С.516-517], [7, С.463],[8, С.469]
Масштаб распространения практики использования Интернета организациями в нашей стране демонстрирует увеличение числа организаций, использующих сеть Интернет. В исследуемый период с 2003 - 2015 гг. их число увеличилось более чем полтора раза, с 43,4 до 69,4%. При этом можно сказать, что сервисы сети Интернет используются не в полной мере. Использование современных Интернет-технологий позволяет сделать управление компанией более прозрачным, но на данный момент компании в большей степени заинтересованы в обеспечении информационной открытости, чем в использовании сети для связи с поставщиками и потребителями.
Число организаций, использующих интернет-технологии, увеличивается не так быстро. Возможно, это связано с тем, что руководители компаний не желают повышения степени проникновения контрагентов внутрь организации, так, например, клиенты смогут следить за ходом выполнения своих заказов, а поставщики будут черпать информацию непосредственно из баз данных своих клиентов, а компании не всегда заинтересованы в этом. Вместе с тем, компании чаще используют сеть Интернет для связи с поставщиками товаров, чем с потребителями.
Еще сравнительно недавно лишь немногие организации РФ регулярно использовали Интернет для связи с поставщиками и потребителями товаров (работ, услуг): в 2003 г. доля организаций, использующих Интернет для размещения заказов на товары, составляла всего 12,1%, для получения заказов на выпускаемые товары - 10,5%. К 2015 г. данные показатели выросли до 41,3% и 18,2% соответственно.
Для домашних хозяйств и организаций выделяют разные факторы, сдерживающие использование интернета. Так, например, для организаций выделяют такие факторы как высокая стоимость подключения, неудовлетворительное качество связи, риски, связанные со злоупотреблением при осуществлении электронных платежей и т.д.
В соответствии с уровнем распространенности применения Интернета в разных организациях различается и подход к использованию. Так, организации с государственной собственностью используют
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-1/2017 ISSN 2410-6070_
большие возможности, чем соответственно организации с частной формой собственности. Например, в 2014 г. 100% всех организаций с численностью работников более 10000, осуществляли поиск информации в Интернете. Аналогичная модель поведения характерна для организаций с численностью работников от 500110000 в части обмена информацией в электронном виде.
Использование Интернета в коммерческих целях прочно вошло в практику ведения бизнеса: большинство организаций (59%) в 2015 г. использовали Интернет для получения сведений о товарах (работах, услугах), для 44,6% организаций целью использования Интернет являлось предоставление сведений о потребностях организации в товарах.
Доля организаций, использующих Интернет для размещения заказов на товары, преобладает в областях здравоохранения и предоставления социальных услуг и научных исследований и разработок (68% и 59,9% соответственно). Использование Интернета для связи с поставщиками товаров является в основном прерогативой организаций с государственной и смешанной формой собственности (68% и 66,3% соответственно).
Практика использовали Интернет для предоставления сведений об организации, товарах, услугах преобладает среди 42,8% организаций, с 2005 г. их количество увеличилось более чем вдвое. В настоящее время возможность осуществления электронных расчетов с потребителями активно практикуется в электронной торговле. Так в 2014 г., среди организаций с численностью работников более 10000 доля использовавших Интернет для оплаты товаров составляет 59,5%, от 1001-5000 - 53,2%, менее всего применяли Интернет для этих целей организации, чья численность менее 50 человек - 26,3% [2].
Несмотря на то, что сегодня значительная часть российских организаций используют Интернет для достижения различных целей, по распространенности данного явления наша страна еще заметно отстает от большинства европейских государств, находись на одном уровне с Румынией.
Доступ к Интернету является атрибутом большинства организаций, домашних хозяйств. Значительная их часть пользуется им регулярно. Интенсивность обращения к глобальной сети варьируется среди организаций разных форм собственности, численности и населения городов и сел. Интернет в России используется не совсем эффективно, это объясняется тем, что за исследуемый период значение показателе хотя и увеличивалось, но, тем не менее, уровень использования в нашей стране отстает от стран-лидеров. Существенная разница в уровне их ИКТ-компетенций также препятствует эффективному использованию рассматриваемых технологий в организациях, развитию электронного бизнеса и экономическому росту в целом.
Список использованной литературы:
1. Гумерова Г.Р. Тенденции развития отрасли инфокоммуникаций // Г.Р. Гумерова / Тенденции формирования науки нового времени: сборник статей Муждународной научно-практической конференции, 27-28 декабря 2013 г.: в 4 ч. Ч.1 / отв.ред. А.А. Сукиасян. - Уфа: РИЦ БашГу, 2014. - C.62-67.
2. Индикаторы информационного общества: 2016 : статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, Л. М. Гохберг, М. А. Кевеш и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2016. - 304 с.
3. Информационное общество: востребованность инормационно-коммуникационных технологий населением России / Г.И.Абдрахманова, Л.М.Гохберг, Г.Г. Ковалева и др.: Нац.исслед.ун-т «Высшая школа экономики», - М.: НИУ ВШЭ, 2015. - 120 с.
4. Российский статистический ежегодник. 2006: Стат.сб./Росстат. - М., 2006. - 806 с.
5. Российский статистический ежегодник. 2009: Стат.сб./Росстат. - М., 2009. - 795 с.
6. Российский статистический ежегодник. 2012: Стат.сб./Росстат. - М., 2012. - 786 с.
7. Российский статистический ежегодник. 2013: Стат.сб./Росстат. - М., 2013. - 717 с.
8. Российский статистический ежегодник. 2016: Стат.сб./Росстат. - М., 2016 - 725 с.
9. Федеральная служба государственной статистики. Информационное общество. URL:http: //www .gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ro sstat/ru/ statistics/stience_and_innovations/it_technology/#. (Дата обращения: 20.03.2017).
© Гумерова Г.Р., 2017
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-1/2017 ISSN 2410-6070_
УДК 657
Т.В. Журенко,
магистр 2-го года обучения, ИСОиП (филиал) ДГТУ, г. Шахты Российская Федерация
РЕФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА В РФ Аннотация
В статье рассматриваются процессы реформирования бюджетного учета в Российской Федерации. Основные этапы реформирования. Основные изменения в бюджетном учете в 2017году.
Ключевые слова Бюджетная система. Бюджетный учет. Реформа бюджетного учета.
Практические все институты Российской Федерации за последние тридцатилетие находятся в состоянии непрерывного реформирования, как в финансовой, политической, социальной так и других сферах жизнедеятельности страны. Исключением не стала и бюджетная система. Особо болезненно реформы коснулись бухгалтеров, занятых в бюджетных учреждениях. Так как приходилось, и приходиться осваивать нововведения, принимаемые не только в бюджетную систему в целом, но и в ведении бухгалтерского учета.
Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое регулирование, является финансовый механизм, главным звеном которого считается государственный бюджет. Посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Изменения, вносимые в бюджетный процесс, заключаются в повышении эффективности государственных расходов за счет концентрации наиболее важных для общества направлений. Суть этих изменений в реформировании бюджетного процесса, при котором планирование, выделение бюджетных средств должно обосновываться ожидаемым результатом их расходования [4].
До начала реформ бюджетный бухгалтерский учет традиционно рассматривался как система отражения финансовых операций государства, то есть поступлений на его счета (доходов и сумм, полученных путем заимствования) и выплат с них. Таким образом, задачи учета ограничивались гарантией сохранности полученных денег и способах их использования. В функции бухгалтера бюджетных учреждений входили только обеспечение полноты записей, отражающих операции государства в процессе получения и расходования средств.
Однако такая система учета не создавала возможности для эффективного анализа налогово-бюджетной политики, измерения, мониторинга и оценки воздействия на экономику, мер государственной бюджетной политики, а также долгосрочной устойчивости этих мер, поскольку кассовые операции не отражают адекватным образом ни момент осуществления операции, ни ее воздействие на экономику. Кроме того, необходимо учитывать и изменение требований к подотчетности органов государственного управления, которые стали включать ответственность не только за разумное управление финансами, но и за эффективность бюджетной политики и достижение результатов в рамках временных ограничений и финансовых ресурсов [2].
Все выше приведенные доводы предопределили начало реформирования предмета нашего исследования.
По справедливому мнению Т.Г. Нестеренко - разделение единого процесса бюджетной реформы на этапы носит условный характер, тем не менее при существенном агрегировании различных направлений этой реформы появляется возможность лучше понять логику и последовательность действий в ходе ее проведения
[3].
I этап - укрепление системы исполнения бюджета; создание достоверной отчетности об исполнении