УДК 159.99
АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПУБЛИКАЦИЯМ В ЖУРНАЛАХ «ДЕФЕКТОЛОГИЯ» И «ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ»
© 2018 О. М. Хомутова
старший преподаватель кафедры специальной психологии и коррекционной
педагогики таИ:а1ехо1т1@гатЫег. ги
Курский государственный университет
Проанализированы статьи по изучению социально-психологических аспектов инклюзивного образования, опубликованные в журналах «Дефектология» и «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» за 2006-2018 гг. Выделены такие аспекты анализа, как количество и направленность статей, содержательный аспект, динамика количества публикаций и частоты изуения социально-психологических аспектов инклюзивного образования.
Ключевые слова: инклюзивное образование, исследования отечественных авторов, библиометрический анализ, состояние проблемы исследования социально-психологических аспектов инклюзивного образования.
Необходимым условием осмысления научного опыта и на основании этого поиска дальнейшего направления формирования и развития научной дисциплины является систематическое и периодическое обобщение результатов исследований в теоретическом и экспериментальном плане. Несомненно, исследование закономерностей изменений динамики интереса ученых к конкретной научной теме в определенный период времени связано с данным обобщением. Деятельность по систематизации знаний связана с внутренней логикой развития самой науки и с запросами общества в практике в контексте исторического времени [Сидоренков 2005: 58].
Поэтому целесообразно провести ретроспективный анализ исследований социально-психологических аспектов инклюзивного образования в отечественной науке. Мы остановились на статьях в журналах «Дефектология» и «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», опубликованных с 2006 по 2018 г. Эти журналы издаются в течение длительного времени («Дефектология» публикуется с 1969 г., «Воспитание и обучение и обучение детей с нарушениями развития» -с 2002 г.), тщательно подходят к отбору статей.
Научно-методический журнал «Дефектология» адресован специалистам и исследователям, которые решают теоретические и практические задачи развития, формирования, социализации и усовершенствования психолого-медико-педагогической помощи лицам с нарушениями в развитии. Материалы, которые представлены в журнале, отражают результаты современных и актуальных теоретических и экспериментальных исследований в области коррекционной педагогики, специальной психологии и других смежных наук. В журнале освещены современные методические разработки, отражающие широкие аспекты специальной помощи различным категориям лиц с ограниченными возможностями здоровья. Журнал знакомит читателей с важнейшими событиями в жизни профессионального сообщества, способствует повышению уровня компетентности и профессиональной культуры
специалистов, содержит публикации молодых ученых, направлен на развитие и укрепление отечественной научной школы дефектологии. Журнал «Дефектология» включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук, утвержденный решением Президиума Высшей аттестационной комиссии (ВАК) Минобрнауки России в 2015 г.
Важнейшая задача журнала «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» — содействие специалистам в организации обучения, воспитания и специальной помощи детям с нарушениями в развитии с первых месяцев жизни до окончания школы. Тематика журнала охватывает: дифференциальную диагностику; исследование нарушений развития; раннее, дошкольное и начальное образование и развитие; интегрированное образование детей с ограниченными возможностями здоровья; помощь специалистам образовательных организаций в воспитании и обучении детей с особыми образовательными потребностями.
Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» публикует нормативно-правовые документы, конспекты уроков и комплексных занятий, информацию о центрах психолого-педагогической помощи и реабилитации; рассказывает о новых учебно-методических публикациях и коррекционно-развивающих технологиях, о всероссийских и региональных мероприятиях (конференциях, форумах, чтениях), которые посвящены актуальным проблемам психолого-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями.
Журнал в 2017 года включен в обновленный «Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук».
В последние годы в связи с развитием инклюзивного образования в нашей стране стали выходить другие, содержательные и интересные научные журналы — «Инклюзия в образовании» (основан в 2016 г.), «Открытая школа» (рубрика «Инклюзивное образование») и др. Однако провести библиометрический анализ по всем существующим журналам довольно сложно, тем более большинство из них были основаны значительно позже 2006 г.
Анализ исследований социально-психологических аспектов инклюзивного образования в отечественной науке по публикациям в журналах «Дефектология» и «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» осуществлялся нами по следующим параметрам:
О количество публикаций;
□ динамика количества публикаций (в зависимости от года издания);
□ направленность и содержательность исследований.
В каждом номере журнала подсчитывалось количество публикаций в соответствии с выделенными параметрами. Затем эти показатели суммировались по каждому году в отдельности. При анализе не учитывались статьи о памятных датах и работы, посвященные памяти ученых, интервью, материалы методического совещания учителей, официальные материалы, касающиеся нормативных и правовых аспектов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, материалы съездов, симпозиумов, форумов, круглых столов, отчеты о конференциях, рецензии на книги, методические рекомендации, ответы на вопросы читателей, письма в редакцию.
Были выделены следующие социально-психологические аспекты изучения инклюзивного образования:
1. Реализация инклюзивного образования в различных странах (городах).
2. Правовой аспект инклюзивного образования.
3. Сущность, содержание и препятствия к инклюзивному образованию.
4. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования.
5. Реализация инклюзивного образования в зависимости от категории лиц с ограниченными возможностями здоровья.
6. Методические аспекты инклюзивного образования.
За период с 2006 по 2018 г. в журнале «Дефектология» было опубликовано 731 статья, из них по инклюзивному образованию 19 (2,6%); в журнале «Обучение и воспитание детей с нарушениями развития» за данный период было опубликовано 922 статьи, из них по инклюзивному образованию 21 (2,3%). Стоит отметить, что оба журнала специализируются на тематике по специальной и коррекционной психологии и педагогике, что свидетельствует об актуальности проблемы инклюзивного образования.
Динамика количества публикаций по изучению инклюзивного образования рассчитывалась в процентах: количество публикаций по инклюзивному образованию к количеству публикаций в каждом году отдельно по каждому журналу. Динамика количества публикаций и частоты отражена на рисунке 1.
10,00%
• "Дефектология" • "Воспитание и обучение детей с нарушениями развития"
Рис. 1. Динамика изучения социально-психологических аспектов инклюзивного образования с 2006 по 2018 г. в журналах «Дефектология» и «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»
В связи с ратификацией Российской Федерацией Конвенции ООН о правах инвалидов, согласно которой страна должна не только признать права инвалидов на образование, но и обеспечить его получение на всех уровнях, процесс обучения возможен и в условиях инклюзивного образования. Право на него закреплено в Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Именно поэтому в изданиях увеличилась публикационная активность по проблеме инклюзивного образования именно после 2012 г. Увеличение количества публикаций в журнале «Дефектология» в 2015 г. связано с утверждением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г.
В 2018 г. выявлено увеличение публикаций статей по изучению социально-психологических аспектов инклюзивного образования в журналах «Дефектология» и «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», это связано с актуальностью тематики.
В журналах анализируется развитие специального образования в XX в., путь от интеграции к инклюзии. Проанализированы проблемы внедрения и пути их решения в Самарканде (М.Б. Асанова, Н.В. Бабкина), развитие инклюзивного образования в Азербайджане (У.Т. Микаилова), а также в областях и республиках Российской Федерации: Чувашской республике (В.Н. Иванов), Самарской (З.П. Антонова, Е.В. Морозова) и Курской (О.А. Воробьева, А.В. Пархоменко, Т.А. Холодова, О.И. Морозова, В.В. Гончарова, Е.М. Грибанова) областях.
Сущность, содержание и препятствия к инклюзивному образованию рассматриваются в статьях Н.А. Абрамовой, Л.М. Кобриной, Н.Э. Куликовской, Н.Н. Малофеева, Е.Н. Моргачёвой, Г.В. Шаровой, И. А. Юдиной, И.М. Яковлевой. В статье Н.Н. Малофеева в публицистичной форме рассматриваются проблемы усовершенствования системы образования детей с особыми образовательными потребностями, осуществляемой в Российской Федерации. В статье Е.Н. Моргачёвой представлен обзор отдельных подходов, концепций, форм и приемов инклюзивного обучения за рубежом; рассматриваются возможности использования данного опыта в российском образовании. В.И. Лопатина затрагивает широкие аспекты инклюзивного образования, раскрывается содержание движения «Образование для всех» и нового международного проекта «Московское образование: от младенчества до школы». И.М. Яковлева выявила тенденции развития и обозначила проблемы инклюзивного обучения детей с ОВЗ на современном этапе. Г.В. Шарова анализирует существующие в обществе психологические барьеры, затрудняющие искреннее и открытое общение с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Автор описывает и анализирует представления и эмоции, связанные с лицами с ограниченными возможностями здоровья, преобладающие в общественном сознании, изучает причины и их происхождения.
Правовой аспект инклюзивного образования представлен статьями О.М. Ильиной и Р.Н. Жаворонковой, в которых освещаются вопросы реализации международных норм инклюзивного образования в Российской правовой системе, а также анализируется правоприменительная практика субъектов Российской Федерации. В статье О.М. Ильиной проанализированы международно-правовые нормы, которые легли в основу инклюзии. Показана фактическая реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне, которая осуществляется путем трансформации международно-правовых норм в национальные законы и подзаконные акты. В статье Р.Н. Жаворонковой отражены особенности применения в 17 субъектах Российской Федерации федерального и регионального законодательства, обеспечивающего доступ детей с особыми образовательными потребностями к общему образованию. Автором акцентируется внимание на проблемах нормативно-правового обеспечения инклюзивного образования и безбарьерной среды в образовательных организациях.
В статье С. Садовска и Н. Теренюк рассматриваются особенности законодательного закрепления инклюзивного образования в образовательной организации. Авторы акцентируют внимание на отсутствии нормативно-правовой базы регулирования прав и обязанностей участников инклюзивного образования. Единственным документом, регламентирующим взаимоотношения между родителями (законными представителями) детей с особыми образовательными потребностями и образовательными организациями, является договор.
Довольно подробно представлен аспект подготовки педагогов к реализации инклюзивного образования. Стратегию и тактику подготовки педагогов к инклюзивному образованию рассматривают О. А. Денисова, В.Н. Поникарова, О. Л. Леханова, они подчеркивают актуальность подготовки специалистов к профессиональной деятельности с детьми с особыми образовательными потребностями и раскрывают многоуровневые характеристики и диверсификационные возможности инновационной модели подготовки субъектов к инклюзивному образованию.
И.С. Дрягина считает основным ресурсом развития инклюзивного образования создание профессионального педагогического сообщества, анализирует модели повышения профессиональной компетентности в зависимости от деятельности педагога в различных образовательных условиях. Л.А. Гаранина, Е.Н. Российская, Т. Г. Зубарева, Н.Г. Петелина, Н.А. Полякова анализируют готовность образовательной среды Курской области к инклюзивному образованию, делают акцент на значении структурно-организационного и кадрового потенциала для дальнейшего развития специального образования региона. Здесь же рассмотрен опыт проектирования дополнительной профессиональной программы повышения квалификации педагогических работников «Практика инклюзивного образования». Компетентностно-ориентированное повышение квалификации специалистов в области проектирования инклюзивной образовательной среды рассматривают Г.Н. Подчалимова, Т.Г. Зубарева. В статье Е.В. Леоновой представлена структура готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования, рассматривается система мер по формированию готовности педагогов образовательных организаций и обучающихся образовательных организаций высшего образования к профессиональной деятельности в условиях инклюзии.
Аспект реализации инклюзивного образования в зависимости от категории лиц с ограниченными возможностями здоровья касается таких категорий как дети с речевыми нарушениями (Т. В. Захарова, А. А. Моисеева), дети с нарушениями слуха (Л.А. Набокова, Т. А. Соловьева, Д. Ю. Роснач), дети с задержкой психического развития (Е. Л. Инденбаум). Другие категории детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в статьях журналов «Дефектология» и «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» не представлены.
В статье Т. В. Захаровой и А. А. Моисеевой на основе системного подхода рассматривается структурно-функциональная модель процессов исследования и формирования социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования. Подробно представлен анализ диагностического инструментария для изучения социальных эмоций данной категории детей. Раскрыты направления по формированию социальных эмоций детей дошкольного возраста с нарушениями речи. В статье Л. А. Набоковой предложен ряд специфических принципов, которые находятся в основе обучения иностранному языку обучающихся с нарушениями слуха. Описываются характерные черты преподавания иностранного языка обучающимся с нарушениями слуха и обучающимся с нормативным развитием в условиях инклюзивного образования. Охарактеризованы учебные пособия и компьютерные программы, позволяющие успешно преподавать иностранный язык обучающимся с нарушениями слуха. Проанализированы особенности проведения уроков при обучении детей с нарушениями слуха в условиях инклюзивного образования. В статье Е.Л. Инденбаум отражены последствия отсутствия психолого-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития и опасности нарушений социализации после школы из-за комплексного психосоциального неблагополучия. Анализируются потребности данной категории обучающихся в специальной коррекционно-развивающей помощи
дифференцированной направленности, в основании которой лежит новый специальный федеральный государственный образовательный стандарт.
Методический аспект представлен в статьях А.Д. Вильшанской, Ж.В. Дорониной, Е.А. Чернявской об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья по индивидуальному учебному плану в инклюзивной школе. Рассматривается опыт реализации индивидуальных учебных планов по разным образовательным моделям, раскрываются организационные и содержательные вопросы такого обучения. Т.А. Соловьева рассматривает организацию работы с учебником с обучающимися с нарушениями слуха в процессе инклюзивного образования, с точки зрения соответствия учебников особым образовательным потребностям ребенка с недостатками слуха, обучающегося совместно со слышащими сверстниками. Г.В. Яковлева предложила модель научно-методического сопровождения инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного профессионального образования на основании тенденций современной образовательной политики. В статье Н.А. Таскиной и Н.Н. Безызвестных представлен опыт работы по организации инклюзивного образования в структурных подразделениях Дворца творчества детей и молодежи» г. Оренбурга, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, в том числе адаптированные для детей с ограниченными возможностями здоровья. Е.А. Репринцева анализирует основные позиции теории игры Л.С. Выготского, на основании анализа, определяет связующие линии его теории и игрового обучения (эдьютеймента). Автор раскрывает возможности игрового обучения в инклюзивном образовании, этапы и средства его реализации. В статье З.Х. Шафиковой представлены материалы из опыта семейного обучения особенного ребенка рабочей профессии в условиях домашней швейной мастерской, раскрыт инновационный подход к организации надомного обучения рабочей профессии учащихся с ОВЗ и инвалидностью в условиях инклюзии.
Таким образом, ретроспективный анализ статей журналов «Дефектология» и «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» показал актуальность проблемы исследования социально-психологических аспектов инклюзивного образования, хотя увеличение активности публикаций связано с принятием закона об образовании, федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Содержательный анализ показал, что статьи в журналах «Дефектология» и «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» затрагивают преимущественно теоретические аспекты. Несмотря на актуальность проблемы изучения инклюзивного образования, можно отметить недостаток публикационной активности и малую освещённость изучения социально-психологических аспектов инклюзивного образования.
Библиографический список
Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития». 2006-2018.
Журнал «Дефектология». 2006-2018.
Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-Ф. М.: Сфера, 2018. 192 с.
Сидоренков A.B. Анализ исследования малых групп в отечественной психологии по публикациям в журналах «Вопросы психологии» и «Психологический журнал» // Вопросы психологии. 2005. №2. С. 58-67.