Научная статья на тему 'Аналитических обзор по результатам всероссийской конференции «Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика»'

Аналитических обзор по результатам всероссийской конференции «Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1080
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ПСИХОЛОГО-МЕДИКОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / БЕЗБАРЬЕРНАЯ СРЕДА / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярая Татьяна Анатольевна

В статье приводится аналитический обзор докладов ведущих специалистов и молодых исследователей в области организационных основ инклюзивного образования, сделанных на II всероссийской научнопрактической конференции «Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика» (19-22 мая 2016 г.а г. Ялте). Проблематика научных докладов, представленных и обсужденных в рамках работы конференции, затрагивала комплекс психологических, социальнопедагогических и медицинских исследований: теория и инновационные практики организации инклюзивного образования, вопросы психолого-педагогического, медико-реабилитационного, социальнопедагогического, технологического сопровождения детей и молодежи с инвалидностью и ОВЗ в учебновоспитательном процессе, профессиональной квалификации участников процесса инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ярая Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аналитических обзор по результатам всероссийской конференции «Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика»»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_

УДК 37

Ярая Татьяна Анатольевна

доцент, канд. психол. наук Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет

имени В.И. Вернадского» г. Ялта, РФ e-mail: [email protected]

АНАЛИТИЧЕСКИХ ОБЗОР ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»

Аннотация

В статье приводится аналитический обзор докладов ведущих специалистов и молодых исследователей в области организационных основ инклюзивного образования, сделанных на II всероссийской научно-практической конференции «Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика» (19-22 мая 2016 г.а г. Ялте). Проблематика научных докладов, представленных и обсужденных в рамках работы конференции, затрагивала комплекс психологических, социально-педагогических и медицинских исследований: теория и инновационные практики организации инклюзивного образования, вопросы психолого-педагогического, медико-реабилитационного, социально-педагогического, технологического сопровождения детей и молодежи с инвалидностью и ОВЗ в учебно-воспитательном процессе, профессиональной квалификации участников процесса инклюзивного образования.

Ключевые слова

Инклюзивное образование, лица с ограниченными возможностями здоровья, психолого-медико-педагогическое сопровождение, безбарьерная среда, кадровое обеспечение инклюзивного образования.

Конференция проводилась в рамках реализации госзадания Минобрнауки РФ «Разработка и внедрение системы реабилитации студентов с инвалидностью в инклюзивной образовательной среде Республики Крым» (№115052150078). Основным организатором конференции выступил Региональный центр высшего образования инвалидов Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» в г. Ялте.

Цель конференции заключалась в обобщении, представлении и распространении научно-практического опыта в системе инклюзивного образования, научно-методической и социально-педагогической поддержки детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках конференции обсуждались вопросы нормативно-правовых, организационных, методических, кадровых, технологических условий использования реабилитационных и образовательных технологий; проблемы и перспективы развития инклюзивного образования и реальной доступности реабилитационных и образовательных услуг для детей и молодежи с инвалидностью и с ОВЗ и их ближайшего окружения; опыт работы образовательных и социальных организаций по психолого-медико-социальному сопровождению лиц с инвалидностью и ОВЗ.

Проблемные вопросы обсуждались на конференции в рамках пяти круглых столов.

Участниками первого круглого стола «Условия и направления социально-педагогической поддержки детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной среде» были рассмотрены и обсуждены:

- вопросы организации учебно-воспитательного процесса обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в образовательной организации высшего образования;

- проблемы обеспечения доступности материалов для обучающихся с ОВЗ в образовательных

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_

организациях среднего и высшего образования;

- некоторые аспекты формирования учебных действий у детей с нарушениями слуха, речи, зрения, интеллекта;

- вопросы реализации тьюторского сопровождения, волонтерской деятельности в ходе реализации практики инклюзивного образования;

- проблемы предпрофильной подготовки лиц с различными нарушениями в системе профессионального образования;

- рекомендации по физическому развитию детей с инвалидностью и ОВЗ;

- социально-психологические аспекты дополнительного образования лиц с ОВЗ;

- вопросы организации учебно-воспитательного процесса обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в условиях высшего образования;

В ходе обсуждения участники активно вступили в дискуссию, часть из которых выступала за необходимость сохранения коррекционных школ, другая половина - за их расформирование. Итогом дискуссии стало общее согласие о необходимости сохранения коррекционных школ для обучения детей с умственной отсталостью и тяжелыми дефектами развития.

Отличительной особенностью круглого стола было то, что в нем приняли участие студенты Гуманитарно-педагогической академии, имеющие нарушения слуха и зрения. Студенты активно включались в обсуждение вопросов круглого стола, предлагали свое видение в решении различных проблем, касающихся получения высшего образования лицами с ОВЗ. В рамках работы круглого стола студенты с инвалидностью имели возможность протестировать оборудование для реабилитации и коррекции обучающихся с нарушениями слуха, организации учебного пространства лиц с нарушениями слуха и зрения, интерактивную учебную систему для организации учебного пространства лиц с ограниченными возможностями здоровья. Демонстрацию оборудования обеспечивали научно-образовательный центр «Социальная защита детей и молодежи» ФГБОУ ВО Московский педагогический государственный университет, автономная некоммерческая организация «Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи «СУВАГ».

В рамках работы второго круглого стола «Школа доступного образования как механизм «социального лифта» для лиц с ОВЗ и инвалидностью (теория и инновационные практики)» были обсуждены следующие вопросы:

- стратегии моделирования и развития Школы доступного образования;

- непрерывное образование для детей с ОВЗ;

- формирование адаптивной образовательной среды для лиц с ОВЗ;

- нормативно-правовые основы инклюзивного образования;

- деятельность ПМП комиссий в условиях внедрения ФГОС обучающихся с ОВЗ;

- построение и реализация индивидуальных образовательных траекторий детей и молодежи с ОВЗ.

Следует отметить выступление Коростелева Б.А., который подробно раскрыл достижения

отечественной образовательной системы по вопросу инклюзии и необходимость новых решений. Среди достижений докладчик определил: наличие программно-методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ; специализированных образовательных программ для детей с ОВЗ; специализированных рабочих (учебных) мест для лиц с ОВЗ; разработку модели негосударственного центра ранней диагностики и реабилитации для детей с ОВЗ; модели ресурсно-методического центра развития инклюзивного образования детей после кохлеарной имплантации; существование опыта реализации непрерывного и доступного образования для детей с ОВЗ и инвалидностью в регионах Российской Федерации (Ульяновской области, Чувашской Республике, Ставропольском крае и др.); опыта реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования и профессионального обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью в регионах Российской Федерации (Тамбовской области, Тверской области и др.).

Дальнейшего изучения и решения, по словам докладчика, требуют вопросы проработки комплекса нормативно-правовых вопросов по созданию благоприятных условий для привлечения негосударственных

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_

поставщиков услуг посредством льготного налогообложения, выделения для их зданий, помещений в долгосрочную аренду, других механизмов государственно-частного партнерства; организации повышения квалификации и переподготовки педагогических работников и специалистов, осуществляющих обучение детей с ОВЗ и инвалидностью (ГП «Доступная среда», ФЦПРО на 2016-2020 гг.); развития инфраструктуры образовательных организаций; разработки и внедрения специализированных образовательных программ для детей с ОВЗ и инвалидностью в рамках предпрофильного обучения, предусматривающего выдачу сертификата по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) по 1-2 специальностям; создания системы трудоустройства выпускников школ, СПО, ВУЗов путем системного взаимодействия центров трудоустройства, образовательных организаций разных уровней и предприятий.

Работа третьего круглого стола была посвящена психолого-педагогическим и медико-реабилитационным аспектам организации инклюзивного образования на всех образовательных уровнях. Участниками круглого стола поднимались и обсуждались вопросы следующего характера:

- физическое воспитание лиц с инвалидностью и ОВЗ;

- адаптация лиц с ОВЗ к условиям обучения;

- преодоление психологических барьеров на пути реализации инклюзивного образования;

- этические основы общения с лицами с ОВЗ и инвалидностью;

- реализация дистанционных образовательных технологий в процессе обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью;

- разработка фонда оценочных средств по освоению обучающимися с ОВЗ учебных дисциплин;

- опыт работы образовательных организаций по психолого-педагогической, физической реабилитации лиц с инвалидностью и ОВЗ;

- подготовка кадров к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования;

- индивидуально-психологические особенности детей и молодежи разных нозологических групп;

- опыт работы по обучению слепых и слабовидящих детей.

Заслуживает внимания, что большинство докладов, представленных на круглом столе, отражали практический аспект инклюзивного образования на всех уровнях: дошкольного, школьного и высшего образования.

Участники с особым интересом слушали и обсуждали доклад тифлопедагога ГБОУ «Симферопольская специальная школа-интернат N° 1» г. Симферополь, в котором докладчик презентовал опыт обучения слепых детей. В докладе были подробно представлены приемы и способы формирования у слепых детей представлений об окружающем мире, развития двигательных навыков и координации, предметной деятельности, умения ориентироваться в пространстве, содействия самостоятельности.

Дискуссионный характер носил доклад учителя-дефектолога Частного общеобразовательного учреждения «Прогимназия № 63 открытого акционерного общества «Российские железные дороги», в котором были представлены результаты анкетирования родителей по вопросам реализации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации. Докладчик отметил, что большинство родителей принимают идею инклюзии, тем не менее существует часть таких, которые выступают против совместного обучения детей. Среди отрицательных моментов инклюзивного образования родители выделяют: снижение успеваемости и темпа развития здоровых детей, возникновение конфликтов в детском коллективе, снижение внимания к здоровым детям со стороны специалистов и воспитателей.

Вопросы четвертого круглого стола «Профессиональная квалификация всех участников процесса инклюзивного образования (руководителей, педагогического коллектива, школьных и университетских специалистов и др.) в условиях преобразования инклюзивного образования» затрагивали проблемные аспекты кадрового обеспечения инклюзивного образования. В ходе обсуждения были рассмотрены:

- вопросы подготовки педагогических и психологических кадров к работе в условиях инклюзии;

- некоторые аспекты профессиональной квалификации и совершенствования профессиональных компетенций педагогов инклюзивного образования;

- проблемы организации волонтерской деятельности как практикоориентированного вида деятельности будущих специалистов;

- направления формирования толерантности будущих педагогов инклюзивного образования;

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_

- пути формирования готовности педагогов к введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ.

Пятый круглый стол «Актуальные исследования молодых ученых в сфере инклюзивного образования»

предполагал обсуждение следующих проблемных вопросов инклюзии молодыми исследователями:

- формирование толерантного отношения к лицам с ОВЗ посредством деятельности студенческих объединений;

- формирование коммуникативной компетенции детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования;

- организация тьюторского, психолого-педагогического сопровождения в инклюзивной практике;

- условия развития социального потенциала и социальной зрелости детей с ОВЗ;

- диагностика и формирование словообразовательных навыков у детей с нарушениями речи;

- организация отдыха детей с ОВЗ в оздоровительных лагерях.

В ходе обсуждения проблемных вопросов круглого стола участники активно дискутировали, что позволило им определить перспективы дальнейших исследований в области инклюзивного образования.

В последний день конференции состоялся семинар «Создание современной инфраструктуры, обеспечивающей специальные условия для получения высшего образования по образовательным программам обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью» для профессорско-преподавательского состава Гуманитарно-педагогической академии. Организаторами семинара выступили научно-образовательный центр «Социальная защита детей и молодежи» ФГБОУ ВО Московский педагогический государственный университет, автономная некоммерческая организация «Научно -методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи «СУВАГ».

В ходе семинара участники были ознакомлены с особенностями использования верботонального метода, позволяющего предоставить глухому обучающемуся всю информацию, включая слуховую, с тем, чтобы он мог ее проанализировать, а затем использовать в непроизвольных ситуациях. Участники семинара имели возможность протестировать верботональное оборудование для реабилитации и коррекции обучающихся с нарушениями слуха, оборудование для организации учебного пространства лиц с нарушениями слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата, оборудования для организации коррекционно-реабилитационного процесса, интерактивную учебную систему для организации учебного пространства лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Выработанные в результате работы конференции соглашения имеют важное теоретическое и практическое значение для решения проблем и вопросов организации инклюзивного образования и создания доступной и безбарьерной среды.

Можно резюмировать, что проведение конференции позволило выделить наиболее актуальные проблемы (задачи) по данному направлению с точки зрения науки и практики:

1. Необходимость совершенствования системы ранней диагностики, ранней помощи и реабилитации детей с ОВЗ от 0 до 3 лет.

2. Кадровая и материально-техническая неготовность образовательных организаций всех уровней (от дошкольного до среднего профессионального и высшего) к обучению лиц с ОВЗ.

3. Неготовность образовательных организаций осуществлять полноценное обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

4. Отчуждение системы образования от перспектив трудоустройства лиц с ОВЗ и инвалидностью, разобщенность общего, среднего профессионального и высшего образования данной категории граждан.

5. Отсутствие необходимых условий для трудоустройства, специализированных рабочих мест лиц с ОВЗ и инвалидностью.

Исследование выполнено в рамках госзадания Минобрнауки РФ «Разработка и внедрение системы реабилитации студентов с инвалидностью в инклюзивной образовательной среде Республики Крым» (№115052150078)

Список использованной литературы: 1. Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика: материалы II Всероссийской научно- практической конференции «Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика», 19-21 мая 2016 года. - Ялта: РИО ГПА, 2016. - 387 с.

© Ярая Т А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.