_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_
УДК 37
Ярая Татьяна Анатольевна
доцент, канд. психол. наук Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет
имени В.И. Вернадского» г. Ялта, РФ e-mail: [email protected]
АНАЛИТИЧЕСКИХ ОБЗОР ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»
Аннотация
В статье приводится аналитический обзор докладов ведущих специалистов и молодых исследователей в области организационных основ инклюзивного образования, сделанных на II всероссийской научно-практической конференции «Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика» (19-22 мая 2016 г.а г. Ялте). Проблематика научных докладов, представленных и обсужденных в рамках работы конференции, затрагивала комплекс психологических, социально-педагогических и медицинских исследований: теория и инновационные практики организации инклюзивного образования, вопросы психолого-педагогического, медико-реабилитационного, социально-педагогического, технологического сопровождения детей и молодежи с инвалидностью и ОВЗ в учебно-воспитательном процессе, профессиональной квалификации участников процесса инклюзивного образования.
Ключевые слова
Инклюзивное образование, лица с ограниченными возможностями здоровья, психолого-медико-педагогическое сопровождение, безбарьерная среда, кадровое обеспечение инклюзивного образования.
Конференция проводилась в рамках реализации госзадания Минобрнауки РФ «Разработка и внедрение системы реабилитации студентов с инвалидностью в инклюзивной образовательной среде Республики Крым» (№115052150078). Основным организатором конференции выступил Региональный центр высшего образования инвалидов Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» в г. Ялте.
Цель конференции заключалась в обобщении, представлении и распространении научно-практического опыта в системе инклюзивного образования, научно-методической и социально-педагогической поддержки детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья.
В рамках конференции обсуждались вопросы нормативно-правовых, организационных, методических, кадровых, технологических условий использования реабилитационных и образовательных технологий; проблемы и перспективы развития инклюзивного образования и реальной доступности реабилитационных и образовательных услуг для детей и молодежи с инвалидностью и с ОВЗ и их ближайшего окружения; опыт работы образовательных и социальных организаций по психолого-медико-социальному сопровождению лиц с инвалидностью и ОВЗ.
Проблемные вопросы обсуждались на конференции в рамках пяти круглых столов.
Участниками первого круглого стола «Условия и направления социально-педагогической поддержки детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной среде» были рассмотрены и обсуждены:
- вопросы организации учебно-воспитательного процесса обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в образовательной организации высшего образования;
- проблемы обеспечения доступности материалов для обучающихся с ОВЗ в образовательных
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_
организациях среднего и высшего образования;
- некоторые аспекты формирования учебных действий у детей с нарушениями слуха, речи, зрения, интеллекта;
- вопросы реализации тьюторского сопровождения, волонтерской деятельности в ходе реализации практики инклюзивного образования;
- проблемы предпрофильной подготовки лиц с различными нарушениями в системе профессионального образования;
- рекомендации по физическому развитию детей с инвалидностью и ОВЗ;
- социально-психологические аспекты дополнительного образования лиц с ОВЗ;
- вопросы организации учебно-воспитательного процесса обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в условиях высшего образования;
В ходе обсуждения участники активно вступили в дискуссию, часть из которых выступала за необходимость сохранения коррекционных школ, другая половина - за их расформирование. Итогом дискуссии стало общее согласие о необходимости сохранения коррекционных школ для обучения детей с умственной отсталостью и тяжелыми дефектами развития.
Отличительной особенностью круглого стола было то, что в нем приняли участие студенты Гуманитарно-педагогической академии, имеющие нарушения слуха и зрения. Студенты активно включались в обсуждение вопросов круглого стола, предлагали свое видение в решении различных проблем, касающихся получения высшего образования лицами с ОВЗ. В рамках работы круглого стола студенты с инвалидностью имели возможность протестировать оборудование для реабилитации и коррекции обучающихся с нарушениями слуха, организации учебного пространства лиц с нарушениями слуха и зрения, интерактивную учебную систему для организации учебного пространства лиц с ограниченными возможностями здоровья. Демонстрацию оборудования обеспечивали научно-образовательный центр «Социальная защита детей и молодежи» ФГБОУ ВО Московский педагогический государственный университет, автономная некоммерческая организация «Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи «СУВАГ».
В рамках работы второго круглого стола «Школа доступного образования как механизм «социального лифта» для лиц с ОВЗ и инвалидностью (теория и инновационные практики)» были обсуждены следующие вопросы:
- стратегии моделирования и развития Школы доступного образования;
- непрерывное образование для детей с ОВЗ;
- формирование адаптивной образовательной среды для лиц с ОВЗ;
- нормативно-правовые основы инклюзивного образования;
- деятельность ПМП комиссий в условиях внедрения ФГОС обучающихся с ОВЗ;
- построение и реализация индивидуальных образовательных траекторий детей и молодежи с ОВЗ.
Следует отметить выступление Коростелева Б.А., который подробно раскрыл достижения
отечественной образовательной системы по вопросу инклюзии и необходимость новых решений. Среди достижений докладчик определил: наличие программно-методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ; специализированных образовательных программ для детей с ОВЗ; специализированных рабочих (учебных) мест для лиц с ОВЗ; разработку модели негосударственного центра ранней диагностики и реабилитации для детей с ОВЗ; модели ресурсно-методического центра развития инклюзивного образования детей после кохлеарной имплантации; существование опыта реализации непрерывного и доступного образования для детей с ОВЗ и инвалидностью в регионах Российской Федерации (Ульяновской области, Чувашской Республике, Ставропольском крае и др.); опыта реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования и профессионального обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью в регионах Российской Федерации (Тамбовской области, Тверской области и др.).
Дальнейшего изучения и решения, по словам докладчика, требуют вопросы проработки комплекса нормативно-правовых вопросов по созданию благоприятных условий для привлечения негосударственных
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_
поставщиков услуг посредством льготного налогообложения, выделения для их зданий, помещений в долгосрочную аренду, других механизмов государственно-частного партнерства; организации повышения квалификации и переподготовки педагогических работников и специалистов, осуществляющих обучение детей с ОВЗ и инвалидностью (ГП «Доступная среда», ФЦПРО на 2016-2020 гг.); развития инфраструктуры образовательных организаций; разработки и внедрения специализированных образовательных программ для детей с ОВЗ и инвалидностью в рамках предпрофильного обучения, предусматривающего выдачу сертификата по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) по 1-2 специальностям; создания системы трудоустройства выпускников школ, СПО, ВУЗов путем системного взаимодействия центров трудоустройства, образовательных организаций разных уровней и предприятий.
Работа третьего круглого стола была посвящена психолого-педагогическим и медико-реабилитационным аспектам организации инклюзивного образования на всех образовательных уровнях. Участниками круглого стола поднимались и обсуждались вопросы следующего характера:
- физическое воспитание лиц с инвалидностью и ОВЗ;
- адаптация лиц с ОВЗ к условиям обучения;
- преодоление психологических барьеров на пути реализации инклюзивного образования;
- этические основы общения с лицами с ОВЗ и инвалидностью;
- реализация дистанционных образовательных технологий в процессе обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью;
- разработка фонда оценочных средств по освоению обучающимися с ОВЗ учебных дисциплин;
- опыт работы образовательных организаций по психолого-педагогической, физической реабилитации лиц с инвалидностью и ОВЗ;
- подготовка кадров к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования;
- индивидуально-психологические особенности детей и молодежи разных нозологических групп;
- опыт работы по обучению слепых и слабовидящих детей.
Заслуживает внимания, что большинство докладов, представленных на круглом столе, отражали практический аспект инклюзивного образования на всех уровнях: дошкольного, школьного и высшего образования.
Участники с особым интересом слушали и обсуждали доклад тифлопедагога ГБОУ «Симферопольская специальная школа-интернат N° 1» г. Симферополь, в котором докладчик презентовал опыт обучения слепых детей. В докладе были подробно представлены приемы и способы формирования у слепых детей представлений об окружающем мире, развития двигательных навыков и координации, предметной деятельности, умения ориентироваться в пространстве, содействия самостоятельности.
Дискуссионный характер носил доклад учителя-дефектолога Частного общеобразовательного учреждения «Прогимназия № 63 открытого акционерного общества «Российские железные дороги», в котором были представлены результаты анкетирования родителей по вопросам реализации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации. Докладчик отметил, что большинство родителей принимают идею инклюзии, тем не менее существует часть таких, которые выступают против совместного обучения детей. Среди отрицательных моментов инклюзивного образования родители выделяют: снижение успеваемости и темпа развития здоровых детей, возникновение конфликтов в детском коллективе, снижение внимания к здоровым детям со стороны специалистов и воспитателей.
Вопросы четвертого круглого стола «Профессиональная квалификация всех участников процесса инклюзивного образования (руководителей, педагогического коллектива, школьных и университетских специалистов и др.) в условиях преобразования инклюзивного образования» затрагивали проблемные аспекты кадрового обеспечения инклюзивного образования. В ходе обсуждения были рассмотрены:
- вопросы подготовки педагогических и психологических кадров к работе в условиях инклюзии;
- некоторые аспекты профессиональной квалификации и совершенствования профессиональных компетенций педагогов инклюзивного образования;
- проблемы организации волонтерской деятельности как практикоориентированного вида деятельности будущих специалистов;
- направления формирования толерантности будущих педагогов инклюзивного образования;
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_
- пути формирования готовности педагогов к введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ.
Пятый круглый стол «Актуальные исследования молодых ученых в сфере инклюзивного образования»
предполагал обсуждение следующих проблемных вопросов инклюзии молодыми исследователями:
- формирование толерантного отношения к лицам с ОВЗ посредством деятельности студенческих объединений;
- формирование коммуникативной компетенции детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования;
- организация тьюторского, психолого-педагогического сопровождения в инклюзивной практике;
- условия развития социального потенциала и социальной зрелости детей с ОВЗ;
- диагностика и формирование словообразовательных навыков у детей с нарушениями речи;
- организация отдыха детей с ОВЗ в оздоровительных лагерях.
В ходе обсуждения проблемных вопросов круглого стола участники активно дискутировали, что позволило им определить перспективы дальнейших исследований в области инклюзивного образования.
В последний день конференции состоялся семинар «Создание современной инфраструктуры, обеспечивающей специальные условия для получения высшего образования по образовательным программам обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью» для профессорско-преподавательского состава Гуманитарно-педагогической академии. Организаторами семинара выступили научно-образовательный центр «Социальная защита детей и молодежи» ФГБОУ ВО Московский педагогический государственный университет, автономная некоммерческая организация «Научно -методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи «СУВАГ».
В ходе семинара участники были ознакомлены с особенностями использования верботонального метода, позволяющего предоставить глухому обучающемуся всю информацию, включая слуховую, с тем, чтобы он мог ее проанализировать, а затем использовать в непроизвольных ситуациях. Участники семинара имели возможность протестировать верботональное оборудование для реабилитации и коррекции обучающихся с нарушениями слуха, оборудование для организации учебного пространства лиц с нарушениями слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата, оборудования для организации коррекционно-реабилитационного процесса, интерактивную учебную систему для организации учебного пространства лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Выработанные в результате работы конференции соглашения имеют важное теоретическое и практическое значение для решения проблем и вопросов организации инклюзивного образования и создания доступной и безбарьерной среды.
Можно резюмировать, что проведение конференции позволило выделить наиболее актуальные проблемы (задачи) по данному направлению с точки зрения науки и практики:
1. Необходимость совершенствования системы ранней диагностики, ранней помощи и реабилитации детей с ОВЗ от 0 до 3 лет.
2. Кадровая и материально-техническая неготовность образовательных организаций всех уровней (от дошкольного до среднего профессионального и высшего) к обучению лиц с ОВЗ.
3. Неготовность образовательных организаций осуществлять полноценное обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
4. Отчуждение системы образования от перспектив трудоустройства лиц с ОВЗ и инвалидностью, разобщенность общего, среднего профессионального и высшего образования данной категории граждан.
5. Отсутствие необходимых условий для трудоустройства, специализированных рабочих мест лиц с ОВЗ и инвалидностью.
Исследование выполнено в рамках госзадания Минобрнауки РФ «Разработка и внедрение системы реабилитации студентов с инвалидностью в инклюзивной образовательной среде Республики Крым» (№115052150078)
Список использованной литературы: 1. Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика: материалы II Всероссийской научно- практической конференции «Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика», 19-21 мая 2016 года. - Ялта: РИО ГПА, 2016. - 387 с.
© Ярая Т А., 2016