Научная статья на тему 'Анализ состояния российских предприятий подшипниковой подотрасли и смежных отраслей промышленности'

Анализ состояния российских предприятий подшипниковой подотрасли и смежных отраслей промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1056
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДШИПНИКОВАЯ ПОДОТРАСЛЬ / ПРОИЗВОДИТЕЛИ ПОДШИПНИКОВ / ТЕХНИЧЕСКОЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОТСТАВАНИЕ / КАДРЫ / BEARING INDUSTRY SUB-SECTOR / MANUFACTURERS OF BEARINGS / TECHNICAL AND TECHNOLOGICAL BACKWARDNESS / AND PERSONNEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дрыночкин А. В., Аленина Е. Э., Тришкин А. Г.

Производство подшипников оказывает большое влияние на развитие любой страны, так как подшипники используются практически в любом механизме и устройстве. В статье описано и проанализировано состояние российской подшипниковой подотрасли и смежных отраслей промышленности. Описаны основные проблемы этих отраслей и предложены меры по их решению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the state of the Russian enterprises of bearing-producing and related industries

Manufacture of bearings has a significant influence on the development of any country, since the bearings are used in almost any gear and the device. This article describes and analyzes the Russian bearing industry sub-sectors and related industries. The basic problems of these industries, and propose measures to address them.

Текст научной работы на тему «Анализ состояния российских предприятий подшипниковой подотрасли и смежных отраслей промышленности»

РАЗДЕЛ 4. ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНООТЧЕСКИЕ НАУКИ

Анализ состояния российских предприятий подшипниковой подотрасли и смежных отраслей промышленности

д.э.н. проф. Дрыночкин А.В., к.э.н. доц. Аленина Е.Э., Тришкин А.Г.

Университет машиностроения [email protected] (495)223-05-40

Аннотация. Производство подшипников оказывает большое влияние на развитие любой страны, так как подшипники используются практически в любом механизме и устройстве. В статье описано и проанализировано состояние российской подшипниковой подотрасли и смежных отраслей промышленности. Описаны основные проблемы этих отраслей и предложены меры по их решению.

Ключевые слова: подшипниковая подотрасль, производители подшипников, техническое и технологическое отставание, кадры. Продукция подшипниковых заводов используется практически во всех устройствах, механизмах и технике, начиная от обычных кухонных комбайнов и заканчивая современными сверхзвуковыми самолетами. Основными потребителями подшипников является автомобильная, сельскохозяйственная, индустриальная промышленность, а также вторичный рынок. Из этого можно сделать вывод, что от развития подшипниковой подотрасли страны зависит развитие страны в целом, в частности её экономическая и социальная безопасность, а также обороноспособность.

Мировой рынок подшипников контролируется несколькими компаниями.

Таблица 1

Доли производителей подшипников на мировом рынке в 2009 году

Производители Доля на мировом рынке (%)

SKF №еция) 22

FAG Германия) 17

Timken (США) 16

NSK №ония) 12

Остальные производители: 33

из них

Российские производители 2

Шведский производитель подшипников SKF является мировым лидером, его доля составляет 20 % на мировом рынке и 45% на европейском. В состав входит 85 заводов, расположенных по всему миру. В июле 2010 года SKF открыла завод в городе Тверь с производственной мощностью 150 тыс. шт./год.

FAG входит в немецкий холдинг INA и является вторым по величине в мире по производству подшипников. Заводы компании расположены в 25 городах по всему миру. На них работает более 18 000 человек.

Timken - крупнейшая в мире компания-^оизводитель конических роликовых подшипников и специальных марок стали, расположенная в городе Кэнтон, штат Огайо. Сегодня компания Тимкен насчитывает 25 тысяч сотрудников и имеет свое представительство в 27 странах мира.

NSK первой начала производить в Японии шариковые подшипники. Сегодня под маркой NSK выпускается 1,25 млрд подшипников в год. Заводы NSK расположены по всему миру: 19 заводов в Японии, 17 заводов в Азии, 19 заводов в Европе и Америке. В компании работает около 23 000 человек, ежегодный оборот составляет 5 млрд евро.

Также в последнее 10-летие активно начала развиваться промышленность Китая в целом и подшипниковая подотрасль в частности. Лидером этой отрасли можно назвать компа-

нию EBI Bearing, она специализируется на выпуске автомобильных подшипников и узлов. Подшипники, произведенные этой компанией, используются во многих автомобилях. Подшипники сбываются на вторичных рынках по всему миру от Северной Америки до Ближнего Востока.

Во времена СССР подшипниковая подотрасль нашей страны была хорошо развита. Первый завод по производству подшипников был построен в 1931 в Москве. К концу 80-х годов 20 века потребности машиностроения страны удовлетворялись на 99,6%. Производилось более 800 млн. подшипников. 90-е годы были очень сложными для страны, многие потребители подшипниковой продукции прекратили свое существование. Что не могло не отразиться на заводах, производящих подшипники. В России сейчас насчитывается около 10 заводов производителей. Для тех производителей подшипников, которые смогли пережить 90-е, появились новые проблемы, главной из которых является технологическое и техническое отставание от мировых лидеров и появление новых сильных конкурентов на внутреннем рынке в виде производителей из Китая.

Из рисунка 1 видно, как резко уменьшилось производства подшипников. За 20 лет производство подшипников упало с 800 до 49 млн штук.

Рисунок 1 - Производство подшипников качения в РФ (шш шт.) (Источник: Росстат)

Это резкое падение темпов производства обусловлено несколькими причинами. Это техническое и технологическое отставание от мировых лидеров и кадровые проблемы. Но эти проблемы относятся ко многим отраслям российской промышленности.

В современной России в большинстве своем эта подотрасль представлена станками, помещениями, оборудованием, произведенным еще в далекие советские 70-80 годы. 60% станков в подшипниковой промышленности были произведены в эти годы. За это время произошли прогрессивные изменения в модельном ряду шлифовального, термообрабатывающего, токарного оборудования, станков цеха фрезеровки, сборки, суперфинишной обработки. В частности, нужно отметить, что на предприятиях, на которых большинство оборудования оснащено системой программирования ЧПУ, эта система позволяет производить быструю наладку оборудования, оперативно вносить изменения и производить оперативное взаимодействие со всем технологическим процессом.

Произошло устаревание как оборудования, так и применяемых на заводах технологий. Так, например, процесс наладки для изготовления партии изделий на российском предприятии занимает в среднем 20% от общего времени, на аналогичных зарубежных производственных процессах процесс переналадки редко занимает около 2% от общего времени. Это обусловлено тем, что на всех зарубежных заводах для аналитической работы на станках применяют современную компьютерную технику, которая в вычислительных процессах дает меньшую погрешность, расходуя меньшее количество времени рабочего процесса, трудоемкость некоторых процессов с переходом на программное вычислительное обеспечение уменьшается в несколько раз, а на отечественных заводах эту же работу выполняют люди.

Средний срок службы основного оборудования подшипниковых заводов составляет от

20 до 50 лет, при этом средний возраст оборудования 34,7 года. Соответственно физически устаревшее оборудование является очень сложным в эксплуатации, большинство предприятий испытывают трудности в поддержании станков в работоспособном состоянии, так как запчасти для этого оборудования давно не производятся, приходится разбирать подобные станки или изготовлять ремкомплекты самостоятельно, что подчас становится очень трудоемким процессом. Ниже приведен рисунок 2, который наглядно демонстрирует средний возраст оборудования на подшипниковых заводах.

До 10 лет 03%

Св 50 лет 2£%-

40 -50 лет

282%

10-20 лет 12р%

20-30 лет 28 £%

Рисунок 2 - Возрастной состав станочного оборудования Щеточник: составлено автором)

Из рисунка 2 видно, что большинство оборудования находится более 30 лет в эксплуатации, лишь только малая часть оборудования на предприятиях отличается прогрессивной ценностью в сравнении с появившимися за это время аналогами.

Проанализировав показатели российских предприятий подшипниковой промышленности, можно сделать вывод, что в среднем производительность труда на них ниже в 1,5 раза, чем на аналогичных прогрессивных производствах. Доля оборудования со сроком службы до 10 лет составляет менее 1%. Практически все оборудование устарело физически, и только малая часть может выполнять свои задачи на достаточном уровне точности, а остальное оборудование нуждается в замене или модернизации.

Еще одной проблемой подшипниковой подотрасли является кадровая политика. Практически все компании отмечают нехватку высококвалифицированного рабочего персонала. Нехватка кадров - серьезная проблема, требующая для своего разрешения составления долгосрочной стратегии по обеспечению требующейся рабочей силой целого спектра основополагающей промышленности любого государства. Приток поступающих на экономические специальности, приходящийся на конец девяностых, потеря престижа инженерных специальностей создали неблагоприятные условия для дальнейшего развития тяжелой промышленности. Для того чтобы более детально представить ситуацию с рабочими на предприятиях подшипниковой отрасли, был проведен анализ возрастного состава рабочего персонала, результат которого представлен на рисунке 3.

Возростной состав рабочего персонала

37%

14%

26%

□ до 25 ■ 25-35 лет □ 35-45 лет □ 45-55 лет ■ 55 и более

Рисунок 3 - Возрастной состав рабочего персонала (Источник: составлено автором)

Основу рабочего персонала основного производства составляют специалисты с многолетним стажем (нададчики автоматов, токари-адтоматчики, шлифовщики и др.). Как можем видеть из диаграммы, на многих предприятиях средний возраст производственного персонала превышает 50 лет. Основные трудности - полное отсутствие на рынке труда специалистов подобной квалификации. Постепенное уменьшение доли молодого рабочего контингента характеризует неблаговидную перспективу при сложившейся тенденции. А если принимать во внимание последние исследования, по которым доля трудоспоспособного населения России с течением времени в долгосрочной перспективе будет снижаться до 2020 года, то исследуемую ситуацию по-другому, как критической, назвать нельзя.

Невысокая зарплата, отсутствие поддержки по месту жительства играют немаловажную роль при выборе места работы будущими специалистами. И если первое - это общее следствие положения, в котором оказались предприятия, то второе вполне может разрешиться грамотной политикой со стороны государства. Набор новых сотрудников осуществляется тяжело, хоть многие предприятия сотрудничают с местными учебными заведениями. И сами учебные заведения испытывают проблемы с набором, в частности, на специальности токаря, фрезеровщика, шлифовщика и т.д. Сами предприятия хотели бы финансировать подготовку потенциальных кадров, но, к сожалению, не имеют достаточного количества средств для подобных проектов.

Тем не менее, на сегодняшний день в России есть одна компания, которая может наравне бороться с иностранными конкурентами за отечественный рынок, - это Европейская подшипниковая корпорация (ЕПК). В состав ЕПК входят 6 заводов, выпускающие различную номенклатуру подшипников. Также у корпорации имеется собственный научно-исследовательский центр и центр исследований и разработок специальных подшипников.

Благодаря грамотному менеджменту компания смогла объединить в себе 6 заводов. В 2010г. ЕПК занимала 39,23 % доли на российском рынке. Продукция компании пользуется большой популярностью не только в России, но и за рубежом и успешно конкурирует с иностранными производителями. И благодаря этому у компании есть средства для обновления станочного парка, разработок новых видов подшипников. Но, к сожалению, ЕПК лишь исключение из правил.

Передовые предприятия, производящие автокомпоненты, опираются на современные, отработанные, получившие широкое распространение в промышленности технологии. Парк станочного оборудования включает в себя станки отечественных и зарубежных производителей. Все оборудование для основного производства оснащено ЧПУ, а линии окраски - роботами. Постоянно происходит модернизация оборудования. Средний возраст станков с ЧПУ составляет 5 лет, а средний возраст другого технологического оборудования основного производственного процесса составляет 15 лет.

Так же как и большинство российских отраслей, отрасль остро нуждается в молодых квалифицированных специалистах. На предприятиях наиболее востребованы операторы станков с ЧПУ, рабочие и специалисты ремонтных специальностей, квалифицированные конструкторы и технологи, мастера производственных подразделений. Средний возраст рабочих - 38 лет, а средний возраст ИТР - 42 года.

Предприятия электротехнической отрасли используют высокотехнологичное оборудование зарубежного и отечественного производства (3-х и 5-ти координатные обрабатывающие центры).

На предприятиях ведется техническое перевооружение, финансируемое за счет собственных средств и средств резервов. Средний возраст оборудования - 23,5 года.

В отрасли наблюдается дефицит молодых квалифицированных кадров (те^ологов, конструкторов, высококвалифицированных рабочих). Средний возраст рабочих составляет 46 лет.

Руководство и специалисты предприятий проходят курсы повышения квалификации, переподготовку в институтах повышения квалификации, участвуют в семинарах, обучаются новым методикам.

Предприятия ведут работы с рядом ВУЗов по привлечению молодежи.

В отрасли имеются сильные стороны:

• интеллектуальный капитал (научно-исследовательские и конструкторские разработки, человеческий капитал, организационный капитал);

• в сравнении с зарубежными фирмами Шнайдер-Электрик, Сименс, ABB, Дженирал-Электрик продукция предприятия имеет меньшую стоимость при сравнимых показателях качества.

Однако отрасль не обходится и без слабых сторон:

• дефицит молодых квалифицированных кадров (тетаологов, конструкторов, высококвалифицированных рабочих);

• полная зависимость от поставок комплектующих (стоматических выключателей, контакторов, реле и т.д.), производимых вышеуказанными зарубежными фирмами.

Доля прогрессивного оборудования - 22,23%, доля морально устаревшего оборудования - 42,7%, степень физического износа оборудования - больше 70 %.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы о непростой ситуации в подшипниковой подотрасли, а именно:

1. Отставание технического уровня продукции и производства, низкая производительность труда происходит в результате устаревания оборудования и применяемых технологий.

2. Неудовлетворенная потребность в персонале необходимой квалификации.

3. Существование серьезных кадровых проблем, имеющих системный характер, на большинстве предприятий отрасли, нуждающихся в разработке долгосрочных стратегий дальнейшего обеспечения их квалифицированными рабочими.

4. Доля отечественных предприятий на внутреннем рынке имеет стойкую тенденцию к уменьшению как в количественном, так и в денежном выражении.

Выводы

Для преодоления негативных тенденций можно предложить следующие меры:

• установка и применение современного гибко- и быстроналаживаемого токарного оборудования и режущего инструмента, оснащенного многогранными неперетачиваемыми пластинами;

• замена устаревших станков для шлифования и суперфинишного шлифования на новые, в том числе с ЧПУ;

• использование современного энергосберегающего оборудования для термообработки деталей подшипника;

• производство стандартных изделий выводить в другие регионы мира с меньшим уровнем издержек производства, учитывая также близость рынков сбыта изделий. Разработка новых конструкций изделий, технологий и оборудования, их сертификацию и подготовку специалистов поручить созданным научно-обр^овательным центрам в России.

• внедрение в общий образовательный процесс системы гибкого образования, обеспечивающего целевую подготовку специалиста для нужд реального производства и развивающего творческий потенциал будущего ученого путем его участия в НИР промышленности и НИОКР.

Литература

1. Проект концепции развития подшипниковой подотрасли Российской Федерации на период до 2020 г.

2. Годовой отчет "Европейской подшипниковой корпорации" за 2009 год.

3. Ильин С.Н., Осипов И.С., Волкова А.Я. Проблемы развития управленческого персонала на предприятиях машиностроения // Известия МГТУ «^^МИ» № 1 (13) - 2012

4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики www.gks.ru

5. http://www.minpromtorg.gov.ru

6. Дякин Б.Г., Аленина Е.Э., Тришкин А.Г. Проблемы технологической оснащенности подшипниковой подотрасли и пути их решения // Журнал «Автомобильная промышленность»,

№ 8, 2012

7. Аленина Е.Э., Пасхина А.В. Формирование элементов опережающей подготовки студентов высших учебных заведений на основе инновационного подхода // Известия МГТУ

«^МИ», № 2 (12) - 2011

Инструменты оценки степени сонаправленности векторов корпоративной философии и мотивационной установки работника

к.э.н. доц. Сорокина ГЛ., к.э.н. доц. Захаров А.В., Громова А А.

Университет машиностроения (495) 644-16-73 [email protected] Аннотация. В статье рассмотрены мотивационно - культурные составляющие человеческого капитала компании и корпоративная культура организации как результирующий вектор мотивационных установок персонала.

Ключевые слова: конкурентоспособность, корпоративная культура, мотивация.

Для обеспечения однозначности оценки влияния на конкурентоспособность факторов корпоративной культуры, мотивационных установок, человеческого капитала необходимо выделить следующие термины.

Мотивационно-культурная составляющая человеческого капитала компании -группа неосязаемых активов со стохастическими и каталитическими эффектами, характеризующая мотивацию работников к труду как часть общего человеческого капитала компании.

Базис мотивационного пространства - система координат, в которой строятся моти-вационные векторы. Базисные векторы ортогональны и единичны. Они определяются базовыми мотивами, которые были выявлены методом опроса с последующим объединением вариантов ответов в укрупненные группы. Группы проверялись на непересекаемость входящих в них мотивов, возможность построения в этих координатах векторов мотивационных установок и корпоративной философии.

т

Е = (11)

]= 1

где: Е - базис мотивационного пространства, т - количество базисных векторов, размерность мотивационного пространства. Причем Е - ортонормальный базис, то есть:

<е • Ш <12)

Монетарный мотив. Для работника это рациональный мотив, потребность в материальных благах и желание работать за деньги или иные ресурсы. Для организации - стремление к максимизации прибыли, финансовым результатам и т.п. То есть: е1 - единичный базисный вектор монетарного мотива.

Консервативный мотив. Для работника это стремление к стабильности, неизменности своего положения в обществе (стабильный социальный статус, потребительские привычки и т.п.). Для организации - устойчивость развития, стабильность результатов деятельности, долгосрочное выживание. То есть: е2 - единичный базисный вектор консервативного мотива.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мотив самоактуализации. Для работника это стремление к саморазвитию через карьерный рост, образование, получение опыта и знаний; стремление к социализации, поиску и выполнению собственной миссии, иррациональные и идеологические мотивы, связанные с развитием. Для организации - темпы роста, инновационность, адаптивность, стремление к переменам и развитию. Реализация эксплерентных и виолентных стратегий, создание «голубых океанов», атакующих маркетинговые стратегии. То есть: е3 - единичный базисный век-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.