РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Том 18 • Номер 4 • февраль 2017
ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship
издательство
Креативная экономика
Анализ состояния пищевой и перерабатывающей промышленности в субъектах северо-кавказского федерального округа
Дохолян С.В.1, Вартанова М.Л.2
1 Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Института социально-экономических исследований Дагестанского научного центра Российской академии наук, Махачкала, Россия
2 Московский психолого-социальный университет
АННОТАЦИЯ:_
К числу регионов с наиболее сложными для ведения аграрного производства относятся субъекты Северо-Кавказского федерального округа. Пищевая и перерабатывающая промышленность здесь является жизненно важной сферой, оказывающей прямое и глубокое влияние на экономику в целом. В перестраивании нуждается и организационная структура взаимодействия предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, основными формами которого может быть использование интеграционных форм типа кластерных, холдинговых и иных структур.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: агропромышленный комплекс, население, отрасль, пищевая промышленность, перерабатывающая промышленность, продовольственное обеспечение, продовольственный рынок, пищевые продукты, производство, регионы, сельское хозяйство, сельскохозяйственное производство, Северо-Кавказский федеральный округ, современное состояние, сырьевая база, эффективность.
Analysis of the food processing industry in the North caucasus Federal District
Dokholyan S.V.1, Vartanova M.L.2
1 Federal State Budgetary Institution of Science «Institute of Social and Economic Research» of the Dagestan Scientific Center, Makhachkala, Russia
2 Moscow psycho-social university
введение
Современное состояние агропродовольственной сферы показывает, что с каждым годом проблема продовольственного обеспечения населения продуктами питания становится важнейшей задачей. Решение вопроса «зависит не только от производственных возможностей и биоклиматических условий функционирования агропромышленного комплекса, но также и от состояния продовольственного рынка» [2] (УаНапоуа, 2016Ь).
Необходимо отметить, что регионализация процессов достижения и поддержания продовольственной безопасности предполагает «согла-
сование элементов торговой, а затем и элементов производственно-инвестиционной политики развития национальных продовольственных комплексов, вплоть до совместного определения квот производства основных видов продовольствия в странах, исходя из потребностей региона в целом, единых стандартов на продукты питания и сельскохозяйственного сырья для их производства, сближенных моделей потребления (физическая и экономическая доступность продовольствия, устойчивость и равномерность снабжения им населения, доля затрат на продовольствие в расходах домашних хозяйств, основные количественные и качественные параметры структуры потребления продовольствия)» [1] (УаНапоуа, 2016/).
В настоящее время «многократное сокращение инвестиций в сельское хозяйство привело к существенному сокращению технического парка, снижению качественных характеристик производства, достижений науки и передовой практики, что снижает конкурентоспособность сельхозпродукции на продовольственном и сырьевом рынках» [7] (Бокко1уап, УаНапоуа, 2016Ь). Более того, «возможности кардинального улучшения ситуации обусловлены необходимостью модернизации отрасли, ускоренного развития технико-технологических условий ведения производства» [7] (Покко1уап, УаНапоуа, 2016Ь).
Сейчас агропромышленный комплекс, включающий сельское хозяйство и пищевую промышленность, «является важнейшим сектором экономики Северо-Кавказского федерального округа» [2] (УаНапоуа, 2016Ь).
ABSTRACT:_
Subjects of the North Caucasus Federal district are among the regions where agriculture production is the most difficult. Food processing industry is a vital sector that has a direct and profound impact on the economy as a whole. The organizational structure of interaction of food processing industry enterprises needs reorganization. The main form of the reorganization may be the use of such integration forms as clusters, holding and other structures.
KEYWORDS: agroindustrial complex, population, industry, food processing industry, food security, food market, food products, production, regions, agriculture, agricultural production, North-Caucasian Federal district, current state, resource base, efficiency.
Received: 22.01.2017 / Published: 28.02.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Vartanova M.L. ([email protected])
CITATION:_
Dokholyan S.V., Vartanova M.L. (2017) Analiz sostoyaniya pischevoy i pererabatyvayuschey promyshlennosti v subektakh Severo-Kavkazskogo federalnogo okruga [Analysis of the food processing industry in the North Caucasus Federal District]. Rossiyskoe predprinimatelstvo, 18(4), 483-500. doi: 10.18334/rp.18.4.37536
современное состояние пищевой и перерабатывающей промышленности в северо-кавказском федеральном округе (скФо)
Пищевая и перерабатывающая промышленность выступают важнейшими звеньями агропромышленного комплекса и играют важную роль в решении вопросов по обеспечению населения продуктами питания в ассортименте и объеме, достаточном для формирования правильного и сбалансированного рациона питания. Кроме того, эти отрасли также принимают активное участие в обеспечении продовольственной безопасности страны, которая, в свою очередь, входит в национальную безопасность как ее составная часть. Особенность этих отраслей заключается в том, что они создают реальные возможности по увеличению продовольственных ресурсов.
Пищевая и перерабатывающая отрасли занимаются производством широкого ассортимента пищевых продуктов. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности выделяет десять групп пищевых производств, включая напитки и табак.
Отличие этих отраслей от других заключается в том, что производство продукции носит массовый характер, отличается разнообразием, неравномерно используются производственные мощности, сезонность некоторых производств, ограниченность сроков хранения сырья и готовой продукции; высокие требования к качеству продуктов, их ассортименту; зависимость качества от характеристик сырья и т. д.
Пищевая и перерабатывающая промышленности характеризуются выраженной региональной спецификой, которая возникает в результате того, что в данном регионе производятся пищевые продукты, которых нет в других регионах, имеет место разнообразие природно-климатических условий, тесная привязка производства продуктов питания к численности населения региона, к существующей сырьевой базе.
Разнообразие и неоднородность территориального пространства регионов РФ вызывает необходимость исследования факторов, влияющих на развитие этих отраслей, специфику их размещения в регионах с учетом организации эффективного функционирования продовольственного рынка.
Понятно, что развитие предприятий по производству пищевых продуктов зависит от нематериальных и материальных факторов, за счет которых организовывается функционирование производственно-технологических процессов. К таким факторам
ОБ АВТОРАХ:_
Дохолян Сергей Владимирович, доктор экономических наук, профессор, директор
Вартанова Марина Львовна, кандидат экономических наук, доцент, профессор Российской Академии
Естествознания; начальник отдела аспирантуры (11marina110mai1.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Дохолян С.В., Вартанова М.Л. Анализ состояния пищевой и перерабатывающей промышленности в субъектах Северо-Кавказского федерального округа // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 4. - С. 483-500. Сог 10.18334/гр.18.4.37536
относятся наличие современных основных фондов, производственных мощностей, соответствующие объемы оборотных средств, объемы инвестиций, уровень квалификации кадров, стабильность работы поставщиков и прочие.
Наличие этих условий и факторов отражает внутреннее состояние и внутренний потенциал, которые могут обеспечить развитие пищевой и перерабатывающей промышленности в отдельно взятом регионе.
Состояние производства и потребления продовольственной продукции в мире показывает, что оно имеет тенденцию роста, а в перспективе будет происходить дальнейшее его увеличение. Так, по оценке ООН, к 2030 году надобность в продуктах питания в мире возрастет на 50%. С большой долей вероятности можно утверждать, что такой же тренд будет иметь место и в России. В связи с этим необходимы кардинальные меры по обеспечению стабильного функционирования предприятий пищевой промышленности, их модернизации и обновлению.
Анализ состояния пищевой и перерабатывающей промышленности в северо-кавказском федеральном округе
В настоящее время в пищевой и перерабатывающей промышленности России насчитывается более тридцати подотраслей, в состав которых входит около 60 тыс. предприятий. Если сопоставить их с дореформенным периодом, то их число увеличилось почти в десять раз. Увеличение числа субъектов в отрасли произошло за счет разукрупнения специализированных заводов и комбинатов, а также в результате строительства новых, частных предприятий того же профиля. Что же касается производственной части, то за годы реформ ситуация в пищевой промышленности отмечается тем, что в отрасли происходило уменьшение объема выпуска основных продуктов питания, сокращение их ассортимента, отмечался износ основных средств, предбанкротное состояние большинства хозяйствующих субъектов, слабая приспособляемость к рыночным условиям. Но в настоящее время, после кризиса 2008-2009 гг., в пищевой и перерабатывающей отрасли наблюдается оживление и подъем в производстве продукции.
Особо важное значение пищевая и перерабатывающая промышленность имеет для субъектов Северо-Кавказского федерального округа. Здесь она является жизненно важной сферой, оказывающей прямое и глубокое влияние на экономику в целом.
Мелиоративный комплекс Северо-Кавказского федерального округа нуждается в реконструкции. Физическая площадь оросительных систем, требующих реконструкции, составляет от 31 до 83%. Развитие агропромышленного комплекса является приоритетным направлением для всех субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа [2] (Vartanova, 2016b).
Следует отметить, что особенностью сельского хозяйства в субъектах СКФО является и то, что «оно сосредоточено в личных подсобных хозяйствах населения, доля которых составляет от 68 до 80%. Преобладание мелкотоварности сказывается на
балансе ввоза-вывоза продукции, вывозится сельскохозяйственная продукция низкого передела и ввозится продукция глубокой степени переработки» [2] (Vartanova, 2016Ь). Так, в СКФО имеется 62 племенных завода,189 племенных хозяйств, 117 племенных репродукторов и 10 генофондных хозяйств, развиваются все отрасли животноводства. Тем не менее «отмеченные недостатки не означают, что агропромышленный комплекс Северо-Кавказского федерального округа не обладает определенным потенциалом» [2] (Vartanova, 2016Ь).
Реализация этого потенциала может быть связана с наличием большого межрегионального рынка, с возможностями импортозамещения мяса, молока и других продуктов, которые поступают на продовольственный рынок Российской Федерации, в том числе и в округ [12] (Yunusova, Dokholyan, Ibaev, Iskhakov, 2010).
Такое положение говорит о том, что в округе пищевая и перерабатывающая промышленность развиваются низкими темпами. В тоже время в округе имеется достаточно серьезная база для развития источников сырья, в частности животноводство. Следует отметить, что «анализ текущего состояния отрасли и прогноз перспектив развития является отправной точкой при разработке экономической политики ее реформирования. В этой связи применение методик традиционного финансово-экономического анализа для характеристики целого сектора становится затруднительным, поскольку они используются преимущественно к предприятиям» [8] (Dokholyan, 2008).
При проведении анализа необходимо учитывать «особенность продовольственного рынка Северо-Кавказского федерального округа, которая заключается в том, что он представляет собой фрактально-иерархическую структуру, состоящую из системы продовольственных рынков субъектов округа, которые взаимосвязаны между собой межрегиональным обменом» [9] (Dokholyan, Vartanova, 2016a).
В настоящее время пищевая и перерабатывающая промышленность СКФО представлена предприятиями различных организационно-правовых форм, численность которых составляет около двух тысяч единиц. Один Ставропольский край представлен 16 молочными заводами, 13 мясоперерабатывающими, 7 консервными, 16 хлебозаводами, 3 спиртзаводами, 7 предприятиями по производству пиво-безалкогольных напитков, одним сахарным, более чем 30 предприятиями по розливу минеральной воды, 4 маслоэкстракционными заводами и предприятием по производству крахмала и патоки.
Производством вина, виноградных виноматериалов, коньяка, ликероводочных изделий занимаются предприятия в количестве 42 единиц. Количество малых предприятий составляет около 1300 единиц, они занимаются переработкой мяса, овощей, фруктов и зерна, а также выпуском хлебобулочных, кондитерских, макаронных изделий и растительного масла. Сейчас пищевая и перерабатывающая промышленность осуществляет 38 видов экономической деятельности.
Вклад субъектов СКФО в формирование продовольственных ресурсов различен. В частности, доля Республики Дагестан, если судить по объему отгруженной про-
дукции собственного производства, составляет 17,9%, доля Карачаево-Черкесской Республики - 7,3%, доля Кабардино-Балкарской Республики - 13,6%. В этих субъектах пищевая и перерабатывающая промышленности обеспечивают более 50% пищевых продуктов регионального продовольственного рынка, являются центральными звеньями в структуре экономики этих республик.
Главный приоритет предприятий и организаций пищевой и перерабатывающей промышленностей СКФО состоит в обеспечении населения округа качественной и безопасной продукцией. Эту задачу отрасль должна решить за счет использования местного сырья и продовольственных ресурсов.
В данном контексте нужно отметить, что отрасль развивается неоднозначно, хотя за последнее время наблюдаются увеличение объемов производства продукции и повышение инвестиций в основной капитал, рост оборота по организациям и уровня рентабельности.
По сравнению с предыдущим периодом индекс промышленного производства пищевых продуктов возрос и составил 106,3%, а с учетом малых предприятий и индивидуальных предпринимателей - 112,3%. В период же с 2006 по 2013 годы в целом по округу наблюдалась положительная динамика производства продуктов питания в стоимостном измерении, однако удельный вес отрасли в общей структуре обрабатывающих производств региона имел тенденцию к сокращению.
Характерно, что по группе производимых в округе продуктов первой необходимости, включенных в потребительскую корзину, объемы выпуска в период 2006-2013 гг. росли лишь по мясу, мясопродуктам и цельномолочной продукции, далее по остальным продуктам они снижались.
Данная ситуация не только не соответствует задаче удовлетворения потребностей населения округа в качественной продукции местного производства, но и отрицательно сказывается на формировании продовольственного обеспечения региона.
С другой стороны, отрасль характеризуется тем, что большинство существующих предприятий, хотя и имеют достаточный потенциал, однако его используют недостаточно эффективно. Наиболее вескими причинами являются следующие: невысокая степень использования инновационных технологий, предприятия работают автономно, не входят или сами не организовывают интегрированные формирования.
В результате население округа и другие регионы лишаются больших объемов потребительских товаров, остаются незадействованными мощности многих предприятий, не создаются новые рабочие места. Как обстоят дела в производстве важнейших видов продуктов питания в СКФО, можно судить по таблице 1.
Как показывает таблица 1, согласно представленным статистическим данным [15], в 2013 году по производству мяса и мясопродуктов произошло увеличение его объемов по сравнению с 2012 годом, такая же картина наблюдается и по цельномолочной продукции. Что касается выпуска масла растительного и сырных продуктов, то, наоборот, имело место уменьшение их производства.
Таблица 1
Производство основных видов пищевых продуктов в субъектах СКФО, тыс. тонн
продукция 2009 2010 2011 2012 2013 2012 к 2011,% 2013 к 2012 , %
Мясо и мясопродукты 109,6 139,1 126,1 196 226 155,4 115,3
Масло растительное 72,2 44,9 65,0 67,1 36,3 103,2 54,0
Цельномолочной продукции (в пересчете на молоко) 242 271 226,5 327 369 144,3 112,8
Масло сливочное 20,2 14,7 10,4 9,2 -О 8 88,4 106,5
Хлеб и хлебобулочные изделия 413 412 413,1 415 430 100,4 103,6
Сыры и продукты сырные 7,7 7,7 8,6 9,7 9,4 112,7 96,9
Безалкогольные напитки, млн дкл. 23,9 28,5 27,9 28,3 29,1 101,4 102,8
Минеральные воды, млн полулитров 1500,8 1858,5 1943,7 1988,9 2135 102,3 107,3
Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели: Статистический сборник. - М.: Росстат, 2013. - С. 479, 480, 481.
Кроме обозначенных в таблице 1 основных продуктов питания увеличилось также производство макаронных изделий, крупы и сахара. Последнее связано с увеличением площадей возделывания сахарной свеклы, особенно в Ставропольском крае и Карачаево-Черкесской Республике, и ростом урожайности данной культуры.
Если соотносить производство основных продуктов питания в округе с нормативом потребления, то они не обеспечивают необходимого уровня. Так, по мясу и мясопродуктам уровень потребления на душу населения составляет 23,5 кг; маслу растительному - 3,7; цельномолочным продуктам - 38,4; хлебу и хлебобулочным изделиям - 44,8 кг.
Главными причинами негативной ситуации, сложившейся в отрасли, являются уменьшение численности поголовья крупного рогатого скота, низкий уровень платежеспособного спроса населения, недостаток капитальных вложений в отрасль, рост цен на электроэнергию, газ, ГСМ и т. д. Изъяны, которые имеют место в функционировании отрасли, оказывают резко отрицательное влияние на формирование продовольственного рынка в регионах и в округе в целом.
Возможности для развития производства продуктов питания в округе формируются под действием различных факторов. Немаловажное значение имеют также материально-техническая база, производительность и результативность деятельности предприятий и производств отрасли.
В число факторов, определяющих дальнейшее развитие отрасли, входят состояние производственных мощностей и применяемых технологий, степень износа, моральное и физическое состояние основных производственных фондов, воз-
можности российского продовольственного машиностроения производить современную и недорогую технику, увеличение удельного веса инвестиций в пищевое производство в общей структуре инвестиций.
Проведенное исследование показывает, что стабильное функционирование продовольственного рынка по многим параметрам определяется тем, в каком состоянии находится пищевая и перерабатывающая промышленность, которая, в свою очередь, зависит от технического уровня производственных фондов, входящих в отрасль предприятий.
Современное состояние пищевой и перерабатывающей промышленности в РФ показывает, что ее техническая структура находится на низком уровне и отстает от тех требований, которые необходимы для выпуска безопасной и конкурентоспособной продукции.
Количество предприятий, соответствующих мировому уровню, по РФ составляет не более 15%, а по СКФО - еще ниже. Удельный вес устаревшей техники, требующей безотлагательной замены, здесь достигает 35-45%. Об уровне использования производственных мощностей в субъектах СКФО можно судить по таблице 2.
Как показывает таблица 2, «среднегодовые мощности по пищевой и перерабатывающей промышленности СКФО используются крайне неэффективно» [15]. Так, в производстве хлебобулочных изделий использование производственных мощностей составляет 24,1%, кондитерских изделий - только 15,6%, макаронных изделий - 46,4%, масла растительного - 23,8%.
Если же рассмотреть использование производственных мощностей по переработке и выпуску продукции животноводческого происхождения, то по производству мясопродуктов оно составляет 27,3%, цельномолочной продукции - 49,6%, маслу животному - 65,1%, сырам жирным - 41,7%, колбасным и мясным консервам - 37,2 и 54,1% соответственно. Приведенные данные являются средними по СКФО, естественно что они различаются по субъектам. Об этом будет изложено чуть ниже. Но здесь хочется обратить внимание на низкий уровень использования техники и оборудования и показать, какой потенциал остается невостребованным, какое количество рабочих мест остается незадействованным.
Анализ использования производственных мощностей по субъектам СКФО показывает, что в Республике Дагестан наиболее эффективно и в большей степени используют мощности по розливу безалкогольных напитков и минеральной воды, которые составляют 94,1 и 83,2%, низкий уровень использования по кондитерским и колбасным изделиям - 2,2 и 7,6%.
В Кабардино-Балкарской Республике более загружено работают предприятия, которые участвуют в производстве плодоовощных консервов - 82,4%, розливе минеральной воды - 86,1%. Здесь низок уровень использования оборудования по производству кондитерских изделий - 1,8%.
В Карачаево-Черкесской Республике отмечается высокая результативность мясоперерабатывающего подкомплекса, где уровень использования мощностей по выпуску
Таблица 2
уровень использования производственных мощностей в субъектах скФо, %
показатели 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Хлеб и хлебобулочные изделия 24,3 24,2 21,7 22,3 21,2 22,3 24,1
Кондитерские изделия 45,2 19,4 20,7 14,5 16,4 15,3 15,6
Макаронные изделия 28,5 30,5 44,0 36,2 47,5 45,2 46,4
Масло растительное 15,6 11,8 13,2 25,5 26,2 27,2 23,8
Безалкогольные напитки 46,8 51,2 41,6 44,5 47,3 47,9 49,2
Воды минеральные 43,9 48,9 49,9 54,2 55,3 56,8 57,6
Масло животное 50,6 59,8 41,8 54,3 65,2 64,2 65,1
Цельномолочная продукция(в пересчете на молоко) 33,6 47,4 55,2 53,2 43,5 48,3 49,6
Сыры жирные 33,5 36,3 43,3 53,5 45,3 51,2 41,7
Мясо и субпродукты пищевые убойных животных 23,8 26,5 35,5 31,3 24,4 25,6 27,3
Изделия колбасные 43,9 39,6 35,8 41,2 35,9 36,6 37,2
Консервы мясные 80,7 69,2 49,4 43,2 52,6 53,8 54,1
Консервы плодоовощные 21,4 17,5 40,5 27,2 39,3 41,3 42,8
Источник: Статистический сборник по регионам СКФО, 2014.
консервов мясных составляет 80,1%, цельномолочной продукции - 69,9%, выработке сахарного песка - 60,2%.
В Республике Северная Осетия - Алания отмечается высокая степень использования мощностей по производству колбасных изделий и масла животного - 62,5% и 97,4%, муки - 65,5%, но низкая степень по кондитерским изделиям и цельномолочной продукции - 15,9% и 9,4% соответственно.
В целом по субъектам округа наблюдается низкое использование производственных мощностей, причиной которого является несколько обстоятельств, но нужно остановиться на трех моментах. Во-первых, несоответствие объемов производства сырья производственным мощностям; во-вторых, каждое предприятие - производитель сырья строит свою перерабатывающую базу, когда было бы выгоднее объединиться с другими предприятиями и построить общий цех или завод или можно было бы скооперироваться с перерабатывающим предприятием.
В результате происходит распыление финансовых средств, что неэффективно с народнохозяйственной точки зрения. В-третьих, потенциальные возможности сельскохозяйственного производства в регионах показывают, что здесь выращивается высокий урожай, но собирается достаточно мало, по существу, теряется 15-20% урожая, а если сюда добавить потери в хозяйствах населения и крестьян-
ских (фермерских) хозяйствах, то приходим к тому положению, которое имеет место.
Кроме того, слабым звеном является отсутствие организованной системы закупки сырья, недостаток качественных семенных материалов, малый охват хозяйств населения и крестьянских (фермерских) хозяйств, принимающих участие в наполнении рынка продовольственными товарами. Эти проблемы связаны с действующим или бездействующим хозяйственным механизмом.
Необходимо отметить, что «сравнительный анализ производства основных сельскохозяйственных продуктов в последние годы, характеризующих импортозамеще-ние в России, позволяет сделать вывод, что по большинству показателей самообеспеченности сельскохозяйственными продуктами республики имеют низкие значения, то есть не обеспечивают себя продуктами питания и не только количественно, но и качественно» [7] (Dokholyan, Vartanova, 2016Ь).
Общие недостатки, которые имеют место в функционировании отрасли в округе, состоят в разрозненности деятельности субъектов, отсутствии интеграции того потенциала, которым обладает каждый регион. На наш взгляд, эти и другие проблемы возможно решить в рамках пространственной организации. Следует отметить, что многие проблемы, которые мешают развитию отрасли, носят макроэкономический характер. В частности, к ним относятся тарифы на энергоносители, которые растут высокими темпами, не отстают от них и коммунальные услуги.
Большое негативное влияние оказывает неразвитость рыночной инфраструктуры и потеря сырьевых зон перерабатывающими предприятиями, что приводит к неполной загрузке производственных мощностей, повышению издержек по всей цепи производственного процесса.
Свою отрицательную лепту вносит мелкотоварность сельскохозяйственного производства, которая приводит к потерям возможностей комплексной промышленной переработки, удорожанию сырья, снижению конкурентоспособности хозяйствующих субъектов.
Неблагоприятная ситуация в отрасли усугубляется высоким уровнем морального и физического износа основных средств предприятий, низким уровнем использования производственных мощностей. Такое положение приводит к ухудшению важнейших технико-экономических показателей хозяйственной деятельности предприятий.
Государство не оказывает никакой помощи предприятиям отрасли, оно прекратило выделение государственных капиталовложений, что сразу же сказалось на воспроизводстве основных фондов предприятий, естественно в сторону их ухудшения.
Сложившееся положение нельзя считать безвыходным, но перерабатывающие предприятия по-прежнему теряют свои сырьевые зоны, загружать свои производственные мощности они могут только с использованием импортных закупок, конкурировать с производителями импортной продукции. Все это приводит к снижению экономической эффективности субъектов отрасли.
Относительно конкуренции с импортным продовольствием нужно отметить, что многие вопросы связаны не с высокими вкусовыми качествами российских продуктов или их дороговизной, а с тем, что ассортиментный ряд предлагаемых потребителям продуктов питания является коротким.
Основной перевес зарубежной продукции реализовывается за счет современной технологии и технических возможностей, которыми располагают импортеры, и их отсутствием в нашей отрасли. В частности, из-за того, что предприятия отрасли не имеют технических возможностей, не выпускается большое количество ассортимента пищевых продуктов, которые имеются на рынках других стран, хотя потенциальные возможности имеются.
Это говорит о том, что округ имеет возможности по импортозамещению, чем необходимо использовать. Но для этого нужно привлечь инвестиции, используя все возможные источники. Рассмотрим состояние деятельности предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности в СКФО.
Как показывает таблица 3, число действующих предприятий в округе в 2013 году относительно 2012 года уменьшилось на 160 единиц. Уменьшение общего количества предприятий в округе связано со слияниями, поглощениями и банкротствами отдельных предприятий.
Процессы объединения и интеграции в большей степени наблюдаются в Республике Дагестан и Ставропольском крае. В тоже время происходит увеличение числа предприятий в Чеченской Республике, где происходит быстрое возрождение агропромышленного комплекса.
Наибольшее уменьшение количества действующих предприятий происходит в Республике Северная Осетия - Алания и Карачаево-Черкесской Республике, что связано с банкротством предприятий.
Для интенсификации деятельности предприятий отрасли следует перейти на политику их модернизации и реконструкции на основе использования современной техники и новейших технологий посредством обновления основного капитала. В организационном плане желательно добиться рационального сочетания крупных, средних и малых предприятий, эффективной координации их совместной деятельности.
Как известно, особенностью рынка является то, что он не допускает бесприбыльной деятельности. Этим можно объяснить резкое уменьшение количества предприятий в отрасли во время кризиса. Предприятия, которые остались и осуществляют свою деятельность, судя по таблице 3, имеют определенную прибыль, которая позволяет им еще оставаться на рынке. Но они в основном имеют низкую рентабельность.
Исследование показывает, что в сельскохозяйственном производстве СевероКавказского федерального округа доминирует мелкотоварное производство, которое наращивает производство определенных видов продукции, особенно животноводческой.
Однако, не отрицая значение малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве, хотим подчеркнуть, крупнотоварное производство является предпочтительным по
Таблица 3
Основные показатели работы предприятий пищевой и перерабатывающей
промышленности в СКФО
показатель 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2012 к 2011,% 2013 к 2012%
Число действующих предприятий (на конец года), единиц 2543 2464 2022 2231 2504 2561 2401 102,2 93,8
Объем отгруженных товаров собственного производства, млн рублей 51036,1 63616,8 70143,7 78042,7 93925,9 104259,2 102869,9 111,0 98,7
Индекс производства в процентах к предыдущему году 110,8 129,0 124,4 105,6 105,5 106,1 103,1 +0,6 -3,0
Среднегодовая численность работников организаций, тыс. человек 50,9 49,0 46,4 46,8 79,0 82,0 82,9 103,8 101,1
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), млн рублей 13627,3 13647,6 3179,5 6864,0 3124,8 5468,3 4958,4 174,9 90,7
Рентабельность проданных товаров, продук-ции,% 16,6 16,2 11,7 12,6 11,5 11,9 11,1 +0,4 -0,8
Источник: Статистический сборник по регионам СКФО, 2014.
некоторым параметрам. Во-первых, они более устойчивы к неблагоприятным воздействиям внешней среды; во-вторых, производят продукцию с более низкими издержками и большего объема на единицу затрат, могут освоить крупные инвестиции и механизировать производственные процессы.
На наш взгляд, перерабатывающим предприятиям предпочтительнее устанавливать контакты с крупными предприятиями как источниками сырья, у которых с мень-
шими издержками можно получить необходимый ассортимент сырьевого материала, и которые в большей степени могут загрузить производственные мощности. Тем не менее следует отметить, что Северо-Кавказский федеральный округ имеет «хорошую возможность для укрепления экономики страны посредством организации транзитного пропуска через свою территорию международных транспортных потоков, а также активизации других традиционных форм внешнеэкономической деятельности» [7] (Покко1уап, УаНапоуа, 2016Ь), а проблему продовольственной безопасности необходимо решать только «путем сочетания рыночного саморегулирования с государственным воздействием на развитие рынка продовольствия и государственной поддержкой аграрного сектора экономики» [7] (Покко1уап, УаНапоуа, 2016Ь). Так, по мнению С. В. Дохоляна, «проведение эффективной производственной политики, основанной на грамотном прогнозировании, и формирование региональной стратегии позволит сохранить и укрепить субъектную независимость региона, контролировать материально-финансовые потоки, а также даст толчок к долгосрочному экономическому росту» [8] (Покко1уап, 2008).
В результате можно добиться повышения производительности труда, снижения трансакционных издержек и себестоимости продукции, изыскания дополнительных источников удовлетворения потребностей в продуктах питания населения, производство конкурентоспособной продукции.
Следует отметить, валовый региональный продукт (ВРП) является важнейшим индикатором состояния экономики региона. В СКФО валовый региональный продукт вырос по сравнению с 2014 годом по предварительным оценкам органов исполнительной власти субъектов РФ, входящих в состав СКФО, с 1523,8 млрд руб. до 1661,9 млрд руб., коэффициент роста без учета инфляции - 109,06%. При этом валовый региональный продукт на душу населения в СКФО значительно меньше, чем в среднем по РФ: в 2013 году в среднем по СКФО на 1 человека приходилось 142,1 тыс. чел. в год, тогда как в среднем по РФ - 376,4 тыс. чел. в год (табл. 4).
Вместе с тем система целей, задач и мероприятий госпрограммы «Развитие СевероКавказского федерального округа» на период до 2025 года (далее - государственная программа) не являлась сбалансированной и не обеспечивала взаимосвязь с планируемыми к 2025 году результатами ее реализации.
В целях сокращения уровня межрегиональной дифференциации финансирования за счет средств федерального бюджета по отраслевому принципу возникла необходимость изменить структуру госпрограммы, предусмотрев разработку подпрограмм социально-экономического развития по административно-территориальному принципу, а именно: по семи субъектам Российской Федерации, входящим в состав СевероКавказского федерального округа.
Учитывая изложенное, а также в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2015 г. № ДМ-П16-62пр, протокола заседания Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития
Таблица 4
Валовой региональный продукт (ВРП) по субъектам Российской Федерации
в 2010-2015 гг., млрд руб.
2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.* 2015 г.*
Валовый внутренний продукт Российской Федерации 46 308,5 55 967,2 62 176,5 66 190,1 77893,1* 80412,5*
ВРП по субъектам Российской 37 687,8 45 392,3 49 926,1 54 013,6 н/д н/д
Федерации
Северо-Кавказский федераль- 891,8 1 066,31 209,0 1 359,3 1523,8 1661,9
ный округ
Республика Дагестан 274,4 26,9 37,4 45,2 52,4 52,4
Республика Ингушетия 19,9
Кабардино-Балкарская Республика 77,1 90,6 106,7 113,2 123,5 143,4
Карачаево-Черкесская Республика 43,7 49,3 58,7 62,7 67,6 69,6
Республика Северная Осетия -Алания 75,3 85,9 97,4 112,1 125,7 135,3
Чеченская Республика 70,7 86,6 102,3 118,2 136,3 143,4
Ставропольский край 330,8 396,8 431,8 478,4 535,0 574,3
Источник: Статистический сборник по регионам СКФО, 2015. Доклад о реализации государственной программы РФ «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года в январе-декабря 2015 года, Департамент территориального развития, г. Ессентуки, 2016.
Северо-Кавказского федерального округа от 29 июля 2015 г. № 1 Минкавказ России разработал проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие СевероКавказского федерального округа» на период до 2025 года», учитывая новую структуру госпрограммы, в том числе выделение подпрограмм по социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, пропорциональное распределение средств федерального бюджета между субъектами Северо-Кавказского федерального округа.
Основными приоритетными направлениями госпрограммы с 2017 года будет являться реализация эффективных проектов реального сектора экономики в промышленности, агропромышленном комплексе, транспорте и логистике, а также развитие туристического кластера.
Принятие подпрограмм позволит увеличить инвестиционный поток, увеличить поддержку промышленности и агропромышленного комплекса, создать новые высокопроизводительные рабочие места, улучшить социально-экономическое положение в субъектах Северо-Кавказского федерального округа и создать мультипликативный эффект развития смежных секторов экономики на Юге России.
заключение
На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что пищевая и перерабатывающая промышленность округа имеет потенциальные возможности для своего развития, может ускорить темпы роста производства продуктов питания, реализовать свои конкурентные преимущества, улучшить качество и ассортимент продовольственного набора, освоить новые методы управления и внедрить инновационные технологии. Эти меры позволяют не только завоевывать симпатии отечественного потребителя, но и увеличивать объемы экспорта по отдельным позициям.
Подводя итоги социально-экономических преобразований в республиках СКФО за последние десять лет, а также анализируя результаты реализации национального проекта по развитию АПК, приходится констатировать, что «сегодняшнее сельскохозяйственное производство в республиках малоэффективно, непродуктивно и экономически невыгодно для большинства производителей сельскохозяйственной продукции, с очень трудными условиями труда и низкой заработной платой» [1] (Vartanova, 2016'/).
Таким образом, проведенное нами исследование показывает, что «стабильное функционирование продовольственного рынка по многим параметрам определяется тем, в каком состоянии находится пищевая и перерабатывающая промышленность, которая, в свою очередь, зависит от технического уровня производственных фондов, входящих в отрасль предприятий» [7] (Dokholyan, Vartanova, 2016Ь).
В перестраивании нуждается и организационная структура взаимодействия предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, основными формами которого может быть использование интеграционных форм типа кластерных, холдинговых и иных структур. Через подобные формы возможно реализовать тот потенциал, которым обладает перерабатывающая отрасль Северо-Кавказского федерального округа, и сформировать эффективно действующий продовольственный рынок.
ИСТОЧНИКИ:
1. Вартанова М.Л. Продовольственная безопасность страны и пути выхода из мирово-
го продовольственного кризиса: Монография. - М.: Библио-Глобус, 2016. - 220 с.
2. Вартанова М.Л. Оценка современного состояния производства сельскохозяйственной продукции в субъектах Северо-Кавказского федерального округа // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2016. - № 6. - С. 26-39.
3. Вартанова М.Л. Механизм взаимодействия и взаимозависимость приоритетов про-
довольственного обеспечения и стратегий развития агропромышленного комплекса // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2016. - № 9.
4. Вартанова М.Л. Системный подход и основные экономические модели в обес-
печении продовольственной безопасности регионов Российской Федерации // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2016. - № 10.
5. Вартанова М.Л. Теоретические основы формирования агропродовольственного
рынка региона // Российское предпринимательство. - 2016. - Т. 17. - № 24. - C. 3487-3504. - doi: 10.18334/rp.17.24.37215.
6. Вартанова М.Л. Система показателей по оценке доступности и достаточности про-
довольственного обеспечения населения региона // Евразийский союз ученых. -2016. - № 30-4. - C. 46-49.
7. Дохолян С.В., Вартанова М.Л. Перспективы развития сельского хозяйства в субъек-
тах Северо-Кавказского федерального округа // Российское предпринимательство.
- 2016. - Т. 17. - № 22. - C. 3107-3128. - doi: 10.18334/rp.17.22.36986.
8. Дохолян С.В. Повышение конкурентоспособности экономики региона на осно-
ве новых подходов к формированию отраслевой структуры промышленности // Российское предпринимательство. - 2008. - № 8-2. - C. 130-134.
9. Дохолян С.В., Вартанова М.Л. Обеспечение эффективности функционирования
продовольственного рынка региона в условиях конкурентной среды // Российское предпринимательство. - 2016. - Т. 17. - № 17. - C. 2153-2078. - doi: 10.18334/ rp.17.17.36538.
10. Ибрагимов М.-Т.А., Дохолян С.В. Методические подходы к оценке состояния продовольственной безопасности региона // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2010. - № 4. - C. 172-193.
11. Дохолян С.В., Фарманов Р.Ф. Рациональное использование производственных ресурсов на предприятиях АПК: Монография. - Махачкала: ИД «Наука плюс», 2011.
- 168 с.
12. Юнусова П.С., Дохолян С.В., Ибаев Р.К., Исхаков Ф.Р. Продовольственный рынок региона: теория и практика: Монография. - Махачкала: ИД «Наука плюс», 2010. -252 с.
13. Липина С.А. Стратегические приоритеты социально-экономического развития республик Северного Кавказа: пути и методы их достижения: Монография. - М.: URSS, 2010. - 347 с.
14. Регионы России. Социально-экономическое положение Северо-Кавказского федерального округа. - М.: Росстат, 2013.
15. Регионы России. Социально-экономическое положение Северо-Кавказского федерального округа. - М.: Росстат, 2014.
16. Регионы России. Социально-экономическое положение Северо-Кавказского федерального округа. - М.: Росстат, 2015.
17. Сигова С.В., Гуртов В.А. Типология субъектов федерации на основе анализа бюджетных доходов и расходов // Финансы. - 2007. - № 10. - C. 13-16.
REFERENCES:
Dokholyan S.V. (2008). Povyshenie konkurentosposobnosti ekonomiki regiona na osnove novyh podkhodov k formirovaniyu otraslevoy struktury promyshlennosti [Improving the competitiveness of the economy of the region on the base of new approaches to the formation of sectoral structure of industry]. Rossiyskoe predprinimatelstvo, 8-2, 130-134. (in Russian).
Dokholyan S.V., Farmanov R.F. (2011). Ratsionalnoe ispolzovanie proizvodstvennyh resursov na predpriyatiyakh APK [Efficient use of productive resources in agribusiness enterprises]. Makhachkala: Nauka plyus. (in Russian).
Dokholyan S.V., Vartanova M.L. (2016a). Obespechenie effektivnosti funktsionirovaniya prodovolstvennogo rynka regiona v usloviyakh konkurentnoy sredy [Ensuring of an efficient functioning of the food market in the conditions of a competitive environment]. Rossiyskoe predprinimatelstvo, 17(17), 2153-2078. (in Russian). doi: 10.18334/rp.17.17.36538.
Dokholyan S.V., Vartanova M.L. (2016b). Perspektivy razvitiya selskogo khozyaystva v subektakh Severo-Kavkazskogo federalnogo okruga [Prospects of agriculture development in federal subjects of North Caucasian Federal District]. Rossiyskoe predprinimatelstvo, 17(22), 3107-3128. (in Russian). doi: 10.18334/rp.17.22.36986.
Ibragimov M.-T.A., Dokholyan S.V. (2010). Metodicheskie podkhody k otsenke sostoyaniya prodovolstvennoy bezopasnosti regiona [Methodological approaches to assessing food security conditions of the region]. Regionalnye problemy preobrazovaniya ekonomiki, 4, 172-193. (in Russian).
Lipina S.A. (2010). Strategicheskie prioritety sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya respublik Severnogo Kavkaza: puti i metody ikh dostizheniya [Strategic priorities of socio-economic development of the North Caucasus: ways and methods for achievement]. Moscow: URSS. (in Russian).
Sigova S.V., Gurtov V.A. (2007). Tipologiya subektov federatsii na osnove analiza byudzhetnyh dokhodov i raskhodov [Federation members typology based on the analysis of income and expenses of budgetary system of the Russian Federation]. Finansy, 10, 13-16. (in Russian).
Vartanova M.L. (2016a). Mekhanizm vzaimodeystviya i vzaimozavisimost prioritetov prodovolstvennogo obespecheniya i strategiy razvitiya agropromyshlennogo kompleksa [The mechanism of interaction and interdependence between food security priorities and agroindustrial complex development strategies]. Regionalnye problemy preobrazovaniya ekonomiki, 9. (in Russian).
Vartanova M.L. (2016b). Otsenka sovremennogo sostoyaniya proizvodstva selskokhozyaystvennoy produktsii v subektakh Severo-Kavkazskogo federalnogo okruga [Assessment of the current state of agricultural production in the regions of the North Caucasus Federal District]. Regionalnye problemy preobrazovaniya ekonomiki, 6, 26-39. (in Russian).
Vartanova M.L. (2016c). Sistema pokazateley po otsenke dostupnosti i dostatochnosti prodovolstvennogo obespecheniya naseleniya regiona [The system of assessment indices of availability and adequacy of food security of population of the region]. Evraziyskiy soyuz uchenyh, 30-4, 46-49. (in Russian).
Vartanova M.L. (2016d). Sistemnyy podkhod i osnovnye ekonomicheskie modeli v obespechenii prodovolstvennoy bezopasnosti regionov Rossiyskoy Federatsii [System approach and the main economic models managed to ensure food security of the Russian Federation regions]. Regionalnye problemy preobrazovaniya ekonomiki, 10. (in Russian).
Vartanova M.L. (2016e). Teoreticheskie osnovy formirovaniya agroprodovolstvennogo rynka regiona [Theoretical foundations of formation of agrifood market of the region]. Rossiyskoe predprinimatelstvo, 17(24), 3487-3504. (in Russian). doi: 10.18334/rp.17.24.37215.
Vartanova M.L. (2016f). Prodovolstvennaya bezopasnost strany i puti vyhoda iz mirovogo prodovolstvennogo krizisa [Food security of the country and ways out of the global food crisis]. Moscow: Biblio-Globus. (in Russian).
Yunusova P.S., Dokholyan S.V., Ibaev R.K., Iskhakov F.R. (2010). Prodovolstvennyy rynok regiona: teoriya i praktika [Regional food market: theory and practice]. Makhachkala: Nauka plyus. (in Russian).