АПК и сельское хозяйство
ВАРТАНОВА МАРИНА ЛЬВОВНА
к.э.н., доцент, начальник отдела аспирантуры Московского психолого-социального университета, доцент кафедры «Экономика и финансовое право» ФГБОУ ВПО «Российский государственный
социальный университет», г. Москва, e-mail: [email protected]
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕЖОТРАСЛЕВЫХ СВЯЗЕЙ КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА СТРАНЫ
Аннотация. Цель работы. Межрегиональные связи являются составной частью процесса экономического развития региона. При этом их можно рассматривать как экономические связи регионов России по вопросам обеспечения продуктами питания. Современное состояние аграрной экономики и продовольственного рынка требует качественно нового развития межрегиональных и межотраслевых связей между регионами, основанных на взаимной заинтересованности и способности стать приоритетным направлением по увеличению производства дефицитных видов продукции и рациональному использованию продовольственных ресурсов. Метод или методология проведение работы. Проведен статистический анализ межрегиональных и межотраслевых связей в системе экономического развития продовольственного рынка страны. Результаты. Обобщение результатов исследования по динамике межрегиональных связей субъектов СКФО позволяет отметить, что межрегиональный обмен, как критерий и показатель, оказывающий существенное влияние на функционирование продовольственного рынка, находится на низком уровне. Решение задач, вытекающих из современного состояния межрегиональных и межотраслевых связей должно базироваться на системном подходе, учете возможных изменений демографической ситуации и соотношения социальных групп в регионе, использовании результатов научно- технического прогресса, установлении внешнеэкономических связей и других факторов, прямо или косвенно связанных с функционированием продовольственного рынка. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при анализе системного подхода и основных экономических моделей в обеспечении продовольственной безопасности регионов Российской Федерации. Выводы. Наше исследование показывает, что возможна организация вертикальных агропромышленных формирований, но руководство и специалисты, от которых зависит решение данной проблемы, проявляют инертность и незаинтересованность. Решающее значение имеет наличие производственно-экономических условий, а также присутствие эффективных институтов, которые стимулируют развитие межотраслевых и межрегиональных связей, позволяют регионам обеспечить население продуктами питания и повышают их жизненный уровень.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, продовольственная безопасность, продовольственный рынок, межрегиональные связи, совершенствование, экономическое развитие.
VARTANOVA MARINA LVOVNA
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Postgraduate Training
Program of Moscow Psychological-Social University, Associate Professor of the Department of "Economics and Finance Law" of FSBEI of HPE "Russian
State Social University", Moscow, e-mail: [email protected]
IMPROVEMENT OF INTER-REGIONAL AND INTER-INDUSTRY CONNECTIONS AS THE BASIS OF THE SOCIAL-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE FOOD MARKET OF THE COUNTRY
Abstract summary. The goal of the study. Inter-regional connections are a component of the process of economic development of the region. In this situation they can be considered as the
economic connections of the regions of Russia based on the issues of providing food products. The modern state of agrarian economy and the food market requires a thoroughly new development of inter-regional and inter-industry connections between regions based on the mutual interest and ability to become the priority area of focus on increasing of production of the types of products in deficit and on the rational use of food resources. The method and methodology of performing the study. The statistical analysis of inter-regional and inter-industry connections has been performed in the system of economic development of the food market of the country. The results. Summarizing the results of the study of the dynamics of inter-regional connections of the entities of the North Caucasian Federal District allows to note that the inter-regional exchange is at a low level as a criterion and indicator significantly impacting the functioning of the food market. Solving the tasks that are arising from the modern state of inter-regional and inter-industry connections has to be based on the systemic approach, taking into account possible changes in the demographic situation and the balance of social groups in the region, using the results of the scientific-technical progress, establishing foreign economic ties and other factors that are directly or indirectly connected with the functioning of the food market. The area of application of the results. The results of the study performed may be used when analyzing the systemic approach and the main economic models when ensuring the food security of the regions of the Russian Federation. The conclusions. Our study shows that it is possible to organize vertical agro-industrial formations but the leadership and the specialists who the solution of this problem depends on are manifesting inertia and disinterest. The decisive meaning is in the presence of industrial-economic conditions, as well as the presence of effective institutes that stimulate the development of inter-industrial and inter-regional connections, allow regions to provide the population with food products and improve their standard of living.
Keywords: the agro-industrial complex, the food security, the food market, inter-regional connections, improvement, the economic development.
Введение. Среди отраслей общественного производства сельское хозяйство закономерно занимает особое положение. Более четверти населения страны проживают в сельской местности, около 20% всех занятых в экономике в той или иной мере принимают участие в аграрном производстве. Здесь производится готовая продукция и сырье, которые обеспечивают до 70% потребности населения Российской Федерации в продуктах питания.
Естественно, что от эффективности и экономического роста сельского хозяйства в значительной степени зависит состояние других отраслей, всего общественного производства и продовольственная безопасность страны.
Считаем, что аграрная политика в области обеспечения продовольственной безопасности «должна быть направлена на оказание помощи отечественному сельхозяйственному товаропроизводителю с использованием стратегии аграрного протекционизма» [4].
Обеспечение продовольственной безопасности «способствует устойчивому социальному климату в обществе. При отсутствии необходимых запасов и резервов в регионах может возникнуть недовольство населения, что позволяет считать продовольственную проблему важнейшим структурным элементом, обеспечивающим национальную безопасность страны» [4].
Процесс обеспечения населения продовольствием содержит в себе множество факторов. Важную роль в этом процессе играют межрегиональные и межотраслевые продовольственные связи, которые выступают объективно необходимыми средствами надёжного обеспечения страны продовольствием, а предприятия переработки — сельскохозяйственным сырьем.
Межрегиональные и межотраслевые связи определяют перспективы разделения труда в различных отраслях экономики, в т. ч. и агропромышленном комплексе. Эти связи, являющиеся торгово- экономическими, проявляющимися в потоках продовольствия, направляемых из одних регионов в другие, показывают взаимосвязь и взаимозависимость региональных продовольственных комплексов, обеспечивают эквивалентный и взаимовыгодный обмен внутри региона, позволяют войти в общероссийский и мировой рынок.
Современное состояние аграрной экономики и продовольственного рынка требует качественно нового развития межрегиональных и межотраслевых связей между регионами, основанных на взаимной заинтересованности и способности стать приоритетным направлением по
увеличению производства дефицитных видов продукции и рациональному использованию продовольственных ресурсов. Совершенствование существующих межрегиональных и межотраслевых продовольственных связей, создание новых становятся императивом социально-экономического развития продовольственного рынка страны.
Механизм обеспечения продовольственной безопасности включает систему социально-экономических и институционально-правовых норм по предотвращению угроз, ведущих к потере обеспеченности населения основными продуктами питания.
Система предусматривает «постоянный мониторинг производства и импорта продуктов питания, а также потребления на душу населения с учетом их доступности. Одновременно вырабатываются предельно допустимые значения потребления продуктов питания на душу населения, снижение которых может привести к дестабилизации общества» [4].
Всесторонний мониторинг позволяет выявить внешние и внутренние угрозы продовольственной безопасности и продовольственной независимости и наметить основные пути по их предотвращению.
Если говорить об основных задачах возрождения сельских районов республик, то, прежде всего, должны быть созданы «основные предпосылки для их устойчивого развития: обеспечение ускоренного развития приоритетных традиционных подотраслей сельского хозяйства для каждой республики (горного животноводства, виноградарства и др.), повышение финансовой устойчивости сельхозпредприятий, совершенствования механизмов регулирования рынка сельхозпродукции» [9].
Решение задач, вытекающих из сложившегося положения, должно базироваться на системном подходе, учете возможных изменений демографической ситуации и соотношения социальных групп в регионе, использовании результатов научно-технического прогресса, установлении внешнеэкономических связей и других факторов, прямо или косвенно связанных с функционированием продовольственного рынка.
Продовольственный рынок является сложной системой, и эту сложность ему придает наличие большого числа взаимосвязей между участниками рынка, преследующими по отдельным элементам противоположные интересы.
Исходя из этого, анализ и оценку продовольственного рынка необходимо проводить, имея в виду особенности данных связей, которые формируют весь набор ассортимента продовольственных продуктов, находящихся на рынке, определяют соотношение спроса и предложения, устанавливают оптимальные цены. При этом эта система (продовольственный рынок) создает условия продвижения продовольствия от производителя к потребителю, образовывая сложный механизм межотраслевых и межрегиональных связей.
Как известно, возникновению и развитию рыночных отношений предшествует разделение труда в сфере производства.
Данный процесс получил наиболее яркое выражение на продовольственном рынке, приобретя рыночную форму товарообмена, стал системным процессом обеспечения воспроизводственного цикла в отраслях, входящих в производство продуктов питания и доводящих его до потребления.
Следует отметить, что продукция, которая производится на основе разделения труда и межотраслевого сотрудничества, должна находить потребителя, а потребитель, как правило, находится на рынке.
Известно, что для функционирования любого рынка, особенно продовольственного, необходимы товары или их заменители (если это возможно). На продовольственном рынке находится множество товаров, основная масса которых производится на основе межотраслевого сотрудничества, за исключением некоторых видов: овощей, фруктов, сырья. Да и они оказываются» на рынке благодаря тому, что были использованы транспорт, связь, ларьки, магазины, павильоны и т. д.
Многие из товаров, находящихся на рынке, являются плодами переработки или доработки, все они прошли какую-то стадию, которая изменила их первоначальный вид, прежде чем они оказались на рынке.
«Рыночные преобразования экономики страны выявили множество новых проблем, которые необходимо теоретически исследовать и обобщить, а также требуют методических обос-
нований, что в конечном итоге приведет к практическому решению проблемы формирования и развития продовольственного рынка региона» [6].
Методы исследования. В рыночной экономике, в отличие от плановой, существенно расширяется число участников процесса хозяйствования, производителей продукции, а также «игроков», обеспечивающих товародвижение. Все они становятся экономически самостоятельными и административно независимыми, взаимоотношения между ними строятся на принципах предпринимательства и конкуренции, при этом каждый из них преследует свой экономический интерес, который заключается в получении максимальной прибыли и который становится определяющим критерием деятельности каждого хозяйствующего субъекта.
Будучи относительно самостоятельным, каждый из них ведёт свою хозяйственную деятельность по своему усмотрению в рамках существующих норм и законов, выбирает партнёров на рынке и устанавливает с ними экономические отношения.
Такая схема взаимодействия существует в процессе производства и реализации продукции. Однако это теоретически возможный способ или форма деятельности, а для функционирования рынку необходимо, чтобы было множество различных участников, между которыми устанавливаются определенные связи и отношения.
«Функционирование рынка, тем более продовольственного, требует создания конкурентной среды. Конкуренция, до определённого предела, выступает одним из главных инструментов по обеспечению стабильного положения субъектов и организации дальнейшего развития рынка» [6].
Это объясняется, прежде всего, «ролью конкуренции как основного и объективного механизма отбора производителей по конечным результатам их деятельности; как средство, которое обеспечивает взаимосвязь и взаимное регулирование производства и потребления; как элемент по оценке качества и стоимости товара; как форма увеличения ассортимента и номенклатуры товара и способ расширения границ товарного рынка» [6].
Экономические связи, которые устанавливаются между отраслями, участниками продовольственного рынка, благодаря развитой системе взаимодействий образуют единый хозяйственный организм межотраслевых связей.
Регионализация процессов достижения и поддержания продовольственной безопасности предполагает «согласование элементов торговой, а затем и элементов производственно-инвестиционной политики развития национальных продовольственных комплексов, вплоть до совместного определения квот производства основных видов продовольствия в странах, исходя из потребностей региона в целом, единых стандартов на продукты питания и сельскохозяйственного сырья для их производства, сближенных моделей потребления (физическая и экономическая доступность продовольствия, устойчивость и равномерность снабжения им населения, доля затрат на продовольствие в расходах домашних хозяйств, основные количественные и качественные параметры структуры потребления продовольствия)» [4].
Характеристика межотраслевых связей может быть количественной, позволяющей определить конкретную величину пропорций между отраслями, но объективная необходимость существования пропорциональности развития отраслей, обеспечивающих функционирования продовольственного рынка, особенно важна в силу социального характера самого рынка.
Если рассматривать развитие экономических связей на продовольственном рынке в современных российских условиях, то на неё оказывает влияние четыре основных фактора: конъюнктура мирового продовольственного рынка; низкий уровень рентабельности и доходности базовых хозяйств (производителей продукций) и низкая покупательная способность населения; высокий уровень импортной продукции, особенно животноводческой; слабая поддержка сельского хозяйства. Эти негативные факторы транслируются и на региональный уровень, особенность которых заключается в том, что каждый регион реагирует на эти процессы, исходя из своих условий и возможностей.
Устойчивое функционирование продовольственного рынка возможно осуществить через оптимизацию взаимоотношений его участников. Это объясняется тем, что связи, которые складываются между ними, не являются застывшими, раз и навсегда установленными.
Данный процесс является динамичным с присущей ему сменой форм, становлением и распадом отношений, имеющих своё начало и завершение, то есть это постоянно развивающаяся система связей, которая осуществляет движение товарных, финансовых и информационных пото-
ков.
При этом продовольственный рынок, как часть национального рынка, в большей степени связан территориально-экономическими факторами, уровнем развития производства и переработки, функционированием межрегиональных связей, географическим месторасположением по отношению к производящим и потребляющим субъектам, наличием транспортных путей сообщений со сложившимися у населения традициями питания и его платежеспособностью.
Связи, которые способствуют функционированию продовольственного рынка, можно сгруппировать по отраслевому и региональному признаку или межотраслевому и межрегиональному принципам.
Отраслевые и межотраслевые отношения могут устанавливаться между однородными или разнородными отраслями посредством горизонтальной и вертикальной интеграций.
Межотраслевые связи устанавливаются между различными предприятиями разных отраслей и характеризуются как процесс воздействия различных отраслей друг на друга. Данное взаимодействие отражает координацию сфер на продовольственном рынке, которая осуществляется на основе рыночного механизма и государственного регулирования.
Основными причинами, заставляющими участников объединяться, является необходимость завоевания и удержания определенного сегмента на рынке, повышение своей конкурентоспособности, получение прибыли, достаточной для осуществления расширенного воспроизводства.
Другими причинами, обусловливающими развитие межрегиональных связей на продовольственном рынке, в частности СКФО, являются: не все участники округа способны обеспечить себя всеми необходимыми продуктами питания; локальный характер производства; сравнительно резкое несоответствие между производством и потреблением различных видов продуктов по субъектам округа.
Межрегиональные связи являются составной частью процесса экономического развития региона. При этом их можно рассматривать как экономические связи регионов России по вопросам обеспечения продуктами питания. Наиболее распространённой формой межрегиональных связей является продвижение производителями (предприятиями, фирмами, компаниями, индивидуальными предпринимателями) своей продукции на продовольственный рынок с целью её реализации. При помощи данной формы устанавливаются межрегиональные торговые отношения, которые обеспечивают вхождение региональных продовольственных рынков в окружной и федеральный рынки.
Результаты. Продовольственный рынок округа по существу выступает координатором формирования и распределения фондов продовольствия и сельскохозяйственного сырья для его производства. В этой связи окружной продовольственный рынок можно охарактеризовать как совокупность региональных продовольственных рынков, функционирующих на основе взаимодействия производителей и потребителей, находящихся на разных территориях или регионах.
Главными причинами, обусловливающими необходимость развития межрегиональных связей на продовольственном рынке, являются:
1. Уровень специализации сельского хозяйства. В одних регионах преобладают растениеводческие отрасли (здесь имеются условия для развития отраслей), в других — животноводческие. Естественно, в первом случае регион может себя обеспечивать продукцией растениеводческого происхождения, но он будет испытывать нехватку животноводческой продукции. Из этого следует, что не все регионы могут обеспечивать себя продуктами питания, что и вынуждает регионы устанавливать связи между собой.
2. Неравномерность размещения перерабатывающих предприятий и их продуктовый ассортимент. В регионах растениеводческой направленности преобладают предприятия, выпускающие консервно-плодоовощную продукцию, в местах с животноводческой специализацией доминирует переработка мясомолочной продукции. Например, Кабардино-Балкарская Республика и Карачаево-Черкесская Республика. В КБР превалирует производство плодоовощной продукции, в КЧР — животноводческой.
3. Предпринимательская среда и коммерческая привлекательность региона.
Исходя из причин, определяющих установление межрегиональных связей, округ условно можно разделить на следующие группы:
— с высокой степенью привлекательности: Ставропольский край;
— со средней степенью привлекательности — республики: Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия-Алания;
— с низкой степенью привлекательности — республики: Ингушетия и Чечня.
На продовольственный рынок СКФО поступает продукция почти из субъектов всех округов, они, в основном, представлены продукцией крупных и средних предприятий. Так, на долю малых предприятий приходится незначительная часть, что можно объяснить их низкой конкурентоспособностью и неразвитостью рыночных отношений на продовольственном рынке.
Как показывают исследования, потенциал агропромышленного производства СевероКавказского федерального округа вроде бы позволяет обеспечить продуктами питания население округа, но на практике этого нет, и основной причиной является низкий уровень взаимообмена продукцией и сырьем между субъектами округа, наличие территориальных границ и то, что экономика, особенно продовольственный рынок каждого субъекта, функционирует относительно замкнуто.
Конечно, между ними имеются определенные региональные связи, но они недостаточны для эффективного функционирования продовольственного рынка округа и реализации того потенциала, которым округ располагает в данной сфере. Для устранения существующих недостатков нет необходимости «изобретать» какие-то новые способы или методы анализа, достаточно воспользоваться давно известными принципами сравнительного преимущества, которые позволяют дать правильную оценку сложившийся ситуации в регионе.
Согласно данной концепции, регион специализируется и вырабатывает ту продукцию, которую он может производить с наиболее низкими сравнительными издержками по сравнению с другими регионами, и импортирует ту продукцию, где затраты на производство у него выше, чем в других регионах.
Попробуем, применяя основные положения данного принципа, оценить состояние внешнеэкономических связей на продовольственном рынке Северо-Кавказского федерального округа. Но, прежде чем приступить к анализу, отметим, что есть определённое правило, которое состоит из трех пунктов. Первое — если доля импорта в производстве продукта, который может производиться в субъекте, превышает 10%, то это говорит о низкой эффективности производства и в целом комплекса отраслей, связанных с производством данного продукта. Второе — если доля экспорта превосходит 25% объема производства, то такой продукт в данных условиях следует признать конкурентоспособным и следует наращивать его производство для внешней торговли. Третье — если доли экспорта и импорта равны по каким-либо продуктам, то производство таких продуктов нуждается в диверсификации.
Для оценки состояния межотраслевых продуктовых связей в округе необходимо провести детальный анализ по отдельным продуктам.
Как показывает табл. 1, соотношение производства к ввозу и вывозу по разным субъектам разные. В Карачаево-Черкесской Республике высокий удельный вес по ввозу занимают цельномолочная продукция, кондитерские изделия, фруктовые и овощные консервы. Товарами вывоза являются колбасные изделия, сыры жирные, сахар. В суммарном выражении ввоз превышает вывоз, что говорит о том, что вывозится сырье, в частности, сахарная свекла, а ввозится — готовая продукция.
Для Кабардино-Балкарской Республики основными продуктами вывоза являются цельномолочная продукция, кондитерские изделия, фруктовые и овощные консервы. Необходимо отметить, что республика, несмотря на то что имеет аграрную специализацию экономики, завозит достаточно большое количество продуктов питания.
Наиболее сбалансированным является соотношение между ввозом, вывозом и производством в Ставропольском крае. Основными продуктами экспорта являются мясо и птица, масло животное, сыры жирные, сахар, мука, кондитерские изделия, масло животное. В край поступают цельномолочная продукция, колбасные изделия, фруктовые и овощные консервы.
Анализ данных, представленных в табл. 1, показывает, что в межрегиональном обмене участвует та продукция, для производства которой регион располагает достаточными ресурсами.
Таблица 1
Соотношение ввоза и вывоза к производству продуктов питания по субъектам СКФО*
3 •
4 Т> Т>
ге •
ч С
ю
Виды продукции Ввоз Вывоз
2012 2013 2014 2012 2013 2014
Тонн Ввоз к пр- ву,% Тонн Ввоз к пр- ву,% Тонн Ввоз к пр- ву,% Тонн Вывоз к пр -ву,% Тонн Вывоз к пр-ву,% Тонн Вывоз к пр-ву,%
Карачаево-Черкесская Республика
Мясо и птица 380,0 1,6 790,0 2,8 940,0 3,2 610,0 2,5 640,0 2,3 950,0 3,2
Колбасные изделия 137,9 6,3 151,8 7,2 135,2 5,6 780 35,5 811 38,6 844 35,2
Масло животное 154,1 6,3 22,3 0,7 0,8 0,03 2107,5 86,7 2594,4 85,9 1804,2 76,0
Сыры жирные (включая брынзу) 59,5 2,9 33,9 10,9 29,5 9,9 67,8 33,1 65,3 21,0 76,3 25,6
Цельномолочная продукция 74200,0 33,6 91600 40,3 65800 28,7 17400 7,9 26900 11,9 18200 7,9
Сахар 4174,6 16,6 4099,1 12,5 2724,1 7,8 6426,5 25,5 14019,1 42,7 18494,6 8,1
Кондитерские изделия 332,2 45,9 202,9 39,0 602,4 105,2 45 6,2 52 10,0 61 0,2
Мука 2342,8 9,9 838,4 4,8 369,8 5,1 - - -
Фруктовые и овощные консервы, дкл 3387,0 - 3274,6 10230,0 - - - -
Масло растительное 5,5 0,2 269,0 11,2 295,2 10,4 - - -
Кабардино-Балкарская Республика
Мясо и птица 79,8 4,2 619,4 32,6 226,6 8,1 - - - -
Колбасные изделия 4382,2 - 4187,6 - 3959,8 - - - - -
Масло животное 159,4 в 17,5 131,9 в 9,8 114,5 в 7,1 - - - -
Сыры жирные (включая брынзу), т 71,9 - 100,4 - 80,7 - - - - -
Цельномолочная продукция 6287,1 20,9 15602,6 35,9 7424,7 10,2 5463,6 18,2 5881,9 13,5 5945,5 8,1
Сахар 6691,0 - 3478,4 - 3745,0 - - - - - - -
43 и -1
О
Я!
>
о-Я! ЕЕ
и
я
"В
0
01 й и а ЕЕ
я
"В
и
0
01
"В
>
со о
ЕВ >
Я!
М
Щ
Я
О Я! О
а *
%
Г\0
о
55
а
я ж
§
о £
108,7 7, 2, 10,5 128,9 5, 6, 10,0 27,2 0, 3, 66,4 7, 8, 39,3 в 4,2 99,9
6741,6 120,0 12567,2 1 14375,9 2, 0 9 361,6 1361 3970,8 108350,5 3487,4 169019,9 76543,0 44592,5
8 1 8, 7, 1 24,9 0, 7, 19,7 49,8 3, 9, 96,4 30,5 27,5 в 4,3 159,3
8804,7 11022,0 1 22026,3 893,4 691,0 2589,5 11640,4 102836,7 5486,3 121146,1 80002,0 50030,3
46,7 1 2, 7, 1 16,9 7, 6, 16,9 7, 6, 3 13,9 3, 3, 0 11,4 32,7 7, ,2 в 130,6
4813,2 10256,6 1 14978,6 844,7 590,9 1907,5 17407,8 110260,5 2057,4 144066,6 53512,0 48723,3
117,3 В 2,7 0,1 42,5 »3 а 'В и 8, 4, 163,6 8, 35,3 32,8 22,4 77,9 9, 0, в 4,2 9, 5,
7271,0 11711,5 107,6 969,2 § & а 5299,2 22577,3 649,7 1764,2 4295,8 36561,8 14570,4 4066,1 76564,1 2668,3
105,6 58,4 0,1 12,1 9, 3, 162,4 25,3 8, 9, 12,4 19,6 71,6 3, 0, В 5,2 15,3
10983,5 4439,7 145,6 336,4 3495,7 20624,0 886,8 510,3 15518,7 20922,0 12887,9 1443,3 94775,8 4806,6
66,6 В 2,1 0,1 136,8 9, 181,5 16,4 8, 2, 10,7 19,4 101,5 9, 0, 141,7 54,9
6864,6 15223,2 180,2 2107,7 1414,0 25402,5 2, 7, 3 7 666,9 12199,4 25086,6 9743,2 3822,5 28057,1 20481,9
Кондитерские изделия Мука Фруктовые и овощные консервы, дкл Масло растительное Мясо и птица Колбасные изделия Масло животное Сыры жирные (включая брынзу), т Цельномолочная продукция Сахар Кондитерские изделия Мука Фруктовые и овощные консервы, туб Масло растительное
а
а
К ?
О
В целом по округу все субъекты, за исключением Ставропольского края, являются нетто-импортерами. Ставропольский край ввозит, в основном, сырьё и материалы, которых нет в крае или же имеются в небольшом количестве. Ставропольский край создает конечные товары и продукцию, которые экспортирует, в т. ч. и внутри СКФО.
Большинство же других регионов импортирует готовую продукцию, которая может быть произведена внутри регионов, а экспортирует сырье и материалы. Конечно, они вывозят какую-то часть своей продукции, производимой на местах, но основная масса завозится, хотя в республиках имеется достаточный потенциал, для того чтобы поднять уровень производства продовольствия.
Эффективность и уровень развития продовольственного рынка региона зависит не только от того, какими ресурсами он располагает, хотя это очень важно, но и от того, на каком уровне находятся межотраслевые и межрегиональные связи региона. Рассмотрим состояние ввоза и вывоза продовольственной продукции по субъектам СКФО в натуральном и денежном выражениях.
Как показывает табл. 2, Карачаево-Черкесская Республика вывозит продукцию животноводческого происхождения: мясо и птицу, колбасные изделия, масло животное, сыры жирные, цельномолочную продукцию. Вывоз этих продуктов кратно превышает ввоз, что подчёркивает конкурентоспособность этих видов продукций. Что касается продукций растениеводческого происхождения, то республика их завозит, исключение составляет сахар.
Кабардино-Балкарская Республика почти не вывозит мясную и молочную продукцию, за исключением цельномолочной, но в больших объёмах экспортирует фруктовые и овощные консервы и кондитерские изделия.
В Ставропольском крае ввоз и вывоз относительно сбалансирован, и край является нетто-экспортёром с превышением суммарного компонента вывоза над ввозом. Такая же тенденция имела место и в предыдущие годы.
Обобщение результатов исследования по динамике межрегиональных связей субъектов СКФО позволяет отметить, что межрегиональный обмен, как критерий и показатель, оказывающий существенное влияние на функционирование продовольственного рынка, находится на низком уровне. Речь идет не только (и даже не столько) об объёмах межрегиональных хозяйственных связей, но, прежде всего, о продуктовой структуре ввоза и вывоза.
Субъекты СКФО вывозят в основном продукцию низкого качества обработки. Одной из причин такого состояния является низкий уровень технического оснащения в отраслях агропромышленного комплекса, особенно в перерабатывающей промышленности.
Что касается всех субъектов по данному вопросу, то относительно современной технологией, судя по российским меркам, располагает Ставропольский край, а другие субъекты имеют весьма примитивные технологические комплексы, на которых производить продукцию высокого качества не представляется возможным.
Между тем существенное значение имеет и климатический фактор — засухи (аридный сценарий) и излишек осадков (гумидный сценарий) оказывают в России существенное влияние на величину валовых сборов сельскохозяйственных культур. Россия должна иметь такое количество орошаемых и осушенных земель, которое при всех экстремальных условиях обеспечило бы потребности населения в продовольствии, резервы и экспортный потенциал.
Имея в виду нынешнее состояние СКФО, наиболее перспективной формой дальнейшего развития является интеграция регионов на основе межотраслевых связей.
Необходимо подчеркнуть, что механизм обеспечения продовольственной безопасности включает «систему социально-экономических и институционально-правовых норм по предотвращению угроз, ведущих к потере обеспеченности населения основными продуктами питания» [6].
Система предусматривает «постоянный мониторинг производства и импорта продуктов питания, а также потребления на душу населения с учетом их доступности. Одновременно вырабатываются предельно допустимые значения потребления продуктов питания на душу населения, снижение которых может привести к дестабилизации общества» [6].
со
о
Динамика ввоза и вывоза продовольственной продукции по субъектам СКФО, млн руб.*
Таблица 2
$ $ $
ш
-о
"О
п> •
ч С
Виды продукции Ввоз Вывоз Отклонение вывоза от ввоза (+,-)
2012 2013 2014 2012 2013 2014 2012 2013 2014
Карачаево-Черкесская Республика
Мясо и птица 34,7 72,2 85,9 57,3 65,3 96,9 22,6 -6,9 11,0
Колбасные изделия 18,6 20,4 18,2 12,8 133,2 137,6 -5,8 112,8 119,4
Масло животное 13,9 2,4 0,1 200,4 236,5 198,2 186,5 234,1 198,1
Сыры жирные (включая брынзу), т 8,9 4,8 5,2 8,1 8,4 9,8 -0,8 3,6 4,6
Цельномолочная продукция 1558,2 2015,2 1645,0 461,1 699,4 473,2 -1097,1 1315,8 -1171,8
Сахар 62,0 88,0 63,9 95,5 210,3 286,7 33,5 122,3 222,8
Кондитерские изделия 25,2 12,3 101,4 7,6 8,8 10,6 -17,6 -3,5 -90,8
Мука 22,7 6,7 2,9 - - - -22,7 -6,7 -2,9
Фруктовые и овощные консервы, туб 35,1 32,5 3,4 - - - -35,1 -32,5 -3,4
Масло растительное 0,1 7,6 12,1 - - - -0,1 -7,6 -12,1
Итого 1779,4 2262,1 1938,1 842,8 1361,9 1212,9 -936,6 -900,2 -725,2
Кабардино-Балкарская Республика
Мясо и птица 9,2 85,2 19,4 - - - -9,2 -85,2 -19,4
Колбасные изделия 660,8 614,8 677,8 - - - -660,8 -614,8 -677,8
Масло животное 25,5 12,8 15,3 - - - -25,5 -12,8 -15,3
Сыры жирные (включая брынзу), тонн 13,0 14,0 12,1 - - - -13,0 -14,0 -12,1
Цельномолочная продукция 153,3 383,3 214,8 54,1 58,2 58,9 -153,3 -383,3 -214,8
Сахар 176,1 79,4 92,6 - - - -176,1 -79,4 -92,6
со о
Кондитерские изделия 849,6 1079,1 774,5 572,8 968,5 660,7 -276,8 -110,6 -113,8
мука 139,9 42,6 100,1 - - 0,9 - - 99,2
Фруктовые и овощные консервы, туб 6,4 5,2 3,9 365,1 398,9 454,9 358,7 393,7 451,0
Масло растительное 94,9 10,5 38,1 - - - -94,9 -10,5 -38,1
Итого 2128,7 2321,8 1948,6 992,0 1425,6 1175,4 -1136,7 -896,2 -773,2
Ставропольский край
Мясо и птица 113,8 281,2 426,3 1123,4 1706,6 1113, 8 1009,6 1425,4 687,5
Колбасные изделия 2961,0 2404,0 2631,7 119,7 126,6 127,8 -2841,3 -2277,4 -2503,9
Масло животное 86,9 104,5 76,6 83,9 114,4 59,9 -3 9,9 -16,7
Сыры жирные (включая брынзу), тонн 94,0 72,2 249,8 356,7 485,9 255,4 262,7 413,7 5,6
Цельномолочная продукция 307,4 391,9 108,3 382,9 263,0 89,7 75,5 -128,9 -18,6
Сахар 564,5 469,9 821,2 2491,9 2303,5 2453,3 1927,4 1833,6 1632,1
Кондитерские изделия 1117,6 1477,7 1670,6 69,1 184,3 117,2 -1048,5 -1293,4 -1553,4
Мука 48,2 18,2 51,1 1296,6 1092,1 1523,6 1248,4 1073,9 1472,5
Фруктовые и овощные консервы, туб 841,7 2843,3 2296,9 1872,9 3200,1 2755,5 1031,2 356,8 458,6
Масло растительное 895,0 153,6 85,3 2149,7 2207,4 1967,4 1254,7 2053,8 1882,1
Итого 7030,1 8216,5 8417,7 9946,8 11683,9 10463,6 2916,7 3467,4 2045,9
*Источник: расчёты автора.
СО
Процесс установления межотраслевых связей предполагает прохождение ряда взаимосвязанных этапов: на первом этапе изучаются природно-экономические условия, выявляются «узкие» места; на втором — определяется перечень предприятий, между которыми возможно установление связей, разрабатывается система организационно-экономических отношений, проводится юридическое оформление; на третьем этапе определяется возможность единовременного выполнения отдельных стадий территориально разобщённого цикла производства, совершенствуется инфраструктура и материально-техническая база объединения.
Распределение общей прибыли между участниками объединения производится следующим образом: сначала банку — в размере 100% от предоставленного объёма средств, затем оставшаяся часть прибыли распределялась пропорционально между всеми участниками в соответствии с их затратами на отдельных стадиях производственного цикла. Общий уровень рентабельности объединения составил 41,0%.
На основании рассчитанных показателей можно сделать вывод о том, что при участии мясоперерабатывающего комбината в агропромышленном объединении его прибыль возрастет в 2,3 раза, комбикормового завода — в 6,4 раза, сельскохозяйственные предприятия станут прибыльными, а личные подсобные хозяйства увеличат полученную прибыль в 6,8 раза.
Предложенная модель позволит всем его участникам адаптироваться к рыночным принципам производства, переработке и реализации продукций, улучшить экономические условия функционирования, укрепить материально-техническую базу, повысить свою конкурентоспособность и, как следствие, упрочить свое положение на продовольственном рынке.
Функционирование продовольственного рынка во многом зависит от межотраслевых связей, устанавливаемых подобными предприятиями, от их возможностей снабжать рынок качественной продукцией.
Важность, особенность, эффективность интегрированных объединений заключается в том, что «негативные последствия неурегулированных межотраслевых отношений минимизируются при их формировании. И они создаются для усиления конкурентоспособности производителей за счёт снижения трансакционных издержек и гарантированного сбыта, обеспечения стабильного положения на рынке и получения прибыли» [7].
Выводы. Наше исследование показывает, что возможна организация вертикальных агропромышленных формирований по тем схемам и моделям, которые приводились выше. Но руководство и специалисты, от которых зависит решение данной проблемы, проявляют инертность и незаинтересованность.
Таким образом, межрегиональные и межотраслевые связи позволяют регионам более рационально использовать ресурсы и эффективно снабжать население продуктами питания.
Целевое назначение подобных связей: обеспечение ввоза продуктов питания и сельскохозяйственного сырья, которые экономически неэффективно производить в регионе, либо их производство осуществляется в ограниченном количестве, способствовать эффективному развитию сельского хозяйства, перерабатывающей и пищевой промышленности, а также обслуживающих их отраслей.
Решающее значение имеет наличие производственно-экономических условий, а также присутствие эффективных институтов, которые стимулируют развитие межотраслевых и межрегиональных связей, позволяют регионам обеспечить население продуктами питания и повышают их жизненный уровень.
Поэтому конечной целью аграрной политики на Северном Кавказе является создание в республиках эффективного аграрного сектора, адекватного и по своей форме, способного обеспечить потребности своей республики в основных видах продовольствия и сельскохозяйственного сырья, превратить сельхозтоваропроизводителя в кредитоспособного и инвестиционно-активного субъекта рыночной экономики.
Литература
1. Алтухов, А. Обеспечение продовольственной безопасности России в XXI в. на основе адаптативной стратегии устойчивого развития АПК (теория и практика) : [Текст] / А. Алтухов, А. А. Жученко // АПК: экономика, управление. 2009. № 9. С. 94-95.
2. Аничин, В. Фактор спроса на продовольственном рынке : [Текст] / В. Аничин, А. Середин // Экономист. 2011. № 4. С. 92-96.
3. Вартанова, М. Л. Продовольственная безопасность страны и пути выхода из мирового продоволь-
ственного кризиса : монография /Вартанова М.Л. — М. : Библио-Глобус, 2016.
4. Вартанова, М. Л. Продовольственная безопасность как составная часть экономической и национальной безопасности государства // Продовольственная политика и безопасность. 2016. Т. 3. № 3.
5. Вартанова, М. Л. Оценка состояния производства сельскохозяйственной продукции в субъектах СКФО //Региональные проблемы преобразования экономики. 2016. № 6.
6. Дохолян, С. В., Вартанова, М. Л. Обеспечение эффективности функционирования продовольственного рынка региона в условиях конкурентной среды // Российское предпринимательство. 2016. Т. 17. № 17.
7. Дохолян, С. В. Повышение конкурентоспособности экономики региона на основе новых подходов к формированию отраслевой структуры промышленности / Дохолян С.В. // Российское предпринимательство. 2008. № 8-2. С. 130-134.
8. Костяев, А. И., Тимофеев, М. У. Национальная и региональная продовольственная безопасность // Международная юбилейная конференция : сб. статей. — М. : РАСХН, ВНИЭТУСХ, 2000. С. 500-517.
9. Липина, С. А. Республики Северного Кавказа : монография /Липина С.А. — М. : URSS, 2008.
10. Липина, С. А. Республики Северного Кавказа : стратегические приоритеты социально-экономического развития республик Северного Кавказа : монография /Липина С.А. — М. : URSS, 2010.
11. Петросянц, В. З., Дохолян, С. В. Региональное развитие и факторы экономического роста // Региональная экономика : теория и практика. 2007. № 18. С. 10-17.
12. Регионы России. Социально-экономическое положение Северо-Кавказского федерального округа : стат. Сб. — М., 2016.
References:
1. Altukhov, A. Food security of Russia in XXI century based on adaptive strategies for sustainable agricultural development (theory and practice) : [Text] / A. Altukhov, A. A. Zhuchenko // APK : economy, management. 2009. No. 9. P. 94-95.
2. Anichin, V. Factor demand in the food market: [Text] / V. Anichin, A. Means // the Economist. 2011. No. 4. P. 92-96.
3. Vartanova, M. L. The country's food security and ways out of the global food crisis : monograph / Vartanova M. L. — M. : Biblio-Globus, 2016.
4. Vartanova, M. L. Food security as an integral part of economic and national security of the state // Food policy and security. 2016. Vol. 3. No. 3.
5. Vartanova, M. L. Assessment of the agricultural production in the subjects of North Caucasus Federal district // Regional problems of transforming the economy. 2016. No. 6.
6. Dokholyan, S. V., Vartanova M. L. The maintenance of efficiency offunctioning of the food market of region in the conditions of competitive environment //Russian entrepreneurship. 2016. Vol. 17. No. 17.
7. Dokholyan, S. V. Increase of competitiveness of economy of region on the basis of new approaches to the formation of the sectoral structure of industry / Dokholyan S. V. // Russian entrepreneurship. 2008. No. 8-2. P. 130-134.
8. Kostyaev, A. I., Timofeyev, M. U. National and regional food security // International jubilee conference : articles. — M. : RAAS, UNITECH, 2000. P. 500-517.
9. Lipina, S. A. Republic of the North Caucasus : monograph / Lipina S. A. —M. : URSS, 2008.
10. Lipina, S. A. Republic of the North Caucasus : Strategic priorities of socio-economic development of the North Caucasus republics : monograph /Lipina S. A. — M. : URSS, 2010.
11. Petrosyants, V. Z., Dokholyan, S. V. Regional development and factors of economic growth // Regional economy : theory and practice. 2007. № 18. P.10-17.
12. The Regions of Russia. Socio-economic situation of the North Caucasus Federal district: statistical collection. — M., 2016.