Научная статья на тему 'Анализ соответствия учебного процесса требованиям образовательных стандартов'

Анализ соответствия учебного процесса требованиям образовательных стандартов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
366
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / EDUCATIONAL STANDARDS / ПРОГРАММА БАКАЛАВРИАТА / UNDERGRADUATE PROGRAM / СТРУКТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / STRUCTURE OF EDUCATIONAL PROGRAMS / КАДРОВЫЕ УСЛОВИЯ / PERSONNEL CONDITIONS / ЭКОНОМИКА / ECONOMICS / МЕНЕДЖМЕНТ / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Репринцева Елена Васильевна

В статье рассматривается современная система подготовки экономистов и менеджеров, которая должна представлять собой достаточно гибкую и динамично развивающуюся систему, отвечающую требованиям ФГОС ВО соответствующего профессионального стандарта. Соблюдение всех важных принципов, обеспечивающих подготовки качественных экономистов и менеджеров, которые будут определять вектор экономического развития нашей страны в будущем, зависит от соблюдения требований образовательных стандартов. Целью статья являлось исследование соответствия кадровых условий и структуры образовательных программ бакалавриата требованиям ФГОС ВО на факультете экономики и менеджменте Курского государственного медицинского университета. Обучение осуществляется в очной форме, объем программы бакалавриата составляет 240 зачетных единиц, срок получения образования 4 года. Для организации учебного процесса в университете для указанных направлений подготовки разработаны и утверждены основные образовательные программы и учебные планы, проведена их актуализация после принятия ФГОС ВО 3+. Для полноценного соблюдения требований ФГОС ВО реализации программы НП Экономика необходимо поднять долю научно-педагогических работников, имеющих ученую степень и (или) ученое звание до 70%, а долю работников из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с профилем реализуемой программы бакалавриата, до 10%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Репринцева Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE COMPLIANCE OF EDUCATIONAL PROCESS TO REQUIREMENTS OF EDUCATIONAL STANDARDS

The modern system of training of economists and managers is considered in the article. This system must constitute a sufficiently flexible and dynamic system that meets the requirements of the Federal state educational standards of higher education (FSES HE) the relevant professional standard. Compliance with all of the important principles to ensure quality training of economists and managers who will define the vector of economic development of our country depends on compliance with educational standards. The purpose of the article was to research the compliance of personnel conditions and structures educational programs the requirements of the FSES HE in the faculty of economics and management of Kursk state medical University. The training is done in person, the volume of bachelor programme is 240 credit units, term of education 4 years. Organization of the educational process at the University for specified training areas are developed and approved the basic educational programs and curricula, conducted updating them after the adoption of the FSES HE 3+. For full compliance with the FSEF IN the implementation of the program of NP Economy to raise the part of scientific and pedagogical staff with academic degrees and (or) scientific title of up to 70%, and the part of workers among managers and employees of organizations, whose activities are connected with the implemented profile of undergraduate programs, up to 10%.

Текст научной работы на тему «Анализ соответствия учебного процесса требованиям образовательных стандартов»

Reprintseva Elena Vasilievna ANALYSIS OF THE COMPLIANCE ..

pedagogical sciences

УДК 378.14

АНАЛИЗ СООТВЕТСТВИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ТРЕБОВАНИЯМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

© 2017

Репринцева Елена Васильевна, кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Курский государственный медицинский университет (305033, Россия, Курск, ул. К.Маркса, 3, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье рассматривается современная система подготовки экономистов и менеджеров, которая должна представлять собой достаточно гибкую и динамично развивающуюся систему, отвечающую требованиям ФГОС ВО соответствующего профессионального стандарта. Соблюдение всех важных принципов, обеспечивающих подготовки качественных экономистов и менеджеров, которые будут определять вектор экономического развития нашей страны в будущем, зависит от соблюдения требований образовательных стандартов. Целью статья являлось исследование соответствия кадровых условий и структуры образовательных программ бакалавриата требованиям ФГОС ВО на факультете экономики и менеджменте Курского государственного медицинского университета. Обучение осуществляется в очной форме, объем программы бакалавриата составляет 240 зачетных единиц, срок получения образования - 4 года. Для организации учебного процесса в университете для указанных направлений подготовки разработаны и утверждены основные образовательные программы и учебные планы, проведена их актуализация после принятия ФГОС ВО 3+. Для полноценного соблюдения требований ФГОС ВО реализации программы НП Экономика необходимо поднять долю научно-педагогических работников, имеющих ученую степень и (или) ученое звание до 70%, а долю работников из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с профилем реализуемой программы бакалавриата, до 10%.

Ключевые слова: учебный процесс, образовательные стандарты, программа бакалавриата, структуры образовательных программ, кадровые условия, экономика, менеджмент.

ANALYSIS OF THE COMPLIANCE OF EDUCATIONAL PROCESS TO REQUIREMENTS

OF EDUCATIONAL STANDARDS

© 2017

Reprintseva Elena Vasilievna, candidate of pharmaceutical sciences, associate professor of the department of «Economics and management» Kursk State Medical University (305033, Russia, Kursk, K.Marx st., 3, e-mail: [email protected])

Abstract. The modern system of training of economists and managers is considered in the article. This system must constitute a sufficiently flexible and dynamic system that meets the requirements of the Federal state educational standards of higher education (FSES HE) the relevant professional standard. Compliance with all of the important principles to ensure quality training of economists and managers who will define the vector of economic development of our country depends on compliance with educational standards. The purpose of the article was to research the compliance of personnel conditions and structures educational programs the requirements of the FSES HE in the faculty of economics and management of Kursk state medical University. The training is done in person, the volume of bachelor programme is 240 credit units, term of education - 4 years. Organization of the educational process at the University for specified training areas are developed and approved the basic educational programs and curricula, conducted updating them after the adoption of the FSES HE 3+. For full compliance with the FSEF IN the implementation of the program of NP Economy to raise the part of scientific and pedagogical staff with academic degrees and (or) scientific title of up to 70%, and the part of workers among managers and employees of organizations, whose activities are connected with the implemented profile of undergraduate programs, up to 10%.

Keywords: educational process, educational standards, the undergraduate program, the structure of educational programs, personnel conditions, economics, management.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Качественное образование - источник конкурентоспособности нашей страны, определяющий ее позиции в мире на десятилетия вперед, поэтому вопросы повышения эффективности и качества российского профессионального образования являются наиболее важными для развития современного общества. Современная система подготовки экономистов и менеджеров должна представлять собой достаточно гибкую и динамично развивающуюся систему, отвечающую требованиям ФГОС ВО соответствующего профессионального стандарта.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В настоящее время все больше возникает потребность общества в квалифицированных специалистах, обладающих профессионально значимыми характеристиками, способных реализовать свои потенциальные возможности в условиях модернизации всех сфер общественной жизни. В современных условиях модернизация образования предполагает всестороннее обновление его содержания, повышение качества и доступности в соответствии с требованиями времени, а также внедрение инновационных образовательных технологий, способствующих усиле-

нию эффективности образовательных услуг. При этом важным условием модернизации, безусловно, является сохранение лучших традиций отечественной системы образования [1-3].

Введение федерального государственного образовательного стандарта поколения 3+ (ФГОС 3+) в систему отечественного высшего образования привело к изменениям требований, предъявляемых к выпускникам высшего профессионального образования [4-8]. В соответствии с этим освоение образовательных программ бакалавриата нужно оценивать с позиции приобретения компетенций [9-16]. Зворыкина Т.И., Сильчева Л.В., Гогаева О.В. [17] отмечают, что применение новых стандартов профессионального образования дает возможность разрабатывать и инновационные образовательные программы. Профессиональный стандарт становится многоцелевым инструментом, одно из направлений которого - определение содержания учебных программ для подготовки квалифицированных кадров [18].

Необходимость пересмотра образовательной политики России связана и с тем, что неотложные потребности российского общества и государства в развитии производительных сил и производственных отношений крайне недостаточно удовлетворяются нынешней системой образования. Недостаточно продуманная ориентация отечественного образования на Западную Европу, ее

68

Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)

педагогические науки

Репринцева Елена Васильевна АНАЛИЗ СООТВЕТСТВИЯ ...

Болонский процесс все более явно обнаруживает свои существенные просчеты [19].

Гущина Т.И., Курин А.Ю., Позднякова Н.В. [20] отмечают, что образовательная программа подготовки экономистов и менеджеров следует строить на основе совокупности принципов, позволяющих отразить приоритеты при формировании учебного материала и способов достижения целей обучения по соответствующему направлению подготовки. Одним из основных принципов является принцип соответствия вузовской подготовки педагога структуре его профессиональных компетенций. Их формирование происходит последовательно и постепенно в процессе обучения на различных этапах освоения образовательной программы. Каждый блок дисциплин, включенных в образовательную программу, соотнесен с компетенциями, измеряемыми и диагностируемыми в динамике учебного процесса.

Образовательная программа в соответствии с принципом фундаментальности подготовки экономистов и менеджеров помимо профильных дисциплин включает базовые общеобразовательные, гуманитарные и естественнонаучные дисциплины, а опора на психологическое знание определяет важность формирования психологической компетентности будущего управленца в процессе руководства людьми [21]. Принцип целостности экономической подготовки обеспечивается за счет глубокого осмысления связей между изучаемыми дисциплинами, что позволяет сформировать студенту целостную экономическую картину из различных блоков учебных дисциплин, позволяя решать профессиональных задач [22]. При этом важно обеспечить интеграцию теоретических знаний ряда специализированных предметов в области экономики и менеджмента для формирования у выпускника совокупности предметно-методических знаний и умений [23].

Соблюдение всех важных принципов, обеспечивающих подготовки качественных экономистов и менеджеров, которые будут определять вектор экономического развития нашей страны в будущем, зависит от соблюдения требований образовательных стандартов.

Формирование целей статьи (постановка задания). Исследовать соответствия кадровых условий и структуры образовательных программ бакалавриата требованиям ФГОС ВО на факультете экономики и менеджменте Курского государственного медицинского университета.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В настоящее время на факультете экономики и менеджмента КГМУ ведется подготовка обучающихся по ФГОС ВО направлений подготовки:

- 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата), утвержденному Министерством образования и науки РФ 12 ноября 2015г., приказ №1327;

- 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата), утвержденному Министерством образования и науки РФ 12 января 2016г., приказ №7.

Обучение осуществляется в очной форме, объем программы бакалавриата составляет 240 зачетных единиц, срок получения образования - 4 года.

Для организации учебного процесса в университете для указанных направлений подготовки разработаны и утверждены основные образовательные программы и учебные планы, проведена их актуализация после принятия ФГОС ВО 3+.

Структура программ бакалавриата включает обязательную (базовую) и вариативную части и состоит из трех блоков:

Блок 1 «Дисциплины (модули)», который включает базовую и вариативную части;

Блок 2 «Практики» - в полном объеме относится к вариативной части;

Блок 3 «Государственная итоговая аттестация», который полностью относится в обязательной части.

Анализ соответствия структуры образовательных программ, реализуемых в КГМУ, требованиям ФГОС ВО (таблица 1) показал, что по НП Экономика и НП Менеджмент отмечается полное соответствие стандартам.

Таблица 1 - Результаты анализа соответствия структуры образовательных программ, реализуемых в КГМУ, требованиям ФГОС ВО (ЗЕТ)

Структура образовательной программы 38.03.01 Экономика 38.03.02 Менеджмент

ФГОС КГМУ ФГОС КГМУ

Блок 1 Дисциплины 207-213 213 171-177 177

Базовая часть 91-106 104 81-87 87

Вариативная часть 107-116 109 90 90

Блок 2 Практики 18-27 18 54-63 57

БлокЗ ГИА 6-9 9 6-9 6

Объем программы 240 240 240 240

В соответствии с требованиями ФГОС ВО рамках базовой части блока 1 по НП Экономика и НП Менеджмент предусмотрены дисциплины философия, история, иностранный язык, безопасность жизнедеятельности, физическая культура и спорт (2 зет) и элективная дисциплина прикладная физическая культура.

Дисциплины, относящие к вариативной части, и практики определяют направленность (профиль) программы бакалавриата. В КГМУ с учетом медицинской специфики вуза установлены профили программ для НП Экономика - экономика предприятий и организаций здравоохранения, для НП Менеджмент - производственный менеджмент в здравоохранении, что определило введение ряда дисциплин, отражающих особенности экономической и управленческой деятельности в отрасли здравоохранения. Объем дисциплин по выбору для НП Экономика и НП Менеджмент составляет 33% и 33,3% соответственно (требование ФГОС ВО не менее 30%).

Требования к условиям реализации программ бакалавриата устанавливают, что каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам и электронной информационно-образовательной среде организации. Доступ к ним должен быть обеспечен из любой точки, в которой имеется выход в Интернет. КГМУ обеспечивает студентам и преподавателям удаленный доступ к электронным библиотечным системам:

- электронная библиотечная система «Консультант студента. Электронная библиотека медицинского вуза»;

- научная электронная библиотека eLIBRARY.RU;

- полнотекстовая база данных Polpred.com Обзор СМИ;

- информационно-правовая система "Законодательство России" на официальном Интернет-портале правовой информации;

- доступ к журналам издательства «Медиа Сфера»;

- федеральная электронная медицинская библиотека;

- национальная электронная библиотека;

- электронно-библиотечная система IPRbooks.

В соответствии с ФГОС ВО, при неиспользовании в организации электронно-библиотечной системы, библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик, и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся. В КГМУ, наряду с предоставлением удаленного доступа к электронным библиотечным системам, имеется фонд печатных учебных и учебно-методических изданий. Показатель обеспеченности основной литературой для НП Экономика и НП Менеджмент составляет около 0,6.

Электронная информационно-образовательная среда университета обеспечивает:

- доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах, через офи-

Reprintseva Elena Vasilievna pedagogical

ANALYSIS OF THE COMPLIANCE ... sciences

циальный сайт университета;

- фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата в электронном журнале учета посещаемости и успеваемости;

- проведение занятий и использование процедур оценки результатов обучения, с применением электронного обучения, в том числе тестовых обучающих и контролирующих программ на практических, итоговых занятиях и промежуточной аттестации;

- формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы.

Проблема кадрового потенциала в системе высшего образования представляется ключевой, так как от этого зависит уровень квалификации, полученный выпускником [24-38]. Поэтому очень важно проводить анализ выполнения в КГМУ требований к кадровым условиям реализации программы бакалавриата представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Соответствие кадровых условий реализации программ бакалавриата в КГМУ требованиям ФГОС ВО

Показатель кадрового обеспечения Требования ФГОС ВО* В КГМУ

3S.03.01 Экономика 38.03.02 Менедж-

Доля штатных научно-педагогических работников (НПР) Не менее 50% 75% 74%

ДоляНПР, имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисцип- Не менее 70% 80% 89%

ДоляНИР, имеющих ученую степень и (или)ученое звание Не менее 70% 66% 79%

До ля работников из числа руководителей иработников организаций, деятельность которых связана с профилем реализуемой пр огр аммы б акал аврнат а {стаж р а б оты не менее 3 лет) Не менее 10% 8% 10%

* - в приведенных к целочисленным значениям ставок

В целом, данные таблицы 2 свидетельствуют, что кадровые условия реализации программы НП Менеджмент соответствуют требованиям ФГОС ВО, в то время как для НП Экономика доля научно-педагогических работников, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, составляет только 66% (требование стандарта не менее 70%). Недостаточно также работников из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с профилем реализуемой программы бакалавриата, - 8% (требование стандарта не менее 10%).

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В соответствии с требованиями ФГОС ВО к материально-техническому обеспечению программ бакалавриата, в КГМУ имеются учебные аудиторий для проведения занятий лекционного и семинарского типа, выполнения курсовых работ, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы обучающихся, оснащенные необходимой мебелью. При проведении занятий лекционного типа используются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядные пособия, обеспечивающие тематические иллюстрации изучаемого материала. Помещения для самостоятельной работы обучающихся оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду университета. Для полноценного соблюдения требований ФГОС ВО реализации программы НП Экономика необходимо поднять долю научно-педагогических работников, имеющих ученую степень и (или) ученое звание до 70%, а долю работников из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с профилем реализуемой программы бакалавриата, до 10%.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Останина С.А., Птицына Е.В. Подготовка кадров высшей квалификации в условиях модернизации образования в творческом вузе // Мир науки. 2017. Т. 5. № 70

3. С. 19.

2. Останина С.А., Птицына Е.В. Модернизация высшего образования в контексте перехода к федеральным государственным образовательным стандартам четвертого поколения // Успехи современной науки и образования. 2017. №3. Т.1. С. 106-112.

3. Ватагина М.В. Влияние профессионализации образования на его конкурентоспособность: проблемы и перспективы // Профессиональное образование в современном мире. 2017. Т. 7. № 1. С. 766-775.

4. Платонова Р.И. Организационно-педагогические условия подготовки бакалавров-педагогов в условиях реализации ФГОС 3 + // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 79-82.

5. Макеева Е.Д. Особенности организации естественнонаучной подготовки будущих педагогов в условиях перехода на ФГОС третьего поколения // Самарский научный вестник. 2014. № 1 (6). С. 71-74.

6. Скоробогатова А.И. Повышение качества профессионального образования средствами телекоммуникационных систем в условиях действия ФГОС // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 69-71.

7. Аниськин В.Н., Бурцев Н.П., Добудько Т.В., Тюжина И.В. Подготовка педагога к мультимедийному сопровождению образовательного процесса в условиях реализации ФГОС // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 140-144.

8. Буримская Д.В. Анализ содержания ФГОС и других документов об образовании в аспекте подготовки преподавателей иностранного языка к профессиональной деятельности с использованием ИКТ // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 84-86.

9. Гранкина С.В. Компетентностный подход как основа подготовки бакалавра по направлению 38.03.01 экономика // В сборнике: Инновации в системе высшего образования материалы Международной научно-методической конференции. ФГБОУ ВО «Самарская государственная сельскохозяйственная академия». 2017. С. 155-158.

10. Еремичева О.Ю., Кочетова Т.Н., Афанасьева Е.А. Профессиональное формирование бакалавров: особенности образовательных траекторий будущих математиков // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 125-128.

11. Одарич И.Н. Результативность технологии обучения по формированию профессиональных компетенций у студентов бакалавриата по направлению 270800 строительство // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 81-85.

12. Жичкина Л.Н., Жичкин К.А. Компетентностный подход при преподавании дисциплины «Экономика отраслей растениеводства» // В сборнике: Инновации в системе высшего образования материалы Международной научно-методической конференции. ФГБОУ ВО «Самарская государственная сельскохозяйственная академия». 2017. С. 162-165.

13. Колкутина В.П., Кислицкая Н.С. Анализ корреляции ценностных ориентаций и компетенций ФГОС по направлениям «экономист» и «менеджер» как основа понимания ключевых компетенций лидерских качеств студента // Научное обозрение. 2016. № 19. С. 199-208.

14. Лившиц Ю.А. Экспериментальные исследования эффективности формирования региональной социокультурной компетентности студентов бакалавриата по историко-культурному туризму // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 83-87.

15. Тимощук Н.А. К вопросу о формировании мета-предметных компетенций у будущих бакалавров и специалистов // Самарский научный вестник. 2016. № 2 (15). С. 189-194.

16. Ермакова Т.Ф. Сравнительный анализ общекультурных компетенций бакалавров // Азимут научных ис-

Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)

педагогические науки

Репринцева Елена Васильевна АНАЛИЗ СООТВЕТСТВИЯ ...

следований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 44-45.

17. Зворыкина Т.И., Сильчева Л.В., Гогаева О.В. К вопросу разработки новых стандартов как основного критерия повышения качества образования // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. 2016. Т. 10. № 3. С. 50-58.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Олейникова И.Н. Проектирование основной профессиональной образовательной программы на основе профессиональных стандартов (на примере направления «Экономика») // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2016. № 1 (23). С. 103-112.

19. Павловский В.В. О необходимости пересмотра политики образования в России // Профессиональное образование в современном мире.2015. № 1(16). С. 45-53.

20. Гущина Т.И., Курин А.Ю., Позднякова Н.В. Соответствие основной образовательной программы подготовки бакалавров по профилю «начальное образование» профессиональному стандарту педагога: анализ принципов и содержания // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т. 22. № 3 (167). С. 5-14.

21. Тестов В.А. Различные подходы к понятию фундаментальности образования. URL: www. edit.muh. ru/content/mag/trudy/052008/08.pdf (дата обращения: 29.10.2017).

22. Развитие педагогического института Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина: образовательный блок / Т.И. Гущина, Л.Н. Макарова, И.А. Шаршов, А.Ю. Курин // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2016. Т. 15. № 2. С. 40-44.

23. Долгополова Л.В. Методологические основания гуманизации вузовского образования // Humanization of education and upbringing in the education system: theory and practice: материалы 4 Междунар. науч.-практ. конф. Prague: Vedecko vydavatelske centrum "SociosferaCZ", 2015. С. 6-10.

24. Буренина И.В. Повышение конкурентоспособности вуза на основе управления кадровым потенциалом // Нефтегазовое дело. 2013. Т. 11. № 1. С. 23-28.

25. Смирнов А.В. Человеческий потенциал науки и образования северных регионов // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 25 (400). С. 60-72.

26. Голотина В.Ю. Механизмы государственно-частного партнерства в развитии кадрового потенциала в сфере здравоохранения // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 91-94.

27. Корешева С.Г., Гарафутдинова Н.Я. Кадровая политика и работа с человеческим ресурсом в условиях кризиса как фактор развития образовательных организаций // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2016. Т. 8. № 1. С. 22-28.

28. Железнякова О.М., Черемных А.В. Проблема целостности процедур оценивания образовательной деятельности на примере образовательной организации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 136-139.

29. Зюкин Д.А., Беляев С.А. Оптимизации системы управления медицинскими кадрами региона // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 11-6. С. 1145-1148.

30. Гудкова С.А., Якушева Т.С. Некоторые особенности развития межкультурной коммуникации преподавателей вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 190-194.

31. Власова Н.В. Идентичность преподавателей вузов как фактор стратегического развития // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 20-21.

32. Днепров С.А., Сумина Т.Г., Венков С.С. Объективность экспертной оценки исследования готовности преподавателя СПО к профессионально-педаго-

гической деятельности // Педагогическое образование в России. 2017. № 2. С. 53-60.

33. Пустовалова Н.И., Пустовалова В.Г., Папушина А.В. Социально-профессиональная адаптация начинающих преподавателей вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 79-83.

34. Овакимян М.А., Андриасова К.Г. Оценка кадрового потенциала образовательной организации // Форум молодых ученых. 2017. № 6 (10). С. 1286-1292.

35. Шиняева О.В., Ахметшина Е.Р. Профессиональная идентичность преподавателей высших учебных заведений: теоретические и эмпирические результаты исследования // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 203-206.

36. Абдуллина Л.Б. Педагогическое мастерство преподавателя высшей школы // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 4 (5). С. 8-10.

37. Яковицкая Л.С. Изучение психологических особенностей личности, значимых для самореализации преподавателей технического университета // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 87-90.

38. Романов Е.В. Нормирование нагрузки преподавателей: проблемы и поиск решений // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 4 (104). С. 64-81.

Статья поступила в редакцию 11.10.2017

Статья принята к публикации 26.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.