УДК 378.037.1(547.14):796.42
АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ И РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ НГТУ, ВЫБРАВШИХ ОТДЕЛЕНИЕ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ
Алексей Владимирович Тертычный
Новосибирский государственный технический университет, 630092, Россия, г. Новосибирск, пр. К. Маркса, 20, доцент кафедры физического воспитания и спорта, кандидат педагогических наук, почетный работник высшего профессионального образования, тел. (905)933-08-91, e-mail: [email protected]
Валентина Тихоновна Тертычная
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Новосибирское училище (колледж) олимпийского резерва», 630087, Россия, г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 140, зав. практикой, тел. (960)788-78-67, e-mail: [email protected]
Аннотация. Впервые разработано и практически внедрено содержание технологии физического воспитания, основанное на применении методологии избирательного воздействия на двигательные единицы различного типа и вида в целях развития физического потенциала студентов.
Ключевые слова: физическое воспитание, физическая подготовка, легкая атлетика, двигательные единицы, педагогическая технология, здоровый образ жизни (ЗОЖ).
CONTENT ANALYSIS AND REULTS OF REALIZATION PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS FROM NSTU, WHO HAVE CHOSEN THE BRANCH OF ATHLETICS
Alexey V. Tertychnyi
Novosibirsk State Technical University, 630092, Russia, Novosibirsk, Pr. K. Marksa, 20, Associate Professor, Department of Physical Education and Sport, Ph. D., Honored Worker of Higher Professional Education, tel. (905)933-08-91, e-mail: [email protected]
Valentina T. Tertychnaya
State autonomous vocational educational institution of the Novosibirsk region «Novosibirsk School (College) of Olympic Reserve», 630087, Russia, Novosibirsk, st. Nemirovich-Danchenko, 140 Head of the practice, tel. (960)788-78-67, e-mail: [email protected]
Abstract. For the first time developed and practically implemented the technology content of physical education based on the application of the methodology of the electoral impact on the motor units of various types and species in order to develop physical potential students.
Key words: physical education, athletics, motor units, educational technology, healthy lifestyle (HLS).
Актуальность
Современные технологии физического воспитания в вузе определяются методологией построения ФГОС ВПО (Федеральный государственный образо-
вательный стандарт высшего профессионального образования) и инновационными идеями в области физического воспитания молодежи. При этом каждому учебному заведению предоставляется определенная свобода в выборе средств, методов, форм и условий занятий. Данные специальной литературы отражают неоднозначные результаты процесса ФВ (физического воспитания) в вузах Российской Федерации. Имеются факты, свидетельствующие о низкой эффективности ФВ [4, 5] и снижении физической подготовленности (ФП) студентов за годы учебы в вузе.
Информация о негативной динамике ФП студентов за годы их учебы в вузе подтверждается результатами семилетних исследований в этой области по программе кафедры физического воспитания и спорта (ФВиС) НГТУ.
Физическая подготовка является равноправным элементов системы ФВ студентов, обеспечивающим его целостность наряду с физическим образованием и воспитанием. Значимость целенаправленных физических упражнений для здоровья и формирования профессиональных и индивидуально важных свойств личности доказано многочисленными исследованиями. Тем не менее, именно в этой области наблюдаетс
я многолетняя негативная тенденция [6,7]. Поиск рациональных вариантов построения эффективного процесса физической подготовки в рамках педагогических технологий ФВ еще не завершен и нуждается в новых идеях. Разработана соответствующая технология и на кафедре ФВиС НГТУ.
Цель нашего исследования: произвести анализ содержания и результатов функционирования педагогической технологии, реализуемой нами на отделении легкой атлетики НГТУ и разработать соответствующие рекомендации.
Объект исследования: педагогическая технология ФВ студентов отделения легкой атлетики кафедры ФВиС НГТУ.
Предмет исследования: содержание, педагогические условия реализации процесса физической подготовки студентов, результаты этого процесса и причины их обусловившие.
Методика и организация исследования
Планирование, организация и проведение экспериментальных занятий по дисциплине «Физическая культура» со студентами, выбравшими легкую атлетику, осуществлялось в форме педагогической технологии, в рамках академического курса.
При этом была предпринята попытка реализации критериев технологичности (по Г.К. Селевко) - концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость и принципов системы ФВ в учебном процессе. Исследование проводилось в осеннем семестре 2015-16 учебного года со студентами 4-ого курса, основной и подготовительной медицинских групп, в количестве 174 человек, юношей и девушек, разных факультетов НГТУ. Студенты выбрали занятия на отделении «легкая атлетика» в соответствие с идеями спортивно-ориентированного ФВ.
Концептуальную основу технологии составили идеи:
о когерентном согласовании, несовпадающих, нередко противоречивых интересов личностей и общества(Г.Г. Наталов, В.Е. Козловцев, 2002);
о применении методологии избирательного воздействия на двигательные единицы различного типа и вида в целях развития физического потенциала студентов (А.П. Кизько, 2009);
• системного подхода (Л. Берталанфи, 1969);
• наведения адекватных процессов внешней и внутренней активности занимающихся, обеспечивающей их самосохранение, саморазвития или самосовершенствование (В.К.Бальсевич, Г.Г.Наталов, Ю.К.Чернышенко, 1997);
• дифференцированного и индивидуального подходов, основанных на знании о биосоциальной природе человека [1].
Экспериментальный учебный процесс проводился в соответствии с ФГОС-3+. Общий объем часов на дисциплину «Физическая культура (ФК)» в УПсеместре составил 52 часа. Совокупная продолжительность занятий -18 недель. В связи с этим расписание дисциплины ФК на факультетах предполагало занятия в объеме 6 часов в 2 недели (каждое занятие продолжалось 2 часа). Выбор студентами вида двигательной деятельности проводился в соответствии с принципами спортивно ориентированного ФВ. Основная цель курса - обеспечить условия для духовного и физического развития личности студента средствами легкой атлетики, формирования здорового образа жизни (ЗОЖ), обеспечения психофизической подготовленности к будущей профессиональной деятельности, освоение навыков саморазвития и самовоспитания.
Экспериментальная программа по легкой атлетике для 4-ого курса включала общеразвивающие, подготовительные упражнения, бег, упражнения для развития основных физических качеств, эстафеты и подвижные игры. В теоретическом плане предусматривалось формирование у студентов системного представления о выносливости и о месте деятельности по ее развитию и поддержанию в ЗОЖ. В качестве итога процесса освоения теоретической части программы, предусматривалось написание студентами реферата и разработка индивидуального плана развития выносливости.
В содержании программы есть важная особенность. Речь идет о целепола-гании в области развития физических качеств. Данные литературы свидетельствуют, что разносторонняя физическая подготовленность - это наилучший вариант формирования физического здоровья молодежи. При этом анкетирование студентов 4-ого курса, проведенное за год до эксперимента, показало приверженность самой большой группы учащихся (36,4 % опрошенных) идеалам гармонического развития. Иными словами, базовым содержанием процесса развития физических качеств студентов 4-ого курса на отделении легкой атлетики является общая физическая подготовка (ОФП).
Наилучшим вариантом классификации нагрузок при развитии физических качеств является, по нашему мнению, классификация нагрузок на основе избирательного действия на двигательные единицы различного типа и вида [2].Обоснование этого вывода мы уже представляли в специальной литературе
[8]. Действуя избирательно и последовательно соответствующей нагрузкой на двигательные единицы различного типа и вида, мы объективно обеспечиваем направленность процесса развития двигательных способностей на ОФП. С учетом сказанного нами, повторяющийся цикл занятий по легкой атлетике спроектирован со следующей направленностью.
Занятие №1
Развитие циклических (максимальных) способностей мышечных волокон быстрых двигательных единиц (БДЕ-11-В) и систем, обеспечивающих их деятельность.
Повторный бег с максимальной скоростью на дистанции 50 м. Количество повторений 7-9 раз. Между пробежками пассивный отдых до восстановления индивидуальной ЧСС ~ 140 уд/мин.
Совершенствование техники бега на средние и длинные дистанции.
Занятие №2
Развитие циклической способности мышечных волокон медленных двигательных единиц (МДЕ) и систем, обеспечивающих их деятельность.
Равномерный длительный бег при ЧСС=150±5 уд/мин.
Занятие №3
Развитие циклических способностей мышечных волокон промежуточных двигательных единиц (БДЕ-11-А) и систем, обеспечивающих их деятельность.
Темповой бег при ЧСС=175±5 уд/мин.
Занятие №4
Общая физическая подготовка.
Круговая тренировка.
Развитие собственно силовых и динамических силовых способностей мышечных волокон типов и видов двигательныхединиц (МДЕ, БДЕ-11-А, БДЕ-11-В).
Значительное место в нашей технологии занимает деятельность педагога по формированию мотивации к занятиям легкой атлетикой. Эта работа определяется особенностью мотивов, потребностей, интересов, целей студентов. При этом мы пользуемся рекомендациями, опубликованными в специальной литературе [9]. В свою очередь, мы большое внимание уделяем анкетированию студентов. Результаты анкетирования докладывались на различных конференциях.
Контроль над результатами учебной деятельности студентов 4-ого курса осуществлялся на основании балльно-рейтинговой системы. На кафедре ФВиС НГТУ применяется 100-балльная шкала определения рейтинга студента. Рейтинг студентов складывается из баллов, полученных за посещаемость учебных занятий; воспроизведение техники бега на средние и длинные дистанции; написание и защиту реферата по проблеме «Выносливость и методика ее разви-тия»;сдачу единых контрольных нормативов (ЕКН). ЕКН представляют собой систему из трех элементов, отражающую уровень развития силовых и скорост-но-силовых качеств, а также выносливости. Соответственно применяются тесты: подтягивание из виса на перекладине (юноши), подъем туловища из положения лежа в течение одной минуты (девушки), прыжок в длину с места, бег на
1000 метров. ЕКН сдают студенты всех отделений кафедры один раз в семестр во второй его половине. ЕКН стали основным показателем динамики уровня ФП студентов экспериментальной группы. Следует отметить, что значительная часть студентов, ставшая объектом наблюдения в текущем учебном году, занимались легкой атлетикой и в предшествующем. Если учесть, что предыдущая сдача ЕКН производилась в апреле 2015 учебного года, а последнее тестирование, отражающее результаты эксперимента, проведено в конце ноября 2015, то это дает возможность отследить динамику результатов за период в 7 месяцев.
Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение
Итогом реализации экспериментальной технологии являются следующие факты:
• сдача в конце УП-ого семестра норматива по технике бега на средние и длинные дистанции произведена студентами на среднюю оценку в 4,67 балла по пятибалльной шкале;
• при защите рефератов студенты продемонстрировали знания и практические умения в составлении индивидуальных программ по развитию выносливости с оценкой, в среднем, на 4,35 балла по пятибалльной шкале.
Таким образом, образовательная составляющая педагогической технологии реализована достаточно успешно.
Результаты сравнения величины показателей ЕКН, зафиксированные в апреле и ноябре 2015 года отражают отсутствие достоверных изменений ФП студентов, как в сторону ее улучшения, так и в сторону ухудшения. Следовательно, проведенный нами эксперимент не дал положительных результатов.
Переходим к обсуждению итогов выполненного педагогического исследования. В этой связи рассмотрим причины, которые с нашей точки зрения определили полученный результат.
Как мы уже указывали выше, экспериментальная педагогическая технология конструировалась и реализовывалась на основании ФГОС ВПО 3+. Согласно этому документу и согласующейся с ним экспериментальной программе, количество занятий в недельном микроцикле ( в седьмом семестре всего 18 недель) циклически повторяло формулу: 1 -ая неделя - 2 занятия по 2 часа, 2-ая неделя - 1 занятие, 3-я неделя - 2 занятия и т.д. Из этого положения следует, что отдельные занятия периодически разделяло время, протяженностью в одну неделю и даже больше. Такой вариант планирования не позволяет начать очередное занятие в фазе суперкомпенсационного явления в функциональном состоянии организма студентов, противоречит объективной закономерности [2] и не реализуется принцип систематичности. Следовательно, условия организации учебного процесса в соответствии с ФГОС ВПО 3+ объективно не обеспечивают возможности для развития двигательных способностей студентов.
Условием, негативно повлиявшим на результат педагогического эксперимента, послужило нерациональное, с позиции обеспечения условий для развития физических качеств, конструирование минимальных величин рейтинга студентов, достаточных для получения зачета. Эта граница была определена
суммой в 50 баллов из 100. На основании этого плана 90% студентов получили зачет по физической культуре, посетив только 10-12 занятий из 25 возможных, и перестали их посещать. Вместе с тем, данные литературы свидетельствуют, что тренировочный эффект возникает в случае, если нагрузка была достаточно длительной. Обычно продолжительность тренировок, при которых проявляется заметный тренировочный эффект составляет для выносливости 10-16 недель, для скоростно-силовых способностей от 8 до 10 недель. Для тренировки выносливости достаточно заниматься 2-3 раза в неделю, для увеличения мышечной силы - 3 раза в неделю [3].
Серьезно уменьшили шансы студентам получить прирост физического потенциала в VII семестре предшествующие этому периоду летние каникулы. Считается, что в период каникул студенты должны заниматься физическими упражнениями самостоятельно, но на самом деле этого не происходит. В этой связи многое было утрачено с позиции принципа обратимости в развитии физических качеств.
Полученные посредством эксперимента результаты могли бы быть положительными, если бы на каждом занятии величина нагрузки была ориентирована на максимальный объем развивающей беговой нагрузки. Специалистами [2] получены значения этого параметра, существенно превышающие меру нагрузки, выполняемую студентами. Так, при скорости бега, соответствующей частоте сердечных сокращений 150±5 уд/мин для юношей доступна дистанция в 8800-11400 метров, а для девушек 7000-8400 метров. При интенсивности бега, соответствующей частоте сердечных сокращений 175±5 уд/мин у юношей достижимой, без вреда для здоровья, является дистанция 5800-8400 метров, а у девушек 2400-3600 метров.
Существенным фактором, обеспечивающим улучшение физической подготовленности студентов, является налаживание полноценной обратной связи, которая обеспечивает информированность преподавателя о текущем состоянии занимающихся непосредственно в день занятий. Одной из продуктивных форм реализации обратной связи является введение дневника самоконтроля.
Студенты экспериментальной группы 4-ого курса еще на 1-ом курсе прослушали курс лекций по теории физической культуры. К четвертому курсу знания о ЗОЖ растворились в потоке многообразной информации, которую получают студенты. Практика показывает, что знания необходимо закреплять и систематически проводить соответствующую работу в самых разных формах.
Подводя итоги, необходимо отметить, что в процессе занятий студентов на кафедре физического воспитания НГТУ, в частности в вопросах, связанных с повышением уровня физической подготовленности присутствуют проблемы. С нашей точки зрения, разрешение отмеченных нами выше проблем, связано, с одной стороны, с поиском рациональной организации учебного процесса. С другой стороны, совершенно необходимо для дополнения физической нагрузки на организм студентов привлечение внеурочных форм занятий.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Додонова Л.П. Методы соматотипирования в возрастной и конституциональной антропологии: учеб. пособие. - Новосибирск: Новосибирское книжное изд-во, 2006. - 160 с.
2. Кизько А.П. Совершенствование системы управления функциональной подготовкой спортсменов на основе причинно-следственных закономерностей (на примере лыжных гонок): монография. - Новосибирск: Изд-во НГТУ , 2009. - 399 с.
3. Лях В.И. Зданевич А.А. Физическая культура: 8 - 9 кл.: метод. пособие; под общ. ред. В.И. Ляха. - М.: Просвещение, 2007. - 84 с.
4. Мусина С.В., Егорычева Е.В. Поиск путей повышения эффективности учебного процесса по физической культуре в вузах: физическая культура и спорт в 21 веке: сб. науч. тр. -Волжский, 2006. - С. 238-240.
5. Павлов В.И., Панина О.В. Профилированные учебные модули по физической культуре в условиях медицинского и ветеринарного образования// Теория и практика физической культуры.- 2012. № 9. - С.17-20.
6. Салимов М.И., Афанасьев Е.А., Вадутов Р.Р. Мониторинг состояния здоровья студентов Екатеринбургского филиала Уральского государственного университета физической культуры // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2011. - № 1. - С. 68-72.
7. Скалиуш В.И, Таланцев А.Н. Сравнительный анализ показателей физического развития, функциональной и двигательной подготовленности студентов «неспортивных» профилей вуза физической культуры // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2011. - № 5. - С. 67-71.
8. Тертычный А.В., Забелина Л.Г. Классификация нагрузок как один из важнейших элементов в системе управления развитием двигательных способностей школьников // Теория и практика физического воспитания. - Донецкий национальный университет. - 2004. -С.134.
9. Яковлев Б.П., Бабушкин Г.Д., Ниясова Н.С. Модель удовлетворения социальных потребностей в спортивной деятельности // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 8. -С. 83-85.
© А. В. Тертычный, В. Т. Тертычная, 2016